Поэтому я буду ныне беседовать о святом Причащении, полагая, что слово об этом необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во–первых, я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во–вторых — сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или в осуждение, но в оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце ввиду торжественности сегодняшнего праздника. Бог, по природе Своей и сущности непостижимый и невидимый, отчасти постигается и созерцается в трех Своих свойствах, которые поэтому богословы называют внешними: в силе, премудрости и благости. Дело силы — чудеса, дело премудрости — таинства, дело благости — дарования. Я утверждаю, что Божественная Евхаристия есть величайшее чудо, какое измыслила сила Божия, высочайшая тайна, какую измыслила премудрость Божия, и драгоценнейшее дарование, какое нам ниспослала благость Божия. Обратимся к доказательствам, начав с первого. Правда, все чудеса, поскольку они чудеса, равны, ибо все одинаково превышают законы природы. Но одни из них превышают большее число законов, другие — меньшее; поэтому одно чудо называется большим, другое — меньшим. Среди всех чудес силы Божией только это чудо Божественной Евхаристии превышает все законы природы. Все Тело Христово — во всем святом хлебе, и то же все Тело — в каждой частице святого хлеба, подобно тому, как и все солнце видно во всем зеркале, и если разбить зеркало на много кусков, в каждом из них опять–таки будет видно все солнце. Мы видим цвет хлеба и вина, но мы вкушаем и пьем Тело и Кровь Христа. Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но и чудотворит духовно; вкушается устами, но питает душу; касается чувства, но освящает и дух. Божественный хлеб раздробляется, но не разделяется, снедается, но не иждивается, причащает всех и вся, но не кончается никогда. Тот же Иисус Христос на земле и на небе, Тот же на святой трапезе и одесную Бога и Отца: Один в этом святом алтаре и во всех алтарях православных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Никто из людей в силу своих заслуг, трудов или даже подвигов недостоин приобщаться Телу и Крови Христовых. Поэтому приготовление к причащению, как сказал один из богословов, состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности» и «неподготовленности», а в ответе любви на любовь. Люди же, забыв о любви ко Христу, часто подходят к святой чаше только с желанием соблюсти регулярность в причащении. Считается, что во время продолжительных постов подготовиться к причащению наиболее удобно. Поэтому в этот период в храмах можно увидеть большое количество причастников. Однако все ли они, выбрав благоприятное время, достойно принимают Христовы Тайны? Однажды Великим постом кто-то из прихожан церкви, в которой служил преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966), с радостью сказал: — Как много сегодня в храме было причастников! — Причастников много, да причастившихся истинно мало, — заметил преподобный Севастиан. — Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самой кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души. Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитать молитвенное правило и очистить совесть в таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Тайн. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скрупулезное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце. Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд. Нам также нужно помнить и о том, что благоговение перед таинством Святого Причащения не должно перерастать в неуверенность, тоску и уныние, которые могут породить в нашей душе сомнение в необходимости причащения. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть» 10 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Поэтому я буду ныне беседовать о святом Причащении, полагая, что слово об этом необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых, я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или в осуждение, но в оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце ввиду торжественности сегодняшнего праздника. 1 Бог, по природе Своей и сущности непостижимый и невидимый, отчасти постигается и созерцается в трех Своих свойствах, которые поэтому богословы называют внешними: в силе, премудрости и благости. Дело силы – чудеса, дело премудрости – таинства, дело благости – дарования. Я утверждаю, что Божественная Евхаристия есть величайшее чудо, какое измыслила сила Божия, высочайшая тайна, какую измыслила премудрость Божия, и драгоценнейшее дарование, какое нам ниспослала благость Божия. Обратимся к доказательствам, начав с первого. Правда, все чудеса, поскольку они чудеса, равны, ибо все одинаково превышают законы природы. Но одни из них превышают большее число законов, другие – меньшее; поэтому одно чудо называется большим, другое – меньшим. Среди всех чудес силы Божией только это чудо Божественной Евхаристии превышает все законы природы. Все Тело Христово – во всем святом хлебе, и то же все Тело – в каждой частице святого хлеба, подобно тому, как и все солнце видно во всем зеркале, и если разбить зеркало на много кусков, в каждом из них опять-таки будет видно все солнце. Мы видим цвет хлеба и вина, но мы вкушаем и пьем Тело и Кровь Христа. Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но и чудотворит духовно; вкушается устами, но питает душу; касается чувства, но освящает и дух. Божественный хлеб раздробляется, но не разделяется, снедается, но не иждивается, причащает всех и вся, но не кончается никогда. Тот же Иисус Христос на земле и на небе, Тот же на святой трапезе и одесную Бога и Отца: Один в этом святом алтаре и во всех алтарях православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Духоносные пастыри тщательно следили за тем, чтобы никто из их паствы не приступал к святой чаше, имея на совести какой-либо грех. Так, знаменитый авва Евлогий, пресвитер, о котором упоминают уже первые историки Церкви, во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них: — Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу? Затем, обращаясь к каждому порознь, обличал: — Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своем сердце: «Не все ли равно — грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнение относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда я приступлю к ним?» Удерживая согрешивших от принятия Святых Даров, авва Евлогий давал совет: — Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения со Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой. Принимая Святые Дары, мы желаем соединиться со Христом, но этого не происходит, если наша душа осквернена грехами или даже недостойными мыслями. Как-то раз один высокообразованный господин захотел причаститься в монастыре, где подвизался знаменитый греческий старец Иаков Эвбейский († 1991). Отец Иаков, своим духовным оком воззрев на душу этого человека, понял, что ему не следует причащаться, так как он был обременен многими грехами. Вечером накануне причащения старец в долгой беседе старался вразумить мужчину и расположить его сердце к покаянию. Однако этот труд оказался напрасным. Всю ночь старец Иаков провел без сна. Он обдумывал, как поступить с господином, желающим утром причаститься. С одной стороны, приобщить его нельзя из-за нераскаянных грехов. С другой — этот неразумный христианин отлучение от чаши воспримет как личное оскорбление и может отпасть от Церкви. Что же делать? После раздумий и молитв старец решил положиться на волю Божию.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021) 05.06.2021 1044 Время на чтение 37 минут Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11). Протоиерей Владимир Правдолюбов Русскую Православную Церковь охватила эпидемия пропаганды сверхчастого причащения. При помощи этой пропаганды планомерно и настойчиво уничтожается православная практика подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Причем многие участники этой разрушительной работы искренне считают, что они делают Божие дело, полезное и даже необходимое для Православной Церкви (см. Рим. 10, 1–3). Я не замечал масштабов бедствия, так как всю жизнь прослужил на приходе маленького провинциального города, где трудами моих предшественников, почти сплошь новомучеников и исповедников, хотя большинство их не прославлены поименно, сохранилась для меня и моих сослуживцев живая практика Православной Церкви. В наших местах усердные христиане причащались каждый пост, в Великий два раза, на первой и страст­ной седмицах. Старые и больные из них брали у священника благословение «не выходить из шести недель», то есть причащаться каждые сорок дней. Естественно, причащение предварялось недельным говением, включающим пост (постом — усиление его), стояние всех церковных служб (конечно, по возможности), чтение Священного Писания и святоотеческих творений, помогающих испытанию совести, и как итог — исповедь и правило. Послабление допускалось тем, кто давно не причащался. Им говорилось, что нужно причащаться хотя бы раз в год, и разъяснялось, как нужно к причащению готовиться. Умирающих причащали так часто, как они пожелают. Строгим правилом священника было— к желающему причаститься умирающему идти в любое время дня и ночи. Конечно, если человек вот-вот умрет, он причащался невзирая на то, что он сегодня поел. И только изредка мне приходилось сталкиваться со стремлением причащаться более часто. Первый случай, если правильно помню, был где-то в начале шестидесятых годов теперь уже прошлого столетия. Одна женщина сказала мне: «Батюшка, мне благословлено причаститься три раза в один день. Как это организовать?» После такого ошеломляющего обращения я довольно долго с подобными просьбами не встречался. Только в конце шестидесятых наши священники, видимо, под давлением столичной практики, через меня задали вопрос «Как часто можно причащаться?» жившему в Сухуми бывшему духовнику Глинской пустыни отцу Серафиму Романцову. Отец Серафим ответил: «Наши схимники причащались раз в месяц — чаще не надо!» К стыду своему я только потом обнаружил эту норму в Филаретовском катехизисе. Несколько позднее до нас дошло известие, что собор старцев Псково-Печерского Успенского монастыря благословляет причащаться не чаще чем раз в две недели.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/05/istinn...

