Скачать epub pdf Комментарии (подготовили Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников) Тексты Первая редакция К л. 1. Воложская земля – Валахия, историческая область в Румынии, расположенная между Карпатскими горами и Дунаем. В данном случае речь идет не о Валахии, а о Молдавии, по территории которой проезжал русский паломник. Лета сем тысяч двесте десятого году... – Автор путевых записок пользуется системой летоисчисления «от сотворения мира» (за 5508 лет до н.э.), которая была заимствована из Византии и вошла на Руси в обиход после принятия христианства. До конца XVII в. новый год в России начинался или с марта (по традиции), или с сентября (как было принято в Византии). До XIV в. преобладал мартовский календарь, с 1492 г. сентябрьский счет вытеснил мартовский. Указом Петра I (от 15.12.1699) в 1700 г. в России были введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Согласно указу, день после 31 декабря 7208 «от сотворения мира» полагалось считать 1 января 1700 «от рождества Христова». Таким образом, в Иерусалим автор «Хождения» отправился в 1701 (7210) г. В списках первой редакции «Хождения» указана разная дата начала паломничества. Ср.: 7209 (1700) г. – ркп. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Перетца No 532. Л. 2; 7210 (1701) г. – ркп. РНБ, собр. Погодина No 543. Л. 1. Последняя датировка встречается в большинстве списков. ...на память святаго пророка Даниила и святых триех отроков Анания, Азария и Мисаила... – Речь идет о церковном празднике в честь ветхозаветных героев, которые во время взятия Иерусалима царем Навуходоносором II (605–562 гг. до н.э.) попали в плен и оказались в Вавилоне. Три отрока за верность своей религии были брошены в раскаленную печь, но чудесным образом остались невредимыми. В плену Даниил за мудрость был приближен к царю, однако вскоре оклеветан и брошен в ров со львами, где он чудом спасся от смерти. См.: Дан. 1–6 . ...на первом часу дни... – В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; первый час дня 17 декабря – это, согласно современному времяисчислению, девятый час дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. О святости и почитании храмов Божиих «Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». Сектант: 1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 , см. еще: 1Пет. 2:5 , Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

325. Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем 783 (Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Прихожу к вам ныне, братия святого храма сего, как вестник и исполнитель воли Благоверного Государя Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича. Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительского и Прародительского благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатного общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единой, святой соборной и апостольской Церкви. С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ее священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите. Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня. Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, расцветая возрастом, расцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава 3 Чудесное исцеление св. Апостолом Петром хромого от рождения (1-11). Речь св. Апостола Петра по этому поводу с призывом к покаянию (12-26). Исцеление хромого от рождения (3:1-11). После общей характеристики жизни первой христианской общины в Иерусалиме, Дееписатель переходит к повествованию о частных событиях и, в первую очередь, рассказывает о чудесном событии исцеления хромого от рождения, которое повлекло за собой новое массовое обращение свидетелей этого чуда ко Христу. Когда произошло это чудо, Дееписатель не указывает, но можно полагать, что не очень скоро после дня Пятидесятницы, так как после этого дается опять характеристика жизни первых христиан, сходная с первой, чего ненужно было бы делать, если бы чудо это произошло вскоре после Пятидесятницы. " Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый " - как мы уже это видели, для первых христиан, не исключая и самих Апостолов, храм Иерусалимский продолжал оставаться святым местом, куда они по-прежнему в определенные для того часы собирались на молитву. Ко времени Христа Спасителя и Апостолов окончательно были установлены в храме троекратные общественные молитвы, которые были приурочены к часам третьему, шестому и девятому, что соответствовало нашим 9-ти часам утра, полудню и 3-м часам дня. Первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы этой троекратной молитвы встречаются в иудейской истории давно: пр. Даниил в Вавилонском плену ежедневно трижды преклонял колена (Дан. 6:10); в одном из псалмов Давидовых указывается на молитву вечером, утром и в полдень (54:18). " И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма - хромому этому было уже лет более сорока (Деян. 4:22), почему чудо это особенно поразительно. Господь исцелил однажды слепого от рождения, св. Петр исцеляет хромого от рождения, чем сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие Он Сам творил (Иоанн. 14:12). Хромой сидел при дверях храма, называвшихся - " Красными. " Это название, нигде больше не встречающееся, объясняется особенной красотой или великолепием этих ворот храма сравнительно с другими. Вероятно, это были главные восточные ворота, ведшие во двор язычников, которые и Флавий описывает, как самые красивые. По общераспространенному во все времена обычаю этот хромой просил милостыню у входящих в храм на молитву. Когда Апостолы Петр и Иоанн проходили перед ним, он и к ним обратился с обычной своей просьбой.

