Нанианский 1-й, X в     Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363—365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в     Сей месяцеслов находится при пергаменном греч. евангелии Одесского Музея и издан в Трудах Киевской Академии (1876 г. март стр. 607 и след.). Он имеет памяти не на все дни года, но на большую часть дней. Отличается оригинальностию. Много в нем памятей мало известных; известные памяти многие помещены в иные дни. В нем 27 февр. есть память апостола Симона киринейского, 11 апр. святой Курдувы; обе памяти нами найдены только в Нежинском евангелии X в., о котором сейчас скажется. Мало преподобных. Изобилует пред всеми месяцесловами памятями апостолов от 70 и ветхозаветных мужей. Есть памяти иерус. патриархата, напр. 4 марта св. Исихия, пресвитера иерус., 29 марта пр. о. н. Иоанна, архиеп. иерус., св. Андрей критский повторен трижды: 29 апр., 4 мая и 4 июля. Итак он не чисто константинопольского происхождения, хотя вообще весьма сходствует с константинопольскими памятниками. Поздние памяти в нем относятся к половине ИХ века: 28 дек. Феодора начертанного ок. 840 г., 6 марта 42 муч. во Аммории 1 847 г., 8 марта Феофилакта Никомид. 842 года. Нежинский 1 X в     Евангелие, находившееся в греческой Михаило-Архангельской церкви гор. Нежина, а ныне находящееся в Музее при Киевской духовной академии, описано в Трудах Киевской Академии А. Дмитриевским (1885 г. март и апрель). Писано красивейшею четкою скорописью X века. К этому веку оно отнесено преосв. Порфирием Чигиринским и известным ориенталистом профессором Казанского университета Иос. Феод. Готвальдом. Памяти в нем не на все дни, но на многие. А. Дмитриевский заявил, что он с особенною тщательностию будет отмечать имена святых, которые не указаны в моем Месяцеслове Востока, и отметил в числе их такие, которые у меня есть, именно: сент. 21 прор. Ионы, 19 нояб. прор. Иоиля, 23 нояб. муч. Менигна, 29 нояб. апостола Урвана, он назван у меня епископом Македонии, 22 февр. св. ап. Кифы. Есть в мучч. в Евгениевых, 18 апр. Иаков пресвитер и Азарий (вернее Аза), есть и другие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К IX в. в К-поле уже была сформирована традиция почитания 3 пар К. и Д. Патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847) четко их разделяет (BHG, N 377а). Описание 3 пар святых присутствует в Минологии Василия II (см. ст. Василия II Минологий ) и в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.). Соответственно и посвящения храмов в К-поле в то время соотносились с разными днями памяти святых. В Космидионе почитались К. и Д. Римские (пам. 1 июля). В церкви, построенной в 569/70 г. Юстином II и его женой Софией в квартале Василиска, почитались К. и Д. Асийские (пам. 1 нояб.). Точно неизвестно, где почитались К. и Д. Аравийские (пам. 17 окт.), возможно в древнейшей церкви К-поля, посвященной К. и Д., в квартале Зевгма, построенной архиеп. К-польским свт. Проклом (434-447). В К-поле храмы и мон-ри во имя К. и Д. строились императорами и в последующие века (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. 1953. P. 295-300). Рус. паломник Антоний Новгородец (1200), побывавший в К-поле, сообщает о нетленных «главах и мощах» К. и Д., покоившихся в лавре их имени (вероятно, Космидион) (Книга Паломник. С. 28, 60, 87). В Сирийской Церкви память К. и Д. отмечена под 1 нояб., 1 июля и 14, 16, 17 июня. В Коптской Церкви - под 16 июня. В Александрийской Церкви ко всем предыдущим датам добавлено 18 нояб. Календарь 3-й четв. X в. из Иерусалима и монастыря св. Саввы сохранил дополнительные дни памяти: 4 марта, 1 и 19 июля, 17, 25 и 27 окт., 1 и 29 нояб. Календарь IX в., географически близкий к Фереману, указывает память 16 июня, 6 апр., 7 июля, 14 авг. и 12 окт. ( Luongo. 1997. P. 67-70; Esbroeck. 1975. P. 61-77, 72-73). И. Делеэ связывает такое количество дней памяти c необычайно быстрым распространением почитания святых, а также, возможно, с установлением дней особой памяти в честь перенесения мощей и посвящения храмов ( Delehaye H. Les légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 117-118). Мнение Дойбнера, что культ К. и Д. заместил в народном сознании языческое почитание братьев Диоскуров - Кастора и Полидевка (Поллукса), следует считать не вполне доказанным. Широкое почитание К. и Д. связано прежде всего с их профессией, поэтому они наравне с вмч. Пантелеимоном (Панталеоном) и мучениками-бессребрениками Киром и Иоанном стали главными покровителями медицины в Византии и слав. странах и святыми, к к-рым обращаются за исцелением.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