В предотвращение возможности совращения православных в Спасово согласие путем брачного сопряжения, в упомянутой епархии, распоряжением епархиальной власти, назначен трехгодичный искус для спасовца, желающего жениться на православной. При совещаниях некоторыми членами был возбужден вопрос о том, следует ли спасовцам, как заведомым раскольникам, преподавать таинства крещение и брак, не смотрят ли спасовцы на эти священнодействия, как на акты гражданские, дающие известные права, – не является ли раздаяние благодати церковью метанием бисера? При обсуждении данного вопроса высказано было большинством членов, что хотя спасовцы и представляют из себя в сущности раскольничью секту, но есть основание полагать, что они веруют веру в благодатную силу принимаемых ими от Церкви таинств, и вообще эта секта наиболее других толков близка к православной Церкви, а потому в миссионерских задачах надлежит не отталкивать от общения с Церковью, а располагать, чему практика Самарск. епархии о трех-годичном искусе для брачующихся едва ли соответствует. При этом выражено было мнение, чтобы спасовцев, желающих венчаться в православной Церкви, не прежде допускать к браку, как сделавши им надлежащие пастырские увещания, причем жениха и невесту обязать являться в церковь в продолжении по крайней мере трех дней пред браком и затем исповедоваться и причаститься св. таин. Во время причащения священник должен наблюдать осторожность, чтобы св. тайны были проглатываемы, (ибо спасовцы нередко их выплевывают), для чего рекомендуется заставлять причастников, тотчас по приняли св. таин, говорить самим три раза: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. Священник, повенчавший такой брак, должен иметь особливое пастырское наблюдение за смешанною семьей и детьми, которых родители обязаны воспитывать в духе православной веры, в чем и требовать от них подписку пред венчанием. Съезд постановил также просить ходатайства Св. Синода, пред кем следует, о распространении действия статей улож. 188 и 190 на детей, рожденных от спасовцев, в случае ежели они будут воспитываемы в духе и по обрядам секты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 Содержание одного заключенного в США обходится в 50 тыс. долларов, в европейских странах — в 40–45 тыс. долларов. 21 Г-н Рон Никкель — президент Международного союза «Тюремное Братство». 22 В настоящее время эта тюрьма находится под пастырским окормлением иерея Иоанна Каледы, сына о. Глеба. — Изд. Журнал «Альфа и Омега» М., 2000 г.) опубликовал интересную историю: «К священнику Иоанну Каледе, окормлявшему заключенных в одной из московских тюрем, пришла девушка с просьбой исповедовать и причастить её жениха, находящегося в тюрьме. Отец Иоанн согласился, и она уехала домой, где рассказала бабушке жениха, что её внука будет причащать священник Иоанн Каледа. Та вдруг спросила: — А это не сын священника Глеба Каледы, который спас моего отца? — и рассказала удивительную историю, которую оставил ей её покойный отец. В 30-е годы этот человек сидел в лагере. Однажды во сне он увидел священника Глеба Каледу, который рекомендовал ему поскорее попроситься на работу внутри лагеря. На следующий же день тот попросился на такую работу и получил её, а вскоре вся бригада была послана в так называемую командировку, то есть на работы в особо тяжелых условиях, и никто не вернулся живым. В то время Глеб Александрович Каледа был подростком. Рукоположен он был лет через сорок без малого, а еще почти через двадцать лет после рукоположения стал тюремным священником». 23 ЖМП. 1992, 24 В статье Н. Леонтьева имеются «поэтические детали», которые могут обмануть только не бывавших в тюремных камерах. Например, что ключи с металлическим скрежетом запирали его один на один в камере. В камерах для смертников три замка — автоматические, самозахлопывающиеся, английские, один из них электрический с дистанционным управлением. В обычных камерах два замка. 25 Пишу о посещении богородичником тюрьмы со слов заключенных и бесед с офицерами тюрьмы, так как сам на встрече с ними я, разумеется, не присутствовал. 26 Истинно православные христиане — немногочисленное ответвление катакомбной церкви 20-50-х гг., до сих пор не желающее присоединиться к Московскому Патриархату. — Изд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

30) Беспоповцы думают заменить таинство св. причащения огнепальным желанием». Разбор: Желанием нельзя заменить таинства св. причащения. Св. Феодор Студит ч. 1, оглаш. 207. стр. 406–407 (изд. 2): «Много значат слезы, сокрушение и – прежде всего и вместе со всем – причащение св. таин... В монастыре (прежде) можно было ежедневно причаститься желающему... И это говорю, совсем не желая, чтобы вы принимали (св. тайны) просто и как бы ни случилось... Говорю с тою целью, чтобы, горя сильным желанием причащения, мы, насколько возможно, очищали себя и становились достойными дара, ибо предлежащий хлеб есть причастие жизни». Если рассуждать так, то желанием можно заменить все, и крещение и все другие таинства. Но св. Григорий Богослов рассуждает так: «Если ты признаешь убийством одно намерение убить, без совершения убийства; το почитай крещенным желавшего креститься, но не крестившегося действительно. Если же не признаешь первого, то почему признать последнего? Не вижу причины. Но когда хочешь, рассудим и так. Если достаточно желания, вместо силы крещения, и за одно желание присуждаешь себе славу; то и вместо славы удовольствуйся одним желанием. И какой для тебя вред не сподобиться оной, когда имеешь желание» (ч. 3, стр. 243, сл. 40). И далее он пишет: «не медлите приступать к благодати, но поспешайте (244)... не будем уклоняться и медлить» (стр. 245). Следов. одного желания ни для чего не достаточно, а беспоповцы, вопреки учению св. отцов, довольствуются и одним желанием. 