Как совершать дополнительное крещение? В требнике малом есть «молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити (священнику) вборзе страха ради смертного» Этот сокращенный чин крещения состоит лишь в прочтении краткой водоосвятительной молитвы, в совершении погружения и тог, что следует за погружением, но не предписывается после погружения дополнять крещение прочими предшествующими погружению молитвами и обрядами, хотя бы крещенный остался жив. По аналогии можно заключить, что так же следует поступать и при довершении крещения, совершенного мирянином, за исключением, конечно, чтения водосвятительно молитвы и погружения, дополняя его лишь молитвословиями и обрядами, только последующими за троекратным погружением в воду, начиная с возложения на крещенного одежды и креста, или, если это сделано мирянином, — с чтения молитвы «по еже облещи» крещаемого («Благословен еси, Господи Вседержителю»)… (Рук. д. с. п. 1894, т. 2, с. 38–41). Как совершать хождение образом круга при крещении дополнительном? Хождение во образ круга относится к обязательным действиям крещения. Но для обхождения, очевидно, нет никакой нужды ставить купель с водой, — и не потому только, что купель уже не нужна, когда не нужно самое погружение, а и потому, что в требнике, в последовании св. крещения, не сказано, что обхождение должно совершаться вокруг купели, о которой даже и совсем не упоминается. В рассматриваемом случае обхождение может совершаться вокруг аналоя, на котором полагаются: крест, Евангелие и крестильный ящик, когда дополнение обрядов крещения совершается в храме, — или же около стола, на котором полагаются крест, Евангелие и крестильный ящик, когда дополнение обрядов крещения происходит на дому (Рук. д. с. п. 1893, т. 3 с. 206–207). Должно ли и как совершать крещение уродов? Ответ на это дается в требнике Петра Могилы. Здесь в статье: «О крещении дивов, или чуд родящихся» читаем: «Аще чудо, див некий от жены родитися приключится, и аще образ человеческой имети не будет, да крестится под сею кондициею: аще сей есть человек, крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

В нашем доме поместили двух младших внизу, в доме Ник[олая] Павл(овича) — трое старших. Принял Бирилева. Читал. Обедали вдвоем. Посидели недолго в доме Николаши. 1-го августа. Вторник. Почти не спал всю ночь. Погода, к счастью, сделалась чудная. В 10 час. поехали на Военное поле на общий парад, которым остался очень доволен. Завтракали на валике. Вернулись домой в 1 1/2. Погуляли с детьми в саду. В 4 1/2 поехали с Милицей и Станой на моторе на скачки. Они прошли скоро и удачно. Читал до 7 1/2. После обеда отправились в театр. Вернулись в 11 1/2. 2-го августа. Среда. Выспался отлично. Принял доклад Извольского. В 11 3/4 поехали на моторе в расположение Уланского полка. Около мызы Шунгорова состоялась закладка полковой церкви во имя св. Иоанна воина, сооружаемой на средства Аликс. Завтракали с детьми. В 3 часа отправился на бригадный маневр в окрестностях Мухолова оврага. Отбой был дан в 6 1/4, а разбор продолжался до 7 3/4 в старом редуте. Вернулся к 8 час. домой. Николаша угостил нас отличным обедом в палатке. Пробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно. 3-го августа. Четверг. Сегодня погода была еще лучше; солнце сильно пекло. В 9 час. поехал на моторе к Тайцам, где долго ожидал начала активных действий. Отбой был дан в 12 час. на Кавелахтах; разбор происходил тут же в старом укреплении. Вернулся к 2 час. на моторе с Николашей, Петюшей и Сергеем. Они завтракали с нами. Гуляли и возились с детьми на новом плоту на прудике. Мари упала в воду, но была немедленно вытащена. Занимался до 7 1/2. Обедали вдвоем. Поехали в театр, давали очень веселую пьесу “Денежные тузы”. 4-го августа. Пятница. В 8 1/2 выехал с Аликс и Станой на моторе по Кипенскому шоссе. В Телези мне представились офицеры переменного состава офиц. кавал. школы. Сел на лошадь и поехал к Высоцкому. Здесь видели атаку полками 2й кав. див. на Стрелковый полк и батарею. Затем я проехал к Хейдемякам, где был дан отбой и где произошел длинный, но интересный разбор. Вернулся домой к завтраку в 3 1/2 ч.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Таков же расклад сил в сказочных мирах Льюиса. В его «Мерзейшей мощи» перед лицом сатанинского зла к людям приходят неожиданные помощники: « " Тогда еще жили на земле нейтральные существа… "  — " Нейтральные? "  — " Конечно, разумное сознание или повинуется Богу, или нет. Но по отношению к нам, людям, они были нейтральны " . — " Это ты про эльдилов… про Ангелов? "  — " Слово «Ангел» не однозначно. Строго терминологически, они — силы. Но суть в другом. Даже эльдилов сейчас легче разделить на злых и добрых, чем при Мерлине. Тогда на земле были твари… как бы это сказать?., занятые своим делом. Они не помогали человеку и не вредили. У Павла об этом говорится. А еще