И вот когда мы прикасаемся к текстам разных писателей, одни из которых были старыми людьми, а другие совсем молодыми, юными, 20-летними, одни из которых жили в одних странах, другие – в других, по всему миру, когда мы прикасаемся вот к этому опыту горения сердец, то тогда и наши сердца тоже вспыхивают, и мы понимаем, что мы с вами такие же свидетели Воскресения, какими были святые и праведники, и наша вера становится чем-то единым с их верой, и мы все вместе можем восклицать: Верую! Ведь когда мы поём во время литургии Символ веры, мы же не говорим: веруем во Единого Бога Отца Вседержителя и во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, а мы говорим: верую, кредо, — именно в единственном числе, со словом “я”, на самом деле – я верую, потому что мы все исповедуем эту веру едиными устами и единым сердцем. Братья и сестры, как это важно, действительно, – соединиться вместе в одно единое целое в вере во Христа, как апостолы, у которых было одно сердце и одна душа, потому что тогда жизнь становится другой, тогда всё изменяется вокруг, потому что изменяемся мы, потому что открывается нам то, что есть в жизни самое главное, самое важное – истина о том, что Христос, победив смерть, воскрес от мертвых, пребывает с нами во все дни до скончания века. Аминь. Всенощное бдение, 10 июля 2004 г. Проповедь на Пятидесятницу (2001 г.) «Я, – говорит Господь Иисус Христос, – Свет жизни, и тот, кто будет ходить во Мне, тот уже не будет во тьме, но будет иметь Свет жизни». Не случайно, наверное, эти слова читаются во время Божественной Литургии в дни праздника Троицы, в первый воскресный день этого Великого праздника, когда мы вспоминаем о том, как сошёл на апостолов Дух Святой, как эти простые рыбаки, исполненные благодати Святого Духа, не только заговорили на разных языках, но для самых разных людей, для людей, таких не похожих друг на друга, для людей, казалось, таких далёких от Бога, стали носителями этого Божьего света, стали носителями Божьей правды, стали носителями той истины, которая открывает человеку глаза и делает его на самом деле другим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: — Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами. Четвертая заповедь Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.      Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3). В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы. Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие. Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

http://pravoslavie.ru/104777.html

   Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лк.24:41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит св. Апостол Павел: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4).    Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения.    В течение Великого Поста — это значение суббот выявляется особенно ярко, т. к. цель Поста — именно восстановить христианское значение времени как приготовления и странничества: «...прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11). Эти субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть «евхаристический» день, отмеченный совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, — а Евхаристия всегда означает праздник. Однако, особый характер этого праздника состоит в отнесенности к Великому Посту, как странствию, терпению и подвигу. Это как бы «передышка», цель которой — заставить нас задуматься над конечной целью этого паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот из Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения, странствования, обещания, веры в грядущее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

- существ " многокишащих и многородящих " . Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. греческом тексте Септуагинты - kosmos, что буквально значит " украшение " (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). " Седьмой день " , в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: " и был вечер, и было утро... " . Этот " день " еще не закончился. В христианском понимании - это " день " человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения - это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день - это время человеческой истории и человеческого творчества. " Восьмой день " - это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: " Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил... " (Исх. 20,8-11). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или... восьмым. Воскресенье - это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым " днем единым " , что стоит у истоков времен, так и с тем " днем восьмым " , который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

