XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу ( Шведова. 1986. С. 88). За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год ( Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц ( Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону ( Ржевусский. 1891. С. 4-8). В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. 10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны». 30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

В 1844 г. был выполнен список с иконы Божией Матери «Знамение», на к-рый была помещена риза с главной святыни обители. Еще одной святыней обители являлась Тихвинская икона Божией Матери (по преданию, список XVII в.), пожертвованная в монастырь А. Н. Стрешневой в 80-х гг. XVIII в. (Там же. С. 31). В 1872 г. из Свято-Пантелеимонова мон-ря на Афоне в О. З. м. привезли икону Божией Матери «Скоропослушница». Ее поместили в теплый Вознесенский собор в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. В приделе в честь иконы Божией Матери «Знамение» находилась икона Христа Спасителя (по всей вероятности, написанная не позднее XVI в.) (Там же. С. 59-61). В 1889 г. в О. З. м. с Афона была прислана икона вмч. Пантелеимона (Там же. С. 54). В ризнице мон-ря хранились: вызолоченный серебряный потир, вложенный в обитель одним из крупнейших российских предпринимателей 2-й пол. XVIII в., уроженцем Осташковской бобыльской слободы С. Я. Яковлевым в 1778 г.; серебряные вызолоченные богослужебные сосуды, переделанные в 1846 г. тщанием игум. Марии из ветхих 2 потиров и дарохранительницы; серебряный вызолоченный ковшичек, вложенный Н. Н. Шереметевой (урожд. Тютчевой) (Там же. С. 61). На колокольне среди прочих находился колокол весом 10 пудов (163,8 кг), подаренный обители архимандритом Чудова мон-ря Евфимием (Рылковым) 20 янв. 1687 г. Архитектурный ансамбль Вплоть до 30-х гг. XVIII в. все здания обители были деревянными. I. Первый храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» был построен вскоре после основания обители, один из его приделов был освящен во имя прор. Илии, однако этот придел просуществовал немногим более 10 лет. По благословению патриарха Иоакима (грамота от 5 марта 1686) началось строительство деревянного храма в честь Вознесения Господня с приделом в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1730 г. было принято решение о постройке каменного собора, его сооружение велось с 1731 по 1748 г. Разрешение на строительство было выдано синодальным Казенным приказом 11 февр. 1731 г. (Там же. С. 22). Первым на средства жертвователей (среди к-рых была и имп. Анна Иоанновна) был поставлен теплый трапезный храм, в кон. 1734 г. игумен Ниловой Столобенской пуст. Авраамий освятил его приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (Там же). К 1748 г. по сторонам теплого храма были возведены основной одноглавый объем летнего собора по типу восьмерик на четверике и колокольня, составившие единый ансамбль. Значительные средства на постройку собора внесли имп. Елизавета Петровна, А. Л. Апраксина (урожд. Соймонова), П. А. Соймонова. 2 июля 1748 г. архиеп. Тверской Митрофан (Слотвинский) освятил главный престол в честь Вознесения Господня. В 1750 г. в храме установлен резной золоченый иконостас. В 1780 г. перестроено завершение собора: над восьмериком по сторонам были возведены 4 полукруглых фронтона и 4 небольшие главки над ними, т. о., собор стал 5-главым. К кон. XVIII в. на колокольне было 8 колоколов.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

