Макарием некролог старца Льва. В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом) . По словам К. Н. Леонтьева , Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» ( Леонтьев. 1997. С. 45-46). Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918//РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы». Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина)//РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст.//Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?) . Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида//Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. гг.]//Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. гг.]//Там же. К. 52. Ед. хр. 2. Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. гг.]//Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Василия Великого начинается великой вечерней.  Ед. хр. 16. Л. 43. Письмо, рук. Ед. хр. 16. Л. 48, 49. Письмо, машинопись. 678 Мельников-Печерский — Павел Иванович Мельников (псевдоним Андрей Печерский, 1818—1883), русский писатель, автор произведений о старообрядцах, в романах “В лесах” и “На горах” изобразил народную жизнь Заволжья. 679 …единоверка…единоверами называются старообрядцы, на определенных условиях соединившиеся с Православной Церковью, единоверие в России появилось в 1800 г. при митрополите Московском Платоне (Левшине) , который предложил правила присоединения старообрядцев (подчинение епархиальному архиерею, признание таинств Православной Церкви, сохранение особенностей старообрядческого богослужения, избрание единоверческих священников прихожанами и т.д.). 680 …по Тертуллиану … “человеческая душа по самой своей природе христианка”. — И. С. Шмелев цитирует одного из выдающихся христианских апологетов Квинта Септимия Флорента Тертуллиана (ок. 160 — после 220), который в трактате “Апологетик” (Apologeticum, 17) назвал душу “христианкой по природе” (anima naturaliter Christiana). 681 …я хочу дать твою странную “болезнь” — Дари. — во 2й части романа “Пути небесные” И. С. Шмелев подчеркивает связь между физическим состоянием главной героини и ее духовным становлением. 681а …проект корпуса “Нормандии” (фр.)… — имеется в виду лайнер “Нормандия” (1935), в проектировании которого участвовали русские инженеры.  Ед. хр. 68. Л. 53, 54. Письмо, рук. 682 …Гретой-Гарбо! — актриса Грета Гарбо (1904—1990) сыграла главную роль в голливудской экранизации “Анны Карениной”.  Ед. хр. 69. Л. 20, 21. Письмо, рук. Ед. хр. 69. Л. 24, 25. Письмо, рук. Ед. хр. 69. Л. 31. Письмо, рук. 683 “Да отвержется себе” — Мф. 7:7 (на церковнославянском языке “да отверзется вам”).  Ед. хр. 17. Л. 9, 10. Письмо, машинопись. 684 Поищу в его письмах о “Путях”… — уже в письмах 1935 г. И. А. Ильин сообщает о своем впечатлении от романа (отдельные главы I части “Путей небесных” публиковались в газете “Возрождение”, март 1935 — июнь 1936).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Ед. хр. 675. Л. 9). Неподалеку от колодца, там, где когда-то стояла келья святого, был установлен большой крест: «...да у Нила Чюдотворца крест болшей, на нем Распятие Господне да 4 празники на красках, да паникадилцо медное…» (Там же. Ед. хр. 669. Л. 13). В 1657-1658 гг., при строителе старце Христофоре, возведение ц. в честь Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи было завершено. Инициатива сооружения храма скорее всего принадлежала боярину Б. И. Морозову, к-рый укрывался в Белозерье после Медного бунта в Москве 1648 г. Боярин посещал скит и пожертвовал на новую церковь 10 р. Столько же дал царь Алексей Михайлович (Там же. Ед. хр. 676. Л. 11). Имя Морозова вписано в синодик Н. С. п. для вечного поминания (КБМЗ. РК 127. Л. 13). Деньги царя и боярина были истрачены на иконостас и освящение храма. Посадский человек из Ярославля Федор Федорович Неждановский пожертвовал на строительство храма 20 р. 29 алтын 4 деньги, Кондратий Лукин с товарищами - 30 р. (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Ед. хр. 675. Л. 10 об.). На эти деньги купили бревна, тес, гвозди, плахи, белое железо «на опайку к крестам». Ризы в новую церковь пожертвовал государь Алексей Михайлович и боярин Ф. И. Шереметев (Там же. Ед. хр. 679. Л. 9-9 об.). Царские врата для иконостаса и запрестольный образ Божией Матери «Одигитрия» дал для храма старец скита Дионисий Грездов (Там же. Л. 7 об.). Церковь торжественно освятил архимандрит Кириллова Белозерского мон-ря накануне праздника Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи. Благодаря приходо-расходным книгам скита известно имя плотника, рубившего храм,- Трофим Иванов. Деисус для нового храма написал белозерский иконописец Григорий (Там же. Ед. хр. 677. Л. 11 об., 1 июля 1657 - окт. 1658). Доски для икон делал пустынский сторож Иван. Деисус состоял из 13 икон: «Над царскими дверми деисус стоячей 13 икон на празелени» (Там же. Ед. хр. 683, 1672 г.; в собрании КБМЗ сохр. неск. икон из этого чина: «Апостол Петр» (Дж-180), «Святитель Василий Великий» (Дж-177)). В 1681 г.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

