Последние слова земной жизни Иисуса Каждый из Евангелистов дает свою версию. Марк: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15:34 ); Матфей: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ( Мф. 27:50 ). Лука: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ( Лк. 23:46 ). Иоанн: Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин. 19:30 ). Мы не знаем, какие слова были сказаны Иисусом последними. Может быть, это и не принципиально, но все же – как хотелось бы знать, о чем Иисус думал в последние минуты Своей жизни… Наиболее достоверной кажется версия Марка. Что можно сказать в защиту этой версии? Марк привел фразу на смеси древнееврейского и арамейского языков, то есть, передал дословно то, что сказал Иисус, и потом дал перевод. Далее: это страшные слова, которые говорят о богооставленности Иисуса, и вряд ли эти слова можно было просто так придумать, они не были для этого удобны . Кроме того, создается впечатление, что версии других Евангелистов о последних словах очень богословски мотивированы, так что если и пытаться увидеть некоторую «искусственность», то скорее, не у Марка, а у них. Если это так, и слова Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15:34 ) – на самом деле последние слова Иисуса, то что они значат? Действительно, эти слова полны отчаяния; в них Христос словно сокрушается, что Бог, Который был с Ним всю жизнь, в эти страшные минуты покинул Его. В западной, преимущественно протестантской богословской литературе считается, что эти слова являют нам истинное переживание Иисуса: Он испытал крайнюю степень отчаяния, потому что Бог Отец сокрыл Свой Лик. Мог ли Иисус (Богочеловек!) пережить реальную богооставленность, то есть, мог ли перестать чувствовать связь с Отцом? Святоотеческое богословие очень осторожно подходит к этому вопросу. Отцы опасались исказить православное учение о единении во Иисусе Христе двух природ: Божественной и человеческой.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня несколько вопросов. Вы сказали, имя Господне переводится во множественном числе, и в связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Вот книга Судей: что в переводе означает Элохим? И об Адонаи вы сказали. Когда человек создается на земле, возникает вопрос, действительно ли Бог создавал человека, или может быть, архангелы были причастны к этому? - Книга судей по-еврейски называется шутин. Элохим- это действительно слово во множественном числе, но это я не говорил в этой части передачи. Я об этом говорил на библейском лектории. А оно означает некое единство во множестве. Потому что где встречается это имя во множественном числе, то глагол, сказуемое- в единственном числе. Если дословно там перевести: это сотворил это бара в единственном числе и Элохим во множественном. То есть единство во множестве. А единство во множестве в христианском понимании это триединый Господь. Я же не говорю, что у нас три Бога. Мы говорим, что у нас один Бог. Но когда мы говорим о едином Боге, мы говорим: един в трех лицах. Если говорить по поводу Адонаи, это имя означает «господствующий». А если говорить о сотворении человека, о сотворении мира- при сотворении мира мы видим всю святую троицу. Во-первых, когда читаем первый стих: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Вот здесь мы видим и Отца, и Сына, и Святого Духа. Словом «Бог» обозначается Отец. Потому что когда говорят о трех- говорится о единой божественной сущности. Конечно, эта сущность и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в истолкованиях этого текста отцы говорят о Боге, под Богом понимают Бога Отца. А дух божий, который носился над водой- это Дух Святой. А вот то, что Бог творил мир словом, и сказал Бог: да будет свет. А что такое слово в христианском понимании? Это Логос. Это второе лицо Святой Троицы, то есть Сын божий. Таким образом, получается, что Бог Отец творит мир Своим Словом, то есть Своим Сыном, а Дух Святой парит над водами. И мы видим участие трех лиц Святой Троицы. И само слово «Элохим» во множественном числе с глаголом «вара»- сотворил в единственном числе, указывает на единство во множестве.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

