Впервые в русском переводе вышел в свет сборник трудов блаженного Августина «Антипелагианские сочинения позднего периода» 19 мая 2008 г. 13:25 По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра , председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исследований отдела издал сборник трудов блаженного Августина, епископа Гиппонского, под общим названием «Антипелагианские сочинения позднего периода». Перевод с латыни осуществлен Д.В. Смирновым под редакцией известного современного патролога-латиниста А.Р. Фокина. В сборник вошли русские переводы антипелагианских сочинений блаженного Августина, написанные им в поздний период жизни (426-429 гг.). Эти сочинения являются итогом длительной полемики Августина с Пелагием и его последователями, начатой еще в 412 году. С другой стороны, они открывают совершенно новый этап этой полемики — так называемый «полупелагианский спор», продолжавшийся более столетия и охвативший такие регионы, как Северная Африка, Галлия и Италия. Включенные в данный сборник сочинения Августина, а также несколько писем, адресованных Августину другими участниками этого спора, расположены в хронологическом порядке их написания. За исключением двух вошедших в сборник трактатов все работы блаженного Августина впервые публикуются на русском языке. Возрождение традиции библейско-патрологических исследований — важнейшая задача православного научного сообщества в современной России. В 2003 году по благословению архиепископа Александра при Синодальном отделе по делам молодежи был учрежден Центр библейско-патрологических исследований, призванный оказывать содействие молодым ученым, посвятившим свою жизнь изучению святоотеческого наследия Церкви. За эти годы впервые переведены на русский язык и изданы тексты святителей Иоанна Златоуста и блаженного Августина, Арелатских проповедников, исследования, посвященные изучению богословия преподобных Феодора Сикеота, Иоанна Кассиана Римлянина, Максима Исповедника, а также Леонтия Византийского, комментарии ведущих западных библеистов к текстам Нового Завета.

http://patriarchia.ru/db/text/409168.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВИЛА АРАВСИОНСКОГО СОБОРА 529 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Правила Аравсионского (Оранжского) Собора 529 года . Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу которых были положены «Главы» (Capitula) папы Феликса IV (III) против Пелагия , Целестия , Юлиана, еп. Экланского , и Фавста Регийского , направленные свт. Кесарию Арелатскому накануне Собора. Текст Правил ... Дошло до нас, что имеются некоторые, которые о благодати и о свободной воле по простоте неосторожно и не по правилу кафолической веры желают мыслить. Посему нам то показалось справедливым и разумным, следуя наставлению и авторитету Апостольского Престола, что те немногие главы, всем обязательные для соблюдения, присланные нам Апостольским Престолом, кои древними Отцами из свитков Священного Писания по этому главным образом случаю были составлены, для научения тех, которые иначе, чем следует, мыслят, должны мы своими руками подписать... Заключение, составленное Кесарием, еп. Арелатским И так согласно вышеизложенным речениям Священного Писания или определениям древних Отцов по милости Божией должны мы проповедовать и веровать в то, что через грех первого человека так поникла и изнемогла свобода воли, что никто впоследствии или Бога любить, как нужно, или в Бога верить, или творить добро ради Бога не может, если его не предварит благодать божественного милосердия. Посему и Авелю праведному, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и всему множеству древних Святых та преславная вера, которую во славу их проповедует Апостол Павел [ Евр 11 ], не по благу природы, которое было дано прежде Адаму, но по благодати Божией, веруем, что была ниспослана. Каковая благодать даже после пришествия Господа, знаем и одновременно веруем, что не имеется в свободной воле, но по Христовым щедротам даруется всем, желающим креститься, согласно тому, что уже много раз было сказано выше и что проповедует Апостол Павел: " Вам дано ради Христа не только чтобы верили в Него, но также чтобы страдали за Него " [ Флп 1, 29 ]; и то место: " Бог, начавший в вас доброе дело, будет совершать его до самого дня Господа нашего " [ Флп 1, 6 ]; и то: " Благодатью спасены через веру, и сие не от вас: ибо есть Божий дар " [ Еф 2, 8 ]; и то, что о себе самом говорит Апостол: " Получил я милость, чтобы быть мне верным " [ 1 Кор 7, 25 ; 1 Тим 1, 13 ]; не сказал: " потому что я был верным " , но чтобы быть мне верным.

