Происхождение свое народ сей ведет от потомков Авраама и Хеттуры 1092 . Землю, что они населяют, греки называют Великой и Счастливой Аравией, и простирается она до самого удаленного океана; главный город здесь – Сава, и оттуда некогда приходила к Соломону царица 1093 . Народ сей обрезанный, совершающий обрезание на восьмой день; они приносят жертвы Солнцу, Луне и местным богам, впрочем, среди них немало также иудеев. И вот Констанций направил к ним послов 1094 , желая обратить их к истинному благочестию; для этого он решил сначала великолепными дарами и дружескими речами расположить к себе правителя этого народа и, подготовив таким образом благоприятную почву, посеять там семена благочестия. Император просил, чтобы прибывающим в те края римлянам и местным жителям, пожелавшим стать христианами, дозволено было возвести церковь , и через послов передал значительную сумму денег на это строительство. Посольство возглавил Феофил Индиец, тот самый, который некогда в юнос-ти, еще при Константине, был отправлен к римлянам в качестве заложника дивейцами, которые, хотя их земля – остров Див, именуют себя также индийцами 1095 . Сей Феофил, долгое время живя среди римлян, нравы свои в высшей степени преисполнил добродетелью, а мысли – благочестием, так что избрал для себя монашескую жизнь и возведен был в сан диакона самим Евсевием, возложившим на него руки во время посвящения. Но то было прежде. Ныне же, облеченный полномочиями посла, он удостоился от своих единоверцев рукоположения в епископы. Между тем Констанций, замыслив придать посольству пышность и великолепие, приказал погрузить на корабли двадцать самых чистокровных коней из Каппадокии, присовокупил и многие другие дары, стремясь и восхитить и расположить к себе души этих людей. Феофил же, прибыв к сабеям, постарался убедить их правителя уверовать в Христа и отречься от эллинского заблуждения. А иудеи вынуждены были скрывать в глубочайшем молчании обычное для них упорство в обольщении и коварство, поскольку Феофил достойными восхищения делами не единожды явил непобедимость веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Аще многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже рассудится сие; разсуждение сицево да будет, аще едину или многие имеет главы, едины или многие перси: ибо толикожде многие будут сердца, и души, и раздельния человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются. раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, ко еже коегождо особне крестити: инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Могут быть крещаемы таковые уроды (т.е., имеющие две головы и две груди, отчётливо разделённые) и оба вместе чрез погружение в воду, но с произнесением совершительной формулы крещения во множественном числе и отдельным наименованием каждого из них: «Крещаются рабы Божии» (такие-то) и т.д. 451 (Практ. Рук., 184 стр.). Восприемники при крещении При крещении как возрастных, так и младенцев должны быть восприемники . 452 При крещении возрастных восприемники служат к тому, чтобы: 1) быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и таким образом устранить в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и проч.; 2) отвечать при крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответов. При крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо их Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими 453 (VI, 53; Карф. 54., Требн., «Увещание от иерея к восприемнику»; Кн. о долж., 80, 87; Ук. Св. Син. 1836 г., V, 23; 1853 г., V, 25; Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 433 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(ст. 68 Номоканона при Большом Требнике). Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найдёнышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям отец (83-е (72-е) правило Карфагенского Собора), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестити их, да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею». Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьёзное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприяло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать Крещение в условной форме: «Крещается раб Божий (имя рек), аще не крещен». В «Требнике» митрополита Петра (Могилы) предусмотрены и совершенно особые случаи, с которыми может столкнуться священник, решающий вопрос о совершении Крещения: «Аще многовиден див родится и недоумение будет, еще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие, разсуждение сицево да будет, еще едину или многия имеет главы, едины или многия перси, ибо толикожде многия будут сердца, и души, и раздельние человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет… аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегожде особно крестити, может служитель, на коегожде главе воду изливая, всех единою крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и прочая… Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под конец сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий, имя рек…» 188 . В наше время приходится сталкиваться и с более необычными случаями при решении вопроса о Крещении. Речь идёт о лицах, которым по их желанию хирургическими и медицинскими средствами изменили пол. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных казусах: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Я работаю в музыкальной школе и могу сказать, что девочки 11-12 лет (пока только некоторые, не все, слава Богу) приходят на занятия с накрашенными ресницами, ногтями, а то и губами и с предельно возможным декольте! Предположим, работающая мама не всегда может заметить косметические эксперименты своей дочери. Но одежду-то ей она ведь наверняка сама покупала. Где разум наш, где чувство самосохранения, наконец?! В интернете девочки - с виду даже скромные (я знаю таких) - на собственных страничках в соцсетях выставляют свои фотографии в купальниках в кокетливых позах. Возможно, для большинства этих глупышек все это - лишь подражание поведению популярных див. Но яд-то уже проник в души и начал свое губительное действие. Действительно, нужно не только открыто выступать против пропаганды тошнотворных мерзостей, но и вразумлять родителей,создавать для детей духовно здоровую среду обитания (хотя бы там, где это в наших силах). Господи, помоги нам всем, не дай врагу рода человеческого оскотинить наших детей! Наталия 20 сентября 2011, 12:57 " армия сочувствующих и зараженных этим явлением и пороками растет " . Совершенно согласна с Александром и автором статьи. Особенно меня пугает этот лозунг: " Мы же современные люди! " ((( и после этого всегда следует тирада в защиту чего то, что раньше считалось неприемлемым и вообще не подлежало обсуждению. Но самое ужасное слышать этот лозунг от людей 40, а то и 50 лет. Так вот мать семейства оправдывала своего сына, который оставался ночевать в доме его девушки. А у меня " волосы дыбом " от таких речей. Валерий 20 сентября 2011, 04:28 Так называемые " ЛГБТ-христиане " созданы для намеренной дискредитации Христианства. Это рассчётливый политический ход. Они таким образом " убивают сразу двух зайцев " . И разврат пропагандируют и Церковь дискредитируют. игорь 20 сентября 2011, 03:43 В борьбе с такого рода злом необходима прежде всего воля государства,одного общественного контроля будет мало.А причина у этой мерзости-сексуальная распущенность.И чем быстрее мы начнём всячески с ней бороться тем спокойнее будем за наших детей.Само по себе не исчезнет.Необходимо через все возможные СМИ и и с помощью кино пропагандировать целомудрие.А педофилов уже не исправить,для них;либо кастрация,либо пожизненное заключение.С этим пороком по доброму нельзя.

http://pravoslavie.ru/48735.html

