Первый, психолого-педагогический блок включает учебные курсы истории православной педагогики и психологии как дополнительные к психолого-педагогическим дисциплинам, изучаемым в вузе. Новые учебные курсы позволяют ввести в образовательное пространство научное наследие забытых отечественных ученых (С.А. Рачинского, В.И. Несмелова, В. В. Зеньковского и других) и обращают будущих педагогов к содержанию традиционной русской педагогики, ориентированной на православные духовно-нравственные ценности. Второй блок учебных курсов предполагает изучение русской литературы в контексте истории национальной духовной культуры. Определяющим здесь является православие, которое стояло у истоков письменной литературы русского народа. Курс “Древнерусская книжность”, являясь дополнительным к курсу “Древнерусская литература”, вводит в образовательное пространство новые литературные памятники, относящиеся к богослужебной практике. Курс “Традиции древнерусской духовной культуры в русской литературе XVIII-XX веков”, продолжая “Древнерусскую книжность”, помогает понять духовно-нравственное содержание известных произведений, имеющее свои исторические корни в жизни российского общества. В рамках этого блока читается курс “Иконология(изображение и слово)”. Третий блок учебных курсов предполагает изучение духовно-нравственных основ уклада жизни россиян. Курс составлен на основе работ Центра русской этнографии Института антропологии и этнологии РАН, в частности, трудов М.М. Громыко. В рамках этого блока читаются курсы “История Русской Православной Церкви”, “Русский месяцеслов (Самарский край)”. (13.4–13) Анализируя различные образовательные модели, профессор В. В. Рубцов отмечает, что в последнее время потребностям общества и родителей в большей степени соответствуют такие, в которых, кроме информативно-знаниевого компонента, содержится компонент воспитательный. Поэтому при обсуждении различных моделей принципиальными становятся те основания, на которых они зиждутся. В. В. Рубцов обращает внимание на то, что разработчиков учебных программ, имеющих в своей основе духовно-нравственный компонент, интересуют не просто знания, умения и навыки, а такие, которые обязательно предполагают духовно-нравственный аспект.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

В программе и методическом пособии гармонично сочетаются темы и методические рекомендации по изучению светской этики и традиций православной культуры. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания Приступая к духовно-нравственному воспитанию школь- ников, педагог должен иметь ясное представление о сущности понятий «духовность», «нравственность», «воспитание», осознавать цель, теоретические основы и педагогический инструментарий организации процесса духовно-нравственного воспитания. Проблема духовности человека и общества в целом изучается глубоко и разносторонне в философской, религиозной, психолого-педагогической литературе. В истории философской мысли феномен духовности рассматривается в связи с такими категориями, как «дух» и «душа». В широком смысле слова понятие «дух» тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле совпадает с понятием «мышление». Термин «душа» употребляется в качестве синонима «психика». Так, например, древнегреческий философ Сократ понимал под термином «душа» психические качества человека, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Главным двигателем человеческого поведения, по его мнению, должен быть разум, а добродетель — это истинное знание человеком своего назначения и смысла жизни. В понимании Сократа и его последователей сущность духовности выражалась в стремлении человека к достижению нравственного идеала и постижению смысла собственной жизни. Традиционное для России православное понимание духовности неразрывно связано с признанием наличия в человеке, кроме физического тела, Божественного начала, проявляющегося в виде таких субстанций, как душа, дух. Характер взаимоотношения тела, души и духа человека определяется его нравственным состоянием, нравственной доминантой. В христианской антропологии выделяются такие категории души как ум, сердце, воля, которые и являются предметом самопознания и самовоспитания человека. В педагогической интерпретации мы можем говорить о когнитивной, эмоционально- ценностной и деятельностной сферах личности.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Кроме того, к Рождественским и Кирилло-Мефодиевским Чтениям всегда готовятся тематические брошюры и специальные выпуски газеты " Новосибирский Епархиальный вестник " . Выпуск учебной и учебно-методической литературы составляет еще одно из приоритетных направлений в образовательной и духовно-просветительной деятельности епархии. Проблемам образовательной деятельности Церкви посвящается специальный раздел " Богословского сборника " , издаваемого Новосибирской епархией. Проходившая в Калуге 20-21 декабря 2007 года Российская конференция " Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся " показала, что перед образовательной деятельностью Церкви открываются новые перспективы, и соответственно повышается ответственность священнослужителей и всех православных педагогов за духовно-нравственное состояние детей и молодежи России. В Резолюции этой Конференции утверждается, что в настоящее время " возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре " . А в 2008-2009 учебном году предполагается проведение олимпиады школьников по православной культуре. В настоящее время Россия, выбирая дальнейшие пути развития системы образования, вместе с тем стоит перед проблемой преодоления кризиса воспитания школьников, учащейся и не желающей учиться молодежи. Деградация традиционных ценностей в обществе приводит к утрате школой воспитательных функций. Элементарный инстинкт самосохранения побуждает Российское Государство, наконец, обратиться к духовно-нравственному аспекту воспитания и образования, к отечественным педагогическим традициям, к родным культурно-историческим истокам. С каждым годом все большему числу наших соотечественников становится понятно, что без духовно-нравственной составляющей разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука и гибнет культура.

