Просьба была Святейшим Синодом удовлетворена 3963 . Скончался он 26-го декабря 1833-го года. На место архимандрита Товия был переведен 4-го марта 1829-го года архимандрит Курского Зиаменского Монастыря Палладий 3964 . Архимандрит Палладий (Белевцев), из дворян, «Великороссиянин», родился в 1775-м году, образование получил в Петербургском Артиллерийском Инженерном Кадетском Корпусе. В 1802-м году поступил в Курский Коренной Рождество-Богородичный Монастырь; здесь, после трехлетнего испытания, в 1806-м году, 15-го апреля, пострижен в монашество и 26-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 27-го мая во иеромонаха. 17-го сентября 1815-го года произведен во игумена; проходил в Монастыре должность казначея и поверенного по делам монастырским и, за отсутствием архимандрита Курского Знаменского Монастыря в Петербург на чреду священнослужения, управлять Знаменским Монастырем. В то же время был определен присутствующим Консистории и Курского Духовного Правления и строителем вновь строящейся в Монастыре каменной церкви. 31-го мая 1816-го гола, по синодальному указу, последовавшему по именному высочайшему повелению по учреждении в Коренном общежительном Монастыре архимандрии, 15-го июля 1816-го года произведен во архимандрита в Коренной Монастырь, 21-го января 1818-го года переведен настоятелем в Курский Знаменский Монастырь, с исправлением, кроме прочих должностей, должности благочинного Монастырей, 4-го марта 1829-го года назначен наместником Лавры и 10-го марта – присутствующим Петербургской Консистории 3965 . В августе 1839-го года он просился, по расстроенному здоровью, на покой в какой-либо из Южных Монастырей и впредь до открытия вакансии – в больницу при Киево-Печерской Лавре. Митрополит Серафим ходатайствовал об удовлетворении этой просьбы своего наместника и на его место представлял бывшего в Петербурге на чреде священнослужения ректора Новгородской Семинарии и архимандрита Антониева Монастыря Анатолия. В Святейшем Синоде постановили 21-го декабря 1839-го года доложить представление митрополита, поступившее в августе, «в общем заседании членов Святейшего Синода, когда будет назначено». Затем, прежде чем состоялось о нем определение Святейшего Синода, он скончался 16-го октября 1842-го года 3966 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Зделашная запись Бориса Устратьева [сына] Христофорова 157-го году. Зделашная запись Афонасья Васильева сына Титова 157-го году. Зделашная запись боярина князя Якова (Л. 56) Куденетовича Черкаского вотчины Юрьевского уезду села Парши приказного ево человека Якова Кривцова 157-го году. Зделошная запись суздальца Гаврила Иванова сына Каблукова 157-го году. Отпись боярина князя Ивана Никитича Хованского человека ево Григорья Суботина 157-го году. Отпускная Ростовского уезду государева дворцового села Яковлевского деревни Гарей на крестьянскую дочь 157-го году. Зделошная запись Ильи Осипова сына Баранова сотника 158-го году. Зделашная запись Федора Иванова сына Мякишева 158-го году. Зделашная запись князь Семенова человека княжь Петрова сына Львова Сеньки Севергина 158-го году. Датошная запись на тягло села Добрынского крестьянина Мокейка Федорова 158-го году. (Л. 56 об.) Зделашная запись Павла да Григорья Михайловых детей Векеньтьева Ярославля Большого 158-го году. Запись домовые вотчины Кохомской волости деревни Игнатцова крестьянина Стеньки Ульянова с сыном ево Афонькою 158-го году. Запись Серьгея Афонасьева сына Казимерова во взятье беглова крестьянина Проньки Иванова з детьми 158-го году. Запись стольника князя Ивана Григорьевича Ромодановского приказного ево человека Василья Пестрикова во взятье крестьянина села Хорятина Меньшичка с матерью 159-го году. Зделашная запись Алексея Федорова сына Новокщенова 159-го году. Другая зделашная запись ево ж, Алексея Новокщенова, 159-го году, под нею список приказного Дениса Петровых. Зделашная запись жильца Прокофья Серьгеева сына Ступишина 160-го году. (Л. 57) Отпись Алексея Новокщенова 160-го году. Зделашная запись князь Григорья княж Никитина сына Бельского да под тою записью ево, князь Григорьевы, две отписи 160-го году. Зделашная запись суздальца Осипа Степанова сына Крюкова 160-го году. Зделашная запись Михаила Тимофеева сына Измайлова 161-го году. Зделошная запись Аввакума Иванова сына Кашинцова белянина 161-го году. Зделашная запись Володимерского уезду вотчины Вознесенского монастыря села Борисовского крестьянина Антипки Деменьтьева 161-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119-го по 132-й (за исключением псалма 131-го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8-м гласе – четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов – песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8-м гласе – двенадцать). Тема тропарей антифонов 1-го гласа соответствует теме 5-го; во 2-м гласе – соответствие теме 6-го гласа, в 3-м – 7-го и в 4-м – 8-го. Антифоны 1-го и 5-го гласов берут свою основу в псалмах 119–121-м; антифоны 2-го и 6-го гласов написаны на основании 122–124-го псалмов; антифоны 3-го и 7-го гласов построены на основе 125–127-го псалмов; в антифонах 4-го гласа используются псалмы 128–130-й; в антифонах 8-го гласа к последним присоединяется еще псалом 132-й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого?либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха – молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1-го антифона 1-го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме 177 . В антифонах параллельного, 5-го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, – вопиет он, – услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1-й антифон 1-го гласа). А в антифоне параллельного, 5-го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119–го по 132–й (за исключением псалма 131–го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8–м гласе — четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов — песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8–м гласе — двенадцать). Тема тропарей антифонов 1–го гласа соответствует теме 5–го; во 2–м гласе — соответствие теме 6–го гласа, в 3–м — 7–го и в 4–м — 8–го. Антифоны 1–го и 5–го гласов берут свою основу в псалмах 119—121–м; антифоны 2–го и 6–го гласов написаны на основании 122–124–го псалмов; антифоны 3–го и 7–го гласов построены на основе 125–127–го псалмов; в антифонах 4–го гласа используются псалмы 128–130–й; в антифонах 8–го гласа к последним присоединяется еще псалом 132–й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого-либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха — молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1–го антифона 1–го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме . В антифонах параллельного, 5–го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, — вопиет он, — услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1–й антифон 1–го гласа). А в антифоне параллельного, 5–го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Родитель мой вступил в законный брак на 23-м году своего возраста от рождения, т. е. в 1774-м году, с невестою Анною Ивановною, урожденною той же Высотской подмонастырской слободы, и бракосочетание совершено было в Серпухове, во храме Св. жен Мироносиц, а в котором месяце не упомню; и вскоре по бракосочетании переехали на жительство в Воронеж, где единою родитель мой удостоился быть в келиях у великого Святителя Тихона Епископа Воронежского, и принять от него архипастырское святое благословение. У родителей моих от благословенного брачного союза было 10 человек детей, из коих четверо скончались в младенчестве, а пять сыновей достигли маститой старости, а старшая дочь Анисья скончалась в цветущих летах, т. е. 24-х лет от рождения своего. 1) Сын Петр, родился в 1777-м году в Воронеже; тезоименитство его было Января 16-го, и в том же году скончался в младенчестве, в городе Серпухове. Дочь Анисья родилась 1779-го года в Декабре, в Серпухове; тезоименитство ее было 30-го Декабря. 2) Тимофей родился 1782-го года, Января 15-го, в городе Борисоглебске Ярославской губернии тезоименитство его было Января 22-го дня. 3) Кирилл родился в Борисоглебске Ярославской губернии, 1784-го года Июня 1-го, тезоименитство его было Июня 9-го дня, во имя преподобного Кирилла Белоезерского чудотворца. 4) Иона родился в том же городе Борисоглебске, 1786-го года, Октября 29-го дня, а тезоименитство его было Ноября 5-го дня, во имя св. Ионы Новгородского чудотворца. 5) Василий родился в том же городе 1788-го года, Марта 3-го дня, а тезоименитство его Марта 7-го дня, в память Священномученика Василия, в Херсоне епископствовавшего. 6) Лаврентий родился в том же городе, 1790-го года в Августе; тезоименитство его было того же месяца 10-го дня; скончался во младенчестве, в том же году и в том же городе. 7) Анна родилась в том же городе 1793-го года, в Январе месяце; тезоименитство ее было Февраля 3-го дня, и скончалась в младенчестве через год, 1794-го года, в том же городе Борисоглебске. 