Патриарх Кирилл о «Невском экспрессе»: «Мы не должны привыкать к таким событиям» Взирая на телевизионные репортажи в своих квартирах, мы часто не воспринимаем телевизионную картинку как реальность, потому что слишком привыкли к ложным смертям и ложным страданиям, которые передает нам виртуальный мир телевидения.. Это не виртуальные страдания, это не смерть в художественном фильме — это смерть наших братьев и сестер. 29 ноября, 2009 Взирая на телевизионные репортажи в своих квартирах, мы часто не воспринимаем телевизионную картинку как реальность, потому что слишком привыкли к ложным смертям и ложным страданиям, которые передает нам виртуальный мир телевидения.. Это не виртуальные страдания, это не смерть в художественном фильме — это смерть наших братьев и сестер. 29 ноября, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молитвы о упокоении душ погибших и выздоровлении пострадавших в результате крушения скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс». По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию по погибшим. Святейший Патриарх Кирилл молился о «рабех Божиих, из Москвы в Петербург путешествовавших и по злой и преступней воле человечестей убиенных». Скачать В Первосвятительском слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал следующее: Мир во зле лежит (см. 1 Ин. 5:19), как говорит Слово Божие, потому что огромное количество людей оказываются неспособными открыть свое сердце навстречу Божией благодати, и тогда их сердце захватывается иной силой, силой смертельно опасной для человеческой жизни. Иногда злоба полностью порабощает людей, ложь подавляет их мысли. Устремляясь к своим целям, каковые сами создали, эти люди способны уничтожать все на своем пути — и не только морально, но и физически.Сегодня мы совершили — в этот радостный для нас день — скорбную молитву о всех тех, кто погиб в поезде на пути из Москвы в Санкт-Петербург, как было сказано в молитве, «по злой и преступной человеческой воле». То, что произошло, и то, что часто происходит как в нашей стране, так и во всем мире, свидетельствует о том, что люди, потерявшие веру, способны быть зверями и даже хуже зверей. И когда нам нередко говорят, что человек сам, без всякой веры, способен нравственно совершенствоваться, нам говорят ложь. Подлинное нравственное совершенство только там, где Бог. Подлинное нравственное совершенство там, где в ответ на открытое человеческое сердце, на открытый разум, на молитву и веру Бог передает Свою благодатную силу, преобразуя и испепеляя этой благодатной и всемогущей силой человеческую греховность, преобразуя человека грешного в человека, по Богу созданного.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-o-nevs...

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Источник: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост». М., 1999. Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение мясопустной недели, завершающейся Прощенным Воскресеньем, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно « великопостные «: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту:    Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.  Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света) Слава Тебе, Едине Человеколюбче!          Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся (спасшихся) «: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: « Восхвалим собор святых Отцов! Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость… »     У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа…     Наконец наступает последний день, обычно называющийся « Прощенным Воскресением «; но мы не должны забывать его второго литургического названия: « Изгнание Адама из рая «. Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму:

http://pravmir.ru/tolko-neskolko-dnej-do...

Принесите Господу миро Все мы извратили свои пути. Мужчины перестали служить Богу честно, каждый на своём месте, а женщины считают долгом уклониться от служения мужчине, как слуге Божьему. В результате страдают все… 28 апреля, 2012 Все мы извратили свои пути. Мужчины перестали служить Богу честно, каждый на своём месте, а женщины считают долгом уклониться от служения мужчине, как слуге Божьему. В результате страдают все… Завтра Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц . Известно, что у православных именно этот день, а не пресловутое 8 марта, считается женским днём. Почему же именно так, и в чём принципиальная разница? А всё дело в том, что именно, какие качества мы выделяем в богатой женской природе для восхваления, а в данном случае и для почитания, потому что эти святые, благочестивые качества в женах-мироносицах приобрели личное, выплавленное и выкованное в скорбях и трудах звучание. Итак, если мы совсем коротко, по существу, сопоставим два этих женских праздника, то увидим, что в основе первого – 8 марта — лежит принцип гордости, освобождения от традиции, а с точки зрения веры — и Закона. Он, в свою очередь, отсылает нас к первоначальным событиям человеческой истории, когда сластолюбие и любопытство, преступное забвение послушания и благоговения повлекло за собой страшные, катастрофические изменения в человеческой природе, да и в природе вообще. Мы знаем о наказании за это страшное падение, и одним из условий этого наказания стало правило подчиненности женского начала мужскому. Трагические страницы истории, трагический «доветхий» завет Бога с отпавшим человеком. И отменить этот завет, конечно, никто не властен. Да, мы провозглашаем в эти святые дни радость утверждения Нового Завета Бога с человеком. Завета примирения, соединения в любви, но этот Новый Завет не исключает многих последствий и условий завета первого. Так, мы не перестаём страдать, умирать в этой жизни… мы не избавлены от необходимости совершать свой, порой мучительный и трудный, выбор.