за принца Бернарда Леопольда Лиане-Биштерфельдского. 664 …молодой художник… — Алексей Ютов, персонаж романа И. С. Шмелева “Пути небесные”. 665 …Хрисанф и Дария — христианские мученики III в., память 19 марта/1 апреля. 666 …я писал в 1916 году… — рассказ И. С. Шмелева “Лик скрытый” (закончен в 1917), посвященный сыну писателя. 667 …португальский опыт Салазара. — Антониу ди Оливейра Салазар (1889—1970), португальский государственный деятель, один из основателей партии Католический центр (1918), основатель партии Национальный союз (1930), в 1928—1940 гг. министр финансов, в 1932—1968 гг. председатель Совета министров и фактически диктатор Португалии, также в 1936—1944 гг. военный министр, в 1936—1947 гг. министр иностранных дел.  Ед. хр. 16. Л. 15, 16. Письмо, машинопись. 668 …и мамино… — И. С. Шмелеву пришло два письма (от О. А. Бредиус-Субботиной и А. А. Овчинниковой) в одном конверте. Письмо от А. А. Овчинниковой находится в РГАЛИ: Ф. 1198. Ед. хр. 68. Л. 15, 16. 669 “Труд” — стихотворение А. С. Пушкина (1830). Ед. хр. 68. Л. 9. Письмо, рук. Ед. хр. 68. Л. 21. Почтовая открытка, рук. Письмо отправлено из больницы. Адрес: Vereeniging voor Ziekenverpleging, Prinsengracht 769, Amsterdam ©, Holland.  Ед. xp. 68. Л. 42, 43. Письмо, рук. 670 проф. Беньков — учитель О. А. Бредиус-Субботиной в Высшей художественной школе (Свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. во “ВХУТЕМАС”) в 1921—1922 гг. 671 …из книжки “Богоматерь”… — вероятно, имеется в виду наиболее популярная в России начала XX в. книга Авдотьи Павловны Глинки (1795—1863) “Жизнь Пресвятой Богородицы из книг Четьи-Минеи” (М., 1840; 16 изд. М., 1915). 672 “оружие, прошедшее Ей душу” — перефразировано Лк. 2:35 . 673 “будет Мне по глаголу твоему” — Лк. 1:38 . 674 “весь Закон и пророки” — Мф. 22:40 . Ед. хр. 16. Л. 21, 22. Письмо, машинопись. 675 …исцелил слепого… — Ин. 9:6-7 . 676 Помнишь — в “Путях Небесных”! — глава II “На перепутье”.  Ед. хр. 16. Л. 38. Письмо, рук. 677 …обедни-вечерни ( Василия Великого )… — в Великую Субботу, накануне Пасхи, в православных храмах литургия св.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

1879. Ч. 1. С. 89–103. 7 . Послужной список архимандрита Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//Российский Государственный Архив Древних Актов [далее РГАДА], ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 об. 8 . Скончался 21 марта 1887 года в сане епископа Курского и Белгородского. 9 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1995. 10 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 1. 1831– 1841 гг. М., 1877. 11 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 2. 1842– 1849 гг. М., 1878. 12 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 3. 1850– 1856 гг. М., 1883. 13 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 4. 1857– 1867 гг. М., 1884. 14 . Письмо епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия митрополиту Московскому Филарету о послании иеромонаха Антония (Медведева) в Троице-Сергиеву Лавру на служение Преподобному Сергию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 12, 12 об. 15 . Послужной список иеромонаха Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 и 8 об. 16 . Паспорт иеромонаха Антония, уволенного из Нижегородской епархии в Московскую//РГАДА, ф. 12044, on. 1, ед. хр. 4425, л. 7. 17 . Рапорт иеромонаха Антония митрополиту Московскому Филарету о представлении своего послужного списка и паспорта//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 6, 6 об. 18 . Рапорт Святейшему Синоду от святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, о назначении иеромонаха Антония наместником Снято-Троицкой Сергиевой Лавры//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 1. 