http://sedmitza.ru/lib/text/430514/

Д. О повседневных службах православной церкви I. О вечернем богослужении 1. Беседа о богослужении девятого часа Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Ныне дадим изъяснение богослужения девятого часа, так как оно предшествует, собственно, вечерне и соединено с нею в одну службу. Девятый час, равно как и всякая церковная служба, кроме литургии, обыкновенно начинается возгласом священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». И от лица всей церкви чтец, подтверждая это славословие словом аминь, начинает и сам славословить Господа – словами: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! после сего читает молитву: Царю небесный. Отчего же эта молитва читается прежде других молитв? Вспомните, братия, что говорит о молитве святой апостол Павел? О чесом помолимся, яко же подобает, мы не вемы, говорит он в послании к римлянам:но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Puм. VIII, 26 ), то есть без наставления Святого Духа мы не знаем даже, как и о чем молиться. Посему-то первая молитва и обращается к Пресвятому Духу, чтобы Он вселился в нас, очистил нас от всякой скверны и укрепил бы нас на подвиг молитвенный. Посему-то и вы, братия, когда думаете молиться, не забывайте прежде всего прочитать молитву: Царю небесный. Далее чтец от лица всех предстоящих просит помилования у Святой Троицы, говоря: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Потом славит Отца, и Сына, и Святого Духа: слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и, наконец, опять просит помилования у Пресвятой Троицы: Пресвятая Троице, помилуй нас, взывает он. Внимая таковым молитвенным воззваниям, будем, братия, и мы молить Господа, да очистит Он грехи наши и да исцелит немощи наши. За сим произносится важнейшая из всех молитв – молитва Господня «Отче наш». Молитва Господня произносится после других, потому что предшествующие молитвы служат как бы приготовлением к молитве Господней. В этой молитве изображается все, о чем нам можно и должно молиться, а вместе с тем она внушает и те чувства любви к Богу и совершенной преданности Ему, с какими мы, по заповеди и примеру Господню, должны совершать молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день, и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в священном писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день быти посту пред святым богоявлением: то благоучредим оный разсудительно применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго собрания, которое в сей день, по изволению Божию, совершается. И так в сей день да собираемся в час девятый. (Ап. 66; Трул. 55; Гангр. 18). О правилах Феофила Александрийского и из чего они составлены, - мы уже говорили. Настоящее правило (1) есть окружное его объявление о том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресение, когда поститься, по правилам, воспрещено. В настоящем своем " провозглашении " Феофил объясняет, как надлежит поступать. Правило 2. С бывшими в общении ариан, и доныне удерживающими за собою церкви, да будет поступаемо по обычаю, то есть, таким образом, чтобы поставляемы были другие, свидетельствуемые в православии, а они оставались в общении, и чтобы распоряжения о них были согласуемы с тем, как и в других городах поступили сущие в Фиваиде православные епископы. Поставленные от епископа Аполлона и бывшие в общении с арианами, имеющими церкви, да подвергнутся епитимии, аще учинили сие по своему произволению: аще же из послушания своему епископу, тогда пребывают в общении, как не разумевшие, яко неразумно поступили. Впрочем аще весь народ отвергает их с прочими: то да рукоположатся другие. Аще же приемлет их купно с теми, с коими они вступили в общение: то и к ним да будет применен обычай, которому следовали все сущие в Фиваиде православные епископы. (Ап. 92; I Всел. 10; Анкир. 1, 2, 3, 9, 12; Петра Алекс. 10, 14; Афанасия Вел. 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1332...

