Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Аргентине проходят съемки документального фильма о Папе Римском Франциске 14.01.2014 15:13 Версия для печати Буэнос-Айрес, 14 января. В Аргентине в сотрудничестве с итальянскими кинематографистами ведутся съемки документального фильма о Папе Римском, передает «ИТАР-ТАСС» со ссылкой на местные СМИ. Картина под названием «Франциск из Буэнос-Айреса» аргентинского режиссера Мигеля Родригеса Ариаса повествует о жизни понтифика до его избрания главой Римско-католической церкви устами тех, кто его знает. Она также расскажет о первом годе его папства, о принятых им решениях и результатах этих решений. Пока создатели фильма не планируют включать в него прямые высказывания самого Хорхе Бергольо (имя папы до избрания), но собираются рассказать о его увлечении футболом и о его любимой команде «Сан-Лоренсо», ставшей чемпионом минувшего первенства страны. Кроме того, кинематографисты намерены рассказать о любви нынешнего понтифика к музыке и литературе, а также о его дружбе с известным аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом. Они не обойдут стороной и спорные моменты биографии Хорхе Бергольо, которого представители левых сил в Аргентине обвиняли в сотрудничестве с военной хунтой в годы диктатуры (1976-1983). В фильм также должно войти его увлечение в молодости идеями перонизма - одного из главных политических движений в Аргентине со второй половины XX века.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Среди многих публикаций современников о Косме Этолийском и Никодиме Святогорце следует выделить ещё две: «Краткая биография Ригаса Велестинлиса» 48 Христофора Перревоса, а также один из ключевых источников по истории греческой общественной мысли эпохи турецкого владычества – «Биографии выдающихся греков-учёных» Сафаса. Произведения этих двух авторов традиционно принято относить к источникам. Это связано как с тем, что они были современниками греческого национально-освободительного движения и непосредственно участвовали в нём, так и с тем обстоятельством, что в их произведениях отсутствует критический анализ источников. Глава «Более древние попытки улучшения положения нации» в книге «Краткая биография Ригаса Велестинлиса» Христофора Перревоса целиком посвящена деятельности Космы Этолийского . Это важный источник не только по биографии, но и по общественной деятельности проповедника, который, по мнению Переноса, сыграл ключевую роль в национальном возрождении греков. Автор рассказывает как о том как проходили проповеди святого Космы, так и о том, как молва и слава об учителе и пророке постепенно распространялась по всей Греции. В «Биографии выдающихся греков-учёных» Сафаса нас интересовали не только главы, посвящённые Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу , но и рассказ о других учёных, писателях и общественных деятелях. Этот фундаментальный труд, без сомнения, помогает вписать учение традиционных просветителей в контекст общественной мысли второй половины восемнадцатого века. О значении деятельности традиционалистов для духовного и национального возрождения Греции свидетельствуют не только письменные, но и вещественные источники. Они выделены нами в отдельную группу. Как известно, Косма Этолийский основал более двухсот школ. Многие из них сохранились вплоть до нашего времени, причём каждая имеет традицию, напрямую связанную с именем святого Космы. Существует множество свидетельств о проповедях Космы на Балканах. На пути своего следования он оставлял деревянные кресты. Николаос Мистакидис в конце восемнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским , «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини» 49 . Эти кресты часто обновлялись 50 , и многие из них сохранились до нашего времени. Там же, где по тем или иным причинам они не сохранились, установлены поклонные места, кроме того, многие горные деревни, в которых были установлены кресты, получили название Ставрос, что в переводе с новогреческого означает крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Вероятно, в это же время появились книги, повествующие о деяниях героической эпохи: о подвигах Гедеона, Деворы и других судей. Таким образом, царствование Соломона было временем расцвета литературы. Этот расцвет был ярким свидетельством новой ступени в умственной и духовной истории народа. Именно в эти годы и были впервые изложены основы веры народа Божия, его понимание человека, мира и Бога. «Кредо» Израиля восходило к Декалогу, Книге Завета и молитве, которая сложилась в первые годы оседлости. В этой