Рассмотрим, в чем заключаются условия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам. Выше мы упомянули, что Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веровавшему в истинного Бога, почему исчислил только заповеди по отношению к ближним, не упомянув о вере, о которой говорил Господь при других случаях. Необходимо для желающего спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. «Сия же есть жизнь вечная,» – сказал Спаситель наш, – «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ). «Верующий в Сына» (Божия) «имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни,» т.е. не получит спасения, «но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3, 36 ). Необходимо для желающего спастись принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Преслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Бога (см. Мф. 18, 17 ). Каждый из нас, произнося Символ веры , исповедует, что он верует во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь , исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет других Церквей, хотя бы разные общества человеческие и присваивали себе наименование Церкви. Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святого Духа, как сказал Сам Господь: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Надо заметить, что на греческом языке, на котором апостолами написан весь Новый Завет, 335 слово « " крещение»« (baptisma) в точном смысле значит »«погружение».» Везде, где в Новом Завете употреблены слова » " крещение», «крестить», «крестился», «крещен»,» надо понимать «погружение», «погружать», «погрузился», «погружен». По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов (см. Мк. 7, 8 ). Во всей вселенной святое Таинство Крещения совершалось посредством погружения в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением. Необходимо для желающего спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедью, как свидетельствует Священное Писание: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таким образом, мы выяснили, что разрушительная власть греха отлучает нас от Бога и ведет в вечную погибель. Но милостью Бога мы можем стать кем-то или чем-то. В то время как без Него мы — никто и ничто. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16)! «Отсюда мы постигаем, что воля и поспешание принадлежат нам, но осуществление нашего воления и поспешания зависит от милосердия Божиего. Таким образом, и воля наша, и поспешание при их осуществлении повинуются свободному решению, но их исполнение зависит от силы Нечто подобное писал и Августин, наставляя верных следующим поучением: «Когда Павел говорит: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, он не ставит под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа Святого. Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, ни подвизаний, если только Бог не даст сил подвизающимся и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что от Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит делание нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама по себе ничего не Подобное изрек и апостол Павел: Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13). О средствах борьбы с грехами и достижение спасения Производит Бог в нас и веру, и надежду, и любовь! Это три ступени, восходя по которым, мы и достигаем спасения. < > «Кто не уверовал, что это действительно так, тот не приемлет на себя трудов добродетели. Ибо и земледелец не стал бы проливать пот, возделывая землю, если бы не уверен был, что соберет плоды трудов; так и кормчий, имея в виду пристань, переносит всякого рода Таким образом, в понимании Феодорита Кирского вера есть двигатель жизни, так как, не имея ее, и сеятель не сеет, и кормчий не отправляется по водам безбрежной морской пучины.

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

16 . Что же, рассмотрим сами заслуги апостола Павла, за которые, по его словам, праведный Судия должен воздать ему венец, и узнаем, его ли самого по себе это заслуги, то есть сам ли он приобрел их себе, или же это – дары Божии. Вот что он говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил 91 . И прежде всего, не было бы вовсе всех этих добрых дел, если бы не предшествовали им добрые помышления. Теперь посмотрите, что говорит он об этих самых помышлениях. Вот как сказал он, когда писал к коринфянам: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя самих, но способность наша от Бога 92 . Теперь будем разбирать все по отдельности: Я, – говорит апостол, – подвизался