иеромонах Корнилий (Аношин) От автора Настоящее учебное пособие не является работой охватывающей всё Богослужение Православной Церкви. В нём не рассматривается история Устава и символическое значение богослужебных текстов. Это, скорее, справочник или руководство для священнослужителей и клироса. Устав Богослужения дан в сжатом виде и книга составлена таким образом, чтобы легко можно было найти порядок каждой службы в отдельности, что может быть удобно при использовании пособия в качестве руководства при совершении богослужений. В книге даны чинопоследования всенощного бдения и Божественной литургии, порядок служб суточного богослужебного круга, устав служб Великого Поста, указания для священнослужителей при архиерейском служении, а также обязанности церковно-священнослужителей при совершении и приготовлении богослужений. Книга предназначена, главным образом, для учащихся духовных школ и молодых священнослужителей, не имеющих достаточного опыта в совершении богослужений, а также для всех, интересующихся порядком уставного богослужения. Иеромонах Корнилий (Аношин) Девятый час В седмичные и субботние дни совершается перед вседневной и великой вечерней; в воскресенье перед малой вечерней По благовесту повседневного колокола («Прежде солнечного захождения» т. е. 3–4 часа пополудни зимой и 5 часов летом, приходит пономарь, несущий послушание звонаря, к настоятелю, «знаменуя» своим приходом время благовестить к Божественной службе. Благовест к Малой Вечерне совершается в малый колокол, и продолжается на протяжении 12-кратного чтения звонарём 50-го псалма или Символа Веры , а затем после небольшой паузы производится краткий трезвон, при помощи малого и зазвонных колоколов), священник направляется в храм. Оставив при входе верхнюю одежду. Он благоговейно входит южными вратами в алтарь, полагает земной поклон у престола, целует край его и напрестольный крест. Когда сослужащие и церковнослужители займут свои места, священник берёт епитрахиль, благословляет крест вверху её при произнесении слов: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»; целует его, надевает епитрахиль на себя, и, став пред престолом, полагает на себя трижды крестное знамение, сопровождаемое поясными поклонами, после чего выходит из алтаря пред царские врата. Здесь сделав три поясных поклона, предваряемых крестным знамением, священник полагает начало службы девятого часа словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) I. Суточный круг богослужения древнего Византийского Евхология (1974) Современное богослужение суточного круга, признанное и совершаемое христианами византийской традиции во всем мире – это богослужение, которое содержится в Часослове. Это ряд богослужений (состоящих, в основном, из молитв, псалмов и определенных тропарей, но использующих по определенным правилам Псалтырь и гимиографические книги), связанных каждое с тем или иным моментом дня: Полунощница, Утреня, Первый, Третий, Шестой и Девятый Час (и промежуточные службы после каждого из этих четырех Часов), Изобразительные, Трапезные молитвы, Вечерня и Повечерие. Этот чин, ставший классическим, довольно хорошо известен на Западе 3 . Это молитвенная традиция палестинского происхождения. Уже в описании богослужения аввы Нила, синайского аскета (VI-VII в.), которое является ни чем иным, как бдением накануне воскресенья, можно найти характерные элементы чина современного Часослова 4 . Наиболее древним свидетельством об этой книге, отражающим то состояние ее переработки, которое близко к ее нынешнему состоянию, и уже практически полным – является арамейский текст IX века 5 . Другие часословы той же эпохи – Синайский гр. 863 6 и 864, содержащие также элементы, общие с нашим Часословом, представляют, как кажется, параллельные, но отличающиеся традиции, предназначенные, как мы думаем, для второстепенных монастырей, не имевших воскресного синакса, или для монахов-отшельников. Феодор Студит , возглавив монастырь Студион в Константинополе после иконоборческого кризиса, не восстановил службу древних неусыпающих или акимитов, а ввел службу, известную ему, – службу монастыря Святого Саввы около Иерусалима. Вся монастырская традиция Востока, придерживавшегося Византийского обряда (Афон, Грузия, Россия, Южная Италия) следовала нравам и обычаям Студитов, сознательно связываясь тем самым с традициями лавры Святого Саввы 7 , которая сама заимствовала некоторые предания самой святой церкви в мире: церкви «Анастасис» или «Святого Гроба Господня» в Иерусалиме 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия Преждеосвященных Даров Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами , т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустог о. Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом , папой Римским, в шестом веке. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста , когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта – в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду). Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных , но только без важнейшей ее части – освящения Даров. Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы . По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь. В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010