Указ соч. С. 263. Там же. С. 263. Там же. С. 263–264. Там же. С. 264. Указ Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, об обсуждении вопроса об организации миссии при монастырях на съезде представителей монашества в июле 1909 г. в Москве//ОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 8. Л. 1. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 189. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 190. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 27. Там же. Там же. Впоследствии– канонизирован как преподобный. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 27. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 28. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 364. Там же. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 364. Там же. Список участников монашеского съезда в Троице-Сергиевой Лавре//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 6. Л. 3. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 2. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 226. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 37. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 37. Там же. Там же. Зарубин А.Н. Проблемы реализации основных положений первого всероссийского съезда представителей монашествующих 1909 года (на примере истории Алатырского Свято-Троицкого монастыря)//Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов. Чебоксары, 2014. С. 178. Кенворти Скотт М. Указ. соч. С. 179. Указ Синода от 14 октября 1909 г. 456//ГИА ЧР Ф. 245. Оп. 1. Д. 69. Л. 274.   Источник: Липовецкий П. Е., Масин В. В., диак. Монашеская дисциплина в решениях первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 г.//Церковный историк.

http://bogoslov.ru/article/6174533

Вып. 1. М., 1899. С. 44–45, 63; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…; Приходные книги казначея Павла Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря за 1560–1561 гг.//Материалы по истории крестьян в Русском государстве XVI века: Сборник документов/Под. А. Г. Маньковым. Л., 1955. С. 9–23; Приходные книги казначея Артемия Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря за 1564–1565 гг.//Там же. С. 24–55; Книги хлебные, перепускные, оброчные, холщевые и прочие хозяйственные записи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря за 1564–1607 гг.//Там же. С. 56–87; Маньков А. Г. О положении крестьян в феодальной вотчине России второй половины XVI в. (К вопросу о посилье и пожалованиях)//История СССР. 1959. 4. С. 137–146; Горская Н. А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в.//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133–134, 138. Беляков В. С. История и будущее Антониева монастыря//Сельская новь (Красный Холм). 2009. 8 декабря, 99. С. 2–3. Например: Опись церковного и монастырского имущества Антониева монастыря 1647 г. (ГА ТО, ф. 186, оп. 1, ед. хр. 52). Ср.: Жизневский А. К. Древний архив… С. 65–66. ГА ТО, ф. 186, оп. 1, ед. хр. 4546, л. 1–67. Там же, ед. хр. 4570, л. 1–77; Дата 1876 г. указана на папке рукописи, основания датировки не ясны. Очерк заканчивается списком настоятелей, в котором последним как действующий значится Анатолий (Смирнов). Например: Опись Антониева монастыря 1830 г. (ГА ТО, ф. 186, оп. 1, ед. хр. 4419); Опись Антониева монастыря 1834 г. (Там же, ед. хр. 4435); Ведомость о монастыре 1845 г. (Там же, ед. хр. 4488); Ведомость о монастыре 1873 г. (Там же, ед. хр. 4559). Архивный фонд Российской Федерации. Центральный Фондовый Каталог (Электронная версия: дата обращения: 4 июля 2014 г.). Например: Ведомость о монашествующих, бельцах и послушниках и находящихся под епитимией, 1845 г. (ГА ТО, ф. 186, оп. 1, ед. хр.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

