Конференция-презентация церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Версия для печати 1 февраля 2007 г. 10:00 1 февраля в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений в здании Российской академии наук пройдет конференция-презентация церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)». Эта глобальная программа, руководителями которой являются Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений и министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов , включает в себя ряд долгосрочных направлений в научной, образовательной, информационно-издательской, кинематографической, культурологической  и социальной сферах. В ее подготовке приняли участие священнослужители, педагоги, социологи, ученые, журналисты, деятели культуры. По сути дела, впервые столь масштабно ставится вопрос о разработке теории, методологии и практики духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Об основных пилотных проектах, посвященных сохранению и приумножению духовно-нравственного и культурно-исторического наследия России, приобщению молодежи к православным ценностям, сообщит на конференции иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ. В церковно-государственную программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» уже вписаны яркие страницы. Так, в ноябре 2006 года проводились Всероссийский кинофестиваль детских и юношеских фильмов «Лучезарный ангел» и международная передвижная выставка «Божий мир глазами ребенка». Организованы курсы для преподавателей православной культуры в Московской духовной академии , уже подготовлено более 4 тысяч педагогов для общеобразовательных школ России. Успешно реализуется ежегодный социологический мониторинг духовно-нравственного состояния детей и молодежи в сотрудничестве с социологическим факультетом МГУ. Устраиваются детские православные слеты и лагеря — на Куликовом поле, на Кавказе. Продолжается благотворительное комплектование школьных библиотек православной литературой в российских регионах. Издается «Воскресная газета «Покров», предназначенная для семейного чтения.

http://patriarchia.ru/db/text/187069.htm...

Презентация церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» пройдет в Российской академии наук Москва, 16 января 2007 г. 1 февраля в Большом зале Российской академии наук в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений пройдет конференция - презентация церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Руководителями этой программы стали председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений и министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С.Соколов. Над церковно-государственной программой «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» работали священнослужители, педагоги, социологи, ученые, журналисты, а также деятели культуры. Программа состоит из долгосрочных проектов в научной, образовательной, информационно-издательской, кинематографической, культурологической и социальной сферах и ставит вопрос о разработке теории, методологии и практики духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. В рамках церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» уже проходило несколько мероприятий. Например, в ноябре 2006 года в Москве проводились Всероссийский кинофестиваль детских и юношеских фильмов «Лучезарный ангел» и международная передвижная выставка «Божий мир глазами ребенка». Кроме того, при Московской Духовной академии были организованы курсы для преподавателей православной культуры: уже подготовлено более четырех тысяч педагогов для общеобразовательных школ России. Помимо этого в сотрудничестве с социологическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова успешно реализуется ежегодный социологический мониторинг духовно-нравственного состояния детей и молодежи. Также постоянно устраиваются детские православные слеты и лагеря. Благодаря церковно-государственной программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» продолжается благотворительное комплектование школьных библиотек в российских регионах православной литературой, издается воскресная газета для семейного чтения «Покров».

http://pravoslavie.ru/20310.html

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы. Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви. В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы. Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

http://patriarchia.ru/db/text/1909451.ht...