2. Арзамасский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь, основан около 1580 г., с 1764 г. — 3-го класса общежительный женский монастырь, после 1928 г. закрыт, в 1994 г. возобновлен. 25 насельниц. 607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, Соборная пл., 1; тел.: (83147) 3-00-02; 3. Выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь, основан в 1864 г. прп. Варнавой Гефсиманским, в 1919 г. закрыт, в 1997 г. возобновлен. Старшая сестра — инокиня Вера (Миронова). 12 насельниц. 607030, Нижегородская обл., г. Выкса; тел.: (83177) 3-38-79, 3-62-50; 4. Дивеевский Серафимов во имя Св. Троицы женский монастырь, основан около 1861 г. Четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле. В 1924 г. закрыт, в 1991 г. возобновлен. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. Жен Дивеевских, целебные источники. Настоятельница — игумения Сергия (Конкова). 346 насельниц. 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево; тел.: (83143) 2-13-64, 2-18-86, 2-16-90; 5. Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы женский монастырь, основан как мужской в 1435 г., в XVII в. был духовным и культурным центром Поволжья, в 1868 г. упразднен, но в 1882 г. восстановлен как женский, в 1923 г. закрыт, в 1992 г. возобновлен. Настоятельница — игумения Михаила (Орлова). 22 насельницы. 606250, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево; тел.: (83149) 2-63-60, 2-18-60; 7. Нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, основан в 1221 г., в 1921 г. закрыт, в 1991 г. возобновлен. На территории монастыря располагается духовная семинария. Имеет два скита и два подворья. Настоятель — архимандрит Кирилл (Покровский). 14 насельников. 603001, Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8; тел.: (8312) 30-07-97; 8. Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь, основан между 1328-1330 гг., в 1924 г. закрыт, в 1994 г. возобновлен. Наместник — игумен Тихон (Затекин). 22 насельника. 603063, Нижний Новгород, с. Приволжская слобода, 108; тел.: (8312) 36-25-79, 36-17-15;

http://sedmitza.ru/text/396021.html

1 ноября 2015 года, согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года, Журнал 85, состоялось открытие Владимирского женского монастыря в городе Вольске. В этот день за Божественной Литургией в Кафедральном соборе Живоначальной Троицы г. Вольска Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил возведение монахини Макарии (Семеновой) в сан игумении, с возложением наперсного креста и вручением посоха по должности. 7 апреля 2016 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства Вольского благочиния совершил чин освящения крестов и куполов строящегося храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Владимирского женского монастыря города Вольска. 14 мая 2017 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, в сослужении духовенства Саратовской епархии, совершил чин Великого освящения храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Владимирского женского монастыря города Вольска.   Комментарии и обсуждение Начинается возрождение Свято-Владимирского женского монастыря в городе Вольске ( видеосюжет на телеканале СОЮЗ ) Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин основания храма в честь Владимирской иконы Божией Матери на подворье саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря в Вольске. Здесь возрождается Свято-Владимирская обитель, основанная в этих краях еще в середине XIX века. ( видеосюжет на телеканале СОЮЗ ) × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

К началу XVIII в. деревянная Петропавловская церковь обветшала, и 25 апреля 1702 года брянские стряпчие Ф. и П. Саловы обратились в Патриарший приказ с просьбой о разрешении построить в монастыре новый храм для поминовения своих родителей. В том же году был возведен каменный собор в честь Введения во храм Богородицы с теплым приделом во имя апостолов Петра и Павла; в 1755 году по прошению купца И.А. Никулина в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1781 году на святых вратах построили деревянную церковь во имя пророка Илии. В первой половине XVIII века монастырь владел сёлами Полпино, Городище на реке Десне, деревней Ходиловичи, мельницей на реке Снежети, земельными участками в Брянске, монастырю принадлежали 1423 крестьянина. На землях обители находились Полпинская и Белобережская пустыни, до 1764 года к монастырю был приписан Поликарпов монастырь, братия монастыря устроила несколько скитов в Брянском уезде. В 1766 году монастырь был причислен к третьему классу, до этого времени настоятели обители имели сан архимандрита, с 1766 года - сан игумена. В 1796 году монастырю было передано имущество упраздненного Брянского Вознесенского женского монастыря. При монастыре действовало уездное духовное училище, находившееся в ведении Орловской духовной семинарии. В начале XIX века монастырь пришёл в запустение и указом Синода от 17 сентября 1831 года был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий монастырь в Ельце. 18 ноября 1833 года обитель восстановили как женский по ходатайству и на средства купцов И. и К. Семыкиных. При игумене Иринархе (1837-1854 годы) в монастыре были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория монастыря. При игумене Амфилохии (1854-1871 годы) вместо обветшавшей Ильинской церкви на святых вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с четырьмя престолами: верхними - в честь Сретения Господня и во имя великомученицы Екатерины и нижними - в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя пророка Илии; возведены два каменных келейных корпуса. 18 ноября 1875 года при монастыре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 году в монастыре устроили водопровод, в 1911 году был поставлен больничный корпус. В 1914 году в больнице и гостинице монастыря разместился военный госпиталь. В 1836 году в монастыре жили 14 насельниц, в 1871 году - 161, в 1917 году - 176 монахинь и послушниц, к этому времени монастырь владел 108 десятинами земли.