Уже ведь те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, – то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве. Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. Кликнул Див в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве. На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали, и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду. Это сверкали доспехи золоченые, а гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские. А бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы. Не туры возревели у Дона Великого на поле Куликовом. То ведь не туры побиты у Дона Великого, а посечены князья русские, бояре и воеводы великого князя Дмитрия Ивановича. Полегли побитые погаными татарами князья белозерские, Федор Семенович и Семен Михайлович, да Тимофей Волуевич, да Микула Васильевич, да Андрей Серкизович, да Михаиле Иванович и много иных из дружины. Пересвета-чернеца, брянского боярина, на суженое место привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитым быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона Великого на берегу. В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать. И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Довольно утомительный день; погода стояла летняя с прохладительным ветром. В 10 час. поехали во Владимирский собор; войска стояли шпалерами. Во время обряда освящения этого чудного собора стояли в алтаре. Вся служба с обедней продолжалась в сущности недолго — 2 1/2 часа. Вернулись к часу домой. После завтрака приняли несколько Депутаций. В 5 1/2 отправились вниз на Днепр и с парохода наблюдали за небольшим маневром с переправою войск и наводкою моста, что было сделано поразительно скоро. Затем состоялась прогулка от города вниз по реке за жел.-дор. мост и назад. Приглашенных было 150 чел.; закусывали и пили наверху. Была красивая иллюминация и фейерверк. Приехали домой в 9 1/2 и сели ужинать семейно. 21-го августа. Среда. Проснулись с идеальным днем. В 10 1/4 отправились в женский Покровский монастырь тети Саши. Тут была совершена закладка собора. Осмотрели замечательную больницу при общине тети и завтракали у нее с митрополитом. Вернулись к себе в час и отдыхали — я очевидно за делами. Шишкин приехал из Петербурга. В 3 часа поехали на освящение памятника имп. Николая Павловича. Фигура вышла поразительно красивая и похожая. После молебна войска прошли церем. марш.; давка на улице была сильная. Посетили университет и коллегию Галагана . Пили чай у себя и гуляли в саду. В 7 ч. у нас был большой обед и разговоры в саду. В 9 1/2 поехали на отличный концерт в музыкальном обществе; затем купечество дало вечер в городском саду с блестящим фейерверкам и иллюминацией берегов Днепра. Вернулись домой в 11 1/2 ч. 22-го августа. Четверг. В 9 час. отправились во внутрь крепости, где на эспланаде произошел смотр: 33й пех. див., 42й рез. пех. бриг., 3й саперн. бриг., 33й арт. бриг., 2м креп. и осадному арт. батальонам, горному полку, 27-му драг. Киевскому и 1му Уральскому каз. полкам с двумя конными батареями. Погода выдержала до конца и только во время завтрака полил небольшой дождь. В 2 ч. принял посланного Менеликом абиссинца с письмом. В 3 часа поехал осматривать Владимирский собор, Михайловский монастырь (мощи св. Варвары), Андреевский собор и Лавру. В последней осматривали интересную и богатую ризницу.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

До доклада принял епископа Константина с пожертвованием от духовенства и монастырей. Приехал генерал По. После завтрака принял Рейна. Гулял недолго в саду. Получил от Georgie сообщение о моем назначении фельдмаршалом английской армии. В 6 час. поехал ко всенощной. На станцию из дома проехал на тройке, погода была приятная — 6° мороза. В 10.10 уехал на Оршу. В 4ю армию. 20-го декабря. Воскресенье. В 9.30 утра поезд подошел к станции Замирье. Меня встретили: главноком. Западным фронтом ген. Эверт, команд, 3й армией — Леш, ком. 4й арм. Рагоза и пр. начальство. Стоял отличный поч. караул от 1го лейб-грен. Екатеринославского полка. В моторе с гр. Фредерикс[ом] проехал в поле за 2 версты. На смотру командовал войсками Куропаткин. Участвовали сводные батальоны по одному от дивизии, сводные батареи и сотни от 3й и 4й армий. Войска прошли церем. марш. и затем построились более тесным покоем. В это время разговаривал с большой группой офицеров — Георгиевских кавал. Поблагодарив войска, вернулся в поезд. Пригласил всех старших начальников к завтраку, кот. окончился в 2 часа. Поговорил с Куропаткиным и долго с Эвертом. Погулял немного по платформе. Видел, как уезжала рота Екатеринославского полка. Обедал с команд. армиями и командирами корпусов. Вечером поиграл в домино. 