LXX и славян. вместо «Савею» имеют " Соину» или «Сиину» – Συηνην, Σουην. Несомненно только одно, что как под Савеей масорет. текста, так и под «Соиной» – LXX следует разуметь часть Ефиопии. Но так как Библия знает две Ефиопии – одну на Аравийском полуострове ( Быт.2:11 ; Быт.25:18 ; Чис.12:1 ), другую – в верхнем Египте ( Пс.67:32 ; Ис.20:4 ; Иер.46 и др.), то трудно определенно указать, что же именно здесь разумеется? Еврейский текст, по-видимому, говорит об Аравийской провинции, расположенной по берегу Красного моря и названной так по имени одного приморского города, о котором говорит и Страбон (Geogr. Lib. XVI, 14), и впоследствии Камбизом переименованной в честь своей сестры – «Мерох». LXX имеют в виду Египетскую провинцию, получившую свое имя от города Сиона, лежавшего на южной границе верхнего Египта и известного в иероглифических надписях под названием Сиены, или Асуана, близ которого находились знаменитые каменоломни древних фараонов. Ис.43:4 . Так как ты дорог в очах Мо­их, многоценен, и Я воз­любил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. «Отдам других людей за тебя». По словам блаженного Феодорита , под «другими людьми» разумеются ближайшие враги иудеев – вавилоняне, которых Господь отдал в руки Кира – освободителя евреев. Но в общем этот стих – обычный плеоназм и параллелизм мыслей (3 ст.), так свойственный библейской, пророческо-поэтической речи. 52 Ис.43:5 . Не бойся, ибо Я с тобою; от востока при­веду племя твое и от запада соберу тебя. Ис.43:6 . Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Мо­их издалека и дочерей Мо­их от концов земли, Выдвигается новый мотив утешения и ободрения в указании на то, что Израилю предстоит не сокращение и не умаление, а наоборот – увеличение и всемирное распространение. «Не бойся». Вот лейтмотив всей этой речи (ср. 1 ст.). «От Востока приведу... от Запада соберу... Северу скажу... и Югу». Уже одно это соединение всех стран света ясно показывает, что здесь мы имеем дело не с какими-либо частными и точными географическими терминами, а с самым общим, универсальным показанием. Любопытно отметить, что он почти дословно встречается еще у Псалмопевца, который относительно избавленных Богом из рук их врагов говорит, что Господь «собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря». ( Пс.106:3 ) В некотором, очень условном смысле, это может быть приложено и к возвращенным из плена иудейским переселенцам, снова собранным в Иерусалим. Но в более правильном и полном смысле данное пророчество должно быть отнесено к духовному Израилю, или членам новозаветной церкви. Здесь лучшей параллелью к нему являются следующие слова Самого Господа: «говорю же вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства низвержены будут во тьму кромешную» ( Мф.8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Suk. 52а, мидраш на Пс.2:9 , рассматривает 2:7). Поэтому с мнением ученого согласиться нельзя. 6) «Сын Божий» как Мессия Ожидание Мессии как Сына Божия, происходящего из семени Давида и наследующего вечное царство, было в определенной степени распространено среди палестинских иудеев в последнем веке перед Рождеством Христовым. Поэтому вполне обоснованным может считаться отождествление Личности, названной «Сыном Божиим» в одноименной кумранской рукописи 4Q246, с ожидавшимся Мессией. В пользу этого говорит ряд параллелей с книгой Исаии. Царство Сына Божия «будет вечное Царство » ( ), а «Его правление будет вечным правлением » ( ), что у Исаии описано в словах «умножению владычества Его и мира нет предела», и, более явно и сходно по букве – в наименовании Мессии «Отцом вечности» ( ). Мудрое правление Мессии отражено у Исаии 9:6 в Его наименовании «Советник» (), а в рукописи «Сын Божий» – через пророческое возвещение того, что «Он бу[дет суди]ть землю в праведности». Наступление мира в мессианские времена , которое в рассматриваемом стихе Исаии выражено через имя Мессии «Князь мира» () в кумранской рукописи описано фразой «каждый пребудет в мире (), меч перестанет на земле». Наконец, в свете новозаветных писаний отождествление Личности Сына Божия из свитка 4Q246 представляется еще более очевидным. В евангелии от Луки приведены слова благовестия архангела Гавриила Пресвятой Богородице о рождении Ею Мессии-Христа от Духа Святаго: 30 «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:30–33 ). В словах благовестия содержится несколько фраз, почти дословно совпадающих (с учетом перевода) с описаниями Мессии из рукописи «Сын Божий»: i 7 «... Он станет великим на земле . ... ii 1 ... Он будет называться Сыном Божиим; они будут называть Его Сыном Всевышнего ii 5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

