Мы слышим апостола Павла, который вопиет: Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие ( 1Кор. 1, 22–23 ), – и боимся смешать мирскую мудрость с единственным спасительным «безумием» Креста. Мы слышим, как он учит, что Бог обратил мудрость мира сего в безумие ( 1Кор. 1:20 ) и что благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ), – и не можем помыслить, что сочетание этих вещей осуществимо… Конечно, у эллина есть своё место (как и у всякого народа) в христианстве. Но это место есть место последователя, ученика и смиренного служителя, а не место сотоварища ! Если он так или иначе предуготовил почву для распространения христианства, то принёс пользу прежде всего себе, потому что выбрался из трясины и возвысился от невообразимого убожества. (Намного более его почву предуготовил иудаизм, откуда и спасение воссияло. Давайте не забывать, в конце концов, что Бог , которому мы сегодня служим, не есть бог (читай боги) Гомера и Гесиода, Платона и Аристотеля, но Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, и семени их праведного…). Если он передал христианство другим, то отдал этим долг, а не предоставил услугу. (А ему самому кто передал христианство? Не иудей ли Павел? Почему мы видим только служение эллинов?). Если, наконец, христианство писало на греческом языке, на котором тогда говорили многие, то это порождает для эллинов долг и обязанность, а не предоставляет привилегии! .. Мой уважаемый учитель считает, что невестоводителями и тайноводцами сочетания эллинского и христианского духа стали великие Отцы и особенно Василий Великий . – Василий Великий !.. Сомневаюсь, что кто-нибудь другой (после апостола Павла) столь резко отверг и столь строго осудил эллинскую и вообще мирскую мудрость, как этот кесарийский Отец. Я говорю это, потому что видел многих из Отцов, которые уничижали и отвергали эту мудрость, но ни одного, который бы плакал и сокрушался о времени, которое потратил на её изучение!..

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однако единственным условием результативного восприятия Откровения, использования его как средства богопознания является подход к нему с чистым сердцем, с молитвенной готовностью его принять, с жаждой спасения. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф5:8 ). Видение Бога можно считать синонимом боговедения, и оно становится доступно тем, кто горячо его желает, ибо «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф7:8 ); оно оказывается той пищей, которая насыщает алчущих ( Мф 5:6 ) и дает воду живую жаждущим ( Ин 4:14;6:37 ). «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» – возглашал Иисус, говоря о Духе Святом, Коего Он имел послать Своим ученикам, иначе – Церкви Своей святой от Отца Небесного ( Ин 7:37,39 ; .15:26). Для богопознания необязательно наличие богословского образования, дающего возможность изощренно и глубоко проникать в тайны богословия; эта возможность – великий дар Божий, однако любая неграмотная старушка, обладая чистотой сердца, глубиной веры и любовью к Своему Спасителю может оказаться более духовно просвещенной, более подвинутой на пути богопознания, чем ученый богослов-книжник, не имеющий огонька любви и пытающийся усвоить Откровение только интеллектуально. Если бы это было не так, то спасение, вечная жизнь, которая идентична богопознанию, была бы уделом привилегированных, имеющих доступ, в частности, к богословскому образованию. К счастью, это именно так, что отмечал уже апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» ( 1Кор 1:26 ). Все эти внешние преимущества отходят на второй план по сравнению со стяжанием «плодов Духа», среди которых первое место принадлежит любви (Тал 5:22). Первым признаком плодотворного веяния Святого Духа может служить появление религиозных эмоций, которые возникают там, где наступает таинственный контакт между душой и Богом. Благодатное состояние, необходимое для богопознания, дается Богом ( Флп 2:13 ), но от человека зависит – принять благодать «со страхом и трепетом» (ст. 12) или отвергнуть ( Гал 2:21 ; 1Петр 2:7 ; 2Петр 2:1 ; Деян 13:26 ). Действие благодати – в очищении чувств, в просвещении разума, в укреплении воли к богопознанию ( Мф 5:8 ; 1Ин 3:2.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

