Вижу странное 886 и необычайное 887 таинство: пещеру – небом, Деву – престолом, ясли – вместилищем, 888 (так как) в них 889 возлег 890 невместимый 891 Христос Бог. Его воспевая 892 величаем 893 . Величай, душа моя, родившагося по плоти от Девы Бога. Величай, душа моя, родившегося в пещере Царя. Волхвы, видя выдающееся 894 течение 895 необыкновенной 896 новой звезды, недавно засиявшей 897 , озаряющей 898 небеса 899 , убедились 900 в рождении 901 Христа Царя в Вифлееме для спасения нашего. Величай, душа моя, получающаго поклонение от волхвов, Бога. Величай, душа моя, Возвещеннаго звездою волхвам. Когда волхвы говорили: «где новорожденное 902 Дитя 903 Царь 904 , Котораго звезда обнаружила 905 ? ибо мы пришли 906 поклониться 907 ему», богоборец 908 Ирод в ярости 909 волновался 910 , замышляя 911 убить 912 Христа. Величай, душа моя, чистую Деву и единственную Богородицу, родившую Христа Царя. Волхвы и пастухи пришли поклониться Христу, родившемуся в городе Вифлееме. Выведал 913 Ирод время (появления) звезды, под руководством 914 которой волхвы в Вифлееме поклонялись 915 с дарами Христу; но направляемые 916 ею 917 в 918 отечество, они оставили 919 лютаго 920 детоубийцу 921 в посмеянии 922 . Песнь 9-я 2-го канона Как заключительная и посвященная Богоматери, эта песнь в ирмосе высказывает смиренное сознание в недостаточности заканчивающихся уже песен, несоразмерных с нашими любовью и желанием (замечателен светский по внешности характера ирмоса, без единого богословского понятия; ср. Песнь песней, где не употреблено ни разу имя Божие), а в тропарях, обращенных также к пресвятой Матери-Деве, прославляется Она, как посредница с одной стороны нашего осияния, с другой оживления, так как свет – этот естественный предмет для окончания канона, (ср. светилен) – неразрывно связан с жизнью (св. 10. 1) 11 с пришествием Христовым («праздник светов»). Припевы к этой песне прежде всего по форме разнятся от припевов предыдущей песни; те, в соответствие с песнью Богородицы, начинаются словом «величай»; эти (большинство, по кр. м.) словом «днесь»; по содержанию те восхваляют участников события, эти – самое событие (откуда такое и начало их). Именно припевы восхваляют событие сначала со стороны участия в нем Богоматери (1) и Её Сына (2), затем – пастырей (3), неодушевленной природы (4), всего творения (5) и особенно – высшего творения – ангелов (6); два последние припева, по их важности начинающиеся уже «величай душе моя», как заменяющие славословие, прославляют первый Троицу, второй – Богородицу, причем в последнем событие возводится к начальному моменту первоистории (проклятие за грехопадение).

