Аврелиан, епископ арелатский († 553), в особом прибавлении к своим монашеским правилам излагает следующий чин ночных бдений: «на ночных бдениях (ad nocturnos) исполняется предначинательный псалом directaneus, затем 18 других псалмов, три малых антифона, два чтения, гимн и библейский стих (capitellum, иначе – capimulum, lectio brevis, versiculum)». С октября и до Пасхи к этим ноктурнам присоединяются другие такие же ноктурны 217 . Дневные часы по количеству псалмопения примыкают скорее к палестинскому трипсалмию, а не к египетскому 12-типсалмию; но по своему строю они гораздо ближе стоят к египетским службам, не совсем чуждаясь и свойственного им 12-типсалмия. Так, по уставу Аврелиана, «после утрени (post matutinos), на первом часе исполняется 12 псалмов, гимн, два чтения – одно из Ветхого, а другое из Нового Завета – и библейский стих (capitellum)» 218 . Этот же чин предписывается соблюдать и на остальных часах 219 . Для монахинь разрешается сокращать число псалмов наполовину, т. е. вместо 12-ти исполнять только 6 псалмов 220 . О вечерней службе в том же уставе, или «чине псалмопения» (Ordo quomodo psallere), сказано: «на светильничном (ad lucernarium) всегда – и в праздники и в будни – полагается, прежде всего, псалом directaneus, затем – два антифона, третий же постоянно исполняется с Аллилуя, – гимн – – и библейский стих; на 12-м часе (ad duodecimam) – 18 псалмов, антифон, гимн, чтение и стих» 221 . Итак, по уставу Аврелиана, все суточные службы, или канонические часы, имеют один и тот же строй. Разница лишь в том, что вечерняя служба 12-го часа (duodecima), соответствующая повечерию, и ночное бдение имеют по 18-ти псалмов; тогда как на дневных часах положено только по 12-ти псалмов, а на светильничном – всего один псалом и три антифона. Сугубые молитвословия вечернего и полночно-утреннего богослужения находят себе соответствие в усиленных молитвах египетских отшельников на вечерних и ночных собраниях. «Чин псалмопения», изложенный Аврелианом и неизвестным автором, удерживается и в других западных уставах, но количество псалмопения отличается при этом, как известно, крайней неустойчивостью. Изменяется также и характер исполнения псалмов: иногда они читаются, но чаще – поются; при чем пение бывает четырех родов (modus quadruplex): cantus directus, c. antiphonus, c. responsorius, c. tractus, т. e. пение однохорное, двухорное, пение певца с припевом хора и пение одного певца 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

3628 Но то падение Либерия, выра- . —488— зившееся в его разрыве сношений с Афанасием в начале папской деятельности, о котором говорится в интересующем нас документе, не было обусловлено, как мы постараемся показать ниже, даже и страхом, а было лишь минутной оплошностью папы, – не касалось собственно его религиозно-догматических убеждений, – и по своему практическому значению было настолько ничтожно, что и не могло трактоваться, как его «падение». Этим своеобразным (недогматическим) характером разрыва с Афанасием и ничтожностью его практических следствий можно объяснить, почему и сам Либерий в своем послании к восточным из ссылки (Pro deifico) не указывает, что он уже однажды, когда-то осудил Афанасия. Признавая полную подлинность цитованного послания Либерия, мы таким образом имеем дело со следующим фактом, Либерий тотчас после своего вступления на папский престол требует к себе в Рим Афанасия для рассмотра представленных на него арианами еще покойному папе Юлию жалоб. В своем пригласительном письме к Афанасию, посланному ему с пресвитерами Павлом и Гелианом, папа предупреждал александрийского епископа, что если он не исполнит этого требования римской кафедры, то будет отлучен от общения с нею. Афанасий через этих же самых легатов заявил папе, что он, Афанасий, не намерен явиться в Рим, – и папе не оставалось ничего другого, как привести свою