8) Александр родился в городе Романове Ярославской губернии, который город стоит напротив Борисоглебска на другой стороне реки Волги, 1795-го года, Марта 9-го дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Нифонт, архиепископ Новгородский, скончавшийся в Киеве 21-го Апреля 1156-го года. Мы говорили о нём выше. Евфросиния, княжна Полоцкая, основавшая близь Полоцка два монастыря – женский Спасский, существующий до сих пор, и мужской Богородицкий, упразднённый, скончавшаяся в Иерусалиме на богомолии 24-Мая 1173-го года (мощи её перенесены из Иерусалима в Киев неизвестно когда. Память 23-го Мая). Илия Муромец, в XVII веке по-народному именовавшийся Чоботком (Чоботок), скончавшийся, как полагают, около 1190-го года (память 19-го Декабря). Симон, епископ Владимирский, скончавшийся во Владимире 22-го Мая 1226-го года и неизвестно – когда перенесённый в Киев, в пещеры (память 10-го Мая). —13— Меркурий, епископ Смоленский, убитый Батыем (как принимается) 24-го Ноября 1247-го года (память 22-го Сентября). Дионисий, архиепископ Суздальский, скончавшийся в Киеве 15-го Октября 1385-го года и погребённый в Антониевых пещерах (но мощей которого теперь в пещерах уже нет 1782 ). Память 15-го Октября). Феофил, архиепископ Новгородский, скончавшийся на дороге в Киев в 1484-м году и положенный в Киевопечерском монастыре (память 28-го Августа). Иулиания девица, княжна Ольшанская, неизвестно когда в XV–XVI веке жившая. Тело её, погребённое в Лавре, было обретено нетленным при архимандрите Елисее Плетенецком, который был архимандритом Лавры с 1599-го по 1624-й год. Установлено было ей празднование, по причине чудесных исцелений от её мощей, митрополитом Петром Могилой , который занимал кафедру с 1632-го года по 1647-й год (память 6-го Июля 1783 ). Волынская епархия Иов, игумен Почаевского монастыря, нынешней Лавры, скончавшийся 28-го Октября 1651-го года. В 1659-м году были обретены нетленными и поставлены в главной церкви монастыря его мощи, которые непосредственно за тем прославились чудотворениями. В 1833-м году, после того как два года назад – в 1831-м году Почаевский монастырь взят был у униатов, которые владели им с 1720-го года, «епископу Волынскому дано было разрешение высшего начальства установить на Волыни особый праздник преп. Иова» 1784 . Таким образом, с этим Ио-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1787 Напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года. 1788 Писец сохранившегося до настоящего времени Устава конца XII – начала XIII века записал у себя под 24-м Июля имена новоявленных мучеников Бориса и Глеба, но, не имея под руками службы им, оставил для последней место в рукописи, см. Опис. синодд. ркп. Горск. и Невостр. 380, л. 181 об., стр. 252. 1789 Для митр. Киприана не существовало двух первых указанных вами причин, и однако в святцах его Следованной псалтири находится из Русских святых только один митр. Пётр, – ркп. Моск. Дух. Академии 142. В одном Уставе XV века, принадлежавшем Московскому Успенскому собору, в числе его весьма немногих святых нет митр. Петра, – Опис. синодд. ркп, Горск. и Невостр. 386, стр. 304. 1791 В Троицкой Лаврской библиотеке есть Устав половины XVI века, – 241, в начале которого помещён указ о праздновании святым, канонизованным на соборе 1547-го года, и в месяцесловном последовании псалмопения которого нет ни одного из святых, канонизированных собором 1547 года, равно как весьма небольшое количество и прежних святых. 1792 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года, окончен 25-го Апреля 1610-го года, см. Описание старопечатных книг Царского, 50. Не совсем справедливо был осуждён и в 1633-м году сожжён патр. Филаретом, см. Акт. Экспед. т. III, 228. 1793 Первое издание 1633-го года начато 17-го Декабря 1630-го года, окончено 20-го Февраля 1633-го года, – Царск., ibid. 97, второе издание, представляющее собой простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же года, – есть экземпляр в нашей академической библиотеке. 1794 Начат печатанием 26-го Июня 1640-го года, окончен 26-го Марта 1641-го г. – Царск. ibid., 118. 1795 Соборно одобрен к печати в Марте 1682-го года, окончен печатанием в Августе 1682-го года, – есть экземпляр в нашей библиотеке. Обо всех сейчас указанных печатных Уставах см. в сочинении Мансветова: «Церковный Устав (Типик)», стр. 311 sqq (год третьего издания указан неправильно, а издания 1651-го года, которое указывается только Сопиковым и никому более неизвестно, по всей вероятности, не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стефана нового, в декабре – 4-го мученицы Варвары и 6-го чудотворца Николая мироточивого, в январе – 10-го Григория нисского 16-го поклонение цепям корифея апостолов Петра, 19-го перенесение мощей Григория Богослова и 27-го перенесение мощей Иоанна Златоуста , в феврале – 7-го память Феодора Стратилата и 17-го Феодора Тирона, в марте – 9-го сорока мучеников, в апреле 23-го великомученика Георгия, в мае 2-го Афанасия Великого , в июне – 8-го Феодора Стратилата, 9-го Кирилла александрийского и 27-го преподобного Сампсона, в июле – 1-го чудотворцев-бессребреников, 2-го Положение честной ризы