Скачать epub pdf Мытарства См. так же: Покаяние . 777; Праведник . 862. 575. Победоносное восхождение преподобного Макария Великого на Небо См. также: Святой . Когда кончался преподобный Макарий Великий , демоны выстроились рядами на мытарствах, чтобы созерцать шествие духоносной души. Она начала возноситься. Тёмные духи, стоя от неё далеко, кричали со своих мытарств: “О Макарий! Какой славы ты сподобился!” Смиренномудрый муж отвечал им: “Нет! Ещё боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!” С других, высших, мытарств опять кричали воздушные власти: “Точно, ты избежал нас, Макарий!” – “Нет, – отвечал он, – я ещё нуждаюсь в бегстве.” Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: “Точно, избежал ты нас, Макарий!” Он отвечал им: “Ограждаемый силою моего Христа я избежал ваших козней.” (Скитский патерик; Прот. Г. Дьяченко . Практическая симфония. С. 330) 576. Повествование воскресшего Таксиота о мытарствах и загробной участи грешников, его покаяние и кончина См. также: Ад ; Блуд ; Грешник ; Муки вечные ; Покаяние . Был в городе Карфаген некий муж по имени Таксиот, проводивший греховную жизнь. Однажды постигла Карфаген заразная болезнь, от которой умирало много людей. Таксиот обратился к Богу и покаялся в своих грехах. Оставив город, он с женой удалился в одно селение, где и пребывал, проводя время в богомыслии. Спустя некоторое время он впал в грех с женой землевладельца, а по прошествии нескольких дней после этого его ужалила змея, и он умер. Неподалёку от того места стоял монастырь. Жена Таксиота отправилась в этот монастырь и упросила монахов прийти взять тело умершего и похоронить в церкви. Похоронили его в третьем часу дня. Когда же наступил девятый час, из могилы послышался громкий крик: “Помилуйте, помилуйте меня!” Монахи тотчас разрыли могилу и нашли Таксиота живым. Они ужасно удивились и спросили, что с ним случилось. Но Таксиот из-за сильного плача ничего не мог рассказать и только просил отвести его к епископу Тарасию. Его отвели. Епископ три дня упрашивал его рассказать, что он видел, но только на четвёртый день Таксиот стал рассказывать и рассказал следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, Память 22 октября В царствование Марка Аврелия 6885 , сына Антонина, в городе Иераполе 6886 , населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и поклонялись своим бездушным богам – идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, поклоняются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря: – Боже веков и Господи милости, Ты создал всю вселенную и управляешь ею, Ты послал Единородного Сына Своего на землю, чтобы Он воплотился ради человека, – милостивым оком взгляни ныне с небес на весь мир; не оставь и города сего, где Ты поставил меня пастырем словесных овец Твоих; посмотри на помраченных людей: честь, Тебе подобающую они воздают не Тебе, а скверным бесам, идолам, которых сами же себе сотворили; избави, Господи, этих заблуждающихся людей от погибели, из тьмы приведи их к истинному Твоему свету, сопричти их к избранному Твоему стаду! После сей усердной молитвы святой уснул, так как уже наступила ночь, и вот, в сонном видении ему предстал юноша необычайной красоты; он, давая Аверкию жезл в руки, говорил: – Иди, Аверкий, во имя Мое и этим жезлом сокруши начальников заблуждения! Пробудившись от сна, Аверкий понял, что в видении ему явился Сам Господь и почувствовал он в сердце своем несказанную радость. Исполнившись рвением, он тотчас встал и, взяв попавшийся ему кол, тою же ночью в девятый час 6887 отправился он к храму Аполлона, где накануне происходил праздник языческий и было принесено множество жертв. В этом храме находилось много драгоценных, прекрасно убранных, идолов. Подойдя к храму, Аверкий нашел двери его запертыми; он ударил в них, и они тотчас распахнулись перед ним. Войдя в храм, святой епископ сначала стал поражать главного идола Аполлона, а затем и других. Всех их он сокрушил и разбил на мелкие части. Глухие же и немые идолы, будучи бездушными и не обладая силою, не могли защищаться, когда святой сокрушал их. Только слышался стук от их падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всенощное бдение. Девятый час Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная электронная библиотека. " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   ДЕВЯТЫЙ ЧАС Иерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Трисвятое Слава: и Ныне: Пресвятая Троице... Господи помилуй (3 раза) Слава: и Ныне: Отче наш... Иерей: Яко Твое есть Царство: Иерей: Яко Твое есть Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12 раз) . Слава: и Ныне: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) . Псалом 83: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, Блажен человек уповаяй на Тя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово Божие, возлюбленные, как часто раньше мы говорили, просто, ясно, для всех очевидно и исполнено многого света; в нем различные действия, и отсюда различны названия (его); часто его называют и светом, и жизнью, и светильником, и светилом, и мечом, и рекой, и источником, и секирой, и дверью. Оно допускает эти названия соответственно своим благодеяниям в просвещении мысли слушателей и в возведении нашей мысли от того, что у нас, к тому, что над нами. Отсюда Господь наш Иисус Христос , Слово Божие, источник мудрости, во время беседы к народу, пользовался притчами, уча премирному тем, что в мире, незримому видимым, божественному человеческим. Он предлагает то притчу о винограднике, то притчу о рыбной ловле, то о неводе, иной раз о закваске; так сегодня в беседе к иудеям говорил: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем» ( Мф. 21:28 ). Так как все это есть в нашей жизни, среди этого мы вращаемся, то Он ведет нас к премирной мудрости; так Он говорил и с самого начала. Вчерашний день говорил Спаситель: «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» ( Мф. 20:1 ). Вчера Он предложил притчу о винограднике, и сегодня ее же. Необходимо обозначить и те времена, в которые выходил господин виноградника. Он выходил, говорится, рано утром, около третьего, шестого, девятого и одиннадцатого часа. Являются пять времен приглашения: раннее утро, час третий, шестой, девятый и одиннадцатый. Нет ничего праздного у Бога. Он угрожает: «За всякое праздное слово... отчет дадите» ( Мф. 12:36 ); сам Он, источник мудрости, тем более не пользовался бы праздным словом. Учит нас божественный учитель, что Бог в различные времена зовет. Он тот же самый Господь, у Него та же самая пашня, но делает приглашение в различные времена различным поколениям. День тот же самый, Владыка тот же самый, виноградник тот же самый, но времена, в которые нанимаются, не те же самые, но раннее утро, третий, шестой, девятый и одиннадцатый час.