21-го декабря. Понедельник. В 9 час. отправился в моторе вперед на боевой участок гренадерского корпуса. Посетил расположение 7 грен. Самогитского полка, 5 гр. Киевского и 8го грен. Московского полков — в лесу — очень укрыто сверху. Осмотрел наблюдательный пункт грен. морт. дивизиона, церковь и землянки офицеров и нижних чинов. Таяло и шел дождь. Возвращаясь, заехал в дом, занимаемый штабом Куропаткина. Переехал жел. дорогу у ст. Погорельцы и попал из района 4й армии в район 3й на участок 9го корпуса. Тут пришлось ехать по знакомым местам прогулок по окрестностям Баранович. Сначала посетил расположение 5й пех. дивизии и видел Архангелогородский и Вологодский полки в резерве, а затем — 42й пех. див. и полки — Луцкий и Миргородский. Вид и дух войск прекрасны. Вернулся на ст. Погорельцы и там осмотрел питательный пункт Пуришкевича и т. Михень. Во время чая перешли на ст. Замирье. Осмотрел тут небольшой полевой лазарет. Читал бумаги. Обедали только Эверт и Рагоза. Поиграл в кости. Впечатление от дня чудное! 22-го декабря. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

ЗАГРАНИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ Наконец, и начатки образования кое-как привязывали высшие классы русского общества к тому же миру. При Петре, в первую половину царствования, когда еще было очень мало школ, главным путем к образованию служила заграничная посылка русских дворян массами для обучения. Некоторые, добровольно или по указу странствовавшие по Европе, уже будучи семейными людьми, в летах, записали свои заграничные наблюдения, показывающие, как труден и малоплоден был этот образовательный путь. Неподготовленные и равнодушные, с широко раскрытыми глазами и ртами, смотрели они на нравы, порядки и обстановку европейского общежития, не различая див культуры от фокусов и пустяков, не отлагая в своем уме от непривычных впечатлений никаких помыслов. Один, например, важный московский князь, оставшийся неизвестным, подробно описывает свой амстердамский ужин в каком-то доме, с раздетой дочиста женской прислугой, а увидев храм св. Петра в Риме, не придумал ничего лучшего для его изучения, как вымерить шагами его длину и ширину, а внутри описать обои, которыми были увешаны стены храма. Князь Б. Куракин, человек бывалый в Европе, учившийся в Венеции, попав в 1705 г. в Голландию, так описывает памятник Эразму в Роттердаме: «Сделан мужик вылитой медной с книгою на знак тому, который был человек гораздо ученой и часто людей учил, и тому на знак то сделано». В Лейдене он посетил анатомический театр проф. Бидлоо, которого называет Быдлом, видел, как профессор «разнимал» труп и «оказовал» студентам его части, осматривал богатейшую коллекцию препаратов, бальзамированных и «в спиртусах». Вся эта работа научной мысли над познанием жизни посредством изучения смерти привела русского наблюдателя к совету всем, кому случится быть в Голландии, непременно посмотреть лейденские «кориузиты», что-де доставит «многое увеселение». Несмотря на отсутствие подготовки, Петр возлагал на учебные посылки за границу широкие надежды, думая, что посланные вывезут оттуда столько же полезных знаний, сколько он сам набрал их в первую поездку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Меня скрючило в левом плече и шее. В 9 час. приехали в Рязань и сперва посетили три собора, весьма интересные в историческом отношении. Вернувшись в поезд, доехали до места лагеря 1й бригады 35й пех. див. Здесь отлично представились 137й пех. Нежинский и 138й пех. Волховский полки и 35я арт. бригада. В сопровождении громадной толпы доехали до жел. дор. и отправились дальше. Погода была довольно прохладная. В Москву приехали в 4 1/2. На дворе у Николаевского вокзала стоял 17й саперный батальон в мобилизованном составе. Напутствовал его как и остальные части. Затем поехал с Мишей к Иве рекой, оттуда на несколько минут по нужде во дворец и, наконец, в Успенский собор, где был отслужен молебен. В 6 час. покинули Москву. 