В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 4 нояб. отмечается память П. как епископа Путеол, к-рый «крестил многих и привел ко Христу» вместе с апостолами от 70 Ермой, Лином, Гаием и Филологом (SynCP. Col. 194). Кроме того, память П. с теми же апостолами под 5 нояб. отмечена в рукописи стишного Синаксаря (Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 195). Под 30 июня память П. включена в Собор св. апостолов (SynCP. Col. 786). Те же сведения под 4 нояб. приводятся и в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 144). Согласно греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память П. помещена под 5 нояб. вместе с памятью тех же апостолов с краткими сведениями из визант. Синаксарей и с двустишиями, посвященными их памяти ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 43). В слав. традиции память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. источниках, помещена под 4/5 нояб. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 344). При переводе визант. Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. под 4 нояб. попадает память П. с теми же апостолами и со сказанием (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 302), а в стишные Прологи (XIV-XV вв.) под 5 нояб. память П. включена вместе со сказанием и с двустишиями ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2: Месец Октомври. С. 23-24). Поскольку при составлении ВМЧ использовались как стишные, так и нестишные Прологи, то в них память П. и др. апостолов указывается дважды: под 4 нояб.- с кратким сказанием и под 5 нояб.- с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 98-99, 178). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского память П. как «епископа в Неаполе и Путеолах» помещена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265), так же и в издании «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 57). Под 5 нояб. память П. как «епископа Неаполитанского и Путеольского» вместе с памятями других апостолов от 70, Ермы, Лина, Гаия и Филолога, закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2019. С. 278, 376). В совр. рус. богослужебной традиции не существует отдельной службы П. и поминаемым вместе с ним апостолам, но в праздник Собора 70 апостолов, 4 янв., в 7-й песни канона на утрене ему посвящен стих: «Твой апостол Патров, Блаже, плотское Твое к человеком пришествие проповеда, заблуждшия к познанию наставляя и просвещая зарею веры» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 137).

http://pravenc.ru/text/2579782.html

Существуют очевидные параллели между Мученичеством И. П. и сир. сказаниями о мучениках Иакове Нотарии (BHO, N 412) и Перозии (BHO, N 921). Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 117. Not. 2; MartRom. Comment. P. 549; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle)//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 328). Почитание Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), память И. П. праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Р. Жанена, на месте мартирия в наст. время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в К-поле находился жен. мон-рь И. П. (совр. р-н Азапкапы; Janin. Églises et monastères. P. 255). Восточносир. писатель XIII в. Георгий Варда посвятил И. П. гимн (BHO, N 398). К этому же времени относится лат. переложение Мученичества И. П. в сб. «Золотая легенда» Иакова из Варацце . Известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греч. языке Иоанном Евгеником (XV в.). Помимо традиц. даты памяти 27 нояб. в вост. Церквах встречаются др. дни памяти И. П.: 25, 30 нояб., 27 янв., 17 мая - в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 нояб. (16 тре) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэла; 23 нояб. (27 хатора) - в копт. Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 нояб.- в Грузинской Церкви. Мощи В копт. бохайрской версии Мученичества и ее араб. сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближ. Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395-408) в честь И. П. были построены церковь и мон-рь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христ. мучеников в своем царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки И. П. в Иерусалим и отдали Петру, еп. Эдесскому, у к-рого они хранились до прихода к власти имп. Маркиана (450-457). Затем еп. Петр перенес мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи И. П., но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Зап. исследователи предположили, что мощи И. П. были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу , к-рый поместил их в мон-ре, находящемся недалеко от башни Давида, а затем перенес в Египет (BiblSS. Vol. 6. Col. 359).