угрозу в исполнение: формально заявить о своем общении с обвинителями Афанасия, как и с прочими епископами кафолической церкви, а Афанасия – объявить отлученным от римской церкви и лишенным общения с нею посредством (мирных) церковных грамот. Теперь спрашивается, возможен ли был такой факт, и не находит ли он какого-либо разъяснения в других памятниках данной эпохи? Хорошим пособием, проливающим свет на смысл этого загадочного факта, на наш взгляд, является уже цитованное выше послание Либерия к Констанцию, начинаю- —489— щееся словами: Obsecro, – написанное в 353 или 354 г. По своему основному содержанию это послание Либерия представляет жалобу папы на арианское направление отцов арелатского собора, которые осудили Афанасия, заявив себя чистыми арианами – и просьбу о созыве, поэтому, нового собора по делу Афанасия. 3629 Но наряду с этим основным содержанием послание Либерия, как бы в качестве иллюстрации к мысли о запутанности дела Афанасия, сообщает несколько любопытных подробностей из его процесса в Рим, сопоставляя который с содержанием интересующего нас послания: Studens paci, мы и находим возможным выяснить исторический смысл этого загадочного фрагмента в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он же, внимая чтению Писания, предаваясь бдениям, постоянно пребывая в молитве и посте, изводил неудобством власяницы свое слабое и измученное тело. Даже в зимний мороз, когда бурные потоки обычно сковывались ледяным холодом, он не утеплял дополнительно ноги, никогда не употребляя шерсти или льна. 19 . В псалмопениях к приятной гармонии песнопения он присоединял обильные слезы, молитву удваивал невероятными воздыханиями, не отступая от трудов и во тьме ночи. Его руки, как известно, были заняты быстрым плетением, ум упражнялся в деле размышления (recolendi industria). Так что бодрствуя ночью, он не щадил глаза и не давал отдыха членам, ни о чем ином не заботясь, как только о том, чтобы толпы духовных врагов застали его деятельным и вооруженным. Несчастный случай с Кириллом 20. Когда он предавался этим подвигам, неожиданное рвение (ardor) воспламенило его, чтобы мать Илиодора, связанную путами арианской ереси, обратить, просветить и отклонить [от ереси], освятить в настоящей жизни, чтобы привести ее к вечной. Кроме того, признаки своего милосердия он показал на тех, кого прежде себя направил в Царство Небесное; такое сострадание он имел в глубине сердца, что никто не мог ему подражать. Душа его была так глубоко уязвлена кончиной какого-нибудь незначительного чтеца, что он был исполнен рыдания и пролил обильнейшие слезы не иначе, как если бы он был лишен утешения о единственном чаде (unici pig- 112 noris). Несчастья и болезни своих людей он также считал своими панами, что ясно открылось в случае со святым Кириллом, который тогда был левитом. 79 Наименование диакона левитом весьма распространено в галльской церкви. Ср., например, Сидоний Аполлинанарий Epistolae. Lib. V. Ер. 1. Он руководил постройкой базилик, и когда снимал мраморные плиты высокого проскения 80 театра, которые готовил для священных украшений, обнажая трудами веры места роскоши, веревки, державшие плиты, вдруг оборвались, и кусок мрамора, стремительно упав в том месте, где он стоял, придавил и раздробил часть ноги с пальцами. Блаженный муж из-за его стенания и страдания испытывал в сердце не меньшую боль, чем сам раздавленный в теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И так в некоторых возрождалось его благодатное воздействие (gratia), возгораясь от ежедневных подвигов, поскольку все, что побуждалось (producitur) его наставлением, приписывалось его заслугам, и как бы делом главы считалось то, что достигалось упорным трудом [остальных] членов 125 . Заботясь обо всех и находясь в борьбе этой жизни, он подавал утешение посредством молитв, сам присутствовал, посещал и сеял 126 многочисленные