А теперь коснусь тех вопросов, решение которых зависит от православных библиотекарей. Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем поставленных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечисленных тем, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу. Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для массовых библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания. В потоке контрольного экземпляра в последние годы такие издания, к сожалению, отсутствуют. Хотя ряд библиотек, например Центральная республиканская детская библиотека, издает и распространяет подобные издания для своих читателей. Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (В.А. Никифорова-Волгина, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать выставки духовных и патриотических изданий (типа «Забытые имена», «Забытые книги») из фондов библиотек, чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов, активнее рекомендовать к изданию лучшие духовно-нравственные произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – их число пока весьма незначительно. И в завершение еще несколько слов о работе православных библиотек и православных библиотекарей. Рекомендовать читателю репертуар православной литературы, составляющий в последние годы свыше 3000 названий в год, призваны православные библиотекари, профессионалы своего дела, работающие в православных библиотеках, способные раскрывать свой фонд и готовые помочь разобраться в нем читателю. В качестве первоочередных задач православных библиотекарей еще раз назову влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения молодого читателя, с одной стороны. С другой стороны, постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций, воспитания у читателя отторжения бездуховной литературы.

http://pravoslavie.ru/32137.html

В Екатеринбурге состоялась встреча учителей школ, преподающих духовные предметы 15 октября 2007 г. 12:24 Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии организовал встречу учителей общеобразовательных школ, проводящих для своих учеников уроки по программе духовно-нравственного воспитания. Встреча состоялась в конференц-зале Духовно-просветительского центра епархии. Ее открыл руководитель епархиального Миссионерского отдела священник Владимир Зайцев. Учителя, приехавшие из городов области, смогли обсудить перспективы взаимодействия Екатеринбургской епархии и общеобразовательных школ, проблемы духовно-нравственного воспитания и образования детей. Главный вопрос заключался в следующем: как может помочь светская общеобразовательная школа в распространении православной культуры? На встрече в духовно-просветительском центре в помощь педагогам-предметникам была предложена методическая литература «Православная культура в школе», «Уроки добра» и другие издания. Учителя уверены: общими усилиями удастся решить многие проблемы. И православное воспитание, знакомство детей с православной культурой в светских школах, в будущем принесет благодатные плоды. По словам сотрудника епархиального Миссионерского отдела Ольги Тейхриб, радует тот факт, что постепенно в общеобразовательных школах области внедряются уроки духовно-нравственного воспитания. Учителя и ученики ездят в паломнические поездки по святым местам, организуют различные конкурсы, направленные на обретение и закрепление знаний по отечественной культуре, православным традициям. На встрече педагоги поделились своими мыслями о том, как в рамках светской школы можно реализовать преподавание православной культуры, наметили будущие перспективы развития образовательного процесса. В конце встречи с недавно прошедшим профессиональным праздником уральских учителей поздравил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий . Всем присутствующим были вручены благодарственные письма и Евангелие. Владыка поблагодарил педагогов за подвижнический труд. По словам архипастыря, у школы, Церкви и семьи одна цель — воспитание человека нравственного, способного разбираться в смысле собственной жизни, ежедневно задумываясь о себе, своих поступках и их мотивах. В завершение вечера для педагогов был организован концерт. Перед собравшимися выступил протодиакон Андрей Мезюха, который исполнил духовные песни собственного сочинения. «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/308689.htm...