раньше… все эти боги, феи, эльфы… общение с ними могло быть невинным, но небезопасным. Они как бы сортировали тех, кто вступал с ними в контакт. Не нарочно, они иначе просто не могли. Мерлин благочестив и смирен, но чего-то он лишен. Он слишком спокоен, словно ограбленная усадьба. А все потому, что он знал больше, чем нужно. Это как с многоженством. Для Авраама оно грехом не было, но мы ведь чувствуем, что даже его оно в чем-то обездолило… Именно эльдилы открыли Рэнсому, что существует заговор против человечества. Более того, именно они советуют ему, как бороться " ». Так и в фантастических мирах Толкиена. Так и в волшебном мире, который создала Ролинг. Не будем забывать, что книга написана англичанкой. Мы можем с ней не соглашаться, но просто нельзя возводить на человека напраслину: то, что может показаться неуместным, запредельным с точки зрения русской книжно-христианской традиции (хотя и она знала описания «див», подобных тем, которыми полны страницы «Сказания об Индийском царстве») совсем не является таковым в глазах автора, воспитанного в традициях английской культуры. Не бесами порождены хоббиты и эльфы, а детской и народной фантазией. А фантазия — вещь, ребенку необходимая. И не надо советы, некогда данные монахам, перенаправлять на детей (мол, «Соборная мудрость отцов Церкви решительно протестует против злоупотребления воображением. Такое действие воображения может привести к тяжким случаям духовного заблуждения, или прелести») . Фантазировать нельзя на молитве. А помечтать, видя себя летчиком или принцессой, ребенку совсем не вредно. Если монаху почудилось, будто икона улыбнулась ему во время молитвы, — это тревожный симптом. А если ребенок в своей палочке увидел меч или коня — то это нормально.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Там же. 29-го Августа. Суббота. День простоял серый. В 10 час. съехал на северную сторону и поехал на Братское кладбище. По всей дороге стояли части 13-й пехотной див., 13-й арт. бриг. и Севастопольской креп[остной] арт[иллерии] и креп[остного] полка. После панихиды спустился и пропустил войска церем. маршем. Проходили молодцами. В это время пошел живительный дождь. Заехал в церковь и школу под покровительством комитета Сандро. Вернулся на Яхту в 12 ½ час. Дети съезжали днем на берег. […] В 7 ч. пошли ко всенощной на юте. […] Там же. 30-го Августа. Воскресение. […] В 10 ¾ пошел с детьми к обедне. Аликс пришла потом. Завтракал после обхода команды и пробы. В 2 часа началась гонка на веслах со всей эскадры. Команды, взявшие призы, прибыли на яхту и я роздал унт. офицерам серебр. часы, а гребцам по серебр. рублю. Все остальные шлюпки собрались у правого борта и долго кричали ура! […] Там же. 1-го Сентября. Вторник. Проснулся чудным утром и в 9 час. отправился на крейс. «Память Меркурия». Снялся с якоря и пошел всем отрядом в море. Броненосцы шли впереди и открыли огонь по пункту, начиная с 60 кабельт[овых] и кончая 40 кабельтовыми. Сзади было хорошо видно, как ложились снаряды. После стрельбы прошли мимо пунктов и вернулись на рейд в 11 ½ час.[…] Завтракали высшие морские чины. В 3 часа поехал на отряд подводного плавания и подробно осмотрел лодку «Карп». […] Там же. 3 Сентября. Четверг. В 9 час. отправились на новом эскад[ренном] мин[оносце] «Лейтенант Шестаков» к Херсонесу. Два дивизиона миноносцев ставили на ходу мины заграждения. Затем на 18-ти узл[овом] ходу они стреляли минами на контргалсах по пункту на буксире. Погода стояла идеальной, и море было тихое. Вернулся на рейд в 11 ¾. Там же. 4-го Сентября. Пятница. В 10 час. съехал на Графскую пристань с Дмитрием, Фредериксом и Дедюлиным , сел в мотор и отправился на 4-й баст[ион]. Осмотрел там памятники, возобновленные на месте каждой батареи, люнета и опорного пункта. Прошел до здания панорамы, где в настоящее время находится картина Рубо – взятие Ахульго . Видел также памятник гр. Тотлебену – недавно освященный. Вернулся на Яхту в 16 ¼. Посетил с Алексеем крейсер «Память Меркурия». После завтрака роздал часы и сереб. рубли кондукторам, комендорам и минным унт. оф. за стрельбы в моем присутствии, также и гребцам моего катера. В 5 час. съехал на нем с Ольгой и Татьяной к морскому госпиталю, кот. обошел в подробности. Немного опоздал к заходу солнца. Спуск флага был из-за этого задержан. Окончил фельдъ-егеря. Обедало высшее начальство Севастополя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В " Требнике " святителя Петра Могилы есть чинопоследование " О крещении дивов и ин чуд родящихся " : " Аще чудо или див некий от жены родитися приключит, и аще образ человечий имети не будет, да не будет крещен. Аще же в том недоумение будет, да крестится под твоею кондициею: аще сей есть человек, крещается раб Божий имярек во имя Отца и прочая " . Комментируя данный вопрос, о. Андрей полагает, что Церковь будет настаивать на признании " клонов " людьми, " чтобы не допустить проведения экспериментов над ними или разъятия их на " запчасти " [ 18 ]. К сказанному можно добавить следующее. Человеческая сущность " клонов " вряд ли может быть определена биофизиологическими параметрами. В значительной степени она будет определяться нашим - человеческим или бесчеловечным - к ним отношением, нашим состраданием. Наша любовь может и должна не допустить признания их неполноценности, и, следовательно, стать их реальной защитой от потребительского, например, в целях трансплантации, истребления. Грех, как известно, влечет за собой грех. Сама по себе палитра возможных последствий и " вторичных " чудовищных злоупотреблений копированием (например, создание человеческих " запасников " для целей трансплантации) обнажает " первичность " греховности или безнравственности клонирования человека. При этом нельзя не обратить внимание, что большинство ученых-генетиков, критически относящихся к новой технологии, связывают с нравственными аспектами клонирования нечто совсем другое. Нравственная сторона проблемы клонирования заключается для них в том, что если в опытах с животными " так велико количество повреждений эмбриона и мертворождений, если не ясен вообще конечный результат, этично ли даже говорить о переносе эксперимента на живых людей? " Задавая такой вопрос, профессор Б. Конюхов, заведующий лабораторией генетики развития института общей генетики РАН, отвечает на него предельно ясно: " Переносить еще не решенную методически научную разработку на человека безнравственно " [ 19 ]. " А если научная разработка будет решена методически? " - спросим мы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2203...

Понятие воздержания имеет широкое значение, охватывая своим содержанием не только «внешнего человека», но также и «человека внутреннего» (св. Василий Великий . Толкование на пророка Исаию 1:5–22. См. также Древний Патерик, изд. 3-е, М., 1899, гл. 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души, стр. 44–65), т. е. всю духовно-телесную природу человека. Подвиг воздержания простирается вообще на все, что так или иначе препятствует богоугодной жизни. В первую очередь, это есть воздержание, отчуждение от всякой страсти, от лукавых и суетных помыслов, дел и пороков, и вместе с этим приобретение добродетелей, противоположных порокам. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям. Предметом (объектом) воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. Отсюда и два основных направления воздержания. Что касается пороков и греховных страстей, то с ними должна быть борьба («воздержание») решительная, ревностная, самоотверженная, без всякого ограничения. Совсем другой характер получает воздержание, когда имеются в виду естественные потребности человеческой природы, потребности телесные. Здесь воздержание имеет свои границы, исходя из того христианского взгляда, что мы должны не тело, а страсти умерщвлять: «мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами» (оптинский старец о. Амвросий. Письма, ч. 1, стр. 44. Сравн. высказывания преп. Серафима Саровского – Летопись Сер. Див. св. обит., изд. 2-е, стр. 47). Христианство вовсе не имеет в виду рекомендовать убийство тела; оно неодобрительно относится даже к его «изнурению», когда практикуется небрежение об удовлетворении его необходимых потребностей (сравн. Кол. 2:21–23 ; С. Зарин. Аскетизм. Т. 1, кн. 2-я, стр. 611). У христианина тело, с его потребностями и инстинктами – должно быть подчинено его духовной сущности, должно быть гибким, послушным орудием духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Инженер помог крестьянам переналадить производство фабрики на выпуск новой продукции - нитяных катушек. Известно, что предприятие с перебоями проработало до пожара в 1920 году, а в 1925 году было выставлено на продажу. Воспротивившиеся этому рабочие купили остатки фабрики вскладчину за 3 тысячи рублей, после чего здесь стали выпускать более важную продукцию – древесный уголь, древесный спирт и уксуснокислый порошок. Однако в 1936 году маленькую фабрику всё же ликвидировали и на сей раз навсегда. Остатки её оборудования переправили в Боровичи и Владимир. Главный дом усадьбы Заветное перешёл дачному тресту Новгорода, вся мебель была вывезена в Крестцы. Во время ВОВ дом М. А. Токарского ещё стоял – в нём жили солдаты. Впоследствии он был окончательно разобран. В настоящее время помимо часовни в Заветном можно увидеть въездные кованые ворота без створок и железобетонный остов водонапорной башни, питавшей когда-то систему фонтанов. Сохранилась и двухмаршевая парковая лестница, ведущая от дома в партер, с круглой чашей фонтана посередине. Спустившись ниже, к берегу заросшего и заболоченного ручья, с трудом можно отыскать бетонные ступени купальни, а выше по ручью – железобетонную плотину с зарастающим ныне водохранилищем. Всё же, несмотря на видимые разрушения, созданная в подражание Версалю или Петергофу усадьба Заветное и в наши дни представляет собой большую архитектурно-художественную и техническую ценность как один из редких образцов усадебного строительства из железобетона в России. Известно, что в 1920 году имение Заветное с целью присоединения его к художественному фонду Петродворца было обследовано по линии «Главнауки», возможно, не без участия сына М. А. Токарского – известного исследователя древнеармянской архитектуры Николая Михайловича Токарского (1896–1977). К сожалению, эти материалы пока не найдены... Усадьба М.