достославные наставления святого назидания и обличения; как опытный духовный земледелец, одновременно вразумляющий и скорбящий, ликующий и печальный, радостный и встревоженный, бурный и терпеливый, добрый и страшный, твердый и мягкий, милостивый и требовательный (remissus atque districtus), иногда глубоко вздыхающий, но с радостью изливающий и обильные слезы. Из обильно разлившейся реки его милосердия и из орошающего источника его любви любой черпал то, что хотел и что мог, но так, что святая полнота не чувствовала при этом никакого истощения; и заимодавец 127 , раздавая, получал еще большие груды небесных сокровищ, ибо такова природа небесных даров, чтобы, расточая себя, непрестанно увеличиваться в себе, и когда кажется, что их не хватает, они всегда начинаются заново. Поэтому распределитель Божественных даров, впадая в бедность и лишения, от этих потерь всегда получает некое приобретение. 31 .0 великая и возвышенная вереница милостей! Сколь почтенным ты предстаешь нашим взорам в памяти и ощущаешься в твоих благодеяниях! Мысль о том, что ты продолжаешь действовать, [способствует] нашему преуспеянию. За эти многие прошедшие годы ты не переставал возрождаться и вновь обретаться (reparari) в похвалах твоих сынов. Справедливо почтен вечной славой ты, который слышишь, когда тебя призывают в молитвах; предстательствуя за молящихся, ты внемлешь и подаешь [им]; тебя просят, и ты делаешь так, что прошения исполняются; к тебе взывают, и ты с помощью Божией не перестаешь добиваться [всего]. Вот драгоценная слава (pretiosium titulum) с похвалой после исхода 128 в заслуженной святости; вот глава, увенчанная зеленеющим лавром и венцом креста 129 , сплетенным из плодов и листьев добродетели, которые не опадут вовек; вот хвала (praeconium) после исхода, которую должно предпочесть славе триумфа! Молитвами того, чье тело лежит сокрытое в могиле, открывается Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По возвращении в Арелат, хотя и разбитый телесной болезнью, однако совершенный в святости и неутомимый в делах благочестия, он весь обратился тогда с великим смирением к тому, чтобы умирить гнев святого Льва, послав к нему сперва святого Равенния, тогда пресвитера, а впоследствии своего собственного преемника 87 гг., затем святого Нектария и святого Констанция, выдающихся епископов 88 . И поскольку я никоим образом (nulla ratione) не могу добавить ничего к этому делу, кроме того, что он сам сообщил об этом процессе, я думаю, что следует привести мнение Авксилиария, тогдашнего префекта Рима, который говорит следующее: «Святых Нектария и Констанция, епископов, пришедших от твоего блаженства, я принял с подобающим почтением. С ними я весьма часто беседовал о добродетели и постоянстве твоей души, о презрении к человеческим делам, благодаря которому ты среди нашей немощи постоянно пребываешь в блаженстве. Ибо что может быть счастливого в этой телесной жизни, которая, кроме того, что жалка, не может быть и постоянной? Говорил я также со святым папой Львом. Здесь, я думаю, ты несколько содрогнешься в душе; впрочем, ты крепок и постоянен в своих намерениях и не охватываешься никаким побуждением злобы, как и не поддаешься ни на какие соблазны радостей. (Таким образом, Авксилиарий свидетельствует, что св. Иларий обладал истинным веским бесстрастием. Ср. Сульпиций Север о св. Мартине: «Никто никогда не видел его гневе, никто – раздраженным или смеющимся, но всегда он был ровен» HVlta Martini, 27.1), я, по крайней мере, не помню никакого действия твоего блаженства, омраченного прикосновением высокомерия. Но люди плохо переносят, если мы говорим с ними так, как велит совесть. Кроме того, слух римлян более восприимчив к мягким словам, поэтому, если бы твоя святость тотчас уступила бы, ты бы многое приобрел, ничего не потеряв. Сделай такую милость и прогони облако незначительной перемены (nubes