МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ мч. Адрианопольский (пам. 19 февр.) - см. в ст. Максим, Феодот, Исихий и Асклипиодот, мученики (пам. 15 сент., 19 февр.) МАКСИМ мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских МАКСИМ мч. Доростольский - см. в ст. Дада, Квинтилиан и Максим, мученики Доростольские (пам. 28 апр.; пам. зап. и греч. 13 апр.) МАКСИМ Иванович Румянцев (ок. 1860 - 1928), мч. (пам. 31 июля в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/122336_59.html

Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) С XI в. образы Е. получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во мн. было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского мон-ря. В мон-ре вмц. Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом Е., на нек-рых она представлена с вмц. Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц. Е. и Марина представлены на обороте житийной иконы вмч. Георгия Победоносца (XIII в., Кастория, Византийский музей в Афинах). На иконе рубежа XII и XIII вв. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае Е. изображена, возможно, по минейному принципу, вместе со свт. Григорием Акрагантским (дни памяти - 23 и 24 нояб.). Образ Е. включался в большинство церковных декораций средне- и поздневизант. периода, если там изображались св. жены. В монументальной живописи Е. также нередко изображается со св. женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) Е. представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Е. изображена: в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (40-е гг. XI в.); в ц. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166); в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия) (1180-1190); в ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191); в ц. св. Луки в Которе, Черногория (1195); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Греция (кон. XIII в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). При отсутствии сопроводительных надписей образ Е. определяется по особенностям иконографии: роспись XII в. храма Богородицы на Акрополе (древний Парфенон) в Афинах, в наосе пещерной ц. св. Иоанна Предтечи близ Хрисафы, Греция (1290/91), в ц. св. Иоанна Предтечи в Зупене (Айи-Анарьири), Греция (кон. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/189599.html

МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Иванович Румянцев (ок. 1860 - 1928), мч. (пам. 31 июля в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. МАКСИМИЛИАН Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич; 1871 - 1938), игум., прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_32.html

Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 21 Мак. и Мил. тоже. В Троицк. только Анастасии патрикии тоже, что в Мак. 22 дек.; 22. Мак. тоже и еще Анастасии патрикии: во дни Устиана царя великого бяше нека жена; Унд. 230: во дни Устиниана, царя великого, бе некая. В Греч. Мин. и у нас 10 марта проложное сказание. В М. Акад. ничего нет. В Мил. Анастасии фармаколитрии с другим зачалом: во времена убо нечестивого даря Диоклития на в римстем граде и во всех римстех градех и странах бывшу гонению. В Троицк. по Волокол.; 23. Мак. и Троицк. тоже. М. Акад. ничего нет. В Мак. и Мил. житие и хождение пр. Нифонта мниха: тайну убо цареву хранити достоит, а дела Божия проповедати славно.; 24. Мак. и М. Акад. слово на повечерие Р. Хр. Кирилла иерусалимского: якоже убо в I. Христа надеемся. В Мил. нет. В Троицк. св. преподобномуч. Евгении: бяше си в царство Комодово, дщи Филиппа епарха римского.; 25. Мак. 10 слов на Р. Христово и повесть Афродитиава, трижды в сей день повторенная в двух разных переводах, о волхвах — плод фантазии. В М. Акад. и Троицк. по 4 слова на Р. Хр. В Мил. нет.; 26. Мак. слово св. Епифания кипрского, похвала о Св. Богородице Марии: сиающая светлыя Богородица заря; Мил. и М. Акад. тоже.; 27. Мак. св. архидиак. Стефана: памяти хотяще добры возлюбдении, понудихомся написати. М. Акад. начало несколько иначе: памяти добрыя предлежащая возлюблении, понудихомся написати, оно есть и в Мак. В Мил. бысть во время оно Господа нашего 1. Христа плотскому пришествию. В Мак. и Троицк. еще два слова архид. Стефаву I. Златоустого Григория Нисского.; 28...; 29. Мак. Иоанна Златоустого слово о Ироде и младенцах: хотел бых приснодуховная, из подложных его слов. Мил. и М. Акад. тоже. В 821 Общ. Ист. слово о чудесех св. архиеп. херсон. Климента: дивен Бог во святых своих (25 нояб.).; 30. Мак. Мил. и Троицк. муч. св. Зотика: сей бяше от старого Рима, рода сый честна, проложное сказание. М. Акад. нет ничего.; 31.    Январь 1. Мак. житие св. Василия, написанное Амфилохием, еп. иконийским: любимицы. Небе нелепо по благонравным сыном отчим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Сентябрь.     17 св. мучч. Евлампия и Евлампии и дружины их. В обоих так, но повторены и 10 окт. В Калиполит. 18 муч. Феодора (неизвестен).     Октябрь. Иерус. согласен во все дни, кроме пропущения дня 24 окт. В Калиполит. 