http://religare.ru/2_50120.html

Какие ценности мы будем вкладывать в наше подрастающее поколение, что сможет дать нашим детям детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, педагоги, какую среду мы сформируем вокруг ребёнка с самого детства – всё это системообразующие вещи для общества и формирования будущего нашей страны. С 1 сентября 2021 года воспитательная работа стала одной из составных частей образовательной программы. Сама по себе программа не является инструментом воспитания ребёнка. Воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношением. В учебных планах наших школ нет иностранных учебных программ, нет засилья иностранной литературы. Традиционно очень важным является живое слово учителя, особенно на уроках гуманитарного цикла предметов, живое общение, взаимодействие педагогов и обучающихся, поскольку нет ничего важнее в духовно -нравственном воспитании детей, чем личный пример учителя его любви к детям, его профессионализма. Немалый опыт работы по духовно- нравственному воспитанию детей накоплен и нашими педагогами, которым они охотно делятся как с коллегами своей школы и своего муниципалитета, так и педагогического сообщества региона. Педагоги и учащиеся Калязинского района принимают активное участие в Фёдоровских образовательных чтениях (г. Кимры) и в Фаддеевских образовательных чтениях – региональном этапе (г. Тверь), Международных Рождественских образовательных чтений. В 2019 году совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии был проведён семинар по вопросам духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Добрый мир». Всем дошкольным образовательным учреждениям и дошкольным группам школ были переданы учебно -методические комплекты по данной программе, которые сейчас активно используются в образовательном процессе. На межрегиональной научно -педагогической конференции «Вызовы современности и ответы воспитательной политики», которая проводилась в 2022 году совместно с представителями педагогической общественности Угличского и Борисоглебского района Ярославской области, педагогами Калязинского района были представлены воспитательные практики по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

