В Гефсиманском саду Христос назвал его другом. На иконах Страшного суда его часто изображают в виде ребенка на коленях у диавола в нижнем правом углу. Любимое дитя Сатаны, за предательский поцелуй принимающее огненные лобзания. Он носил ящик для денежных пожертвований и, значит, был кем-то вроде бухгалтера в маленькой апостольской общине. Мы ни разу не можем причаститься, чтобы не вспомнить о нем. «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» Что мы знаем о нем? Что был он иудей среди остальных учеников-галилеян. А значит, был образованнее и, возможно, заносчивее. Что был близок ко Христу и был любим. Предавать могут только близкие, свои. В сердце бьет тот, кто к сердцу допущен. Чужой может быть врагом, но предателем быть не может. Его нутро – сребролюбие. Его имя – «вор». Так говорит Иоанн Богослов. А его слова не подлежат сомнению. Больше ничего не стоит выдумывать. Разочаровался ли он в Мессии и поэтому предал? Хотел ли, наоборот, ускорить события и приблизить спасительную развязку? Не будем мечтать. Дело в том, что сребролюбием и развратом наполнен мир. Кающиеся мытари и блудницы – первая шеренга уверовавших во Христа. Но сребролюбие, не желающее каяться, изобретает Иуде оправдания, чтобы в нем и самому оправдаться. «Часть Иуды есть в тебе и во мне», – говорит святой Иустин (Попович). Зародыш Иуды может носить в себе всякое человеческое сердце. Вот он говорит: «К чему эта трата мира? Его бы можно было продать и раздать деньги нищим». Но не любовь к нищим движет иудиным языком, а жалость к погибшей благовонной масти. А разве не так же поступаем и мы? К чему золотить купола или украшать дорогими иконами храмы? Лучше бы отдать эти деньги нищим. Почему у него (нее/них) такая дорогая машина? Лучше бы помочь сиротам или старикам. Вам знакомы эти голоса? Ой, не любовь к скромности и не человеколюбие движет нашими языками при этих речах. Это зародыш Иуды из глубины сердца. Еще не родившись, учится разговаривать. Поистине скупость, зависть и мрачная злоба отличают в людях тех, кто не чужд иудиного духа. Поэтому и причаститься мы не можем иначе, как сказав: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»

http://pravoslavie.ru/78496.html

епископ Илия Минятий Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев (Ин.12:13) Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. " Кто это такой? " – спрашивали они друг друга. Весь многочисленный народ, собравшийся на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут впереди, другие сзади, одни срезают ветки, другие бросают их на землю, иные постилают свои одежды на пути, и все в один голос – даже малые дети – восклицают: Осанна, благословен Грядый во имя Господне! Три обстоятельства я отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых, одежды, постилаемые на земле; во-вторых, ветви фиников, знамения победы; и в-третьих, радостное восклицание: Осанна, благословен Грядый. Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн. Во-первых, с истинным раскаянием сбросить одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его (Кол.3:9). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправ трех великих наших врагов – плоть, мир и дьявола; а затем с духовной радостью и весельем сердца сокрушенного приблизиться к святой трапезе Хлеба животного со словами: Осанна, благословен Грядый во имя Господне. Поэтому я буду ныне беседовать о святом Причащении, полагая, что слово об этом необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых, я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или в осуждение, но в оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце ввиду торжественности сегодняшнего праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/253/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021) 05.06.2021 1044 Время на чтение 37 минут Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11). Протоиерей Владимир Правдолюбов Русскую Православную Церковь охватила эпидемия пропаганды сверхчастого причащения. При помощи этой пропаганды планомерно и настойчиво уничтожается православная практика подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Причем многие участники этой разрушительной работы искренне считают, что они делают Божие дело, полезное и даже необходимое для Православной Церкви (см. Рим. 10, 1–3). Я не замечал масштабов бедствия, так как всю жизнь прослужил на приходе маленького провинциального города, где трудами моих предшественников, почти сплошь новомучеников и исповедников, хотя большинство их не прославлены поименно, сохранилась для меня и моих сослуживцев живая практика Православной Церкви. В наших местах усердные христиане причащались каждый пост, в Великий два раза, на первой и страст­ной седмицах. Старые и больные из них брали у священника благословение «не выходить из шести недель», то есть причащаться каждые сорок дней. Естественно, причащение предварялось недельным говением, включающим пост (постом — усиление его), стояние всех церковных служб (конечно, по возможности), чтение Священного Писания и святоотеческих творений, помогающих испытанию совести, и как итог — исповедь и правило. Послабление допускалось тем, кто давно не причащался. Им говорилось, что нужно причащаться хотя бы раз в год, и разъяснялось, как нужно к причащению готовиться. Умирающих причащали так часто, как они пожелают. Строгим правилом священника было— к желающему причаститься умирающему идти в любое время дня и ночи. Конечно, если человек вот-вот умрет, он причащался невзирая на то, что он сегодня поел. И только изредка мне приходилось сталкиваться со стремлением причащаться более часто. Первый случай, если правильно помню, был где-то в начале шестидесятых годов теперь уже прошлого столетия. Одна женщина сказала мне: «Батюшка, мне благословлено причаститься три раза в один день. Как это организовать?» После такого ошеломляющего обращения я довольно долго с подобными просьбами не встречался. Только в конце шестидесятых наши священники, видимо, под давлением столичной практики, через меня задали вопрос «Как часто можно причащаться?» жившему в Сухуми бывшему духовнику Глинской пустыни отцу Серафиму Романцову. Отец Серафим ответил: «Наши схимники причащались раз в месяц — чаще не надо!» К стыду своему я только потом обнаружил эту норму в Филаретовском катехизисе. Несколько позднее до нас дошло известие, что собор старцев Псково-Печерского Успенского монастыря благословляет причащаться не чаще чем раз в две недели.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/05/istinn...