19 . Письмо митрополита Московского Филарета в Учрежденный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о назначении иеромонаха Антония наместником Лавры//РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Ед. хр. 9. Л. 32. Почтовая открытка, рук. Ед. хр. 63. Л. 20, 21. Письмо, рук. 434 …не по “Лизиным” мотивам, и не по “Тане”… — подразумеваются героини романов “Дворянское гнездо” И. С. Тургенева (Лиза Калитина) и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина (Татьяна Ларина). 435 “Жаворонок” — художественно-иллюстрированный журнал для детей младшего возраста, выходил в Петрограде в 1913—1916 гг., затем в 1918 г. — один номер (No 7/8), в 1923 г. — четыре номера (No 1—4). 436 … “как похож на Г. К.” — упоминается Джордж (Георгий) Кеннан.  Ед. хр. 63. Л. 25, 26. Письмо, рук. 437 …“Аргентинка”… — персонаж рассказа И. С. Шмелева “Это было”, представляющаяся главному герою воплощением женственности. 438 …“стриженую нигилистку-акушерку”… — персонаж романа И. С. Шмелева “Пути небесные”. 439 …“сахарному мужику” — аналогия с сюжетом рассказа И. С. Шмелева “Сладкий мужик” (Сладкий мужик. Берлин, 1921).  Ед. хр. 9. Л. 38, 39. Письмо, рук. 440 Эти раздоры… — речь идет о конфликте между митрополитом Антонием (Храповицким) , который возглавлял с 1922 г. Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), и митрополитом Евлогием (Георгиевским), в 1921 г. указом Патриарха Московского Тихона назначенным управляющим приходами Русской Православной Церкви в Западной Европе. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в июне 1926 г. в Сремски-Карловцы (Югославия) Синод РПЦЗ потребовал, чтобы ему подчинились все церковные иерархи русской эмиграции. От подчинения Синоду РПЦЗ отказались митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский), которые образовали самостоятельные Западноевропейский и Североамериканский митрополичьи округа. 441 …подойти от “Фомы” — т.е. апостола Фомы ( Ин. 20:19-29 ). 442 …Женька мой — персонаж романа “История любовная”. Его прототипом был друг И. С. Шмелева капитан Евгений Евгеньевич Пиуновский (?—1914). См.: Черников А. П. Лики жизни: Калужские страницы творческой биографии И. С. Шмелева. Калуга, 2002. С. 42.  Ед. хр. 9. Л. 40, 41. Письмо, рук. 443 “Свечка” — рассказ И. С. Шмелева; впервые опубликован: Руль. Январь 1925, No 1248, 1249, 1251, 1252; вошел в сб. “Про одну старуху. Новые рассказы о России” (Париж, 1927). 444 …“В ударном порядке” (из книги “Про одну старуху”) — рассказ И. С. Шмелева; впервые опубликован: Перезвоны. 1926. No 9. 445 …одному поэту… — вероятно, имеется в виду В. Н. Родионов, которому посвящена газетная публикация “Вербного воскресенья”. Стихотворения Родионова были собраны И. С. Шмелевым, впоследствии переданы в Российский Фонд Культуры. 446 Моя адвокатура — после окончания Московского университета (1898) И. С. Шмелев служил полтора года помощником присяжного поверенного. 447 …в Казенную палату во Владимире на Клязьме. — И. С. Шмелев поступил в Казенную палату в 1901 г. (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 1. Ед. хр. 16). О службе И. С. Шмелева в Казенной палате см. статью Г. Д. Овчинникова (Отечественные архивы. 2002. No 2. С. 43—47).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 44. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 63—64. См. формулярный список ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии архимандрита Феофана (Говорова), 1856 г. (Архив внешней политики Российской Империи Министерства иностранных дел Российской Федерации. Ф. «Дела личного состава. Формулярные списки». Оп. 464. Д. 917, л. 1 об.). Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 60—63, 95. Платон (Николай Иванович Городецкий, 1803—1891) до монашеского пострига был преподавателем Орловской духовной семинарии в 1827—1829 гг., а также секретарем семинарского правления с октября 1828 и инспектором семинарии с апреля 1829 г.; в конце сентября 1829 г. переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где через полгода принял монашеский постриг; епископ с 1843 г., скончался митрополитом Киевским и Галицким, находясь на кафедре с 1882 г. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 156—157. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 162. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 228.. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. –М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 74. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С.191–197. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение. 1897. Ч.1. С. 54.