молитве говорилось о том, как народ Ягве был угнетаем египтянами, и о том, как «мощною рукою» Ягве вывел его оттуда и привел в землю, «текущую молоком и медом» [ 561 ]. Характерно, что эта молитва носит исторический характер. С того времени, когда Бог открылся Израилю в событиях Исхода, странствий и завоеваний, именно события истории в первую очередь становятся свидетельством Божественного Промысла. Поэтому и символ веры Израиля получает форму исторического повествования, сначала устную, а в царствование Соломона — письменную. Неизвестно, как называлась эта первая Священная История и кто был ее боговдохновенный автор. В библейской науке его принято называть Ягвистом, так как он предпочитает употреблять имя Божие — Ягве и считает, что его знали еще до Моисея [ 562 ]. Ягвист — основатель библейской философии истории, человек, впервые обобщивший Моисееву религиозную традицию, мудрец, возвестивший своему народу Откровение Божие. В прежние времена автором первой Священной Истории считали самого Моисея. Но если в узком, прямом смысле это не так, то в плане духовном Ягвист, несомненно, связан с Моисеем и излагает учение, которое проповедовал некогда великий пророк. У разных колен священная традиция, идущая от Моисея, приобрела свой особый облик. Ягвист же сумел слить все линии традиций воедино, дав народу единый символ веры и изложение его истории [ 563 ]. Есть все основания утверждать, что писатель опирался и на устные предания домоисеева времени. Сказания о патриархах, которые сложились в годы пребывания в Египте, вошли в его книгу лишь в слегка обработанном виде. Соприкосновение праотцев Израиля с Месопотамией в XIX-XVII веках ощущается и по сей день в Библии. В истории Творения и Потопа мы не видим ни египетских, ни ханаанских влияний. Но зато явственно проступают черты вавилонских сказаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Есть и еще повод объявлять Евангелия недостоверными — это рассказы о чудесах. Но здесь мы находимся вне сферы научной критики 127 . Если историк придерживается взглядов, которые ограничивают горизонт пределами чувственного мира, то никакие сообщения о чудесных феноменах не будут им приняты. Он станет отрицать их во что бы то ни стало и объяснять по-своему. О таких людях Христос сказал: «Если и мертвый воскреснет — не поверят». Мы не будем говорить о принципиальной, философской стороне проблемы, отметим лишь, что в летописях и исторических трудах той эпохи есть немало свидетельств о необыкновенных явлениях. О них сообщают и Флавий, и Тацит, и Плутарх, но никому в голову не приходит объявлять их книги вымыслом. Примечания.   92 Свенцицкая И. Пророки, спасители, мессии, с.61. Ср. Токарев С. Религия в истории народов мира, с.479-480. 93 Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе? с.4 сл. «Человек Иисус из Назарета, — заявляет западногерманский историк Церен, — это не тот Иисус Христос, о котором рассказывается в Евангелиях» (см.: Церен Э. Лунный бог. Пер. с нем. М., 1976, с.50). Почти в таких же выражениях говорит о Христе З.Косидовский, который все же признает историческую реальность Основателя христианства (Косидовский З. Иисус Назарянин. T.I, с.277). 94 Мф 2:13 . 95 Мф 2:16 ; ср. Лк 2:22 ; Лев 12:2-8 . 96 См.: Мутье-Руссэ Э. Существовал ли Иисус Христос? Пер. с франц. М., 1929, с.32 сл.; Крывелев И. Евангельские сказания и их смысл. М., 1957. Большая часть «противоречий» взята из этой книги. 97 Ср. Ин 2:1 ; Ин 4:3 . Лука говорит о посещении Иисусом Марфы и Марии, которые жили в пригороде Иерусалима, и относит это ко времени до Страстной недели. 98 Об иудейских генеалогиях см.: Флавий И. Против Апиона, I, 7. О сродниках Иисуса по плоти см.: Евсевий. Церковная история, III, 12,20. Начиная с Юлия Африкана (II в.), раннехристианские писатели стали склоняться к мысли, что одно родословие Христа — «кровное», а другое — «юридическое», поскольку предки Иосифа следовали закону «ужничества» (т.е. брат умершего женился на его вдове и усыновлял его детей); см.: Евсевий. Указ.