 От начала Евангелие Христово есть Евангелие Святой Троицы и о Святой Троице. Человек становится христианином, если принимает это Евангелие, и остается христианином, если живет по нему и оно пребывает в нем. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет только Святая Троица. Она одна дарует человеку силы жить по-евангельски. И что есть жизнь христианина? Постоянное личное единение (дословно – “причастие”) его с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И это достигается с помощью Божественных таинств и святых добродетелей. “Вотроичение”, “троицетворение” – это бесконечная борьба христианина. И эта борьба является успешной, когда итог ее – достижение главной цели человеческого существования, вечной жизни.   2:25. Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни. И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный . (Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.)   2:26-27 . Сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем . (Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.)  Человек, который живет в истине, удостаивается дарования защититься и сохраниться от всех искушений, какие выступают против него. Истина сама по себе защищает человека, который, живя в ней, превращает ее в свою природу.  Истина сохраняет и всегда будет сохранять человека от всякой лжи и неправды.  Истинно слово Истины: И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8:32) от всякого греха, от всякого зла, от всякого дьявола.  Если только истина вселится в нас, она нас наставит посредством святых добродетелей и будет пребывать в нас с помощью святых добродетелей и Божественных таинств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

А в-четвертых, ты представляешь Его законодательствующим против Самого Себя. Как и каким образом? Он Сам сказал: От Моего возьмет, а не “от Меня возьмет” — а ты настаиваешь, что Он учил тому, что именно, как тебе кажется, обозначает выражение “от Меня”. Так что то, что Он сказал, ты упраздняешь, а то, чего не говорил, отстаиваешь как сказанное. Ибо ты вопиешь, что Он постановлял для учеников смысл того речения, которого не говорил, и через него учил тому, о чем вовсе неизвестно, что это произносили Его непорочные уста. Ведь воипостасная Премудрость Божия тайноводствует, что Дух исходит от Отца, — а ты, как будто прилагая всяческие старания, чтобы уличить Его в разногласии с Самим Собой, кричишь, будто Он заново учит, что Дух исходит от Него, и отступает от прежнего богословия и через это второе делает первое недействительным, не сохраняя силы и за самим последующим. Ибо если богословие в благодати однажды благодатью же опровергается, уверенность не находит себе места для пребывания. 24. Но пора услышать с самого начала и сказанные Господом речения, и смысл, предназначение которого истолковывают слова — ибо бесстыдство нечестия разоблачается ими не хуже, но и гораздо лучше. Ибо сказав: Иду к Пославшему Меня (Ин 16:5; ср. 14:28), Он дальше добавляет дословно вот что: Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам (Ин 16:6–7). И немного спустя: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:12–15). Разве эти священные и боговещанные речения не позволяют ясно понять таинство благочестия? Не объявляют причину, по которой Он счел нужным это сказать? Не сохраняют в неприкосновенности изначальное тайноводство, не посрамляют всякую клевету, не отсекают повод любого нечестия? Ведь так как Он знал, что ученики впадут в печаль, потому что Он, присутствуя, предсказал им телесную разлуку, и видя, что они из-за Его слов, что Он идет к Отцу, пришли в помысел уныния, Он ободряет их и утешает с истиной, сначала научая их, что для них лучше, если Он пойдет.

http://pravmir.ru/slovo-o-taynovodstve-s...

А ведь еще недавно и наших, русских детей водили под каменными болванами, под этими каменными идолами, заставляли класть к их подножиям цветы, надевать на свою шею красные ошейнички, выполнять некие ритуалы… И вот, верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними – соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану. И тут же нашлись предатели, поспешившие донести об этом царю. «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:19–20 ). Этой огненной печью, по древнему преданию, отраженному в церковных текстах, являлась некая пещера, которая составляла часть дворца. В нее бросали всевозможные горючие материалы, благодаря чему там пылало жаркое пламя. Как мы увидим далее, туда лили нефть, кидали хворост – все подряд. Но смотрите, какая перемена происходит в Навуходоносоре! С одной стороны, он возвышает Седраха, Мисаха и Авденаго, а с другой – требует, чтобы они выполняли его условия. И если они этих условий не выполнят, он готов тут же осудить их на смерть. Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живем в демократическое, либеральное время. Говорят, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам говорят о том, что мы должны забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии. Но что это за слово такое? Оно родственно с греческим словом «демос», то есть «народ». Но в каких случаях употребляется слово «демос», с какой окраской? В одном из греческих сводов Библии мы встречаем его три раза. В первый раз – когда толпа язычников задумала построить Вавилонскую башню – башню до небес, там встречается слово «демос» в смысле «народ». Второй раз, – когда толпа развратников окружила дом праведного Лота в Содоме и требовала выдать святых ангелов Божиих на растление: она, эта толпа, названа «демос». И в третий раз – в Новом Завете, в Евангелии – слово «демос» употребляется также по отношению к толпе обезумевших иудеев, которые кричали: «Распни, распни Его!» Толпа, чернь – вот подлинный смысл, внутреннее содержание этого слова. Церковнославянский язык – это калька, это почти точная копия языка греческого. И, как в славянском языке слово «чернь» – производное от черный (я не хочу называть дальше), точно так же и в греческом «демос» – производное от «демон», то есть «дьявол». Если буквально, дословно перевести, что же означает слово «демократия», то получится: «власть толпы, движимой дьяволом».