День простоял солнечный. В 10 час. в домике у поезда Николаши генерал-квартирмейстер Данилов докладывал о всем происходившем вчера на обоих фронтах. Погулял в лесу и заходил в землянки казачьих застав против аэропланов. В 11 1/2 принял ген. Рузского, назначил его генерал-адъютантом. Он завтракал вместе с другими генералами. Снимался группой со всем штабом Николаши. Сделал хорошую прогулку с Дрен-тельн[ом] по расположению жел. дор. бригады. Писал Аликс. После чая читал бумаги. Вечером поиграл с Др[ентельном] в домино. 23-го сентября. Вторник. С утра шел дождь. В 10 час. в домике был доклад. Читал до завтрака. В 2 1/2 принял ген. Лагиш[а] и англ. генерала Williams. Сделал хорошую прогулку с Д[рентельном] под дождем. Пожаловал Николаше орд. Св. Георгия 3 ст., а Янушкевичу и Данилову 4 ст. Фредерикс себя чувствовал нехорошо и по совету врачей уехал вечером в Петроград. Поиграл с Д(рентельном) в кости. 24-го сентября. Среда. В 12 1/2 ночи выехал из Ставки и в 9 час. утра прибыл в Ровно. С большою радостью встретил Ольгу и Сандро на станции. Поехал с ними в лазарет, в кот. Ольга ухаживает с начала войны в качестве сестры милосердия, а затем в местный лазарет, где обошел более тяжело раненых. Все нашел в порядке и чистоте. Завтракал с Ольгой, Сандро и Дмитрием у себя и в час с 1/4 уехал в Брест-Литовск. Прибыл сюда в 6 час. Николаша, ген.-адъют. Иванов и прочие начальники ожидали на вокзале. Поговорил с Ивановым и дал ему Георгия 2й стен. Обедал с Николашей и старшими местными начальниками. Вечером выслушал обычную сводку за вчерашний день. Лег пораньше. 25-го сентября. Четверг. В час ночи поезд тронулся на Белосток, куда прибыл рано утром. В 6 1/2 выехал с Сухомлиновым в военном моторе в Осовец; приехал в крепость в 8 час. совершенно неожиданно. Какое-то особое чувство овладело мною при виде разрушения, произведенного бомбардировкой германцами различных зданий и массы воронок в земле. Но крепость сама нисколько не пострадала. Зашел в церковь, пока комендант ген. Шульман собирал часть свободного гарнизона на площадке рядом. Большая часть войск работала на передовых позициях. Поблагодарил их за боевую службу и очень довольный виденным выехал тою же дорогой в Белосток. Утро было холодное, но солнечное. Встретил огромный обоз 11й Сибирской стрелковой дивизии, шедший вперед к границе. В 11 ч. поехал в Вильну. По всему пути встречал воинские поезда. Приехал в Вильну в 3 часа; большая встреча на вокзале и по улицам стояли войска шпалерами — запасные батальоны, ополчения и к моей радости спешенные эскадроны 2й гв. кав. див. и конных батарей. Заехал в собор и в военный госпиталь. Оттуда в здание жен. гимн., где был устроен лазарет Красного Креста. В обоих заведениях обошел всех раненых офицеров и нижних чинов. Заехал поклониться иконе Остробрамской Божьей Матери. На вокзале представилось Виленское военное училище. Уехал очень довольный виденным и приемом населением, вместо 6ч. — в 8 1/2 час. Лег спать пораньше. 26-го сентября. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Этот вопрос, как это ни покажется странным, в принципе уже решен церковным Преданием. В «Требнике» митрополита Петра Могилы (XVII век) есть чинопоследование «О Крещении дивов и ин чуд родящихся». В нем предписывается: «Аще чудо или див некий от жены родитися приключит и аще образ человечий имети не будет, да не будет крещен. Аще же в том недоумение будет, да крестится под тоею кондициею: “Аще сей есть человек, крещается раб Божий имярек во имя Отца” и прочая». В апокрифической литературе обращает на себя внимание готовность именовать людьми самые странные существа: «Люди Попадеси живут над морем-окияном, главы у них человечи, а руки и ноги как конские ноги, а ходят на всех четырех ногах. Люди, завоми Потомия, ходят на руках и ногах, брады у них долги, половина человека, другая конь. А у жен их власов на головах нет, а живут в воде. Много и иных всяких чудных как во Фритских и во Индейских, и в Сирских странах: у иных песьи главы, и иные без глав, а на грудях зубы, а на локтях очи, а иные о двух лицах, а иные о четырех очах, а иные по шести рог на главах носят, а все те люди на вселенную пошли от единаго человека, рекше Адама, и за умножение грехов тако ся учиниша» . Над такого рода сообщениями сегодня принято улыбаться. Но нельзя не заметить, что доверчивость средневековых книжников сочеталось с полным отсутствием