За пением канона, после стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа», священник воздает славу Господу Богу за появившийся свет дня: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» На его возглас певчие поют «великое славословье, или утреннюю песнь Богу при начале дня: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи!... Всякий день славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки... Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы надеялись на Тебя! Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя». К великому славословию присоединяется славословие серафимов. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», чтобы показать, что и Ангелы вместе с людьми воспевают славу Божию. После «Слава в вышних Богу» поется тропарь, в котором прославляется спасение людей чрез воскресение Господа, и затем, после двух ектений, следует окончание утрени. Священник, обратившись к народу, говорит: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери и святого (память которого празднуется в тот день) и всех святых, помилует и спасет нас, потому что Он благ и человеколюбец». После утрени следует первый час. Он служить благодарением за наступление нового дня, который посылается нам от Господа. Сначала читаются три псалма Давида. В первом из них представлена молитва человека праведного, в которой он просит у Господа милости и наставления. Во втором сравнивается ничтожество и кратковременность нашей жизни с вечностью и славою Божией. В третьем выставлен для нас пример жизни праведного человека, которому мы должны стараться подражать для того, чтобы заслужить милости от Господа. Далее мы слышим чтение тропаря, т. е. песни, в которой рассказывается содержание предстоящего праздника и чтение молитв самых употребительных, которые по большей части известны даже детям: «Святый Боже», «Отче наш», «Честнейшую Херувим» и молитву «Иже на всякое время, и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже», в которой мы просим, чтобы Господь Иисус Христос принял молитвы наши и направил жизнь нашу к исполнению заповедей Своих. Первый час оканчивается молитвой ко Пресвятой Богородице: «Тебе, Богородица, избранной воеводе (военачальнице) мы, рабы твои, за то, что избавились от несчатия, приносим благодарственные песни победы. А Ты, как имеющая неодолимую силу, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали Тебе: радуйся, невеста неневестная!». Эта песнь была, составлена греками, когда, с помощью Божией Матери, они победили врагов своих – персов и в благодарность Ей за эту помощь воспели Ее в этой хвалебной песни. ΙΙ. Божественная Литургия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «…Я в сию самую ночь, — говорит Господь, — пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши…» (Исх. 12:12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец — прообразом Новозаветного Агнца — Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией – Евангелие от Иоанна, сорок первое зачало. Здесь мы находим следующие слова: “На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему”. И так, в сегодняшнем Евангельском чтении мы видим вхождение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Иерусалим. И Он смиренно восседает на осляти. Древний христианский экзегет, святитель Иларий Пиктавийский писал: “Всё происходящее указывает на будущее и, в форме параболических знамений, события теперешние предвосхищают события будущего”. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему, а Он здесь, сидящий на осляти, о Нём возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Во славу свою расстилают одеждами пред Господом патриархи. Их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе. Идя к Нему со всей красотою собственного достоинства и, становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчествовали об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. В этом истолковании обращает на себя внимание то, что Христос, сидящий на осляти – это Христос, подчиняющий Себе народы. Народы, которые оставляют своё ослиное упрямство во грехе и позволяют Богу господствовать над собою всецело, как Сидящий на осляти управляет ею. Толпа во множестве собралась приветствовать вхождение Господа в Иерусалим. И многие кричали: “Осанна Сыну Давидову. Осанна Грядущему!” Ибо знали, что день до этого Он воскресил четырехдневного покойника. Но, как мы знаем, настроение толпы бывает очень переменчиво. И пройдет некоторое время и эта же толпа будет кричать: “Распни, распни Его”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр.1:16–18 ). То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце Литургии причастный стих: «Господи во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки». г) Богослужение в день Преображения Господня имеет ту особенность, что в этот день по окончании Литургии благословляются в притворе храма древесные плоды. «Предание сие, – говорится в уставе, – имамы от святых отец». Обычай освящать все Словом Божиим и молитвой есть, действительно, древнейший обычай христиан, перешедший к нам еще из Церкви ветхозаветной, а праздник Преображения Господня избран для благословения плодов, конечно, потому, что к сему времени они большей частью созревают. Церковь , благословляя приносимые плоды, от вещественных плодов возносит мысли наши к духовным и молит Бога, чтобы Он сделал нас причастниками Своего истинного винограда и украсил жизнь нашу Своими вечными и неотъемлемыми дарованиями. (См. «Троицкий Листок» 279). III. Принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть самыми плодоносными деревами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святой царь Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному «при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» ( Пс.1:3 ). Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огонь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, – остается бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как стать членом Семьи Пресвятой Богородицы Проповедь в празднование Собора Пресвятой Богородицы Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) 8 января 2023 года, в Неделю по Рождестве и в празднование Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Трехсвятительском соборе Спасо-Елеазаровского женского монастыря. По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом. Собор Пресвятой Богородицы      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня особый праздник – Собор Пресвятой Богородицы. Если сказать коротко, это праздник Семьи Пресвятой Богородицы. В этой Семье и Иосиф Обручник, и Давид царь, и Иаков, брат Господень. А кто еще? В житии преподобного Серафима повествуется, как Матерь Божия явилась ему и произнесла: «Сей от рода Нашего». И мы с вами, собравшиеся на этот праздник, призваны быть в Семье Пресвятой Богородицы, стать членами Её Семьи. Что нужно для этого сделать – просто прийти в этот день в храм? Но кто услышит заветное: «Сей от рода нашего». Что же объединяет всех членов этой Семьи? Иосиф Обручник был смиренен, кроток. И это дало ему ощущать в сердце и уме волю Божию, а не буйство своих собственных желаний, мыслей и страстей. Он был так чуток к воле Божией, что услышал повеление Ангела взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет; не смущаться, что его названная жена родит вскоре Ребёнка, а потом во благовременье познал волю Божию о возвращении из Египта. О Давиде царе все мы помним: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Почему так говорим? Вот один лишь случай, переданный нам в книге Царств: «Когда дошёл царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек по имени Семей; он шёл и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида, злословя его. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мёртвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. И шёл Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шёл и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью» (2Цар., 16:5–13).

http://pravoslavie.ru/150386.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010