VII. Тайные странствия души Жаль всё-таки, что спиритизм ныне вышел из моды: было бы любопытно вызвать с помощью блюдечка дух Лейбница и спросить его, как высказанное им в письме к Ньютону убеждение, будто Бог, сотворив мир, больше не вмешивался в его жизнь, совместить с Библией, которую он читал не только по-немецки (в переводе Лютера), но с его знанием языков, вероятно, и в подлиннике. Да, в Книге Бытия есть такой текст: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих» ( Быт. 2:2 ). Но ровно через две страницы, рассказав об ослушании Адама, та же книга повествует: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт. 3:23 ). Разве это не вмешательство в земные дела? А Всемирный потоп? А смешение языков? А сожжение серным огнём Содома и Гоморры? А десять египетских казней? А манна небесная? Будучи протестантом, Лейбниц не был обязан дословно верить Ветхому Завету, но от веры в Евангелие Лютер его не освобождал, а в Евангелии свидетели поведали нам о вочеловечении Бога, изменившем весь ход мировой истории. Лейбниц не мог этого не знать, тем не менее упорно настаивал на том, что, создав мир и человека, Творец предоставил их самим себе. Почему же? Конечно, потому, что вместе со всеми протестантами он хотел, чтобы так было, и выдавал желаемое за действительное. А суть желаемого была очень проста: не хотим иметь над собой Бога, хотим сами быть как боги. В дальнейшем мы подробно проанализируем, к чему привела именно эта вспышка антропоцентризма, а сейчас заметим только, что она была до банальности неоригинальной: обозревая историю человечества, можно сбиться со счёта, пытаясь установить, сколько в ней было таких вспышек. А о самой первой мы узнаём из Библии: змей сказал нашим прародителям «будете, как боги» ( Быт. 3:5 ), и они тут же соблазнились этим обещанием. Потом такому же искушению поддавались и вавилонские столпостроители, и жители Содома и Гоморры, и многие другие гордецы. Такая регулярность заявок человека на то, чтобы занять место в центре бытия, вытеснив оттуда Бога, наводит на предположение, что это как-то связано с самой нашей природой. Такое предположение справедливо.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

…„уголовная и судно-гражданская власть не должна принадлежать церкви — „церковь есть царство не от мира сего“…— Почти дословный пересказ статьи Горчакова: „Церковь — царство не от мира сего: уголовная и судно-гражданская власть не должна ей принадлежать и несовместима с природою ее, и как божественного установления, и как союза людей, соединенных для религиозных целей“ (Сборник государственных знаний. Т. 2. С. 237). 74 В святом Евангелии слова „не от мира сего“ не в том смысле употреблены. — Имеются в виду слова Христа, сказанные Пилату: „Царство мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда“ (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 36). 75 Церковь же есть воистину царство — на что имеем обетование… — Ср. например: „…Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…“ (Книга пророка Даниила, гл. 2, ст. 44). 76 Когда же римское языческое государство — языческимпо-прежнему…— Христианство сделалось государственной религией Римской империи в начале IV b. В 325 г. императором Константином I был созван первый (Никейский) вселенский собор, состоявший из представителей церковной иерархии. На соборе был выработан Символ веры — свод догматов христианской религии — и оформлен союз церкви с государственной, светской властью: император был признан главой церкви, представителем Христа на земле. В черновиках к „Братьям Карамазовым“ Достоевский записывает: „Государственное и языческое это всё равно“ (XV, 208). 77 Но в Риме, как в государстве, слишком много осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и основы государства. — Противоречие между „целями“ и „основами“ церкви и государства здесь рассматривается как продолжение борьбы между христианством и язычеством. Такое представление, которое разделял и Достоевский-публицист, восходит к славянофильским концепциям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

    “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Матф.7:12). “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Матф.22:37-40).    Тот факт, что сходная мысль из 12-го стиха приписывалась Будде, Конфуцию, а также языческим философам Аристотелю, Сенеке, Филону, говорит о том, что чувство братского сострадания и любви к ближнему глубоко присуще человеческой природе и изначально вписано Богом в сердца людей. Мысль о законе воздаяния Божьего, согласно которому следует милосердно и доброжелательно относиться к окружающим людям, для того чтобы получить такое же отношение к себе, высказывалась языческими мудрецами и иными религиями потому, что люди всегда анализировали жизнь в поисках её закономерностей, и убеждались в существовании закона воздаяния Божьего за свои поступки.    Однако в высказываниях Иисуса Христа закон воздаяния, в отличие от буддизма и других восточных религий, лишен эгоцентрического начала, согласно которому добро другим людям нужно делать не из эгоистических побуждений. Иисус Христос провозгласил бескорыстное деланье добра, возведя доброделание на более высокую морально-нравственную ступень тем, что лишил деланье добра корыстной эгоцентрической основы. Таким образом, ещё задолго до прихода Иисуса Христа, люди уже осознавали необходимость добротворения ближнему, и путем наблюдений вывели из всей жизненной практики наличие закона воздаяния Божьего. Иисус Христос внес новый смысл в этот закон, впервые в мире сказав о том, что добродетель должна быть бескорыстна, и что человек, безвозмездно творящий добро, получает большее благоволение от Бога.    