у них духа расизма. Себе подобных людей они готовы были признавать даже в самых странных «дивах». Вообще для Церкви характерно настаивать на том, чтобы границы класса существ, именуемых людьми, раздвигались. Для светских воззрений бывает, напротив, характерно стремление к сужению пределов человеческого бытия (дети в утробе матери – не люди; коматозные больные – не люди; дети, рожденные без мозга,- не люди; дети, пораженные болезнью Дауна,- тоже…). Так что и в случае с клонированием не стоит идти против церковной традиции и отрицательно решать вопрос о том, люди ли будут сии «дивы» или нет. Есть еще в церковной письменности предостережения от активизма, перекраивающего Богозданный мир. Нередко их используют как аргумент, поясняющий христианское неприятие клонирования. Но если уж честно использовать этот аргумент, то надо перестать в храмах возжигать свечи из парафина (этого вещества не было в «Богозданном мире» до появления человеческой химии), заправлять лампадки вазелином, носить синтетику, печь просфорки (они ведь не растут на церковном дворе) и вообще жить в мире культуры. Мир «ноосферы» (не в смысле оккультно-каббалистическом, а в смысле чисто культурологическом: ноосфера как мир, которого коснулась человеческая деятельность) есть неизбежная наша среда обитания. И здесь не так уж просто решить: чего мы можем коснуться нашей перестраивающей десницей, а чего – нет. Во всяком случае, запрета на изменение мира и даже человека быть не может (если только мы не хотим запретить медицину как таковую). Обсуждению подлежит лишь вопрос о целях и последствиях нашего вмешательства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Итог посольства был весьма успешен, ибо народный правитель непритворно, всей душою обратился к истинной вере 1096 и построил в своей стране не одну, а три церкви, и не на те средства, что привезли с собой послы от императора, но на те, которые он добровольно пожертвовал из своей казны: восхищаясь делами Феофила, он всеми силами стремился показать равное с ним усердие. Из тех церквей одну он возвел в столице своего народа, именуемой Тафарон, другую – на берегу океана, в месте, где располагался римский эмпорий 1097 . Место сие все прибывающие из римских областей по обыкновению называли Аденэ (Adene). Наконец, третья церковь была построена в другой части страны, а именно – в устье Персидского залива 1098 , там, где находился многолюдный Персидский эмпорий. 5. А Феофил, не жалея ни сил, ни времени, обустроил дела у омеритов, освятил церкви, придал им какое только мог убранство и лишь затем отплыл на остров Див, бывший, как упоминалось выше, его отечеством. Оттуда он направился в другие пределы Индии 1099 и многое, совершаемое там неподобающим образом, исправил – ибо случалось, что и Евангельским чтениям внимали сидя, да и в ином поступали противно божественному закону. Феофил же объяснил им, как, не уклоняясь, совершать святое богослужение и тем укрепил учение Церкви, ибо, утверждает нечестивый Филосторгий, в том, что касается истинности самого вероучения, они не нуждались ни в каких исправлениях, поскольку изначально и твердо исповедовали иносущие. 6. Из Великой Аравии Феофил направился к эфиопам, именуемым ауксумитами, которые населяют ближайшее побережье Красного моря, представляющего собой залив омывающего эти берега океана. Само Красное море простирается в длину на большое расстояние, делится на два залива; и тот из них, что протянулся в сторону Египта, по названию города в его оконечности именуется Клисмой. По его дну через расступившиеся воды некогда прошел преследуемый египтянами народ израильский. Другой залив выдается в сторону Палестины и с древних времен, как и расположенный там город, называется Аила 1100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольшее число монастырей в 18 в. надобно относить к 1700–1701 г., потому что после этого года следовало окончательное закрытие многих из них, не уравновишиваемое открытием новых за тоже время. Общее число монастырей – и мужских и девичьих – по нашему счету простиралось тогда до 1201; из них было муж. 965 и див. 236 93 . Тогдашнее население России, приблизительно к первой ревизий, можно определить в 5500000 податных муж. душ. Стало быть, 1 монастырь приходится почти на 4580 муж. податных душ. Разумеется, эта пропорция будет различная применительно к различным местностям империи и отдельным