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А вы знаете, если дословно перевести с иврита слова: «и вот, Рахиль… идет с овцами» ( Быт. 29:6 ), как получится? «И вот овца идет с овцами». Дело в том, что имя «Рахиль», переводится как «овца». «Рахиль переводится как Божия овца, и весьма справедливо, что к ней прилагают образ Церкви из язычников. Ибо она есть овца Христова, которая ранее была смешана с прежними стадами и загнана во дворы Спасителя… И божественные ученики пасли Церковь Христову, то есть разумеемых под ней словесных овец; они стали ее рачителями и невестоводителями, представляя ее (то есть Церковь -Невесту, – О. С.) Богу чистой девой, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святой и непорочной» 327 . « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите » ( Быт. 29:7 ). Очень непонятные слова: «не время собирать скот; напойте овец» ( Быт. 29:7 )! Любая шероховатость в тексте, есть намек (ремез) на аллегорическое истолкование. Скот – это язычники. То есть он как бы себе говорит: не время еще обращать вот этих, из Харрана! Надо со своими овцами разобраться! Овец поить! Данный смысл (сод), перекликается с известными словами Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). То есть, иными словами, он как бы говорит: придет время, и других, овец «не сего двора, и тех» ( Ин. 10:16 ) напоим словом Господним, и скот, и диких зверей… А смысл этих слов перекликается с призывом Христа-Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). И все обратятся в веру Святого Евангелия! Но сейчас – не время! Сейчас время другое совсем! Вот почему, казалось бы, такое противоречивое тут присутствует в его рассуждениях: «не время… напойте» ( Быт. 29:7 ). « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего » ( Быт. 29:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду» Эта часть Нагорной проповеди основана на противопоставлениях ветхозаветной и новозаветной морали. Прием противопоставления Иисус Христос использует не для того, чтобы отменить ветхозаветный Закон Божий, но для того, чтобы его пояснить и дополнить новыми понятиями, и рассказать, как правильно его следует соблюдать. Обращаясь к слушателям, Иисус Христос чаще всего говорит: «Вы слышали, что сказано древним» Затем Спаситель рассказывает о древнем законе, а потом произносит слова «а Я говорю вам» и провозглашает Свои истины, которые не отменяют, а дополняют древний закон. Продолжая изложение Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Матф.5:21–22 ). Как нужно понимать эти слова? Истины, которые провозглашал Иисус Христос, были те же о которых говорили патриархи и пророки еврейского народа. Эти истины были даны Богом Моисею в десяти заповедях на горе Синай. Так шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исход 20,13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, тоже подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит суду. Иисус Христос сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех , Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек подлежит суду также, как и за убийство. Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась Богом еврейскому народу. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем ... но люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А другие святые Отцы будут настаивать на том, что вся система взаимоотношений Иосифа с братьями – это система взаимоотношений Иисуса Христа с еврейским народом. Ведь он пойдет к своим – свои не примут, за сребреники продадут! А чем все кончится? Он скажет: «Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет!» ( Быт.45:4 ). И он их простит! Но об этом – далее. « Братья его досадовали на него, а отец его заметил 9 это слово. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем » ( Быт.37:11–12 ). Надо сказать, что Сихем – это очень дурное место! В Сихеме была изнасилована Дина, дочка Иакова, об этом говорится в Пятикнижие ранее. В Сихеме разделился дом царя Давида. Когда Рехавам в Сихеме объявил себя царем, земля разделилась на Иудею и Израиль. И в Сихеме творится это совершенно дикое дело – когда братья хотят продать своего брата. « Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем 10 » – вот здесь такая конструкция предложения, что если переводить дословно, то надо давать две версии: то ли они пошли пасти самих себя, а заодно прихватили скот – ну, на шашлычок, естественно, то ли они действительно отправились пасти скот, потому что это была их обязанность. Сойдемся на срединном: они пошли пасти самих себя, хороший пикничок устроить, расслабиться, отдохнуть подальше от слишком внимательных взоров отца. Они действительно пошли пасти самих себя. И о нерадивых пастырях у великих пророков сказано, что таковые пасут самих себя ( Иез.34:2 ). Но когда мы расслабляемся, даже когда расслабляются такие великие люди, как патриарх Иаков, совершается несчастье. И такие значимые фигуры, как двенадцать патриархов еврейского народа, расслабляются. А я напомню: двенадцать патриархов – двадцать четыре старца перед престолом Бога Отца совершают поклонение на небесах, написано в Апокалипсисе ( Откр.4:4 ). Двенадцать из них – это патриархи, дети Иакова, о которых мы беседуем, а двенадцать – это апостолы от Иисуса Христа 11 . И вот они пошли пасти самих себя. Ни к чему хорошему это не может привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А отошел он в тот момент, когда воцарился над израильским народом Ирод Великий, который был по крови не израильтянин, не иудей, а идумеянин, т.е. происходил из южного по отношению к Земле обетованной племени идумеев. Итак, скипетр отошел от Иуды, и вот явился Примиритель. Следующее пророчество о том, что по происхождению Иисус Христос является наследником царя Давида, т.е. является давидидом. Об этом говорится в книге пророка Исаии. Исаию иногда еще именуют ветхозаветным евангелистом, потому что он поразительно пророчествует о Христе. Вот это место: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа сделает это» ( Ис. 9:7 ). Евангелист Лука приводит эти слова пророка Исаии. Это говорит о том, что в традиции 1 в., когда были написаны Евангелия, эти слова пророка Исаии так и расценивались, что он пророчествует о происхождении Господа из племени Давида. Во время Благовещения, Господь вкладывает в уста Архангела Гавриила такие слова: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном Всевышняго, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:30-33 ). Это почти дословный перифраз ( Ис. 9:7 ). О рождении в Вифлееме говорит ветхозаветный пророк Михей, время жизни которого относится как раз к ассирийскому завоеванию северного, т.е. Израильского царства, он жил в VIII в. до Р.Х. Это один из 12-ти малых пророков, его книга содержит 4 пророческие речи, и вот в 3й речи, которая начинается в 4й главе, содержатся такие слова: «И будет в последние дни», далее обетование о законе, о мире, о победоносном Царстве Божием и т.д., на протяжении всей 4й главы. «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие» ( Мих.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

А причина того, что столь многие оставались необрезанными, указывается та, что «их, [как родившихся] на пути, не обрезывали» или, дословно с еврейского, «не обрезывали их на пути». По смыслу этих слов причиной несовершения обрезания над родившимися на пути служило самое состояние израильтян как передвигавшихся в общей своей совокупности с места на место и не имевших возможности делать остановки на несколько дней для того, чтобы совершить обрезание и затем оставаться в течение некоторого времени на месте. Некоторые из комментаторов не довольствуются таким объяснением и присоединяют к нему еще другое, состоящее в том, что осуждение, постигшее старшее поколение, пало отчасти и на младшее ( Чис.14:35 ), которое несло его за грехи отцов своих, и что это осуждение служило причиной, по которой рожденные на пути оставались не обрезанными, причем к последним причисляются именно те, которые родились после возмущения отцов в Кадесе в последние 38 лет 47 . Это объяснение особой причины несовершения обрезания над родившимися на пути представляется правдоподобным потому, что писатель кн. Иисуса Навина не без особенной цели начинает здесь разъяснение того, чем вызвано было возобновление обрезания, с указания на осуждение, которому подверглось старшее поколение израильского народа. Такое указание располагает ставить в связь с этим осуждением и несовершение обрезания над родившимися во время исполнения последнего. Весьма вероятно, что отцы, нарушившие Завет с Богом и подпавшие осуждению, не заботились о том, чтобы их дети носили на себе печать Завета. Нав.5:8 .  Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. Нав.5:9 .  И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место Галгал, даже до сего дня. Число необрезанных, имевших возраст от одной недели ( Быт.17:27 ) до 38 лет (см. объяснение к Нав.5:4–5 ), было значительно больше числа имевших обрезание; не без основания оно определяется от 600 до 700 тысяч 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010