Глава Донской митрополии ознакомил присутствовавших с опытом кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета, осуществляющей подготовку бакалавров и магистров по специальности «Теология». Научная работа кафедры проходит в тесном контакте с Ростовской епархией и Донской духовной семинарией. Говоря о перспективах теологического образования на Дону и сотрудничества с вузами, митрополит Меркурий отметил: «На базе кафедры Донского государственного технического университета планируется открыть межуниверситетскую кафедру " Православная культура и теология " , возобновить работу межвузовской комиссии по теологии на уровне ректоров, рассмотреть вопрос о введении в вузах факультативного преподавания ОПК. Это позволит сформировать у студентов нравственные, духовные и культурные ценности, повысить качество образования путем включения в учебный процесс факультативных курсов духовно-нравственного содержания, которое должно распространиться на все, или, по крайней мере, большинство вузов Ростовской области. Однако это потребует и целенаправленной работы по повышению квалификации преподавателей предметов духовно-нравственной направленности». «Мы можем констатировать эффективность практической реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию обучающейся молодежи в рамках соглашения о сотрудничестве между Советом ректоров вузов Ростовской области и Ростовской епархией. В пространстве высшего образования Ростовской области системным образом реализуется теологическая подготовка и духовно-нравственное просвещение студентов. В вузах созданы постоянно действующие образовательные площадки, где возможны встречи священника и студентов, будь то студенческий храм (РГУПС, ДГТУ), кафедра теологии (ДГТУ, ЮФУ), где существует выделенная для указанных целей аудитория, что обеспечивает полноценную реализацию соглашения между Донской митрополией и вузами», — сказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Владыка Меркурий также затронул перспективы новых форм взаимодействия духовенства с молодежью региона: «Предлагаю рассмотреть возможность создания при историческом парке " Россия — Моя история " молодежного клуба, помогающего студенческой молодежи в изучении истории России, с привлечением волонтерского движения по реализации духовно-нравственных проектов, связанных с Донским краем. Было бы хорошим подспорьем для нашей общей деятельности подумать о возможности открытия на базе кафедр русского языка и литературы регионального представительства Общества русской словесности, целью которого является развитие русского языка и литературы. Ну и, конечно, желательно активизировать работу со студенческой молодежью на приходах, где молодые люди смогут не только раскрыть свой творческий потенциал, но и придать новый импульс жизни прихода».

http://patriarchia.ru/db/text/5505164.ht...

Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал о ситуации с доступностью православного образования в его митрополии, сказал, что «предмет преподается, но только в исключительных случаях», поэтому «митрополия сконцентрировалась на воскресных школах при приходах» и выступила с инициативой о создании во всех крупных городах централизованных воскресных школ. Минобрнауки он предложил «выдавать не рекомендации по образованию», а «конкретные документы особенно для тех регионов, где большую часть населения представляют мусульмане». Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Александр Корольков выступил против идеи упразднения педагогических вузов. По его мнению, только в них сохраняются высокие педагогические стандарты. Участники секции, обсудив вопросы совершенствования условий приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям в системе образования, выработали большой перечень рекомендаций. В частности, Правительству предложили: «рассмотреть вопрос об основах единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации и механизмов ее поддержки на правительственном уровне»; осуществить комплексную государственную поддержку с учетом налоговых льгот и преференций организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания и образования молодежи; ввести нормы законного контроля за СМИ в части постоянной позитивной пропаганды духовно-нравственных норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным национальным духовно-нравственным ценностям России, недопустимости использования эфирного времени в электронных средствах массовой информации, находящихся на территории России, для показа программ, пропагандирующих насилие, бесчестие и низменность, и пошлость, требований повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и слэнговых выражений, безосновательного засорения речи иностранными словами, прерывания рекламными роликами демонстрируемых видеоматериалов и прежде всего — детских телевизионных познавательных передач и фильмов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3962283...

Участники подмосковной конференции обсудили духовно-нравственное здоровье семьи Московская область, 27 января 2006 г . 26 января 2006 в г. Ступино состоялась научно-практическая конференция на тему «Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи». Научно-практическая конференция состоялась по инициативе депутатов Московской областной Думы и руководства Ступинского района Московской области, передает «Подмосковье настоящее». Вел конференцию первый заместитель Председателя Мособлдумы Владимир Алексеев. В ее работе приняли участие депутаты, руководители городов и районов Подмосковья, социологи, педагоги, медицинские работники, представители общественных организаций, духовенство. С докладом «О некоторых вопросах правового обеспечения духовного и нравственного здоровья семьи, детей и молодежи» выступил депутат Московской областной думы, кандидат социологических наук Любовь Кривцова. Главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор Всеволод Троицкий сделал сообщение по теме «Человек, культура и судьба народа». О деятельности Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков (на опыте Ступинского благочиния) рассказал благочинный Ступинского округа протоиерей Олег Оводков. Опытом взаимодействии органов власти и общественных организаций по укреплению духовного здоровья жителей Ступинского района, а также о ходе реализации программы укрепления духовно-нравственного здоровья детей и подростков в Ступинском районе поделились заместитель главы Ступинского района по социальным вопросам Александр Рацимор и начальник Управления образования администрации Ступинского района Елена Волкова. Особое внимание участники конференции уделили вопросам организации совместной работы органов местного самоуправления муниципальных образований и научных учреждений по совершенствованию путей решения демографических проблем населения. 27 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16047.html