пунктам известных местностей. Наши города: Киев, Псков, Москва, Новгород наполнены были монастырями. Наши центральные, особенно северные губернии, – Новгородская и Вологодская усажены были ими. В Вологодской губернии, в трех уездах, Вологодском, Грязовецком и Кадниковском находилось в начале 18 в. 4 монастыря. Площадь уездов занимает около 370 кв. м.; следов., один монастырь приходится здесь в начале 18 в. на каждые 9 кв. м. В Новгородской губернии, в Белозерском уезде было 19 монастырей 94 , а в самом Новгородском уезде на пространстве нынешних пределов его было до 22 95 . Даже в незначительных нынешних городах северной России, какими напр., справедливо считать уездные города Костромской губ. Лух, Кинешму и подобные им, мы встречаем 2–4 монастыря. Есть села, где некогда стояло столько же монастырей. Недаром современные путешественники указывают нам там со „взгорья“ упраздненного или существующего монастыря ряд других упраздненных монастырей 96 . Недаром писателю, когда он говорит о близости известного монастыря к другому. приходится упоминать и о третьем, стоящем недалеко от обоих первых. 97 Так на севере, в „русской Фиваиде“. Не так на юге. Здесь нет таких ландшафтов, не было такого скучения монастырей, как у нас. На всем юге, если ограничить его полосу с севера градусом северной части киевской губернии, мы видим иногда существование 4-х монастырей невдалеке друг от друга, но только в одном округе поселений 98 , а никак не в одном селении, селе (разумеется, за исключением древнейших городов).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1935 г. Олег Болдырев вернулся в Париж, 30 ноября 1935 г. он был рукоположен митрополитом Евлогием во диакона, а 29 декабря – во иерея. После своего рукоположения получил назначение помощником иером. Мефодия (Кульмана) в Аньерский приход. С началом войны священник был призван во французскую армию. В 1940 г., попав в немецкий плен, он был вывезен в Германию, где содержался в лагерях для военнопленных, работал на молочном предприятии у зажиточного немецкого фермера. В марте 1941 г. был освобожден вместе с французскими пленными, не воевавшими с оружием в руках. После войны иерей О. Болдырев по поручению митрополита Евлогия окормлял русских эмигрантов, находившихся в лагерях для перемещенных лиц и в тюрьмах. В это время им было основано «Общество помощи русским заключенным». В Канаде, где он поселился в Монреале, получил место настоятеля Св. Петро-Павловского собора Американской Православной Церкви. 621 Прот. Олег Болдырев начинает свои воспоминания с момента рождения в 1911 г. и заканчивает уходом на покой в 1987 г. Воспоминания священника разбиты на разделы, отражающие основные этапы его жизненного пути: «Египет», «Турция». «Болгария», «Париж», «Дивко-бург», «Война», «Монреаль» и другие. Наиболее подробно описана его жизнь во Франции, учеба в Свято-Сергиевском Богословском Институте, служение в приходах в Аньере, Див-Кобурге. 622 Часть воспоминаний прот. О. Болдырев посвятил парижскому Александро-Невскому собору, где он служил вторым помощником настоятеля с апреля 1946 г. В этом разделе рассказывается об истории собора с момента его основания в 1861 г., описывается архитектура, внешний вид собора, личности его настоятелей, священников и др. 623 В 2007 г. в издательстве ГЛАС вышел сборник «Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского)». 624 Автор-составитель архимандрит Павел (Фокин) так описывает историю его возникновения: «Идея издания этой книги появилась вскоре после моего назначения настоятелем Свято-Николаевского собора города Сан-Франциско, куда и прибыл я 27 февраля 2004 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она же, на молитве ставши, все оны дни в упражнении бывает, прежде исхода радостию изходящи. И яко уже время наста, обычныя ей девы собирает, и вдовы, и ученицы, и вся верныя и облагодетельствованныя от нея, и поучивши их довольно, и пречистыя воздевши руки, помолися и о еже тамо обретшихся, и о вселенней всей: таже понеже рыданием содержи мы зрение всех и от слез престати не хотящих утешаше на мнозе, яко не оставити сих извествоваше пребыти без посещения, и наконец, мир всем давши, и Христа, от нея неизреченно рождшагося быти с ними рекши, одр ее прият. (Далее говорится о перенесении всех апостолов по воздуху на облаках к одру ея, и о явлении Господа со всеми небесными Силами для принятия