В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кристалевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

http://pravenc.ru/text/674063.html

В 1894 г. власти г. Данилова предоставили общине землю, в кон. XIX - нач. XX в. благотворителями Д. м. являлись петербургский предприниматель Д. С. Бочагов, даниловский купец А. Н. Масаинов, вдова купца И. В. Ворохобина и др. На их средства в 1894 г. в местности Горушка были построены 16-келейный деревянный корпус с шатровой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, 2-этажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор с коровником и конюшней. Освящение храма и построек обители совершил 13 авг. 1894 г. Ярославский архиеп. Ионафан (Руднев). В 1901-1908, 1915-1918 гг. по проекту петербургского архит. В. А. Косякова в Д. м. был возведен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского. 16 сент. 1918 г. собор был освящен Патриархом св. Тихоном в сослужении Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) . Настоятелем собора, в котором начались регулярные богослужения, стал свящ. Захарий Бенедиктов. Вероятно, ок. 1918 г. домовый Казанский храм был переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца. Величественный храм, построенный в русско-визант. стиле, является авторским повторением проекта ц. Успения Пресв. Богородицы (подворья Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ) в С.-Петербурге (1895-1900) с незначительными изменениями в оформлении апсид и входов. В кубическом объеме собора конструктивно выделены центральные прясла фасадов, имеющие позакомарное покрытие; с востока примыкают 3 апсиды, с запада - притвор, равный по ширине храму, увенчанному 5 главами на барабанах (центральный - световой). Основной объем здания декорирован в стиле узорочья XVII в.: ряды ширинок подчеркивают конструктивное членение постройки, широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы; полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными завершениями; ряды кокошников украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга идентичные друг другу крыльца с висячими гирьками в середине проемов. В отличие от основного объема храма его апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и аркатурными поясами в визант. стиле. При постройке Казанского собора, как и в ц. Успения в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся арок с большим пролетом, что позволило исключить установку столбов в интерьере, сохранив единое обширное пространство храма.

http://pravenc.ru/text/171337.html

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

В 1923 году собор захватили представители церковного обновленческого раскола. В 1927 году договор властей с обновленческой общиной «за отказом самих верующих ввиду их малочисленности» был расторгнут. В 1931 году Лукояновский горсовет принял постановление использовать здание бывшего Покровского собора под городской Дом культуры. В 1930-е годы по причине аварийного состояния здание собора было разобрано. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл освятил в Лукоянове новый Покровский храм. В связи с этим было принято решение, что рассчитанный на 500 человек кафедральный собор будет освящен в честь святителя Тихона Задонского. Имя этого святого носила Лукояновская женская обитель. До революции на территории Лукоянова находился Тихоновский женский монастырь, основанный в 1855 году местной дворянкой Анной Листовой. Первоначально возникла богадельня для призрения женщин. В 1867 году в ней был освящен деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. Главной святыней этой церкви был список с чудотворной афонский иконы Божией Матери «Экономисса». 16 ноября 1896 года лукояновская община указом Священного Синода была обращена в третьеклассный женский монастырь. Со становлением советской власти из монахинь была организована сельскохозяйственная трудовая артель, существовавшая с 1922 по 1928 год. Василий Степанович Гундяев — дед Святейшего Патриарха Кирилла работал в Лукоянове механиком-машинистом. Он родился в селе Оброчное, которое в дореволюционный период относилось к Лукояновскому уезду. В семье Василия и Прасковьи Гундяевых воспитывались семь детей. В 20-е годы Василий Степанович организовал самостоятельный приход для рабочих-железнодорожников. Он был участником борьбы Церкви с обновленческий расколом. В 1922 году его арестовали по обвинению в антисоветской агитации и сослали на пять лет в Соловецкий лагерь. Затем Василий Гундяев пытался спасти от закрытия Тихоновскую обитель, но в 1931 году снова был арестован, прошел несколько тюрем и ссылок. После освобождения в середине 50-х годов он принял священнический сан и более десяти лет служил в селе Уса-Степановка в Башкирии. Отец Патриарха Михаил Васильевич Гундяев родился и учился Лукоянове, после чего проходил послушания у викария Ярославской епархии епископа Любимского Сергия (Мельникова). Впоследствии, имея твердую веру и убеждения, в 1926 году он отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но закончить их не сумел по причине их закрытия. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в механическом техникуме. В 1934 году за свои религиозные убеждения он был арестован и сослан на Колыму.

http://patriarchia.ru/db/text/5681334.ht...