http://pravmir.ru/prinesjite-gospodu-mir...

прот. Николай Балашов, Л. Сараскина «Голос, которому веришь» Сергей Иосифович Фудель родился в последний день XIX века в семье московского тюремного священника и был крещен в храме Бутырской тюрьмы. Ему предстояло трижды возвращаться в ее стены в качестве узника. Три ареста, долгие часы допросов, двенадцать лет тюрем и ссылок, а между ними – солдатская служба в годы войны. С небольшими перерывами, которые были наполнены каждодневным ожиданием нового ареста, эти испытания растянулись на три десятилетия, и окончательно вернуться к семье Фудель смог лишь во второй половине столетия. Запрет на прописку в родном городе налагал несмываемое клеймо неблагонадежности. Дома не было, попытки устроиться хоть где-нибудь всем вместе – проваливались. В университете удалось проучиться лишь год, и даже освоенную в ссылке нудную работу счетовода найти оказалось нелегко человеку с таким прошлым. Из двоих ближайших друзей юности один – священник Сергий Сидоров 1 – расстрелян, другой – художник Николай Чернышев – безвестно сгинул на пути в ссылку. Третий, старший друг Сергей Дурылин, оказавший большое влияние на Сергея в молодые годы, отказался от священнического служения, отошел от Церкви и избегал общения с теми, кто когда-то знал его иным. Самому С.И. Фуделю священником стать не пришлось – по причинам как внешнего, так и внутреннего свойства, о которых говорил он мало и редко. Может быть, одним из главных препятствий был тот высокий образ священства, который запечатлела в его сердце память об отце. Случившегося на скорбном пути было довольно, чтобы сломить и сильного человека. Сергей Фудель прожил жизнь и встретил смерть с песнью благодарности Богу в душе. Слова, исходившие от избытка сердца, запечатлены в его книгах и письмах. Он стремился поделиться с другими, особенно с молодыми. Поделиться, прежде всего, свидетельством о том, что значила для него Церковь , в которой он обрел немеркнущую зарю Духа и причастие вечной жизни. Фудель считал себя грешным человеком, удостоенным от Господа милости быть другом святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ангел-Хранитель – Ангел , приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах. Кому и когда даёт Бог Ангела-Хранителя? Ангел-Хранитель даётся Богом человеку в Таинстве Крещения: « Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него » (преп. Анастасий Синаит ). Некрещеный человек находится под властью падших духов – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку « как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя » (свт. Василий Великий ). «Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки» , то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, ‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности. Что значит День Ангела? Бытует мнение, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин». Участие Ангела Хранителя в жизни христианина

http://azbyka.ru/angel-xranitel

Разделы портала «Азбука веры» Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и оскверняемую стопами грешников». Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников. Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторя­ющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода. Благословение и «гармошка»

