«То страшное воскресенье я мог бы нарисовать по памяти». Пешком до Иерусалима – по легендарному пути История паломничества Гая Стагга 15 апреля, 2019 История паломничества Гая Стагга В издательстве «Эксмо» вышла книга Гая Стагга «Кроссуэй. Реальная история человека, дошедшего до Иерусалима пешком легендарным путем древних паломников, чтобы вылечить душу». В первый день нового года, во вторник, Гай Стагг сделал свой первый шаг к Иерусалиму. На этот путь молодого человека толкнули депрессия, потеря ориентиров, нервный срыв и полное душевное смятение. Пройти 5500 километров от Лондона до Иерусалима по легендарному пути, древней дорогой франков, дорогой ангелов, дорогой римлян, — кто и зачем решится сегодня на такое? Гай Стагг решился. И по итогам путешествия написал книгу-исследование современной религиозной жизни. Он прошел дорогой святых и странников. Ночевал в пристанищах пилигримов, аббатствах и монастырях, беседовал с Божьими людьми и случайными попутчиками, задавал вопросы и искал ответы. Гай Стагг надеялся, что долгий поход исцелит его душу, даст понимание дальнейшего пути, направит в нужную сторону. Но помимо этого, паломник нашел и нечто большее — осознание места религии в современном мире и удивительные встречи. Путешествие Гая Стагга уникально. Сегодня люди видят мир из окна автомобиля, самолета или поезда, а один простой англичанин не побоялся пройти пешком всю Францию, Швейцарию, альпийские деревушки, Афон и Турцию, Сирию и Египет. Мало кто решится повторить такой путь. Тем интереснее читать о приключениях того, кто не побоялся. Отрывок 1. Путешествие в Рим Пасха. Я покинул монастырь на рассвете. Улицы, занятые всю неделю, в то утро пустовали. Дома на Кампо-деи-Фиори сменили темно-синий ночной покров на тусклое серебро. Когда я переходил мост над Тибром, облака разошлись, сквозь них пробился свет, и речная гладь озарилась бледным сиянием. Я шел по Виа делла Кончилиационе — сводчатой галерее, ведущей от замка Сант-Анджело до площади Святого Петра. Было еще рано. У дверей отеля маялся швейцар. Трое торговцев выставляли стойки с пластиковыми сувенирами: усыпанные блестками кресты, цветастые иконки, брелоки с портретами пап… Больше в галерее не было никого. Весь чинный строй палаццо — школы, посольства, штаб-квартира Ватикана — на сегодня закрыл свои двери.

http://pravmir.ru/to-strashnoe-voskresen...

Псалом 24 1 . Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феодор., – имеет вид молитвы. Некоторые утверждали, что в нем предсказывается плен и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея в виду окончание псалма ст. 22 167 . Но думаю, что псалом сей изречен бл. Давидом, когда видел многие восстания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них». Псалом писан на Еврейск. – акростихом, по порядку Еврейских букв. 1 . К Тебе Господи, воздвигох душу мою. С Евр.: «К Тебе, Господи, возношу душу мою». Возносить душу к Богу значит: молить Его, возлагать на Него надежду, сильно желать Божией помощи (См. Иер. 22:27 ; Втор. 24:15 ). «Это говорят, как обратившиеся уже от идолослужения», говор. св. Афанасий. 2 . Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Т.е., «не постыдятся все, возложившие уже упование на Бога, и соделавшиеся славными» (Св. Афан.). 3 . Да постыдятся беззаконнующии вотще. «Надлежит заметить, – говорит бл. Феод., – не просто о согрешающих, но о беззаконнующих вотще пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новые». По св. Афанасию, здесь разумеются «пребывающие в идолослужении». С Евр.: «Да не постыдятся и все, надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне». 4 . Пути Твоя Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Пути и стези Божии суть заповеди и определения Божии о человеке; по св. Афан. – «евангельские догматы »; по бл. Феод. – «пути, ведущие к Богу». 5 . И Тебе терпех весь день. – Т.е. всегда, постоянно надеялся на Тебя, всякой день жду от Тебя помощи и вразумления. С Евр.: «Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякой день». 6 . Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Т.е. яви мне те щедроты и милости, которые Ты обещал от века надеющимся на Тебя, Господи. С Евр.: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо 28 апреля, 2016 Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо Как в больших городах, так и в сельской местности Страстная неделя – это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнет мысль не причащаться в Великий четверг, всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов). Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник. И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии. После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…» Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников… Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо. Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд, всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

http://pravmir.ru/pochemu-tselyiy-god-my...

