Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 С 14 по 16 декабря в Саратове проходили Пятые межрегиональные Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”. Этот ставший традиционным форум посвящён памяти Архиепископа Пимена, видного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, правящего архиерея Саратовской епархии с 1965 по 1993 годы, много сделавшего для её возрождения и развития. Владыка Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) был выдающимся архипастырем. За время его служения в епархии было открыто 70 храмов, закрытых в советское время, началось строительство новых церквей, возобновилась деятельность Саратовской Духовной семинарии. Высокообразованный человек, знаток и ценитель литературы, музыки, живописи, архиепископ Пимен был лично знаком со многими писателями, музыкантами, художниками и актерами; проповедь среди деятелей искусства была важнейшей стороной его служения. Результатом его пребывания на Саратовской кафедре стало сближение представителей Церкви и творческой интеллигенции, ознаменовавшее собой новый этап сотрудничества в деле сохранения традиционных для нашего народа и государства духовно-нравст­венных ценностей. Продолжением диалога, начатого владыкой Пименом, стали Пименовские чтения. Как отметил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, чтения задумывались как площадка для общения, для обмена мнениями между представителями духовной и светской интеллигенции: “Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон”. И действительно, Пименовские чтения ежегодно собирают большое число участников из разных регионов страны, вызывая интерес у духовенства, людей науки, деятелей культуры, образования, представителей государственной власти.

http://pravmir.ru/hronika-pimenovskie-ch...