http://azbyka.ru/peshij-krestnyj-hod

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2012 19 мин., 03.11.2012 1-я страница обложки – портрет князя Зураба Чавчавадзе, директора Гимназии Василия Великого, Москва (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.8 -13). Пролог : (на заставке – фото Игоря Андреева) Арсений Тарковский. «В последний месяц осени, на склоне…». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма… о случаях в пути . Подборка писем и цитат. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Деяния 22:6-8 . Цитата: «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба…». – С.4; За рулем спящий / Александр , г. Москва. – С.4; Помощь гопников / Алексей , г. Челябинск. – С.4; Об опозданиях / Лера , г. Минск. – С.4; Горбушка хлеба / Ольга , г. Витебск. – С.4-5; Евангелие от Луки 24:13-31 . Цитата: «В тот же день двое из них шли в селение, называемое Эммаус…». – С.5; Молитва неверующего / Юрий , г. Калуга. – С.5; Евангелие от Иоанна 14:5-6. Цитата: «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь». – С.5. См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Это мое ПУБличное дело! О Церкви в оппозиции, о « клерикализации» и о том, как важно не обобщать понапрасну . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – ноябрь 2012. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе : « Христианин обязан быть оптимистом! » . Беседа с одним из организаторов Российского дворянского собрания, генеральным директором Благотворительного фонда Святителя Василия Великого, директором православной гимназии Василия Великого в деревне Зайцево о прежних гонениях на Церковь и нынешней отчужденности между верующими и неверующими, о том, можно ли воспитать национальную элиту и не утопия ли – дворянские идеалы. Беседовала Валерия Посашко . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.8-13. – (рубрика «Интервью номера»). Имеются биографическая - « Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе » (С.9) - и информационная - « Гимназия Святого Василия Великого » (С.10) -   справки.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

Саровские поучения О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо — святого Серафима Поучение того же дня и в том же соборе, за поздней литургией Сегодня день памяти святого равноапостольного князя Владимира. С этим именем встает в памяти начало христианства на Руси, положение первого камня Церкви Божией в нашем отечестве. Пробегая мыслью от начала святой Церкви на Руси до наших дней, какие дивные пути Промысла Божия видим мы в судьбах нашего народа! И, прежде всего, святая Церковь вывела народ наш из исторического небытия, выковала из него органическое целое, укрепила власть, смирила народ, помогла ему вынести тяжкие удары судьбы, влила в сосуд народной жизни множество инородческой крови, претворив ее в кровь русского племени, и сплотила разрозненные племена в один могучий, многочисленный, славный Русский народ. Вера на Руси роднит всех, даже чуждых друг другу по крови и языку людей: еврей ли, татарин или якут, или другой инородец, но если он православный, он уже русский. Церковь стала на Руси душой народной, цементом, связующим разноязычные племена. Хорошо понимал это народ наш и, когда отражал от себя натиск вражеский, всегда предносил пред собою знамя, на котором первым словом стояло — «за веру». «Сия вера православная, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди» - она, вера наша, утвердила и наше любезное отечество. Еще больше значение святой Церкви и веры православной для внутренней, духовной жизни нашего народа. Окрыляемые верой, русские люди переродились, стали новыми людьми, благотворительными, участливыми к чужому горю, восприимчивыми ко всему высокому и доброму: «не помыслить злом и на татарина » стало общей чертой характера народа русского; русское иночество, соединив в себе черты восточного аскетического и практического западного монашества, имело огромное значение на воспитание народного характера — богомольного без лицемерия, деятельного без фанатизма. Русская Церковь вывела из недр народных великое множество подвижников, перлы духовной чистоты и святости, которые, как звезды яркие на небе, сияют чистотою своей жизни, смирением и верою и служат примером для живых, показателями всем пути жизненного спасительного, молитвенниками и ходатаями за нас пред Богом. На них, как на столпах несокрушимой твердости, стоит незыблемо святая Русь, в лучшей части народа возрастающая, по Апостолу, «в люди избранны, царское священие, язык свят» (1 Пет. 2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2997...

Святитель Игнатий (Брянчанинов): Ободримся, грешники – ибо есть покаяние! Осталась нам еще одна вода для омовения – вода покаяния. Что будет с нами, когда мы пренебрежем и этим омовением? 25 февраля, 2015 Осталась нам еще одна вода для омовения – вода покаяния. Что будет с нами, когда мы пренебрежем и этим омовением? В третий день Великого поста «Правмир» предлагает своим читателям очередное святоотеческое чтение – размышления святителя Игнатия (Брянчанинова) о великой силе покаяния и его предостережение тем, кто пренебрегает этим даром. Покайтеся и веруйте во Евангелие! Покайтеся: приближися бо Царство Небесное Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия. Когда грех наиболее усилился в мире, нисшел всесильный Врач в мир. Он нисшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтеся! Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, – и врачевство, подаваемое Им, всемогуще. Тогда – во время проповеди Своей на земле – Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга. О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому – к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтеся и веруйте во Евангелие, говорит Он вам , покайтеся: приближися бо Царствие Небесное . Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигнете гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов – невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтеся!

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-brya...

Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 — 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010