соч., I, 7; Августин. О согласии евангелистов, III. Некоторые полагали, что родословие Мф принадлежит Иосифу, а Лк — Деве Марии. Подробнее см.: Мень А. На пороге Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так и в данном случае: Библия – книга спасения, книга благочестия: к Богу и должно быть относимо в ней, по источнику происхождения там все то, что относится к делу спасения и благочестия. Но справедливо еще Августин оттенял, что, Дух Божий, говоривший в Писании, ничего не открывал о таких вещах, которые не нужны для спасения , что Христос хочет нас сделать христианами, а не математиками» 49 . Отсюда, как и говорили мы выше, нечего в Библии искать нам открытий и теорий по внешним, чисто светским наукам. Но сообщая, открывая людям чисто религиозные идеи и истины, Дух Божий, вопреки совершенно нехристианским взглядам крайних вербалистов о каком-то подавлении личности человека, даже о потемнении сознания его, несомненно, не отстранял и не подавлял личных свойств писателя, не стеснял его. И вот мы видим, каждый пророк или апостол говорит, или пишет своим стилем, своим языком – и на своем историческом фоне, в своей естественной перспективе почему, напр. Моисей, вместо того чтобы сказать – прошли первые сутки или, как мы говорим – день, говорит на обычном словообороте своей эпохи: «… и бысть вечер и бысть утро – день един» 50 , и т. д., или Иисус Навин, вне всяких вопросов о состоятельности воззрений типа Птоломея или Коперника, говори: «… стой солнце над Гаваоном и луна над долиною Аиалонскою 51 », когда день, как требовалось, действительно и продлился. Больше того, в ряде случаев мы в тех же евангелиях наблюдаем как бы намеренное игнорирование ходячих ожиданий о том, что Бог в Писаниях Своих, предохранит их от всяких разногласий и даже кажущихся противоречий. В самом деле: разве не мог Господь установить до степени тождественности свидетельства и передачу однородных фактов у тех же евангелистов?! А мы видим, напр., кроме уже отмеченного: передают евангелисты Матфей и Лука молитву Господню, – выражения местами расходятся 52 ; у них же в истории искушений – порядок их различный 53 ; Ев. Марк о мироносицах, бывших по воскресении у гроба и слышавших ангела, говорит: «… никому ничтоже реша, бояхубося»; по Луке – передается сущность их рассказа и действие его на учеников 54 и т. д. и т д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Вот почему этот памятник не был популярен среди отцов церкви; и вот почему он для нас – только памятник смешения разнородных религиозно–философских идей, характерных для эпохи возрастающего развала всей античной идеологии. г) Имеется весьма обстоятельное издание " Сивиллиных оракулов " (1952), на которое необходимо обратить особенное внимание. Оно осуществлено А. Курфессом и состоит из вступления, греческого текста, немецкого перевода, куда присоединены ценнейшие тексты, свидетельствующие о последующем влиянии сивиллиных оракулов в поздней античности. К тексту и переводу дается обширный комментарий с разработкой таких вопросов, как Августин и Сивилла в средние века. Наконец, книга снабжена предметным указателем и подробной библиографией. Глава II. ГЕРМЕТИЗМ §1. Общие вопросы 1. Эпоха С первых веков новой эры, если еще не раньше того, в греческой литературе стали появляться небольшие трактаты, в которых главную роль играл Гермес, то ли в виде автора этих трактатов, то есть в виде реального человека, то ли в виде источника новой мудрости и уже не человека, но бога. Этот Гермес трактовался в самом близком отношении к египетскому богу Тоту, который уже и в самом Египте считался основателем письменности, счисления и вообще наук и искусств. Интересно, что уже и Платон (Phileb. 18b, Phaedr. 274c) не только преклонялся перед египетской мудростью, но даже упоминал этого Тота. То же самое мы находим и у Цицерона (De nat. d. III 22, 56). Следовательно, уже в начале нашей эры стала вызывать большое восхищение именно интеллектуальная сторона древнегреческого Гермеса. Тут возникла весьма обширная литература " герметического " содержания, которая в современной науке так и называется – " герметический корпус " . В собственном смысле слова это – 18 небольших греческих трактатов, которые иной раз именуются как " Поймандр " , хотя в дошедших до нас рукописях это название принадлежит только первому трактату. В этом трактате сам Нус–Ум, называемый здесь Поймандром ( " Пастырем мужей " ), беседует с неким пророком, а этот пророк – с другими людьми. Под пророком комментаторы понимают Гермеса. Трактаты, входящие в этот корпус, цитируются в отдельности писателями уже первых веков н. э. Но рукописи, уже с самого начала содержащие все эти трактаты в цельном виде, относятся только к XIV веку. Большинство трактатов переведено М. Фичино и издано в 1471 году. Что же касается греческого текста, то он был впервые издан в 1554 году.