Половая любовь и все связанное с ней в традиционной русской культуре не отрицались, но воспринимались только в браке, целью которого является создание семьи, рождение и воспитание детей. В народных песнях и сказках счастливая любовь венчается браком по закону и веселой свадьбой. Сыграть свадьбу для русского человека – «Закон принять. Идти на суд Божий» (т. е. венчаться). О. Платонов Люди Дивия В древнерусских книжных легендах и раннеисторических описаниях монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего Индии. Среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоглавцы) или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде, и т. п. Рассказы о людях дивия связаны или с повестями о походах Александра Македонского или со сказаниями о государстве индийского царя и попа Иоанна («Сказание об Индийском царстве», XV в.). Люди дивия являлись образцом неверных, «нечистых» народов. Наиболее опасные народы были, по преданию, «заклепаны» Александром Македонским в скалах, и им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу, – ср. ветхозаветных Гога и Магога, кн. Рош. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской книжной традиции известны оригинальные, относимые к сибирским народам. См. также: Див. Лит.: Истрин В. М. Сказание об Индийском царстве//Древности. Труды славянской комиссии Московского археологического общества. Т. 1. М., 1895. А. Ч. Людмила (Птичья костка, Птичье голошение) Народное название дня мц. Людмилы, 16/29 сент. В этот день крестьяне прислушивались к птичьему голошению (пению) и по нему пытались предсказать погоду в будущем году. По поверью, женщина, родившаяся в этот день, обладала певучим голосом, первой запевницей была на девичьих посиделках, первой песенницей и на свадьбах. На Людмилу существовал обряд: на стол ставили жареного гуся, глухаря или перепелку. По птичьим косточкам определяли, какой будет зима. Смотрели толстые кости у перелетной птицы или тонкие, оплыли они жиром или нет. Люлька (зыбка)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и дорогое узорочье, тонкие ткани и шелка везут женам своим. И вот уже русские жены забряцали татарским золотом. Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслись. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина за землю Русскую, за веру христианскую. Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские. И трубы их не трубят, и приуныли голоса их. И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: «Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до Батыя-царя: у Батыя-царя было четыреста тысяч латников, и полонил он всю Русскую землю от востока и до запада. Наказал тогда Бог Русскую землю за ее прегрешения. И ты пришел на Русскую землю, царь Мамай, с большими силами, с девятью ордами и семьюдесятью князьями. А ныне ты, поганый, бежишь сам-девять в лукоморье, не с кем тебе зиму зимовать в поле. Видно, тебя князья русские крепко попотчевали: нет с тобой ни князей, ни воевод! Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле! Беги-ка ты, поганый Мамай, от нас за темные леса!» Как милый младенец у матери своей земля Русская: его мать ласкает, а за баловство розгой сечет, а за добрые дела хвалит. Так и Господь Бог помиловал князей русских, великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, меж Дона и Днепра, на поле Куликовом, на речке Непрядве. И стал великий князь Дмитрий Иванович со своим братом, с князем Владимиром Андреевичем, и с остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом, на речке Непрядве. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона Великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как сейчас вижу милого моему сердцу старшего брата понуро сидящим у подъезда на низеньких перильцах, которые отделяли проезжую часть от самого двора с уже упомянутой злосчастной спортивной площадкой. Невесть откуда налетевшие «ястребы» только что задали Андрею трепака, разбив его лицо жестокими коллективными ударами метростроевских кулаков. Свесив головушку, он собирается с силами, чтобы добраться до дома и «зализать» боевые раны. Мы с Митей ещё не были способны утешить словом нашего самоотверженного защитника. Однако лучшим подтверждением этого намерения стали слёзы, мгновенно закипевшие на глазах близнецов. Немая, но красноречивая сцена… Нет, никогда не забыть мне её! Где-то нынче Макака, лишённый в детские годы человеческого имени? Жив ли или «отошёл к отцам» своим? Бог весть… Время врачует и примиряет всё и всех. Благодаря «человекообразным»… сплачивались наши кровные и дружеские узы, а, значит, и им, представителям противоположного дворового лагеря, Господь уготовал Свою милость, ожидая от каждого из нас покаяния. «Всех Он заключил в непослушание, чтобы всех помиловать», – премудро изъясняет драму истории народов святой апостол Павел . Между тем, старший мой брат уже давно совсем не Андрей… Он получил от Господа иное, иноческое имя и, устав от «битв и житейских волнений» , пребывает ныне в тиши древней русской обители. Там он питает душу «сладкими звуками» церковных песнопений и молитв. Вполне оправдав значение своего первого имени, первенец взошёл от детских подвигов во имя земной справедливости к трудам пастырского окормления бессмертных душ. Дядя Лёня Так мы звали мужа нашей мамы, отчима, который вполне заменил нам отца, раз оступившегося и оставившего семью. Марина (мама) в студенческие годы отличалась необыкновенной привлекательностью. Но это была не броская и тем более не хищная красота современных див, не имеющих за душой ничего, кроме желания выставлять напоказ свои сомнительные прелести. Светлая, радостная, целеустремлённая, с длинной и толстой косой, мама конечно же была предметом внимания и бескорыстного восхищения многих сокурсников. К ним принадлежал и Леонид, скромный юноша, с удивительно приятной улыбкой и добрым, застенчивым взором. Отец его погиб на войне. За своей родительницей Леонид ухаживал до последних лет её жизни, как за царицей. Он умел любить молча и в служении ближнему отдавал всего себя.