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Как же эти песни влияют на канон? В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спасителя, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения канона очень значима для утрени. Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. У нас в богослужении сохранились только великопостные песни. Как они стихословятся? Точно так же, как псалмы со стихирами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона. Эти песни во многом определили содержание ирмосов канона. Ирмос часто связывает библейскую песнь с тропарями. В ирмосе той или иной песни может пересказываться содержание ветхозаветного события, соответствующего этой песне. Например, 1-й ирмос воскресного канона: «Коня и всадника в море Чермное сокрушаяй брани мышцею высокою Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюща» – это поэтический пересказ соответствующего места из книги Бытия. Может просто упоминаться имя того лица, которое воспело данную песнь; вспомни 4-ю песнь пасхального канона: «На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща...» Говорится о Пасхе, но упоминается пророк Аввакум: пусть вместе с нами сейчас радуется пророк Аввакум, который пророчествовал о Спасителе. Песнь Св. Писания порой определяет, если так можно выразиться, настроение ирмоса. Так, ирмосы 6-й песни – это часто покаянные ирмосы, обращение из глубины греховной (употребляются «морские»: образы «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...» – из канона 6-го гласа). Все эти темы узнаваемые. Ирмос 9-й песни посвящен Божией Матери, там говорится о воплощении Бога-Слова. Известны и случаи, когда в ирмосах не появляются темы песен из Ветхого Завета. Это ирмосы многих великих праздников, например. Рождества: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите...» – 1-я песнь канона. Здесь нет ни слова о переходе через Красное море, но все равно, внутренне все ирмосы коренятся в песнях Св. Писания. Ирмос, таким образом, действительно связка: по содержанию он связан с песнями, а по форме с тропарями канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В отличие от др. композиторов Нового направления, являвшихся регентами и хоровыми педагогами, у Г. светских произведений намного больше, чем духовных, и среди последних мало «обработок», «переложений» в строгом смысле слова. Тем не менее духовно-муз. творчество - наиболее ценная часть наследия Г., и все его композиции - а cappella и с инструментами, на лат. и на англ. тексты - пронизаны рус. попевочностью и распевностью. По мнению Г., именно с духовной музыки, звучащей в храме, должно начаться приобщение народа к высокому, чистому искусству (см. его ст. «Где и как пробивать брешь». С. 3-8). Первым известным церковным сочинением Г. правосл. традиции является «Литургия св. Иоанна Златоустаго» 1 (соч. 13. 1897), к-рая была исполнена Синодальным хором под упр. В. С. Орлова в «домашнем» концерте 7 окт. 1898 г. (за богослужением, по-видимому, не звучала). По форме, фактуре (почти сплошное 4-голосие с небольшими имитациями в «Херувимской» и причастном стихе), а также по нек-рым интонационным моделям «Литургия» 1 является во многом подражанием «Литургии» П. И. Чайковского (соч. 41. 1878), к-рая в то время пользовалась в Москве большой известностью. 2 хора, «Воскликните Господеви» и «Волною морскою», соч. 19, получившие с 1-го же исполнения широкую известность (находились в постоянном репертуаре Синодального хора и особенно большой успех имели на первых зарубежных гастролях хора в 1899 в Вене) и часто звучащие в наст. время, отмечены большим радикализмом выразительных средств в контексте церковных жанров той эпохи. Ближайшим образцом для «Воскликните Господеви» послужили оперные хоры композиторов «Могучей кучки», особенно из пролога к «Князю Игорю» А. П. Бородина, однако усвоенное с детства знание церковного обихода и традиц. распевов позволило композитору сохранить духовный характер этой композиции. Еще большим своеобразием отличается муз. решение ирмоса канона предпразднства Рождества Христова «волною морскою»: «напомнив» начальную фразу знаменного распева в унисоне (на органном пункте), композитор сразу переходит к полифоническому развитию имитационного типа: 2 фугато - на словах «волною морскою скрывшаго древле гонителя, мучителя» и «убити ищет Ирод» - органически сочетаются с текстом, как бы повторяя изобразительный мелодический рисунок хоралов И.