души Ея)... И ангельская множества воспеваху и величаху Ее. Их же и слышаху апостоли и зряху тонко некако ума чистотою, и своего Владыку некоторым осиянием божественным познаваху ту пришедша и Матери честь воздающа богоподобную. Темже и обступиша одр священный воспеваху священнословствующе, и недомысленная некая и паче человека вещающе. И див (удивление, исступление) обдержаше всех, и благоухание некое странно же и премирно воздух исполняше». Но изде Петр теплоту своея веры показоваше, и слезами обливаем глаголаше: «О вместилище Божества, почто ныне тако зрю без дыхания простерту и удивляюся, како вместит тя гроб, вместившую Невместимаго небом, како покрыет тя камень, Покрове человеком. Како твое преставление стерпим, по Господе Надежде наша. Кая пения воспоем ти; Кая надгробная принесем ти; Что наречем тя; Чесому уподобим тя; Которому первее удивимся, девству ли, или безсеменному зачатию; или безболезненному и неизреченному рождению; Ты бо всякия чистоты превзыде предел. Ты Серафимов Владычица и Херувимам царица явися, и Госпожа всякия видимыя и невидимыя твари. Что к тебе речем; Киими мры проводим тя, Мроприемнице небесная; Кое кадило принесем ти, златая Кадильнице; Недоумею и удивляюся; како Одр великаго Царя на мале одре мертволепно без дыхания лежит». Преемши же Петрова воспевания Павел сосуд избранный, весь изступлен, весь восхищен, весь обожен, глагола: «О чудесе! Како затворишася девственные очи, от самых пелен ангелы зрети навыкшие; Како Питательница Жизни смертию объята бысть; Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть; Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет; Како гора превысокая Божия и великая на мале одре лежит, в ней же Господь вселися до конца; Како жезл присноцветущ ныне увядший зрится; О преславнаго зрения! О непостижимаго таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божия!..

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Для меня это не свидетельство о реальном существовании кентавров и фавнов. Но это вполне аутентичное свидетельство о мировоззрении блаженного Иеронима и преподобного Симеона Метафраста . Это свидетельство того, что святые мужи могли допустить существование (хотя бы на страницах христианской литературы) таких персонажей языческих мифов, которые тем не менее просят молиться о них Христу. Бес-то этого точно делать не стал бы… Впрочем, может, подобные повести Иероним не столько принимал сам, сколько проповедовал другим: «В этом сочинении (речь идет именно о Житии святого Павла Фивейского, — А К.) для пользы простейших мы много старались об уничтожении словесных украшений. Но не знаю, отчего сосуд, даже наполненный водой, издает все тот же запах, каким был пропитан, пока не был в употреблении» . И все же эта его доверчивость или уступчивость оставила заметный — и интересующий нас — след в истории западной литературы, прописав в ней фавнов и кентавров по разряду «див», а не «бесов». Ведь слова блаженного Иеронима были произнесены в ту пору, когда каноны христианства только формировались, — и потому оказали серьезное влияние на мир европейской культуры. Вслед за Иеронимом и другой человек, ставший «учителем Церкви» для западного мира — живший в Vll столетии архиепископ Исидор Севильский (архиепископ, председательствовавший на Толедских соборах 619 и 633 годов, и энциклопедист), верил в фавнов и сатиров (и считал, что дикари являются их потомками) . На книгах Иеронима и Исидора взращена западная христианская культура. Это означает, что ее художественный мир не двуцветен, а пестр… А в середине XX века Константинопольский патриарх Афинагор I вспоминал о мозаике в мавзолее Галла Планида в Равенне: «Вот подлинный христианский Орфей, в своей юной красе Воскресшего. Интерес вызывают здесь сатир и кентавр, резвящиеся у ног музыканта. О них так и хочется сказать, что они вышли из знаменитых историй святого Иеронима. У них лица восточных монахов с длинными волосами, длинными бородами, огромными глазами. Волосы и борода растрепаны, оставлены в небрежении, как и все, что дается от природы, зато глаза их полны ненасытного огня, они как будто хмельны Богом, ибо человек освященный, по слову святого Макария, весь должен стать «одним глазом», чистым восприятием незримого. По всей очевидности, как и у Иеронима, этот сатир и кентавр — новообращенные христиане. Они хотят быть личностями, а не космическими энергиями» .