святых нет ни Кирилла, ни Мефодия, ни других. Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в     Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века — глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 — 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в     Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

императора, к-рый в IV в. неоднократно пребывал в Сирмии (это было связано с необходимостью отражать нападения варваров на Иллирик). Т. о., по мнению Дюшена, составитель календаря подразумевал, что мученики пострадали и были похоронены в Сирмии, где находилась резиденция императора. Однако Делеэ и Зейер отметили, что в «Depositio martyrum» были указаны дни памяти только тех святых, которые почитались в Риме и в окрестностях города (единственное исключение - поминовение мучениц Перпетуи и Фелицитаты «в Африке» под 7 марта). Исследователи предложили понимать выражение «in comitatum» как указание на имп. двор вне зависимости от места его пребывания. Поскольку имп. Константин I Великий род. в Иллирике, члены имп. семьи и придворные могли почитать мучеников, пострадавших в Иллирике, в частности в Паннонии. Поминовение мучеников скорее всего совершалось в резиденции императора, к-рая могла находиться в разных городах ( Zeiller. 1918. P. 99; Delehaye. 1936. P. 68; Guyon. 1975. P. 542-543, 559). Поминовение увенчанных мучеников указано в Иеронимовом Мартирологе. Под 7 нояб. приведен перечень имен, в котором присутствуют Семпрониан (Симфорий, Синфроний), Никострат, Клавдий и Кастор (Касторий). Под 8 нояб. указано поминовение «в Риме, на холме Целий, Симфориана, Клавдия, Кастора, Никострата» (в нек-рых рукописях добавлено «четверых увенчанных»). Под 9 нояб. значится память «в Риме Климента и Симпрония» (MartHieron. P. 140-141). Эти записи, хотя и в искаженной форме, имеются во всех основных рукописях Иеронимова Мартиролога, поэтому трудно определить, какая из них была в первоначальной редакции текста. Исходя из данных записи под 8 нояб., нек-рые исследователи полагали, что почитание мучеников в городской церкви (в «титуле» Увенчанных мучеников) на холме Целий существовало уже в 1-й пол. V в., когда была составлена первоначальная редакция Мартиролога ( Kirsch. 1924. S. 34; Diefenbach. 2007. S. 346; ср.: Delehaye. 1936. P. 68-69). Однако, по мнению Гюйона, эта запись была внесена в Мартиролог редактором, работавшим в VI-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Евтихия патр. 5, а не 6 апр. и т. д. и не по ошибке, а преднамеренно, ибо 19 апр. вставлен священномуч. Пафнутий и затем согласно с другими месяцесловами; вообще в означении памятей святых за апрель нельзя не видеть большего произвола автора ли или предстоятеля церкви, для коей писано евангелие; 6 июня муч. Ираида (неизвестна), 19 мая преподобномученица Феодосия вместо 29, Симеона Христа-ради юродивого и Иоанна 20 июля вместо 21, муч. Марина 9 авг. вместо 7. Вообще памятями полон, есть по 3 и по 4 памяти на день. Последний по времени святой есть Лука елладский ок. 950. В некоторых днях сей месяцеслов согласуется с месяцесловом иерусалим. устава, напр. 4 нояб. Иоанникия и Никандра, 9 Фнисима и Феоктисты, 28 свв. Иринарха и Стефана, 26 дек. собор Богородицы и Евфимия, 5 янв. Феопемпта, Феоны и Синклитикии, 10 янв. св. Григория, Дометиана и Маркиана, 7 февр. Парфения и Луки, марта 4 пр. Герасима и мучч. Павла и Иулианы, 28 свв. Илариона и Стефана, июня 6 Илариона и Виссариона. Еклогадион XI в     Так называется месяцеслов при евангелии криптоферратского монастыря в Италии, изданный у Тоскани и относимый им к XI веку. Происхождения он константинопольского. Западное влияние на него ничтожно. Очень богат памятями. Памяти положены на все дни года. В нем находится довольно памятей совсем неизвестных: 7 сент. Саввы в Троаде, 20 окт. муч. Фалалея, муч. Ирины, 28 окт. Павла еп., 10 нояб. св. Филимона, 28 нояб. матери св. ап. Андрея, дек. 1 собор апостолов Петра и Андрея, 10 дек. Николая Великого, 3 янв. св. муч. Ирины, 4 янв. муч. Александра еп., 10 февр. муч. Бонифатия, марта 3 муч. Савина, 14 мар. муч. Феодосия, муч. Конона, 25 апр. обновление св. Петра, мая 3 св. Викентия, мая 7 муч. Илиократа (Илиократа нет и у западных), 25 мая св. Созонта, 27 мая пр. Короната, 31 мая св. Филина, июня 3 (или 4) Олвиана муч., 6 июня обновление Зинаиды. Кроме того имеет не мало особенностей в перенесении памятей известных святых на другие дни. Последние по времени святые из восточных: Феофилакт еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Устав службы на О. предполагает повторение последования 1-го дня праздника, но без паремий на вечерне, без степенн и чтения Евангелия на утрене (т. е. без праздничных особенностей). На литургии повторяется вся служба праздника (т. е. прокимен, Апостол и проч. чтения; на О. Богоявления говорится о блаженнах из канона праздника). Служба Минеи должна переноситься на др. день, кроме случаев «нарочитого» святого. Однако в дни О. Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения соединяются последования праздника и святого из Минеи. О. Воздвижения, Введения и Благовещения назначены сразу после дня праздника, не имеют терминологии О. («провожения» или др. терминов) и могут быть сопоставлены с попразднствами дней памяти нек-рых святых - в Студийско-Алексиевском Типиконе к ним относятся дни после памяти прп. Феодора Студита (12 нояб.), свт. Николая (7 дек.), апостолов Петра и Павла (30 июня), 2 праздников в честь Иоанна Предтечи (25 июня и 30 авг.; см.: Там же. С. 294-295, 301, 349, 351, 367). Фактически О. Пасхи имеет место уже в субботу Светлой седмицы (Там же. С. 261), после этого дня песнопения Пасхи не поются, хотя воскресные песнопения Октоиха употребляются в будние дни вплоть до среды 6-й седмицы по Пасхе. Песнопения воскресных дней Пятидесятницы (от Антипасхи до Недели о слепом) поются в течение всех или неск. дней следующей седмицы, а песнопения Преполовения - до субботы перед Неделей о самаряныне (5-я неделя по Пасхе; Там же. С. 267), что также имеет аналогию с системой попразднств и О. В др. редакциях Студийского устава сохраняется тот же порядок О., уменьшается количество О. в случаях соединения последований праздника и святого, меняются даты О. нек-рых праздников (Рождества Богородицы, Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения). По-прежнему сохраняется особенность повторения чтений праздника на литургии. В Евергетидском Типиконе XI в., ставшем основным регулятором богослужения Византии с XII в., О. Введения переносится на 23 нояб., Сретения - на 6 февр., Преображения - на 13 авг., Успения - на 23 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324, 410-411, 485-486, 493-494). Соединение последования праздника и святого в день О. фиксируется только 15 сент. (Там же. С. 275) и 23 нояб. (Там же. С. 323-324). На паннихис О. поется канон праздника, на литургии - блаженны из канона праздника или особые праздничные тропари (на Успение: Там же. С. 494). Указания о праздновании Пасхи, Недель Пятидесятницы и Преполовения в целом те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (Там же. С. 565, 577-578, 584).

http://pravenc.ru/text/попразднства.html

Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Поминовение М. на Западе и на Востоке совершалось в разные дни. Согласно «Воспоминаниям», понтифик скончался 16 сент., в день св. Евфимии (Ibid. P. 218-220), согласно греч. Житию - 13 апр. (см.: Peeters. 1933. P. 249-250). В Liber Pontificalis указано, что М. был похоронен 17 сент. (LP. T. 1. P. 338). С этим указанием связаны дни памяти святого - 18 авг. в рукописях Иеронимова мартиролога VIII-IX вв. (MartHieron. Comment. P. 450) и 16 сент. в мартирологах Флора Лионского и Вандальберта Прюмского. Краткое сказание о М., приведенное Флором, основано на Liber Pontificalis и на Хронике Беды Достопочтенного (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 323-324). Архиеп. Адон Вьеннский и вслед за ним мон. Узуард указали поминовение М. под 10 нояб., в вигилию праздника св. Мартина Турского (в мартирологе Адона память святого помещена также под 18 авг.). Впосл. поминовение М. было перенесено на 12 нояб.; в Риме это произошло в XII в. ( Jounel. 1977. P. 179, 204). Под 12 нояб. память М., папы Римского и мученика, была внесена в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 513-514). В Византии поминовение М. совершалось 13 апр. и 16 сент.; реже встречаются другие дни памяти, напр. 13 авг. (вместе с прп. Максимом Исповедником) (SynCP. Col. 47-50, 63-64, 598-602; PG. 117. Col. 51-52; MartRom. Comment. P. 514). В Римско-католической Церкви с 1969 г. поминовение святого совершается 13 апр., в день его кончины (MartRom. (Vat.). P. 220) (см. также: Jounel. 1977; Der karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1298, 1300; Tl. 3. S. 1482, 1484, 1488-1489. (MGH. Mem.; 2); Neil. Seventh-Century Popes. 2006. P. 117-120). Согласно «Повествованиям...» и «Памятной записке», М. был похоронен в ц. Влахернской Богоматери, находившейся недалеко от городской стены Херсона.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