http://pravenc.ru/text/166463.html

246 «Человек произойдя разумным и свободным пишет Дамаскин получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом» (De fide orth I IV C 13 M P.t 94 coll 1137 А/Русск пер. C 219.) 250 Канон на Богоявление 2-й тропарь 6-й песни канон воскресный 8-го гласа 2-й тропарь той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам мы пользовались синодальным изданием Октоиха (М. 1906). Для справок же с подлинным текстом у нас был Οκτωηχος το Ιωαννου το Δαμασκηνο ν Βενετα 1852. 251 Канон крестовоскресный 1-го гласа 2-й тропарь 6-й песни Ср. De imagin ог II M.Pt 94 coll 1285 A/Русск. пер. C 44. 253 De fide orth 1 III C 1 M P.t 94 coll 981 A/Русск. пер. C. 119. По словам Дамаскина Бог «осудил (человека) на тление смерти для того чтобы зло не было бессмертным» (Там же 1 IV С 9 coll 1120С/Русск. пер. C 209). Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия (Св. Григорий Богослов . Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя//Творения Ч. III С 201). 258 Канон воскресный 6-го гласа 3-й тропарь 6-й песни Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том что брак изобретен был после грехопадения дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род «Бог мог умножить род людей говорит св. отец, и другим способом если бы они сохранили заповедь» (De fide orth I IV C 24 M P.t 94 coll 1208 AB/Русск. пер. C 260–261. Cp. Григорий Нисский об устроении человека//Творения Гл. 17. Ч. 1 С 145–148). 264 Канон на Рождество Христово 4-й тропарь 7-й песни канон на рождество Богородицы 2-й тропарь 1-й песни. 266 1 я стихира (воскресная конечно) на хвалитех 8-го гласа ср Канон крестовоскресный 3-го гласа 1-й тропарь 1-й песни 267 Канон на Рождество Христово 2-й тропарь 5-й песни и 1-й тропарь 6-й песне канон крестовоскресный 6-го гласа 3-й тропарь 9-й песни. 270 Канон на Рождество Христово 2-й и 3-й тропари 6-й песни канон на Пятидесятницу 2-й тропарь 9-й песни ср Канон Богородичный 3-го гласа 2-й тропарь 4-й песни, канон Богородичный 1-го гласа 3-й тропарь 7-й песни 1 я стихира на Господи воззвах 4-го гласа ср Канон Богородичный 5-го гласа 1-й тропарь 3-й песни такой же канон 7-го гласа 3-й тропарь 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

723 «Человек, произойдя разумным и свободным, – пишет Дамаскин, – получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом». De fide orth. 1. IV, с. 13. M. Р. t. 94, col. 1137 А. Русск. перев. стр. 219. 727 Канон на Богоявление. 2-й тропарь 6-й песни; канон воскресный 8–го гласа: 2-й троп. той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется, начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам, мы пользовались синодальным изд. Октоиха М. 1906. Для справок же с подлинным текстом у нас был ‘Оκτοχος το ωννου το Δαμασκηνο, ν Βεντια 1852. 728 Канон крестовоскресный 1–го гласа: 2-й троп. 6-й песни; ср. De imagin. or. II. М. Р. t. 94. col. 1285 А. Русск. перев. стр. 44. 730 De fide orth. 1. III, с. 1. M. Ρ. t. 94, col. 981 А. Русск. перев. стр. 119. По словам Дамаскина, Бог «осудил (человека) на тление смерти для того, чтобы зло не было бессмертным». Ibid. I. IV, с. 9, col. 1120С. Русск. перев. стр. 209. Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия. Ср. Григория Богосл. слово на Богоявление или на Рождество Спасителя, твор. ч. III, стр. 201. 735 Канон воскресн. 6–го гл.: 3-й троп. 6-й песни. Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том, что брак изобретен был после грехопадения, дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род. «Бог мог умножить род людей, – говорит св. Отец, – и другим способом, если бы они сохранили заповедь». De fide orth. I, IV, с. 24. М. Р. t. 94, col. 1208 AB. Русск. перев. стр. 260–261. Ср. Григория Нисск. об устроении человека, гл. 17 твор. ч. I, стр. 145–148. 