Слово в день Входа Господня во Иерусалим. (О Святом Причащении). Святителя Илии Минятия Кефалонитского Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев ( Ин. 12:13 ). Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день Он вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. «Кто это такой?» спрашивали они друг друга. Весь этот многочисленный народ, собравшийся туда на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут спереди, другие сзади; одни срезывают ветки, другие бросают их на землю, оные постилают свои одежды на пути и все в один голос – даже малые дети – восклицают: осанна, благословен грядый во имя Господне! Три обстоятельства отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых – одежды, постилаемые на земле; во-вторых – ветви фиников, знамения победы; а в-третьих – радостное восклицание: осанна, благословен грядый. Существуют три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Таин. Во-первых – с истинным раскаянием сбросив одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлещись ветхаго человека с деяньми его ( Колос. 3:9 ). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправши трех великих наших врагов – плоть, мир и диавола; а затем с духовной радостью и веселием сердца сокрушенного приблизиться к св. трапезе Хлеба животного со словами: осанна, благословен грядый во имя Господне. Поэтому я желаю ныне беседовать о св. Причащении, полагая, что слово (об этом) очень необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых – я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце в виду торжественности сегодняшнего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство Причастия. Для тех, кто хочет быть с Богом О чём эта книга? В этой книге сжато и доступно излагается Церковное учение о Таинстве Причастия, и это лишь необходимый минимум для понимания того, что мы ждем от Бога и что готовы Ему отдать. Таинства – это динамичный духовный опыт общения человека с Богом, познаваемый исключительно в действии, когда мы с верой и надеждой входим в жизнь Церкви, для того чтобы соединиться с Христом и послужить Ему. Для кого эта книга? Для всех, кто хочет быть с Богом. Почему мы решили издать эту книгу? Причастие — сердцевина церковной жизни. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит о Причастии как о необходимом условии обретения Вечной Жизни. Каждому желающему исповедоваться и причаститься прежде всего следует разобраться, в чем состоит смысл и значение этих Таинств непосредственно для него. Если отсутствует осмысленная потребность души, а есть только дань традиции или проявление магического страха перед Неизвестным, едва ли такое участие в Таинстве приблизит нас к Богу. Издавая эту книгу, мы хотели помочь читателям глубже понять смысл и важность Причастия. «Изюминка» издания Главной особенностью издания является его компактность: книгу удобно брать с собой и читать в дороге. В доступной и краткой форме в книге изложены те основы, без которых невозможно осмысленное отношение к Таинству Причастия. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Таинство Причастия Для поддержания физических сил человеку требуется еда и питье. Несомненно, питание требуется и нашей душе. По сути, и молитва, и дела милосердия, и любое ограничение своих интересов ради ближнего – это и есть пища для души, если же руководствоваться только меркантильными интересами, смерть души неизбежна с такой же достоверностью, как неминуема телесная смерть при отказе от пищи и питья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Глава 10 О том же Первое. Бойся, как бы тебя не постигло Божественное возмездие. Даже если здесь ты останешься без наказания, то тебя ждет страшнейшее мучение, если не обратишься, оплакивая свое беззаконие. Второе, что требуется желающему причаститься достойно, – деятельное благоговение. Если ты спросишь, что под ним подразумевается, и каково это благоговение, – то я не смогу объяснить тебе иначе, как представив образ собранной с различных цветов благоуханной росы, источающей