Церковь св. Евфимия Новгородского и иконы Божией Матери «Споручницы грешных» в женском духовном училище. 1851–1854 гг. Совр. адрес: ул. Ангарская, 14 (Набережная Ангары, Знаменское предместье). Училище построили на средства иркутского купца Евфимия Андреевича Кузнецова в 1849–1853 гг. рядом со Знаменским женским монастырем. Принадлежавшую монастырю больничную церковь во имя Димитрия и Трифона, устроенную в 1816–1818 гг. в каменных кельях, которые назывались Чупаловскими по имени строителя, решили передать в ведение женского духовного училища. В 1851–1854 гг. ее перестроили и украсили на средства Е.А. Кузнецова. В январе 1854 г. иркутский архиепископ Нил освятил ее с переименованием (в честь благотворителя) во имя Евфимия Новгородского Чудотворца и во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». С переводом женского духовного училища в новое здание (в 1901 г.) церковь была упразднена, но затем опять возобновлена и возвращена Знаменскому монастырю. В 1924 г. собрание рабочих, проживающих на территории Знаменского монастыря, постановило устроить в церкви красный уголок. К настоящему времени Чупаловские кельи и церковь руинированы. Знаменский девичий монастырь в Иркутске, единственный женский монастырь в Восточной Сибири, был основан в 1689 году на мысу при впадении в Ангару речки Ушаковки. Митрополит Тобольский и Сибирский Павел благословил строительство женского Знаменского монастыря. Первым строителем монастыря был Влас Сидоров с командой плотников. Все первые строения обители были деревянными. Соборная Знаменская церковь, срубленная в 1693 под наблюдением " выборного торгового человека " Власа Сидорова, к 1727 году пришла в ветхость. В 1728 году на её месте возвели новый деревянный собор, но уже спустя 20 лет встал вопрос о замене всех построек монастыря каменными. Во второй половине XVIII века в монастыре началось каменное строительство, продолженное в первые десятилетия XIX века. В результате сформировался дошедший до наших дней ансамбль монастыря, в который входит Знаменский собор, церковь во имя Свв. Дмитрия и Трифона, кладбище, дом настоятельниц, деревянный и каменный корпуса келий, хозяйственные постройки и ограда со Святыми воротами.

http://sobory.ru/article/?object=11663

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

Иверская обитель, расположенная на скате крутаго волжскаго берега, украшает собою северную часть города. Источник: " Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал " . Составил С. Монастырский. Казань. 1884 год. В первой половине XIX века в уездном городе Самаре Симбирской губернии не было православных обителей. Девицы и вдовицы, решившие уединиться, вынуждены были подвизаться самостоятельно. По ходатайству сестёр, православных жителей Самары и с благословения Симбирского епископа Феодотия решено было организовать в центре Самары иноческую женскую обитель. Несколько именитых жителей города даже пожертвовали свои земли на берегу Волги. В 1850 году, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил и освятил место новой женской общины, а также её первых насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. В 1851 году Самара из уездного города преобразуется в губернский, образуется самостоятельная Самарская епархия. Вместе с ростом и расцветом города растёт и обустраивается обитель. Через 10 лет община была преобразована в общежительный женский монастырь. Первой в обители была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с 8-ми келиями под ней и вокруг неё, в которых и поселились первые 38 подвижниц. В 1855 году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил небольшую деревянную церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, для которой приспособили ранее построенную часовню. В 1869 году был построен 5-главый каменный храм в русско-византийском стиле во имя прп. Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1902 года после капитального ремонта храм стал называться Успенским. Просторный, наполненный воздухом и светом, прохладный в жаркое самарское лето, Успенский храм пользовался особой любовью горожан. До построения нового Кафедрального собора он был самым большим и благолепным из всех церквей Самары.

http://sobory.ru/article/?object=02519

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. 1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. 17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. 7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. 27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. 22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита . 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря. Подворья [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

На пожертвования царя Михаила Феодоровича , боярина И. Н. Романова и на др. средства при игум. Гурии на месте сожженной Предтеченской ц. в 1635-1638 гг. был построен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: бесстолпный 3-апсидный четверик, вытянутый с севера на юг, завершенный 3 рядами килевидных кокошников и увенчанный 3 шатрами. Барабан центрального шатра прорезан световыми проемами; в сомкнутом своде церкви сохраняются голосники. К храму примыкают 2 придела: во имя св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (к 1887 переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери), апсиды к-рых составляют единую линию с апсидами четверика. Объемы приделов также завершены 3 рядами кокошников и главками (предполагается, что первоначально приделы имели шатровые завершения). С юж. стороны храма - крыльцо с арочными входами и полуциркульным сводом с распалубками. Храм декорирован узорочьем, характерным для зодчества 2-й трети XVII в., с использованием белокаменных деталей и зеленых поливных изразцов. Основной объем украшают сдвоенные полуколонки, помещенные в ниши; юж. и зап. стены, а также все апсиды прорезаны окнами с килевидными кокошниками. Барабаны шатров украшены цепочками из дынек, шатры - мелкими кокошниками и белокаменными гуртами. В сер. 30-х гг. XIX в. к Смоленскому храму была пристроена квадратная, крытая крутой 4-скатной кровлей трапезная, под сев.-зап. частью к-рой устроен подвал из 5 камер. Храм также был перестроен: появились фронтоны в стиле ампир над приделами и апсидами. В 1912 г. изучением храма занимался П. Д. Барановский . В результате реставрационных работ (1962, 1976-1989, 1991-1994, 1999-2000) церкви был возвращен первоначальный облик. На стенах и сводах интерьера сохранились фрагменты масляной живописи XIX в. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. В 1650 г. в В. м. была возведена теплая кирпичная надвратная ц. в честь Вознесения Господня с трапезной.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи  передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17592

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010