Опубликовано в журнале РАМН " Наркология " , С. 79-97 Список литературы: 1. Аксаков И.С. Христианство и социальный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград. - 1914. - С. 7 2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства//Психиатрия: Национальное руководство. - М., 2009. - С. 548-554 3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. - 204 с. 4. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства. Журнал " Урания " , М., 1991, - С. 6-12 5. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Монография. Армавир, 1989. - С. 71-73 6. Бабурин А.Н. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода.//Наркология. - 2008. - - С. 88-94 7. Бельков С.Н. Духовно-нравственный подход освобождения от наркотической зависимости молодёжи на первом этапе реабилитации в условиях Дневного стационара " Сапёрное " .//Наркология. - 2012. - - С. 67-69 8. Бельков С.Н. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей (на основе эмпирического опыта православных реабилитационных центров Санкт-Петербургской епархии).//Наркология. - 2009. - - С. 86-91 9. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993. - 383 с. 10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж: Ymca-press, 1939. - 222 с. 11. Берестов А.И., Грачев В.П., Желобанов А.В., Каклюгин Н.В., Зенцова Н.И. Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга.//Наркология. - 2012. - - С. 82-96 12. Берестов А.И. Сравнительный анализ методик реабилитации алкоголь - и наркозависимых: православной и программы " 12 шагов " .//Наркология. - 2009. - - С. 86-98 13. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни//Мозг, структура, функция, патология, психика. Т. 2. - М., 1994. - С.501-678 14. Благов Л.Н. Актуальные проблемы психопатологии аддиктивного заболевания - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. - 344 с.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел видеоконференцию, посвященную духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи 12 сентября 2017 г. 17:44 11 сентября 2017 года в Москве в главном здании Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) состоялись мероприятия, посвященные духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи. Организаторами выступили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Первый казачий университет. На встрече присутствовали представители руководства вуза и его 18 региональных институтов, казачьи духовники учебных заведений, студенты и преподаватели, сотрудники Синодального комитета. Молебен на начало нового учебного года совершил ответственный секретарь Синодального комитета священник Тимофей Чайкин. Затем духовник вуза обратился к молодым казакам и преподавателям. Ректор В.Н. Иванова пригласила членов рабочей группы по организации казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений в зал им. К.Г. Разумовского для обсуждения краткой программы. Синодальный комитет внес в программу направления следующие мероприятия: два пленарных заседания, диалог-клубы «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы», «Духовно-нравственное воспитание молодых казаков: опыт, проблематика, пути решения», «Научная и художественная литература о казачестве: поиск истины и духовное воспитание», «Дороги отцов — пути сыновей: преемственность воспитания на примере православных казачьих святых и святынь в системе непрерывного образования казаков». Кроме того, будет проведено совещание руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. В.Н. Иванова дополнила предложения Синодального комитета идеями организации мероприятий, связанных с обменом опытом в сфере казачьей экономики, в системе непрерывного казачьего образования России. По мнению ректора, следует более детально обсудить деятельность Ассоциации исследователей казачества, посвятив этому круглый стол в рамках второго дня работы казачьего направления Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/5008787.ht...

Л.В. Дудова рассказала о работе Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты по реализации Концепции, в частности, о ЕГЭ и других формах контроля результатов образования по русскому языку и литературе, о важности духовно-нравственной составляющей в преподавании этих предметов. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования И.И. Тараданова раскрыла концептуальные аспекты ФГОС в части преподавания русского языка и литературы, рассказала о мерах по совершенствованию программы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Острые вопросы филологической подготовки студентов, их грамотности были подняты в выступлении академика РАО М.Л. Левицкого. Директор Института филологии МПГУ Е. Г. Чернышева рассказала о практической реализации Концепции в ведущем педагогическом вузе страны через педагогические мастерские, педагогические практики на различных инновационных площадках вуза. Декан факультета «Иностранные языки» МГППУ И.В. Дергачева поставила проблему расширения курса литературы за счет включения выдающихся древнерусских памятников, что позволило бы обучающимся глубже понять истоки русской классической литературы. Преподаватель МГППУ, член Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» С.М. Махмудова поделилась проблемами проведения ЕГЭ по русскому языку и литературе в условиях многоязычия, в частности, в Дагестане. Широкий спектр духовно-нравственной составляющей в преподавании русского языка и литературы был представлен в выступлении В.И. Аннушкина, профессора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. От Общероссийского народного фронта по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе русского языка и литературы выступил В.Г. Леонтьев. Вопрос о глубоком преобразовании преподавания гуманитарных предметов в целом в средней школе поставил В.Ю. Троицкий, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Он подчеркнул, что современные подходы к организации преподавания русского языка и литературы не дают системного, глубокого понимания основ гуманитарного знания, не позволяют целостно и системно формировать личность обучающихся.

http://patriarchia.ru/db/text/5139746.ht...