P. 201). В средневековых зап. Мартирологах VIII-IX вв. (Беды, Флора Лионского, Адона Вьеннского), а затем и в Римском Мартирологе (XVI в.) день памяти К. и И. закрепился под 1 нояб., пресв. Феликса и мон. Евсевия - под 5 нояб. В Римском Мартирологе (изд. в 2001) 1 нояб. указано поминовение только К., к-рый почитается как покровитель г. Террачина и коммун Чеза (обл. Кампания; праздник отмечается 19 июня), Сан-Чезарио-ди-Лечче (обл. Апулия; день памяти К.- в 4-е воскресенье июля), Сан-Чезарио-суль-Панаро (обл. Эмилия-Романья), а также как один из св. патронов еп-ства Латины, Террачины, Сецце и Приверно. В визант. синаксарях память К., И., Евсевия, названного пресвитером, и Феликса и краткое сказание о них содержатся под 7 окт. (Paris. gr. 1582, XIV в.). В совр. календаре греч. Церквей К. и И., а также Евсевий и Феликс поминаются под этим же числом, но отдельно друг от друга. В слав. стишных Прологах память К. и И. содержится под 7 окт. (ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 520; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. C. 148). Под этим же числом память отмечена в ВМЧ (Дни 4-18. Стб. 863-864) и в Житиях святых, составленных свт. Димитрием , митр. Ростовским. В календаре РПЦ 7 окт. указана память только К. и И., память Евсевия и Феликса отсутствует. Почитание К. получило широкое распространение в Риме, о чем свидетельствуют данные о неск. храмах во имя мучеников: согласно Сказанию о перенесении мощей К. и И. в Рим, в IV в. там был построен ораторий в честь мучеников в имп. дворце. Более точное место расположения оратория определить невозможно из-за разных сведений о нем в источниках. Так, в самом раннем датированном упоминании об оратории, к-рое относится к понтификату свт. Григория I Великого (590-605) говорится, что по указанию папы в этот ораторий, находившийся во дворце (intra palatium), в 603 г. были доставлены изображения имп. Фоки и его жены Леонтии (PL. 77. Col. 1349). Однако в Житии свт. Григория Великого, составленном Иоанном Диаконом, рассказывается, что изображения императора и его жены были перенесены в ораторий К., расположенный в Латеранском дворце ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 20). В жизнеописании Римского папы Сергия I (687-701) содержится указание, что ораторий находился «intra palatium» (LP. Vol. 1. P. 371), которое, по мнению Л. Дюшена, следует понимать как имп. дворец на Палатине (Ibid. P. 377. Not. 12). В жизнеописаниях пап Стефана III (IV) (768-772) и Сергия II (844-847) говорится, что ораторий был построен в вестиарии Латеранского (а не Палатинского) дворца (Ibid. P. 470, 481; Ibid. Vol. 2. P. 93). Т. о., можно предположить, что изначально было 2 оратория в честь К. При папе Каллисте II (ок. 1060-1124) на месте оратория К. в Латеранском дворце было начато строительство капеллы свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

1940. P. 123-125). Память сщмч. Петра Капитолийского в визант. традиции совершалась в т. ч. 4 окт. (SynCP. Col. 105-106). Издатели нового Римского Мартиролога, заметив сходство сведений о двух мучениках, совсем убрали упоминание о П. 21 февр.; оставили только память 4 окт., заменив фразу: «...в Амасии у Меотидского озера, святого Петра, пресвитера» на фразу: «...в Дамаске святого Петра епископа». Петерс считал, что память пресв. Петра 4 окт. относится на самом деле к сщмч. Петру Капитолийскому. Амасия - город на севере М. Азии, к-рый не мог находиться возле Азовского м.,- это измененное Эмеса, а Меотидское оз.- неправильно понятое название монастыря Дейр-Мимас на р. Оронт, близ Эмесы ( Peeters. 1940. P. 123-125). В совр. редакции Римского Мартиролога (2001) дни памяти П. 21 февр. и 4 окт. отсутствуют. Палестино-груз. календарь (Sinait. iber. 34, X в.) содержит память 23 нояб. «Петра, епископа Капитолийского». По мнению Ж. Гаритта, этот день памяти, как и наименование Петра епископом, каким-то образом связан с днем памяти сщмч. Петра I , еп. Александрийского, к-рый отмечают 25 нояб. Согласно этому же календарю, на 28 янв. приходится память «Петра, архиепископа Дамаска», как считает Гаритт,- Петра Капитолийского ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 144, 393). Последний день памяти близок к дню памяти 9 февр. «святого священномученика Петра Дамаскина», к-рый значится в визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582 - SynCP. Col. 453). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» приводит память «святого священномученика Петра Дамаскина», скончавшегося от усечения мечом (элемент, заимствованный из сообщения прп. Феофана о смерти Петра Маюмского, т. е. Капитолийского), отмечая при этом, что нек-рые различают Петра, еп. Дамаска, скончавшегося в Счастливой Аравии, и Петра - автора аскетических сочинений. Прп. Никодим считает, что 9 февр. совершается память Петра, иеромонаха и мученика, автора сочинений, вошедших в состав «Добротолюбия» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3.