http://drevo-info.ru/articles/13674773.h...

Сколь блаженна та душа, которая, таким образом, с Божией помощью, устроит свою жизнь, чтобы удостоиться дать Христу приют и кров! И, напротив, как несчастна и каким потоком слез должна быть оплакана совесть, которая изранила себя плохими делами: помрачила черной жадностью, сожгла огнем ярости, осквернила неуемной разнузданностью, разрушила гордым произволом, так что в ней не Христос почивает, а начинает властвовать дьявол! И действительно, если такая душа не прибегнет быстро к врачевству покаяния, то лишится света и будет окутана тьмой; лишится сладости и наполнится горечью, будет поражена смертью и лишится жизни. Однако кто находится в таком состоянии, пусть не сомневается в милосердии Господа и не предается смертоносному отчаянию, но как можно скорее пусть прибегнет к покаянию. И пока раны грехов его еще свежие и саднят, пусть приложит себе целебные лекарства, потому что наш Врач всемогущ и всегда исцеляет наши раны так, что не остается и следа. 4. И поскольку, возлюбленные братья, как всегда вы должны воздерживаться от прелюбодеяния и гнусного блуда, так всегда при подготовке к Рождеству Господню или другому празднику в течение многих дней воздерживайтесь и от супружеского общения. Помимо всего прочего, избегайте пьянства, боритесь с гневом, как со свирепым зверем; как яд, исторгните из вашего сердца ненависть. И пусть среди вас будет такая любовь, которая обнимает не только друзей, но распространяется и на врагов; чтобы вы могли беспрепятственно сказать в молитве Господней: « Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6:12). Ведь если кто-либо чувствует ненависть даже к одному человеку, то я не знаю, как ему спокойно приступить к престолу Владыки, поскольку блаженный Евангелист Иоанн грозно восклицает: « Кто брата своего ненавидит, тот убийца» (1 Ин. 3:15) . Теперь ваше дело решить, не является ли кто из вас убийцей? И если так, то пусть прежде принесет покаяние, а затем приступает к причащению. Далее святой Иоанн так же прибавляет, говоря: « Кто ненавидит брата своего, тот во тьме пребывает, и во тьме ходит, и не знает куда идет; потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11); и еще: « Кто брата своего не любит, тот в смерти пребывает» (1 Ин. 3:14) ; и еще: « Если кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо кто не любит брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20) Итак, кто хранит в сердце ненависть и гнев, не боится такого громогласного предупреждения и не пробуждается, тот не спит, но умер.

http://bogoslov.ru/article/4884155

Ты хорошо веруешь, если исполнил то, что обещал; ведь если договор, который заключил с Богом, ты сохранил, будь спокоен, ибо не потеряет силу ни твоя вера, ни крещение. Если же то, что ты обещал на словах, не спешишь исполнить на деле, то каким умом (fronte), каким разумением ты знаешь, что не утратило силу крещение твое, когда ты не соблюл твой договор? Послушай Господа, говорящего: Какая польза в том, что вы говорите мне: «Господи, Господи!» и не делаете то, что я говорю? (ср. Лк 6:46 ) И еще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ), а также: Не все, говорящие Мне: «Господи! Господи!», войдут в Царство Небесное, но исполняющие волю Отца Моего Небесного (ср. Мф 7:21 ). Внемлите со тщанием, ибо согласно написанным выше речениям, нет никакой пользы человеку, когда он говорит, что имеет веру, но то, что обещал на словах, не желает исполнить на деле, согласно сказанному в Писании: Когда даешь обет Богу, то не замедли исполнить его, ибо Ему неугоден недобросовестный и неразумный обет. Лучше тебе не обещать вовсе, чем после того, как дан обет, обещанное не исполнять(ср. Еккл 5:3–4 ). И чтобы мы ясно могли узнать, что то же самое [происходит] и с нами и с подчиненными нам людьми, то пусть кто?нибудь скажет мне, будет ли он доволен, что раб его весь день называет его господином и не перестает расточать ему многословные восхваления, но от дел, которые ему было приказано исполнить, отлынивает. Итак, если мы бываем недовольны словами без дел, то сколь же бесполезна вера без дел для Бога? Прежде всего, следует опасаться того, чтобы кто?