11 св. муч. Зинаиды. Есть ей канон неизвестного. Но в печ. минеях ее нет. 17 св. Исидора (неизвестно какой).     Ноябрь. 20 св. патр. Прокла, Максима, Анатолия и Геннадия (в печ. мин. одного Прокла). В Калиполит. 29 пр. отца Феодула (вероятно, епарх 3 дек., службы не найдено).     Декабрь. В Иерус. 18 Афинодора, Филетера и Еввиота и иже с ними (7 и 18 дек. есть, но не в минеях и службы не найдено). В Калипол. 10 пр. о. нашего Амфилохия (но есть и в Калипол. 23 нояб. иже во св. отец наш Амфилохий). 30 пр. Маркелла вместо Анисии, в минеях 29 декабря.     Январь. В Иерус. 4 Павла Фивейского и св. муч. Зосимы и Афанасия. 5 Навечерие Богоявления и пр. Григория в Акрите вместо мучч. Феопемпта и Феоны и пр. Синклитикии. Службы Григорию не найдено. 8 муч. Иулиана и Василиссы вместо Домники и ГеоргияХозевита. Есть Иулиану и Василиссе служба с каноном Иосифа, но в печ. минеях этой службы нет. В Калиполит. 4 св. муч. Зосимы. 5 одно навечерие. 8 св. Ипполита, папы римского. 10 пр. о. н. Феодосия киновиарха вместо 11, а 11 Григория нисского вместо 10. 12 пр. Стефана (без сомнения Хинолаккского, что 14 янв. службы не найдено).     Февраль. В Иерус. 19 мучч. Максима, Феодота и Асклипиодоты. Есть служба, но не в печ. минеях, с каноном Иосифа, апост. Архиппа 20 вместе со Львом катанским и пр. Пафнутием. Три памяти. 22 Фомы, патр. конст., вместо мучч. в Евгениевых, 28 пропуск. 29 свв. мучч. Папия, Диодора и Клавдиана, службы не найдено. Валиполит. 8 св. муч. Никифора вместо 9, а 9 прор. Захарии вместо Никифора. 17 пр. Мариамны. Есть служба с каноном Иосифа, но не в печатных минеях. 19 св. муч. Марина (неизвестен). 29 св. муч. Протерия. Служба по Евергетидскому уставу с каноном неизвестного.     Март. Иерус. 4 Павла и Иулианы вместо Герасима. Служба с каноном Иосифа, но не в печатн. минеях. 15 св. муч. Александра в Пидне. Есть служба с канон. Феофана, но не в печ. минеях. 16 свв. Трофима и Фала, службы не найдено. 29 пр. о. н. Иоанна иерусалим. (патриарх, службы не найдено). 31 св. мучч. Менандра и Неофита. Службы не найдено. Калиполит. 7 Феофилакта Никомидийского, 8 епископов 9 (а не семи) в Херсоне. Перестановка. 15 св. Иакова и исповедника (вероятно, он же повторен 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во время борьбы за независимость от герц-ства Бургундия (60-е гг. XV в.) ополчение Льежского княжества неоднократно терпело поражения, а в 1468 г. войско герц. Карла Смелого разорило город. Почитание Л. как «истинного правителя» княжества вновь стало актуальным. В нояб. 1467 г., после 2-й капитуляции Льежа, Карл Смелый поклонился гробнице Л. и получил в дар частицу мощей святого. Когда Льеж был разграблен бургундцами, герцог запретил солдатам приближаться к собору, хотя все городские церкви подверглись разорению. В 1471 г. Карл Смелый подарил льежскому собору реликварий из золота и серебра с фигурами коленопреклоненного герцога и его покровителя св. Георгия; в руках у герцога - ларец с частицей мощей Л. (пястной костью правой руки). Эта композиция означала, что владения Л. перешли под власть Карла Смелого, хотя герцог с почтением относился к святому ( George Ph. Reliques et arts précieux en pays mosan. Liège, 2002. P. 219-223). В 1472 г. бургундский наместник Ги де Бримё подарил соборным каноникам 7,5 кг серебра на изготовление реликвария для головы святого. Однако в сцене мученичества Л. на живописном диптихе, выполненном по заказу старшего соборного кантора Хендрика ван ден Пуле (т. н. диптих Палюда; между 1489 и 1495), убийцы святого представлены в одежде бургундских солдат. После окончания бургундской оккупации в Льежском княжестве начались междоусобицы, во время к-рых горожане обращались к Л. с молитвами о прекращении бедствий. В 1487 г. соборные каноники попросили папского легата кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Римский Юлий II ) даровать индульгенцию для сбора пожертвований на реликварий святого. В апр.-июле 1489 г. на церковных торжествах в Льеже мощи Л. и др. святыни были освидетельствованы и выставлены для поклонения (ActaSS. Sept. T. 5. P. 564-567; см.: Bruy è re. Le Martyre. 2012). На средства князя-еп. Эрара де ла Марка (1505-1538) ахенский ювелир Ханс фон Рёйтлинген изготовил серебряный бюст-реликварий, в который поместили черепную кость Л. Поясная фигура святого в полном епископском облачении (в казуле, рационале и митре), с посохом и книгой в руках, выполненная в стиле Ренессанса, возвышается на массивном позднеготическом цоколе, на гранях которого размещены скульптурные сцены деяний и чудес Л. Торжественная встреча реликвария в Льеже состоялась 28 апр. 1512 г. ( Colman, Sneyers. 1973/1974; Bruy è re. Érard de la Marck. 2012). Бюст-реликварий Л. считался важнейшей святыней и символом Льежского княжества. Его выносили из собора в процессиях в день памяти святого (17 сент.) и в октаву (24 сент.), а также в дни перенесения мощей Л. (28 апр.) и воспоминания о его победах над врагами Льежа (13 окт.).

