Нам надо еще остановить внимание на двоице Петра и Иоанна, насколько мы можем видеть ее после Вознесения Христова и Пятидесятницы. Упоминание о ней встречается лишь в трех случаях в Д. А., однако, эти случаи очень важны. Первый случай есть исцеление хромого, первое апостольское чудо после Пятидесятницы. Д. А. 31–4: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый... (Хромой), увидев Петра и Иоанна пред входом в храм, просил милостыни. Петр же, всмотревшись в него с Иоанном (σν τ ων) сказал: взгляни на нас». Замечательно, что здесь они действуют и выступают, как двоица, но от лица двух говорит Петр, который непосредственно осуществляет и самое чудо исцеления, уже предсовершенное повелительным взглядом двоицы (3, 5–8), причем и исцеленный сам относит это чудо не к совершившему его непосредственно Петру, но к двоице: «и как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна – κρατοντος δ ατο τν Πτρον κα τν Ιωνην – то весь народ в изумлении сбежался к ним πφς ατος в притворе, называемый Соломоновым» (3, 11), после чего начинает проповедь , также как и после Пятидесятницы, ап. Петр, тем осуществляя свое первоапостольство. Однако, появление столь необычайной у синоптиков двоицы, и именно как двоицы (может ли быть речь о случайности их совместного пребывания в столь важный и торжественный момент в истории апостольской церкви?) заслуживает соответственного внимания. Тоже следует сказать и о продолжении этого рассказа о первоапостольской двоице. Хотя говорил только Петр, однако ответственны оказались оба Дееписатель повествует так: когда они говорили к народу λαλοντων δ ατν (опять во множественном числе), к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат и проповедуют – δι τ διδσκων ατας – и наложили на них руки (Д. А. 4, 1–3 сл.). На следующий день, «поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?». Отвечает снова Петр, «исполнившись Духа Святого», от лица двоицы (если от нас сегодня требуют ответа – ε μες σμερον νακρινμεθα–1 4, 7), причем также этот ответ и понимается: «видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись» (Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Начальные главы книги Деяний апостольских, повествующие о становлении христианской Церкви после воскресения и вознесения на небо Иисуса Христа, демонстрируют тесную связь первохристианской общины с Иерусалимским храмом. Автор книги пишет: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:46–47 ). И далее рассказывает о том, как «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). Еще одно важное упоминание о храме: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» ( Деян. 5:12 ). Таким образом, присутствие на храмовом богослужении было частью молитвенной жизни первых христиан. Они даже облюбовали себе место в храме, где регулярно встречались для молитвы. Вероятно, притвор Соломонов был выбран ими потому, что в этой части храма Иисус собирался со Своими учениками ( Ин. 10:23 ). Конфликт между иудейской религиозной элитой и христианами продолжал развиваться, и по приказу первосвященника апостолы были арестованы, а затем допрошены синедрионом ( Деян. 5:17–41 ). Однако даже после этого они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян. 5:42 ). Тем не менее пребывание в храме становилось для христиан все менее безопасным, и центр их молитвенно-литургической жизни стал постепенно перемещаться из Иерусалимского храма в те собрания, которые совершались «по домам». Именно там, в узком кругу единомышленников, первые христиане могли чувствовать себя в относительной безопасности. Собрания имели форму совместной трапезы и могли длиться в течение целой ночи ( Деян. 20:11 ). Главным событием каждого такого собрания было преломление хлеба в воспоминание Тайной Вечери, сопровождавшееся благодарственной молитвой Богу Отцу, пением псалмов, чтением отрывков из Ветхого Завета и проповедью, посвященной жизни и учению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но ангелы сохранили душу его от бывших на пути мрачных демонов, и они славословили Бога, пока не привели его в место обитания праведных. Глава XXIV Тело его лежало бледное и без движения. Ибо, приблизив руки Мои к глазам его, Я закрыл их. Я закрыл его уста, и Я сказал Деве Марии: «О Мать Моя дорогая, где же искусство, которому он посвящал себя все время, пока жил на этом свете? Оно пошло с ним и как бы вовсе никогда не существовало». Когда дети Иосифа услышали, что Я говорю с Моей Матерью, непорочной Девой, они узнали, что он скончался, и, проливая слезы, они испускали горестные вопли. И Я сказал им: «Смерть отца вашего не смерть, но жизнь вечная. Ибо, избавленный от скорбей века сего, он вошел в покой вечный, не знающий