дивный запах. Благоговение – это духовное действование, составленное из других начал, из духовных и святых вожделений, которыми должна украшаться всякая душа, идущая на священную Трапезу. О, Боже всемогущий, с каким сокрушением и умилением, с каким страхом и трепетом, с какими потоками слез, с каким сильным благоговением и смирением, с каким целомудрием тела и чистотой духа должно священнодействовать Божественное и страшное Таинство! – ибо воистину мы едим Твою Святую Плоть и пьем Твою Честную Кровь! Так претворяется Небесное с земным, божественное общается с человеческим. Ангелы предстоят, благодать священнодействует, и Жертва приносится чудным и неизреченным образом. Кто доподлинно изъяснит достоинство Хлеба, если Твое благоутробие не даст ему силы и возможности? О благоговении знайте, братья, что мы должны собираться в одном месте (1) с великим смирением и благочестием, (2) с любовью и верой, (3) желанием этого Хлеба. Эти три вещи необходимы, чтобы пробудить страх и благоговение. Прежде всего подними глаза и посмотри, думая о безпредельном величии и власти Владыки. И там Он в своей сущности находится под видом Хлеба и Вина! Там в собственном смысле и вправду присутствует Божественное величие, сотворившее весь мир, перед Которым трепещут Небеса и все творения, от Которого получает сияние солнце и все звезды. Святые Ангелы стоят в дрожи, воспевая Его и славословя непрестанно. Пусть всякий поймет, сколь он должен содрогаться, собираясь причаститься. Поэтому и восклицает Павел: Пусть всякий сперва испытает совесть, и так уже будет есть этот Хлеб и пить Чашу. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест осуждение душе своей, потому что он не чтит как подобает Тело Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Пасхальное Причастие: подарок священнику Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым 14 апреля, 2012 Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым Надо сказать, что в советские времена значимость Великой Субботы во многим подчёркивалась для многих людей тем, что это была последняя возможность причаститься перед Пасхой, потому, что на саму Пасху часто не причащали. И многие люди, если в Великий четверг были на работе, шли на субботнюю литургию ради причастия. Сейчас этот мотив уже не столь значим, потому что Святейший патриарх Кирилл благословил причащать в Пасхальную ночь без исповеди. Поясню в чём дело. Многие люди, я знаю, обижаются, что во некоторых храмах нет Пасхального причастия. Я и сам, когда был семинаристом, тоже готов был этим скорее возмутиться. Но затем, когда я стал клириком, я понял в чем дело. Все-таки для священника Великий Пост – это очень тяжелое время, в том числе и время исповеди. А у нас, в русской церковной традиции, очень тесная связь исповеди и причастия. На Пасху приходит множество людей. И если в этот день причащать, то надо их исповедовать. Это означает, что священник должен выйти из собственного радостного, уже пасхального настроя и вновь погрузиться в мир человеческих страстей и выступить в роли этакого «пылесборника». И, в общем, я понимаю тех батюшек, которые как бы говорят прихожанам: «Дорогие люди, ну мы весь год с вами, готовы выслушать вас, что-то посоветовать, ответить. Ну, можно, ну раз в году, можно мы попробуем просто молиться причаститься к Христу, не погружаясь в подробности ваших семейных дрязг? Сделайте нам такой подарок, если можно». Есть же у священника право на переживание литургии без разрыва на исповедальные эпизоды. Плюс к этому, если священник служит один, он должен будет постоянно отрываться и выбегать на исповедь или невероятно затягивать службу, чтобы исповедовать всех желающих в эту праздничную ночь. А если священников несколько, то кто-то из них окажется лишен пасхальной радости и должен стоять вне алтаря где-то в притворе и выслушивать откровения тех, кто почему-то не сумел в Великий Пост найти возможность дойти до храма исповедаться и причаститься.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-prichastie-p...