1. Кому нужно Евангелие? «Евангелие, – говорил архипастырь, – нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожает частыми треволнениями. Если не будут держаться Слова Божия и полагать его в основание своих мыслей, чувствований и поступков, то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам». 2. Комната без образа Божия Некогда был святитель приглашен для освящения вновь отделанной залы одного общественного здания. Зала великолепная, собрание публики в ней было большое и знаменитое. Преосвященный Антоний, прибывши в полдень прекрасного дня, вошел в залу, смотрит-нет нигде образа. Вдруг говорит начальствующим лицам: «как мрачно в зале!» Ему отвечают: «сегодня день светлый!» Владыка снова повторяет: «Мрачно у вас». Те пришли в недоумение. Но архипастырь вывел их из оного, сказавши: «зала хороша и богато убрана, да нет образа: от образа как бы ни была украшена комната, а все будет мрачна». Тотчас принесена была икона Христа Спасителя, и тогда преосвященный освятил залу. 3. Убогая храмина. Древних лет полковник Матвеев подошел к преосвященному и говорит: «Ваше преосвященство! Я желал бы, чтобы Вы и меня удостоили своим посещением; но не осмеливаюсь Вас о том просить. У меня небольшой хуторок; дом мой нельзя назвать домом, – он больше похож на хлев». Преосвященный на это ему отвечал: «А над каким местом взошла звезда, путеводившая волхвов? Я у вас буду». И в тот же день на пути заехал к смиренному, добродетельному старцу, и в духовной беседе разделил с ним несколько времени. 4. Благочестие «Благочестие, – говорил он, – приближает человека к Богу. Подвиги благочестия доставляют такую славу, которая выше земных почестей». 5. Добродетельная жизнь Знаменитость рода не спасает нас, если не будем добродетельны и человеколюбивы. Истинное благородство приобретается исполнением воли Божией. 6. Пути спасения Преосвященный Антоний некогда говорил о святом Антонии Великом , что этот угодник Божий считал три пути, ведущие человеков к Небесному Царствию. Иные люди от юности возлюбили Бога и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей – это второй путь. А иных по Своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели, – это третий путь. 7. Что думает порочный и добродетельный