http://bogoslov.ru/article/5065084

1111 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33. «Пагубнее всего осуждение и порицание ближних наших, происходящее от слепого самомнения и нерассудного возношения… Внимай себе, и своей душе, и своему спасению, и тут найдешь столько дела, что не будет возможности заниматься чужими делами» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 298. С. 52). «Если заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок; сколько пребывает в нем различных помыслов и наиболее пустых. Потому гораздо полезнее зреть Вам свои согрешения, а не других» (Письма о. Антония. С. 256). 1112 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 98. «Если бы нам с тобой научиться видеть только свои недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражьего, ибо неложны слова Господа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 )» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 140). 1113 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 69 об.–70. «Всеми силами противься сему лютому диаволу (унынию) молитвой смиренной, удалением от празднословия, чтением божественных книг, терпением во искушениях и побежит от тебя» (Письма о. Антония. С. 294). 1114 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 70. Такой же совет в борьбе с унынием давал своим чадам и преп. Амвросий: «Уныние значит та же лень, только хуже… Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет» (Четвериков Сергий, прот. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 232). 1115 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 37 об. Старец Макарий Оптинский советует каждой страсти противопоставлять добродетель: «Против уныния – терпение, псалмопение и молитву…» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 38, 231). 1116 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 112 об. Преп. Амвросий Оптинский наставлял: «Умудряйся направляться к внутреннему христианству, и старайся отражать все противные помышления молитвенным призыванием… помощи Божией» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 60. С. 69). 1117 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 154. Оптинский старец Макарий призывал: «Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 131-186; Кн. 3. С. 153-191). В XII в. на основе летописи и анонимного «Сказания» начали составляться проложные жития св. князей. В XV в. возник духовный стих о святых, передававшийся в устной традиции и записанный значительно позже (списки XVIII в.). В приложении к диссертации помещены текст летописного рассказа, проложные статьи, паремийное чтение, духовный стих о святых князьях. Не все выводы Б. выглядят в полной мере убедительными в свете позднейших научных исследований (см. Борис и Глеб ), однако его работы внесли большой вклад, во многом не вполне оцененный до сих пор. Б. также исследовал историю текстов Жития Александра Невского, Памяти и похвалы кн. Владимиру и Жития Никиты Переяславского (работа, посвященная Житию прп. Никиты, сгорела в типографии в 1917). Неск. работ Б. 20-х гг. посвящены проблемам музыки в кино. В 1936 г. была издана его монография «М. М. Ипполитов-Иванов: Жизнь и творчество», в 1943 г.- «М. И. Глинка». В 1938-1939 гг. Б. занимался установлением первоначального текста ПВЛ и в своих выводах существенно разошелся с А. А. Шахматовым (концепция Б. изложена в докладе, с к-рым ученый выступил 20 мая 1939 на заседании секции древней рус. лит-ры ИМЛИ - Архив РАН. Ф. 397. Оп. 2. Ед. хр. 5. Л. 33-34). В 1940 г. текст ПВЛ с критическим аппаратом и вводной статьей Б. был сдан в изд-во Учпедгиз, с началом Великой Отечественной войны работы по изданию были остановлены. Принципы подготовки издания Б. изложил в ст. «Повесть временных лет» (Старинная рус. повесть. М.; Л., 1941. С. 7-37). В последние годы жизни Б. по преимуществу выступал в роли популяризатора муз. фольклора и консультанта народных хоровых коллективов. В 1941 г. опубликовал ст. «Русские народные песни в записи Пушкина», в к-рую вошли нотные записи, сделанные им в пушкинских местах (Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. С. 183-210). В нояб. 1942 г. и окт. 1943 г. он ездил в Архангельск для изучения репертуара сказительниц Северного русского народного хора под рук. А. Я. Колотиловой, в июне-июле 1944 г.