С чего же мы начинаем ежедневную последовательность молитв? Вечерня начинается с чтения или пения 103 Псалма – хвалебного гимна вселенной: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это – море великое и пространное... Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Таким образом, пишет отец Александр, ежедневная вечерняя служба «начинается с начала»: «Она начинается с начала, а это значит с «открытия», восхищенного и благодарного, мира как творения Божьего. церковь как бы возвращает нас к тому первому вечеру, когда человек, вызванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел, что дал ему Бог в любви Своей, увидел всю красоту, всю славу храма вокруг себя, и возблагодарил Бога. И в этом благодарении он стал собою... Поскольку церковь – во Христе, она всегда начинает с этого акта благодарения, возвращения мира Богу» 29 . Вот в чем, стало быть, пятый аспект нашей человеческой сущности. В благодарении мы становимся собою. Без благодарности мы недолюди, или даже анти-люди. Лишь жертвуя и благословляя обретаем мы подлинную человеческую суть. Мы можем теперь уточнить, в чем состоит наша личная отвественность перед окружющим нас миром. Высшее призвание человека – священство. Это наша высшая привилегия как разумных существ, наделенных самосознанием и свободной волей, и в то же время как евхаристических существ, способных к обожению. Мы должны сознательно и благодарно возвращать мир Богу-Творцу как жертву хваления. Эта задача точно определена в чине Божественной Литургии, где непосредственно перед эпиклезой – призыванием Духа Святаго – священник поднимает Святые Дары, возглашая Твоя от Твоих Тебе приносяще от всех и за вся. «Призвание священства», «приношение жертвы»: что означают сами эти слова? Во-первых, мы говорим на Литургии: Твоя от Твоих. Мы приносим в жертву Богу лишь то, что Он Сам дал нам. Если бы Бог Своей свободной волей не подарил нам мир, нам нечего было бы жертвовать. Приношение принадлежит Ему более, чем нам; без Него наши руки были бы пусты. На самом деле в Божественной Литургии истинным Приносящим жертву, единственным Первосвященником является Сам Христос, мы же, как священнослужители, так и прихожане, присутствующие при совершении Евхаристии, можем действовать как священники лишь в силу нашего соединения с Ним. Лишь Он служит Литургию в собственном смысле слова. Мы можем лишь сослужить Ему. И это приложимо не только к Евхаристии, совершаемой в «Действе Обедни» по выражению Чарльза Уильямса, но и к любой жертве, приносимой человеком во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

Собирали, собственно, три налога. 1 . Поземельный налог составлял десятую долю всего зерна и пятую часть урожая вина и фруктов. Этот налог платили частично натурой, частично деньгами. 2 . Подоходный налог составлял 1 % дохода человека, 3 . Подушная подать. Ею облагались все мужчины от четырнадцати до шестидесяти пяти и все женщины от двенадцати до шестидесяти пяти лет. Эта подушная подать составляла один динарий, то есть поденную плату работника. Ее платили все за одну лишь привилегию жить. Против уплаты этой подати выступили зилоты, то есть те радикальные борцы сопротивления Римскому господству, «у которых, – по свидетельству Иосифа Флавия, – замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога» (Иуд. Древн. 18,1.6). Фарисеи же платили подать, – хотя и неохотно. Как же будет решать этот вопрос Иисус? Этот вопрос мог представлять богословский интерес. Но вот только тогда, когда посланные к Иисусу фарисеи и иродиане спросили: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?», их вопрос внешне был отнюдь не богословским. Вообще фарисеи и иродиане начали с лести: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь». Этим они преследовали две цели: рассеять подозрительность Иисуса и не дать Ему возможности уклониться от ответа. В свете всех этих обстоятельств их вопрос представлял собой образец коварства. «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Да, внешне вопрос был чисто политический, коварный. Но за политическими вопросами часто могут скрываться и богословские. Иисус это хорошо понимал: и «Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня?». Они, должно быть, полагали, что поставили Иисуса перед необходимостью выбрать одно из двух равно опасных зол. Если Он скажет, что должно по закону платить налог – Он потерял бы навсегда влияние среди простого народа, и на Него стали бы смотреть как на предателя и труса.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Часто упоминается в Библии и верхняя одежда. Так в книге Царств читаем. „И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду» ( 1Цар.18: 4 ). То же читаем о Фамари: „На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы“ ( 2Цар. 13:18 ). То же читаем в книге пр. Даниила о трех вавилонских отроках. „Мужи сии (Седрах, Мисах и Авденаго) связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и прочих одеждах своих и брошены в печь, раскаленную огнем“ ( Дан. 3:21 ). Первоначальною формою верхней одежды, несомненно, было нечто вроде плаща или покрывала – четырехугольного куска материи, разнообразно накидываемого на плечи. „Она делает покрывала и продает“, – говорится о доблестной жене в