либо так верил в Божье милосердие, что не боялся бы [Его] правосудия; если кто так поступает, то это не вера. Но если он, с другой стороны, так боится правосудия, что теряет надежду на милосердие, то это также не вера. И так как Бог не только милосерден, но и справедлив, будем верить и в то, и в другое: не станем, страшась правосудия, отчаиваться в милосердии, но и не будем столь Уповать на милосердие, чтобы забывать о правосудии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих стихах: И сказал Бог: сотворим (множественное число. – О. Д.) человека по образу Нашему (множественное число. – О. Д.) и по подобию Нашему (множественное число. – О. Д.) ( Быт.1:26 ) 313 . И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло ( Быт.3:22 ); «из Нас» – тоже множественное число. О Вавилонском столпотворении: И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6–7 ); слово «сойдем» – во множественном числе. Свят. Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно» 314 . Указанием на Три Лица в Боге, но без различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.: Быт.18:1 ). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве». В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят. Иларий Пиктавийский , Евсевий Кесарийский , блаж. Иероним и др.) 315 считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества 316 . Св. Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому – исповедал Единого Бога в Трех Лицах» 317 . Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная»). К числу ветхозаветных Откровений о триединстве Божием может быть отнесено и видение пророка Исаии (см.: Ис.6:1–7 ), которому открылось в Иерусалимском храме, как серафимы, окружая Престол Бога, взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:3 ). Слово «свят» повторяется здесь трижды, а «Господь Саваоф» именуется единожды, в чем древние христианские авторы видели указание на триединство Бога 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

в Зап. Европе появились сведения о существовании христ. общин в Центр. Азии, к-рые считались основанными В., мн. хронисты говорят о монг. происхождении В., относя их к жителям царства Фарс в Азии. Целью нашествия татар в XIII в., т. о., считалось стремление похоронить тела предков, почитаемых в Кёльне, в Германии. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что В. были вост. царями. По всей вероятности, на возникновение этой т. зр. повлияли стихи мессианского Пс 71. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему», а также слова из Ис 60. 6: «Множество верблюдов покроет тебя [Иерусалим] - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана (Adv. Marcion. III 3), однако в его сочинении речь, по всей видимости, не идет о действительном царственном достоинстве В., но подчеркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Аутентичность слов о царском достоинстве В. в гомилии св. Афанасия (PG. 38. Col. 961) и в проповеди блж. Августина (PL. 39. Col. 2018) оспаривается ( Gordini. Sp. 501) и потому не может служить доказательством правомерности подобного подхода. Т. о., в ранней патристической лит-ре утверждение о царском достоинстве В. встречается только у Кесария , еп. Арелатского (VI в.; Sermo. 139), в большинстве случаев о В. говорится как о мудрецах, астрологах, ищущих истину. Представление о В. как о вост. царях окончательно сложилось в средневек. Европе начиная с IX в.; в это же время стали считать, что В. были потомками или представителями всей земли: Сима , Иафета и Хама , т. е. прообразовали Вселенскую Церковь ( Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria//PL. T. 114. Col. 73). Такое толкование вызвало полемику во время Реформации ( Luther M. Predigt von 1524//WA. Bd. 15. S. 409), а также скептическое отношение у нек-рых католич. экзегетов ( Maldonat J.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