http://pravenc.ru/text/200345.html

святых: помимо памятей местных мучеников и Карфагенских епископов в нем указаны нек-рые Господские праздники , а также имена подвижников, чье почитание перешло из др. Церквей. При этом составитель включил в К. к. только даты значимых литургических торжеств в соответствии с традициями Карфагенской Церкви (отсутствие памятей мучеников в период Четыредесятницы) и не стремился указать памяти святых на все дни календаря. Память мучеников Маккавеев (1 авг.) - единственная в календаре из ветхозаветных. Она утвердилась как особое торжество во мн. Церквах Востока (Антиохия) и Запада (Рим). Эти иудейские мученики рассматривались как прообразы всех последующих христ. мучеников. Из праздников, связанных с жизнью Спасителя, указаны только 2 - Рождество Христово и Богоявление. За Рождеством следуют памяти первых новозаветных мучеников: первомч. и архидиак. Стефана (пам. 26 дек.), св. Иоанна Предтечи (впосл. ее вытеснила память ап. Иоанна Богослова) и ап. Иакова Зеведеева (пам. 27 дек.), Вифлеемских младенцев (пам. 28 дек.), церковное поминовение к-рых после Рождества уже прочно вошло в обиход всех Церквей Запада. Кроме того, отмечен праздник Рождества св. Иоанна Предтечи (пам. 24 июня). Упоминание под 29 июня апостолов Петра и Павла можно считать следствием рим. влияния. Из др. апостолов указаны только особо чтимые в К-поле Андрей Первозванный (пам. 29 нояб.), Лука (пам. 13 окт.) и Тимофей (пам. 22 авг.), чьи мощи были перенесены в IV в. в к-польскую ц. св. Апостолов. В К. к. включены имена рим. святых сщмч. Климента , еп. Римского (пам. 23 нояб.), мч. Хрисогона (пам. 24 нояб.), мч. Ипполита (пам. 13 авг.), сщмч. Сикста II , еп. Римского (пам. 6 авг.) и его архидиак. Лаврентия (пам. 10 авг.), мц. Агнии (пам. 21 янв.) и мч. Генесия Мима (пам. 24 авг.). В последнем случае память рим. мученика, по всей видимости, вытеснила память более известного и чтимого мч. Генесия Арелатского (пам. 25 авг.) ввиду более тесных связей Карфагена в V-VI вв. с Римом, чем с Галлией. Причина, по к-рой из многочисленных рим.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Заглавие его: здесь содержатся дни страдания святых и успения епископов, которым церковь карфагенская ежегодно празднует. В нем уже на 80 дней имеются памяти, из них 26 памятей находятся в греческих и славянских святцах. Господских праздников два: Рождество Христово и Богоявление. Епископов карфагенских, кроме св. Киприана, перечислено 7. К именам святых прибавляется: мученик, святой мученик, апостол, креститель (Иоанн), первомученик (Стефан), евангелист и мученик Лука. В некоторые дни многие мученики собраны безымянно, наприм., 19 янв. св. мучч. Рубренеких. Календарь начинается с 19 апр. с Пасхи, по обычаю Африканской церкви, и кончается 16 февраля, марта нет. Преходящих праздников и недель и вообще пасхальных знаков в нем не показано, так что и его в собственном смысле календарем назвать нельзя. Праздники и святые карфагенского календаря 52 общие с восточною церковию следующие: 19 июня св. Гервасия и Протасия мучеников (у нас 14 окт.). 24 июня св. Иоанна Крестителя. 29 июня св. апостолов (т. е. Петра и Павла). 1 авг. Маккавеев. 6 авг. св. Сикста еп. и муч. римского (10 авг.). 10 авг. св. Лаврентия. 13 авг. св. Ипполита. 29 авг. св. Августина (греч. синакс. 15 июня). 14 сент. св. Киприана, еп. карфагенского (31 авг.). 16 сент. св. Евфимии. – сент. Ианнуария 53 (21 апр. у нас, у римлян 19 сент.). – сент. Сосия (21 апр. у нас, у римлян 23 сент.). 