подвигом добрым. Спрошу я: какой силой подвизался он, той, которая была у него от самого себя, или той, которая дана была свыше? Но ведь не может быть, чтобы столь великий Учитель не знал закона Бога, говорящего во Второзаконии: Да не скажет кто в сердце своем: «Моя крепость и мощь руки моей создали для меня эту великую силу», но да помнишь Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе крепость, чтобы создать силу 93 . А какую пользу имеет добрый подвиг, если не следует за ним победы? И кто дает победу, если не Тот, о Ком сам апостол говорит: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом 94 ? О том же он говорит и в другом месте, когда вспоминает свидетельство из псалма: Ибо за Тебя умерщвляют нас весь день, считают нас за овец, обреченных на заклание 95 , и тут же продолжает: Но во всем этом мы одерживаем победу силою Возлюбившего нас 96 – итак, не своей силой, но силой Возлюбившего нас. Далее говорит [апостол]: Течение совершил, но ведь это говорит тот, кто в другом месте сказал: Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от Бога милующего 97 . Это изречение никоим образом не может быть обращено так, чтобы [можно было] сказать: « [Это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека»: ибо всякий, кто отважится сказать подобное, ясно покажет, что он противоречит апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

285. ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ? Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Св. Духом в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин 3:5). 286. ОТКУДА КРЕЩЕНИЕ НАЧАЛО? Крещение началось с того, что вначале на Иордане Предтеча Спасов Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян 19:4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). 287. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ КРЕЩЕНИЯ? Главное в священнодействии Крещения — троекратное погружение в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.” 288. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ЖЕЛАЮЩЕГО ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Кто будет веровать и крестится, спасен будет (Мк 16:16). 289. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. ЕСТЬ ЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СВ. ПИСАНИЯ, ЧТО МЛАДЕНЦЕВ СЛЕДУЕТ КРЕСТИТЬ? Из св. Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. ОТКУДА СЛЕДУЕТ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ЗАМЕНИЛО ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ОБРЕЗАНИЕ? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении (Кол 2:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

98. Кто, далее, будет столь неразумен, чтобы сказать, что Бог не может обратить злую волю людей, какую, когда и где захочет, в добро? Но если Он делает это, делает по милости, а если не делает, не делает по суду. Потому что «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим. 9:18 ). Это, как говорил апостол, указывало на благодать, об откровении которой по отношению к тем близнецам во чреве Ревекки он уже раньше сказал: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, (дабы изволение Божие в избрании пребывало, не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» ( Рим. 9:11–12 ; Быт. 25:23 ). По этому поводу он привел другое пророческое свидетельство, где написано: «Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел» ( Рим. 9:13 ; Мал. 1:2 ). Чувствуя, как сказанное могло подействовать на тех, которые не в состоянии постигнуть разумом эту высоту милости, он говорит: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет» ( Рим. 9:14 ). Неправдой кажется то, что Бог без каких бы то ни был заслуг добрыми или злыми делами одного любит, другого ненавидит. Если бы он хотел указать на будущие дела, или добрые одного, или дурные другого, которые Бог предвидел, он никогда не сказал бы: «не от дел» но сказал бы: «от будущих дел» и таким путем он разрешил бы этот вопрос и не вызвал бы никакого другого вопроса, подлежащего разрешению. Теперь же, когда он ответил: «да не будет» т.