Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство. Реальность таинства Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь. В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» . Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Необходимость причащения для православных христиан Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем б о льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

http://pravoslavie.ru/31420.html

Демоны обвиняли умирающего в грехах, в которых он не признался на исповеди, и разыгрывали безобразные сцены Не в силах смотреть на это омерзительное зрелище, он немедленно исповедался мне, и я прочел над ним разрешительную молитву, уповая на то, что Господь покроет Своею милостию этого брата в столь трудный и страшный для него час. Между тем его лицо продолжало оставаться беспокойным, и на нем попеременно сменялись то отчаяние, то безудержный гнев. Я сказал старцу, что мне надо ненадолго отлучиться, чтобы попросить братию молиться о нем по четкам. «Нет, отец, – стал удерживать меня старец, – ты лучше посиди со мной». Он порывисто и с величайшей тревогой умолял меня остаться с ним в келлии. Но я все-таки уговорил его потерпеть и отошел от него буквально на две-три минуты, чтобы попросить молитвенной помощи братии. Когда я вернулся, лицо его было спокойным. Он сказал, что демоны по-прежнему находятся в келлии, но теперь они молчат. Поздно вечером, когда я начал читать молитвенное правило, то почувствовал, что все демоны, которые были у старца, перешли теперь ко мне в келлию. Они вели себя беспокойно и шумно. Я еще никогда в своей жизни не видел, чтобы рядом со мной было столько демонов, восстающих на меня видимым образом! Я включил лампу, чтобы читать при свете, но куда там! Налево и направо от меня стояли незваные гости! Они пытались пугать меня, но мне было совсем не страшно. Я знал, что они делают это для того, чтобы я больше не пошел к болящему старцу. Я громко сказал вслух: «Вы делайте свою работу, а я буду делать свою». Когда началась Божественная литургия, все они исчезли. После окончания Божественной литургии я снова пошел к больному, чтобы помочь ему приготовиться к жизни вечной: соборовать, исповедовать его и побеседовать с ним. Я спросил его, видит ли он, кроме демонов, своего Ангела-хранителя. Он ответил, что видит: Ангел его находится здесь и ждет повеления свыше о разлучении его души от тела. «Раз ты видишь своего Ангела, – спросил его я, – то, может быть, видишь и наших?» (Я сказал «наших», потому что в келлии находился еще один иеромонах.) «Я их вижу, – отвечал старец, – но ваши Ангелы немного отличаются от моего: у них на главах надеты венцы, и они носят другие облачения». Это его свидетельство показывает нам, что Ангелы, охраняющие священников, имеют какие-то особые знаки отличия. Затем он сказал мне, что в понедельник (а тогда была пятница) будет большой праздник (он имел в виду свои похороны) и что некоторые люди, отсутствовавшие в те дни в скиту, в этот день придут к нам, что и произошло на самом деле.

