156–225; Acta Sanct, июнь, t. III, 418–425); его избирает своим главным источником св. Димитрий Ростовский в жизнеописании Василия В., а потому он рассказывает и о тех чудесных явлениях св. Василию при составлении им литургийного чина, о которых сообщается в Сп.-Прилуцком списке Пролога и в Новг.-Соф. 1324 (л. 24), XIV в. (см. Ч.-Мин. Димитрия Р., по Киев. изд. 1714 г., стр. 329 об. и сл., – в примечании к житию Василия В., Димитрий Р. сам заявляет, что сведения о нем он почерпал «от Афилохия, епископа Иконийскаго, и от иных достоверных», – стр. 326). Из всех творений св. Василия В., известных в древне-славянских переводах наибольшей распространенностью пользовались его Постнические Слова (которые и внесены в Четьи-Минеи под 1 января) и вообще творения аскетические, конечно, между прочим и потому, что монашеские правила св. Василия были руководственными для древне-русского монашества и легли в основу внутренней жизни всех древне-русских монашеских уставов. Владимир святой, просветитель Руси верой Христовой, приняв при крещении имя Василия В., воздвиг несколько храмов, посвященных его имени (см. у еп. Димитрия, указан. Месяцеслов святых, стр. 4 и сл.), и с того времени имя св. Василия, великого пастыря и учителя церкви – одно из самых почитаемых в русском народе, почему и храмы и приделы в них, посвященные его имени, рассеяны в настоящее время по всему лицу земли русской. Указания Пролож. чтения относительно наружности св. Василия В. вошли в Иконописные Подлинники, которыми руководились наши старинные живописцы при составлении своих изображений (см. Григорьева, Рус. Иконоп. подлинник – Зап. археолог. общ. т. III). В греко-византийской иконописи он изображался седовласым, с длинной бородою и выпуклыми темными глазами; в западной живописи его изображали в епископском одеянии, с голубем на его правой руке, служившим символом св. Духа (H. Detzel, Christl. Ikonographie, 1896, Bd. II, s. 185). 3–4. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.). – В древних славянских Прологах житийное сказание о нем – дословный перевод из Минология Василия, причем имя еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Прп. Павел Фивейский. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Фото: В. Д. Сарабьянов В ранний период существования славянской письменности были переведены с греческого 2 пространных Жития П. Ф.- анонимное (BHG, N 1470; нач.: «Поведаша нам ученицы отца Антония Макарие и Плутин») и авторства блж. Иеронима (BHG, N 1466; нач.: «Во многыих многажды взискание оно»). Оба встречаются в домакариевских январских Четьих-Минеях, 1-е включено в «Соборник» прп. Нила Сорского почти без изменений ( Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 93; Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2004. Ч. 3. С. 135-146); при этом Иеронимово Житие вошло в ВМЧ под 5 янв., а анонимное - под 15 янв. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 380, 401 паг.]). В обоих Житиях одинаковый набор эпизодов, но в разной последовательности: история с мужем сестры, из-за которого П. Ф. был вынужден уйти в пустыню, жизнь святого в пещере, отправление в пустыню прп. Антония, получившего откровение о П. Ф., встреча Антония с гиппокентавром и сатиром, встреча 2 старцев, смерть П. Ф. и его погребение львами; вставлены истории о мучениях 2 молодых христиан (в анонимном Житии их упоминает П. Ф., рассказывая прп. Антонию о своей жизни). Вероятно, в первоначальный состав Четьи-Минеи за янв. входило только Житие, написанное блж. Иеронимом, т. к. оно встречается в Волоколамской Минее (РГБ. Ф. 113. 