Литургии месопотамские Литургия Святых Апостолов Фаддея и Мария Предисловие Чинопоследование литургии Святых Апостолов Фаддея и Мария Литургия Нестория Предисловие Чинопоследование литургии Нестория Приложение к третьему разделу древних литургий Св. Евтихий, патриарх Константинопольский Слово о Пасхе и Св. Евхаристии Раздел четвертый. Западные литургии греческого типа Литургия Галльская и Испано-готская Предисловие Чинопоследование литургии Галльской и Испано-готской Литургия Галликанская Предисловие Чинопоследование Галликанской литургиидень Рождества Христова) Литургия Мосарабская Предисловие Чинопоследование Мосарабской литургии Литургия Медиоланская Предисловие Чинопоследование медиоланской литургии Приложение к четвертому разделу древних литургий Герман, епископ Парижский краткое изложение древней Галликанской литургии Раздел пятый. Западно-Римские литургии Литургия по сакраментарию папы Геласия I Предисловие Чинопоследование литургии Молитвы на литургии в ночь накануне св. Пасхи На литургии в воскресный день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Другая такая же литургия Молитвы на литургии в воскресный день Другая такая же литургия Молитвы на литургии ежедневной Другая такая же литургия Литургия по сакраментарию папы Предисловие Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого Молитвы на литургии в святой день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Молитвы на литургии в неделю по пятидесятнице Молитвы ежедневные Литургия Римско-католическая Предисловие Чинопоследование Римско-католической литургии Прибавление к пятому разделу Предисловие Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров Раздел 6. Евхаристическая молитва (Анафора)     «Собрание древних литургий» знакомит читателя с основными типами чинопоследования Божественной литургии на христианском Востоке и Западе. В качестве приложения «Собрание» дополняет классический труд И.А. Карабинова по истории формирования евхаристическою канона «Анафора, евхаристическая молит­ва».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2й на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…». По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 2й, кондак мученика, глас тот же ; седален мученика, глас 1й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же (см. в службе мученика). По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 1й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10й. «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе мученика). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1й – 4, и праздника, глас 2й и глас 5й – 4 (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 10я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1м и 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника . На 3м и 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика . Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1го и 2го канонов, песнь 5я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученика. Апостол и Евангелие – дня и мученика. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия. Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

14 декабря , в день памяти Прав. Филарета Милостивого, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Начало богослужения в 9.30. 16 декабря , в день памяти Прп. Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре (Московская область, Звенигородский р-н). Начало богослужения в 9.00. 17 декабря , в день памяти Вмц. Варвары, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме вмц. Варвары и прп. Ильи Муромца во Власихе (при штабе РВСН). Начало богослужения в 9.30. 18 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (Спартаковская ул., 15), Начало богослужения в 9.30. 19 декабря , в день памяти святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском монастыре (Московская область, г. Дзержинский, Люберец. р-на, площ. свт. Николая,1). Начало богослужения в 9.30. 21 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще (Шереметьевская ул., 33). Начало богослужения в 17.00. 22 декабря , в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке (2-й Обыденский пер., 6). Начало богослужения в 9.30. 24 декабря Святейший Патриарх совершит освящение храма и Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках (Спасопесковский пер., 4-а). Начало богослужения в 9.00. 28 декабря , в день памяти сщмч. Илариона, архиеп. Верейского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Сретенском монастыре (Б. Лубянка, 19, стр. 1). Начало богослужения в 9.30. 31 декабря , в 18.00, Святейший Патриарх совершит акафист свт. Алексию, митр. Московскому и Новогодний молебен в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (Спартаковская ул., 15). Дополнения и изменения в программе Патриарших богослужений и мероприятий будут отражаться в рубрике «Анонсы» на сайте Патриархия.ru.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Тотчас после утрени совершают литургию. На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова о Божественном достоинстве воскресшего Господа. После литургии совершается освящение куличей, яиц и всей молочной пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Всю пасхальную неделю на аналое пред иконами лежит артос, освященный в 1-й день Пасхи. Артосом называется круглый пшеничный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова. Он напоминает нам о вкушении пищи Иисусом Христом среди учеников после Его воскресения, а также и об обычае Апостолов после Вознесения Господа откладывать хлеб на столе в память пребывания Христова на земле среди учеников. В субботу светлой седмицы артос после литургии разрезается и раздается верующим. От праздника Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не полагаются. Праздник Пятидесятницы. В этот день воспоминается Сошествие Св. Духа на Апостолов в 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник называется еще »Троицыным днем«, потому что при Сошествии Св. Духа на Апостолов участвовала вся Святая Троица. В Троицын день тотчас после литургии совершается вечерня. Во время вечерни священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, стоя на коленах, читает вслух три молитвы, написанные Св. Василием Великим . В этих молитвах коленопреклоненные верующие просят у Бога прощения грехов и помощи Святого Духа, и молятся о своих умерших отцах и братьях. Храмы и жилища в этот день украшают цветами и зелеными ветвями. Такое украшение служит знаком животворящей силы Св. Духа. Праздник Воздвижения Креста Господня. Празднуется 14 сентября. Этот праздник совершается в память двух событий в истории Креста Господня, именно: в память обретения его в 326 году Св. Царицею Еленою и в память возвращения его от персов в 628 г. Святая царица Елена нашла Крест Господень и поместила его в Иерусалиме. В 614 году персы напали на Иерусалим ограбили его и вместе с другими сокровищами взяли и Крест Господень. В 628 году Византийский император Ираклий заключил мир с персами и возвратил Крест Господень в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 24 грудня 2017 р. 21:01 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме Торжества Православия в Алтуфьеве 24 декабря Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. 19 грудня 2017 р. 16:26 Кирила в день пам " святителя Миколая Чудотворця в Христа Спасителя 19 грудня, в день пам " святителя Миколая, Мир чудотворця, Кирил звершив Божественну в Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 3 грудня 2017 р. 23:18 Слово Кирила свята Введення до храму в Московського будинку 3 грудня, свята Введення до храму а також дня святителя Тихона, Московського, Кирил звершив утреню в Московського дому. Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) Фото 20 листопада 2017 р. 23:48 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя 20 ноября, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Фото 18 листопада 2017 р. 23:26 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона 18 ноября, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 4 листопада 2017 р. 22:23 Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