конца». И когда они услышали слова сии, они, плача, разорвали одежды свои. Глава XXV И некоторые жители Назарета и люди со всей Галилеи, узнав о горе их, пришли к ним, и они плакали от третьего часа до девятого. И в час девятый они пошли все в покой Иосифов и взяли тело его, помазав драгоценными ароматами. И Я обратился с молитвой к Небесному Отцу Моему, и эта молитва была та, что Я написал рукою Моей раньше, чем был в недрах Девы Марии, Моей Матери. И когда Я кончил и когда Я сказал «аминь», появилось множество ангелов, и Я повелел двоим из них развернуть блистающую ткань и облечь ею тело Иосифа, благословенного старца. Глава XXVI И, приблизившись к Иосифу, Я сказал: «Запах смерти и тления не овладеет тобою, и ни один червь не выйдет из твоего тела. Ни один из твоих членов не будет сломан, ни один волос не выпадет из твоей головы и не погибнет ни одна часть твоего тела, отец Мой Иосиф, но оно останется целым и нетленным до торжества тысячи лет. И всякого смертного, который позаботится сделать приношение в день твоего поминовения, Я благословлю и водворю его среди праведных. И кто накормит убогих, бедных, вдов и сирот, раздавая им плоды трудов своих в день, когда чтится твоя память и во имя твое, – тот не будет лишен имущества во все дни жизни своей 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Но, да не будет! Напротив, все это совершается с верою. Для чего, думаешь ты, бывают приношения за мучени­ков, и они призываются в этот час? Хотя они – мученики, хотя это – (приношения) за мучеников, но великая честь быть воспомянутым в присутствии Господа, во время совершения та­кой смерти, страшной жертвы, неизреченных таинств. Как пред лицом седящего царя всякий может испрашивать, чего хочет, когда же он встанет (с своего места), тогда, что бы ни говорил, будет говорить напрасно, – так и здесь, пока предлежат таинства, то для всех величайшая честь – удо­стоиться поминовения. Смотри: здесь возвещается то страшное таинство, что Бог предал Себя за вселенную. Вместе с этим тайнодействием благовременно воспоминаются и согрешившие. Подобно тому, как в то время, когда празднуются победы ца­рей, прославляются и те, которые участвовали в победе, и освобождаются те, которые в то время находятся в узах, а когда пройдет это время, то не успевший получить уже не по­лучает ничего, так точно и здесь; это – время победного тор­жества. " Ибо всякий раз " , говорит (апостол), " когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете " (1Кор.11:26). Не будем же при­ступать легкомысленно и думать, будто это совершается так, без цели. А вместе будем поминать и мучеников, и, при­том, с верою, что Господь не умер; а что Он был мер­твым, то это – знак умерщвления смерти. Зная это, будем по­мнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вме­сто слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Еди­нородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 22   " В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом " (Деян.10:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но Петр, встав с одиннадцатью, возвысил голос свой и произнес длинную речь пред народом. Он говорил, что апостолы не пьяны, потому что теперь третий (по нашему девятый) час дня. То, что случилось с апостолами, предречено пророком Божиим, который говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть». Затем апостол сказал народу, что Иисуса Назарея, Мужа, о котором свидетельствовал Сам Бог знамениями и чудесами, иудеи взяли, и, пригвоздивши ко кресту, убили. Но Бог воскресил Его, чему все апостолы были свидетелями. «Итак», говорил апостол, «твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом Христом Сего Иисуса, которого вы распяли». Слушая эти слова, народ умилился сердцем и говорил Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи, братия?» Петр отвечал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Слушавшие охотно принимали это слово и крестились. В самый день Пятидесятницы присоединилось к Церкви Христовой около трех тысяч человек. И обратившиеся постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось чрез апостолов в Иерусалиме. Все верующие были вместе и имели все общее. Продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Каждый день единодушно пребывали в храме, преломляли по домам хлеб и принимали пищу в простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. 2 В природе встречаются замечательные случаи превращения хлебов в камня, при чем на окаменевших хлебах бывают заметны даже следы от резания ломтей 3 У евреев Новым годом, считался 1-й день Пасхи. С этого дня и ведется дальнейший счет времени. Говоря от Пасхи 27 года до Пасха 28 года по Рождеству Христову, мы разумеем не 28-й год, а 27-й 5 От еврейского слова бет, дом, и греческого σθαι, лечить. Подобные соединения слов из разных языков были тогда обычны 6 Легион – отряд римского войска, включавший в себе в разное время разное число солдат, от 2000, 4000 до 6000 человек пехоты и от 300 до 400 человек конницы. В просторечии это слово употреблялось в смысле неопределенного множества. В этом же смысле употребляют его и бесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

