Скачать epub pdf Слово в первый день Святые Пасхи М илость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася ( Псал. 81:11 ). Не одни мы, слушатели, участвуем в настоящем торжестве Церкви. Мир древний и новый, роды прошедшие и грядущие соединяются в своих песнопениях воскресшему Христу Иисусу. Видел Авраам день сей, день Христов, день оправдания и спасения нашего, и возрадовался духом своим ( Иоан. 8:56 ); видел его страждущий Иов, и на нем утвердил надежду своего воскресения. Вем, яко присносущен есть, говорил он в утешение себе в тяжкия минуты тяжких скорбей телесных и душевных, Иже имать воскресити кожу мою терпящую сия ( Иов. 19:26 ). Видел его Давид, и в священном восторге своем сказал: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Видим его наконец и мы, недостойные видеть его, а тем менее участвовать в высоких радостях его, видим, и с благоговейным притрепетным удивлением познаем, как точно и совершенно в сей день, в сем достопокланяемом Иисусе оправдались оные слова прозорливца Божия, как в нем легко совместились сии столь противоположные качества, каковы суть милость и истина, без всякого в нем самом противоречия, без всякого их изменения, но так, что каждое из них удерживает, так сказать, свой вид, свое существенное свойство. Приближим предмет сей подробным рассмотрением его к осязательному чувству недоверчивого разума, и при свете слова Божия дав ему, сколько можно, яснее ощутить не только возможность, но и действительное соединение таких несоединяемых, по видимому, качеств в Ходатае Бога и человеков, Богочеловеке Иисусе Христе, извлечем отсюда для себя нравственное и для преспеяния в духовной деятельности необходимое правило: в делах веры водиться более верою, а на любопытствующий разум наш налагать печать глубокого молчания, и всякое его возношение, взимающееся на разум Божий, пленять в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ). В си путие Господни – милость и истина ( Псал. 24:10 ). Вот основание, на котором зиждутся и по которому располагаются все действия Божии; вот внутренний всеобщий закон существа Его, который ясными чертами отпечатлевается во всех внешних явлениях оного. Кто внимательным и благоговейным взором приникал в таинственные пути промысла Божия в отношении к самому себе и в отношении к другим: тот не может сомневаться в этом; тому тысячи встречались случаев, в которых он видел ясно, как все действия Божии заключались, какбы в семени, в сих противоположных, по видимому, свойствах существа Его, и как все оне естественно и постепенно, так сказать, развивались из них. В существе Божием нет никакой противоположности; в нем все тождественно, все единственно, все милость и все истина. Таков Вышний в существе своем! Но каков Отец, таков и Сын. Свойства Вышнего не должны ли, по самому естественному порядку, перейти к Сыну Вышнего, к Тому, который вечно пребывает в лоне Его, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Четвертый день. Поучение 2-е. День обретения мощей святителей казанских Гурия и Варсонофия. (Уроки из их жизни: а) от юности должно начинать служение Богу, б) терпеливо переносить скорби и в) быть усердным ко храму). I. Ныне прославляемые святители казанские Гурий и Варсонофий были для области казанской, по завоевании казанского царства Иоанном Грозным, первыми возвестителями пути спасительнаго, истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, учителями благочестия и наставниками православия, как величает их в одной из своих песней св. церковь (Троп. празд.). Не светом ли были они для всей страны этой, некогда омраченной магометанским и языческим нечестием, ныне же сияющей православною верою и благочестием, святыми храмами, всюду величественно воздвигнутыми, на месте богопротивного языческого идолослужения, в которых приносится угодная Богу словесная и безкровная жертва, и славословится всесвятое имя Божие? II. Св. жизнь святителей Христовых Гурия и Варсонофия есть прекрасный образец высокого духовного совершенства. Возьмем же для себя в сей день памяти их несколько уроков с тем, чтобы осуществить их в жизни, чтобы, таким образом, быть истинными чтителями священной памяти их, как Богом дарованных наставников и отцев наших, и ныне присутствующих духом с нами, как чадами их во Христе. а) Высоты духовного совершенства и благодатных даров достигли эти святители тем, что от юности своей они презрели все плотское мудрование, вперив же ум к желаемому Христу Богу, совершили течение в посте, молитвах и бдениях, победив до конца чувственные страсти и сияя чистотою и бесстрастием (Конд. св. Гурию). Имея непреложный помысл благочестия, они в продолжение всей жизни с веселием шествовали по стопам Господа Спасителя путем тесным, восходя от силы в силу, и достигли в тихое пристанище жизни вечной, где лики праведных сияют. Итак, первый урок, какой преподают нам святители казанские, есть отрешенность от всего земного, плотского, вещественнаго, и устремление духа и сердца к Богу и к благам вечной жизни, освящение себя Богу от юности, и всежизненный подвиг веры, в котором пребыли они, оберегая себя от всех скверн мира, от всякого и самомалейшего поползновения ко греху. К этому подвигу божественный апостол приглашает всех и каждаго. Итак, если мы еще одержимы дремотою лености и небрежения о нашем спасении и бурею страстей, то прибегнем к благодатной помощи святителей казанских, потому что Господь для того и прославляет Своих св. угодников, чтобы в их предстателъстве и заступлении открыть всегда верную помощь, а в их святой жизни высокий пример подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

199. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском соборе августа 15 дня; напечатано в Твор. Св. От. 1845 г. и в собрании 1848 г.) 1845 год Иисус же, видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом глагола ученику: се мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во свояси. ( Uh. XIX. 26–27 ). Теперь уже не ученик распятаго Иисуса осиротевшую Матерь Его «поят во свояси», в малый дом. Сам Господь Иисус, царствующий на небесах, Преблагословенную Матерь Свою «поят во Свояси», во многия обители в дому Отца Своего, в блаженное созерцание и причастие славы, юже имел Он у Отца, прежде мир не бысть. Теперь не одного ученика Своего дает Он Ей в сына, чтобы Она упокоена была его сыновним служением: но всех учеников Своих, всех православно верующих христиан дает Он Ей в сыны и дщери, чтобы они пользовались Ея материнским попечением. Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать 668 , столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: «ублажат Мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Такова судьба Пресвятыя Приснодевы, в Ея успении для жизни земной, временной, в Ея пробуждении к жизни небесной, вечной. Каким путем достигнуто до такой высоты блаженства и славы? – Сей вопрос предложить и разсматривать может не одна праздная любознательность, но и любовь к учению спасительному. Ибо, хотя судьба Пресвятыя Богородицы, в своем особенном виде и степени, безпримерна, но вообще, как судьба души совершившейся и блаженной, она есть следствие тех сил, расположений, действий и подвигов, которыми пролагается и совершается общий для всех человеков путь спасения. Не легко было бы обозреть весь путь жизни Пресвятыя Девы, большею частию закрытый и Ея безмолвием и молчанием Евангельской Истории. Впрочем некоторые следы онаго мы не однократно указывали вниманию и подражанию верующих, при подобных настоящему торжествах. На сей раз остановимся на одном возвышенном месте сего пути, открытом в Евангелии, чтобы обозреть хотя некоторую часть сего пути, открывающуюся с сего возвышения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

478. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (Говорено в Никитском Монастыре, ноября 21). 1825 Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. ( Ncaл. XLIV, 15 ). Что такое видит Божественный Пророк? Кто сей Царь? Какие это девы? Для чего во множестве приводятся оне к Царю? Кто ими предводительствует? Царь есть Иисус Христос, Которого, впрочем, царство несть от мира сего. Девы суть чистые души, единого Иисуса Христа возлюбившие так, что уже ни к чему в мире плотскою любовию не привязаны. Приводятся оне к сему Царю, чтобы получить царствие небесное, чтобы не только принадлежали оне сему царствию, как рабыни, но чтоб и оно принадлежало им, как царским дщерям, как невестам царя, как царицам. Предводительствует ими великая невеста царева – Церковь , среди же собора церковного первенствует верховная Невеста царева – Богоблагодатная Дева Мария. Нынешний праздник приведения Пресвятой Девы во храм Господень есть некоторым образом торжественное открытие шествия дев к Царю. Посему прилично избран он особенным праздником одного из храмов сей обители дев и жен, посвящающих себя Богу. Пусть оне в сем празднике, как в картине, как в зеркале, видят свою Божественную, но тем не менее близкую Предшественницу, и искреннюю Покровительницу, начинающую путь Ее высочайшаго совершенства, и мало-помалу научаются познавать и побуждаются проходить предлежащий им путь «в след Ея»; пусть научаются, как