– Этнокультурные традиции в образовании. Информационно-аналитическое направление. Его основой станет разработка и проведение экспертизы образовательных программ по духовно-нравственному образованию на основе информационной системы «Банк – «Духовно-нравственная культура». Методическое направление предполагает разработку учебно-методической литературы по духовно-нравственным образовательным дисциплинам. Общественное направление. Его основой является деятельность центра по участию в общественно-значимых проектах и мероприятиях, включая проведение конференций, симпозиумов, встреч, подготовку учителей, осуществление благотворительной деятельности. Отмечая успехи, которые значимо и рельефно представляют собой результаты нашей совместной деятельности, необходимо сказать о той основе, которая позволяет эту работу осуществлять на муниципальном уровне. В первую очередь, речь пойдет о тех соглашениях между муниципальными органами управления образованием и местными благочиниями, которые были заключены в своей основной массе, около трех лет назад, с того момента, как Координационным советом было разработано Примерное соглашение о совместной деятельности в этом направлении. Работа по реализации имеющихся соглашений является чрезвычайно важным шагом в осознании миссии муниципальной системы образования по становлению и развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования и участия в ней Русской Православной Церкви. С этой точки зрения, работа над основными положениями такого соглашения, является не только постоянной, но и чрезвычайно действенной. Хуже обстоит дело, когда соглашение недостаточно проработано, а одна из сторон формально относится к этому крайне неформальному делу. Это приводит в ряде случаев к непониманию частью населения того, зачем проводятся, например, Рождественские чтения, почему так важно использовать все многообразие духовного опыта нашего народа, почему, наконец, именно Православной Церкви в этом деле отведена ключевая роль. Иногда такое непонимание выливается в жалобы, которых можно было бы не просто избежать, но и создать все условия для того, чтобы их вовсе не было. Формализм, с одной стороны, и работа вне правового поля, определенного и четко обозначенного еще в начале нашей совместной работы, означает только одно – безусловную слабость и создание заведомо неопределенной ситуации в таком сложном деле, как формирование новых основ системы духовно-нравственного воспитания и образования.

http://pravoslavie.ru/13498.html

Принудительная латышизация русских школ привела к тому, что духовно-нравственное воспитание сохранилось только на уроках русского языка и литературы и в незначительной степени на классных часах, во внеурочной и внеклассной работе. В результате у выпускников школ русская культурная идентичность сформирована лишь частично. Для изменения сложившейся ситуации необходимо повышение профессиональной компетенции педагогов по методике духовно-нравственного воспитания и создания в школах специальных внеурочно-внеклассных программных модулей национально-культурного образования. Это поможет восстановить традицию духовно-нравственного образования в русских школах. Инициаторами этой работы должны выступить все заинтересованные стороны – родители, педагоги, администраторы, методическую помощь могут оказать российские образовательные центры, ибо духовно-нравственное воспитание в русской школе имеет свою специфику, которой латвийские педагоги не знают. В наших университетах этому не учат. Ключи к сохранению латвийской русской общины Учитывая, что духовно-нравственное воспитание в русских школах в настоящее время возможно во внеурочной работе, это открывает большие возможности для сотрудничества с общественными организациями. Воспитательная работа в школах требует не только изучения теории, но и практики, в проведении которой могут помочь общественные организации. Это дела милосердия, сохранение исторической памяти, благотворительные акции, информационные кампании и другие. В перспективе – создание внеурочных культурно-образовательных программ для сотрудничества семей, школ и общественных организаций. В этом сотрудничестве – залог сохранения русской культурной идентичности у детей и получения качественного образования. Качественное образование предполагает формирование целостного мировоззрения у детей, а не только знаний и умений, как это происходит сейчас. Основа мировоззрения – духовно-нравственная шкала, с помощью которой человек способен анализировать, оценивать и изменять мир. Поэтому эти программы должны состоять из культурно-исторических модулей для каждого года обучения в рамках основной школы (1-9 классы). В средней школе продолжение культурно-образовательного курса может быть по выбору учащихся.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/04/...

