Анны (Сербининой (Сербиной)) и по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Сергия «тщанием окольничего Федора Зыкова» был возведен каменный летний собор в честь Сретения Господня с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (правым) и во имя св. Анастасии Римляныни (левым). По ведомости нач. 40-х гг. XVIII в. и офицерской описи 1763 г., это был 8-главый храм с 4 престолами и одноярусными иконостасами: в честь Сретения Господня, иконы Божией Матери «Страстная», Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Анастасии Римляныни; «на них кресты железные позолочены, крыты тесом, главы покрыты каменной чешуею», на колокольне имелось 6 колоколов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). В 1777 г., по сообщению тверского наместника Я. Е. Сиверса, Коллегия экономии ассигновала 500 р. на реставрацию обветшавшего храма. К этому времени в соборе имелось только 2 придела - св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. 16812. Л. 1-5). В 1786 г. по ходатайству игум. Надежды (Непейцыной) архиеп. Тверской и Кашинский Иоасаф (Заболотский) выделил 500 р. ассигнациями на ремонт обветшавших Сретенского собора и колокольни. Затем при игум. Александре (Непейцыной) на обновление собора и др. построек из казны было отпущено 3000 р. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1790 г. собор был перестроен. Теперь главный престол в честь Сретения Господня с 2 боковыми приделами (правым, в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и левым, во имя вмц. Анастасии Римляныни) располагался в вост. половине собора. С запада к Сретенскому собору примыкала зимняя церковь с 2 престолами - в честь Смоленской иконы Божией Матери (правый) и во имя свт. Николая Чудотворца (левый). Летняя Сретенская церковь соединялась с зимним храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери аркой со стеклянными дверями. Длина всей постройки составляла 13 саж. 2 аршина и 5 вершков; крыша из листового железа была покрыта медянкой; 5 глав летнего храма, окрашенные «под серебряный мат с рассыпанными золотыми звездами», венчали позолоченные железные кресты с коронами.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

как Ильинский женский монастырь, однако в 1764 г. была упразднена. Но значительная часть сестер не покинула Козлов и монашеская жизнь в городе продолжалась. По ходатайству горожан в 1858 г. монастырь был возобновлен при строящемся Боголюбском соборе. Обитель занимала целый квартал и включала в себя двухэтажный кирпичный келейный корпус с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», звонницу, приют и школу для детей-сирот, многочисленные хозяйственные постройки. Монастырь возводился преимущественно на средства козловского купца Ф.Г. Воронова. К 1917 г. в Боголюбском монастыре проживало 116 человек, в т.ч. 91 монахиня. Насельницы монастыря являлись духовными чадами старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 1918 г. Козловский Боголюбский женский монастырь был закрыт, а сестры разогнаны. Каменную ограду монастыря со святыми вратами и колокольню пустили на слом. В 1920-е гг. был уничтожен монастырский некрополь. После Великой Отечественной войны монастырь превратился в самую большую в городе коммуналку. По сей день в бывших монастырских кельях, помещении домовой церкви и даже в святом алтаре ютятся проживающие здесь жильцы. Боголюбский собор был закрыт в 1930 г. В основном он использовался в качестве складских помещений. Предпринимались попытки взорвать храм. Это не было сделано из-за опасности разрушения соседних жилых зданий. В 30-40-е гг. ХХ в. тысячи горожан стали свидетелями явления Пресвятой Богородицы у стен поруганного собора, благословлявшей изумленные толпы людей. Только по заступничеству Божией Матери храм и практически все монастырские постройки, включая здание, где располагалась домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», были сохранены в богоборческие годы. После войны сорваны с храма уникальные купола, в цокольных помещениях устроен городской соляной склад. На протяжении десятилетий атмосферные осадки размыли кирпичную кладку собора, соль разъела штукатурку и уничтожила все настенные росписи. Мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова) в далекие 1960-е гг.

