Понимание того, что Евхаристию совершает община верных , а не только специально поставленные для этого люди, не противоречит тому, что на ней совершается приобщение Голгофской Жертве, о чем явно свидетельствует большинство молитв и священнодействий Литургии. Это вызывает благоговение перед совершающимся Таинством преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Как священник, так и мирянин, желающий приступить к Таинству Евхаристии, читают довольно длинное молитвенное правило, которое призвано настроить желающего совершить Литургию (священника) или причаститься (мирянина) на величие того, что совершится в собрании верных. А раз совершает Евхаристию именно община верных, то становится очевидным, что непричащение христианина за Литургией, если он не отлучён, — это ситуация ненормальная. Однако именно такой обычай возник в православии не один век назад. Особенно он утвердился в Синодальное время. Литургическое благочестие синодального периода, основывающееся прежде всего на благоговении и осознании своего недостоинства, отражено в Катехизисе святителя Филарета Дроздова, в котором если прямо и не отрицается возможность причащения за каждой Литургией, на которой присутствуешь (упоминаются древние христиане, причащающиеся каждое воскресение), то, отражая сложившуюся практику, говорится хотя бы об одном причащении не в неделю, месяц, но об одном причащении в год. В том же Катехизисе читаем ответ на вопрос «какое участие в Божественной Литургии могут иметь те, которые только слушают ее, а не приступают ко святому причащению?» Ответ таков: «Они могут и должны участвовать молитвой, верой и непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, который именно повелел сие творить в Его воспоминание» . Заметим, что Господь заповедовал именно вкушение Св. Даров в Его воспоминание (Лк. 22:19). Подтверждая эту очевидную мысль, современный афонский игумен Василий отмечает, что «на Божественной Литургии ничто не происходит механически, магически. На ней нет ничего неясного или тёмного, несмотря на то, что она превышает человеческий разум. Поэтому на литургии ничто не остаётся «бесплотным». Всё преподносится человеку как раздробляемый хлеб, как съедобная для него пища; всё преподносится как изливаемая кровь – кровь, которая бесшумно вливается в наши жизненные вены, сообщая нам жизнь и надежду» .

http://bogoslov.ru/article/4875122

18 священников Москве причащали коронавирусных больных. Это героизм, жертвенность. Никто не отказывался? Владимир Легойда: Когда только начиналась пандемия, при больничной Комиссии Московской епархии, которую возглавляет епископ Пантелеимон, была создана специальная группа - для посещения больных коронавирусом. Если у человека, желающего причаститься на дому, был подтвержденный ковид, направляли именно их. В начале их было 18 человек, сейчас 20. Несколько - с медицинским образованием. Все прошли специальную подготовку. Всего со 2 апреля по 12 октября специальная группа подготовленных священников Больничной Комиссии совершила в Москве и Подмосковье 601 выезд к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. Со 2 апреля священники специальной группы Больничной Комиссии посетили пациентов в 48 учреждениях Москвы и Московской области. С конца сентября увеличилось количество вызовов: если в сентябре в среднем на " горячую линию " Больничной комиссии Московской епархии поступало до 10 обращений (организовывалось 2-3 выезда ежедневно), то в октябре - 10-15 в день (3-5 выездов). Сейчас в Москве много вызовов именно в больницы, много срочных к умирающим. На дом сейчас вызовов меньше. Людей причащают круглосуточно, в две смены по 12 часов. Эти священники - настоящий церковный авангард. Как подбирались люди в эту группу? Владимир Легойда: На первом этапе, в конце марта, войти в спецгруппу было предложено священникам из Комиссии по больничному служению не старше 55 лет и без хронических заболеваний и некоторым активным больничным священникам. Они и стали основой группы. Потом со временем некоторые по разным причинам не смогли больше выезжать (к тому же открылись храмы, возросла нагрузка на приходах) и был объявлен дополнительный набор - в группу вошли еще несколько священников. Сейчас в ней 20 человек. Также есть группа помощников - по технике безопасности священник должен снимать защиту с помощником, который при этом тоже в защите (халат, маска, шапочка). Некоторые помощники к тому же возят священников на своих автомобилях, так как не у всех священников есть машины.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/21/vera_v...