593) и в списке Егорова (РГБ. Ф. 98. 279), а последний, возможно, отражает более раннюю стадию бытования Четьих-Миней (см.: Афиногенов Д. Е. Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Freiburg, 2006. Bd. 2. S. 266); близкий к оригиналу перевод этого Жития менее понятный по сравнению с переводом анонимного. Свт. Димитрий , митр. Ростовский, пользовался при составлении Жития П. Ф. в основном анонимным Житием (из него много дословных заимствований, эпизоды даны в той же последовательности), однако он приводит ссылку и на блж. Иеронима ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 320 об.-323; Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 420). Эпизод с сатиром дан мелким шрифтом с пометой на полях о фантастичности истории.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Вся 66 стр. списана у Алмазова, стр. 283, 284, 285, 287. Примечание тоже взято из текста Алмазова на стр. 285 и 292. От себя о. Малиновский добавил лишь несколько опечаток, между прочим искажение латинских слов, особ. вм. Lucifer–Incifer. Вся 67 стр., за исключением разве маленького 3-го прим., взята из книги Алмазова, хотя не всегда дословно. См. стр. 287, 286, 287, 288, 289. Прим. 1-ое со стр. 288, при чем за свои выданы не только слова Алмазова, но и Бинтерима, тщательно отмеченные кавычками у Алмазова. Прим. 2-ое у Алмазова же со стр. 286. Как у Алмазова пропущена цитата к библейским словам о Неемане ( 4Цар. 5:14 ), так нет ее и у о. Малиновского. Кроме того, безграмотно написаны латинские глаголы immegro, submegro. Сам о. Малиновский в 1-м прим. на след. стр. пишет – виноват! – списывает: mergitamur. Почти вся 68 стр. списана с книги Алмазова; только сокращаются выдержки из свв. отцев. См. стр. 289, 290, 289, 290, 291. Цитаты в примечаниях тоже взяты. Срвн. 1-ое – стр. 281 прим. 1; 2-ое – стр. 290 прим. 1, 2, 3:3-ье – 289 прим. 4 (сделана ошибка!); 4-ое – стр. 291 прим. 1. – В конце стр. 68 зачем то к худшему меняется перевод Алмазова из Климента Александрийского : βαπτιζμενοι=будучи погружены; у Алмазова верно: будучи погружаемы. Стр. 69-ая тоже вся в точности списана с Алмазова, стр. 292, 294, 295, 294, 295, 296, вместе с цитатами в примечаниях. Срвн. 1-ое – стр. 292 прим. 4–5, стр. 293 прим. 1 и 3; 2-ое – стр. 294 прим. 1; 3-ье – стр. 294 прим. 4; 4-ое – стр. 295 прим. 1; 5-ое – стр. 295 прим. 2:6-ое – стр. 295 прим. 4 и стр. 294 прим. 3. Стр. 70 вся пересказ и отчасти выписка из Алмазова, стр. 296, 300, 302 прим. 5. 303. Списанное первое примеча- —686— ние отмечено цитатой, а цитата в прим. 3 создает видимость, что у Алмазова, взято только находящееся в тексте известие Герберштейна. Прим. 4-ое выписано из текста книги Алмазова, стр. 303–304, и находящияся у Алмазова под строкой цитаты вписаны в текст примечания. В конце неудачное сокращение Алмазова. Сказано о крещении мучеников Акиндина, Игнатия, Феодула, Филимона и стоит цитата (из Алмазова) на Четьи Минеи кн. VI, ч. II. Конечно, здесь говорится о крещении не всех перечисленных мучеников. У Алмазова еще цитаты: кн. XI л. 8 об., кн. XI л. 105 об.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. С. 673. Св. Ефрем Сирин. Творения в 8 томах. Т. 3. Поучение падшему брату. «Отчий дом», 1994. С. 51. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 3. Гл. 5. О поведении в банях. М., 1996. С. 238. «Всех стыдится мужчина, кроме своей жены; всех стыдится женщина, кроме своего мужа» (св. Иоанн Златоуст. Т. 6. Ч. 2. О творении мира. 5. М., 2005. С. 797). Св. Исаак Сирин. Сл. 89. С. 421. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 1. Посл. к Ефес. XX. С. 179. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 10. С. 191. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 10;3. С-ПБ. 1996. С. 106. Св. Игнатий Брянчанинов. Христианский пастырь и христианский художник//Богословские труды. Сборник 32. С. 279. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 15;72. С. 133. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. Посл. к Тим. VIII. С. 675. Четьи-Минеи. 25 июня. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 552. Четьи-Минеи. 29 октября. С. 598. Четьи-Минеи. 4 мая. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 181. Четьи-Минеи. 24 августа. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 417. Одеждой души является добродетель. Следовательно, нагота души состоит в отсутствии добродетелей или, что одно и тоже, в наличии порочности (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. С. 168). Четьи-Минеи. 30 октября. С. 632. К примеру, стыдливость требует не демонстрировать различные выделения человеческого тела. Предосудительным считается и то, когда стыд отлагается ради похоти (блуд, прелюбодеяние), или ради корысти (стриптиз, проституция), или ради тщеславия (участия в конкурсах красоты и т.п.). Четьи-Минеи. 7 февраля. С. 137. Четьи-Минеи. 14 мая. С. 471-472. Четьи-Минеи. 14 июня. С. 313-314. Нечто подобное совершил и св. Симеон, Христа ради юродивый, когда один вельможа, увидев, что одна блудница носила святого старца на плечах, а другая била его ремнем, соблазнился в мысли своей. Юродивый же, заметив его соблазн, побежал к нему и, открыв свою одежду, показал, не стыдясь, свою умерщвленную плоть, сказав при этом: «Думаешь, окаянный, что тут может возникнуть похотение»? (Четьи-Минеи. 21 июля. С. 490).

http://bogoslov.ru/article/547331

162 и далее), а из Барония некоторые другие подробности рассказа 277 . В Декабре: 3-го – сказание о чудесах преп. Саввы Сторожевского, «от Четии блаженного Макария митрополита Московского» (декабрь, л. 23 и далее), взяты 1,2, 3, 5, 7, 12 и 13 чудеса; 19-го – св. Григория Омиритского, ссылка та же (ВЧМ, декабрь, л. 348а, 414а), Святитель передал источник с значительными сокращениями; 23-го – св. Нифонта, еп. Констанции, града Кипра, «от Минеи Четьи митр. Макария Московского вкратце собранное» (ВЧМ, декабрь, л. 480а, 523а), где целая книга, о которой и упоминается в конце жития; Святитель выбрал из нее только некоторые рассказы. В Феврале: 4-го, житие преп. Николы игумена Студийского исповедника, «от великия Четьи-Минеи вкратце», в Прологе указаны Акты свв. (февраль, I, 538), где, по-видимому, латинский перевод той же редакции, Святителев рассказ ближе к славянскому переводу. В Марте: 5-го – св.м. Коиона Исаврийского, «от великия Минеи-Четьи собрано», здесь (6 марта, л. 48) мучение и чудотворения; 8-го – св.м. Феодорита, пресвитера Антиохийского, «от великия Минеи-Четьи и от прочих», из последних указаны Созомен (кн. 5, гл. 8) 278 и Иоанн Златоуст (слово на еллины), но главное содержание жития заимствовано из ВЧМ (март, л. 71) и по историкам лишь дополнено; 10-го – св.м. Кодрата Никомидийского, «от великия Минеи-Четьи сокращенно», в ВЧМ (март, 10-го, л. 93–98) пространное житие, Святитель его значительно сократил; 15-го – св.м. Александра, «из великия Минеи-Четьи вкратце», ВЧМ (март, 15-го, л. 379–384) 279 ; 18-го – преп. Анина монаха, ссылка та же, что и 15-го, см. ВЧМ (марта 18-го, л. 412–426) 280 , в Прологе есть ссылка на Акты (март, II, 431), но там краткое житие. В Апреле: 5-го – житие преп. Марка Афинского, «от великия Минеи-Четьи», там сказание об этом святом находится в майской книге (1-ое число, л. 75) 281 ; 13-го – св.м. Артемона, ссылка в Четиих-Минеях та же, что и 5-го числа; в Прологе: «в Четье – марта 24, л. 579»; 14-го – свв. мм. литовских Иоанна, Антония и Евстафия, «от великия Минеи-Четьи» (ВЧМ, апрель, 14 число, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

