1146 Там же, – стр. 353–354. «Illi vero. qui ea dicturi sunt, quae ab aliis acceperunt, et antequam accipiant, orent pro eis, a quibus accipiunt, ut eis detur, quod per eos accipere volunt; et cum acceperint, orent, ut bene et ipsi proferant, et illi, ad quos proferunt, sumant». – De doctr. christ. lib. IV, cap. XXX, 63, col. 120. 1153 Христ. наука, – кн. IV, гл. IV–V, стр. 242–246; в лат. подл. lib. IV, cap. III, 4–5, col. 90–91. 1155 Неполный перевод этого сочинения помещён в «Христианском чтении» за 1844 г. (ч. 3-я, стр. 3–77). Слово «rudis» некоторые в данном случае понимают в смысле религиозного невежества или незнакомства с истинами веры Христовой (Bindemann – Der heilige Augustinus – B. III, 2, s. 690. Greifswald, 1869). Такое понимание едва ли можно отвергать, если принять во внимание, что в своём сочинении блаж. Августин даёт указания и о том, как оглашать людей образованных (см. cap. VIII, 12; cap. IX, 13). Проф. Певницкий «rudis» понимает в собственном, буквальном смысле «простой», «необразованный», и стоящие в заглавии книги слова «De cathechisandis rudibus» переводит: «об оглашении простых людей». – См. его статью – «Арелатские проповедники» (V–VI в.) – «Труды Киевской Дух. Академии», 1870 г., т. I, стр. 637. 1158 «Eaque te necessitate fuisse compulsum, ut ea me, quam tibi debeo charitate compelleres, ne gravarer inter occupationes meas tibi de hac re aliquid scribere». – De cathechisandis rudibus – cap. I, col. 311. 1160 «Fieri enim potest, ut ei, quem instruebas, non ita sit visum, sed quia aliquid melius audire desiderabas, eo tibi, quod dicebas videretur indignum auribus aliorum». – Ibidem – cap. II, 3, col. 311. 1170 «Rarissime quippe accidit, imo vere nunquam, ut quisquam veniat volens fieri christianus, qui non sit aliquot Dei timore perculsus». – De cathechis. rudibus – cap. V, 9, col. 316–17. 1182 «Totum enim, quod intelligo, volo ut qui me audit intelligat; et sentio me non ita loqui, ut hoc efficiam». – De cathechis. rudibus – cap. II, 3, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Среди таких забот и стараний св. Льва о чистоте веры и сохранении единения Церквей, произошла у него распря с Иларием, Епископом Арелатским. Причиной этой распри было следующее. В 445 г. пришел в Рим некто Келидоний, и жаловался на Илария, что он, председательствуя на одном поместном Соборе, лишил Келидония епископской кафедры. Папа принял жалобу Келидония и вызвал к себе Илария на суд. Иларий, как повествует его жизнеописатель, по зову Папы, пришел в Рим пешком; но, когда открылся суд, и начали разбирать причины, по которым Келидоний лишен своего престола, Иларий, не дождавшись судебного решения, оставил внезапно Рим. Вскоре после сего поступила к Папе жалоба другого епископа, подписанная многими гражданами того города, где он епископствовал, и она состояла в том, что Иларий, во время болезни сего епископа, на место его рукоположил нового епископа. Св. Лев обоих сих епископов, которые Иларием лишены были их престолов, восстановил в правах их. И в послании своем к епископам Виенского округа, осудив Илария за нарушение мира церковного, лишил его принадлежавшей ему власти над сими епископами 50 . В сие время прибыл в Рим Император Валентиниан. Любя и уважая св. Льва, он немедленно выдал два указа, один о манихеях и другой о подчинении епископов Галльских суду Папы. В указе о манихеях (данном им 19 июня 445 г.) Валентиниан не только утвердил все распоряжения св. Льва против сих еретиков, но еще строго предписал, не допускать их в военную службу и не дозволять им жительства в городах. В указе данном (8 июля того же года), по делам Илария, Валентиниан предписал, чтобы епископы Галлии ничего не предпринимали без утверждения папской власти, чтобы они признавали для себя законом всякое постановление епископа Римского, и чтобы всякий епископ, вызываемый на суд Папою, непременно являлся на оный 51 . Следующие за сим годы св. Лев провел в пастырском попечении об устроении Церквей – Мавританской, Испанской и Сицилийской. По дошедшим слухам, что в Мавритании многие недостойные, по проискам, без соблюдения церковных правил, мятежным народом возводятся не только в диаконы и пресвитеры, но даже и на епископские кафедры, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Источники трилогии и пользование ею у последующих авторов В своей трилогии Климент обнаруживает поразительную учёность: слова его пересыпаются всевозможными цитатами из разных классов писателей. Число