В жизни русского общества во второй половине XIX в. были заметны многие проблемы в области духовно-нравственных отношений, как об этом писал ревнитель просвещения и благочестия в России афонский старец Пантелеимоновского монастыря Арсений (Минин) (+1879):«Род человеческий насколько преуспевает в изобретениях, открытиях и прочих делах века сего, настолько тупеет в понятиях своих о духовной жизни. Разными прихотливыми желаниями человек опутал себя, как сетями, и от них не освободится до гроба» 858 . Важное значение в деле духовного просвещения сыграл Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Почему? Ответ читаем у автора книги «Русские на Афоне» А.А. Дмитриевского : «Ни одно из крупных явлений нашей внутренней политической или религиозной жизни не проходило незамеченным нашими афонскими иноками, которые чутко, даже до болезненности, прислушиваются ко всему тому, что происходит внутри их, хотя и покинутого, но все же близкого их сердцу дорогого отечества... Через Афонские издания за весь сравнительно еще недлинный период их просветительно-издательской деятельности посеяно немало добрых семян на не возделанной еще и обширной ниве нашего народного религиозно-нравственного просвещения» 859 . Духовно-просветительская, в частности, издательская деятельность на Святой Горе Афон имела широкие масштабы во второй половине XIX в. В то время Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной духовно-нравственной литературы для России. Издательская деятельность имела несколько основных целей: во-первых, распространение высоконравственной духовной литературы в российском обществе; во-вторых, распространение информации об издательской деятельности русского монастыря на Афоне; в-третьих, сообщение сведений о монастыре с целью привлечения паломников и жертвователей из России. «В пользу духовного просвещения России, – пишет настоятель Московского подворья Афонского Свято- Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов), – подверженной наплыву сект, распространению вольнодумства и нигилизма, а также старообрядческого раскола, наш афонский монастырь, скиты и кельи усилили издательскую деятельность, причем их книги можно было приобрести по самым дешевым ценам, а брошюры и листки распространялись тысячами, подчас бесплатно» 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Предисловие Описание рукописей, содержащих в себе догматические и духовно-нравственные творения св. Отцов Церкви, следует хронологическому порядку писателей. С конца IX века, в ряд переводов с Греческого языка, входят и собственные, более или менее самостоятельные, труды духовно-просвещённых мужей из Славян. При обозрении переводов Священного Писания и толкований на него нельзя было не заметить мудрой заботливости первоучителей Славянской Церкви, утвердить духовное просвещение своего народа на прочных основаниях. Тоже представляет нам и взгляд на древнейшие переводы учительных писаний св. Отцов. Между ними, прежде всею, встречаем такие творения, которые, в достаточной полноте, излагают весь состав Христианского учения, или объясняют и защищают важнейшие Христианские догматы. В числе таких переводов находим: Богословие св. Иоанна Дамаскина , Слова св. Афанасия Александрийского против Ариан, и собрание Богословских вопросов и ответов Анастасия Синаита . Иоанн, пресвитер и экзарх Болгарский, извлёк из пространного Богословия св. Иоанна Дамаскина те главы, в которых предлагаются главнейшие догматы Христианского учения, и сообщаются некоторые понятия о мире видимом, оставив тонкие прения против Несториан и Монофизитов, малодоступные для ново-просвещаемого народа 1 . Современный Иоанну экзарху, епископ Константин перевёл пространное защищение догмата о Божестве Сына Божия, в словах св. Афанасия Александрийского , первого защитника сего основного догмата Христианского Богословия против Ариан 2 . Тогда же, для царя Болгарского Симеона, переведён и знаменитый Изборник, у нас сделавшийся известным под именем Святославова, которого главное содержание составляют частью толковательные, частью относящиеся до веры и жизни, вопросы Анастасия, игумена Синайского, и догматические изложения других Отцов 3 . Не говорим здесь о переводах самого Симеона: так как описание их ещё не вошло в издаваемую часть. К исчисленным нами древнейшим памятникам Отеческой литературы на Славянском языке, по времени, приближаются переводы: слов св. Григория Богослова 4 , огласительных поучений св. Кирилла Иерусалимского 5 , бесед св. Иоанна Златоустог о к Антиохийскому народу 6 , Пандект, или поучений о разных добродетелях и пороках, Палестинского инока Антиоха 7 , и мудрых наставлений инокам и пастырям Синайского игумена Иоанна Лествичника 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов О возвращении Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви 11.09.2015 2154 Время на чтение 5 минут Русская народная линия публиковала сообщение бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи о том, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. Позже на эту тему высказались сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин , председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства, председатель совета делового сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненков , академик Российской Академии образования, доктор философских наук Александр Корольков , доктор социологических наук, заслуженный деятель науки России Валентин Семенов . Сегодня о великом полководце Александре Суворове, погребенном в Благовещенской церкви, рассуждает капитан 1-го ранга, председатель Правления Собора православной интеллигенции Александр Беляков. С именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова связаны не только славные страницы побед наших Вооруженных Сил над врагами, но и система духовно-нравственного воспитания русских воинов. Его деятельность по формированию лучших человеческих качеств у ратных людей довольно полно отражена в литературе. А.В. Суворов говорил: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, и всегда было неустрашимо и бестрепетно». Он наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» В последнем призыве, как замечает С.Э. Зверев, «благочестие стоит на последнем месте». Но это не значит, что оно имело меньшее значение для воина. Первые четыре качества первостепенны во время боя и необходимы для победы. Последние же два служат для «обуздания кровожадного порыва войска». В другом своем наставлении Суворов отдает благочестию приоритетное место: «... будь благочестив, добродетелен, тверд, великодушен и праводушен, чистосердечен, справедлив, непоколебим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/11/...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Выступление Александра Щипкова, советника Председателя СФ на конференции " Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии " Ваше высокопреосвященство! Господин посол! Дамы и господа! От имени Председателя Совета Федерации разрешите поздравить вас с началом работы конференции " Преподавание религии в государственной школе " . Сергей Миронов считает, что школа должна заниматься не только образованием, но и воспитанием ребенка, уделяя первостепенное внимание формированию его нравственного облика. А достичь этого невозможно без учёта национальных традиций и духовно-нравственного опыта народов, населяющих Россию. И у Германии, и у России накоплен немалый опыт в освоении и современном использовании традиционных форм воспитания. Поэтому нынешняя дискуссия обещает быть интересной и полезной обеим сторонам. Сергей Михайлович желает всем участникам конференции плодотворной работы и успехов в отстаивании и защите духовно-нравственного здоровья будущего поколения. Уважаемые участники конференции! Позвольте поделиться с вами своим личным мнением по поводу преподавания религии в государственной школе. Мнением христианина и отца большой семьи. " Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка " . Это начало рассказа Антона Павловича Чехова " Архиерей " . Маленький отрывок из произведения русского классика. Понятно ли современному школьнику и сможет ли учитель внятно объяснить ему что такое всенощная, когда празднуется Вход Господень во Иерусалим, и почему он называется Вербным воскресением, кто такой преосвященный, что называют каноном. На все эти вопросы нельзя ответить, не представляя себе православной службы и не зная череды двунадесятых праздников. А что если ученик сталкивается с более сложным литературным текстом?