е. да не будет неправды у Бога, он в доказательство того, что это произошло не по какой-нибудь неправде Божией, говорит: «Ибо говорит Он Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим. 9:15 ; Исх. 33:19 ). Да и кто, кроме безумного, может считать Бога несправедливым, когда Он или достойного по суду наказывает, или недостойного по милости жалеет? Потом он заключает и говорит: " Итак, (дело это) не... желающего и не... подвизающегося, но... милующего Бога» ( Рим. 9:16 ). Итак, оба близнеца родились по природе чадами гнева ( Еф. 2:3 ), не за какие-нибудь собственные дела, но по происхождению от Адама связанные оковами осуждения. Но Тот, Кто сказал: «кого миловать, помилую» Иакова возлюбил по незаслуженной милости, Исава же возненавидел по заслуженному суду. Так как для обоих это было определено раньше, то один из них ясно увидел, что коль скоро при одинаковых обстоятельствах его не постигло одинаковое наказание, ему нужно хвалиться не избытком своих заслуг, но богатством Божеской милости, потому что это – дело «не... желающего и не... подвизающегося... Бога». Возвышеннейшим и спасительнейшим таинством открывается, что вся наружность и (если можно так выразиться) выражение лица священного Писания убеждает благомыслящих в том, «чтобы... хвалящийся хвалился Господом " ( 1Кор. 1:31 ; Иер. 9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

9:16)? Во-первых, он приводит это не как собствен­ную мысль, но как следствие из предыдущего и прежде раскрытого предмета - после того как сказал: " написано : … кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею " (Рим. 9:13, 15), он прибавил - " [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " . Будешь ли еще после этого говорить: за что же обвинять? Во-вторых, и то можно сказать, что кому принадлежит боль­шая часть, тому он и приписывает всё; наше дело предъизбрать и восхотеть, а дело Божие - привести в исполнение и довершить. Так как большая часть принадлежит Богу, то (апостол) и приписывает все Ему, выражаясь по обычаю человеческому. И мы ведь так делаем, например, видим дом хо­рошо выстроенный и говорим: это все - дело архитектора, хотя не все принадлежит ему, но также и работникам, и господину, доставлявшему материал, и многим другим; но так как большая часть дела зависала от него то мы и говорим, что всё это - его дело. Точно, так и здесь. Подобным образом о народе, где его много, мы говорим: там все; а где немного, то говорим: нет никого. Так и Павел здесь говорит: " не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " . Этими словами он преподает два весьма важных урока: первый, чтобы не пре­возноситься добрыми делами, которые мы совершаем; второй, чтобы, совершая добрые дела, приписывать исполнение их Богу. Сколько бы, говорит, ты ни трудился, сколько бы ни старался, - не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно. Если ты будешь иметь успех в своих трудах, то, очевидно, при, помощи свыше, впрочем когда и сам ты трудишься, когда обнаружи­ваешь желание. Не то он оказал, будто мы трудимся напрасно, но то, что мы напрасно трудимся в таком, случае, если всё считаем своим, если не приписываем большей части Богу. Бог благоволил не всё оставить Себе, чтобы не показалось, будто Он увенчивает нас напрасно, и не всё предоставил нам, чтобы мы не впали в гордость. Если, и совершая мень­шую часть, мы так много превозносимся, то что было бы, если бы мы были виновниками всего? Многое сделал Бог для истребления в нас гордости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    Но желающему каяться и ради страданий и смерти Христовой получить отпущение грехов непременно должно оставит свои грехи. Ибо где нет оставления грехов, там нет и истинного покаяния. Где нет истинного покаяния, там и заслуги Христовы не имеют места. Где заслуги Христовы места не имеют, там нет отпущения грехов. Где нет отпущения грехов, там следует осуждение и в аду вечное страдание за грехи. И так грешник, когда не будут оставлены ему грехи (не будут же оставлены ему, так как сам их оставить не хочет), как должник за долги, за все те грехи, которыми перед Богом согрешил, будет истязан, и поскольку не имеет чем искупиться, будет вечною смертью платить. Итак, надобно желающему каяться и спастись от грехов отстать, и прибегнуть к милосердию Божиему, исповедать себя со смирением и сожалением виноватым перед Богом, прощения просить ради пролитой Крови Христовой, которая пролита за каждого грешника, и всякий грех очищает. Надобно с блудным сыном оставить чужую беззаконную страну, и возвратиться к Отцу с сожалением и самоуничижением, повергнуть себя, как недостойного, перед Его милосердными очами и признать: «Отче! Я согрешил против неба и перед Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк.15:18—19). Помилуй меня благодатью и человеколюбием Единородного Сына Твоего, Который как за всех, так и за меня, грешного, Кровь Свою пролил и умер. Ради Его неповинного страдания и смерти, прости мне, повинному, и