Не навязывая, а показывая Интервью с игуменом Георгием (Шестуном), разработчиком программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» Игумен Георгий (Шестун), преподаватель Самарской Духовной Семинарии На XV Рождественских международных образовательных чтениях была представлена церковно-государственная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», разработанная на базе межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии. О программе и перспективах разработки федеральных стандартов преподавания ОПК идет разговор с одним из разработчиков программы – игуменом Георгием (Шестуном) , заведующим кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в Самаре. – Отец Георгий, каковы основные направления программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения»? – В нашей программе есть несколько реально действующих направлений: образовательное, по работе с детьми во время каникул, социальное и кинофестиваль православных фильмов «Лучезарный ангел». Одно из фундаментальных направлений развития программы научное. Мы считаем, что в современной системе образовательных стандартов должна существовать образовательная область духовно-нравственной культуры. Она должна существовать наравне с такими областями, как естественно-научная, область истории, филологии. Более того, мы считаем важным, чтобы само содержание образования базировалось на определенной мировоззренческой позиции. – Что сейчас делается для того, чтобы духовно-нравственная область действительно вошла в российскую образовательную систему? ­ – Сейчас мы занимаемся подготовкой учебных пособий, программ, методических рекомендаций. Около 90 % этой учебной литературы выпускается издательством «Покров». Наше сотрудничество с «Покровом» началось с издания учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Недавно изданы книги «Я иду на урок православной культуры» – для начальной и средней школы. Готовится к изданию серия учебных пособий для учителей-предметников: духовно-нравственная культура на уроках физики, математики, химии, православный календарь на уроках русской литературы. Каждый преподаватель-предметник должен получить конкретные методические пособия, где сформулированы задачи уроков и подобраны тексты для них.

http://pravoslavie.ru/4722.html

Поскольку духовность и нравственность присущи только человеку, то духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогическое явление, направленное на формирование в человеке стремления к идеалу, ориентации его на высшие ценности и характер взаимоотношения с другими людьми на основе этих ценностей. Духовность и нравственность - это цементирующая сила, которая объединяет народ, помогает мобилизовать внутренние резервы при возникновении опасности, это иммунитет народа, противостоящий внутренним социальным болезням и внешним «инфекциям», это один из важнейших факторов безопасности страны. Беляков Александр Петрович, канд. пед. наук, капитан 1 ранга в отставке Список литературы: 1. Захарченко М.В. Духовно-нравственное воспитание - перспектива развития российской школы//Материалы XII Межрегиональных Знаменских чтений «Духовно-нравственное воспитание в новой школе России». СПб.: СПбАППО, 2009. С. 7 - 15. 2. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ//Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные приоритеты образования: материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. СПб, 26 октября 2010 г. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 С. 6-15. 3. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2011. 4. Захарченко М.В. Категория «духовно-нравственная культура» в перспективе методологического развития категориального аппарата педагогической науки//Академия педагогического поиска: учитель - ученик: сборник научных статей/под общ ред. С.В. Алексеева, А.Н. Бакушиной. Вып. 1. СПб.: СПбАППО, 2011. Ч.3 (Научно-педагогические школы). С. 30 - 37. 5. Захарченко М.В. Категория духовности в современном дискурсе об образовании//Образование, экономика, общество. 1-2 (17-18), февраль - апрель. 2010. C. 32 - 36. 6. Захарченко М.В. Понятие цивилизационной традиции и его значение для моделирования образовательного процесса в школе России//Православный ученый в современном мире: сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Том 3. Воронеж: Истоки, 2013. С.77 - 85.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/12/...

— разработка методологии и практики духовно-нравственной культуры, главным образом — в досуговой сфере. — формирование и реализация культурно-образовательных, социальных общероссийских проектов в области духовно-нравственной культуры. — разработка современной системы социологического и психолого-педагогического мониторинга состояния духовного здоровья подрастающего поколения и отслеживание результатов реализации проектов программы. — содействие развитию системы непрерывного образования, — проведения массовых мероприятий на региональном и федеральном уровнях. — осуществление экспертно-аналитической работы по комплектации массовых библиотек литературой духовно-нравственного содержания. — организация на постоянной основе кинофестивалей для детей, юношества и семейного просмотра. — разработка форм и методов работы с современной молодежью в области духовно-нравственной культуры. — создание системы общественно-государственной поддержки культурно-просветительной, краеведческой духовно-нравственной работы молодежных и семейных центров духовно-нравственной культуры. -Отец Киприан, из информации в интернете видно, что Вы являетесь руководителем Института экспертизы, деканом ПСТГУ, главным редактором нескольких православных изданий, постоянно участвуете в различных конференциях и круглых столах в России и за рубежом. Как Вам удается все это совмещать? Иеромонах Киприан (Ященко) :  У Аввы Дорофея дается такое наставление, чтоб мы каждый день недели или месяца посвящали какому-то одному делу и не отвлекались на другие. Таким образом, можно сделать многое. Например, в понедельник преподавать, во вторник – заниматься издательскими делами, в среду — административными вопросами, в четверг — планировать и проводить встречи, пятница — день остановки, чтоб подумать. — Как вы считаете, необходимо ли теологическое образование современному человеку? Иеромонах Киприан (Ященко) :  Безусловно. В Европе теологические факультеты присутствуют во всех серьезных университетах. В нашей стране открыто более 30 факультетов. Такое образование помогает получить систематические знания, и ответить на главные вопросы существования, как земной жизни, так и будущей.