http://sobory.ru/article/?object=11321

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Первоначально насельницы посещали богослужения в Димитриевском соборе г. Кадома. В 1824 г. местная дворянка Ф. М. Богданова отписала богадельне дом с усадьбой и с надворными постройками, оцененными в 530 р. В 1852 г. было разрешено строительство храма на территории усадьбы Богдановой. 20 авг. 1857 г. в К. м. был освящен летний каменный храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Позже, по проекту архит. А. С. Четверикова, с южной стороны был пристроен придел в честь Преображения Господня, а с северной - во имя прп. Сергия Радонежского. Интерьер храма был украшен настенной росписью, купол покрыт позолотой способом «горячего» золочения. В зап. части церкви была возведена 40-метровая колокольня (1856). В 1860 г. был построен и 4 авг. 1865 г. освящен теплый каменный храм во имя св. пророка Божия Илии с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1896 г. в К. м. был заложен 3-й каменный храм, теплый, 3-престольный: главный придел - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый - во имя арх. Михаила и левый - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1866 г. на общинной даче в с. Никиткино был построен деревянный 2-ярусный храм с ц. в честь Казанской иконы Божией Матери на 1-м этаже и ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на 2-м этаже. При игум. Магдалине (Машковой; † 1873) обитель была обнесена каменной оградой (1858), к 1910 г. построены 2-этажный каменный корпус (60-е - нач. 70-х гг. XIX в.), деревянный с мезонином корпус (1861) уч-ща, каменный 2-этажный хлебопекарный (1861) и деревянный игуменский корпуса, 2-этажная трапезная, казначейский корпус (1885), 2-этажное здание монастырской школы (1899), 2-этажный сестринский корпус в южной части мон-ря (1896), 2-этажное каменное здание в юго-восточной (1909), каменная одноэтажная келья (1840) при сев. вратах мон-ря, 2-этажный корпус (бывш. просфорный), деревянные псалтирный (на сев.-вост. стороне) и больничный (на сев. стороне) корпуса (1840), 3 причтовых дома (1857, 1880), 2-этажный дом (1904). Среди хозяйственных построек упоминаются каменные баня и ледник, 3 деревянных амбара, 2 ледника, 2 скотных двора, деревянный корпус (1897) при конном дворе, 2 конюшни - тесовая и каменная (1910) и бревенчатый каретный сарай на кирпичных столбах. Также во владении мон-ря находились бревенчатый дом (1895) в г. Кадоме на Заречной стороне (в приходе Преображенской ц.) и строения на Никиткином хуторе (12 верст от мон-ря): деревянные гостиница (1900), ветряная мельница с амбарами и жилым домом для рабочих и др.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

С 26 дек. 2002 по 7 мая 2003 г. временно управлял Ставропольской и Владикавказской епархией в связи с продолжительной болезнью Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) . 27 марта 2007 г. назначен ректором Екатеринодарской ДС. 26 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ избран председателем Церковного суда сроком на 4 года. С 27 июля 2009 г. является членом Межсоборного присутствия РПЦ. Тщаниями И. были восстановлены Свято-Троицкий и Свято-Ильинский храмы в Краснодаре, Вознесенский в Геленджике, Свято-Онуфриевский в Анапе, Свято-Троицкий в ст-це Старонижестеблиевской, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ст-це Ивановской. Символом возрождения церковной жизни в крае стали войсковой собор во имя вел. кн. Александра Невского (2006), возведенный на месте взорванного в 30-х гг. XX в. собора, и одноименный храм-часовня с приделом во имя Царственных мучеников. Построены новые храмы в Краснодаре: Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при краевом онкологическом диспансере, а также церкви во имя арх. Михаила в г. Темрюке, во имя Иоанна Богослова в ст-це Кущёвской, Рождества Пресв. Богородицы в Выселках. Были основаны тимашёвский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (1992), кореновский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1992), сочинский во имя Св. Троицы и вмч. Георгия жен. мон-рь (2000), Крестовая муж. пуст. в честь Воздвижения Креста Господня (2000), «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь (2002), краснодарский в честь иконы Божией Матери «Всецарица» женский монастырь (2005); возобновилась монашеская жизнь в жен. мон-ре равноап. Марии Магдалины (1994). С 1990 г. выходит ежемесячная газ. «Православный голос Кубани», включающая приложение для детей и юношества «Подсолнушек». Ряд благочиний и мон-рей также издают газеты и журналы. Во мн. светских газетах, в т. ч. крупнейших в крае «Кубань сегодня» и «Вольная Кубань», ведутся правосл. рубрики. На краевом телевидении епархия выпускает программу «Отчий дом», совместно с Гос. научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» устраивает фестиваль правосл. фильмов. Выходят в эфир программы правосл. радиостанции епархии «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/Исидором ...