Споры вокруг 12-го стиха велись не только по поводу его смыслового толкования, по поводу того, нова эта мысль или нет, но и по поводу точности перевода с греческого. А неточность перевода также подвергалась критике. Дословный перевод с греческого 12-го стиха звучит так: “Итак все сколько пожелаете чтобы делали (а не поступали) вам люди, так и вы делайте им, ибо таков закон и пророки”. Из дословного перевода яснее проступает та мысль, согласно которой человек выступает активным первоначалом того, как бы он хотел, чтобы с ним поступали люди. То есть, сначала сам человек должен совершить добрые дела, а затем уже в ответ на это люди будут делать ему свои добрые действия. Причем в дословном переводе ясно говорится о том, что количество добра, которое человек сможет получить от людей, прямо пропорционально его собственному добру, предварительно сделанному самим человеком в адрес этих людей. Об этом ясно сказано в таких словах. “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31). “И какою мерою мерите, такой и вам будут мерить” (Матф.7:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вот и будем помнить, возлюбленные, сегодняшний евангельский урок! Евангелие учит нас любить даже врагов наших, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас. Это и есть то, что должно быть в душе и жизни всякого настоящего христианина. Если мы говорим, что мы не можем любить врагов наших, значит, плохие мы христиане... Нужно молиться нам Самому Господу, чтобы Он эту любовь христианскую укрепил в нас. Сейчас она, действительно, выдыхается и исчезает. Вместо нее много всякой лжи, всякой злобы, всякой грязи в жизни, а христианская любовь как бы исчезает и улетучивается. Но помните, что Господь сказал раз и навсегда: «По тому узнают люди, что вы Мои ученики (т.е. христиане), если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А если любви не будет, то мы плохие христиане... И вот, запомнивший все это должен, как и каждый из нас, постоянно молиться Господу Богу, чтобы Господь научил нас как должно исполнять заповеди христианской любви, чтобы любить ближних своих и врагов своих, чтобы все у нас было с любовью, как говорит апостол Павел, ибо только тогда мы, действительно, сможем называться настоящими христианами. Аминь. Предсказания о последних временах    В сегодняшнем Евангелии, которое читалось за Божественной литургией, мы слышали, как Спасителю был задан вопрос: «Господи, неужели мало спасающихся?» Очевидно, этот вопрос задал тот, кто слышал ученье Спасителя и кому понятна стала та высота и та строгость, которой отличается ученье Господа Спасителя и ученье Евангелия. Он и спрашивает: «неужели мало спасающихся?» (Лк. 13:23). Ибо понимал вопрошавший, что не так-то много людей, которые могли бы под эту мерку подойти, которые могли бы, действительно, оказаться исполнителями этого учения, которое ведет ко спасению. И мы слышали ответ Спасителя. Как будто не отвечая ему дословно прямо, Господь говорит: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо говорю вам, многие потом поищут войти, и не возмогут» (Лк. 12:24). Следственно, прямой и несомненный вывод отсюда, что христианство есть подвиг, ибо подвизаться — значит быть подвижником. И если в жизни человека, который себя считает православным, какого-то подвига нет совсем, вообще никакого, то он в опасности не наследовать спасения, не наследовать жизнь вечную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вспомни историю созидания первого храма Истинному Богу — как потрудился Соломон над стенами его, над убранством его, над внешним благолепием! И вот — только что прочитали мы, как не помогло ему это благоукрашение избежать уклонения на путь греха, да еще и в такие годы, когда зрелость духа человеческого должна, по всем законам нашей природы, приносить благословенные плоды... А вспомни 17-й год? Вспомни, как те, кого уверенно почитали за «народ-богоносец», с не меньшей уверенностью разрушали церкви, выгоняли из монастырей монахов, расстреливали своих пастырей! И только ли по бесовскому наущению происходило сие? А не от того ли, что народ по-своему объяснил многие церковные нестроения, подобные тем, что в средневековой Германии привели к возникновению реформации, — ведь «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мк.4:22; Лк.8:17)? и, по русской привычке, взял в руки не философию, а дубину?..    «Что бы кто ни делал втайне, доброе или злое, — всё обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти». Что же говорить нам о делах твоих, душа моя, которые ты всуе прячешь от посторонних глаз?    Не потому ли, душа, Христос дважды говорит Свое научение, жалея тебя: ведь с одного раза ты могла бы не понять, и Он, мудрый Педагог, неустанно привлекает твое рассеянное внимание к возвышенному образу горящей свечи, сиянием которой озаряется не только она сама, но и все, кто видит ее. И ты всякий день видишь ее в церкви, берешь в руки, зажигаешь, потому что святые отцы научили тебя, что свеча есть образ пламенной молитвы к Создателю. Ты вглядываешься в ее пламя — но горит ли оно в тебе самой? светит ли лучик его, исходящий из тебя, тем, кто обстоит тебя вокруг?     «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет», — повторяет Господь народу (и тебе, тебе, душа моя глухая!) почти дословно поучение Свое после того, как изгнал беса немого. — «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк.11:33—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   О, что будет тогда! Как вы возрадуетесь и как от радости будет биться ваше сердце, когда вы почувствуете, как изглаживаются из вашего сердца и оставляют вас ваши старые страсти и привычки. Прекратится прежняя брань, которая ввергала вас в отчаяние и скорбь, и на месте прежних страстей прорастут добрые навыки и влечение к Богу. Там, где раньше вас мучила страсть неразумного гнева на постороннюю критику и даже в некотором смысле ненависть и отвращение, странным образом начинает кипеть любовь и благожелательность, без усилий и труда будет совершается молитва за тех, кто доставлял нам скорби.    Но что это перед тем чувством божественного родства, о котором человек извещается таинственным образом? Человек чувствует в это время во всей глубине и полноте Христа как своего Отца. Это неописуемо никакими человеческими словами. Только глубокое ощущение, которое невозможно изучить или проверить, обитает во внутреннем бытии человека и преисполняет его блаженством. Одновременно он скорбит о своей нищете, подобной праху земному, и плачет о неописуемом милосердии и любви Бога к Своему творению, считая самого себя недостойным жить и быть причастным божественным дарованиям и беспредельному божественному покровительству.    Я желал бы сказать еще о многом из того, посредством чего всеблагость Божия щедро разливается и распространяется в творении, но я чувствую свое убожество и предательское состояние своей ленивой жизни и поэтому я молчу, чтобы оставаться презренным, поскольку я этого достоин.    Сравнение подвижнической жизни с соревнованиями древнегреческих атлетов принадлежит апостолу Павлу. Само слово ристалище (σταδιον — отсюда совр. стадион), которое обозначало площадку для спортивных состязаний в беге на один стадий (184, 97 м), Апостол относит прежде всего к поприщу подвижнической жизни во Христе: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники» (дословно — соревнующиеся) «воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:24—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

   Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5).    Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) (Мф. 5:3) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14, 15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мф. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса его» (Ин. 10:3). Взор христианина направлен к небу: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).    Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира», т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего», — говорит Спаситель (Ин. 15:19, 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20, 21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях    Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

 «огонь низводит с неба на землю» – с целью убедить людей, что его миссия от Бога. В этом лжепророк подражает великим Божиим пророкам. Например, огонь с неба низводил пророк Илия – на жертвенник и на пятидесяток Ахава. Когда-то фарисеи и саддукеи просили Христа показать им знамение с неба, но Господь не дал им этого знамения. Антихрист же с помощью лжепророка даст его: для обольщения людей.  «обольщает» – то есть вводит в заблуждение, обманывает. Царство антихриста, как и вообще вся деятельность диавола, отца лжи, будет построено на лжи. Недавняя наша история дает нам примеры построенных на чудовищной лжи и фальсификации государств: коммунистических и фашистских. «чтобы они сделали образ зверя» – дословно «икону». Греческое слово εικν имеет следующие значения: икона, образ, изображение, подобие, статуя, а также: мысленный образ, представление о ком-либо. 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Слова эти загадочны. Кажется, можно понимать их в том смысле, что с помощью некоторых технологий удастся создать всеобщий религиозный культ зверя и окажется возможным контролировать отношение каждого человека к этому культу. Представим себе, например, что удастся осуществить соединение компьютера с мозгом человека. Для этого достаточно видеосигнал, который обычно подается на монитор, подключить к зрительному нерву или к отвечающей за зрение области мозга. 122 122 Предположительно подобные технологии уже существуют. В массмедиа была информация о том, как ослепшей женщине удалось подключить видеокамеру к мозгу, в результате чего зрение было частично восстановлено.  В этом случае человек будет видеть все то, что мы обычно видим на мониторе, и сможет пользоваться всем, чем мы обычно пользуемся при работе с компьютером. При этом совершенно необязательно подключать и носить с собой мощный компьютер: достаточно подключить просто миниатюрный передатчик сигнала, вероятно, вживленный в тело человека, который, подобно мобильным телефонам, через радиосигнал 123   или какой-то другой вид связи будет подключен к мощному стационарному компьютеру и глобальной сети. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010