цитируемых авторов почти необозримо. Эрудиция Климента всегда вызывала удивление учёных. Теперь, впрочем, стараются возвести её к различным источникам, флорелигиям и компендиям, предпочтительно восстанавливая эти источники на основании сочинений самого же Климента. Получается, таким образом, что часть своих цитат Климент заимствовал из вторых рук, из существовавших до него компиляций и учебников, особенно распространённых в Александрии. Дильс впервые указал на родственность изложения философских мнений о Боге в «Протрептике» и в сочинениях Цицерона [«О природе богов»] (De natura deorum), а перечень философских школ в «Строматах» признал извлечением из какого-либо философского учебника. После Дильса немецкие учёные всячески выискивали предполагаемые источники Климента, иногда, конечно, ошибочно. В общем, источников у Климента указано много. Так, источником его при описании древних культов было сочинение на подобную тему, также и при изложении имён богов в исторических сведениях об изображениях и искусствах источником были каталоги изображений. Вендлянд высказал предположение, что II и III книги «Педагога» заимствована из сочинения стоика Луция, учителя Эпиктета. Габриэльсон в исследовании источников Климента пришёл к выводу, что большая часть сведений почерпнута Климентом из παντοδαπ στορα, или реальной энциклопедии Фаворина Арелатского, современника Адриана. Ещё в большей степени Климент Александрийский пользовался источниками иудейского – александрийского происхождения, начиная с Деметрия, псевдо-Гекатея и до Филона. У псевдо-Гекатея Климент весьма доверчиво и без критики позаимствовал много подложных стихотворений греческих поэтов, раскрывавших учение о единстве Божием, о Промысле и т. п. Часто Климент цитирует Аристовула, который, между прочим, доказывал зависимость Аристотеля от Моисея и других Пророков; цитирует также он сборник Александра Полигистора, составленный из выдержек иудейских историков, и, вероятно, по этому сборнику цитирует этих историков (Деметрия, Евполема, Артапана). В особенности же Климент зависит от Филона, часто приводя из сочинений его дословные цитаты, по которым даже восстанавливают текст Филона. Под влиянием Филона Климент в значительной степени образовал и своё мировоззрение; в частности, от него он усвоил аллегоризм и мистическое понимание книги Бытия (особенно о творении мира, о грехопадении) и Моисеева законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

130 Церковное законодательство этого времени было разноместным, а не общецерковным. Сюда принадлежат: постановления африканских соборов, особенно собора 251 г., правила Григория неокесарийского , Дионисия александрийского , правила апостольские, – которые, впрочем, относятся более до клерикальной дисциплины, чем общецерковной, и отчасти не только по редакции, но и по содержанию относятся к позднейшему периоду. Вопрос об апостольских правилах был исследован Дреем (Nene Untersuchungen über dio Constitutionen und Canones der Apostel, Tiibing. 1832, стр. 343 и сл.), Гефеле (Conciliengesohichte, I, 1873), Функом (целый ряд работ: Die apostolis he Constitutionen, 1891; Das achte Buch der apostolischen Constitutionen, 1893; Abhandlungen, В. II; cp. также Achelis und Flemming в Texte und Untersuchungen, X, 2). Далее к церковному законодательству этого времени относятся: правила соборов анкирского, неокесарийского и западных – эльвирского (в Испании) и арелатскогоГаллии). Правила Дионисия александрийского носят особый характер, сравнительно с другими, так как они выражают мнение этого св. отца о посте и о разного рода телесной нечистоте. 131 Акты и постановления этого собора не сохранились, но сущность его решений изложена Киприаном в 43 его письме к Антониану. Гефеле (Conciliengesohichte, I, 1873, стр. 113, ср. также проф. Сокольский, Ж. М. Н. Пр. 1882, июль, стр. 30) склонен видеть в постановлениях этого собора первый пенитенциал. Разумеется, если понимать под пенитенциалом совокупность каких бы то ни было и сколько-нибудь определенных правил о преступлениях и о покаянии, то и к постановлениям собора 251 г. можно приложить название пенитенциала, хотя они имели в виду только одно преступление, и хотя покаяние относительно срока не было ими определено. Но существенным признаком понятия пенитенциала, выяснившегося в дальнейшей истории, служит приуроченность его не к публичному, а к частному покаянию, и распространение покаяния не только на грехи делом, но и на грехи мыслию, с казуистическою притом подробностию грехов и определенностию самого покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