743 1–я стихира (воскресная, конечно) на хвалитех 8–го гласа; ср. канон крестовоскр. 3–го гласа: 1-й троп. 1-й песни 744 Канон на Рожд. Хр.: 2-й троп. 5-й песни и 1-й троп. 6 песни; канон крестовоскр. 6–го гласа: 3-й троп. 9-й песни. 747 Канон на Р. X.: 2-й и 3-й троп. 6-й песни; канон на Пятидесят.: 2-й троп. 9-й песни; ср. канон Богородич. 3–го гласа: 2-й троп. 4-й песни; канон Богородич. 1–го гласа: 3-й троп. 7-й песни; 1–я стихира на, Господи, воззвах 4–го гласа; ср. канон Богородич. 5–го гласа: 1-й троп. 3-й песни; такой же канон 7–го гласа: 3-й троп. 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96 «Человек, произойдя разумным и свободным», пишет Дамаскин, «получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом». De fide orth. I, IV, c.13. M.P. t. 94, col. 1108 B. Русск. перев. стр. 116. 100 Канон на Богоявление: 2-й тропарь 6-й песни: канон воскресный 8-го гласа: 2-й троп. Той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется, начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам, мы пользовалсь синодальным изд. Октоиха М. 1906. Для справок же с подлинным текстом у нас был χτ ηχος το Ιωννου το Δαμασχηνο, ν Βεντια 1852. 101 Канон крестовоскресный 1-го гласа: 2-й троп. 6-й песни; ср. De imagin. or. II M.P. t. 94, col. 1285 A. Русск. перев. стр.44. 103 De fide orth. I, III, c. 1. M. P. t. 94, col. 981 A. Русск. перев. стр. 119. По словам Дамаскина, Бог «осудил (человека) на тление смерти для того, чтобы зло не было бессмертным». Ibid.I, IV, c.9, col. 1120 C. Русск. перев. стр. 209. Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия. Ср. Григория Богосл. слово на Богоявление или на Рождество Спасителя, твор. ч. III, стр. 201. 108 Канон воскресн. 8-го гл.: 3-й троп. 6-й песни. Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том, что брак изобретен был после грехопадения, дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род. «Бог мог умножить род людей», говорит св. Отец, «и другим способом, если бы они сохранили заповедь». De fide orth. I, IV, c. 24. M. P. t. 94, col. 1208 AB. Русск. перев. стр. 260–261. Ср. Григория Нисск. Об устроении человека, гл. 17 твор. ч. I, стр. 145–148. 116 1-я стихира (воскресная, конечно) на хвалитех 8-го гласа; ср. канон крестовоскр. 3-го гласа: 1-й троп. 1-й песни. 117 Канон на Рожд. Хр.: 2-й троп. 5-й песни и 1-й троп. 6 песни; канон крестовоскр. 6-го гласа: 3-й троп. 9-й песни. 120 Канон на Р.Х.: 2-й и3-й троп. 6-й песни; канон на Пятидесят.: 2-й троп. 9-й песни; ср. канон Богородич. 3-го гласа: 2-й троп. 4-й песни; канон Богородич. 1-го гласа: 3-й троп. 7-й песни; 1-я стихира на, Господи, воззвах 4-го гласа; ср. канон Богородич. 5-го гласа: 1-й троп. 3-й песни; такой же канон 7-го гласа: 3-й троп. 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Или напр. в 3-м ирмосе было написано: людем, пешим, проходящим; переправлено: людемо, пешимо, проходящимо; то же можно видеть и далее. Л. 48 и выше, л. 49 об. и далее старые ноты стёртые почти сходны с нотами в Ирмологии 747. На л. 82 написано: (@иисусе@). 525. (по преж. кат. 747) Ирмологий с другими статьями, на нотах, скороп., в 8-ю д., 107 л., XVII в. На 1-м, вне счёта, листе: (@микити@). С л. 1–155 содержит ирмосы на все восемь гласов. Хотя ирмосы большею частью те же самые, что и в печатном Ирмологии, но расположены в другом порядке. Для примера покажем отношение к печатному ирмосов 1-го гласа. Л. 1. (@Книга глаголема ирмолои творение, прпбна о ца нше о . дамаскина. Гла. а@). (@П с . а@). Ирмосов 15 В печ. 1-й. 13. 