147 и далее), но относительно дня смерти св. Иоакима у Святителя есть разница с ВЧМ, здесь она относится к 24 апреля, а не к 14 января, поэтому Святитель, вероятно, пользовался и Актами свв., где (апрель, II, л. 265) есть описание страданий святых и историческое введение; 17-го – преп. Акакия Мелитанского, «от великия Минеи-Четьи вкратце», в Прологе указан и лист (311, по новому счету 162а) там похвальное слово и житие, Святитель значительно сократил последнее; – преп. Зосимы и Савватия Соловецких, ссылка в Четиих-Минеях та же, что и в предшествующем житии, в Прологе: «Четя, апрель, л. 327» (по новому счету, лл. 170–174). Святитель воспользовался не только «житием» и «словом», но и многими чудесами; 26-го – св. Стефана еп. Пермского, «из великия Минеи Четьи вкратце» (ВЧМ, апрель 26, л. 370), здесь житие, составленное Епифанием премудрым , Святитель упростил и значительно сократил его; 30-го – св. Доната еп., «от великия Минеи Четьи», ВЧМ, апрель, 30-е (л. 430), но есть дополнения и из Актов (апрель, III, 764), где собраны сведения из Миней, Созомена и Никифора Каллиста; рассказ Святителя соответствует §§ 2, 6, 3, 7 и 4 в Актах. В Мае: 3-го – свв.мм. Тимофея и Мавры, «от великой Минеи-Четьи» (ВЧМ, май, л. 165 об.), в месяцеслове: «Четей наших уставных барзо хорошо», но там очевидно была та же редакция, что и в великих Четиих-Минеях 282 ; 5-го – св. великомученицы Ирины, «от великия Минеи-Четьи вкратце» (ВЧМ, лл. 244–252); в первом месяцеслове Святитель указывает «Вечерю душевную» Симеона Полоцкого , где есть проповедь , передающая житие св. Ирины, и прибавляет: «И у нашей Четьи Печерской», но его рассказ в фактах вполне согласен с тем «мучением» святой, которое находится в ВЧМ; 6-го – св. Варвара разбойника, «из великой Минеи-Четьи», в Прологе:«не той се Варвар, который у Болландистов, но ин, Четя великая о нем л. фа» (по новому счету – л. 255, май); 14-го – св.блаж. Исидора Ростовского, «от Московской Четьи» (ВЧМ, май, л. 472 об. и далее); 23-го – преп. Евфросинии Полоцкой, «от великия Минеи Четьи вкратце» (ВЧМ, май, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Димитрия не надо забывать, что Макарьевские Минеи не всегда находились у Святителя. До 1691 года он подолгу работал без них и, может быть, в это время, не находя нужного материала в других источниках, обращался к местным рукописным сборникам. Некоторые, правда очень незначительные, данные в пользу этого можно указать и в Четиих-Минеях. Делая здесь ссылки на Минеи как источник житий, Святитель выражается неодинаково: в одних местах он определенно говорит, что взял житие «от Четьи блаж. Макария митрополита Московского», или – «от великия Минеи-Четьи», в других пишет кратко: «от Четьи», или – «от Минеи Четьи». Часть кратких ссылок относится к житиям тех святых, которые в месяцесловах имеют ссылки на рукописные Четьи. Вот эти жития: 23-го ноября – св. Григория Акрагантийского – в Четьи-Минее: «списанное Леонтием пресвитером монастыря св. Саввы, иже в Риме, и Симеоном Метафрастом тоже и Чет’я, мы же сокращенно собрахом», в месяцеслове: «Том 6, л. 562 (по Сурию, где житие С. Метафраста) и у Четей