http://sobory.ru/article/?object=07767

В нач. 20-х гг. XX в. игум. Глафира (Казакова) была зверски убита, свящ. В. Сапожников выселен из К. м., в течение 14 лет он служил в Никольской ц. с. Кольцова, где сложилась небольшая жен. обитель (9 сестер). В ночь на 15 июня 1937 г. свящ. Владимир был арестован по сфабрикованному делу о создании «контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района» и 20 сент. того же года расстрелян вместе с 19 др. священнослужителями. В 1957 г. свящ. В. Сапожников был реабилитирован «за недоказанностью улик». В 1997 г. часть построек К. м. была передана пермскому Стефанову во имя Св. Троицы муж. мон-рю . Трудами наместника архим. Стефана (Сексяева) здесь был организован женский скит Стефанова монастыря. 21 июля 1998 г. в частично восстановленном здании архим. Стефан освятил домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Решением Синода от 29 дек. 2000 г. Бахаревский скит был преобразован в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Руфина (Сидорова). К. м. размещается на площади ок. 6 га. К 2012 г. в мон-ре восстановлены деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, колокольня, новый кирпичный сестринский корпус и др. жилые и хозяйственные постройки. Организованы швейная мастерская, обширное хозяйство, скотный двор. В мон-ре имеется обширная б-ка; воскресная школа для детей и взрослых; проводятся экскурсии. На территории К. м. находятся 4 источника: в честь Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресв. Богородицы, прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца. С 2004 г. в мон-ре была возрождена традиция встречать 26 июня крестный ход, идущий на Белую гору. Сестры ведут миссионерскую работу с курсантами Пермского ин-та ФСИН. Во время каникул при К. м. разбивается правосл. лагерь для детей. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. София (Забурдаева) и 19 насельниц, в т. ч. схимонахиня. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Харитонова Е. Д. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского жен. мон-ря близ дер. Бахаревой. Пермь, 2001; Русские мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 418-427.

http://pravenc.ru/text/Казанской иконы ...

Все озарившая священным светом Важнейшими событиями в жизни православных христиан Поволжья были обретение в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению Патриарха Ермогена , бывшего Казанского митрополита, и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно святителю Ермогену принадлежит описание чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери и чудес от этой иконы. Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 г. (при архиепископе Иеремии). После большого пожара, случившегося в Казани, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, где находится Ее чудотворный образ. После троекратного явления Богородицы Матрона 8 (21) июля обнаружила святой образ в указанном месте. Принял образ пресвитер Ермолай — будущий святитель Ермоген; в 1589 году он принял постриг с этим именем в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру. В  1595  году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери  8 (21) июля , в честь её обретения. Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Святитель Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери «Казанской» известный всей России тропарь «Заступнице усердная», составил Сказание о чудесах Казанской иконы. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием был отправлен Ивану IV Великому. Царь распорядился соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать женский монастырь, что и было сделано. В Богородицкий монастырь пришла обнаружившая чудотворный образ девица Матрона, который приняла монашеский постриг под именем Мавра.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Иверского женского монастыря в г. Енисейске, Красноярского края для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей Свято-Иверского женского монастыря г. Енисейска монахиню Варвару (Бортникову) с освобождением ее от обязанностей настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска. 3 Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия о преобразовании прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери. 2. Утвердить монахиню Николаю (Чуйченко) настоятельницей женского монастыря Казанской иконы Божией Матери с.Большегнеушево Рыльского района, Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Серафимы (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Серафиму (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия об открытии Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. 2. Утвердить монахиню Марию (Серопян) настоятельницей Михаило- Архангельского женского монастыря села Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области с возложением наперсного креста по должности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010