В 2007 году, в праздник Сретения Господня, был заложен и освящен фундамент нижнего яруса будущего кафедрального собора. 23 мая 2010 года, в праздник Святой Троицы, епископом Феофилактом была совершена первая Божественная литургия в нижнем ярусе Брянского кафедрального собора. Затем Божественная литургия в нижнем ярусе собора совершалась в день празднования Собора Брянских святых, на Рождество Христово и на Пасху. В 2011 году был завершен основной этап строительства кафедрального соборного комплекса: Свято-Троицкого кафедрального собора, колокольни «Пересвет» и деревянного храма в честь новомучеников и исповедников Брянских. В том же году освящены престолы нижнего яруса собора и храма во имя новомучеников и исповедников Брянских. 24 июня 2011 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», на соборную колокольню «Пересвет» были воздвигнуты глава и крест. 16 декабря 2011 года под колокольней «Пересвет» был установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, в 2012 году он был перемещен за ее стены. 24 мая 2012 года была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр. 23 июня 2012 года в соборном кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный собор во имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Александр. Раку установили в центре верхнего яруса кафедрального собора. К июню 2012 года завершена внутренняя и внешняя отделка собора и колокольни, высота которой составляет около 70 метров. Площадь нижнего яруса Собора составляет 1000 кв.м, верхнего яруса — 882 кв.м. 1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса кафедрального собора. http://sobor-bryansk.pravorg.ru/istoriya-xrama/ Прежний Брянский кафедральный собор (Новопокровский) был разрушен в 1968 году. С восстановлением епископской кафедры в Брянске встал вопрос о сооружении нового собора. 30 мая Патриарх Алексий II благословил его возведение. Строительство началось в 2006 году. В декабре 2011 года освящены престолы нижнего яруса собора. 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе собора. Её возглавил епископ Брянский и Севский Александр.