http://pravmir.ru/duxovno-nravstvennoe-z...

Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал о ситуации с доступностью православного образования в его митрополии, сказал, что «предмет преподаётся, но только в исключительных случаях», поэтому «митрополия сконцентрировалась на воскресных школах при приходах» и выступила с инициативой о создании во всех крупных городах централизованных воскресных школ. Минобрнауки он предложил «выдавать не рекомендации по образованию», а «конкретные документы особенно для тех регионов, где большую часть населения представляют мусульмане». Академик Российской академии образования, Заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Александр Корольков выступил против идеи упразднения педагогических вузов. По его мнению, только в них сохраняются высокие педагогические стандарты. Участники секции, обсудив вопросы совершенствования условий приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям в системе образования, выработали большой перечень рекомендаций. В частности, Правительству предложили: «рассмотреть вопрос об основах единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации и механизмов её поддержки на правительственном уровне»; осуществить комплексную государственную поддержку с учётом налоговых льгот и преференций организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи; ввести нормы законного контроля за СМИ в части постоянной позитивной пропаганды духовно-нравственных норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным национальным духовно-нравственным ценностям России, недопустимости использования эфирного времени в электронных средствах массовой информации, находящихся на территории России, для показа программ, пропагандирующих насилие, бесчестие и низменность и пошлость, требований повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и «слэнговых» выражений, безосновательного засорения речи иностранными словами, прерывания рекламными роликами демонстрируемых видеоматериалов и прежде всего — детских телевизионных познавательных передач и фильмов.

http://patriarchia.ru/db/text/3962264.ht...

Во второй день конференции будет организована работа в секциях. На третий день, 24 сентября, состоится пленарное заседание, которое возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и церемония награждения победителей конкурса «Серафимовский учитель». Педагогический конкурс «Серафимовский учитель» входит в состав программы «С именем преподобного Серафима Саровского» и проводится Фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Он нацелен на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, популяризацию их лучших профессиональных достижений. Конкурс проводится с 2005 года. За это время в нем приняли участие порядка 3 500 работников учреждений дошкольного, школьного, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, культуры, спорта, туризма, социально-реабилитационных, лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций и средств массовой информации из 72 субъектов РФ, а также Республики Беларусь, Литвы, Украины и Приднестровья. В рамках конкурса участники представляют разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, язык и литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария. По итогам конкурса проводится конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного просвещения», издается сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Победителям присуждается звание лауреата педагогической премии преподобного Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии. За особые заслуги в духовно-нравственном просвещении отдельным участникам конкурса может быть присвоено почетное звание «Серафимовский учитель». Звание присваивается один раз в жизни и является аналогом высших светских педагогических наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5846121.ht...