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

479 Из дневника Императора Николая II: «7-го ноября. Суббота... В 11 час. прибыли в Одессу. На станции встретил командующий 7-й армией ген. Щербачев, ком. Одесским воен. окр. Эбелов, воен. и морские чины и поч. кар. от 161 пех. Александропольского полка. Поехал с Алексеем в моторе знакомыми мне улицами в собор и затем в порт. По пути шпалерами стояли войска и воен. учеб. заведения. Порядок был образцовый. Посетил: новый крейсер «Прут» – бывший тур. «Меджидие», госпитальное судно, Одесский приют – корабль и один из транспортов. Вернулись в поезд к часу. В 2 1/2 отправились вдвоем к лагерю на смотр. Я был верхом. На смотру участвовали: батальон Гвардейского Экипажа, 41-я пех. дивизия с ее арт. бригадою, 2-й див., 5 тяж. арт. бр., 2-я Отдельная бриг., донская и сводная казачья бригада. Все части представились замечательно хорошо». 480 Из дневника Государя Николая Александровича: «26-го ноября. Георгиевский праздник..К 10 час. на площади перед домом построились: офицеры – Георгиевские кавалеры по одному от корпуса и подпрапорщики по два от каждого корпуса, новый батальон для Ставки из Георг[иевских] кав[алеров] и из раненых, взводы от Свод[ного] п[олка] и Конвоя, жандармов и полиции. После молебна и церем. марша пошел к докладу. В 12 час. начался обед всем нижним чинам в здании окруж. суда, а в 12 1/2 завтрак Гергиевск. кавалерам в городской думе. Приятно было видеть столько молодых героев вместе. В двух залах поместилось 170 чел[овек]. Поговорил с каждым... » 481 Ольга Петровна, светлейшая княгиня, урожденная графиня Шувалова, вдова светлейшего князя Долгорукого А.С. 482 Из письма Великой княжны Татьяны Николаевны к Тете Ольге (Великой княгине Ольге Александровне) 5 декабря 1915 г.: «Сегодня хоронили бедную Соню. Митя и Вера Орбелиани только сегодня приехали, бедные. Много было народу. Это было так неожиданно всё и так ужасно скоро, в два дня. – Мама там все время с ней была. Она почти совсем без сознания. Ничего не говорила и глаза не открывала, хотя, когда Мама ее звала она немного моргала глазами, что показывало, что она все-таки слышала, но сказать ничего не могла. Ее тети там тоже были и каждый час, что мы заходили к ней – у нее, по-моему, лицо менялось и делалось такое желтое. Батюшка ее соборовал и пока она умирала он все время читал тихо отходную. Я как раз была на уроке в это время. Ее похоронили здесь на Казанском кладбище. Мы тут все также работаем в лазарете».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разрешении вопроса, как совершать крещение младенцев-уродов? Руководит статья в Требнике м. Петра Мегилы имеющая заглавие; «О крещении дивов или чуд родящихся» (стр. 10). «Аще же многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие; разсуждение сицево да будет, еще едину или многия имеет главы, едины или многия перси, ибо толикожде многия будут сердца и души, и раздельние чсловецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будут, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, коеже коегождо особне крестити, инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во виду суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, и крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». По правилам Православной Церкви, над крещаемым, непосредственно после крещения, должно совершаться миропомазание (Лаод. Соб., прав. 46). Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Св. Духа, получают дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной (Прав. Катех.), чтобы им быть крепкими, твердыми и непоколебимыми в православной вере, любви и надежде, со дерзновением без страха непостыдно исповедовать пред всеми имя Христа Бога, возрастать во всех добродетелях (Ектения в Чин миропомазания еретиков), избавляться от лукавого и всех начинаний его, в чистоте и правде душу соблюдать (Требн., молитва при миропом.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Однако высокопреосвященный митрополит Димитрий в начале 1906 г. отказался от мысли открыть монашескую школу в Студенице, и решил открыть ее в монастыре Раковице близ Белграда. 