31) Приводят беспоповцы и слова 50 псалма, ст. 19: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Разбор: Это не может заменить св. причащение и не суть та жертва, которую церковь христианская приносит и совершает под видом хлеба и вина. В Кирилловой Книге «сердце сокрушенное» почитается недостаточным, чтобы заменить собою таинство св. причащения: «Дабы кийждо первее истинно покаялся всех злоб своих, и плакал за грехи своя, в посте и молитве и милостыни и любви, и дабы исповедал или познал на себе грехи своя и тако истинною покаявся, и очистив себе от всякого беззакония, имея дух сокрушен, и сердце сокрушенно и смиренно, да причастится телу и крови Христовы» (л. 201 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   Несомненно, большинство римо-католиков сказали бы то же самое.    Это любопытный пример того, как " избирательна " церковь в принятии постановлений поместных соборов (см. выше, сс. 211—212).    О православной вере, IV, 13 (Р. G. XCIV, 1145 А).    Комментарий на Божественную литургию, 32.    Нужно помнить, что пост перед причастием совершается с одной целью, чтобы привести желающего причаститься к пониманию своего недостоинства принимать Святые Тайны, но это вобщем не означает, что человек непостившийся не может приступить к таинству — главное осознание своего недостоинства, а все остальное лишь может служить помощью в этом, но никак не тайносовершителем таинства, ибо: " не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст, — вот, что оскверняет человека " (Мф.15:11)».    В случае необходимости архимандрит или протоиереи имеют право, выступая от имени епископа, рукоположить чтеца.    Что случится, если они восклинут Anaxios (недостоин)? Не вполне ясно. Несколько раз в течение нынешнего столетия собрание верующих и Константинополе и в Греции действительно выражало таким образом свое — несогласие, но безрезультатно. Однако некоторые возразят, что, по крайней мере в теории, при несогласии мирян посвящение или рукоположение не может состояться.    Прот. Сергии Булгаков. Православие. Париж, 1989, с. 251.    Hymns of the Eastern Church, 3th ed. (London 1866), p. 52.    Сретение (215 февраля) иногда причисляют к праздникам Господа, и тогда восемь праздников оказываются Господними и четыре — Богородичными.    Каллист и Игнатии Ксанфопулы, в Добротолюбии, т. 4 (Афины 1961), р. 232.    G. Florovsky, Prayer Private and Corporate («Ologos " publications, Saint Louis), p. 3.    Мистические трактаты, изд. Wensinck, p. 174.    Прот. С. Булгаков, Православие, Париж, 1989, с. 314.    Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992, сс. 21—22.    Церковь одна.    Sergius Bulgakov, The Orthodox Church, p. 214.    В православном церковном праве термин " икономия " означает отступление от церковных правил ради спасения отдельных людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот, прежде всего в вашем святом деле обращения от мира к Богу поможет вам божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманием, да с духом смиренным; и святые мысли и чувства непременно придут к вам; не может быть, чтобы человека смиренного и внимательного, желающего соединиться с Богом, не посетил дух сокрушения и умиления. Но вы многого не понимаете; но понимаете хотя что-либо, а верно, что много и понимаете; и вот это-то, что понимаете, впитывайте в свое сердце, размышляйте об этом; из святых слов Церкви плодите свои святые мысли и чувства – и дело, с Божьею помощью, пойдет успешно. Ведь душа наша не совсем бесплодная земля для добра. Возможно ли это, когда она пила множицею сходивший на нее дождь Божией благодати? Далее, размыслите, что многие из вас, может быть, говеют теперь в последний раз, и, может быть, смерть скоро застигнет нечаянно и им не придется исповедаться и причаститься святых Тайн перед смертью , А и в самом деле: «уже бо и секира при корени древа лежит», а дерево – это мы; «всяко убо древо, еже не творит плода добра», т. е. люди, не творящие добрых дел, «посекаемо бывает, и во огонь вметаемо» ( Мф.3:10 ). С каким же вниманием к себе нужно каждому совершать свое говение, чтобы непременно очиститься от грехов своих, может быть, в последней раз. Далее, представляйте чаще, что после говения и исповеди вы приступите к пречистым Тайнам. Но, если вы приступите с неисправленным сердцем, не достойно, то вы причаститесь в суд и в осуждение себе и «повинны будете телу и крови Господней» ( 1Кор.11:27 ), и после причастия нисколько не будете лучше, а напротив сделаетесь еще хуже. Вот какими и подобными размышлениями подкрепляйте себя в своем подвиге говения и молитесь в Церкви как можно искреннее, от всего сердца; как можно искреннее говорите чаще, внимающему вам Господу: «Боже, милостив буди мне грешнику!» Боже, очисти мя грешного! Без числа согрешили, Господи прости! Припомните, что одни эти слова: «Боже, милостив буди мне грешнику» ( Лк.18:13 ), мытаря оправдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010