3 (на Рожд. Хр.) 4. 8 (Успению). 9 (Осмоглас.) 6 (Пасхи). 7 (Фомы). 12. 18. 14. 5 (Креста). 15. 14-го в печ. нет, в 932–12-й; 15-го в печ. нет, в 932–14-й. Л. 4. (@П с . в@). Ирмоса 4. В печ. 5. 7. 2. 1. Л. 5. (@П с . г@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмоглас.) 3 (на Рожд. Христ.). 4. 8 (Успения Богородицы). 13. 6 (Пасхи). 7 (Фомы). 15; 10-го в печ. нет. Нач. (@Отверди мои омо во страхо твои и крпи м спасе силою твоею@); 14. 12. 5; 14-го в печ. нет, в 932–9-й. Л. 8. (@П с . д@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмогласн.). 3 (на Рожд. Христово). 4. 8 (Успению Богородицы). 17. 6 (Пасхи). 14. 19. 7 (Фомы). 10. 5 (Честного креста); 13-го в печ. нет, в 932–9-й; 14-го в печ. нет. Л. 11. (@П с . е@). Ирмосов 12. В печ. 1. 8 (Осмоглас.). 3 (Рожд. Христова). 4. 7 (Успения Богород.). 12. 6 (Пасхи). 9. 14. 15. 16. 5 (Честного креста). Л. 13 об. (@П с . Ирмосов 11. В печ. 1. 9 (Осмогласн.). 3 (на Рожд. Христово). 1. 8 (Успения Богородицы). 7 (Фомы). 6 (Пасхи). 13. 12. 15. 5 (Креста). Л. 16. (@П с . з@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмогл.). 3 (Рожд. Хр.). 4. 12. 6 (Пасхи). 11. 8 (Успения). 14. 7 (Фомы). 13. 10. 5 (Креста). 14-го в печ. нет, в 748–10-й. Л. 19 об. (@П с . и@). Ирмосов 17. В печ. 1. 14. 3 (на Рожд. Хр.). 4. 8 (Успения). 9 (Осмоглас.). 6 (Пасхи). 4. 10. 13. 18. 7 (Фомы). 15. 20. 22. 5 (Креста). 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Д. Л. Х. известен также как автор кратим : 4-го гласа (для калофонического ирмоса «Цвет неувядаемый» (Ρδον τ μραντον) Баласиса), а также 2-го плагального и 4-го плагального гласов (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 377-378, 390v - 391; Sinait. gr. 1441. Fol. 438, XVII в.). Для полной литургии Д. Л. Х. написал 2 цикла «кратких» херувимских на все гласы и дополнительную версию на 4-й плагальный глас (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 230-245v, 249-253v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 255-258v; 305. Fol. 190-192v; Ath. Paul. 132. Fol. 590-595), песнопения «Вечери Твоея тайныя» на 4-й плагальный глас «краткое» (Ath. Paul. 132. Fol. 596-601; Xeropot. 330. Fol. 260) и «Да молчит всякая плоть» на 1-й плагальный глас (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 257v - 258; Ath. Xeropot. 330. Fol. 262v; Ath. Paul. 132. Fol. 602-608), а также причастны: воскресные на все гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 275-282v - на 2-й и βαρς по 2 версии; Ath. Xeropot. 330. Fol. 269, 273, 278v, 283, 287, 290, 294v, 299; 305. Fol. 613-678), седмичные: «Творяй ангелы» на 4-й плагальный глас, «В память вечную» на гласы 1-й, 3-й, βαρς, 4-й плагальный, «Чашу спасения» на 4-й и 1-й плагальный гласы, «Во всю землю» на 1-й глас, «Спасение соделал» на глас βαρς, «Блажени яже избрал» на 1-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 291-293, 295v - 297, 301-302, 303-305, 306v - 307, 318v - 319; Ath. Xeropot. 330. Fol. 302, 303, 307; 305. Fol. 249v, 250), годового круга: «Господи, возлюбих благолепие» на 1-й плагальный глас, «Избавление посла» на 4-й глас, «Тело Христово» на 4-й глас, «Дух Твой Святый» на глас βαρς (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 255-257, 286v - 287v, 297v - 298, 308v - 309, 314-314v, 317-317v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 307v; 305. Fol. 251-269v), «Творяй ангелы» на гласы 1-й, 3-й, βαρς и 4-й плагальный (Ath. Xeropot. 330. Fol. 310, 311, 312, 312v, 313v), «Дух Твой святый» на глас βαρς (Ath. Xeropot. Fol. 332v), «Во всю землю» на 1-й глас (Ath. Xeropot. Fol. 323v) (см также: Ath. Paul. 132. Fol. 694-763).