В Риге состоялось собрание духовенства Латвийской Православной Церкви 27 февраля 2013 г. 18:26 25 февраля 2013 года в Рижской духовной семинарии под председательством митрополита Рижского и всея Латвии Александра состоялось собрание духовенства Латвийской Православной Церкви . В работе собрания приняли участие епископ Даугавпилсский Александр , члены Синода и духовенство Латвийской Православной Церкви. Перед началом заседания была провозглашена «Вечная память» приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II . Открывая заседание, митрополит Александр огласил Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви (Москва, 2-5 февраля 2013 г.). О решениях Архиерейского Собора рассказал епископ Александр. Благочинный Рижского округа протоиерей Иаков Присяжнюк в своем докладе коснулся вопросов церковной дисциплины. Проректор Рижской духовной семинарии по учебной работе инокиня Олимпиада (Кезик) выступила с докладом об учебном процессе духовной школы, где на сегодняшний день на очном и заочном отделениях обучаются свыше 50 человек. С сообщением об организации приходской жизни выступил член Синода Латвийской Церкви, благочинный Валмиерского округа протоиерей Николай Тихомиров. Доклад о проблеме расторжения церковных браков представил секретарь Синода игумен Иоанн (Сичевский). «Чрезвычайно важно проводить на приходах тщательную катехизацию перед таинством венчания. Необходимо, чтобы люди, желающие венчаться, обращались в храм за шесть месяцев до совершения этого таинства. Священник должен уделить большое пастырское внимание паре, желающей вступить в брак. С ними должно быть проведено не менее четырех огласительных бесед, причем эти беседы должен проводить именно тот священнослужитель, который будет совершать таинство венчания. Особенно это касается многоклирных приходов нашей Церкви. Желающие вступить в церковный брак обязательно должны принимать участие в таинствах Церкви, они обязательно должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Мы должны всячески избегать ситуации, когда к таинству венчания приступают люди, которые не готовы к нему», — отмечается в докладе отца Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/2817416.ht...

«Чрезвычайно важно проводить на приходах тщательную катехизацию перед таинством венчания. Необходимо, чтобы люди, желающие венчаться, обращались в храм за шесть месяцев до совершения этого таинства. Священник должен уделить большое пастырское внимание паре, желающей вступить в брак. С ними должно быть проведено не менее четырех огласительных бесед, причем эти беседы должен проводить именно тот священнослужитель, который будет совершать таинство венчания. Особенно это касается многоклирных приходов нашей Церкви. Желающие вступить в церковный брак обязательно должны принимать участие в таинствах Церкви, они обязательно должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Мы должны всячески избегать ситуации, когда к таинству венчания приступают люди, которые не готовы к нему», — отмечается в докладе отца Иоанна. В свою очередь, митрополит Александр подчеркнул недопустимость венчания людей маловерующих, не посещающих храм и совершенно неизвестных священнику. Венчая подобную пару, священнослужитель берет на себя величайшую ответственность перед Богом. Впредь рассмотрение прошений о разводах будет рассматриваться только при участии священника, венчавшего эту пару. Заведующий Отделом образования и катехизации Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Олег Пелевин доложил о предстоящих образовательных курсах для преподавателей воскресных и общеобразовательных школ, катехизаторов и псаломщиков, а также сообщил о планах по организации летних лагерей для детей и подростков. Завершая собрание, митрополит Александр призвал клир духовенство с достоинством нести свое служение, трудиться над собою и помнить, что священнослужение есть непрестанное предстояние пред Богом. Пресс-служба Латвийской Православной Церкви /Патриархия.ru за темою На Священного Синоду обговорили у Заява у справах ближнього про стан справ у [Документи] Звернення Собору Церкви буде розглянуто на Собору Церкви Комментарий советника Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова в связи с заявлением президента Латвийской Республики [Документи] збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " з ключовими словами Православна Церква –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2817664...

В Синодальном отделе по благотворительности прошло очередное заседание Комиссии по больничному служению г. Москвы 3 сентября 2019 г. 11:05 2 сентября 2019 года в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению под председательством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона прошло 10-е заседание Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете Москвы. В заседании участвовали 12 больничных священников Москвы, главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров и координаторы помощников больничных священников. На заседании обсудили предложения членов Комиссии по развитию больничного служения, программу обучения вторых курсов помощников больничных священников и опыт проведения водосвятных молебнов в больницах, а также вопрос создания специальных текстов, рекомендованных для чтения людям в больницах. В текстах будет понятная любому человеку информация о Евангелии, об основах православной веры, о Церкви и ее Таинствах. Члены Комиссии поделились опытом и внесли предложения по организации работы Комиссии и развитию больничного служения. Участники заседания рассмотрели вопрос о формировании списка дежурных священников, готовых быстро реагировать на вызов в больницу. «Существует проблема: священники не всегда могут быстро прийти на помощь человеку в больнице, желающему исповедоваться и причаститься. Когда возникает такая потребность, люди звонят в разные храмы, разным людям, теряя при этом время и сталкиваясь с трудностями. Необходимо решить эту проблему», — подчеркнул епископ Пантелеимон. На заседании участники обсудили вопрос о регулярном совершении водосвятных молебнов в больничных отделениях Москвы. Решение совершать регулярные молебны в медицинских учреждениях было принято на втором заседании Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете Москвы. Такие молебны совершаются регулярно в медицинских учреждениях столицы. На сегодняшний день регулярные молебны совершаются в более чем 35 больницах Москвы. После молебнов совершается исповедь для желающих, на которой многие больные исповедуются впервые в жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5494198.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010