10 апреля 1906 г. действительно открыта здесь первая монашеская школа, в присутствии митрополита, для приготовления монахов кандидатов священства. Курс учения четырехлетний. Особенное внимание уделяется сельскому хозяйству. На первых порах записалось в школу 12 учеников. Заведует школой временно настоятель монастыря архимандрит Арсений (бывший на- —170— стоятель сербского подворья в Москве). В школу принимаются ученики не моложе 14 и не старше 18 лет, прошедшие по крайней мере основную школу и представившие а) письменное дозволение от своих родителей на принятие монашества по окончании учения, б) свидетельство о своем поведении и занятии и в) докторское свидетельство о здоровье 2617 . Столица сербского королевства Белград в более или менее близком будущем украсится двумя новыми величественными храмами. Первый храм, сооружаемый на общенародные пожертвования, – во имя св. Саввы, архиепископа и просветителя Сербии. Из отчета главного комитета общества, ведающего дело построения этого храма, за 1904 г. видно, что имущества общества к концу отчетного года исчисляются в сумме 383.263 дин., из коих на лицо 89.843 дин., в недвижимом имуществе 182 тыс. дин. и в долгу – 111.420 дин. 2618 В течение 1904 г. капитал возрос на 17.214 дин. Крупные пожертвования в сем году поступили от короля Петра 10 тыс. дин., от наследника 2 тыс. и по 1 тыс. див. От детей короля Елены, Александра и Павла. В марте 1906 г. высокопреосвященный митрополит Димитрий, председатель главного комитета общества по построению храма св. Саввы, издал воззвание к духовенству и учителям Сербии, как и к остальным родолюбам, приглашая их образовывать подкомитеты на своих местах для сбора пожертвований на означенный предмет 2619 . Другой храм во имя преп. Симеона Немани строит на берегу Дуная белградская община на собственный счет, по обязательству от 1891 г., когда для городских надобностей по- —171— требовалось снести старый храм и использовать принадлежавшее ему место 2620 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особый интерес представляют последующие рассуждения автора статьи, когда речь заходит о крещении детей с тяжелой патологией: «Однако если в нормальном случае произнесение крещальных молитв не крещаемым, а восприемником еще можно оправдать как аванс на будущее, то максимальное расхождение смысла молитв с реальным обрядом крещения можно видеть в тех случаях, когда совершается крещение детей с тяжелой патологией, при которой крайне сомнительна надежда на обретение ими человеческого облика (курсив мой — А.М.)» [с. 64]. К сожалению, автор не поясняет, что она вкладывает в понятие «человеческий облик», однако из этой цитаты становится ясным, что дети с серьезными патологиями, по ее мнению, его лишены. Далее О.И. Ярошевская анализирует отношение к крещению детей с патологиями в практике православной и католической церквей, заключая, что Требник митр. Петра Могилы (1646 г.) находился под сильным влиянием западных требников, из которых была заимствована практика т.н. «условного крещения» — совершения таинства в сложных ситуациях, когда непонятно, есть ли необходимость в его совершении. Крестить, согласно этой практике, надлежит младенцев в том случае, если невозможно установить, живы они или мертвы («крещается, аще жив»), а также при рождении детей с настолько тяжелыми пороками, когда совершаемому обряд священнику непонятно, являются ли они человеческими существами: «Аще чудо или див некий от жены родитися приключит, и аще образ человечий имети не будет, да не будет крещен. Аще в том недоумение будет, да крестится под тоею кондициею: Аще есть человек, крещается раб Божий имярек во имя Отца и прочая» [с. 66]. Впоследствии эта практика вызывала споры среди священнослужителей Русской Церкви. Так, автор «Настольной книги священника» С.В. Булгаков справедливо утверждает, что древняя церковь «не знала условного крещения, также как нет упоминания о нем в канонах». Далее Булгаков рекомендует «отложить крещение» ребенка с патологией «до большего развития организма», когда будет более понятно, является он человеком или нет, а не крестить условно.