http://pravoslavie.ru/137916.html

Для верующих, которым верой дано понять всё значение этого события, Воскресение Господне — ослепительное торжество жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над потомством Адама. Вот отчего Пасха — праздник неудержимой радости, о чем православная литургика говорит в этот день особенно красноречиво: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха, двери райские нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» (стихиры «На хвалитех»). Для древнего Израиля Пасха была воспоминанием освобождения от египетского ига, для Церкви — нового Израиля — Пасха христианская есть напоминание об освобождении от ига смерти; она также есть благовестие всеобщего воскресения, которое действительно началось с Воскресения Христова. Не только в пасхальной службе Церковь говорит нам о великой тайне Воскресения, но и на каждой службе недельной. Темой Пасхи проникнут весь обряд крещения: новообращенный духовно переходит от рабства сатане к жизни во Христе. «Неужели не знаете , — говорит апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4). Самый момент Воскресения Господня ускользает от всякой человеческой пытливости (ведь у евангелистов нет никакого описания этого события), вот почему православная иконография, верная Преданию, не изображает момента Воскресения, а только явление Воскресшего Христа, Которого видели многие свидетели. Святой апостол Павел даже говорит, что Господь наш явился «...более нежели пятистам братиям в одно время» (1 Кор. 15, 6). Добавив, что «большая часть доныне в живых» (там же), апостол дает понять коринфянам, которые могли сомневаться в реальности Воскресшего Христа, что они могли бы расспросить этих свидетелей. Тем не менее, Христоявление (Christophanie) не было столь грандиозным, чтобы заставить всех людей, или хотя бы всех жителей Иерусалима, поверить в Воскресение Господа. Таким всеобъемлющим будет Второе Пришествие Иисуса Христа, когда Он явится во славе судить живых и мертвых. До того времени каждому человеку дана свобода выбора, и для тех, кто хочет стать сосудом Божественной благодати, звучат утешительные слова Христа воскресшего:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Итак, нам сопутствует новый удел Благодати Новаго Завета, новое знамение народа Божия. И это исполняет нас благодарностью к Богу за то, что все мы запечатлены Его собственной святой печатью, Его неизгладимой духовной печатью. Мы не как нации, т.е. не как язычники, которые вне Христа пребывают незапечатлёнными и поэтому, становятся игрушкой у демонов. Когда дьявол увидит незапечатлённаго, то легко делает его своей добычей. Если же он видит запечатленнаго Именем Господа Иисуса Христа и святым крещением, то не может его сделать своим, если только тот сам не отдаст своё сердце дьяволу . Не имеет власти ни дьявол ни антихрист над запечатленными во имя Господа Иисуса Христа. И всё это мы переживаем в сей день, который является и первым днём года. И мы просим Господа, чтобы Он нас простил: во-первых за то, что мы, будучи как и все люди немощными и грешными, постоянно Его огорчали: и в прошлом году и всю свою жизнь. И не только большими грехами мы огорчаем Всесвятаго Бога, Создателя, Творца и Господа нашего. Я думал сегодня, когда служил Литургию, следующее: всякий раз когда ум наш уходит от Бога, не огорчаем ли мы Бога? Для чего нас создал Бог ? Он сотворил нас быть в единении с Ним. Чтобы мы были в непрестанном общении с Ним. И когда мы оставляем свой ум блуждать тут и там, хотя бы даже и помышляя о добрых вещах, которые однако же не являются Богом, разве Бог не огорчается тогда? А когда Он видит, что у нас нет любви и стремления быть в постоянном единении с Ним? И для всех христиан, и для нас монахов, – взыскующих совершенства, ищущих совершеннаго благоугождения Богу, как бы угодить Богу в полной мере, – разве не причиняет боль то, что прошло столько времени нашей жизни, – и прошедший год в том числе, – а мы не имели и не имеем постоянной памяти Божией? Поэтому, пусть возносится горячее моление наше ко Господу: перво-наперво о том, чтобы простил Он нам все наши прегрешенья. Во-вторых, да подаст нам Он Благодати Своей, благословения Своего, просвещения Своего и Свою божественную силу, чтобы в новом году нам с великим стремлением подвизаться и бороться за то, чтобы ничем не огорчать Его или, по крайней мере, огорчать Его намного меньше, чем в прошлом году мы Его огорчали. И да сподобит нас благость Его и любовь не только не огорчать Его, но и благоугодить Ему, и чтобы такой была вся наша жизнь, вся наша борьба, вся наша молитва , весь наш подвиг, всё наше послушание, всё наше причастие Пречистым Таинствам и участие в священных богослужениях, чтобы мы угождали Господу и Богу нашему. А когда пройдёт этот год, если Богу будет угодно и мы живы будем и доживём до следующаго года, то мы должны будем снова взвесить и подъитожить всё то время, которое прошло, чтобы было возможно нам сказать: «благодарим Тебя Господи за то, что по Твоей благодати в этом году мы меньше оскорбляли Тебя чем в прошлом».