книге Притчей Соломоновых (31:24). Эта верхняя одежда, имеющая вид покрывала, бедным людям особенно необходима была ночью, чтобы укрыться ею во время сна и чтобы подстилать ее под себя вместо кровати. Объясняя слова Господа исцеленному им расслабленному: „Возьми одр твой и ходи“,– один писатель говорит: „Одр, на котором лежал расслабленный, ничем, конечно, не отличался от обыкновенной восточной постели, которая состоит у бедного класса из циновки, козьей шкуры или грубого одеяла. Каждый человек мог сам свернуть свою постель и унести ее с собой“. Поэтому в законе Моисеевом дозволялось брать в залог у бедного верхнюю одежду только до вечера. „Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее; ибо она есть единственный покров у него, она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд“( Исх. 22:26–27 ). „Возврати ему залог при захождении солнца, чтобы он лег спать в одежде своей, и благословил тебя, и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом» ( Втор. 24:13 ). Во времена Иисуса Христа ростовщики нашли средство обходить этот закон, требуя в залог не эту верхнюю, привилегированную одежду, а нижнюю, не имевшую такой привилегии. На это указывает Спаситель, когда говорит: „Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Так в русской Библии. В славянской Библии это место, правда, читается иначе: „И хотящему судиться с тобою и ризу твою взять, отпусти ему и срачицу»,– но это, конечно, потому, что славянским переводчикам не был известен обычай еврейских ростовщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Человек, казалось бы, уже обладавший каким-то даром от Бога, не довольствовался этим, чувствовал сердцем, что он не имеет всего, что необходимо для спасения. Поэтому он обратился к Господу: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Имея все на земле, он не успокоился подобно тому приточному богачу, который говорил: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ). Но он искал спасения души и не считал, что одного его избранничества в глазах человеческих и привилегий для этого достаточно. «Иисус сказал ему… знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (ст. 19–20). Господь Иисус Христос перечислил ему заповеди, относящиеся ко второй части закона, в которой речь идет о правильном отношении к ближнему, о правильной любви к нему: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Господь наш Иисус Христос не сказал ему: «Люби Бога». Человек этот, будучи правоверным иудеем, или, как бы мы сейчас сказали, православным, уже тем самым показал, что имеет любовь к Богу. Сам вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — говорит о том, что человек этот любил Бога, думал, помнил, размышлял о небесном, о будущей жизни. «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (ст. 19). Не потому Он так сказал, что не являлся благим, но потому, что хотел намекнуть этому человеку — искреннему, благочестивому, имевшему добрые стремления, — что Он и есть Тот Бог, Которого единственно можно назвать благим. Один из древнейших богословов, Дионисий Ареопагит, говорит, что Благо есть наиболее точное наименование Бога из всех возможных. Бог выше всякого имени, выше всякого мышления, выше всякого понятия. Он на бесконечную бесконечность отстоит от всего, что человек может наименовать. Но поскольку Он снисходит к нам, разумным со-! творенным существам, и до некоторой степени может быть нами познан, постольку Он’ называется различными именами.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Своим указом, который был прислан патриарху со многими дарами, султан закрепил за главой Церкви все обещанные права. «Патриаршествуй в мире и пользуйся нашей дружбой в своих надобностях и пожеланиях, имея привилегии своих предшественников». Эти привилегии составили тогда юридическую базу Вселенского Патриархата. Патриарх был верховным главой всех храмов и монастырей, а также имел судебную и административную власть над мирянами. Султан был вынужден уступить Церкви некоторые права и сохранить ее независимость и авторитет. Он понимал, для того чтобы турки (бывшие в то время кочевниками) смогли создать и сохранить государство, им нужны были греки. Было необходимо, чтобы местное население оставалось на захваченной земле. Позднее же независимость и привилегии Церкви были отняты турками, а турецкая власть стала весьма жестокой и суровой по отношению к райя – так называли христиан, подданных Османской империи. Таким образом Константинопольский Патриархат осуществлял руководство в духовной жизни и одновременно был единственным официальным органом, представлявшим православный греческий мир. Без него христиане оказались бы не только без духовного, но и без политического руководства. Не имея перспектив и защиты, они