http://sobory.ru/article/?object=07902

Приближается день Господень, о котором слово Божие предупреждает, что это день гнева, день Страшного последнего Суда. Но то же слово Божие открывает нам, что день Господень — это день самой великой радости, это Христово Воскресение, это победа Божия, которая будет дарована всем, это всеобщее воскресение мертвых. Только от нас зависит, каким будет для нас приближающийся день Господень. Для одних ? тех, кто не был причастен Пасхе Христовой здесь на земле, ? это будет день мрака и гнева, а для других ? день вхождения в радость Господа нашего ? вечную, нескончаемую. Когда мы внезапно, без всякой подготовки, входим в сегодняшнюю пасхальную службу, мы должны испытывать себя, на какой глубине мы живем, как воспринимаем эту радость ? самую главную для христианина. Невозможно просто так устроить праздник, чтобы в наших сердцах было пасхальное ликование. Никакие песнопения, никакие службы не могут это создать. И более того, Церковь предостерегает нас от искусственного подъема, от желания казаться радостней, чем мы есть. Мы должны знать меру, в какой можем вместить эту радость. Хотя не мерою Господь дает Духа, но мы узнаем это только тогда, когда на самом деле причастны Пасхе Христовой. А пока мы должны свидетельствовать всей жизнью нашей о верности благодати и истине. Пасха Христова, Воскресение Господне, день, который сотворил Господь, присутствует уже теперь, до скончания века, жизни каждого из нас. И воскресение — малая Пасха, и каждый день, когда совершается Божественная литургия — тоже Пасха, тоже Воскресение словущее, потому что всякий раз, когда она совершается, происходит освящение храма и всей нашей жизни. Но кто может вместить эту радость так, как преподобный Серафим Саровский, который мог каждый день говорить, встречая приходящих к нему, от избытка сердца: «Радость моя, Христос воскресе!» Кто может не одними устами, не в суд или во осуждение, говорить эти святые страшные слова? Кто может каждый день участвовать в Божественной литургии, приобщаться Святых Христовых Таин? Мы не можем этого вместить. Мы не читаем, как преподобный Серафим, все Евангелие, день за днем, в течение каждой седмицы, потому что не достигаем этой глубины. Мы постоянно слышим об опасности привыкания к святыне. Можно причащаться Тела и Крови Христовых, по слову того же преподобного Серафима, оставаясь непричащенным. Можно бесконечно читать слово Божие, не приобщаясь его Божественным глубинам. И участие в Пасхе может быть только внешним.

http://moral.ru/obnovlenie-hrama/

По еже рещи священнику заамвонную молитву. Великое водоосвящение в навечерии бывает по прочтении заамвонной молитвы после литургии, которая по причине поста пред Богоявлением, совершается также вечером. А если навечерие сего праздника случится в субботу или в день воскресный: то для чести сих дней литургия совершается не вечером, но в свое время и пост отчасти разрешается, но тогда водоосвящение исполняется уже не на литургии, бываемой поутру, и не по заамвонной молитве, но в вечеру, после великой вечерни. Матфей Властарь (под буквою К, в гл. 37) пишет: «Феофил Александрийский по случаю стечения праздника святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, со днем воскресным, повелевает отдавать каждому празднику подобающее. Ибо, он говорит, что и долг и обычай обязуют нас чествовать всякий воскресный день и торжествовать оный: потому что Господь наш Иисус Христос даровал нам в этот день воскресение из мертвых. Почему и в Священном Писании он назван первым (днем), как начало нашей бессмертной жизни, и осьмым, как день, превосходящий иудейскую субботу. Но если день этот, в который случился праздник Богоявления, будет постный, то употребим искусство – сохранить честь и святость того и другого праздника: вкусив немного фиников – после литургии, мы уклонимся и от тех ересей, которые не почитают дня воскресного, и вместе отдадим должное дню постному, ожидая вечернего собрания и богослужения, которое совершается здесь от девятого (третьего по полудни) часа». Во все прочие и простые дни – не только пред Рождеством, пред Богоявлением и пред Светлым Воскресением Христовым в субботу, но и в самый праздник Благовещения и в самый Четверток великий, литургии всегда переносятся на вечер. Матфей Властарь (под буквою Т, в гл. 5) всю причину сего перенесения литургии на вечер приписывает сокровенным таинствам, совершившимся в эти дни и вновь открывшимся для нас не во дни, но в нощи и как бы в некоем примраке. Он говорит: «во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются оные таинства, сокрытые во глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание, – так впрочем, что из такового начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

13 сентября – память обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе; 23 сентября – праздник Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 2 июля – праздник Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; 1 августа – Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Эта служба соединена со службой свв. мученикам Маккавеям. Где в этот день отмечается храмовой праздник, то положено совершать особую службу «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии» с величанием. «Происхождение» иначе вынос Животворящего Креста Господня, который совершался в Константинополе из императорских покоев в церковь Св. Софии. При этом совершаемо было и водоосвящение. Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: «Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1-го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, – заговены бывают 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010