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Кающийся монах пылает Божественной любовью. Любовь Божья охватывает его сердце, побуждая жить не для себя, но для Бога. Его душа-невеста постоянно с болью и тоской требует своего Жениха и не успокаивается, пока не соединится с Ним. Монах не довольствуется тем, чтобы любить Бога как раб (из страха) или как служитель (за вознаграждение Раем). Он желает любить Его как сын, чистой любовью. “Не боюсь более Бога, но люблю Его” – говорил Антоний Великий . И чем больше он кается, тем более возрастает в нем стремление к любви Божьей, и чем больше он любит Бога, тем больше кается.      Слезы покаяния разжигают в монахе пламя любви. Свое стремление к Богу он подпитывает молитвой, прежде всего умной и непрестанной, постоянным призыванием сладчайшего имени Иисуса и краткой молитвой “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного”. Молитва очищает его и обеспечивает его соединение с Богом. Церковному служению монах также предается с любовью к Богу, а Бог предается ему. Много часов ежедневно монах проводит в храме, славя любимого Бога. Его участие в богослужениях – это не обязанность, но потребность его жаждущей Бога души. В афонских монастырях ежедневно совершается божественная литургия, и монахи не ожидают конца богослужения, сколько бы часов она ни длилась, поскольку для них нет более полезного занятия, чем находиться в общении со Спасителем, Его Матерью и друзьями. Таким образом, служение – это радость и праздник, весна души и предвкушение Рая. Монахи живут согласно словам апостола: “Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога…” ( Деян. 2:44–47 ). Но даже по окончании богослужения монах продолжает жить литургически. Вся его монастырская жизнь, послушание, трапеза и молитва , молчание и отдых, взаимоотношения с братьями и прием паломников – это приношения Святой Троице. Архитектура монастырей подтверждает это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

" Крест - наша сила " сентября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы Киришей " Это воскресенье в церковном календаре именуется Неделей перед Воздвижением, - сказал владыка в проповеди. - Великие праздники, например, Рождество Христово, Богоявление, имеют довольно большое количество дней предпразднства и попразднства. И у праздника Воздвижения Креста Господня тоже есть предпразднство и попразднство, особое внимание уделяется субботе и воскресенью до Воздвижения. Так задолго Святая Церковь готовит нас к этому великому празднику. Поэтому и апостольское, и евангельское чтения в этот день были посвящены уже Кресту Господню. Апостол Павел в Послании к галатам говорит, что ничем не хочет хвалиться, " разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6:14). Для иудеев это был соблазн, но апостол Павел был уверен, что в мире ничего нет ценнее Креста Господня. Что такое крест в те времена? Орудие смерти, на котором распинали самых плохих людей. Но орудие смерти Господа стало средством спасения всех людей. Крест заложен в основу Церкви: как через древо познания добра и зла мы оказались в аду, так крестным древом мы спасены. На вере в это строится Церковь. Это дерево приносит плоды Господу, дает побеги " . " Кто же мы на этом древе? - продолжил архипастырь. - Мы - маленькие листочки. И состояние этих листочков говорит о состоянии нашей души. Посмотрите: пока листочек на дереве - он зеленый, напитан влагой. Но стоит ему оторваться от древа - поначалу он радостно, летит, упиваясь свободой, а дальше падает на землю и засыхает. Так происходит и с душой. Пока мы находимся на древе Святой Церкви, благоухаем, а стоит грехами оторвать листок - свою душу - от веры, мы вянем. Может быть, нам нравится эта " свобода " , этот полет, но летим-то мы в бездну! Хорошо бы вовремя одуматься и до бездны не долететь, потому что если мы ее коснемся, будет поздно. Нельзя от Церкви куда-то отходить, потому что тогда одна дорога - к бесам, в ад. А если находимся на древе, у нас есть надежда на спасение. Об этом говорит Евангелие - что Христос пришел в мир не погубить его, а спасти: " Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " (Ин. 3:17). Вот задача Господа - спасти всех нас. Если мы живем в соответствии со своей