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Единоверческие молитвы Единоверие — православное старообрядчество. Единоверцы сохраняют Старый Обряд и признают юрисдикцию Московского Патриархата. В эту книгу вошли следующие богослужебные тексты единоверов: Молитвенное правило: Молитвы утренние и вечерние Чин чтения 12–ти псалмов Келейное правило Суточный круг: Шестый час Третий час Первый час Чин обедницы Утреня Девятый час Павечерница великая Павечерница малая Вечерня Полунощница повседневная Молитвенное правило Молитвы утренние и вечерние Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою: Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.   Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря: Боже, милостив буди мне грешному  (поклон). Создавыи мя, Господи, и помилуй мя  (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго  (поклон). Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем  (поклон всегда земной). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу  (поклон). И ныне и присно и во веки веком, аминь  (поклон). Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови  (поклон). Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.  (поклон земной, без крестнаго знамения.   Эти молитвы называются «началом» или «приходными и исходными поклонами» потому, что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

2 . «Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; – успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поскольку для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав сие, Исаия воскликнул: ад доле огорчися, срет тя ( Ис. 14, 9 ). Он огорчился, поскольку поруган; огорчился, так как умерщвлен: огорчился, ибо взял плоть, а принял в ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертваго во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 20 ). Господь возстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение. Возвестим память о дне нашего спасения. Возвестим умерщвление диавола и плен нечистых демонов, спасение христиан и востание мертвых. Ибо воскресением Христовым огонь ада угашается, червь неумирающий скончевается, ад устрашается, диавол стенает, грех умерщвляется, злые духи прогоняются, сущии на земле на небо восходят, бывшие во аде освобождаются от уз диавола и, к Богу притекая, взывают диаволу: Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим святым и светлым торжеством ( Лук. 14:17 ). Кто раб благоразумный, да внидет с радостью в радость Господа своего ( Мф. 25:21 ). Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий ( Мф. 20:13 ), т. е., награду. Кто работал с первого часа (т. е., с начала поста), пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьего часа (т. е., не с начала поста), благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа (т. е., еще позже), пусть не беспокоится, ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякого опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последнего, как первого; – успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и последнего милует, и первого награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние, получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поелику для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нее освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший в ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав это, Исаия (пророк) воскликнул: «ад огорчился, сретив Тебя в преисподних своих» ( Ис. 14:9 ). Он огорчился: поелику поруган; огорчился, так как умерщвлен; огорчился: ибо взял плоть, а принял к ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертвого в гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15:20 ). Господь восстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистину, сей – день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Глава 1 (1) Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву, об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ чермнаго моря, между Фараном и Тофолом, и Ловоном, и Асирофом и Дизагавом. Что было по частям писано в трех книгах, то теперь Моисей совокупляет и излагает в порядке в одной книге Второзакония. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивать законы, и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; посему, Моисей, собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы без труда извлекали для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поелику закон, данный в первый раз, утратили они, поклонившись тельцу: то дан им сей второй закон. Но если бы послушали они, и сохранили закон первый; то не было бы нужды во втором. Притом, все слышавшие первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не были уже в живых, когда дан второй закон. (2) Единонадесяти дней путь от Хорта до горы Сеир. Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час изшел Еммануил, взыскать заблудшиеся народы, и научил их заповедям нового завета. Между Фараном, Тофолом, Ловоном, Асирофом, Дизагавом. Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в причте, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Мф.20:1-6). (13) Изберите себе мужи мудры, (15) тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники. Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками - Пророки, пятьдесятоначальниками - учители, десятоначальниками - истолкователи. В ином смысле, тысященачальники означают не только верховное Божество, но и Престолов и Господствия, стоначальники - Архангелов, Начала и Власти, пятьдесятоначальники - Ангелов, Силы, Херувимом и Серафимов, десятоначальники - Апостолов, Пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй - к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысященачалъников, стоначальников, пятьдесятоначальников и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/886/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010