parvae mutationis) с ясного неба». Святость Илария 23. Приняв такой совет, Иларий, как прежде, всего себя предал молитве, проповеди, трудам, ужесточив строгость к себе. Склоняемый милосердием, скорый на щедрые дары, не раздумывая, он отдавал то, что приобреталось, всегда усиливал (cumulasset) потоками слез отраду утешений. Поэтому святой Эдесий так говорит, выражаясь поэтически:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В процессе романизации германцы усваивали официальный римский культ, хотя не только в свободной Германии, но и в Гер­манских провинциях они сохраняли приверженность своим тра­диционным верованиям. Случаи обращения германцев к вере во Христа, учитывая их весьма заметное присутствие в легионах, в военных лагерях и гарнизонах, разбросанных по всей импе­рии, в том числе и в тех провинциях, где сложились многочислен­ные христианские общины, по логике вещей должны были иметь место уже в первом столетии от Р. Х., но положительных данных на сей счет не имеется. Христианские общины однако бесспор­но существовали в Германии уже в III столетии. Под актами Арелатского Собора 314 г. поставил свою подпись епископ Колонии Агриппины (Кельна). Характеризуя экономику левобережной Германии, М. И. Ро­стовцев писал: «Эта страна была райскими кущами для капита­листов, – в особенности те области, которые лежали вдоль Мо­зеля и Мааса. Эти богатые плодородные земли не могли не стать житницей римжих армий и главным источником их снабжения вином, одеждой, обувью, строительным лесом, металлами, гон­чарными изделиями и т.д. С самого начала в эту страну так и хлы­нули многочисленные эмигранты, главным занятием которых было снабжение войска предметами первой необходимости. Эти лю­ди были не маркитантами, а купцами, занимавшимися оптовой торговлей и перевозками крупных партий товаров. Их главными центрами ...были на Мозеле Трир, а в районе среднего и нижне­го течения Рейна Кельн и Неймаген» (Ростовцев. Общество и хо­зяйство в Римской империи, т. 2, с. 205). Скопив значительные денежные средства, предприимчивые купцы приобретали крупные земельные владения у казны, нани­мали безземельных работников, приобретали у армии дешевых рабов, которых та производила в значительном числе в ходе во­енных операций за пределами лимеса и стычек со свободными германцами на самой границе, и устраивали обширные земле­дельческие и скотоводческие латифундии, а в Верхней Германии по берегам Мозеля выращивали виноград. Об экономическом процветании этих землевладельцев выразительно говорят сохра­нившиеся развалины роскошных загородных вилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Лев ведет борьбу с своими противниками. Эта ревность, действительно, иногда заводила его слишком далеко. Ему иногда приходилось раскаиваться в своих поступках (например, с Иларием Арелатским). Но вникая глубже в мотивы, как рассматриваемых теперь, так и других его поступков, мы увидим, что св. Лев всегда действовал с полным сознанием своей правоты, с полной уверенностью, что делать нужно именно так, а не иначе. При изложении его жизни и деятельности мы, кажется, достаточно рельефно выставили эту искренность и убежденность действий св. Льва. Мы старались так же, на сколько позволяли дошедшие до нас сведения, изложить и самые мотивы, по которым он действовал так или иначе. И мы должны сознаться, что эти мотивы никогда не были плодом суетности, личных самолюбивых и властолюбивых расчетов; все они имели основу, свой корень в желании св. Льва послужить благу церкви и своей кафедры; в желании его в целости и неприкосновенности соблюсти веру св. церкви и её предания. Отсюда борьба его за честь своей кафедры против, как он думал, «притязаний Илария» и Анатолия, «притязаний», которые ему казались несправедливыми и которые он, не обинуясь, с полным убеждением в своей правоте, называет «не позволительными, бесчестными». Отсюда