http://religare.ru/2_73103.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Домострой " как литературный носитель эталона хозяйственного рационализма Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 23.05.2009 579 Время на чтение 4 минуты Выступая 16 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений " Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития " , вновь избранный Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл призвал бороться с " расслабляющей вакханалией масскульта " и возрождать традиции " Домостроя " . Он также подчеркнул, что Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. " Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции " Добротолюбия " и " Домостроя " , повышать в общественном сознании ценность семьи как " малой Церкви " и Церкви как большой семьи " , - заключил он. Памятник литературы допетровской Руси " Домострой " являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков. У " Домостроя " нет ни точной даты создания, ни автора, поскольку как любое истинно народное произведение он создавался на протяжении долгих лет, редактировался и переписывался трудами нескольких древнерусских писателей. Многие списки " Домостроя " отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Его первая редакция составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект " Домостроя " , который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция выполнена на основе двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют " Домострой " всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении " духовного строения " (религиозные наставления, главы 1-15), " мирского строения " (о семейных отношениях, главы 16-29) и " домового строения " (хозяйственные рекомендации, главы 30 - 63 по II редакции).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/23/...

Добрые вести Православия: начало декабря 2006 г. Жители уральского села Пристань своими силами отреставрировали к празднику Введенский храм В начале XIX века в селе появилась небольшая часовня, позднее перестроенная в храм. Может быть, потому, что церковь была небольшой и деревянной, советская власть не реквизировала здание для своих нужд. И хотя был запрещен колокольный звон, но храм оставался действующим. Но старинная постройка, простоявшая почти полторы сотни лет, требует постоянной заботы. Вот и решили нынче прихожане провести ремонт. Не покладая рук трудились почти все лето старики и старушки. Как рассказала матушка Людмила Сулеменева, даже не верится, что они сумели покрасить церковное здание и снаружи, и внутри. Особенно трудно пожилым людям было красить потолок. Настоятель храма священник Владимир Сулеменев собственноручно отремонтировал алтарь. Сейчас небольшой храм напоминает голубой сказочный теремок, благоустроенный и украшенный к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы .   Якутская епархия и министерство образования Якутии договорились о сотрудничестве Договоренность касается сотрудничестве в области образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Согласно ему оговаривается включение информации о Православии в уже существующие школьные предметы – историю, обществоведение и литературу. Будет создана рабочая группа для разработки соответствующих программ и учебников. В республиканском Институте повышения квалификации работников образования появится центр переподготовки учителей указанных дисциплин. Будут проводиться совместные научные конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся, а также осуществляться совместное противодействие распространению среди детей и молодежи алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия и противодействие сектантской деятельности .   В поселке Соловьи Псковской области строится храм святой мученицы Татианы В этом поселке, в доме культуры, в бывшем танцклассе совершает богослужения митрофорный протоиерей Николай Земляной. Храм равноапостольного князя Владимира, настоятелем которого является отец Николай, находится в селе Вернявине, в тех местах, где явился псковичам образ Божией Матери «Чирская», это в нескольких километрах от Соловьев. Но отец Николай решил и в Соловьях совершать богослужение, потому что Соловьи – поселок немаленький, и в нем люди нуждаются в молитве и полноценной церковной жизни. По договоренности с местной властью в доме культуры устроили что-то вроде походного, очень скромного, временного храма, отделив престол фанерной перегородкой. При этом ведется строительство храма святой Татианы .

http://pravoslavie.ru/4996.html

Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться — нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии. Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться — нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии. Вспомним, что такой труднооцениваемый политик, как Сталин, ничего лучше не нашел, как в 1943 году восстановить Патриаршество. В течение двух суток был подготовлен Собор, на который из лагерей и тюрем съехались архиереи, чтобы начать духовное возрождение в разгар войны, в начале коренного перелома. И этот перелом свершился. Мне могут возразить: Сталин воспитывался в семинарии, а мы были советскими людьми, у нас другое воспитание. Однако нельзя не согласиться с тем, что его отношение к коммунистической идеологии было все же более трепетным, чем наше. Весь опыт нашей жизни подтверждает, что идеология безбожия у нас не приживается. Несмотря на то, что прошли годы, что пришли поколения, которые не слышали о Боге, не читали религиозной литературы, даже чисто статистически религиозность нашего народа гораздо выше, чем в Европе, где никаких гонений ни на Церковь, ни на мечеть, ни на синагогу не было. Это говорит о том, что дух веры неистребим. Если это понимал такой руководитель нашего государства, как Сталин, я думаю, что и каждый может сообразить, что религия играет огромную роль в жизни народа. Она — хранительница духовных ценностей, нашей исторической памяти. Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому