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

В этом же году в селе Белка было создано и официально зарегистрировано общество в честь и память священномученника иерея Павла/Гайдая/во главе с монахиней Елисаветой/Марчук/. В храме свмч. иерея Павла/Гайдая/установлен в киоте образ Спасителя — келейная икона святого священномученника. В марте 2010 года обществу сщмч. Павла было подарено здание бывшей администрации колхоза. Осуществлены ремонтные работы здания: перекрыта крыша, заменены окна и двери, отремонтированы помещения гаражей, установлено каменное ограждение и благоустроена территория прилегающая к зданию. На территории установлена стелла со скульптурой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 15 августа 2011 года Влыдыка Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский посетил с. Белка и осмотрел строения будущего монастыря. Владыка Агафангел ознакомился с ходом строительных и отделочных работ, осмотрел сестринский корпус и хозяйственные постройки. 26 августа 2011 года под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира в Синодальном зале Киевской митрополии состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором по ходатайству митрополита Агафангела был открыт женский монастырь «Всех скорбящих Радость» в с. Белка Ивановского р-на Одесской области. В связи с открытием монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Белка Ивановского района Одесской области, в августе 2011 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил выход из сестричества Покрово-Тервенического женского монастыря и переход в Одесскую епархию следующих потрудившихся в создании будущей обители «Всех скорбящих Радость» сестер: монахиню Елисавету/Марчук/, монахиню Александру/Cмирнову/, инокиню Христину/Батракову/, инокиню Валерию/Жулай/, а монахиня Елисавета, много потрудившаяся на благо Одесской епархии, была представлена на должность настоятельницы будущего монастыря. 05 сентября 2011 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский посетил новообразованную обитель и возглавил первое праздничное богослужение в день памяти священномученника иерея Павла/Гайдая/. Во время Божественной литургии Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский возвел в игуменский сан монахиню Елисавету/Марчук/настоятельницу новой обители в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Сретенско-Преображенская церковь являлась теплым храмом Спасо-Преображенской церкви. Деревянная церковь упоминается в Сотной книге 1630 года. Сгорела в 1679 году. В 1725 году на месте сгоревшей в 1915 году деревянной церкви, начато строительство каменного здания по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа. Строительство длилось 14 лет, завершилось в 1739 году. Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери. Оригинальной особенностью этого храма является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм. В противоположность другим устюжским храмам, в церковь " под колоколы " . Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмирикам, образующим звонницу. В интерьере Сретенской церкви помещался небольшой двухярусный иконостас возведенный вероятно в самом конце 18 века или начале 19 века. Несмотря на малые размеры оформлен иконостас был помпезно. Устюжский Спасопреображенский женский монастырь Назывался также Устюжский Спасский девичий монастырь, Устюжский Сретенский девичий монастырь, Устюжский Преображенский девичий монастырь. Находился в Великом Устюге. Основан в 1422 году при приходской церкви. В 1623 году на территории Спасского девичьего монастыря стояли деревянные холодная церковь Преображения Господня и теплая Сретения Господня. Управляла монастырем игуменья Марфа, в 12 кельях жили 54 старицы, кормились подаянием. После пожара 1679 года построены деревянная теплая и каменная холодная церкви. В 1693 году монахини проживали в 29 кельях. Строительство первой каменной церкви начато в 1689 году, освящена церковь в 1697 году в честь Преображения Господня. В 1715 году сгорела теплая деревянная церковь. После этого теплый придел устроили в трапезе Преображенской церкви, он освящен в 1718 году в честь иконы Божией Матери «Казанская». Строительство теплой каменной церкви начато в 1725 году, освящена церковь в 1740 году в честь Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=03694

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Женский городок жил своей жизнью, изолированно от остального мира, и казалось, что никакие ветры перемен не способны нарушить покой святой обители. Однако за тринадцать послереволюционных лет советская власть смогла полностью уничтожить Покровский монастырь, который обустраивался на этом месте два с лишним столетия. В 1922 году власти изъяли большинство монастырских ценностей. Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи, а в октябре это же года отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Точной даты закрытия монастыря нет, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло чуть раньше. Сотни монахинь и послушниц вынуждены были вернуться в мир, который они когда-то добровольно покинули. Мир этот оказался к ним достаточно суров... Территория девичьего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилье. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще видны следы одного пилона от въездных ворот. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. И сейчас еще остатки парка рядом называют садом игуменьи. А сохранившиеся остатки от Печерской церкви превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30). По материалам - А.Н. Акиньшин " Храмы Воронежа». - Воронеж, 2003 г., и сайтов и http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=628084 Существовавшая ранее церковь Успения Анны Праведной в колокольне Воронежского Покрово-Девичьего монастыря весьма малая. Устроена в честь ангела графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, в память о ее благотворениях этому монастырю. Богослужение в этой церкви совершается только в храмовый праздник. Монастырская колокольня построена в 1880 г. Преображенская церковь в Покрово-девичьем монастыре в г. Воронеже каменная, с приделами в трапезной по правую сторону – Покрова Божией Матери, по левую – Смоленской иконы Божией Матери. Первоначально женский монастырь находился пониже нынешней Вознесенской церкви, на полугоре выше Успенской улицы, затем в 1702 г. по благословению св. Митрофана, при игуменье Ирине монастырь перенесен был на нынешнее место, и была построена деревянная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Покрова Божией Матери. В этот монастырь, по преданию, при самом его основании прислал в благословение икону Смоленской Богоматери патриарх Филарет Никитич.

http://sobory.ru/article/?object=20605

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010