В Общественной палате РФ прошли слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества» 28 января 2013 г. 12:51 24 января 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества», организованные Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Комиссией по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ в рамках XXI Международных Рождественских чтений. Работу слушаний возглавили председатель Издательского Совета  митрополит Калужский и Боровский Климент  и председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло. Митрополит Климент выступил с докладом  «Влияние литературы на духовно-нравственные парадигмы общества в XXI веке» . Практическим вопросам и проблемам современной образовательной системы свои выступления посвятили Н.Л. Крупина, главный редактор журнала «Литература в школе», и Н.А. Лобастов, автор серии книг «Записки сельского учителя». Прозвучали выступления лауреатов Патриаршей литературной премии В.Н. Крупина и О.А. Николаевой, главного редактора «Литературной газеты» Ю.М. Полякова, члена Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия В.Я. Курбатова, профессора Института журналистики и литературного творчества К.П. Ковалева-Случевского, члена Общественной палаты РФ А.Д. Дементьева, главного редактора журнала «Литературная учеба» А.Н. Варламова, проректора по научной работе Литературного института им. А.М. Горького А.Н. Ужанкова, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаева и др. Также в мероприятии приняли участие заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии В.М. Кириллин, член Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.О. Толстой и руководитель секретариата внешних связей Издательского Совета священник Кирилл Даниличев. В процессе обсуждения была затронута тема подготовленного Российской академией образования методического издания «Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования». Участники слушаний подписали письмо на имя министра образования РФ Д.В. Ливанова и президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова с просьбой пересмотреть список книг, рекомендуемых к прочтению школьникам 10-11 классов.

http://patriarchia.ru/db/text/2754523.ht...

В настоящее время отсутствуют законодательные и иные правовые препятствия для продолжения реализации в общеобразовательных учреждениях (при условии, что организационно-методическое и правовое обеспечение учебного процесса будет приведено в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства) учебных курсов религиозной культуры и иных учебных курсов, которые ранее реализовывались в рамках школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Внесенные Федеральным законом от 01.12.2007 309-ФЗ в Закон РФ " Об образовании " изменения дополнительно акцентировали необходимость духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений, закрепив соответствующие требования. Так, согласно пункту 6 статьи 9 Закона РФ " Об образовании " (в ред. ФЗ от 01.12.2007 309-ФЗ), основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а включенные в указанные основные образовательные программы учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. А пункт 2 статьи 14 указанного Закона РФ требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности. Следует отметить, что до 05.12.2007 – даты официального опубликования и вступления в силу Федерального закона от 01.12.2007 309-ФЗ – в рамках регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования в большинстве субъектов Российской Федерации реализовывались такие учебные курсы, как " Краеведение " , " Основы безопасности жизнедеятельности " , " Экология " , " Экономика " , " Основы православной культуры " , " Основы исламской культуры " , " Еврейская традиция " , а также учебные курсы по изучению родного языка и литературы, национальной культуры и истории обучающимися из семей представителей народов России, в том числе национальных меньшинств, компактно проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

http://religare.ru/2_49054.html

204 . От Училищного совета при Святейшем Синоде//Церковные Ведомости. – 1912. – 10. – С. 62. 205 . Отчёт императорского Русского географического общества за 1887. – СПб.: Тип. А.С. Суворина. – 1888. 206 . Отчёт о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1898 г. – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1899. 207 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1898 год. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1899. – 28 с. 208 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1899 год. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900. – 32 с. 209 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1904 год. – СПб.: Типо-лит. Р.С. Вольпина, 1906. – 46 с. 210 . Постановления Пинского духовно-училищного съезда, бывшего 8 и 9 июля 1871 года//Минские епархиальные ведомости. – 1871. – 44 (часть официальная). – С. 346–348. 211 . Постановления Пинского духовно-училищного съезда, бывшего 31-го октября и 1 и 2 ноября 1872 года//Минские епархиальные ведомости. – 1872. – 52 (часть официальная). – С. 432–436. 212 . Постановления Пинского окружного духовно-учебного съезда, бывшего 21 и 22 августа 1874 года//Минские епархиальные ведомости. – 1874. – 20 (часть официальная). – С. 329–333. 213 . Постановления Пинского окружного духовно-учебного училищного съезда, бывшего 24–26 апреля 1874 года//Минские епархиальные ведомости. – 1874. – 11 (часть официальная). – С. 186–195. 214 . Правительственный Вестник. – 1895. – 11. 215 . Приветствия, полученные от разных учреждений и лиц, по случаю исполнившегося 13 апреля 1893 года столетия существования Минской Духовной Семинарии//Минские епархиальные ведомости. – 1893. – 17 (часть неофициальная). – С. 433–461. 216 . Разрядный список воспитанниц Виленского женского училища духовного ведомства за 1886/7 учебный год//Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – 23 (часть официальная). – С. 191–192. 217 . Разрядный список учеников Жировичского духовного училища//Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – 30–31 (часть официальная). – С. 281–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010