Богоматери, 8-го великомученика Прокопия, 11-го великомученицы Евфимии, 20-го пророка Илии, 27-го мученика Пантелеимона и 31-го положение честного пояса непорочной Богоматери (Zachariae, Jus graeco-romanum, Р. III, coll. IV, nov. 67). – Можно бы было, по-видимому, думать, как, вероятно, думает вышеозначенный казанский канонист, что тут «гражданский» законодатель, не праздники устанавливает для всей империи, а даёт предписание для судов гражданских, и что подобный законодательный акт мог бы проистекать и от турецкого султана. Но как раз именно «гражданская» точка зрения совершенно отсутствует: в новелле явственно оговорено, что дни рождения и восшествия на престол императора, в отмену I. 7 § penult. Cod. de feriis, причисляются к будням. Обратимся теперь к фактам из русской истории, довольствуясь теми, которые приводятся в книге самого профессора Голубинского, отмечая и те суждения, в которых выражается его собственное «правосознание». Почтенный профессор читает, например, летописное известие о том, что печерский игумен обратился с просьбою вписать имя Феодосия в синодик (в список святых, поминавшихся на праздничных литиях) не к митрополиту, а к великому князю Святополку и что великий князь повелел митрополиту вписать и епископам по всем епископиям вписывать, что они и сделали с радостию. Факт этот, очевидно, не нравится автору, и он рассуждает нижеследующим образом. «Если бы предполагать», говорит он, «что летописец с точностию передаёт дело, то нужно бы было сказать, что игумен печерский усвоил великому князю право, которое этому последнему не принадлежало, и что великий князь присвоил себе право митрополита и позволил себе по отношению к нему незаконное принуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; – в храме святого: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства. Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые (накануне праздника читаются два рядовых чтения: данного дня и грядущего под зачало) и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого. б) в период попразднства «Блаженны» на 8: 2 рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября) или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября). Если один из святых имеет «Блаженны», то читаются рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь канона святого на 4 (например, 27 декабря). Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый»). По входе: – в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1674 и 1709 г.). То же свойство удерживает подобная же по мелодическому движению строка 6-го гласа; см. ирмологи 1674 и 1709 г., столп 86 ирмосов и стихиру: «Прежде шести дней Пасхи» в словах: «последуйте ему». Подобному же изменению подлежат: фитная мелодия в ирмосах 6-го гласа, столп 44 и 74 и отдельные строки в песнопениях 2-го гласа: «Денесь Христос на Иердан пришед» (ирм. 1652 г. л. 213) и «Денесь во церковь водится» (ирм. 1674 и 1709 г.). А также отдельные строки: в седальне гласа 8-го «Воскресл еси» (ирм. 1700 г., стр. 368, с на ре) болгарского распева и в пасхальном светильне «Плотию уснув», гласа 3-го того же распева (ирм. 1700 и 1709 г.). в) Мелодии гласов 2-го и 6-го в восьмогласном песнопении на день Успения: «Богоначальным мановением». г) Наконец, в некоторых песнопениях встречаются случайные бемоли, особенно на верхнем соль. См. в ирмологе 1674 г., л. 11 на об. блаженны гласов 2-го, 3-го и 8-го, положенные на секунду выше прочих ирмологов, и мелодию гласа 8-го в стихире «Богоначальным мановением». В Ирмологе же 1652 г. в подобне гласа 8-го «Возлег на перси Исусове» и в Ирмологе 1674 г. в песнопении «Тебе одеющагося» встречается на фа, очевидно для большей ясности лада мелодии. Частичные отступления от господствующего лада мелодии и тональности, однако, допускаются не во всех ирмологах, не во всех песнопениях известного гласа и притом в разных ирмологах в разных песнопениях. А отсюда ясно, что они не составляют существенной принадлежности известных мелодий, а происходят в видах разнообразия мелодий и таким образом принадлежат к украсительным мелодическим оборотам. Поэтому-то, конечно, в Ирмологе 1700 г. и в синодальных изданиях они, за весьма немногими отдельными случаями, и устранены из мелодий. Текст песнопений. Поемый текст в юго-западных нотных ирмологах отличен от текста московских печатных изданий, как старых, так и новых, так что некоторые из песнопений трудно узнать по их началу. Так, в них читается: «Бог явися на земли» вм. «Христос явися на земли», «Путь морской волнуяся пенами сух явися» вместо «Шествует морскую волнящуюся бурю...», «Подаждь утешение» или «Преклонися к молению» вместо «Призри на моления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010