http://pravenc.ru/text/2462573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Домнин [греч. Δομννος; лат. Domninus] († 307), мч. (пам. греч. 5 нояб.), пострадал с др. мучениками и исповедниками в Кесарии Палестинской. В визант. синаксарях под 5 нояб. помещено сказание о мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской от архонта (префекта) Палестины Урбана. Первым из пострадавших назван Д., к-рый сначала был приговорен к работам на медных рудниках, а потом сожжен. В нек-рых версиях его имя помещено отдельно, а затем повторяется в сказании о кончине мучеников Феофима, Тимофея и Филофея - юношей, к-рые в качестве наказания по решению Урбана участвовали в гладиаторских представлениях. Тогда же префект приказал подвергнуть различным мучениям др. христиан: престарелого пресв. Дорофея, Картерия и Евпсихия. Он отправил на рудники в пустыне Юж. Палестины Сильвана, 3 христ. девственниц - содержателям блудниц. Мн. др. христиане были по приказу Урбана брошены в темницу, в т. ч. сщмч. Памфил. Это сказание базируется на сообщении из соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где повествуется о суде над христианами, устроенном Урбаном 5 нояб. 307 г. в Кесарии Палестинской, когда он за 1 день осудил мн. христиан. Этот рассказ Евсевия представлен в краткой и полной редакциях, а также сир. переводе. Имена Сильвана и Памфила присутствуют в синаксарях под 5 нояб. только потому, что упомянуты Евсевием вместе с Д. и остальными. Они пострадали в др. время и имеют особые дни памяти. Памфил († 309, пам. 16 февр.) находился с Д. в темнице в Кесарии, а Сильван (впосл. епископ Газский; † 311, пам. 4 мая), будучи еще пресвитером, был осужден Урбаном вместе с Д. на работы в рудниках. Память Д. под 5 нояб. присутствует также в Мартирологе Иеронима, где местом его страдания ошибочно названа Кесария Каппадокийская, а также в одном из дополнений к Мартирологу Узуарда. Имя Д. упоминается также и в древнерус. памятниках, напр. в месяцеслове при Остромировом Евангелии. Кроме того, сказание об этой дружине, заимствованное из Минология имп. Василия II, находится в рукописных слав. прологах, откуда перешло в ВМЧ. Ист.: Acta SS. Nov. T. 3. P. 46-54; SynCP. Col. 195-197; History of the Martyrs in Palestina by Eusebius, Bishop of Cesarea/ed. W. Cureton. L., 1861. P. 24, 50-51; MartHieron. Comment. P. 587; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345. ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Кол. 147. Mateos. Typicon. P. 88-89. Лит.: Peetrs P. De SS. Domnino et sociis martyrubus in Palestina//MartRom. Comment. P. 171, 499; Violet B. Die palästinischen Märtyrer des Eusebius vom Cäsarea. Lpz., 1896. S. 58-60, 114. (TU; 14, 4). Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178881.html

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Но он составлен из разных месяцесловов и потому в нем часты повторения одних и тех же памятей в ближайшие дни и даже в один и тот же день. Имена так испорчены переписчиком, что нередко невозможно восстановить их. Особенности его показаны в нашем месяцеслове Т. П по числам месяцев. Румянцевский 106     Месяцеслов при евангелии XIII в., в Румянцевском музее 106, имеет 31 окт. память Зинаиды, 4 февр. св. отца Федора (из Исидора?), 5 февр. память труса один. Терновский     Терновский месяцеслов написан в 1272 году, содержит памяти на все дни, имеет мало особенностей от древнейших его месяцесловов. Издан Мартыновым в конце его Церковного Года (Annus ecclesiastic. р. 337). 