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Слово «подбирает», конечно, не точное. Происходит некий промыслительный процесс, в результате которого вокруг Фонда складывается коллектив талантливых современных писателей и художников – живописцев, дизайнеров, графиков, скульпторов. Высокий уровень ответственности и мастерства – главные характеристики членов команды Елфимова. Именно эти качества в творцах признавали известные ренессансные меценаты – Медичи, Сфорца, Гонзаго, римские папы, прозревавшие великие дарования и пестовавшие таких художников, как Джотто, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Караваджо, Гвиччардини и мн. других. Есть пророки и в нашем Отечестве: у нас родоначальником меценатства считается Великий князь Иван III, пригласивший в Россию итальянских архитекторов. Своими выдающимися произведениями входят в историю отечественной культуры художники фонда «Возрождение Тобольска». Не в получении прибыли заключается деятельность Фонда, ее можно условно назвать благотворительной, по сути она – культурно-просветительская, созидательная, действительно, возрожденческая. Материально Фонду помогают его состоятельные друзья-меценаты, представители власти, понимающие, что это помощь не столько Фонду, сколько людям, для которых Фонд создает свои уникальные книги и безвозмездно распространяет по библиотекам, музеям и учебным заведениям, где современные книжные редкости становятся гордостью коллекций. Многие издания получают дополнительную классификацию по именам сотворивших их художников. В книгоиздательских проектах в высокой степени раскрылись таланты художников, участвующих в работе Фонда. Это видно, если посмотреть творческие достижения хотя бы нескольких знаменитых мастеров Фонда. Хотелось бы наградить их более возвышенными эпитетами, но определение «знаменитый», образованное от слова «знамя» в наши боевые времена вполне выражает отмеченность, выделенность, подчеркивает авангардное значение выдающихся современных деятелей искусства. В минувшие века создатели и издатели книг, изначально монахи, считали это дело священным, просветительским от слова свет. По мере изменения ценностных характеристик жизни – от богоцентричной, антропоцентричной к эгоцентричной значение книги снижалось вплоть до сугубо развлекательной ее функции. Фонд «Возрождение Тобольска» возвращает книгу, писателя и художника на уровень со-творчества с Творцом, друг с другом и с миром. Книга, даже известного писателя, русского классика, изданная Фондом, становится абсолютно новым, дорогим произведением высокого уровня искусства, раскрывающим автора в более глубоких смыслах.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/07/...

   Ко времени писателя Διδαχ, т. е. в середине II века, институт апостолов был жизненным явлением: автор не вспоминает о нем как о явлении прошедшего времени, а говорит о нем, как явлении, продолжающем свое существование, и притом как о явлении, пользовавшимся почтением в общине. Но, с другой стороны, нельзя не примечать, что институт апостолов начал уже клониться к упадку. Появились предостережения, чтобы верующие отнюдь не позволяли апостолам заживаться, именно, оставаться больше двух дней в общине; значит, были уже и такие апостолы, которые, вопреки своему назначению странствовать в качестве миссионеров, готовы были долго проживать в какой-либо общине. Далее писатель Διδαχ остерегает христиан от таких апостолов, которые, недовольствуясь порцией денной пищи, отпускаемой при уходе их, требовали еще денег; значит, появились между апостолами и сребролюбцы. Вообще из показаний Д1баот можно заключить, что институт апостолов во II веке начал уже портиться, извращаться. И очень вероятно, что он скоро и совсем прекратил свое существование. В самом деле, из эпохи III века до нас не сохранилось никаких следов существования апостолов. Можно думать, что апостолы не перешли черты, разделяющей II век от III-ro.    После изложения сведений об апостолах скажем о пророках. У апостола Павла и в Διδαχ при исчислении важнейших представителей церковного авторитета за апостолами следуют пророки. Знак, что это были очень важные лица. От пророков, при их служении церкви, требовалось бескорыстие. В Διδαχ на этот счет замечается: «Если пророк говорит: «дай мне денег или что-либо другое», не слушайте его» (XI, 12). Но из этого, однако, не следует, что аскетизм должен быть отличительной чертой пророков, как увидим ниже. Это далеко не так. От странствующих апостолов пророки отличались не только особенным духовным дарованием — «говорить в духе» (XI, 8: чего не предъявляется к апостолу), но и функциями, им принадлежащими. Пророки не как апостолы, не назначались к миссионерской деятельности, не были обязаны идти к язычникам с проповедью; они были проповедниками в существовавших уже христианских общинах, их задача заключалась в том, чтобы назидать христиан словом (XI, I).