полагать для себя начало приведения к Богу, пусть возбуждаются мыслию о совершенном к Нему приближении, даже до соединения с Ним. Краткое изображение пути приведения души к Богу найдем мы в том же псалме Давидовом, из которого заимствованы первые слова настоящего слова: изъяснение же слов пророческих даст нам Василий Великий . Начатки пути приведения души к Богу псалом изображает в следующих словах: «слыши дщи и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему» ( Пс. 44:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ Естественный путь ко спасению Не внешне только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело. В прошлый год с этого воскресенья начал я вам объяснять, в чем состоит путь, ведущий ко спасению, и в несколько бесед мы дошли с вами, если припомните, до следующего определения: «Узнай и сердцем содержи все, чему учит Святая Церковь , и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и, несомненно, достигнешь Царствия Небесного и спасешься». Я нарочно повторял тогда несколько раз это правило, как повторяю и теперь, с тем, чтобы вы легче могли утвердить его в своей памяти. Но при всем том я не думал сказать вам что новое, а хотел только порадовать вас, возведши до сознания, что все, чем мы чаем угодить Богу и душу свою спасти, есть действительно Богом нам дарованный, единственный путь ко спасению, а обрадовавши – возбудить живейшую ревность идти сим именно, а не другим путем – без колебания, без отставания и без блуждания. Теперь что остается? Остается идти. Пойдемте же, чтобы, иначе, к нам не относился укор Спасителя к иудеям за то, что они не хотели воспользоваться указаниями Иоанна Предтечи: он бе светильник горя и светя, говорил Спаситель, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его 167 . То есть, Иоанн Предтеча указывал им путь жизни во Христе Спасителе, а они не последовали совету его. Что тогда было, то может быть и теперь, и во всякое время. Можно стоять при пути спасения, колеблясь недоумениями, – точно ли этот путь есть единственный путь, и нет ли другого поудобнее и попривольнее. Можно и веря в истину и неотменность пути сего спать при нем в беспечности или отлагать самое шествие день ото дня. Можно стоять и дивиться на всех мимоходящих путем тем, не двигаясь с места, или вступать на него и опять сходить, вступать и сходить. Как жаль, имея так верным получение вечного спасения, в день распределения участи всех оказаться лишенным его!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Штуттгартский Иов о пути к Православию, владыке Марке и теодицее «Самый сильный Ответ на проблему зла в мире — Сам Христос» 10.02.2022 550 Время на чтение 18 минут Источник: Православие.ру Епископ Штутгартский Иов (Бандманн) При рождении названный Джоном, крестили его Иоанном в честь Крестителя Господня. В иночестве назвали Иосифом в честь Обручника Господня, в монашестве — Иовом в честь преподобного Иова Почаевского, одного из особо почитаемых Русской Зарубежной Церковью святых, ставшего покровителем издательского дела русского рассеяния. Из словацкого Ларомирова пришла за океан типография преподобного Иова Почаевского, существующая и поныне. Так и пошло издательское дело, благодаря которому многие годы типография в Джорданвилле снабжала книгами и другой печатной продукцией верующих на исторической родине. Это интервью мы записали на второй день после епископской хиротонии владыки Иова (Бандманна). «Везёт мне на архиереев-коллег», — думала я. И вообще, это первый архиерей, у которого я брала интервью спустя всего один день после хиротонии, когда к обращению «владыка» он ещё не привык и заметил: «Если сзади кто-то говорит:  “ Владыка Иов! ” , я думаю :  кто это? к кому это обращаются?» Вообще эта хиротония должна была состояться два года назад в обители преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, спустя время после кончины  Штутгартского архиепископа Агапита (Горачека) , тоже потомственного журналиста, горячо любимого своей русской в Германии паствой. Там же должно было состояться и заседание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, и торжества, посвященные 100-летию её основания. Но вирус дорогу закрыл. И вот в перерыве между вир у соволнами, когда, казалось, вирус отступил, к традиционному многолюдному — за исключением прошлого года — празднованию в честь Курской Коренной иконы Божией Матери приурочили и заседание Синода (уже не онлайн, а «ин-персон»), и архиерейскую хиротонию, которая в присутствии Путеводительницы русского рассеяния, как отмечали прихожане, была «торжественна до слез».