регулярно готовил и произносил церковные проповеди, которым придавал большое значение и рассматривал это как свою прямую обязанность - проявлять заботу не только о своей пастве, но и обо всей Церкви ( Leo Magn. Serm. 38. 1). Главной целью его проповедей было назидание слушателей и сохранение единства веры (см.: Ibid. 25. 1; 69. 1). Большинство проповедей несут на себе следы тщательной риторической подготовки, отличаясь утонченной конструкцией периодов, антитезами и ритмическими кадансами. Проповеди Л. В. дошли до наст. времени в неск. средневек. собраниях гомилий (гомилиариях), сохранившихся в рукописях VIII-XII вв., в которых они расположены в разном порядке, причем количество проповедей варьируется (т. н. собрания I и II); а также в независимом полноценном собрании догматического характера, сохранившемся преимущественно в рукописях XII-XV вв. в 3 редакциях - т. н. собраниях III (C), IV (B), V (A). Как установил А. Шавас, собрание III (С) является лишь испорченной формой собрания IV (В), а собрания V (A) и IV (B) представляют собой 2 редакции одного и того же собрания, сформировавшегося в 2 этапа: сначала редакция V (A), затем редакция IV (B) (см.: CCSL. Vol. 138. P. LXXXIV). Инициатива создания двух основных собраний, вероятно, восходит к самому Л. В.; в собрание V (A) были включены проповеди, произнесенные Л. В. в первые 5 лет понтификата (440-445), а заканчивается оно диспутами с рим. манихеями и со свт. Иларием Арелатским (цитаты из 7 проповедей преимущественно антиманихейской направленности были также включены Л. В. в «Томос к Флавиану»). В собрание IV (B), помимо нового издания проповедей из собрания V (A), были включены проповеди, касавшиеся дела палестинских монахов. Ок. 600 г. неизвестный редактор, руководствуясь желанием свести все проповеди Л. В. воедино, объединил оба собрания в один текст («трехчастное собрание»). Эта 3-я редакция была также составлена с догматическими целями в защиту «Трех Глав» (см.: CCSL. Vol. 138. P. CXIII). Проповеди папы Л. В. наряду с его посланиями включались также в различные средневековые сборники церковных канонов, в частности в Лжеисидоровы декреталии (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Лев I ...

Если он, как можно думать, не принимал непосредственного участия на арелатском (353 г.) и миланском (355 г.) соборах, на которых под воздействием и даже угрозами императора Констанция западные епископы (за единичными исключениями 517 ) подписали осуждение св. Афанасия Александрийского , зато тотчас же после миланского собора он выступает в непосредственную и открытую борьбу с арианами и, ближе всего, с арианствующим митрополитом галльских церквей – епископом Сатуринном. Но так как последний имел сильную поддержку в лице императора Констанция, то эта борьба очень скоро окончилась тем, что Иларий, по определению заседавших на Биттерском соборе (356 год) западных епископов, был сослан в Малую Азию, где пробыл четыре года, пока в 360 году, по проискам ариан, он «как виновник разногласия и возмутитель Востока», а вернее, за свою непрекратившуюся и на Востоке ревностную борьбу в защиту единосущия, не был отправлен обратно в Галлию, где и скончался в 366 году. Хотя богословские творения св. Иларий начал писать ещё до ссылки его на Восток, тем не менее его богословско-писательская и, в частности, догматико-полемическая деятельность полного своего расцвета достигла лишь в годы его ссылки, в течение которой он основательно познакомился с богословской литературой Востока. Плодом этого знакомства был, между прочим, знаменитый труд св. Илария: De Trinitate. Другим западным отцом, не менее энергично выступившим на борьбу с арианством и, в целях опровержения арианской ереси, использовавшим восточное богословие, был св. Амвросий, в лице которого Бог, по свидетельству Павлина, воздвигал стену своей кафолической церкви. 