оставь долги мои. Так, обратившемуся, и со смирением и сожалением исповедующему свои грехи, и просящему милости, без сомнения, Отец Небесный простит все его долги, не по каким-то его заслугам, но по одной благодати. Ибо сама Кровь Сына Божьего, пролитая ради грешника, вопиет, да все долги ему будут прощены и уже более не вспомнятся. Узнает на себе такой грешник милость Отца Небесного, как возвратившийся блудный сын узнал на себе милость премилостивого своего отца. Увидит Отец Небесный такого грешника, пришедшего к Нему, и воззрит на него милосердными Своими очами, и сжалится над ним. Не услышит от Отца выговора за своеволие, удаление и развращенную жизнь, а услышит один глас Премилосердного Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:22—24). И так, — по слову Христову, — «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся» (Лк.15:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

   В вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды потому, что:    1) Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери пользовался вином, смешанным с водой, а по Его примеру так делали и апостолы;    2) Таинство Евхаристии было установлено также в память страданий и смерти Иисуса Христа, а как известно, из Его прободенного ребра текла кровь и вода (Ин.19:34).     677. Что требуется от желающего приступить к Святому Причащению?    От желающего приступить к Святому Причащению требуется:    1) чтобы он перед Богом испытал свою совесть и Таинством Покаяния очистился от грехов;    2) чтобы к Святому Причащению приготовился молитвою и постом, а в день Причащения, до самого принятия Св. Таин, ничего не ел и не пил.     678. Кто, как исключение, не должны поститься перед Св. Причащением?    Перед Св. Причащением не должны поститься только тяжелобольные.     679. Необходимо ли Святое Причащение?    Святое Причащение безусловно необходимо, так как Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).     680. Какую жизнь имел в виду Христос, произнося эти слова?    Христос имел в виду здесь настоящую духовную жизнь в Боге, т. е. жизнь, ведущую к вечному блаженству.     681. Чего достигает тот, кто достойно приступает к Таинству Св. Причащения?    Достойным принятием Св. Таин мы достигаем:    1) благодатного соединения с Господом Иисусом Христом так, что Он в нас пребывает, а мы в Нем;    2) невыразимой внутренней радости и счастья;    3) освящения души и тела;    4) надежды на воскресение и вечную блаженную жизнь.     682. Достигает ли соединения со Христом тот, кто причащается Святых Таин недостойно?    Тот, кто причащается Св. Таин недостойно, не только не достигает соединения со Христом, но наоборот, оставляет и предает Христа, как Иуда, и совершает новый тяжелый грех.     683. Когда мы должны во время Св. Литургии приступать к Св. Причащению?    К Св. Причащению мы должны приступать во время Св. Литургии после того, как священник выйдет со Святыми Дарами из алтаря и произнесет возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Беседа 12. Евангелие от Матфея, (глава 6, 14–18). «Нагорная проповедь» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию и сегодня мы будем рассматривать текст Евангелия от Матфея – 6-ю главу с 14-го по 18-й стих. Прочитаем весь сегодняшний текст изучения слова Божия: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:14–18 ). Рассмотрим первою тему сегодняшней беседы. Условно ее можно назвать: «Прощайте, и будете прощены». Перечитаем 14-й стих 6-й главы Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Что могут означать эти слова? Блаж. Феофилакт поясняет, что этими словами Господь «Опять научает нас быть незлопамятными. Об Отце же напоминает нам, чтобы мы, как дети такого Отца, стыдясь Его, не злобились подобно зверям». Этот стих Священного Евангелия перекликается со словами из Молитвы Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Действительно, мера того, как мы относимся к другим в этой земной жизни, может оказаться мерою того, как Господь Бог отнесется и к нам самим. В будущей жизни все будет зависеть только от милосердия Господа. Сказано: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим. 9:16 ). Иными словами, можно и желать, и подвизаться, но оказаться в АДУ, если мы придаем какое-нибудь значение нашим делам, т.е. как мы подвизаемся и как стремимся идти путем спасения. Перечеркивая любые наши потуги спасти самих себя только силою собственного благочестия, Писание и говорит: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010