были бы сломлены притеснениями турков. И это относится не только к грекам, но и к другим порабощенным народам, оказавшимся под духовным руководством Константинопольского Патриархата, – к румынам, болгарам, сербам, албанцам. По словам профессора Г. Конидариса, «создание христианских государств в юго-восточной Европе стало возможным благодаря деятельности Церкви». В годы турецкого владычества деятельность Церкви была также направлена на развитие образования. Патриарх Геннадий (основавший также школу философии) основал Патриаршую школу сразу после того, как стал патриархом, в 1454 году. Она стала основным очагом, в котором горела искра образования. Однако турки не сдержали обещаний, данных Церкви, и не сохранили церковные привилегии. Поэтому, особенно в первые века турецкого владычества, христиане не пользовались свободой вероисповедания и образования. Все зависело от наместников-пашей. Например, фанатики-исламисты запрещали любые формы образования и изучение научных книг даже мусульманам. Насколько же сложнее было христианам добиться права обучать и обучаться!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Разлучение должно исходить и зависеть единственно от упорной воли некрещёной стороны, причём крещёная сторона не должна подать ей «уважительной причины» для того, чтобы осуществить и поддерживать его. В том случае, если крещёная сторона подала другой стороне «уважительную причину» для разлучения – например, совершила прелюбодеяние, – необходимо разобраться в том, случилось ли это «до» или «после её крещения». В первом случае крещёная сторона может воспользоваться привилегией Св. Павла, поскольку крещением всякая вина изглаживается 274 ; во втором же случае она не может воспользоваться этой привилегией (кан. 1143, § 2): она не должна быть наградой за провинность. Равным образом она не может просить об этой привилегии, если разлучение имеет место по её собственной воле, даже если такое решение принято по «уважительной причине», то есть по вине другой стороны. Даже и сохраняя или восстанавливая физическое совместное проживание, некрещёная сторона может быть «морально отделена» от крещёной стороны. Это происходит, когда первая «не желает сожительствовать» с другой «мирно, не нанося оскорблений Творцу», то есть не намерена вести супружескую жизнь в соответствии с естественным Божественным законом, который она должна знать, вовлекая в его исполнение и крещёную сторону. То же самое нужно сказать, если некрещёная сторона не хочет гарантировать спутнику жизни свободу и право исполнять обязанности, проистекающие по Божественному закону из крещения: как по отношению к ней самой, так и по отношению к потомству. 2. Опрос некрещёной стороны Упорная воля некрещёной стороны, лежащая в основе её физического или морального разлучения с крещёной стороной, должна быть доказана, а не просто предполагаться. Обычный способ исследовать и узнать её состоит в следующем: предложить рассматриваемому лицу «опрос», то есть вопрос, требующий ответа. Чтобы воспользоваться привилегией Св. Павла, супруг, принимающий крещение, должен узнать у другой стороны: а) намерена ли она тоже принять крещение – и, в случае отказа по этому пункту: б) расположена ли она по крайней мере сожительствовать с ним мирно, не нанося оскорблений Творцу. Если опрашиваемый супруг искренне принимает обязательство хотя бы по второму пункту, то крещёный супруг не может просить привилегии Св. Павла. Он может воспользоваться ею, если, обратившись к другой стороне, он получит от неё отрицательный ответ на два указанных вопроса. Однако в обязанность это не вменяется. В том случае, если совместная жизнь с некрещёной стороной по вине последней представляет непосредственную опасность нанести оскорбление Богу, крещёный супруг, «посоветовавшись предварительно с настоятелем, должен отделиться от неверной стороны и может, если он этого захочет, воспользоваться привилегией Св. Павла, т. е. Божественной диспенсацией, предоставленной в пользу веры» 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Свящ. Конгр. св. служения, к которой посредством Свящ. Конгр. распр. веры несколько лет тому назад обратились за советом, дала утвердительный ответ на первый вопрос, а по поводу второго выразилась следующим образом: «совместная жизнь и законное пользование браком может быть разрешено обратившейся и крестившейся законной жене, если только, по суждению местного Ординария, для обратившейся жены будет отсутствовать опасность извращения, а для христианской общины – опасность соблазна. В том случае, если такая опасность налицо или может появиться, за женой сохраняется полномочие воспользоваться привилегией веры после того, как она обратится к мужу с просьбой отстранить сожительниц» 289 . Итак, в