http://pravenc.ru/text/178215.html

Для праздничных дней (указанных выше) все песни Св. Писания имеют, вместе с «Слава» и «И ныне», только 12 стихов (т.е., в них нет, как в указанные седмичные дни, тех стихов, которые особо стихословятся пред песнями канонов), и в эти праздничные дни каждый стих песни Св. Писания поётся только с тропарем канона. – В седмичные дни Четыредесятницы поются каноны Минеи и трипеснцы Постной Триоди (см. 554 стр. печатного оригинала), со стихословием песней Св. Писания: «Господеви поем, на глас канона минеи дне святого». Канон Минеи «в седмичные дни, кроме субботы и недели», поётся на 6, «со ирмосом» (именно, кроме ирмоса, 4 тропаря и 1 богородичен); если же есть в Минее «на ряду два святые», то «каноны глаголем обоим святым на 6» следующим образом: в каждой песне канонов Минеи сначала из канона первого святого «поем ирмос единожды», и затем «глаголем (из того же канона) два (первые) тропаря за един» (т.е., сряду один за другим), потом (из того же канона) берётся тот тропарь, который находится пред богородичным, «богородичен же (канона 1-го святого) оставляется; таже второго святого подобне, два тропаря за един» (т.е., сряду один за другим), потом (из 2-го же канона) берётся тот тропарь, который находится «пред богородичным, и богородичен (из 2-го канона), таже трипеснец», «а в коих песнях нет трипеснца, поется токмо минея» (Уст., понед. 1-я седм.), и в этих песнях «глаголются тропари святого на 4» («Служ. 1-я седм.»); но в среду и пяток 4-й седмицы вместо канона Минеи, положен канон креста («канон Минеи святого глаголем на повечерии»). Трипеснцы положены во все седмичные дни в 8-й и 9-й песнях и, кроме того, в понедельник – в 1-й, во вторн. – во 2-й, в среду – в 3-й, в четв. – в 4-й и в пяток – в 5-й песне. Те песни канона, которые имеются в трипеснце, за исключением 2-й песни во вторник (о которой см. ниже), поются на 14, а те песни, которых нет в трипеснце (напр, 1-я во вторн. 1-й седм.), поются на 4. а) В первом случае (когда на 14) песни Св. Писания «глаголют скоро, кийждо лик свой стих», до стиха имеющего надписание: «на 14» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Трипеснцы состоят:    в понедельник из 1-й, 8-й и 9-й песней;    во вторник из 2-й, 8-й и 9-й песней;    в среду из 3-й, 8-й и 9-й песней;    в четверг из 4-й, 8-й и 9-й песней;    в пятницу из 5-й, 8-й и 9-й песней.    Те песни, в состав которых входят трипеснцы, правятся на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще один тропарь, не входящий в число 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».    Песни, в которых нет трипеснцев, правятся на 4 без ирмоса. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й – по окончании тропарей, служа катавасией.    Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца.    Все песни стихословятся с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии.    На основании приведенных общих указаний Типикона об отправлении канона на великопостной утрени, в понедельник песнь 1-я канона поется или читается по Ирмологию от стиха «Господеви поем» до «Огустеша». Пропев стих «Огустеша», поют ирмос канона из Минеи. Потом певцы стих – «Рече враг». Чтец – тропарь канона. Певцы – «Послал еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Кто подобен Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – «Простерл еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Утешил еси». Чтец – Богородичен канона. Певцы «Тогда потщашася». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца (в понедельник 1-й седмицы – 2 тропаря за один). Певцы – «Нападет на ня». Чтец – тропарь. Певцы – «Дондеже пройдут». Чтец – тропарь. Певцы – «Введ, насади я». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы – «Господь, царствуяй веки и на век». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы – «И наведе на ня». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – тропарь. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – тропарь. Затем поют на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди.    См. В понедельник 1-й седмицы оба трипеснца Триоди имеют по одному лишнему тропарю против других канонов (1-й трипеснец всегда имеет 4 тропаря, 2-й – 5 тропарей), посему в сей понедельник после стиха библейской песни «Тогда потщашася» должно прочитать два первых стиха за один. И в конце после «Слава, и ныне» – два тропаря (а не один, как обычно) с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010