верой, делаем добрые дела - спасаемся. А если просто верим, что Бог есть, ничего не происходит. Большинство людей верит, что " что-то там есть " , но вера нужна действенная, показывающая, что мы живем по заповедям Божиим, исполняем слова нашего Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Мф.6:26 И об ________________ что заботитесь? Посмотрите __________________________, как они растут: ______________,____________. Если же траву полевую… Бог так одевает, ___________, мало ____________! Мф.6:28–30 3 . Бог знает вас так хорошо, что даже______________ на ______________все ____________. Итак не бойтесь: вы дороже многих ____________________. Лк.12:7 Есть ли между вами такой человек , который когда сын его попросит у него____________, подал бы ему _________________? И когда попросит _______________, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи грешным, умеете даяния благие давать ________________ вашим. Будьте уверены, _______________ Небесный даст блага просящим у Него. Мф.7:11 Господь возвещает о Своем Царстве Иисус Христос обошел всю Галилею, уча в синагогах и благовествуя о Царствии Небесном. Он лечил всякую болезнь и немощь человеческую. Слава о Нем распространилась далеко за пределы Палестины. Народ вел к нему недужных, паралитиков, эпилептиков и других болящих. И всех Он исцелял. Огромные толпы следовали за Ним из Галилеи и Десятиградия (область южнее Галилеи), из Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. Заповеди блаженств Однажды, когда Спасителя окружала огромная толпа, Он взял с Собой учеников и, взойдя на гору, сел и стал учить. Вы сами можете прочитать в пятой главе Евангелия от Матфея (ст. 3– 12) те воистину прекрасные слова, какие Иисус Христос сказал тогда народу. Его заповеди на поминают нам, как мы должны жить. В них непреложная основа основ христианской жизни. Поэтому и поются они каждый день на Божественной Литургии (только в великие праздники Господни слова заповедей блаженств заменяются праздничными стихами из Псалтири, возносящими славу и хвалу Господу). Заповеди блаженств поются и на заупокойной службе, провожая к Богу душу усопшего. По мере того, как Спаситель открывал людям смысл каждой заповеди, он помогал им понять, как сделаться ближе к Богу. Каждая заповедь Христова состоит из двух частей. В первой части ее Спаситель напоминает нам о высоком духовном состоянии и праведном образе жизни, о том, чего Бог ожидает от нас. Господу угодно, чтобы мы были смиренны духом, милосердны и сострадательны к другим, готовы примирить ссорящихся, и готовы были претерпеть страдания за добро и правду, не взирая на ложь и клевету. Поступая по заповедям Божиим, мы становимся к Нему ближе и постигаем дивную красоту и величайшее счастье, открывая сердце свое Христовой любви ко всем людям. Соль земли и свет мира

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы приближаемся к завершающему периоду первой седмицы Великого поста. Минули уже четыре замечательных дня, исполненных молитвы, воздержания, духовных размышлений. Дай Бог, чтобы благие перемены произошли в наших сердцах. Ради этого Господь и стал Подвигоположником нашего пощения, ради этого и дается человеку в посте все необходимое и потребное для его духовного здравия. Нам же с вами следует использовать эти благие средства воспитания себя для того, чтобы закалить свой дух, увидеть перед собой перспективу спасения, изменить свою жизнь. И да поможет нам во всем этом Господь! Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Аминь. 2004 Утраченный и возвращенный рай. Слово за Божественной литургией в Прощеное воскресенье в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (22 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Прощеное воскресенье, а уже завтра мы вступаем в Великий пост. Канун Святой Четыредесятницы неизбежно обращает наши мысли к тому духовному подвигу, который ожидает каждого христианина, желающего достойно приуготовить свою душу ко грядущему светлому празднику Пасхи Христовой. Согласно Уставу Церкви, в нынешнее воскресенье также вспоминается Адамово изгнание, когда первые люди были удалены из рая за ослушание Бога. В сегодняшних чтениях Слова Божия мы находим замечательные слова, столь важные для христианского устроения нашей жизни. Евангельское чтение заканчивается так: …где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). То есть там, где обретается главная ценность вашей жизни, и будет находиться для вас центр духовного притяжения, там будет лежать область приложения всех сил вашей души. Апостол же Павел, обращаясь к римлянам в своем Послании, говорит: Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 12). На первый взгляд, речь здесь идет о разных вещах. Однако сегодняшние и евангельское, и апостольское чтения учат нас одному и тому же.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