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

281. Слово в день памяти Святителя Алексия (Говорено в Чудове монастыре февр. 12; напечатано в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год Блажени плачущии ныне ( Лyk. VI. 21 ). Не печально ли сие слово? И желали-ль бы вы слышать оное ныне, когда мы радостно творим память блаженного мужа, Святителя Алексия? – Но я не виноват, что произнес оное. Чин церковный повелел провозгласить оное в чтении Евангельском именно ныне, и таким образом, предложил оное нашему благоговейному вниманию, размышлению, назиданию. Богомудрые чиноположители церковные, сблизив сие слово с памятию Святителя Алексия, дают нам чрез сие разуметь, что и он не без слез достиг блаженства. Итак, надобно подумать о плачевном пути к блаженству. Нетрудно понять всякому, что не всякие слезы могут быть источником блаженства. Дети часто плачут, при легких неприятных ощущениях, при маловажных лишениях, при неисполнении нерассудительных желаний; нередко плачут и не дети по причинам, не много более основательным: но никто еще в таких слезах не нашел блаженства, хотя некоторые иногда и находят в них удовольствие. Как же определить, какие «плачущие» находятся на пути к блаженству? – Христос Спаситель ублажает «нищих», не просто, но нищих «духом» ( Лyk. VI. 20 ). И когда, по сказанию святаго Луки, говорит: «блажени алчущии ныне: яко насытитеся» ( Лyk. VI. 21 ): Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство: но, как полнее и яснее сказует святый Матфей, «блажени алчущии и жаждущии правды» ( Mф. V. 6 ). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие «духом» и по духовному побуждению, плачущие о «правде» и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что, при всем желании, видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию. Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в раю без слез; и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом: райский путь радости скрылся от него; и сам Бог, как праведный судия, и вместе как человеколюбивый врач, поставил его на путь плачевный 741 , когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: «в печалех снеси тую вся дни живота твоего» ( Быm. III. 17 ); когда сказал Еве: «умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя» ( Быm. III. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XIII. Наставления преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского 10 1. Кому нужно Евангелие? «Евангелие», говорит архипастырь сей, «нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожается частыми треволнениями. Если не будут держаться слова Божия, и полагать оное в основание своих мыслей, чувствований и поступков: то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам». 2. Комната без образа Божия. Некогда был святитель приглашен для освящения вновь отделанной залы одного общественного здания. Зала великолепная, собрание публики в ней было большое и знаменитое. Преосвященный Антоний, прибывши в полдень прекрасного дня, вошел в залу, смотрит – нет нигде образа. Вдруг говорит начальствующим лицам: «как мрачно в зале!» Ему отвечают: «сегодня день светлый!» Владыка снова повторяет: «Мрачно у вас». Те пришли в недоумение. Но архипастырь вывел их из оного, сказавши: «зала хороша и богато убрана, да нет образа: без образа как бы ни была украшена комната, а все будет мрачна». Тотчас принесена была икона Христа Спасителя, и тогда преосвященный освятил залу. 3. Убогая храмина. Древних лет полковник Матвеев подошел к преосвященному и говорит: «ваше преосвященство! я желал бы, чтобы вы и меня удостоили своим посещением; но не осмеливаюсь вас о том просить. У меня небольшой хуторок; дом мой нельзя назвать домом, – он больше похож на хлев». Преосвященный на это ему отвечал: «а над каким местом воссияла звезда, путеводившая волхвов? Я у вас буду». И в тот же день на пути заехал к смиренному, добродетельному старцу, и в духовной беседе разделил с ним несколько времени. 4. Благочестие. «Благочестие», говорил он, «приближает человека к Богу. Подвиги благочестия доставляют такую славу, которая выше земных почестей». 5. Добродетельная жизнь. Знаменитость рода не спасает нас, если не будем добродетельны и человеколюбивы. Истинное благородство приобретается исполнением воли Божией. 6. Пути спасения. Преосвященный Антоний некогда говорил о святом Антонии Великом , что сей угодник Божий считал три пути, ведущие человеков к небесному царствию. Иные люди от юности возлюбили Бога, и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей: это второй путь. А иных по своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели – это третий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Закрыть itemscope itemtype="" > И на Тихом Океане завершили Крестный ход Россию осенили крестным знамением 22.11.2023 54 Время на чтение 9 минут Источник: Столетие Общероссийский миссионерский Крестный ход с копией небоявленного Годеновского Креста, пройдя более 25 тысяч километров и посетив 27 городов, торжественно завершился во Владивостоке. ...Автомобиль с прицепом, раскрашенный символикой Крестного хода, натужно гудя, забирается на владивостокскую сопку, где располагается гостиница – последний приют крестоходцев на их многотрудном пути. Пройти этот «мега-марафон» по всей стране – серьезное испытание и для людей и для техники. Особый респект главному водителю и автомеханику всего «пробега» – старосте храма Казанской Божьей Матери села Молоково Сергею Терешину, которому пришлось прикладывать все свое мастерство, чтобы не сорвать график движения. Настоящее чудо – за весь много-тысячекилометровый путь не случилось ни одной крупной поломки, ни одного инцидента, затормозившего Крестный ход с прибытием в города посещения день в день, час в час. А ведь могло произойти что угодно – от аварии, серьезной болезни членов команды до вражеской атаки при прохождении Донбасса и Запорожья: ракеты, бывало, падали по пути их следования, а в небе кружились дроны ВСУ. Кстати, было отмечено, как факт: во время Крестного хода по Новороссии – обстрелы там утихли. Кто-то может счесть это совпадением. Как и то, что погода на протяжении всего пути крестоходцев стояла изумительная – тепло, сухо, солнечно. Для Сибири и Дальнего Востока по календарному сезону это было редкостным явлением… «Столетие» уже рассказывало об этом уникальном Крестном ходе, отправившемся по России с копией животворящего Годеновского Креста, который явился с неба в глухой уголок Ростовского княжества из Византии 11 июня 1423 года – ровно за 30 лет до падения Константинополя. И вот – через два месяца напряженного «автопробега» миссия выполнена! ...Величественный кафедральный Свято-Преображенский собор Владивостока заполнен до отказа. Солнце торжественно выкатывается над бухтой «Золотой Рог». Кто-то напоминает: «А ведь так же называется и знаменитая бухта бывшего Царьграда – ныне Стамбула...».

http://ruskline.ru/opp/2023/11/22/i_na_t...