На это я однажды пожаловался нашей певчей, сидя в трапезной после службы. Певчая задумалась и предположила возможность изучения сперва Евангелия, а уж потом, когда человек созреет, приступать к чтению всей Библии. Я угрюмо посмотрел на неё и спросил: — То есть о том, что вначале Бог сотворил небо и землю, можно сообщить человеку напоследок? — Ну да, вы правы, как-то не очень получается,— ответила она. Но самый ошеломляющий ответ на исповеди звучит так: — Мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет. Некий батюшка не благословил читать Ветхий Завет — и тут моё буйное воображение рисует живописную картину... Всё! Умолкните, певчие и псаломщики, отец диакон, разоблачайся, бабушки, гасите свечи, расходимся все! Некий батюшка не благословил православному читать Ветхий Завет. Моё буйное воображение махом рисует живописную картину — вот Господь в субботний день говорит иудеям: — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Иудеи слушают, косясь время от времени то на исцелённого у Овчей купели, что нарушил святость покоя тем, что носил свою постель, то на Виновника его исцеления. И тут, растолкав всех — фарисеев и мытарей, первосвященников и блудниц, волхвов и апостолов, — вперёд выходит простой русский поп и, держась двумя руками за наперсный крест, возвышает свой глас: — А я говорю вам: не исследуйте Писаний! И на этом все расходятся, оставив Храм пустовать. Опускаются руки и у меня, и я забываю, о чём ещё хотел спросить у желающего причаститься богомольца, прежде чем возложить на него епитрахиль. Рейтинг: 9.6 Голосов: 4373 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Настя 11 июля 2017, 00:35 Еще пишите, пожалуйста. Спасибо. Сергей 21 апреля 2017, 13:59 Христос Воскресе!! Большое спасибо, батюшка, за умную и остроумно написанную статью! Наверное, есть только пара мест, которые могут вызвать дискуссию: это апелляция к Св.Апостолу Павлу: конечно, он просто обязан был знать Ветхий Завет, это предполагало образование и деятельность его до обращения ко Христу. И потом, он проповедовал тогда, когда собственно Евангелия еще не были написаны. То есть другого Писания еще не существовало. И нельзя не согласиться с другими комментаторами: многое из Ветхого Завета (даже тексты, перешедшие в наши православные Богослужения) совершенно не соответствуют духу учения Христа. Потому и Ветхий. " Да приидет же смерть на ны и да снидут во ад живы.. " например.

http://pravoslavie.ru/101370.html

В конце чина покаяния в большинстве богослужебных памятников данного времени встречаются еще отдельные «молитвы от архиерея или иерея для желающего причаститься Святых Таин», которые тоже можно отнести к чину исповеди. Чины покаяния устной исповедью грехов делились на две части. Устная исповедь предваряется обращением к кающемуся со стороны священника, чтобы он чистосердечно раскаялся в своих грехах, которые совершены им от юности до настоящего часа. «Чадо, – обращается священник к кающемуся, – не устыдися лица Человеческаго, не усомнися, не потай в твоей памяти ни единого сотворенных тобою грех, вся бо обнажена пред очима Богу». На это кающийся отвечал: «Прости мя, отче святый, и благослови, елика согреших во вся дни живота моего». Священник снова обращается к кающемуся. «Се ныне, чадо, ангели предстоят невидимо написующе исповедание твое, и радуется множество ангел о покаянии твоем и их же ея грехов каеши, то ти вся загладятся». Далее священник убеждает не стыдиться его, духовника, потому что он только «послух», и от Бога ничего невозможно скрыть… Потом «с тихостью» спрашивает его «о всякой вещи, еже аще что согреши». Перечисления грехов, подлежащих исповеди, сделаны в греческих списках исповедного чина в особой статье, которая в переводе на славянский язык стала разбиваться на несколько самостоятельных вопросов. Эта часть исповедного чина в памятниках XVII века надписывается: «Вопросы княжем и бояром», «вопросы иноком», «вопросы священником и бояром», «вопросы мужем», «вопросы женам» и т.д. Иногда вопросы соединяются с епитимиями, положенными за грех, названный в вопросе. , «Вопрошания имели главным образом место тогда, когда исповедник был человек неграмотный. Об этой исповеди наши памятники замечают, что она происходила «усты ко устом глаголати по единому слову». Явилась эта форма устной исповеди вследствие стремления дать возможность кающемуся высказать все свои грехи, присущие ему не только как человеку, но и как лицу, несущему на себе определенные обязанности, возлагаемые на него Церковью, государством и обществом. 210