http://ruskline.ru/opp/2022/02/10/episko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Заступнице усердная рода христианского...» На крымской земле совершен крестный ход с Державной иконой Божией Матери 19.03.2014 1028 Время на чтение 4 минуты На Руси всегда чтили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек - это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия - здания, земля, люди, могут быть освящены через человека Господом. На пресс-конференции, отвечая на актуальные вопросы журналистов, благочинный севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта отметил, что Церковь - вне политики, но в сложившейся ситуации в стране Церковь участвует молитвой. Крымский крестный ход с иконой Божьей Матери «Державная» - это более 1000 км пути за один день на автомобилях. В 2008 году в международном крестном ходе организованном фондом «Андреевский флаг» «Под звездной Пресвятой Богородицы» эта икона Божьей Матери преодолела расстояние от Севастополя до Москвы на руках верующих, пешком (1585 км). Координировал движение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II севастопольский центр защиты семьи и детства «Русичи». " Крестоходцы прошли пешком от Севастополя до Москвы вместе с иконой.. неся икону Божьей Матери " Державная " . Во время шествия крестного хода икона замироточила в районе Джанкоя и продолжала обильно мироточить до Москвы, и после этого она была возвращена к нам во Свято Владимирский собор и вы можете узнать ее по тем украшениям, которые приносят люди, которые получили исцеления или устроения земных дел по молитвам перед этой иконой " - продолжил протоиерей Сергий Халюта. Украшения сняты, и чудотворный образ переложен в походный киот. 15 марта в день празднования иконы Божией Матери «Державная» Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил каждого участника крестного хода. Крестоходцы представляют самые различные национальности Крыма - русские, украинц ы, белорусы, татары, греки и даже немка. 6 лет назад уроженка Германии Маргарита участвовала в международном крестном ходе с этой иконой. И в эти дни она - вновь в Севастополе, откуда после молебна икона автомобильным крестным ходом, который в очередной раз координирует Центр «Русичи», отправляется по городам Крыма и блок-постам полуострова с молитвой на устах участников.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И с иконой честной крестный ход идет...» 24 января православные христиане отмечают праздник иконы Божией Матери Елецкой 24.01.2021 912 Время на чтение 7 минут Об этой иконе из­вест­но лишь то, что на­хо­ди­лась она в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии. Кро­ме то­го, ле­то­пи­си за­фик­си­ро­ва­ли год её яв­ле­ния — 1060, то есть тот же, что и у Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что Елец­кая ико­на яв­ля­ет­ся позд­ним спис­ком (ко­пи­ей) с Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. По­ми­мо по­яс­но­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри су­ще­ству­ют ещё один вид Елец­кой ико­ны — ро­сто­вой. На этой иконе изо­бра­же­но яв­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной Та­мер­ла­ну пе­ред его по­хо­дом на Моск­ву, быв­шее в 1395 го­ду в го­ро­де Ель­це. Елецкая застава (предание) А как начнем мы с вами повесть о Земле Русской Православной и о Тамерлане – злом и поганом. Как собрал Тамерлан кровавый войско свое на Русь Великую. Лето настало, и покорил Тамерлан-завоеватель града русские да понаграбил злата-сребра множество великое. И пошел стон, над Русью, печальный. Черна земля под копытами полита кровью людской, горит Русь Православная. Как подошел грозный Тамерлан к Ельцу-граду. И молвили люди Елецкие: «Лучше нам быть порубленными, чем даться в полон Тамерлану поганому». Битвы такой не было на всей Руси слыхано! От утра до вечера, от вечера до света летают стрелы каленые, гремят мечи