Поучение на день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, месяца июня, в 29 день («Бог водил их днем, столпом облачным показывая им путь; ночью же столпом огненным светил им. И не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью пред всеми людьми» (Исх. 13:21–22)) Блаженны были те люди, которым в течение сорокалетнего странствования по непроходимым пустыням проводниками, путь показывающими, были столпы небесные, устроенные Богом, слушатели возлюбленные! Блаженны были те очи, которые постоянно, днем и ночью, видели одно чудо, прежде никогда не виданное. Смотрели ли ночью, видели столп огненный, достигающий от земли до неба; смотрели ли днем, видели столп облачный, идущий пред полком. Направлял их облаком в течение дня и всю ночь освещал огнем. Блаженны были те ноги, которые знали, за кем идут, которые знали, что они не блуждают и были осведомлены, что некогда достигнут земли обетованной, кипящей молоком и медом. Однако не завидуем, Израиль, твоему блаженству, не завидуем благополучному твоему пути, не завидуем пречудным столпам твоим, ибо имеем мы своих, новозаветных двух мысленных столпов, святых верховных апостолов Петра и Павла, которых ныне совершаем пречестную память и которым Церковь воспевает на литии слова: «Ученики Христовы, основания Церкве, истинный столпы тверди». Руководимые этими столпами, мы не сойдем с правого пути, и взирая на них, как бы на некое зрелище, мы насмотримся дивных вещей и, следуя за ними, поистине достигнем царства небесного, уготованного и обещанного любящим Бога и исполненного неизреченной сладости. Я же, грешный, желая восхвалить память святых верховных апостолов Петра и Павла в день их празднества хотя бы и не хитроумными словами и как бы живыми представить их пред вашими мысленными очами, приму за образ два те столпа из ветхого закона – облачный и огненный, которыми люди израильские были изведены из рабства египетского и доведены до земли обетованной. Представляя их мысленным очам вашим, начну с помощью Божией уподоблять тем столпам двух, празднуемых ныне, святых верховных апостолов и показывать, что эти два апостола – это два столпа в Церкви Христовой, как бы столпы облачный и огненный, ведущие нас к небу. И это – в честь Христа и похвалу святым Его апостолам, нам же на пользу душевную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 310. 1) Вперед – вперед – по пути добродетели. – 2) Как? Каждый день проводя в делании должного: чему и программа примерная представляется. – 3) Побуждения: красота и сладость добродетели, и пагубность греха. – 4) От чего успеха не бывает? От неискренности желания. 108] 1. Добродетель есть дело приснодвижное, никогда не останавливающееся в своем поступании в предняя, но всегда причастников своих влекущее к совершеннейшему. Показывая сие, Апостол говорит: «не зане уже достигох, или уже совершихся: гоню же аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса»; – и далее: «задняя забывая, в предняя же простираясь, к намеренному теку, к почести вышнего звания Божия о Христе, Иисусе» ( Фил. 3, 12–14 ). Так что никакой остановки в доброделании не должно быть: ибо остановка здесь есть начало уклонения на зло. Не будем же и мы стоять на пути добродетели, но всегда будем благодвижны и, как всегда новые, восходить от силы в силу, «дондеже достигнем вси в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» ( Еф. 4, 13 ). 2. Будет же сие как? Если каждый день будем проводить в ревностном делании должного. Положим для примера так: восстав от сна, поспешим на молитву; оттуда пришедши, возьмемся усердно за дело, – воспевая и поя в сердцах наших Господеви, и вместе работая руками. Прошел день? С благодарением и сокрушением отойдем ко сну; да таким преемством дел исполнится и в нас сказанное святым Давидом: «день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» ( Пс. 18, 3 ). Да не пройдут у нас ни день в равнодушии к делам и в пленениях мысленных и сердечных, – ни ночь в поблажках покой плоти и в срамностях, – не говорю – делом: да не будет! – но ниже мысленно: так как слово истины требует, чтоб у нас не тело только было чисто, но и душа. 3. Если желаем что вожделеть, то что вожделенные добродетели, коей вкушение сладостно и ненасытимо? Если любим услаждаться красотою, то что достолюбезнее Господа, Коего красотою красуется все? Злые же похотения, делая душу неистовою, снедают ее жесточе всякого зверя: так что от них не удовольствие, а жизнь мучительная. «Плоть и кровь», говорит Апостол, «царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует» ( 1Кор. 15, 50 ). И скажи мне, кого пленив грех не посрамил, не уничижил и смерти не предал? И кого объяв, добродетель не возвысила и не явила дивным в мip? Возьми из многих двоих, – Амнона и Иосифа. Того не довел ли блуд до смертного посрамления, а этого сохранение целомудрия пред Египтянкой не сделало ли царем? – Так добродетель достолюбезна, так вожделенна, так спасительна! А грех мерзок, отвратителен и пагубен! И однако же мы люди великим заблуждением заблуждаемся, вместо жизни избирая смерть, вместо света приемля тьму, и вместо нетления возлюбляя тление. Что может быть более сего достойно сожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

19 августа Православная церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа. В Евангелии рассказывается, что уже в конце земного пути, незадолго до Голгофы, Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…   …Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.   Б.Пастернак. «Август»   19 августа Православная церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа.   В Евангелии рассказывается, что уже в конце земного пути, незадолго до Голгофы, Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…   Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). «Зачем Он поднял нас в такую рань, — думалось им, — позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит… молится…»   Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом — на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал…Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг…   Иисус предстал пред ними: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет…явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие»(Мф.17:2).

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010