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

А поскольку, как мы уже говорили, находиться в те времена в церковном собрании и не причаститься, было просто невозможно, значит, опытно замечено, что у того, кто не причащался более трех недель, начинается процесс отторжения от Тела Христова и от его Главы. Отсюда можно сделать вывод, что причащаться, по возможности, надо бы не реже, чем раз в три недели, или, по крайней мере, в срок, сопоставимый с этой величиной. Как теперь к этому готовиться? Опять же, в наставлениях девятнадцатого века можно прочитать, что всякий желающий причаститься Христовых Таин должен целую седмицу поститься, и каждый день этой седмицы посещать утренние и вечерние храмовые Богослужения. Но не пугайся. Дело в том, что это правило тоже было установлено в конкретные исторические времена. По существу, оно относилось именно к тем номинальным членам церкви, которых в Российской империи было большинство, и которые, по прошествии года, вдруг вспоминали, что они христиане, и что пора бы уже и исполнить «христианский долг». Вот такому, с позволения сказать, члену церкви, и предписывалось такое как бы церковное наказание за фактическое отлучение себя от церкви. Ведь всякое церковное наказание и заключается в том, чтобы усиленно делать то, чего долго по нерадению совсем не делал, и в чем, наконец, решил покаяться и исправиться. И конечно же, это не может относиться к христианину, активно живущему церковной жизнью и горящему желанием причащаться. Можно добавить, что во многих православных церквях, и даже в зарубежных приходах Русской церкви вообще нет такого правила, чтобы перед Причастием непременно поститься. Достаточно, если человек, по возможности, соблюдает установленные церковные посты, в частности, каждую среду и пятницу. Учитывая все это, думается, что желающему регулярно причащаться и соблюдающему церковные уставы, достаточно один день, накануне, провести в посильном посте. Но если ты имеешь усердие к более продолжительному посту, или если у тебя другое благословение твоего священника, – Бог тебе в помощь, лишь бы это не стало причиной редкого причащения, и лишь бы ты при этом не гордился и не осуждал более немощных. Иначе – все твои «великие» труды пойдут тебе же в осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Зная сие, святые апостолы установили и предали нам в помощь, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отдаляли десятину от самых дней жизни нашей и освящали ее Богу; дабы и мы таким образом получали благословение на все дела наши и каждый год очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из 365 дней года сии сем недель св. Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во-первых, для того, чтобы желающее вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во-вторых, для того, чтобы почтить пост св. Четыредесятницы, которой постился Господь наш Иисус Христос. Ибо, отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем 40 дней, а пост святой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют 35 дней; потом приложив пост святой великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть с половиной, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года». 262 Совершение полной литургии по четвергам Великого поста ради значительного в это время числа говеющих несогласно с каноническими правилами и с характером св. Четыредесятницы, как времени духовной скорби и печали о грехах. Первенствующие христиане имели обыкновение ежедневно причащаться св. Таин, и св. Церковь , чтобы не лишить их принятия св. Таин во дни св. Четыредесятницы, и установила совершать в эти дни литургию преждеосвященных Даров. Такое установление было тем более необходимо, что во дни поста, как время духовных подвигов, для христиан нужно было духовное подкрепление – нужна духовная пища более, чем когда-либо. Таким образом из самой цели, с какой св. Церковь установила совершать литургию преждеосвященных! Даров во дни св. Четыредесятницы, видно, что за этой литургией и теперь желающее могут причаститься св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправши трех великих наших врагов – плоть, мир и диавола; а затем с духовной радостью и веселием сердца сокрушенного приблизиться к св. трапезе Хлеба животного со словами: осанна, благословен грядый во имя Господне. Поэтому я желаю ныне беседовать о св. Причащении, полагая, что слово (об этом) очень необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых, – я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце в виду торжественности сегодняшнего праздника. I Бог, по природе Своей и сущности непостижимый и невидимый, отчасти постигается и созерцается в трех Своих свойствах, которые поэтому богословы называют внешними: – в силе, премудрости и благости. Дело силы – чудеса, дело премудрости – таинства, дело благости – дарования. Я утверждаю, что Божественная Евхаристия есть величайшее чудо, какое совершила сила Божия, высочайшая тайна, какую измыслила премудрость Божия, и драгоценнейшее дарование, какое нам ниспослала благость Божия. Обратимся к доказательствам, начав с первого. Правда, все чудеса, поскольку они чудеса, равны, ибо все одинаково превышают законы природы. Но одни из них превышают большее число законов, другие – меньшее: поэтому одно чудо называется большим, другое меньшим. Среди всех чудес силы Божией только это чудо Божественной Евхаристии превышает все законы природы. Все Тело Христово во всем св. хлебе и то же все Тело в каждой частице св. хлеба, подобно, как и все солнце видно во всем зеркале и если разбить зеркало на много кусков, в каждом из них опять-таки будет видно все солнце. Мы видим цвет хлеба и вина, ощущаем вкус хлеба и вина, но мы вкушаем и тем Тело и Кровь Христа. Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но и чудо творит духовно; вкушается устами, но питает душу; касается чувства, но освящает и дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