http://bogoslov.ru/article/6027991

К началу церем. марша погода к счастью поправилась, выглянуло солнце и настроение сразу повеселело. Прохождение было отличное и атака благополучно окончилась. Завтракали у т. Евгении. В 4 часа уехали в Царское Село. Погулял. Обедали: Соня Орбелиани и Дмитрий Шереметев (деж.). Николая II. 29-го апреля. Четверг. Стоял прохладный день. Утром имел только два доклада. После завтрака пошли к молебну в память Оцу! Гулял и катался в “Гатчинке”. Убил ворону. Ольга и Петя (деж.) пили у нас чай и обедали. Вечером читал. 30-го апреля. Пятница. Погода поправилась, хотя утром шел дождь пока я гулял. После доклада принял 19 представляющихся. Дядя Владимир завтракал с нами. Имел с ним разговор относительно Кирилла — он настаивал на необходимости для него отдыха и заграничного лечения! Это произвело на меня тяжелое впечатление; уезжать теперь за границу! Гулял и катался в байдарках. После обеда покатались в Баболове. 1-го мая. Суббота. День выдался отличный. Имел три доклада до завтрака и два после. Завтракал Кирилл. Гулял и катался на пруде. Зелень подвигается вперед успешно. К обеду поехали в Гатчину, где я простился с Мама перед моею поездкою на юг. Вернулись домой в 10 1/2 с Петей, кот. проехал в Петербург. 2-го мая. Воскресенье. Простоял чудный летний день; поэтому на прогулки выходил в кителе. Ездили впятером к обедне. Завтракали с детьми. Возил Аликс на прудах. Ходил еще долго один. После чая уложил свой небольшой багаж и читал. Обедали вдвоем и затем объехали Баболовский парк. К чаю приехал Миша. В 11 ч. Аликс отвезла меня на станцию, простились, я сел в поезд и отправился в поездку на юг. Миша со мною в вагоне, в отделении Аликс. Так пусто и тяжело без моей душки. 3-го мая. Понедельник. После завтрака проехали Москву, где в поезд вошли д. Сергей, Элла, Мария и Дмитрий. Погода была теплая, ехать было приятно, пыль отсутствовала. 4-го мая. Вторник. Проснулись с дождем, вид был унылый. В 9 час. приехали в Белгород. На станции встретили депутации от сословий и города. С Мишей поехал в коляске через наполненный народом город в собор, затем в поле, где стояло 5 мобилизованных батарей со всем их обозом — 31й артил. бригады. Произведя им смотр и простившись с ними, вернулся на станцию. Поехали дальше. Завтракали рано, т. к. в час прибыли в Харьков. Вне города на хорошем поле смотрел 1ю бриг. 31й пех. див. — 121й пех. Пензенский и 122й пех. Тамбовский, а также 1й Оренбургский казачий полк — все с громадными обозами. Полки представились отлично, состав огромный; они неделю тому назад мобилизовались. Напутствовав их в поход, вернулся в поезд и снова к большому вокзалу, где депутации встречали от Харьковской губернии. Затем проехал с Мишей по городу до собора и обратно. Порядок всюду был образцовый. Около 4 час. выехали дальше в Полтавскую губ. В 10 час. поезд остановился на станции Козельщина, где мы ночевали. Погода позже поправилась. Зелень здесь чудная, сирень цветет, фруктовые деревья все белые. 5-го мая. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Храм преподобного Серафима Саровского Спасского женского епархиального монастыря был основан в 1903 году. Его строительство завершилось уже в наши дни. История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного. Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее VIII–X веков во время иконоборческой ереси в Византии. Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век. Последний (до революционных потрясений) наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие, когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов. В начале XX века начинается строительство пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского (предположительно в год его канонизации – в 1903 году), но после революции 1917 года оно было остановлено. В меловом склоне Костомаровской балки на небольшом расстоянии друг от друга находятся восемь пещер. Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел). В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов. В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер. В более позднее время, по рассказам, в одной из стасидий лежала Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного. В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://sobory.ru/article/?object=00453

Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита. http://www.radonez-kursk.ru/kostomarovo.php Село Костомарово Воронежской области отличается необычным рельефом местности - это меловые горы. Около двух тысяч лет назад сам Андрей Первозванный поставил каменный крест на вершине одной меловой горы и основал там пещерный монастырь. Пейзаж отчетливо напоминал ему Иерусалимскую землю. Исследования показывают, что зарождение пещеростроительства происходило не позднее VIII–X веков, но возможно и более раннее устройство пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами времён апостола Андрея Первозванного. В 1917 году Спасский монастырь в Костомарово закрыли. В годы Второй мировой войны он вновь раскрыл свои двери прихожанам, но в 1958 году монастырь снова закрывают. В июне 1997 года началось восстановление монастыря. Ныне заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Пещерный Спасский монастырь в Костомарово - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. Единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел) – это храм Спаса Нерукотворного, с приделом во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Паломники приходят в Спасский храм, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Зимой богослужения проходят в храме во имя иконы Пресвятой Богородицы " Взыскание погибших " , который построен попечением Владыки Митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=00453

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010