518 О том, как св. отец боролся с арианством и какие написал полемические против этой ереси произведения, мы уже знаем из его биографии. Из всего, что мы сказали доселе, думается, ясно намечается ответ на вопрос, поставленный в начале настоящей главы: было ли обращение св. Амвросия на Востоке случайным, или оно вызывалось необходимостью? Ответ, конечно, может быть только в последнем смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ мч. Арвернский (пам. зап. 29 окт.). Свт. Григорий Турский в соч. «О славе мучеников» сообщает историю чудесного открытия могилы Г. в Арвернии (ист. обл. Овернь) близ Тигернской крепости (совр. Тьер), к-рый пострадал, будучи новокрещеным (inalbis positus). Однажды ночью земледельцу, потерявшему 2 быков, явился некий муж, назвавшийся мч. Генесием. Он сказал крестьянину, что тот должен пойти по дороге к лесу и возле большого мраморного камня найдет быков. Этот камень крестьянину нужно будет перенести и поставить над могилой Г., находившейся при дороге. Земледелец сделал все, как ему приказал Г. После чудесного открытия могилы мученика сюда стали стекаться благочестивые люди, мн. больные получали исцеления. Когда об этом стало известно еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран) свт. Авиту (571-594), он выстроил над могилой Г. базилику, куда перенес частицы его мощей и мч. Генесия Арелатского. ( Greg. Turon. Glor. martyr. 67). Основываясь на этом факте, Э. Гриф высказал предположение, что в Арверне раньше почитали мч. Генесия Арелатского и со временем он стал восприниматься как местный мученик Арвернский. Эта гипотеза противоречит рассказу свт. Григория Турского, к-рый разделяет Г. и Генесия Арелатского и свидетельствует о том, что частицы мощей Генесия Арелатского были перенесены в базилику близ Тигернской крепости лишь спустя нек-рое время после того, как была обнаружена могила Г. и над ней была выстроена церковь, к тому же он отмечает, что могила Г. была обнаружена в Арверне, а захоронение Генесия Арелатского находилось в Арелате, в некрополе Элисий. Причина того, что дата кончины Г. точно неизвестна, заключается, в частности, в характере гонений на христиан в Галлии в рим. эпоху, где мн. мученики не были приговорены судом к наказанию, а местные язычники расправлялись с ними самочинно, о чем свидетельствует свт. Григорий Турский (Glor. martyr. 105 - о Викентии Агинском, Glor. conf. 36 - о Ламинии Арвернском). Поэтому сведения о кончине святых сохранялись не в офиц. проконсульских актах процессов над мучениками, а в сказаниях, составленных уже в период, более благоприятный для христиан в Римской империи.

http://pravenc.ru/text/162020.html

святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский (469/470–542/543) святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский Проповедник и аскетический писатель, один из основателей монашеской жизни на Западе Биография День памяти: 27 августа (Кельт. и Брит.) Свт. Кесарий родился в аристократическом, но небогатом семействе галло-римского происхождения. В возрасте 17 лет будущий святитель покинул родительский дом и вступил в клир г. Кабиллона и принял пострижение в чтеца от еп. Сильвестра. Через два года принял постриг в знаменитом Леринском монастыре в Южной Галлии. Истощив свое здоровье аскетическими подвигами, Кесарий оказывается вынужденным покинуть монастырь и переселится в близлежащий Арелат (Арль), епископом которого был его земляк и, возможно, дальний родственник, Эоний. В 498-499 г. он становится настоятелем мужского монастыря в окрестностях Арля, для которого он позже составил «Правила для монахов». После смерти епископа Эония 16 августа 501 года свт. Кесарий, несмотря на свое нежелание, был избран епископом Арелата, в соответствии с завещанием еп. Эония. Будучи епископом, он продолжил вести подвижническую жизнь, словом и делом призывая свою паству последовать своему примеру. Подавал много милостыни, в т.ч. через продажу церковной утвари для выкупа пленников. В 505-506 г. по доносу некоего Лициниана, святитель был сослан королем Аларихом II в Бордо, где он проповедовал готам-арианам, по возвращении воспрепятствовал казни Лициниана. В сентябре 506 г. Кесарий впервые председательствовал на церковном Соборе, созванном в Агате (ныне Агд, Франция) по инициативе и при поддержке Алариха II. После собора он стал фактическим митрополитом Южной Галлии. Кроме того, святитель основал в окрестностях Арелата женский монастырь, настоятельницей которого стала его сестра Кесария Старшая. В 513 году после очередного доноса по поводу продажи церковного серебра для дел милосердия свт. Кесарий оказался перед судом короля Теодориха Великого. Однако при личной встрече святой произвел на Теодориха благоприятное впечатление, был им полностью оправдан и отпущен с дарами. Также житие сообщает о совершенных свт. Кесарием чудесах исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij-Arelat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010