9-го мая. Воскресенье. Ночью сделалось очень холодно. В 9 час. приехали в Царское Село. большая радость увидеть дорогую Аликс. Обедня была отслужена в походной церкви в Красной гостиной. В 11 1/4 поехал с д. Сергеем и Эллой в Гатчину на юбилей Кирасир. Парад отложили из-за отвратительной погоды. Завтракали с офицерами и прежде служившими в полку в Белой зале. Вернулся в Царское в 3 1/2. Погулял недолго. Приятно быть дома под чудным впечатлением поездки. Много читал. Обедала Элла. 10-го мая. Понедельник. Холод отчаянный с сильнейшим ветром. Немного погулял. Будничная жизнь опять вступила в свою колею. Начались доклады и приемы. Завтракали: д. Алексей, Элла, д. Сергей, Мария и Дмитрий. Погулял с парка. Много и долго читал, т. к. во время поездки мне доклады не посылались. слов “с ним” стрелкой указано на слова “д. Сергеи”. 11-го мая. Вторник. Та же погода продолжалась и сегодня. Имел два доклада. Завтракали со всеми детьми. Гулял долго. Кататься на лодке никакого желания, вследствие холода. Обедали: Элла, д. Сергей, Мария и Дмитрий. Вечером они уехали в Москву. 12-го мая. Среда. Наконец показалось солнце, сделалось теплее и ветер стих. После доклада принял 16 чел., между ними Чухнина, назначенного главн. команд. Черноморского флота и Римского-Корсакова нового директора Морского корпуса. Завтракал Руднев, в первый раз дежурный.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В 1783-1784 г.г. Екатерина II создавала на Северном Причерноморье Новороссийское наместничество. Его возглавил князь Г. Потемкин. Было утверждено также место для будущей столицы края, на правом берегу Днепра, вблизи поселка Кайдаки. В честь императрицы новый город должен был называться Екатеринослав [Владимиров M.M. Первое столетие г. Екатеринослава 1787 – 9 мая 1887 г. - Екатеринослав, 1887] . Глотемкин стремился, чтобы город стал третьей столицей империи, поэтому отводил под него 319,5 кв. км. Первый проект города, разработанный архитектором К. Геруа, утвержден 10 октября 1786 г. в нем предусматривались регулярная разбивка кварталов улицами шириной 64 м, большая площадь с общественными и торговыми сооружениями, театром, дворцом губернатора и величественным собором (150х45 м в плане), располагавшим торцевым фасадом обращаться на площадь [Бурлаков И. А. Работы великих русских зодчих в Днепропетровске//Зодчество Украины. – К., 1954. – С.194. Проекти собору див,: Тимофеенко В.И. Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века. – К., 1984. – С. 118; Його ж. Градостроительное искусство Северного Причерноморья второй половины XVIII – начала XIX в.: Докт.диссертация. – К., 1993. – Т.2. – С.59, рис. 196] . Проект собора также принадлежал Геруа [Бурлаков И.А. Памятники зодчества г.Днепропетровска: Автореф. дис. – Ленинград. 1952] . Заложен собор 9 мая 1787 г. [Корольков к. Столетний юбилей города Екатеринослава 1787 – 9 мая 1887 г. – Екатеринослав, 1887. – Вып: 1. – С. 23] . Этот день считают датой основания города. За два года заложили подмурки, их показано на плане города 1792 г. [генпланы Екатеринослава: И786 г. – РДВИА. - ВОА. - Спр.21931; 1792 г. – РДВИА BOA – Спр.21934 I и II; 1843 г. – РДВИА. -Ф. 3. – Оп. 12. – Спр. 5619] . Однако и собор, и город созданы по другому проекту. Новый проект города разработал зодчий И. Старов [ЗООИД. – 1848. - Т. 2. - Табл. 23] . Но смерть Потемкина Таврического остановила работы в новом городе. Его преемник П. Зубов переносит центр Новороссии в город Вознесенск. В царствование Павла и само название-Екатеринослав-исчезло и молодой город переименован в Новороссийск. И следующий император Александр I возвращает Екатеринославу его название и статус губернского города [там же. – 1863. - Т. 5. - с. 472]. Новый план вместе с проектами общественных сооружений и собора разработал Екатеринославский городской архитектор Насеткин. Однако в Петербурге проекты 1805 г. отклонили. А в 1806 г.- одобряют проект Екатеринославского собора, созданный профессором архитектуры Петербургской Академии художеств, архитектором главных Адмиралтейств Андрияном Захаровым. Узнаем об одобрении его проекта по отношению министра внутренних дел графа Кочубея к Херсонскому генерал-губернатору от 17 марта 1806 г. [Филянский М. Краткое руководство. Херсон. - Харьков, 1928] .

http://sobory.ru/article/?object=05280

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010