булатные. Полилась кровушка по Земле Русской матушке. Орут птицы, ржут кони, земля стонет. Не на жизнь, а на смерть бились люди Елецкие за сторонку свою родимую, за матушек, да за детушек своих малых. Не давали землицу свою, ворогам поганым, на поругание. Но таяли силы защитников. А в Тамерлана вселилось буйство великое: «Сколь градов славных пало от войска моего могучего, а сей град на колени не встал? Да сколь воинов моих могучих полегло в битве сей! Растопчу вороным конем, посожгу лютым огнем!» И отступил Елец-град, и огонь заступил, и сгорел сей град. Возрадовался Тамерлан. И сбирается идти он на Москву -град . Пирует войско его, радуется, а Земля Русская стонет печально. Уж не весело время настало. Всю ночь кричали враны зловещие. Трава пожелтела от жалости, древо печально к земле приклонилося. А как задумался Тамерлан-великий и печаль-кручина взяла его. Бился день, бился другой, лишь на третий день к полудню пал град-Елец. И подумал он: «Коль пойду я дальше до Москвы-града, поляжет войско мое. Много битв на пути моем, а силы мои поослаблены. Елец-град повыпил моей кровушки, да зима русская лютая наступает. Нет, нет пути далее». Загоревал Тамерлан, да задумался. А как почевать в шатре прилег, так не стало покоя совсем. Средь ноченьки черной проснулся Тамерлан от света яркого, белого… И явилось ему чудо-чудное, диво-дивное. Небо расступилось, и увидал захватчик кровавый Пресвятую Матерь Богородицу, Царицу Небесную с сонмом Святых.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ко Господу смиренную молитву донеси…» 19 декабря – день памяти Святителя Николая Чудотворца 18.12.2020 918 Время на чтение 6 минут Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий Чудотворец и угодник Божий. В России, да и во всем Православном мире, нет ни одного дома, где не знали бы о Святителе Николае. Имя великого угодника Божия, Святителя и Чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его Святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Сегодня хотелось бы рассказать о храме Святителя Николая Чудотворца города Липецка и поздравить настоятеля храма протоиерея Виталия Диесперова, священство и церковнослужителей, а также, весь приход с Престольным праздником строками стихотворения «Святителе Николае», написанного мной около трех лет назад, именно в Липецке, которое вошло в число финалистов литературной премии «Наследие»: Святителе Николае, светла в глазах печаль, В пути моем ко Господу не широта, а даль… О Чудный мой помощниче, молитва горяча, Из храма сердца светится зажженная свеча. Святителе Николае, смиренно попрошу, Я Господу о помощи молитву возношу, О Дивный Чудотворче, на жизненном пути, Через молитву к Господу к спасенью поведи. Святителе Николае, как много в жизни бед, Но только с Божией помощью дается путь побед, О Светлый мой наставниче, свечи не угаси, Ко Господу смиренную молитву донеси. История храма Святителя Николая Чудотворца города Липецка непроста, как и многих других, переживших страшные времена лихолетья. На сегодняшний день, храм является памятником истории и культуры 19 века. А началось все в 1890 году… Торжественная закладка храма состоялась 30 июня 1885 года близ здания липецкой тюрьмы в присутствии местной администрации и граждан города. Здание в русском стиле было возведено по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова в 1890 году. Освящение престола во имя св. Николая Чудотворца состоялось 14 октября 1890 года. Большой вклад в строительство храма был внесен купцом Митрофаном Алексеевичем Клюевым, который состоял старостой храма с момента его открытия и купцом Феодосием Ивановичем Болховитиновым. Также огромный вклад в строительство и украшение храма был внесен почетной гражданкой города Екатериной Ивановной Хренниковой.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/18/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010