В настоящее время приняты некоторые государственные решения, направленные на развитие коренных малых народов. Однако вопросы духовного и нравственного возрождения в них почти не затронуты, хотя именно они являются решающими в деле сохранения упомянутых народов. И сегодня у Церкви есть ряд конкретных предложений по укреплению их духовности и нравственности, в том числе через реализацию государственных образовательных программ. Поскольку в епархиях географического расселения малых народностей накоплен большой опыт духовно-просветительской деятельности, важно, чтобы составляющими таких программ стали: разработка и внедрение школьных предметов духовно-нравственного содержания с учетом региональных особенностей; помощь епархиальным управлениям в подготовке и переподготовке преподавателей духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательных школах; приобретение, разработка и внедрение учебно-методических комплексов духовно-нравственного содержания; бесплатное распространение общедоступной литературы просветительского и апологетического характера, в том числе на языках коренных малочисленных народов; финансовая поддержка священников, окормляющих труднодоступные национальные поселки коренных малочисленных народностей. Все вышеуказанное возможно осуществить только совместными усилиями Русской Православной Церкви, государственных и государственно-образовательных структур разных уровней. Это потребует финансовых средств, но, если мы заинтересованы в дальнейшем существовании малых народов, изыскать эти средства совершенно необходимо. Убеждены, что для эффективной реализации мер по защите духовности и нравственности коренных народностей необходимо создать совместные рабочие группы Церкви и государственных властей в местах проживания малых народов. Эти группы могут заняться разработкой конкретных проектов духовно-нравственного содержания, направленных на сохранение и развитие этих народов. Очевидно, что только в рамках государственной системы образования задачу духовного оздоровления малых народов решить не удастся. Для полноценного воспитания необходимо благотворное воздействие семьи, влияние которой сегодня среди малых народов сведено к минимуму: многие родители страдают алкоголизмом, не желают жить своим трудом и заниматься воспитанием детей. Добрый пример отношений между людьми дают православные общины во главе со священниками. Однако в небольших поселках и этой возможности зачастую нет: труднодоступность таких мест и отсутствие у местного населения средств для содержания приходского священника не позволяет организовать постоянную приходскую деятельность и вести духовно-просветительскую работу с населением. Для организации этой деятельности необходима поддержка государственной власти на разных уровнях, а также предпринимательского сообщества.

http://patriarchia.ru/db/text/1401214.ht...

О привлечении детей инородцев, обучающихся в церковно-приходских и народных школах, в духовно-учебные заведения Об открытии в г. Екатеринодаре епархиального женского училища и преобразовании Ржевского училища О предоставлении прав на пенсии, увеличении окладов, зачете службы и проч. Об освобождении детей лиц, служащих в духовных консисториях, и учителей церковно-приходских школ от платы за обучение По вопросу об участии воспитанников духовно-учебных заведений в разного рода обществах О прекращении учебных занятий в духовно-учебных заведениях среди учебного года и продлении каникул Об учреждении стипендий при духовно-учебных заведениях и пожертвованиях на сии заведения О средствах на содержание духовно-учебных заведений за 1896 и 1897 гг. О постройке новых и исправлении старых зданий духовно-учебных заведений Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской Империи в 1896 и 1897 годах Управление школами и надзор за ними Число церковных школ Количество учащихся в них Помещения церков. школ Средства содержания церковных школ Учащие в церковных школах Воспитательная часть в церковных школах Учебная часть в церковных школах Сельскохозяйственные, ремесленные и рукодельные занятия при церковных школах Учебники, учебные пособия и письменные принадлежности в церковных школах Библиотеки для внеклассного чтения Религиозно-нравственные чтения в церковных школах. Воскресные занятия со взрослыми Земельные участки при церковных школах Отношение населения к церковным школам Событие священного коронования в жизни церков. школ Церковно-школьное дело на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Нельзя не упомянуть об участии церковных школ на Всероссийской выставке 1896 года в в Нижнем Новгороде, где наглядно были представлены успехи церковно-школьного дела за первое десятилетие после возрождения церковной школы. Духовная литература в 1896–1897 гг. О седьмом присуждении премий покойного митрополита Московского Макария за сочинения по предметам богословских наук и вообще духовного образования О присуждении в 1896 и 1897 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010