Межигорских л. 211-й»; 1-го декабря – св. Филатера милостивого – «от Минеи-Четьи», в месяцеслове: «от Четьи Межигорской»; 4-го декабря – св. великомученицы Варвары – «от Метафраста и Дамаскина и Четьи собранное», в месяцеслове: «Том VI, л. 774 и 779 (по Сурию, где два жития – Метафрастово и Петра Галезия по Дамаскину) и в libro Межигорской»; 26-го января – свв. Ксенофонта и Марии – «от Метафраста и Четьи», в месяцеслове: «non inveni, у Межигорской Четье есть и у нашей есть». Невольно является вопрос: не хотел ли Святитель краткою формулировкой ссылки в Четиих-Минеях показать, что эти жития он написал не по Макарьевским великим Четиим-Минеям, а по тем рукописным сборникам, которые отмечены в месяцеслове? Анализ житий обнаруживает факты, дающие основание для утвердительного ответа на этот вопрос. Если мы станем сравнивать написанное Святителем житие св. Григория Акрагантийского с Леонтиевым житием этого святого, находящимся в ВЧМ (ноябрь, л. 1087 об.) и с Метафрастовой переделкой его, приведенной у Сурия, то найдем небольшие, но существенные разности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аффект (от лат. affecmus - душевное волнение, страсть) - бурная кратковременная эмоция, возникающая в ответ на сильный раздражитель. Св. Филарет, митр. Московский и Коломенский. Записки на Бытие. Ч. 1. М., 1867. С. 50. Там же. С. 50. Четьи-Минеи. Декабрь. 4. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 86-87. Там же. С. 83. Четьи-Минеи. Октябрь. 2. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 44. Блаж. Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 692. Четьи-Минеи. Декабрь. 4. С. 78. Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 77. М.: Правило веры. 1993. С. 383. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 1. К Филипп. Бес. IV. § 4. М. 2004. С. 255. Св. Игнатий Брянчанинов. Христианский пастырь и христианский художник.//Богословские труды. Сборник 32. М., 1996. С. 295. Последнее важно настолько, что без него стыдливость не возникнет, ибо «ничто не делает так бесстыдным, как грех» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. М. 1994. С. 168). Именно неосознанный грех производит бесстыдство в грешниках или порочная совесть (там же. С. 168). В житии преп. Иллариона описывается случай, когда бес вошел в девицу и в такой степени распалил ее блудной похотью, что она начала бесстыдно кричать, призывая юношу по имени для удовлетворения страсти, сбрасывать с себя одежды, обнажаться, и всячески метаться, сгорая огнем любодеяния (Четьи-Минеи. Октябрь. 21. С. 477). Не этим ли объясняется ничем непреодолимое влечение некоторых к публичному эксгибиционизму? См.: св. Григорий Богослов. Т. 2. На женщин, которые любят наряды. М., 1994. С. 247. Там же. С. 248. Четьи-Минеи. Сентябрь. 24. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1991. С. 474. Четьи-Минеи. Февраль. 6. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 103. Четьи-Минеи. Январь 21. М., 1991. С. 729. Четьи-Минеи. Ноябрь. 5. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1991. С. 93. Св. Филарет, митр. Московский. Записки на Бытие. Ч. 1. С. 50. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 10. С. 238-239. Впрочем, некоторые расширяют смысл слов апостольских, говоря, что он требует накладывать печать стыдливости не только на одежду, но и на походку и всякое движение, на взор и выражение лица в целом, т.е. на все, через что она являет себя окружающим (св. Феофан Затворник. Толкования посланий ап. Павла. Пастырские послания. 1 посл. к Тимофею. М., 1995. С. 263).