И вы тогда сможете без сомнения верить в грядущую награду за добрые дела, когда вы с Божьей помощью начнете полностью воздерживаться от злых дел. Ибо если ты желаешь равным образом творить и добрые, и злые дела, то какая будет польза в том, что ты, с одной стороны, созидаешь, а с другой – разрушаешь, и одного окрадываешь, а другого украшаешь? К таковым взывает в Евангелии Господь: Илипризнайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым ( Мф 12:33 ); и Соломон: как отвратительна собака, когдавозвращается на блевотину свою (ср. Притч 26:11 ), так и грешник, когда возвращается к своему греху; и пророк говорит: Горе грешнику, по земле ходящему двумя стезями (ср. Сир 2:12 ), а также: Никто не может служить двум господам ( Мф 6:24 ). Следовательно, как мы уже неоднократно отмечали выше, поскольку слово fides " вера получила название от fit» исполняться, то есть от того, что исполняется, тот человек может сказать о себе, что он твердо верит, который хочет подтверждать делами то, во что он верит. И как уже было сказано, сила веры состоит в том, что мы верим и в то, и в другое – и в то, что обещает нам Бог , и в то, чем Он угрожает. И если мы хотим, чтобы у нас была совершенная вера, то, страшась наказания, да не будем совершать злых дел и, желая награды, всеми силами будем стремиться совершать добрые поступки, чтобы нам не пришлось с неверующими и нечестивыми подвергаться вечному наказанию, но чтобы мы заслужили достижения вечной награды с верными, до конца пребывающими в творении добрых дел. Да удостоит нас этого Тот, Кто с Отцом и Духом Святым живет и царствует во веки веков. Аминь. Слово 39 238 2 . Но кто?то скажет: я не могу простить своих врагов. Если бы ты не имел грехов, которые Бог должен был бы тебе простить, тогда, вероятно, ты бы мог сказать, что ты не хочешь прощать своего ближнего. Итак, если ты несравнимо больше согрешил перед Богом, чем перед тобой согрешил человек, почему, вопреки повелению Господа, ты не прощаешь немногое, чтобы Бог соблаговолил простить тебе многое? Ибо вам Бог не предписывал: поститься более, чем можете, воздерживаться от вина и мяса, истощать себя частыми бдениями и плыть на восток или на запад в бесконечных трудах и опасностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ничего из этого от вас не требуется: но нам предписано, чтобы мы, заглядывая в ларцы (arcel?las) нашей совести, ни к одному человеку в мире не имели ненависти, исполняя то, что сказал сам Господь: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними ( Мф 7:12 ). И так как нет никого, кто не хотел бы, чтобы ему простили грехи, совершенные против человека или Бога, почему же мы не делаем другим то, чего мы хотели бы себе: чтобы было в нас то, о чем говорит апостол: Весь закон в одном слове исполняется: люби ближнего своего, как самого себя (ср. Гал 5:14 )? Посему необходимо, чтобы мы как можно меньше обманывали себя ложной беззаботностью, полагая, что если мы не хотим прощать наших ближних, то сможем заслужить прощение наших грехов. Ибо с великим трепетом следует размышлять о тех наводящих ужас и страх словах нашего Господа, которые заслужил услышать жестокий раб: Злой раб, весь долг Я простил тебе, потому что ты упросил Меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я помиловал тебя?( Мф 18:32–33 ). И что же после этого? Отдал его истязателям, говорит [Господь], пока не отдаст всего долга ( Мф 18:34 ). И чтобы более медлительных подогнать, прибавляет: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему ( Мф 18:35 ). Ведь поскольку мы без всякого телесного труда можем заслужить прощение всех наших грехов, если будем от всего сердца прощать наших братьев, то какое извинение можем мы иметь в День Суда, если то, что с Божией помощью можем с легкостью совершить, не спешим исполнять? Итак, без сомнения, Господь наш намерен исполнить Свои слова в отношении нас, так что каким судом мы судили, таким и нас будут судить, и той мерой, какой мы миловали наших ближних, такой и нас будут миловать. Ибо тот, кто не желает так поступать, сам себе закрывает двери милосердия Божьего. 3 . Сколько бы добрых дел ни творил человек, все они не будут иметь никакого значения, если в нем не будет той истинной любви, которая распространяется не только на друзей, но даже на врагов, ибо не лжет блаженный апостол Павел, через которого обращается к нам Христос, говоря: Если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор 13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мф 6:21 ; Л к 12:34), и чтобы, когда священник произносит: «Горе имеем сердца», мы могли бы с чистой совестью отвечать: «Имеем ко Господу». 