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: «Крещается раб Божий (имя рек), аще не крещен». В Требнике митрополита Петра Могилы предусмотрены и совершенно особые случаи, с которыми может столкнуться священник, решающий вопрос о совершении крещения: «Аше многовиден див родится и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие, разсуждение сицево да будет, аще едину или многия имеет главы, едины или многия перси: ибо толикожде многия будут сердца, и души, и раздельние человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет… аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегожде особно крестити, может служитель, на коегожде главе воду изливая, всех единою крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч… Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под конец сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий (имя рек)…» 210 . В наше время приходится сталкиваться и с более необычными случаями при решении вопроса о крещении. Речь идет о лицах, которым по их желанию хирургическими и вообще медицинскими средствами изменили пол. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных казусах: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ночью была метель. С утра таяло. В 9 ч. приехал в г. Венден, где ген. Горбатовский сел в поезд. Завтракали пораньше и в 12.45 прибыли в Ригу. Город и особенно фабрики имеют унылый вид. На платф. Торнсберг ожидал ген. Радко Дмитриев — ком. 7го Сибирского арм. корп. при поч. карауле от 4 драг. Новотроицко-Екатеринославского полка. В моторах проехал через предместье Риги на поле, где произвел смотр двум сводным полкам от 3й, 12й, 13й и 14й Сибирских стр. див., их артиллерии, сапер и полка Оф. Кав. Школы. Все представились отлично, также рота одного из латышских стрелк. батальонов. Во всех частях видно было много Георгиевских кавалеров как среди штаб- и обер-офицеров, так и среди нижних чинов. После цер. марша поблагодарил войска и отправился в новый городской лазарет на 300 раненых. Вернулся с Алексеем в поезд вместо 3х к 4м часам. Поехали обратно на Венден, где простился с Горбатовским. Играл с А[лексеем] до 6 1/2 ч. После обеда в домино до прибытия в Псков в 12 1/4, где принял доклад ген. Рузского. Расстался с ним в час. 30-го октября. Пятница. Выспался как бывало после заутрени — до 10 1/2 ч. Лил сильнейший дождь; весь снег сошел. Читал до завтрака новые бумаги. В 2 часа прибыл в Витебск и проехал через город к лагерю. Здесь отдыхала и пополнялась 78я пех. дивизия с своею арт. бригадою. Она представилась в блестящем виде и в полном боевом составе — 14 тыс. штыков, а прибыла сюда после боев в составе 980 чел. Несмотря на грязь и огромные лужи полки прошли бодро и сомкнуто. Впечатление самое великолепное и бодрящее! На возвратном пути заехал с Алекс [еем] в собор. Уехал из Витебска в 4 3/4, а приехал в Могилев после обеда в 8.45. Ген Алексеев, Кондзеровский и Ронжин с губернатором встретили на платформе. Остались ночевать в поезде. 31-го октября. Суббота. Туманным утром переехали в губернаторский дом. Немедленно пошел в штаб к докладу. Снова здешняя жизнь вошла в свою колею. Погода сделалась солнечною и теплою; весь снег тут сошел. В 2 1/2 выехал с Алексеем на прогулку по дороге на Оршу и делал с ним костер. Вернулись к чаю. До обеда писал Аликс. Вечером занимался и пил чай в столовой. 1-го ноября. Воскресенье.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Пантеон таоизма очень обширен. Во главе его стоят две троицы. Основанием для учения об этих троицах, может быть, послужило положе­ние Лао-Цзы: из Тао рождается один, из одного два, из двух три, из трех все предметы. Почи­таются таоистами звезды, земля, горы, реки, живот­ные, напр., змея, даже неорганические предметы. § 23. О религиях Индии Старейший период индийской религии называется ведийским, по имени священной книги Вед. Веды значат ведение, знание, учение, которое возникло путем откровения, имеет божественное происхожде­ние. Веды, в их настоящем объеме, сложились постепенно, на протяжении целых веков, под различными влияниями, но полагают, что песни Вед изустно распевались арийцами уже тысячи за две лет до Р. Хр. Веды распадаются на четыре отдела: Риг – Веду, самую важную, содержащую древнейшие воззрения на божество, Ягур – Веду, Сама – Веду и Атарва – Веду. Последние три Веды касаются больше обрядовой стороны религии, содер­жат в себе молитвенные формулы и заклинания. – Как одна из древнейших религий в роде чело­веческом, религия Вед обращает на себя внима­ние богослова тем, что заключает в себе некоторые довольно возвышенные догматические и моральные элементы. Во многих гимнах Ригведы не без осно­вания указывают стремление к монотеизму, или, по крайней мере, к спиритуалистическому монизму. Самым общим термином для обозначения боже­ства является «Дева», производное от «див», или «диу», что в глагольной форме значит сиять, а в смысле существительного означает «небо». Это наи­менование показывает, что божества суть существа светлые, посылающие небесный свет. Другое назва­ние божеств «азурами» показывает, что они являют­ся живыми существами, духами. Высокий этический характер Ведийской религии отразился на самом на­звании верховного божества «Азура – Дьяус – Питар», что значит «самосущий светоподатель отец». Древнейшее религиозно-мифологическое сознание ин­дийцев облекло, таким образом, идею Бога в самый возвышенный символ, какой только досту­пен человечеству – образ Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010