его и страстная борьба с нечестием разных еретиков, при чем она никогда на может достаточно найти слов для выражения к ним своего полного презрения и отвращения. Его «преследования» еретиков не суть плод его жестокости. Преследования в его глазах только мера к исправлению зараженных ересью и к устрашению еще не заразившихся. В своих письмах он часто убеждает восточного императора и константинопольского архиепископа щадить еретиков, смягчать вины их, если есть извиняющие обстоятельства. Вообще во всех своих действиях св. Лев был проникнут мыслью о величии и ответственности своего служения. Интересы веры и церкви были его собственными интересами. Из всех писем его нет ни одного, в котором бы говорилось об его личных интересах; все они написаны по поводу дел церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Поэтому не позволяйте ни тяготам пути, ни злым людским языкам смутить вас, но продолжайте со всем постоянством и рвением творить то, что начали под водительством Божиим. Верьте, что, как ни велика трудность вашей задачи, еще более будет ваше небесное воздаяние. По возвращении Августина, вашего старшего, а отныне моим назначением вашего аббата, повинуйтесь ему во всем с сознанием, что все, сделанное вами под его началом, благотворно для ваших душ. Да сохранит вас Бог Всемогущий Своею благодатью» 1049 . Этот драгоценный документ, столь выразительно говорящий о христианском смирении, крепости веры, силе духа и пастырской властности святого Григория Двоеслова , заканчивается обозначением даты его написания, определенно свидетельствующим о подданстве папы, как и, в идеале, всех христиан императору, имевшему резиденцию в Константинополе: «Дано в десятый день до августовских календ, в четырнадцатом году царствования господина нашего, благочестивейшего августа Маврикия Тиберия, и на тринадцатом году после консульства того же нашего государя, в пятнадцатый индиктион» 1050 . В тот же день папа направил послания предстоятелю Галльской церкви архиепископу Арелатскому Этерию, другим епископам Галлии и франкским правителям: Теодориху II Бургундскому, королю Австразии Теодоберту II и их бабке Брунгильде, в которых просил их о содействии миссии. Епископы, исполняя просьбу папы, откомандировали в помощь миссионерам несколько священников и переводчиков, знавших язык франков, который в ту пору, вероятно, мало отличался от саксонского языка. Ободренные наставлением святого Григория, миссионеры продолжили путь, не испытывая больше малодушных колебаний в решимости послужить делу благовестия. Переправившись через Ла-Манш, Августин вместе со спутниками прибыл в Кент, которым правил тогда Этельберт. Выбор именно этого королевства для начала проповеди был обусловлен по меньшей мере двумя обстоятельствами: именно Этельберт носил тогда титул бретвальды, и в этом качестве его власть не ограничивалась пределами Кента, но, по словам Беды, простиралась «до великой реки Хумбер, что отделяет северных англов от южных» 1051 ; другое обстоятельство заключалось в том, что «он и прежде знал кое-что о христианской вере, поскольку женой его была христианка из франкского королевского рода именем Берта» 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Могло ли это и быть иначе, когда культ мегалитических памятников всецело держится на том же язычестве, которое унаследовали и усовершили и греки и римляне?.. Распространившееся затем в Европе христианство не могло относиться так же покровительственно и равнодушно к мегалитическим памятникам, этим очагам языческих суеверий. У отцов и учителей Церкви неоднократно встречаются обличения того же камнепоклонения греческого и римского, напр. у Климента Александрийского . 