http://bogoslov.ru/article/547331

2 . В житии св. евангелиста Матфея пишется следующее: «Князь, хотевший взять апостола на мучение, внезапно ослеп и искал проводника. Когда же обратился к апостолу с мольбой – простить ему грех и возвратить зрение, апостол, сотворив крестное знамение на очах князя, даровал ему прозрение» («Четьи-Минеи» 16 ноября). 3 . В жизнеописании св. апостола Филиппа пишется, что он повелел некоему христианину, по имени Иру, начертать образ креста на больных членах Аристарха. Когда Ир сделал это, то вдруг иссохшая рука Аристарха исцелилась, и око прозрело, и уши услышали, и весь сделался здоровым («Четьи-Минеи» 14 ноября). 4 . В житии св. Дионисия Ареопагита пишется: «Когда св. апостол Павел выходил из Афин, известный всем афинянам слепец от рождения просил апостола даровать ему прозрение. Апостол, сотворив крестное знамение на очах его, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, помазавший брением очи слепорожденному и даровавший ему прозрение, да просветит и тебя силой Своей». Слепорожденный прозрел» («Четьи-Минеи» 3 октября). 5 . Св. первомученица Фекла, оградив крестом приготовленный для ее сожжения костер, взошла, стала на верху его – и огонь не прикоснулся к ней («Четьи-Минеи» 24 сентября). Так же точно и св. мученица Василиса Никомидийская, сотворив на себе знамение креста, взошла в разжженную печь, долго стояла в пылающем огне – и осталась без вреда («Четьи-Минеи» 3 сентября). 6 . Св. мученики персидские князья Авдон и Сеннис, будучи отданы в Риме по приказанию Декия на съедение зверям, ограждая себя крестным знамением, остались неприкосновенными от зверей («Четьи-Минеи» 30 июля). 7 . Св. мученики – Зинон, Александр, Феодор и др., мучимые от Фортунатиана близ идольского храма, когда сотворили Христово крестное знамение на челах своих и дунули против капища, – все идолы его с великим громом упали и рассыпались в прах («Четьи-Минеи» 10 апреля). 8 . Св. великомученик Прокопий самих ангелов, явившихся ему в темнице, заставил перекреститься и тогда только уверился, что они ангелы («Четьи-Минеи» 8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

636 об.), источник изложен свободно и сокращенно; 24-го – преп. Симеона столпника, иже на дивной горе, ссылка та же, что и ранее, и источником были ВЧМ, май, л. 647 и далее, но текст исправлен по Актам свв. (май, V, 307). В Июне: 2-го – св.м. Иоанна Сочавского, «от великой Минеи Четьи и от Пролога. Списанное Григорием монахом, игуменом обители Пантократовы, иже бе пресвитер церкве Молдовлахийския», во втором месяцеслове: «в Прологу л. 2, в Чете л. 41» (по новому счету – лл. 31–34), рассказ Святителя во всем согласен с житием в ВЧМ; 9-го – св. преп. Кирилла Белоезерского, «от великия Минеи Четьи сокращенно и от Пролога», в самом житии Святитель говорит: «Жития и чудес Преподобного обретается история пространно написанная в обители его и в великой Минеи-Четьи блаженного Макария митрополита, яже есть в соборной богородичной на Москве церкве», в ВЧМ, июнь, л. 127–156, обширное житие. Святитель передал его свободно и сокращенно; 12-го – преп. Петра Афонского, «от великия Минеи Четии» (ВЧМ, июнь, л. 177–186), Святитель передал только первую половину жития, до чудес (л. 183 об. а). В Июле: 1-го – житие свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, «от великия Минеи-Четьи», источник (ВЧМ, июль, л. 5 об. б) передан несколько сокращенно; 3-го – св.м. Иакинфа, «от великия Минеи-Четьи, она же указана и во втором месяцеслове (см. июль, лл. 24–26); 5-го – преп. Афанасия Афонского , «от великия Минеи Четьи сокращение», в первом месяцеслове: «у Межигоре великое его житие на целую книгу», во втором: «в Прологу 4 листа, в Чете 27 листов», кроме того в самом житии Святитель говорит: «Пишется пространно в особой книге жития его»; повествование Святителя вполне согласно с житием, которое в ВЧМ (июль, л. 35а-61 об.), но переданы только наиболее важные, «изряднейшие деяния» 283 ; 9-го – преп. Патермуфия и Коприя, «от великия Минеи Четьи сокращенно», та же Четья-Минея указана и во втором месяцеслове; Святитель, выпустив некоторые отделы (см. лл. 85 об. –86 об. и 87а), остальное передает почти буквально по источнику; в примечании к житию, из тех же ВЧМ, Святитель помещает вопросы Коприя, опустив лишь один – о 72-м псалме; 10-го – свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010