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Но первое постановление с искони и самым грубым образом нарушалось тем, что судья ссылался на таксы и на судебные пошлины. Сомнительно и значение заключений, постановляемых муфтиями; они оказывают обыкновенно большое влияние на решение кади, но так как муфти находится в одинаковом положении с кади, то очень часто практикуется подкуп. Поэтому жалобы на подкупность судей и юристов стародавние. Одно древнее предание приписывает уже самому пророку слова, что из трех кади по меньшей мере двое пойдут в преисподнюю. Один поэт эпохи халифов осмеивает это в таких словах: «Две вещи у нас в Исфагане возбуждают удивление: с одной стороны слон, а с другой кади. Ни к тому, ни к другому не имеется свободного доступа; кто хочет видеть слона, тот должен заплатить входную плату прислужнику; но где же нам искать твоего прислужника, кади?». От опытного преподавателя права рано уже требовалось, чтобы он умел давать основательные аргументы по каждому вопросу и за и против известного положения. Лэн приводит целый ряд убедительных примеров произвола и подкупности судей в Египте и безобразий, проделываемых там со свидетельскими показаниями; свой рассказ писатель этот заключает словами: «Почти невероятно, до каких неприличных размеров доводится подкуп и представление ложных свидетелей в мусульманских судебных камерах и подчиненных им трибуналах кади в Каире» 155 . При этом, разумеется, никогда не было недостатка и в правоведах, широко прославлявшихся за свою неподкупность и бескорыстие и обеспечивших себе с этой стороны благодарную память в народе; об них рассказывается немалое число анекдотов; но уже то самое уважение, какое порождают подобные примеры настоящего правосудия, составляет и доказательство того, в каком низменном положении находится законность вообще. Еще хуже, чем в судопроизводстве, с издавна шло в странах ислама дело управления и администрации. Это обусловливается произволом деспотизма и необеспеченностью государственных чиновников. Самые высокие должностные лица иногда не знают, когда власть будет взята из рук их капризом государя, интригой какого-нибудь любимца, или же тронным переворотом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не имея никаких достаточных оснований, предположение о позднейшем происхождении книги Иова оказывается тем несостоятельнее, чем вернее и яснее открываемые следы ее существования до халдейского периода. Мы хотим сказать о параллелях книги Иова с другими св. книгами. Правда, это не всегда верный и безопасный признак для определения относительной древности различных книг. Требуется большая проницательность и беспристрастие, чтобы решить, как относятся между собой сходные места в различных книгах – случайное ли это сходство, указывает ли оно на современность различных писателей, на их сродство по образу мыслей и выражения, или в одном из сходных мест повторяется другое, один писатель пользуется другим, подражает другому. Поэтому мы, не касаясь множества параллельных с книгой Иова мест в древних псалмах, пророчествах Исаии, Амоса, принимаемых за заимствование из нее, или явные на нее намеки, укажем на одно – в пророчествах Иеремии, из которого яснее видно знакомство пророка с книгой Иова и пользование ею. Это место ( Иер.20:14–18 ), где он, подобно Иову, проклинает день своего рождения. Сличая проклятия Иеремии с проклятиями Иова, непогрешительно можно сделать заключение, что первый пользуется последним, подражает ему, и, если можно так сказать, копирует его. Некоторая слабость в тоне и недостаток параллелизма, характеризующия это место у Иеремии, дают живо чувствовать позднейшую эпоху упадка, последовавшего в языке и поэзии евреев. Кроме того, позднейшие священные книги евреев по внутреннему своему характеру совершенно противоположны с книгой Иова. Книги Товия, Есфири, написанные после плена вавилонского, глубоко проникнуты духом и буквой Моисеева закона, восторженной набожностью и патриотизмом; идеи о наградах и наказаниях в будущей жизни в них более развиты. Израиль находится в разумных связях уже не с сынами востока и феманитами, но с Персией и, потом, с Грецией. Строгий иудаизм этой эпохи не благоприятствовал происхождению творения с таким свободным направлением, исполненного столь сильным благоуханием патриархальной жизни, обнаруживающего такую широту мысли. Смелые апострофы и энергические протесты Иова показались бы богохульством для современников Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010