     В Гефсиманском саду Христос назвал его другом. На иконах Страшного суда его часто изображают в виде ребенка на коленях у диавола в нижнем правом углу. Любимое дитя Сатаны, за предательский поцелуй принимающее огненные лобзания. Он носил ящик для денежных пожертвований и, значит, был кем-то вроде бухгалтера в маленькой апостольской общине. Мы ни разу не можем причаститься, чтобы не вспомнить о нем. «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» Что мы знаем о нем? Что был он иудей среди остальных учеников-галилеян. А значит, был образованнее и, возможно, заносчивее. Что был близок ко Христу и был любим. Предавать могут только близкие, свои. В сердце бьет тот, кто к сердцу допущен. Чужой может быть врагом, но предателем быть не может. Его нутро – сребролюбие. Его имя – «вор». Так говорит Иоанн Богослов. А его слова не подлежат сомнению. Больше ничего не стоит выдумывать. Разочаровался ли он в Мессии и поэтому предал? Хотел ли, наоборот, ускорить события и приблизить спасительную развязку? Не будем мечтать. Дело в том, что сребролюбием и развратом наполнен мир. Кающиеся мытари и блудницы – первая шеренга уверовавших во Христа. Но сребролюбие, не желающее каяться, изобретает Иуде оправдания, чтобы в нем и самому оправдаться. «Часть Иуды есть в тебе и во мне», – говорит святой Иустин (Попович). Зародыш Иуды может носить в себе всякое человеческое сердце. Вот он говорит: «К чему эта трата мира? Его бы можно было продать и раздать деньги нищим». Но не любовь к нищим движет иудиным языком, а жалость к погибшей благовонной масти. А разве не так же поступаем и мы? К чему золотить купола или украшать дорогими иконами храмы? Лучше бы отдать эти деньги нищим. Почему у него (нее/них) такая дорогая машина? Лучше бы помочь сиротам или старикам. Вам знакомы эти голоса? Ой, не любовь к скромности и не человеколюбие движет нашими языками при этих речах. Это зародыш Иуды из глубины сердца. Еще не родившись, учится разговаривать. Поистине скупость, зависть и мрачная злоба отличают в людях тех, кто не чужд иудиного духа. Поэтому и причаститься мы не можем иначе, как сказав: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»

http://pravoslavie.ru/78496.html

Слово в день Входа Господня во Иерусалим. (О Святом Причащении). Святителя Илии Минятия Кефалонитского Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев ( Ин. 12:13 ). Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день Он вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. «Кто это такой?» спрашивали они друг друга. Весь этот многочисленный народ, собравшийся туда на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут спереди, другие сзади; одни срезывают ветки, другие бросают их на землю, оные постилают свои одежды на пути и все в один голос – даже малые дети – восклицают: осанна, благословен грядый во имя Господне! Три обстоятельства отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых – одежды, постилаемые на земле; во-вторых – ветви фиников, знамения победы; а в-третьих – радостное восклицание: осанна, благословен грядый. Существуют три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Таин. Во-первых – с истинным раскаянием сбросив одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлещись ветхаго человека с деяньми его ( Колос. 3:9 ). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправши трех великих наших врагов – плоть, мир и диавола; а затем с духовной радостью и веселием сердца сокрушенного приблизиться к св. трапезе Хлеба животного со словами: осанна, благословен грядый во имя Господне. Поэтому я желаю ныне беседовать о св. Причащении, полагая, что слово (об этом) очень необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых – я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце в виду торжественности сегодняшнего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев (Ин.12:13) Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. " Кто это такой? " – спрашивали они друг друга. Весь многочисленный народ, собравшийся на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут впереди, другие сзади, одни срезают ветки, другие бросают их на землю, иные постилают свои одежды на пути, и все в один голос – даже малые дети – восклицают: Осанна, благословен Грядый во имя Господне! Три обстоятельства я отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых, одежды, постилаемые на земле; во-вторых, ветви фиников, знамения победы; и в-третьих, радостное восклицание: Осанна, благословен Грядый. Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн. Во-первых, с истинным раскаянием сбросить одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его (Кол.3:9). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправ трех великих наших врагов – плоть, мир и дьявола; а затем с духовной радостью и весельем сердца сокрушенного приблизиться к святой трапезе Хлеба животного со словами: Осанна, благословен Грядый во имя Господне. Поэтому я буду ныне беседовать о святом Причащении, полагая, что слово об этом необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых, я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или в осуждение, но в оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце ввиду торжественности сегодняшнего праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010