22 сент. 1917 г. благочинный Феодосий (Забытин) докладывал экзарху Платону о насилии груз. духовенства над русским (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23247. Л. 6). Груз. сторона отрицала свою вину. «Сыновья и дочери дорогой нам Русской Церкви! - призывал еп. Леонид (Окропиридзе).- Не верьте словам искушения, которые на протяжении веков поднимали брата против брата. Эти сотрясающие душу голоса исходят из сердец тех, кто дышит лишь местью, жаждет чужой смерти и припадает к братской крови, льющейся из нанесенной им же раны… Грузинское духовенство готово вместе с вами к равноправной и братской работе во имя осуществления новых государственных положений и осуждению сильного противника, являющегося злейшим врагом всяческих свобод» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 24-25). 19 марта 1918 г. митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским был назначен архиеп. Тамбовский и Шацкий сщмч. Кирилл (Смирнов), к-рый радикально настроенным груз. духовенством не был допущен в Тифлис; в 1920 г. он был перемещен на Казанскую и Свияжскую кафедру. 27 марта 1918 г. обе Церкви поставили перед ОЗАКОМ вопрос о создании общей комиссии по решению имущественных проблем, учитывавшей интересы обеих сторон. 4 апр. состоялось совещание с участием руководства ОЗАКОМ, а также представителей рус. (свящ. Тбилисского военного храма В. Н. Егоров, прокурор синодальной конторы Попов, педагог Тифлисской ДС В. П. Тихвинов, свящ. И. Лозовой, педагог жен. епархиального уч-ща И. И. Авраменко) и груз. духовенства (еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе), ректор Тифлисской ДА прот. К. Кекелидзе, прот. К. Цинцадзе, педагог жен. епархиального уч-ща С. Р. Горгадзе). Было решено создать комиссию из 5 чел., в состав к-рой входили бы председатель ОЗАКОМ В. Харламов и по 2 представителя от каждой стороны. До окончательного разрешения дела обеим Церквам было запрещено посягать на имущество друг друга (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1). 11 апр. председателем комиссии был назначен А. Миткевич, а также в члены комиссии выбраны инспектор Тифлисской ДС П. В. Беклемишев и прокурор синодальной конторы Попов с рус. стороны и прот. Н. Талаквадзе и К. Кекелидзе с груз. (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 20; Ед. хр. 230. Л. 23-25; Ф. 2081. Оп. 1. Ед. хр. 602. Л. 5; Ф. 1818. Оп. 1. Ед. хр. 139. Л. 5). 20 апреля председатель ОЗАКОМ М. Пападжанов сообщал обер-прокурору Синода: «Участившиеся в последнее время недоразумения между грузинами и русскими по церковным делам настоятельно требуют немедленного разрешения вопросов по управлению Церковью и по распределению церквей и монастырей между грузинами и русскими. Ввиду устранения нежелательных осложнений и ожидаемых эксцессов, прошу возможно скоро утвердить положение по управлению Церковью и распределению церквей и монастырей между этими народностями» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 62). Упразднение Кавказского Экзархата

http://pravenc.ru/text/168201.html

Увар. Оп. 2. Ед. хр. 6, 1677 г.; Челобитная черного попа Лукьяна патриарху Московскому Иоакиму о разрешении служить в новой церкви//Там же. Ед. хр. 16, 1650 г.; Список с грамоты царя Алексея Михайловича о разрешении Лукиану строить пустынь//Там же, 1648/1649 г.; Грамоты патриархов Никона, Иоасафа II, Иоакима в Лукианову пуст. по вопросам хозяйства, платежа податей и поставления строителей//ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 600, 1658-1697 гг.; Памяти по указам царя Алексея Михайловича по вопросам оброков и податей с земель Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 601, 1673 г.; Списки с жалованных грамот царя Феодора Алексеевича Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 602, 1680-1681 гг.; Указная грамота царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о защите земель Лукиановой пуст. от помещиков и крестьян//Там же. Ед. хр. 603, 1684 г.; Док-ты о земельных владениях Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 610, 1674-1696 гг.; Хозяйственные док-ты Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 611, 1687-1705; Приходо-расходные книги Лукиановой пуст. за 1688, 1728-1729 гг.//ГА Владимирской обл. Ф. 584. Оп. 1. Д. 4; То же за 1690 г.//Там же. Д. 6; То же за 1691 г.//Там же. Д. 7; То же за 1692 г.//Там же. Д. 9; Книги казначея старца Тарасия братцкия роздаче всякому платью за 1692 г.//Там же. Д. 8; Книга записная взятков государева жалованья кормов за 1687-1699 гг.//Там же. Д. 3; Ист.-стат. сведение о Лукиановой пуст.//Там же. Ф. 584. Оп. 2. Д. 58, после 1850 г. Ист.: Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.)//Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. 13. С. 61-64; 14. С. 65-68; 15. С. 69-72; Морозов Б. Н. Сказание об Успенском мон-ре в Александровской слободе//ВЦИ. 2006. 4. С. 5-31; Романенко Е. В. Житие прп. Лукиана Александровского//ВЦИ. 3/4 (в печ.). Лит.: Стромилов Н. С. Лукианова пуст. Владимир, 1893; он же. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст.: Ист.-археолог. описание. Владимир, 1893, 19032; он же. Торжество Лукиановой пуст. 8 сент. 1893 г.: 300-летие обретения Ея иконы Рождества Пречистыя Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Ед. хр. 66. Л. 50. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 14, 15. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 19, 20. Письмо, рук. 635 “да будет Воля Твоя” — Мф. 6:10 . Ед. хр. 67. Л. 29. Письмо, рук. 636 …лекция И. А. о тебе… — вероятно, О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду цикл лекций И. А. Ильина “Россия в русской поэзии”, прочитанный в Берлине в 1935—1936 гг.  Ед. хр. 14. Л. 53, 54. Письмо, машинопись. 637 “Последний выстрел” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: В новую жизнь. No 10—11. Отд. изд.: Последний выстрел. Рассказ. М., 1912. 638 Ризнич — Амалия Ризнич (1803—1825), с ней А. С. Пушкин познакомился в июле 1823 г. в Одессе, на ее смерть написал стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…” (1826). 639 …эту мысль… высказал Гришка… — из главы XII романа “История любовная”.  Ед. хр. 15. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 640 …“оставьте мертвым погребать своих мертвецов”. — Мф. 8:22 ; “Духа не угашайте” — 1Фес. 5:19 . 641 …не отнимется от тебя… — Лк. 10:42 . Ед. хр. 15. Л. 9, 10. Письмо, рук. (четвертая страница), машинопись. 642 …“художественную задачу”… — И. С. Шмелев пользуется термином из эстетики И. А. Ильина. Ильин отдельно выделял в литературном произведении сюжет и художественную задачу (т.е. интенцию произведения, намерение автора). Более подробно см.: Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве//Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 51 — 182). 643 ..Анатоль Франс… Шиллере… — перечислены писатели: А. Франс (Анатоль Тибо, 1844—1924), Оноре де Бальзак (1799—1850), Стендаль (Анри-Мари Бейль, 1783—1842), Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), Альфонс Доде (1840—1897), Виктор Гюго (1802—1885), Чарльз Диккенс (1812—1870), Фридрих Шиллер (1759—1805). 644 “Монастырь на Казбеке” — стихотворение А. С. Пушкина (1829). 645 “Умнейший в России”… — слова императора Николая I после аудиенции с А. С. Пушкиным в 1826 г. (“я говорил с умнейшим человеком России”). 646 …Достоевский, стоявший перед смертью на “казни”… — в 1849 г. Ф. М. Достоевский был арестован как участник общества М. В. Буташевича-Петрашевского и приговорен к расстрелу, 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу ожидал исполнения приговора, по резолюции Николая I казнь была заменена четырехлетней каторгой. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Дневник 1865-1876 гг. Т. 2. М., 1961. С. 249). Записки князя Дмитрия Александровича Оболенского. 1855-1879. С. 224. Ср.: Мемуары графа С.Д.Шереметева. М., 2001. С. 426-427. ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 638. Л. 2. ОР РГБ. Ф. 230. Карт. 5273. Ед. хр. 5. Л. 6. См. подробнее: Дронов И.Е. Князь Владимир Петрович Мещерский//Вопросы истории. 2001. N 10. С. 62-63. К Валуеву, впрочем, Мещерский относился гораздо терпимее, чем к Шувалову. В предвидении отставки министра внутренних дел князь писал наследнику: " Валуев имеет большую заслугу личную, кроме заслуг государственных; он не интригует, не подкапывается и не внушает Государю недоверия к всякому проявлению разумно либеральных стремлений здоровой части общества на Руси!.. " Под представителями " разумно либеральных стремлений " Мещерский, очевидно, имел в виду себя и членов своего кружка, противопоставляя им " тех безумцев либералов, которые хотят свободы неограниченной, т.е. разрушения и потоков крови во имя равенства " (ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 896. Л. 159-159 об.). См., напр., письмо Мещерского к И.К.Бабсту от 1 мая 1868 г.