- для участия во Всероссийском смотре хоров, исполняющих рус. народные песни. В окт. 1944 г. Б. побывал на Юж. Урале, где выступил с публичными лекциями на тему «Русская народная песня», а также принял участие в реорганизации Челябинского народного хора. Среди муз. сочинений Б.- вокально-инструментальные жанры (симфония с хором «Пушкин», сюита «Песенный рассказ о таджиках»), обработки народных песен, музыка к фильму, симфоническая увертюра. В ОР ИМЛИ (Ф. 573. Оп. 1. Ед. хр. 35) хранятся записи романсов, созданных Б. на стихи И. Ф. Анненского («Бронзовый поэт», «Листы», «Для чего, когда сны изменили», «Когда под черными крылами», «Зимний романс», «Август», «Сентябрь», «Ветер», «Трактир жизни», «Зимние лилии» и др.). Арх.: Архив РАН. Ф. 411. Оп. 30. Ед. хр. 178; Ф. 397. Оп. 1. Ед. хр. 59, 121, 122; Оп. 2. Ед. хр. 5; ИМЛИ ОР. Ф. 573. Оп. 1. Ед. хр. 41 [Докт. дис.].

http://pravenc.ru/text/153545.html

В 1854 году, когда Соловкам угрожала английская военная эскадра, самая ценная часть монастырской библиотеки была вывезена в Антониево-Сийский монастырь, а позднее передана в библиотеку Казанской духовной академии. После закрытия Соловецкой обители, в двадцатые годы прошлого века, сокровища монастырской ризницы были вывезены на материк и предназначались к уничтожению, однако многолетние подвижнические усилия таких выдающихся деятелей культуры, как Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, М.П. Мошков, Ф.А. Каликин и других, подчас безвестных людей, помогли спасти и сохранить для будущих поколений уникальные святыни Соловецкого монастыря. Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Большинство архитектурных памятников обители уцелели на самом архипелаге (в 1992 году они были включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО). Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства сегодня хранятся во многих архивохранилищах и музеях России. По степени сохранности и объему историко-культурное наследие Соловецкого монастыря — один из самых богатых исторических комплексов, находящихся в руках российских исследователей. В настоящее время большая часть соловецкой библиотеки — 1482 рукописи и 83 старопечатные книги — хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Десятки соловецких рукописей находятся в Библиотеке Академии Наук (Санкт-Петербург), Государственном Музее истории религии (Санкт-Петербург), музее-заповеднике " Московский Кремль " , в Государственном Историческом музее (Москва). Самые ценные актовые книги и грамоты из монастырского архива находятся в музеях Московского Кремля (около 1500 единиц) и в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Огромный архивный фонд Соловецкого монастыря находится в РГАДА (Москва): в ф. 1201 ( " Соловецкий монастырь " ) числится около 12,5 тыс. ед. хр. (от одного до десятков и сотен листов в каждом). Большое количество дел находится в ф. 1183 ( " Московская контора Синода " ). Сокровища соловецкой ризницы хранятся в музее-заповеднике " Московский Кремль " (566 ед. хр.), Государственном Историческом музее (113 ед. хр.), музее-заповеднике " Коломенское " (270 ед. хр.), Государственном Музее истории религии (129 ед. хр.), Государственном Русском музее (23 выявленных ед. хр.), Архангельском краеведческом музее, Музейном объединении " Художественная культура Русского Севера " (г. Архангельск), Соловецком музее-заповеднике. Самые ценные предметы из военного арсенала Соловецкого монастыря (средневековое огнестрельное и холодное оружие) находятся в Военно-историческом музее артиллерии и инженерных войск (Санкт-Петербург).

http://patriarchia.ru/db/text/4016387.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010