388 Но для нас здесь имеют особенное значение соборные определения о мегалитах и административные церковные распоряжения о них, возникавшие в тех областях, где они в значительном количестве сохранились до настоящего времени. Вот главнейшие из этих определений. В 452 году местный собор Арелатский, собиравшийся в городе Арле, не вдалеке от устья Роны и знаменитых campi lapidei, предписал следующие декреты si in alicujus episcopi territorio infideles aut faculas ascendunt, aut arbores, fontes vel saxa venerentur, si hoc eruere neglexerit, sacrilegii reum se esse cognoscat. Веком позже, в 567 году, поместный собор, бывший в Туре, городе на нижнем течении Луары и с большим количеством дольменов в окрестности, определил следующее: contestamur illam solicitudinem tam pastores quam presbyteros, gerere ut quemcumque in hac fatuitate persistere viderint, vel ad nescio quas petras, aut arbores, vel fontes, designata loca gentilium perpetrare, quae ad Ecclesiae rationem non pertinent, eos ab Ecclesia sancta auctoritate repellant. Собор, бывший в Нанте, главном городе армориканской Галлии, необыкновенно богатой доныне дольменами, предписывал следующее епископам и их викариям: Summo decertare debent studio episcopi et eorum ministri, ut Lapides quoque, quos in ruinosis locis et sylvestribus, daemonum ludificationibus decepti venerantur, ubi et vota vovent et deferunt, funditus effodiantur atque in tali loco projiciantur, ubi nunquam a cultoribus suis inveniri possint et omnibus annunciatur quantum scelus est idolatria. В 693 году, собор Руэнский, бывший в той же армориканской Галлии, наполненной мегалитами, так изображает служение этим камням: Si aliquis vota ad arbores, vel fontes.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

778 Кесар. арелатск. Бесед. на гл. 3 перв. послан. к коринф : твор. бл. Августина т. 5, ч. 2, стр. 129–131. Антверпен, 1700 г. 779 Св. Григор. двоеслов. Собеседов. о жизни италийск. отцев. и о бессмерт. души стр. 339–340). Казань, 1858 г. 781 Таков, напр. рассказ (девятого века) о пилигриме, на пути из Иерусалима видевшем на море между Фессалоникою и Сицилиею пламя, выходящее из земли, и слышавшем притом вопли усопших из чистилища (Пейдеккер. Церк. лексик. под словом: Fedfeuer). Таковы же рассказы, помещенные в Religiosa grammatica , в статье о чистилище. 784 В лоне отцев, говорили учители римские, находились все ветхозаветные праведники до вознесения Спасителя на небо, так что и пресвятая Дева Богородица, если бы умерла прежде Иисуса Христа, не узрела бы Бога, но дожидалась бы в лоне отцев, когда Иисус Христос отверзет дверь царствия небесного, заключенную грехом. Со времени вознесения Спасителя праведники сии, говорят латины, выведены Им из лона отцев и вселены в обители небесные: оттого ныне оно пусто, или даже вовсе не существует… Находясь в нем, праведники, укрепляемые блаженною надеждою на свое освобождение, не чувствовали никакой скорби, обитали спокойно. Катихиз. римск. част. 1, стр. 49. Бекан. Схоласт. богосл. т. 1, тракт. о блаженстве, гл. 1. 9. 12, и о первородн. грехе, гл. 9. 10. Григор. де–валенц. Примеч. на соч. Ф. Аквината, т. 4, дисп. 2, вопр. 1, чл. 1. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 2, стр. 366. Прага, 1721 г. 785 Лоно детей выше чистилища, так что огонь последнего не доходит до него (Беллармин. там же, стр. 366, чл. 14). Дети, находящиеся в нем, навсегда будут удалены от лицезрения Божия, впрочем – говорят одни из латан – не будут чувствовать скорби от того, что лишены царствия небесного (Бекан. Схоласт. богосл. т. 1, тракт. о первородн. грех. гл. 9), а по словам других латин – будут испытывать внутреннюю некую скорбь от того (Григор. де–валенц. Примеч. на соч. Ф. Аквината, т. 2, дисп. 6, вопр. 17, чл. 4). 786 Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 2, стр. 325. 366. Прага, 1721 г. Григор. де–валенц. Примеч. на соч. Ф. Аквината, т. 4 дисп. 2, вопр. 1. Чистилище заключено для умирающих во грехе смертном. Костер. Ручн. кн. о чистилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010