http://pravmir.ru/cerkov-i-armiya/

Региональный этап Рождественских чтений прошел в благочиниях декабря 2018 Учитель русского языка и литературы школы 235 имени Дмитрия Шостаковича Татьяна Плотникова выступила с сообщением " Принципы работы с молодежью: любовь, свобода, своевременность " . Клирик Свято-Исидоровского храма протоиерей Константин Костромин , проректор по научно-богословской работе СПбДА , рассказал об особенностях преподавания темы " Подвиг новомучеников " в школе.  " Детям приходится выбирать между мировоззренческими идеалами: капиталистическо-либеральным и авторитарно-патриотическим, - отметил он. -  Однако ни один из них не дает возможности понять суть подвига новомучеников. Необходимо в рамках преподавания истории, литературы и основ духовно-нравственной культуры народов России изучать историю непротивления злу силой на примере страстотерпцев Бориса и Глеба, история которых - ключ к пониманию подвига новомучеников Церкви Русской " . Тему, затронутую отцом Константином, продолжило выступление педагога школы 259 Светланы Бердниковой, посвященное православной традиции во внеурочной деятельности на примере авторской методической разработки " Храмы Коломны " . Детей знакомят с храмами округа, как утраченными, так и сохранившимися и действующими, проводят экскурсии и рассказывают о новомучениках, судьбы которых связаны с этими храмами. Клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой иерей Димитрий Пономарев рассказал о своем опыте преподавания ОПК в начальных классах лицея 299. Наибольший отклик вызвал доклад преподавателя Суворовского училища, методиста ОРОиК Виктории Гусаковой, которая не только показала, как добиться максимальной заинтересованности школьников в изучении " Основ духовно-нравственной культуры народов России " в 5-х и 8-х классах, но и доказала, что успех доступен каждому заинтересованному педагогу. Она привела примеры разработки уроков, посвященных именам и названиям, литературным произведениям и работе с редкими словами. +++ Районный этап Рождественских образовательных чтений Кировского благочиния на тему " Молодое поколение: духовность, свобода и личная ответственность " состоялся 6 декабря в зале гимназии 397. Организаторы - ЦДКиО Кировского округа, районный отдел образования и ИМЦ Кировского района.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  От издателей Патериками называются сборники жизнеописаний и изречений святых подвижников. Эти книги передают духовный опыт угодников Божиих и представляют собой то духовное наследие, которое мы должны благоговейно изучать и бережно хранить. Благодаря молитвам и трудам великого Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) русская агиографическая литература обогатилась сборником жизнеописаний подвижников Глинской пустыни – Глинским Патериком. Глинская обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила всенародному духовнопросветительному делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. В 1961 г. обитель была закрыта. Вновь она открылась лишь в 1994 г. И интерес к этому очагу духовного совершенствования постоянно возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Впервые всестороннее исследование истории обители, ее духовно-просветительной деятельности за весь период существования монастыря было проведено великим светильником веры и благочестия конца XX века магистром богословия схиархимандритом Иоанном (Масловым) . Среди его работ о Глинской пустыни выделяются следующие: Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. (Приложение: «Архив Глинской пустыни»). Без приложения издана в Москве в 1994 г. Глинский Патерик. Загорск (Ныне Сергиев Посад. – Примеч. изд.) (Машинописный текст находится в библиотеке Московской Духовной Академии). Глинская пустынь. Издана в Москве в 1992 г. Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы//Журнал Московской Патриархии. 1992. 6. Глинская пустынь//Мегаполис-Континент. 1992. 30. Благотворительная деятельность Глинской пустыни//Мегаполис-Континент. 1993. 30. Глинская пустынь. Ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы//Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1993. С. 499–507.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010