13 окт. св. Луки еванг. и муч. (18 окт.). – ноября св. Климента (25 ноября у нас, 23 у римлян). – ноября св. Хрисогона муч. (у нас 22 декабря, у рим. 24 нояб.).ноября св. Андрея апостола и муч. (30 ноября). 25 дек. Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия. 26 дек. св. Стефана первомученика (27 дек. у нас). 27 дек. св. Иоанна Крестителя и Иакова апостола, которого убил Ирод (Иакова у нас 30 апр. 54 ). 28 дек. св. младенцев, которых избил Ирод (у нас 29 дек.). 6 янв. св. явление (т.-е. Богоявление Epephania, след. с Востока взято первоначально). 20 янв. св. муч. Севастианы (у нас 18 дек.). 21 янв. св. муч. Агнии. 22 янв. св. муч. Викентия (у нас 11 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сохранились резные барочные иконостасы, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным по эскизам Чевакинского, одобренным 23 нояб. 1755 г. Иконы написали иконописцы братья Колокольниковы из крестьян Пафнутиева Боровского монастыря: Федот Лукич - в верхней церкви (32 иконы за 1 тыс. р.), Мина Лукич - в нижней (42 иконы за 1 тыс. р.). Договор с ними был заключен 7 дек. 1755 г. Работы в основном были завершены в 1757 г., но только в кон. 1759 г. иконы установили в храме. Нек-рые иконы были заказаны ктиторами, на них, в частности, изображены небесные покровители императриц Елизаветы и Екатерины II, имп. Петра III. Особенно выделяется колоннада коринфского ордера иконостаса верхнего собора, увитая цветочными гирляндами. Колонны в нижней части обработаны каннелюрами с побегами листвы. Антаблемент раскрепован над колоннами и украшен резными головками херувимов. В том же стиле в верхнем храме выполнены резная надпрестольная сень, кафедра у сев. столба и царское место. Трехъярусное паникадило для верхнего храма с литыми скульптурами Спасителя, св. Иоанна Предтечи, евангелистов и ангелов было изготовлено в Нюрнберге и вызолочено в С.-Петербурге. В нижнем храме находились ктиторские иконы разных команд (подразделений) Адмиралтейского ведомства. Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер. XVIII в. (?) (Николо-Богоявленский Морской собор, С.-Петербург) Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер. XVIII в. (?) (Николо-Богоявленский Морской собор, С.-Петербург) В память о победах, одержанных рус. флотом в 70-90-х гг. XVIII в., имп. Екатерина II пожертвовала в верхний храм 2 креста, в каждый из которых входило по 5 богато украшенных икон в золотых окладах. На них были изображены праздники и святые, в дни памяти к-рых флот одержал победы над шведами и турками: на 1-м кресте (1790) - св. Иоанн Предтеча (Чесменская битва 24 июня 1770), святые Максим Исповедник и блж. Максим Московский (Роченсальмское сражение 13 авг. 1789), св. Сисой Великий (Гогландское сражение 6 июля 1788), прп. Сергий Радонежский (сражение при Балаклаве 23 июня 1773), свт.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Иванович Румянцев (ок. 1860 - 1928), мч. (пам. 31 июля в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. МАКСИМИЛИАН Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич; 1871 - 1938), игум., прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_32.html

В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей. В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону ( Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ντ τν μακαρισμν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения ( Пентковский, Йовчева. С. 47).