А. Токарского «Заветное», «Страна Див: Энциклопедия Окуловского края». Авт. сост. Е.Н. Романова, Л.Э. Бриккер; Ред. М.С. Кукина, Е.Н. Туманова; Под общей ред. А.И. Белинского. – СПб.: Издательство «ДУМА», 2014 г.

http://sobory.ru/article/?object=56884

В другом письме к Хрисанфу Досифей пишет: «Отпиши к нам ведомость скоро, чтобы прислать к тебе и прочие печатные и непечатные (книги), чтоб собралось то число книг. Сие дело превосходит и седмь прехвальных див, и сия библиотека превосходит зело честию Птоломеова». Еще в письме к Хрисанфу Досифей пишет: «Потщися крепко о печатании книг, и буде напечатаютца, надписание такое над ними напиши: Вивлиотека списавших православных на обновления латинов, книга 1-я, 2-я и прочая.. Здесь принесли печать и печатаем на латинов книгу ту, о которой ведаешь, потом господарь хочет печатать книгу Иоанна Дохтора». В мае 1693 года Досифей пишет к Хрисанфу: «Про книги, которые послали в Россию печатати, радей накрепко, чтоб они приказаны были печатать, и буде не могут они выбрать из них, чтоб их прислать сюда и мы здесь из них выберем, что надобно, и напишем. А буде тех книг к нам послать невозможно, и мы пришлем отсюда к вам такого человека, который возможет из тех книг выбрать и написать, что к печатанию годно и исправить их совершенно» 98 . Между тем Досифей получил от Хрисанфа известие, что московское правительство приказало печатать присланные им книги. Ввиду этого известия Досифей шлет от 10 августа 1693 года благодарственную грамоту к патриарху Адриану. «Благодарствуем, – пишет он, – яко благоволил еси почтити патриаршеский божественный сан, понеже попекся еси о всех Церквах Божиих и подвиг совершил еси яко добрый пастырь, еже напечататися книгам, церквам Божиим нужнейшим, яже отцы наши святии списаша ко утвержению утверждений и во всю высоту возносимых на разум Божий, зане чрез тыя книги состоится благочестие, и свидетельствуют древнюю и отеческую и апостольскую мысль православныя святыя веры нашея, и отвергается безбожный папежства догмат; сия православнии, яко оружия у потребляющие, заключают уста глаголющих хульная, и, наконец, реши, благочестие держится и нечестие отвергается яже вмале не погибаша, яко иногда погибоша драхма. И вы богопочтеннии полагаете тыя в свет, почитающе Христа и общую матерь и питательницу Святую Христову Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

PL139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа Римский); Пурхард из Рейхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо (аббат Флёри); Альберт, аббат Сен–Месмен–де–Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер (аббат Лоббе); Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский) PL140: Император Генрих II; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдульский) PL141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхеймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен–Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберо (епископ Лаонский); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен–Пьер–сюр–Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа Римский); Годехард (епископ Хильдесхеймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годесхальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа Римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен–Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи) PL142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа Римский); Климент II (папа Римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн, монах из Санса; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Рейхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский PL143: Герман Расслабленный; анонимный « Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа Римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа Римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен–Мор–де–Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа Римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве–Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа Римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря Св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьенский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле–Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010