войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь . В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь . Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером ; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Храм был закрыт в 1938 г. Иконы и богослужебная утварь уничтожены, колокольня и купола снесены. Вновь храм был открыт в 1991 г. При храме есть чудотворный источник, на котором ежегодно совершаются водосвятия: в честь обретения Калужской чудотворной иконы (1-е воскресение Петрова поста), спасение Калуги от холеры в 1892 г. (18/31 июля), в память избавления от чумы в 1771 г. (2/15 сентября) и в память изгнания французов в 1812 г. (12/25 октября). http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Раньше на месте с. Ждамирова находилось три поселения: д. Ждамирово, д. Хитровка и с. Калужка. Все они принадлежали старинному роду бояр Хитрово. Со временем они образовали с. Ждамирово. Самым древним из этих поселений являлось село Калужка. Здесь находилось славянское городище, предположительно, первоначальное местоположение Калуги. С XVIII в. Калужка стала местом, куда стекалось большое количество богомольцев, приходивших поклониться Калужской чудотворной иконе Божией Матери, которая была обретена в 1748 году в д. Тиньково. Первое упоминание о храме в селе Калужка относится к 1600-1630 гг. Первоначально он находился " на старом городище " . Новый деревянный храм в честь Рождества Богородицы был возведён неподалёку. Каменный храм построен в 1760 году стараниями помещика Хитрово на церковные доходы. Первоначально был один престол - в честь Рождества Богородицы. В 1798 году построена колокольня, а позднее, в 1874 году попечением священников Александра Соколова и Василия Беляева была пристроена трапезная с двумя приделами, увенчанными главками. Северный придел освящён в честь святителя Николая Чудотворца, а южный - в честь святых апостолов Петра и Павла. 2 октября 1896 года в доме старшего священника храма была открыта церковно-приходская школа. В 1950 году здание было отдано под среднюю школу К началу ХХ столетия при храме было уже две церковно-приходские школы: одна в селе Калужка, а другая - в Турыниной слободе. На Калужско-Тульском тракте стояла часовня, приписанная к храму Рождества Богородицы. В 1938 году храм был закрыт, иконы и богослужебная утварь изъяты, купола снесены. После закрытия храма его здание использовалось как общежитие, баня, картонажный цех Калужского химфармзавода. Колокольня и подкупольный барабан были разобраны на кирпичи. Каменная ограда с коваными решётками не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=02572

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Вот почему, согласно церковному учению, отображенному в том числе и в чине освящения храма, люди, которые строят храмы сознательно, не просто исполняя свой профессиональный долг и получая за это зарплату, но строят их на свои средства, отдавая свое время, отдавая себя этому святому делу, Господь прощает грехи. Это великое доброе дело, которое зачтется и в этой жизни, и в той самой жизни, которая начнется со Страшного Суда Божиего». Святейший Владыка поблагодарил игумению Тавифу за труды по возрождений Вознесенского монастыря и удостоил ее права ношения креста с украшениями. В дар обители Святейший Патриарх передал икону святой блаженной Матроны Московской. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Святейший Патриарх поклонился мощам преподобной Марфы Тамбовской, которая скончалась в Тамбове в 1800 году (ее святые мощи были обретены в 2005 году). Завтра, 31 августа, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, Предстоятель Русской Церкви возглавит служение Божественной литургии в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан в 1690 году святителем Питиримом Тамбовским. Первой настоятельницей обители стала его родная сестра игумения Екатерина. В 1798 году был освящен каменный Вознесенский собор; в 1802 году вокруг монастыря была возведена каменная стена; в 1820 году был построен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами в честь святого Алексия, человека Божия, и пророка Божия Илии. В 1915 году в обители было около 600 насельниц. До 1925 года в Вознесенском соборе монастыря совершались богослужения. В 1927 году власти уничтожили монастырский некрополь и взорвали Вознесенский собор. Монастырь был закрыт в 1929 году. В 1988 году сохранившийся храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» передали епархии. В 1997 году в обители был построен крестильный храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://patriarchia.ru/db/text/3716140.ht...

Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Воронеж Святыни Воронежской области [ править править код ] Главная святыня региона - мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, которые находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа . Также в Благовещенском соборе находится часть мощей святителей Тихона, епископа Воронежского и Задонского, чудотворца и священномученика Петра (Зверева). Есть в кафедральном соборе и святыни вселенского масштаба. Среди них - ковчежец с частицами мощей святых апостолов, учеников Христовых, часть мощей мученицы Наталии, преподобных отцов Киево-Печерских, а также иконы с мощами святителей преподобного Силуана Афонского и священномученика Власия. В икону святителя Спиридона Тримифунтского вложена частица облачения (башмачок), бывшая на его святых мощах. Самая значимая достопримечательность Воронежской области - пещерные монастыри. Это Дивногорский мужской и Костомаровский женский монастыри. О возрасте пещерных монастырей спорят до сих пор. Есть разные версии о дате их основания. Одни говорят, что речь идет о годах гонения на христиан. Здесь можно вспомнить римские катакомбы, в которых молились верующие, скрываясь от преследования первые три века нашей эры. Другие считают, что наши монастыри похожи на каппадокийские храмы (современная Турция), где жили и совершали богослужения христиане, убегавшие от преследователей. В Острогожске находится Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери . Воронежцам он мало известен, но очень почитается у местного населения. Монастыри Воронежской области [ править править код ] Все монастыри Воронежской области Пещерные монастыри: Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь [ править править код ] В монастыре находится оригинал «Сицилийской» («Дивногорской») иконы Божией Матери . Адрес: Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье Подробнее... Спаса Нерукотворного Костомаровский женский монастырь [ править править код ] В монастыре находится оригинал Костомаровской иконы Божией Матери .

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

А вот снимок отца Иоанна с кропилом сделан не Карлом Буллой, а фотографом Оцупом, чья мастерская была на улице Бассейной, в двух шагах от Леушинского подворья. Поэтому есть основания полагать, что Оцуп запечатлел отца Иоанна именно в Леушинском подворье. Центральное место в следующем зале занимает картина художницы Екатерины Мясниковой «Небесное Леушино», созданная в 2002 году: матушка Таисия выходит из воды и ступает на берег, а за ней встают купола монастыря (здания словно парят в воздухе). Эта картина - иллюстрация чудесного видения игумении Таисии, которое она увидела во сне. Будто идет она по ржаному полю, вдруг поле заканчивается, и начинается выкошенный луг. Идет по лугу и чувствует - под ногами вода. Вода поднимается по колено, по пояс, по грудь. Матушка Таисия записала так: «Я почему-то чувствовала и знала, что эта вода искусственная, наливная, не самобытная». Матушка молится и идет вперед. Вдруг вода начинает опускаться. Когда матушка доходит до монастыря, вода полностью исчезает, и она входит в монастырь под звон колоколов и пение сестер. Это видение ее так поразило, что она его записала и показала Иоанну Кронштадтскому: искушение это или откровение? Батюшка благословил не только сохранить эту запись, но и издать ее. Подлинный смысл видения стал ясен только после октябрьского переворота. Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 году. При матушке Таисии в нем подвизалось около 700 насельниц, это был третий по величине женский монастырь в России после Дивеевского и Шамординского. Главной чтимой святыней монастыря была икона Похвала Божией Матери. Специально для отца Иоанна Кроншадтского с этой иконы был сделан список со словами: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Так эту икону и стали называть. В честь нее игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор - самый большой в России храм Похвалы Божией Матери. В настоящее время почитание этой иконы возобновилось. После октября 1917-го монастырь закрыли. Сначала там была детская колония, а потом монастырь вместе с городами и деревнями был затоплен, и возникло искусственное море - Рыбинское водохранилище. В наливном, не богозданном море береговая линия не сформирована, и грунт с берегов постепенно вымывается водой. Каждый год берега на метр уходят, и водохранилище мелеет. Уже сейчас есть огромные пространства, где глубина - полметра. Идея осушения обсуждается, поскольку, если водохранилище не осушить, этим местам грозит экологическая катастрофа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1777 году восстановлен. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». Ежегодно 11 мая совершается крестный ход из монастыря по городу. При монастыре две школы — одноклассная и двухклассная, богадельня, больница, свечной завод и мастерские: столярная, иконописная, рукодельная и чулочная. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь Рождества Христова. Известен в начале XVII в. под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма: двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги «Православные русские обители, 1910 г. В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века. Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид».

http://sobory.ru/article/?object=03204

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010