На протяжении всей Истории стоят зримые вехи, начиная с радуги, как знака свыше, что завет Бога с людьми непреложен. Престолы и святилища предизображают Храм – место Боговселения – и охраняют от всякой абстрактности в богопочитании. Ветхозаветные пророки преисполнены страхом перед чисто духовной областью, они сознают, что между небом и землей – трагическое, невыносимое расстояние, и у Исаии вырывается крик иудейской души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» ( Ис.64:1 ). В этом призыве – потребность в пространственном измерении, в нем ожидание и жажда Воплощения: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Слову свойственно «доказывать», образу – «показывать». Вся долгая история Ветхого Завета – это борьба против идолов, против ложных образов и ожидание Образа истинного. В конце времен Бог открывает Свое человеческое лицо, Слово становится предметом созерцания: Блаженны очи, видящие то, что вы видите ( Лк.10:23 ). Иисус исцелял глухих, открывал очи слепым. Невидимое проявляется в видимом: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Отныне образ становится существенной частью христианства наравне со словом. На самом высшем уровне Слово предлагает Себя как божественная трапеза: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). В день же Пятидесятницы все охвачено огненными языками. Не выражает ли Крест молчания Великой Субботы? Лишь его изображение дает возможность действительно внять этому молчанию, как бы увидеть его. Важно заметить, что Символ веры – это именно «символ», он не излагает вероучение, но тайны веры исповедуются в нем через начертание истории спасения. Он прекрасно поддается иконографическому изображению, и иконы церковных праздников говорят нам об этом в явленных образах. Посредством видимого к нам нисходит Невидимое, принимая нас в свое Присутствие. Литургия – наглядное выражение Библии, Слово, явленное в литургическом действии. Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Рукописание, которое было против нас, Он… пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Наконец, наступает время, когда нужно было идти в Иерусалим. Ученики Его идут туда со страхом и трепетом, как повествует сегодняшнее евангельское чтение, — их томят предчувствия, что этот праздник закончится для них трагически. И чтобы ободрить учеников, подготовить к тому, что произойдет в Иерусалиме, Господь говорит им, что действительно многое предстоит претерпеть Сыну Человеческому: и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его (Мк. 10, 34), — и тут же дает им великое свидетельство о том, что в третий день Он воскреснет . То была совершенно особая атмосфера общения Спасителя с апостолами, к которым были обращены Его великие пророческие слова о том, что произойдет! Казалось бы, для апостолов, соприкоснувшихся с Божиим замыслом о спасении человека, все прочее должно отступить на второй план. А что же происходит в этот самый торжественный и по-своему трагический момент? — К Учителю подходят два Его ученика, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и говорят: Господи! Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую (Мк. 10, 37). Что это? — А это то, что с нами происходит сплошь и рядом. Соприкосновение с Божиим величием, с глубиной и силой Божиего замысла о мире и человеке, который открывается нам в Слове Божием, в Божественной литургии, в таинстве Евхаристии, разрушается от соприкосновения с каждодневными человеческими помыслами и вожделениями. Но Господь даже эти несвоевременные и не соответствующие моменту слова апостолов обратил ко благу, сказав то, что каждый христианин должен хранить в сердце как Божию заповедь: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10,43–45). В этих словах содержится Божия воля о людях, особенно о тех, кто имеет власть. Конечно, прежде всего это относится к апостолам, а значит, к Церкви, потому что чуть ранее Спаситель говорит: почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так (Мк. 10,42). Поэтому в Церкви не может быть господства и власти, подобной светской: в Церкви может быть только служение любви и Божией правде. Но поскольку церковное служение осуществляется в мире греховном, то, как замечательно сказано в молитве при рукоположении епископа, которую мы сегодня читали над главой новопоставляемого иерарха , архиерею Божиему приходится и наказывать неразумных, делая это, однако, с мудростию и любовью.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010