Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 26 февраля 1915 г. скит Феофания возводится в самостоятельный общежительный Свято-Пантелеимоновский монастырь, настоятель которого избирается из числа монашествующей братии. С приходом советской власти монастырь терпит притеснения и гонения. В 20-х гг. ХХв. на территории Феофании располагается детский дом, позже агрошкола. В сентябре 1930 г. все четыре храма обители были закрыты, а именно: 1. Храм в честь чуда Архистратига Михаила (построен в 1803 г., возобновлен в 1861 и 1872гг.); 2. Храм Всех святых на монастырском кладбище (построен в 1869 г.); 3. Храм во имя иконы Божией Матери, именуемая " Владимирская " (построен в 1900 г.); 4. Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона (построен в 1914 г.); Все здания со скотными и птичьим дворами были переданы сорабкооповскому хозяйству и профсоюзной школе. Монастырь прекратил свое существование. С 1961 г. все постройки и территория монастыря переходит в распоряжение Института механики АН УССР, сотрудники которого проводили в здании собора разные эксперименты, в т. ч. со взрывами направленного действия. 20 мая 1990 г. изуродованное здание Собора было возвращено Церкви и первым его настоятелем был назначен архим. Серафим (Демьнив), ныне еписком Яготинский, викарий Киевской митрополии. Стремлясь не только возобновить Собор, но и возродить монашескую жизнь на месте древней обители, настоятель Серафим обратися к игумении Свято-Покровского монастиря с предложением устроить в Феофании женский скит. По благословенню блаженнейшего Владимира (Сабодана) митрополита Киевского и всея Украины матушка Маргарита (Зюкина) благословила в Феофанию первых сестер. Так зажжена была лампада нового монастыря. Возобновились ежедневно Богослужения, обычай неусыпного чтения Псалтири, налаживался монастырский быт, пошло восстановление всех корпусов обители. В 1998 г. блаженнейший митрополит Владимир освятил отремонтированный Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона. С 2002 г. скит Феофания стал самостоятельным общежительным монастырем, из числа сестер была избрана игумения Елисавета (Андреева). В 2005 г. построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05911

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая " Трубчевская " , которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы. В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии. Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из " Пензенских епархиальных ведомостей " 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). " ... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь " . На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

http://sobory.ru/article/?object=02766

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона ( Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» ( Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли. Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1991 г. на развалинах храма Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1861). В 1992 г. была обретена икона Тервеничской Божией Матери. Основное занятие в обители - иконопись (иконы из Тервеничей можно встретить повсюду в храмах Северо-запада). Самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской епархии - Покрово-Тервенический женский монастырь. Раньше на этом месте находился деревенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, куда по большим праздникам приезжали жители окрестных сел и деревень. Тервенический погост впервые упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича среди описаний других погостов Приладожья и Прионежья. Эти Новгородские земли с давних времен были населены славянами и вепсами. По одной из версий, название поселения имеет финно-угорское происхождение. " Те " - по-вепски означает " здравствуй " (можно также вспомнить финское " терви " и эстонское " тере " ). Окончание же " ..-ичи " явно славянского происхождения, что лишний раз доказывает, насколько тесно переплелись в северо-западных землях корни славянских и финно-угорских народов. Переписи 1582-1583 гг. упоминают о том, что в центре погоста находилось два храма, а сам погост назывался Михайловским, в честь Архангела Михаила. Во многих близлежащих деревнях были часовни. Во время многочисленных войн деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, но затем вновь заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15-ти верстах от Тихвина, еще часть - Новгородскому архиепископу. В конце XVIII в. Тервеничи утратили значение административного центра. В 1861 году на средства местных жителей в селе строится большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи. После прекращения богослужений, в 1935 г. в церкви разместился клуб. Затем храм использовали под склад зерна, еще позже - под склад удобрений. Удобрения разъели штукатурку, уничтожив настенные росписи. После того как в храме разобрали крышу и сожгли окна, он начал быстро разрушаться.

http://sobory.ru/article/?object=00107

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

В 1898 году в обители был сооружен по проекту архитекторов Ф. Кульчицкого и П. Палиевского трехпрестольный Преображенский собор, боковые приделы которого были освящены в честь икон Божией Матери «Казанская» и святителя Николая. Кирпич для строительства изготавливался на месте, недалеко от речки до сих пор сохранились следы печей для обжига кирпича. Иконостас и все иконы в соборе были позолочены. Собор украшала высокая колокольня. Самый большой колокол весил 200 пудов. Отливали его в Вороне¬же, везли в монастырь на четырех спаренных возах восемь пар волов. Звон монастырских колоколов разносился на всю округу, возвещая о начале службы. Богослужения в соборе совершались ежедневно с 23 мая по 14 октября. После Покрова собор закрывали на всю зиму, что¬бы перепад температуры не разрушал внутреннюю отделку и иконы. В 1906 году монахиня Мелания была возведена в сан игумении, ей вручили особый знак отличия – Красный Крест II степени. К этому времени на территории монастыря были построены каменные трапезная, просфорная, пекарня, гостиничный корпус и келейные корпуса, в которых проживало 300 насельниц. В монастырь приходили богомольцы не только из Екатеринославской, но и из других, даже далеких губерний. Удивительно красивой была территория монастыря: тротуары выложены дубовыми досками, аллеи украшали многочисленные кусты роз и разные диковинные цветы, возле монастыря располагался большой фруктовый сад. Но особенно всех удивляли павлины, которые важно прохаживались по аллеям. В 1886 году к монастырю приписан скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На территории скита были храм, школа, больница и богадельня. Скит находился недалеко от Свято-Николаевского мужского монастыря на противоположном берегу реки Самарчик. В 1913 году в скиту было 19 монахинь и 70 послушниц. Священником был назначен Феодор Илларионович Колодяжный. В 1917 году Свято-Иосифовский монастырь имел 1200 десятин земли (800 га), 150 пар волов, 300 коров, много овец, в двух прудах разводили рыбу. Все, что давало монастырское хозяйство, продавали в своих магазинах.

http://sobory.ru/article/?object=26567

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь и женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел- во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя (монастырская) церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Дополнительно известно то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и, позднее, ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. В благодарность за избавление от плена патриарх Филарет по обету обустроил Смоленский монастырь. Он стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого патрона патриарха- Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. В 1624-1626 годах Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета. Храм считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных.

http://sobory.ru/article/?object=02257

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010