том случае, когда муж-многожёнец упорствует в желании оставить при себе других жён, или сожительниц, законная жена может воспользоваться привилегией Св. Павла и заключить новый брак. Именно потому, что другие жёны являются сожительницами, они не могут быть допущены к таинству крещения и не имеют права воспользоваться привилегией Св. Павла, которая предоставляется «только законной жене, каковой обычно бывает первая» 290 . Напротив, они могут принять крещение, если оставят многожёнца или же если последний в силу своего обращения в католичество больше не ведёт с ними супружескую жизнь, даже если из милосердия и ради справедливости он всё ещё держит их у себя дома вне опасности греха. Поскольку эти женщины по естественному праву никогда не были связаны с многожёнцем браком, все они могут вступить в брак 291 . Хотя в силе остаются особые полномочия местных Ординариев на то, чтобы по своему усмотрению предоставлять или не предоставлять диспенсацию от некоторых необходимых условий (например, от опроса), всё же Ординарии не могут препятствовать использованию привилегии Св. Павла или положения кан. 1148, изданного в пользу многожёнца, принимающего католическое крещение, если при этом налицо все условия, требуемые в каждом отдельном случае, особенно если спасение душ нельзя обеспечить другим путём. Их единственная задача – проверить, действительно ли наличествуют все необходимые предпосылки. В тот момент, когда все эти требуемые условия имеют место и осуществляются, нехристианская сторона, которая принимает крещение и обращается, получает право заключить новый брак. Однако узы первого брака, заключённого в неверности, расторгаются лишь тогда, когда эта сторона действительным образом вступает в новый брак. В тот же самый момент, когда образуются новые узы, прекращают своё существование прежние. 5. Если крещение принимают оба супруга

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Есть еще один момент, который относится к настоящему: с возрастом мы все больше начинаем зависеть от других людей из-за того, что слабеет зрение, отказывает память, оставляют силы, или из-за того, что серьезно заболеваем. И зачастую пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих». И такие слова никогда нельзя оставлять без ответа, потому что это ситуация безнадежности. Если ты уверен, что ты – обуза, для тебя ничего не остается, как покончить с собой или постараться приблизить свою кончину. Но ты никогда не будешь обузой, если – и существует два «если». Первое: если окружающие любят тебя, тогда ты для них не обуза. Ухаживать ласково, заботливо, вдумчиво за тем, кого люди любили всю свою жизнь, – радость и привилегия, и, на самом деле, плата (хотя само по себе слово уродливо), плата за все то, что ты для них сделал. Мать годами заботилась о детях, и теперь их привилегия, и я настаиваю, для детей это – привилегия, заботиться о матери. Но не безусловно. И здесь – второе «если». Если ты стал зависеть от ласки, любви и преданности твоего окружения, твоя задача – сделать ситуацию простой и легкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе дается, и превратить взаимоотношения с окружающими в праздник, а не в наказание для себя и для них. И знаете, научиться принимать великодушно, благодарно, радостно – искусство, которым не каждый владеет. Даже в периоды короткой болезни люди не всегда на это способны, а когда впереди долгая старость, этому нужно учиться и учиться, не откладывая. Необходимо напоминать себе, что мы тоже можем оказаться объектом заботы, и это может стать опустошающим или, наоборот, чрезвычайно плодотворным опытом. В одном псалме говорится: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» И ответ: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс 115:3–4). Принимать дар радостно, с открытым сердцем, с сияющими глазами, отвечая лаской на ласку – не только лучший, но единственный способ сделать так, чтобы давать было легко и возможно. И наоборот, если принимать со стесненным сердцем, всем видом показывая: ни за что от тебя ничего бы не принял; не будь я жертвой ревматизма, болезни или старости, я бы от тебя не зависел; какое несчастье, как мне жаль тебя, а еще больше жаль себя, – то, разумеется, можно превратить отношения любви в нечто полное горечи. Это наука, которой должны овладеть все стареющие люди, но и самих себя мы должны прошколить как можно раньше, потому что все зависят от любви окружающих – дети и взрослые, и семейные, и одинокие, и старые. В любом возрасте нужно учиться принимать с благодарностью, принимать великодушно, принимать так, чтобы для ваших близких давать было бы радостью и новой глубиной отношений.

http://pravmir.ru/nauchites-byit-duhovny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010