//ОПИ ГИМ. Ф. 440. Ед. хр. 783. Лл. 43-44. Так отзывался о министре финансов цесаревич на страницах своего дневника (запись от 24 ноября 1867 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 301. Л. 75 об.). См. подробнее: Мещерский В.П. Воспоминания. С. 270-274. Запись от 27 октября 1869 г.//.ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 303. Л. 63. . Праздник в Петербурге. 26 ноября//Московские ведомости. 1869. 2 декабря. N 262. С. 3. См.: Б.М.Маркевич - М.Н.Каткову, 11 декабря 1869 г.//ОР РГБ. Ф. 120. Карт. 7. Ед. хр. 33. Л. 118. Литература 60-х годов по отчётам III Отделения//Красный архив. 1925. N 1 (8). С. 230-231. Подробнее см.: Оболенская С.В. Франко-прусская война и общественное мнение Германии и России. М., 1977. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. Л., 1929. С. 108-109. Письмо Александра II наследнику от 7/19 июня 1871 г. из Эмса//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 669. Л. 121. Александр II - наследнику, 26 мая/7 июня 1874 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ед. хр. 65. Л. 17, 18. Письмо, рук. 509 …смоковницей, той, которую Христос проклял?! — Мф. 21:19 ; Мк. 11:13-14 . Ед. хр. 65. Л. 22, 23. Письмо, рук. 510 …пропели “Звезду” — “Рождество”… — рождественский тропарь (“Рождество Твое, Христе Боже наш…”). 511 …книжка-некролог о папе — [Писарев H. H.] А. А. Субботин. Казань, 1914. Писарев Николай Николаевич (1876—1920), священник, выпускник Казанской духовной академии, в 1904 г. защитил магистерскую диссертацию “Домашний быт русских Патриархов” (Казань, 1904), затем доцент Академии по кафедре общей древней гражданской истории. 512 Мамин отец… — протоиерей Александр Михайлович Груздев (ум. 1916), служивший в с. Баран Костромской губернии. См.: Красноцветов Г. П. Как была обнаружена переписка И. С. Шмелева с О. А. Бредиус-Субботиной//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 278.  Ед. хр. 65. Л. 27, 28. Письмо, рук. 513 …называла “Поликратом” — имеется в виду правитель о. Самос (умер в 523/522 г. до н. э.), покровитель наук и искусств, был необыкновенно удачлив в жизни.  Ед. хр. 65. Л. 32. Открытка, рук. Ед. хр. 65. Л. 34, 35. Письмо, рук. 514 “На морском берегу” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Родник. 1910. No 3. 515 В сочельник… — 24 декабря/6 января, канун Рождества Христова. 516 …на литургию 6го… — И. С. Шмелев в ответе на письмо высказал предположение, что О. А. Бредиус-Субботина посмотрела Евангелие от Марка с ответом Христа фарисеям о разводе ( Мк. 10:12 ). Ед. хр. 10. Л. 55. Открытка, рук. Ед. хр. 11. Л. 1,2. Письмо, машинопись. 517 “Лик скрытый” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: Слово, 1919, отд. изд.: Лик скрытый. Рассказы 1915—1916. М., 1917. 518 “Твоя от Твоих” — в Православной Церкви возглас священника, предваряющего освящение даров при совершении литургии. 519 …как у Марии Египетской… — святая VI в. (память 1/14 апреля), согласно житию была блудницей, обратилась в христианство, затем более 40 лет жила в пустыне; в христианской традиции является одним из наиболее ярких примеров аскетизма. 520 Варвара Мученица — святая великомученица (память 4/17 декабря), пострадала в финикийском городе Гелионе около 306 г. 521 …Гаазом… — Федор Петрович (Фридрих-Иосиф) Гааз (1780— 1853), московский врач, занимался благотворительной деятельностью, работал в тюремных больницах. 522 …монографию академик Кони. — А. Ф. Кони Ф. П. Гааз. Биографический очерк. СПб., 1897. 5е изд. М., 1914. Об А. Ф. Кони см. примечание 392 к письму No 84. 523 “Что затуманилась зоренька ясная…” — русская народная песня. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