http://pravenc.ru/text/2580354.html

Месяцесловы XII века, греческие. CI. 1     Месяцеслов при евангелии греческом XII в императ. публ. библиотеке сходствует с флорентийским 1; памяти на все дни, редко по две, а более по одной. Особенностей имеет мало, именно: 28 февр. муч. Фавсты (вместо 6 февр.), 22 авг. муч. Евстафия (т. е. патриарха антиохийского). 2     Месяцеслов при апостоле греч. XII в., одной руки с вышеописанным евангелием, имеет гораздо более особенностей, именно: 10 нояб. муч. Нестора (неизвестен), 28 февр. муч. Фавсты, как и в евангелии, муч. Антипы 9 апр. вместо 11, 2 мая Тимофея и Мавры, а 3 перенесение мощей патр. Афанасия(наоборот), 3 июня Евстафия патр. антиохийск., а Лукиана 5 июня вместо 3, 7 июня муч. Феодо.. не дописано, вероятно, Феодора стратилата, который повторен и 8 июня, Пантелеимон дважды 27 и 29 июля, муч. Максима 11 авг. вместо 13, а Евпла 12 авг. вместо 11.     Сей месяцеслов имеет памяти на все дни. Имеет ту особенность, что писец с сентября по апрель писал памяти в один столбец, а с апреля начал писать в два столбца и стал сбиваться, переставляя дни, от того с апреля и пошли разности в днях, ему одному свойственные, которые можно назвать погрешностями; представляем это наглядно:     Май.     1. прор. Иеремии.     2. Тимофея и Мавры.     3. перен. мощей Афанасия.     Писец, привыкши писать в один столбец, после пр. Иеремии поставил Афанасия, ибо он во всех месяцесловах 2 мая пишется после Иеремии, таким образом во 2 столбце Тимофей и Мавра оказались выше Афанасия, а числа выставлялись красными чернилами после.     Во многих отступлениях сей месяцеслов сходствует с прологами, которых памяти писались по месяцесловам евангелий, как видно, не совсем исправным; также сходствует с месяцесловами при евангелиях синод. 44 XI в., 440 X-XI в., музейском XI-XII в. Этот экземпляр апостола наглядно объясняет одну из причин, почему весьма часто памяти переставляются в месяцесловах на предыдущий или последующий дни. Антонинов     Так называем месяцеслов при греческом пергаменном евангелии, которое по письму относится к XII веку; оно прислано в киевскую академию архимандритом Антонином из Иерусалима. Месяцеслов чрезвычайно сходствует с нанианским 2, а в некоторых местах с месяцесловом при гречес. апостоле XI-XII в. в московской академии. Происхождения константинопольского. Памяти имеет на все дни и часто на один день по нескольку памятей. Последний по времени святой патриарх константинопольский Евстафий (1019—1025). Особенности, одному сему месяцеслову свойственные: 17 окт. свв. иерархов Мнасона и Модеста (в других 18 окт. и 18 дек.), окт. 22 Анастасия в Солоне (у нас 25 окт.), 6 февр. в нем первом Фотия, патр. константинопольского, и 31 мая Евстафия, патр. константинопольского (1019—1025), июля 2 Марка муч. (вместо 3) и Феодота (вместо 4), 6 июля муч. Агны (вместо 5), авг. 17 пр. Макария исповедника при Константине Копрониме, 21 авг. св. Ии в Персиде (11 сент.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010