8 нояб. показано чудо Архистр. Михаила в Хонах, хотя оно есть и 6 сент., 29 февр. Максима испов. (вместо 21 янв.), муч. Иринея 24 авг. вместо 25. Есть в нем Борис и Глеб 24 июля. Он ближе к студийскому, чем к иерусалимскому уставу. Содержится при евангелии в Академии в Загребе. Хлудовские 28 и 31, XIII-XIV в     Весьма замечательный месяцеслов находится в двух евангелиях библиотеки А. Ив. Хлудова под 28 и 31. Первое евангелие с апостолом южного происхождения должно быть отнесено к XIII в., второе Ха 34 к XIV в., правописания сербского. Месяцеслов в обоих один и тот же с ничтожною разностию в двух-трех местах; но так как месяцеслов евангелия 28 трудно читаем по ветхости книги и устарелости письма, то он хорошо восстановляется вторым евангелием Х§ 31. Особенности сего месяцеслова следующие: 1 сент. св. Феодора Студита, 7 нояб. пр. Мартина (12 окт.), 20 нояб. св. Мартина (12 же окт.), 14 янв. св. Маркелла (неизвестен), янв. 24 св. отца нашего Иоанна (неизвестен), 7 фев. св. отца Софонтия (неизвеетен), 14 февр. Оносима (или Ионсима) почестника (постника), 20 мар. всех мучеников новых, 28 марта св. Спиридона (неизвестен), 30 марта муч. Персида (неизвестен), 31 мар. св. муч. Мантому (неизвестно, что такое), 8 апр. св. Христофора (неизвестен), 26 апр. Павла еп. (нового, 30 авг.), 14 мая св. Виктора (в Рим. Март. ныне с Короною в Сирии, то есть, со Стефанидою, что у нас 11 ноября, в Дамаске), 30 мая св. Илария, июня 5 св. отца Епифана, июня 25 страсть мученицема Евфросинии и Феодоры (все неизвестны), 8 авг. отдание праздника Преображения в одном, авг. 14 обновление храма Богородицы. Это, вероятно, праздник обители патриарха Алексия в Царьграде, означенный в уставах Студийских, как увидим после. Сей месяцеслов не мало сходствует с Охридским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

францисканцами; впервые напечатан в 1474, после Тридентского Собора был исправлен и в 1570 провозглашен обязательным для всей Римско-католической Церкви). Во время литургической реформы после Ватиканского II Собора Римский календарь был пересмотрен и значительно сокращен. В нем указаны праздники и дни памяти святых, обязательные для всей Римско-католической Церкви (Calendarium Romanum ex decreto sacrosancti oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Vat., 1969). Римский календарь составляет основу национальных календарей, а также календарей отдельных епископств, религ. орденов и конгрегаций, в которые включены праздники локального или орденского значения, дни памяти местночтимых святых. Сирийский М. был обнаружен и впервые опубликован У. Райтом по рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12150 ( Wright. 1865; новые издания: PO. T. 10. Fasc. 1. N 46: Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1993r. P. 5-26; Breviarium Syriacum seu Martyrologium Syriacum saec. IV iuxta cod. ms. Musaei Britannici add. 12150/Ed. B. Mariani. R., 1956). В этой рукописи, созданной в нояб. 411 г. в Эдессе (ныне Шанлыурфа, Турция), содержатся сир. переводы Псевдо-Клементин (см. ст. Климент , сщмч., еп. Римский) и сочинений Тита из Бостры (Против манихеев (CPG, N 3575)) и Евсевия Кесарийского (Богоявление (CPG, N 3488), Мученики Палестины (CPG, N 3490), Похвала мученикам (CPG, N 3493)). М. состоит из 2 частей: сначала в календарном порядке указаны дни памяти «мучеников Запада», пострадавших в Римской империи (с 26 дек. по 24 нояб.), затем перечислены «господа мученики, преданные смерти на Востоке», т. е. в государстве Сасанидов, распределенные по категориям (древнейшие мученики, епископы, пресвитеры, диаконы и клирики) без обозначения дней их памяти. Среди «западных» святых преобладают мученики, пострадавшие в Александрии, в Антиохии и в М. Азии. По мнению большинства исследователей, Сирийский М. является сокращенным переводом греческого текста, который впосл.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010