В тексте «Ключ к рукописям 4-го и 5-го томов писем иеросхим. Макария (Иванова) к монахиням» (Там же. К. 43. Ед. хр. 9) имелась таблица с указанием адресатов, под какой буквой они вошли в сборник, времени написания писем, количества писем, листов издания и номеров писем. В один экземпляр кн. «Собрания писем к монахиням» 1863 г. (Там же. К. 44. Ед. хр. 11) была внесена существенная редакторская правка, прежде всего по составу сборника: некоторые письма зачеркнуты полностью, нек-рые частично, над большинством сверху надписаны темы (см. пометы в: РГБ ОР. Ф. 213. К. 43. Ед. хр. 7, 8 и др., а также «Замечания к собранию писем старца Макария (Иванова)» (Там же. К. 44. Ед. хр. 4)). В ходе работы по систематизации духовного наследия М. были составлены подробные указатели к письмам, в частности к «Наставлению по некоторым вопросам, относящимся до духовной жизни» [из т. 4 писем Макария (Иванова), изд. в 1863 (Там же. К. 45. Ед. хр. 4)]. Обширный тематический перечень содержится в «Указателе к наставлениям старцев Льва и Макария» в 2 ч. (Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9. Л. 379, 2155). Темы писем обозначены на каталожных карточках, основные разделы выделены фиолетовым карандашом, расположены по алфавитному принципу и имеют отсылку к номеру письма. Подробная тематическая роспись содержится в «Указателе к наставлениям старцев» в 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская» (Там же. Ед. хр. 7, 10. Л. 183 и 137). На каждом листе в алфавитном порядке указаны темы писем, ниже приведены краткие цитаты из писем с отсылкой к 6-томному собранию писем. В 1993-1994 гг. были переизданы 1-3-й тома 6-томного собрания писем. В 1997 г. опубликованы «Душеполезные поучения прп. Макария Оптинского», составленные архим. Иоанном (Захарченко). В 2000 г. вышел двухтомник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев», в котором использованы новые рукописные источники. В 2002 г. была опубликована переписка И. В. Киреевского со старцем. В 2003 г. подготовлена публикация «Писем великих оптинских старцев», преподобных Льва, Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2010 г. в изд-ве Петрозаводского ун-та стало выходить Собрание писем прп. Макария, подготовленное в авторской орфографии на основе рукописных источников, с комментариями. Опубликовано 3 тома писем к мирским особам (2010-2014, 1608 писем), 2 тома - к монахам (2014, 901 письмо). Издание продолжается. В 2013 г. в изд-ве ПСТГУ опубликована «Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским» (1857-1859).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

С. Шмелева, впервые опубликован в газете “Возрождение” (1939. Январь—март. No 4168, 4172, 4173), переработан автором в 1947 г.  Ед. хр. 58. Л. 18. Почтовая открытка, рук. 46 Приехали они 11 марта… — 11 марта 1940 г. А. А. Овчинникова и С. А. Субботин переехали из Германии в Голландию. 47 М. Квартировой… — Марина Александровна Квартирова (р. 1916, в замужестве Дерюгина), ученица И. А. Ильина, корреспондентка И. С. Шмелева. Сохранилось письмо М. А. Квартировой к О. А. Бредиус-Субботиной от 24 января 1941 г. (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3. Ед. хр. 100. Л. 1—4). Ед. хр. 4. Л. 16. Почтовая открытка, рук. 48 …отменили, — чудесно было! — И. С. Шмелев считал, что исцелился по молитве преп. Серафиму Саровскому в декабре 1934 г., об этом рассказ И. С. Шмелева “Милость преподобного Серафима” (1935). См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994. С. 236—237. 49 …одна голландская писательница Бауэр… — Клеменс Бауэр (Clemence Bauer). 50 “Родное” — сборник рассказов И. С. Шмелева (Белград, 1931). 51 “Росстани” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Слово (1913. No 1), отд. изд. в сб.: Волчий перекат. М., 1914.  Ед. хр. 58. Л. 19. Почтовая открытка, рук. 52 …Святые дни… — здесь: Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о страданиях Христа. 53 …с Великого Четверга… — четверг Страстной недели, в который Церковь вспоминает Тайную вечерю.  Ед. хр. 4. Л. 18. Почтовая открытка, рук. 54 Н. Я. — Наталья Яковлевна Квартирова, мать Алексея Александровича и Марины Александровны Квартировых, учеников И. А. Ильина. 55 …в Великую Субботу… — суббота Страстной недели, последний день Великого поста перед Пасхой. 56 …вечная моя… — имеется в виду О. А. Шмелева.  Ед. хр. 4. Л. 27. Письмо, рук. 57 …7 месяцев… — с мая 1940 г. до апреля 1941 г. действовал запрет на почтовое сообщение между Францией и Голландией, письмо И. С. Шмелева от 3 декабря 1940 г. передано с оказией.  Ед. хр. 58. Л. 22. Письмо, рук. 58 Дашенька — главная героиня романа “Пути небесные” (также Дари, Даринька), прототип — Дарья Ивановна Королева, гражданская жена В.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010