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Последний по времени святой, в нем упоминаемый, есть св. Иосиф песнопевец 883. Он более, чем все месяцесловы 10 и 11 века, приближается к иерусалимо-константинопольскому месяцеслову. Петербург. Публ. Библиотеки X в Под сим находится в означенной библиотеке месяцеслов (или лучше первое полугодие с 1 сент. по 8 июля – отрывок месяцеслова) с евангельскими чтениями, по письму относимый к X веку. Он имеет памяти не на все дни, впрочем на большую часть дней полугодия. Последний по времени святой в нем есть Никифор, патр. цареградский 826, мощи коего перенесены в Царьград в 846 г. Особенностей имеет не мало. В нем первом Акепсима 4 окт. вместо 7 дек. по гречес. мин., Корнилия19 окт. вместо 13 сент., как и в мстиславовом евангелии, 4 нояб. св. Феодосии (неизвестна), 5 нояб. св. Феодоты (вместо 3 по греч. мин.), 12 нояб.. Матроны (вместо 9); в нем первом 24 нояб. великомуч. Екатерины (а в других древних гречес. она 25), в нем одном пророка Аггея 15 дек. вместо 16, св. Анастасии 24 дек. вместо 22, янв. 4 Хрисанфа и Андрея (последний неизвестен), 15 февр. апост. Тимофея вместо 22 января, 20 февр. Романа и отроков (вероятно, 18 нояб.), 26 февр. св. апостолов Евгола, (Еввула), Нимфа и Аверкия (вместо 28 по мин. гречес. и 22 окт. Аверкия). Нанианский 1-й, X в Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363–365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сии месяцесловы изданы Шольцом в конце 1 тома нового завета и отдельно в брошюре: (de menologiis duorum codicum graecotum bibliothecae regiae parisensis 1823 an.) Писаны они при евангелиях пергаменных X в. первый некиим Даниилом, который жил в Иерусалиме на св. горе, а второй в Каллиполи (ныне Галлиполи, на европейском берегу Геллеспонта, против Лампсака). Манускрипты хранились в парижской королевской библиотеке первый под 53, второй под 79. Иерусалимский месяцеслов (от 1 сент. до 7 июня) не имеет последних трех месяцев вследствие потери конца списка. От 1 сентября по 7 июня святые положены в нем на каждый день, не редко по две памяти. На каждый день показаны также чтения из евангелий. Он имеет особенности: 18 сентября св. Феодосии, священномуч. Пиония14 марта (а другие Пиония10, 11 и 15 марта). В означении дней памятей некоторых святых он сходствует с нанианскими месяцесловами (о коих скажем ниже). Разностей в днях памятей святых с настоящими греческими и славянскими минеями не много, но где две памяти в один день, там первые или вторые памяти часто разнятся в числах с настоящими месяцесловами. Самый позднейший по времени святой в сем месяцеслове есть Антоний, патриарх цареградский, Кавлей 895 года 12 февраля. Шольц назвал сей месяцеслов по месту написания иерусалимским, он весьма сходствует с установившимся потом иерусалимо-константинопольским уставом или, что тоже, с настоящими греческими и славянскими минеями: 1 сент. в нем праздник Богородице в Халкопратиях, имена патриархов Константинопольских в изобилии, 2 сент. Иоанн и Павел, 20 нояб. пр. Максим, Анатолий, Геннадий, 13 сент. нет иерусалим. праздника обновления храма Воскресения, 3 нояб. нет Георгия в Лидде, нет совсем Герасима, но есть Исихий, пресвитер иерусалим. (5 марта), Иоанн патр иерус. 29 марта, Иоанн Палеоливрит 18 апр. и другие иерусал. памяти. Основа его древнее X века и святые со службами иногда стоят на втором месте, как после прибавленные. Сн. 30 сент., 19 нояб., 14 марта, 24 апр. Калиполитанский месяцеслов имеет памяти на все дни года, при великом сходстве довольно и разнится от иерусалимского и часто сходствует с флорентийским 1. Он реже имеет две или три памяти в день, чем иерусалимский, а более по одной. Особенности, отличающие его от всех известных древних месяцесловов, следующие: муч. Марина 19 февр. (неизвестен), св. Феофилакта Никомид. 7 марта вместо 8, Иакова исповедника 15 марта (и вторично 21), муч. Руфина 30 апр. (вместо 7 апр.), муч. Льва 18 мая (неизвестен), Симеона дивногорца 6 июля (и вторично 24 мая), муч. Лупна 21 авг. вместо 23, прор. Самуила 23 вместо 20 авг. В нем есть перестановки памятей святых с одного дня на предидущий или последующий день, именно: пр. Феодосия10 янв. вместо 11, а св. Григория нисского 11 вместо 10, муч. Никифора 8 февр. вместо 9, а прор. Захарии 9 вместо 8, муч. Ермия30 мая вместо 31, а пр. Исакия31 вместо 30, муч. Лукиана 2 июня вместо 3, а патр. Никифора 3 вместо 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010