5 . Ибо кто не трепещет слов блаженного апостола Иоанна, которые мы часто советуем и в которые мы должны непрестанно вникать: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а также: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме; и еще: Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин 3:14–15, 2:9–11 ), и наконец: Пути тех, кто сохраняет нечестие злодеяния, [пребывают] в смерти ( Npumч 12:28, LXX ). И поскольку согласно тому, о чем мы говорили выше, у нас не остается даже тени какого?либо оправдания, будем всеми силами, с Божьей помощью, стараться исполнить то, что Он заповедал, чтобы заслужить [возможность] получить то, что Он обещал. И с тем, чтобы не погубить добрые дела, которые мы, вдохновляемые Богом, совершаем, будем, побуждаемые Господом, верно хранить любовь как матерь всех добрых дел. И для того, чтобы вы могли более полно и ясно понять то, что мы выше советовали, я посчитал, что следует присовокупить нечто из сочинения блаженного Августина , касающееся обсуждаемой нами темы. В этом сочинении очевиднейшим образом доказывается, что ни один человек не может заслужить Божьего милосердия, если он, презирая две заповеди любви, не желает всем сердцем прощать своих врагов. 6 . Когда святой епископ Августин вел беседу о том расслабленном 239 , который тридцать восемь лет пребывал в своем недуге, он сказал следующее: течение нашей жизни, возлюбленные братья, и наше житие в Священном Писании таинственно обозначается числом сорок. Именно поэтому мы соблюдаем перед Пасхой сорокадневный пост, символизирующий земную жизнь, чтобы мы могли с радостью праздновать Пасху, являющуюся образом вечной жизни. По этой же причине и Моисей постился сорок дней, и Илия также сорок, и Господь и Спаситель наш сорокадневный пост освятил, и народ израильский сорок лет пребывал в пустыне после того, как заслужил быть отпущенным из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И поскольку корень всех зол есть алчность (cupiditas), а корень всех благ есть любовь, то какая польза человеку, если у него будет тысяча ветвей с прекраснейшими и приятнейшими цветами и плодами, но не будет живого и истинного корня? Ибо так же, как после того, как вырвут корень, все ветви немедленно засыхают и погибают, так и тот, кто ненавистью и гневом уничтожив в себе корень любви, ничего в себе не оставил из того, что могло бы его привести к вечной жизни. 4 . Тот же, кто сохраняет в сердце вышеупомянутые пороки и полагает, что многими милостынями сможет искупить эти грехи, пусть послушает Господа, говорящего в Евангелии: Если ты при несешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что?нибудь против тебя… пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф 5: 23–24 ). Эти слова ясно указывают на то, что не будет никакой пользы в приношении жертвы или творении милостыни, если этому не будет предшествовать примирение с врагами. Ибо о том, что Бог не захочет слушать наши слова, если мы желаем сохранять в сердце ненависть. Он сам сказал в Евангелии: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ), и: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк 6:46 ). Какие из этих слов Господь считал особенно важными? Как раз те, которые касаются мира и единодушия: Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас ( Мф 5:44 ); а также: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14:27 ); и еще: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (И н 13:35). Ибо если мы щедро раздаем милостыню, а врагов наших по заповеди Христовой не милуем, то мы предлагаем наше имение Богу, а нашу душу порабощаем Его противнику. Теперь посмотрите, разве может быть праведным и угодным Богу такое разделение: ибо не столько дел наших, сколько нас самих желает Бог . Ведь поскольку Он знает, что мы очень любим земное имущество, по этой причине Он хочет, чтобы мы Ему приносили в дар то, что любим; чтобы согласно Его словам, где будет сокровище наше, там было бы и сердце наше (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010