В Общественной палате РФ обсудили духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы 1 февраля 2018 г. 10:22 23 января 2018 года в Общественной палате Российской Федерации  в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». Ведущими круглого стола выступили первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Л.В. Дудова и епископ Городецкий и Ветлужский Августин , а также специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации С.М. Шестакова. В работе приняли участие более 60 человек из ряда регионов Российской Федерации, в том числе из Москвы, Московской области, Вятки, Перми, Нижнего Новгорода, Кубани, Курска, Городца, Тулы, Барнаула и др. Среди участников — представители Минобрнауки, РАО, ученые ведущих вузов Москвы, руководители образовательных организаций, преподаватели русского языка и литературы, общественные деятели, представители культуры. В своем приветственном слове владыка Августин отметил значение русского языка и литературы для всего «русского мира». По словам иерарха, в последнее время растет интерес к русскому языку среди иностранцев. Ссылаясь на известных ученых и писателей, архиерей подчеркнул значение русской культуры для духовной жизни человека, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Владыка Августин также обратил внимание, что имея лучшее в мире образование, еще советское, Россия заимствовала на западе Единый государственный экзамен, который стал инструментом для снижения уровня образования, например, в Америке. Говоря о возрождении отечественного образования, епископ Августин подчеркнул, что это испытание, которое Россия должна выдержать. Необходимо «поставить ребенку механизмы развития внимания, памяти, поставить речь, научить рассуждать, понимать тексты, творить и служить, имея ответственность за свои поступки и действия».

http://patriarchia.ru/db/text/5139746.ht...

2. Состав Совета утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 3. Совет осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. 12-ФЗ, Федерального закона от 22.08.1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федерального закона от 26.09.1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», других нормативно-правовых актов, настоящего Положения. 4. Основными направлениями деятельности Совета являются: – изучение, обобщение и распространение накопленного опыта в области духовно-нравственного воспитания на основе гуманистической и религиозной традиции; – осуществление подготовки изменений и дополнений в нормативные акты, а также разработка инструктивных, рекомендательных и методических документов в сфере духовно-нравственного просвещения, светского и религиозного образования; – содействие развитию системы православного образования как факультативного, дополнительного; – изучение опыта получения светского гуманитарного образования на основе православного мировоззрения и культуры; – организация разработки содержания духовно-нравственного просвещения; – содействие совершенствованию подготовки и переподготовки педагогических кадров в русле духовно-нравственного просвещения, светского и религиозного образования: – организация экспертизы учебно-методического сопровождения духовно-просветительских программ, проектов учебно-методической литературы; – содействие проведению научных исследований, конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов по проблемам духовной культуры и образования; – создание совместных телевизионных и радиовещательных образовательных программ; – противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; – противодействие осуществляемой в образовательных учреждениях и средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Чему и как с точки зрения духовно-нравственного аспекта должно воспитывать образовательное учреждение? 9. Какой должна быть позиция воспитателя при организации работы по исправлению нравственных недостатков? 10. Какова точка зрения православной педагогической мысли на соотношение процессов воспитания и обучения? 11. Назовите известные Вам приемы умственной деятельности, необходимые для воспитания здравого ума человека. 12. Какое значение имеют гражданственность, патриотизм и культура межнациональных отношений в духовно-нравственном становлении личности? 13. В чем состоит сущность гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качеств личности? 14. Каков должен быть дух национального патриотического воспитания с точки зрения православной педагогической мысли? 15. Назовите основные истоки деформации нравственного и правового сознания. 16. Какое значение имеет воспитание дисциплины и культуры поведения в системе нравственного становления личности? Назовите средства, способствующие предупреждению правонарушений, воспитанию дисциплины и культуры поведения. 17. Какую роль играет трудовое воспитание в процессе духовно-нравственного становления личности? Раскройте основные задачи и содержание трудового воспитания школьников. 18. Охарактеризуйте педагогические условия организации трудового воспитания. 19. Какое значение имеет эстетическое воспитание в процессе духовно-нравственного становления личности? 20. Назовите основные направления работы и средства, способствующие эстетическому воспитанию. 21. Раскройте значение, цель и задачи физического воспитания с точки зрения православного педагогического мышления. 22. Какие рекомендации дает святоотеческая литература по проблемам физического и полового воспитания детей? Глава 9. Организационно-методические основы воспитания 1. Методика организации внеклассной воспитательной работы 1. 1. Свободное время в жизни ребенка. Значение педагогически правильно организованного досуга детей Досуг ребенка — это огромный пласт его жизни. Народная мудрость, например, по этому поводу говорит: " Приобретешь на досуге — пригодится в жизни " . Досуг обеспечивает дополнительное воспитание, образование и развитие ребенка. Поэтому организация досуга требует самого серьезного к себе отношения. Досуговое (свободное) время имеет несомненную педагогическую ценность, если воздействует на все стороны жизнедеятельности детей, приобщает их к богатствам духовной культуры и позволяет участвовать во многих видах практической деятельности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2258...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010