О том, что уважение к храму сохранялось среди учеников Иисуса, свидетельствует тот факт, что после Его смерти и воскресения они каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ). Упоминается также о том, как апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян.3:1 ). Как и Иисус, апостолы посещали синагоги ( Деян.9:20; 13:14, 44; 14:1; 19:8 ) и молитвенные дома ( Деян.16:16 ). Такое отношение к храму в общине учеников Иисуса было бы невозможным, если бы Сам Иисус был оппонентом храма и богослужения. Евангелия рисуют картины Его споров с фарисеями и саддукеями, Его конфликта с первосвященниками и старейшинами, но они не дают никаких оснований предполагать, что Иисус был принципиальным противником храмового культа. Как мы увидим далее, ни изгнание торгующих из храма, ни предсказание о разрушении храма не только не доказывают изложенную выше точку зрения ученых на отношение Иисуса к храму, но, наоборот, достаточно убедительно опровергают ее. 3. Изгнание торгующих из Храма Любовь к храму, ревность о доме Божием, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем, – вот какие мотивы, согласно четвертому Евангелию, двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Ин.2:13–17 ). Прежде всего мы должны обратить внимание на то, какими словами Иисус обозначил храм: Он назвал его домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его тем, что принадлежит Отцу Его ( Лк.2:49 ). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одно из первых описаний ekklesia в Библии мы находим почти сразу же после событий, связанных с воскресением Христа: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ). Петр и Иоанн, ученики Христовы, отправились, как обычно, в иудейский храм, причем это было временем молитвы. Они были ekklesia, народом Божьим, пребывавшим в общении с Богом и друг с другом в контексте повседневной иудейской жизни. Иудеи, как и мусульмане, которые молятся пять раз в сутки, совершают молитвы в четко установленное время. Что говорит этот стих о том, кем воспринимали себя Петр и Иоанн? Они воспринимали себя иудеями, верующими в Иисуса. Они не считали себя христианами (на самом деле, название «христианин» вошло в обиход гораздо позднее). Вера во Христа никак не мешала им ходить в иудейский храм. Но после воскресения и вознесения Христа Его последователи, ekklesia, стали подвергаться гонениям в Иерусалиме. Одного из учеников, Стефана, забросали камнями. В Деян.8 говорится: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» ( Деян.8:1, 4 ). До сего момента рассеянные по миру последователи Христовы благовествовали только иудеям, своему народу. Но в Антиохии произошло нечто иное: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» ( Деян.11:19–20 ). В это время ekklesia, народ Божий в Антиохии состоял не только из обращенных иудеев, но и из обратившихся ко Христу язычников, по происхождению неиудеев. Позднее, когда апостол Павел принес Евангелие в Малую Азию и Грецию, свою проповедь он неизменно начинал в синагоге. Единственным исключением стал город Филиппы, поскольку там не было синагоги. Иудейские верующие и их знакомые собирались послушать Слово Божье у реки. Туда и отправился Павел, следуя правилу обращать Евангелие сначала к иудеям. Он должен был сообщить им то, что столь ожидаемый ими Мессия, наконец, явился миру и что это Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани (Мк.: Елои! Елои! ламма савахфани), т. е. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) 1366 . «Надлежало же быть сему, – заме­чает св. Епифаний Кипрский , – дабы на Нем исполнились Божественные Писания, провозвещенные о Нем Его собствен­ными пророками» 1367 , а именно «Господь исполнил» в этом случае то, «что пророчествовал Давид, изрекши на еврейском языке»; при этом «началом Он воспользовался так, как было преднаписано о Нем, изрекши прореченные о Нем слова: «Или, Или» на еврейском языке, (чтобы) показать, что ска­занное пророком сказано о Нем, а остальное в сказанном им (Давидом) переложил на иной язык, произнесши сле­дующие затем слова на сирском языке: лима савахфани, чтобы удостоить и другие языки послужить к исполнению сказанного о Нем» 1368 . «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбу­дется Писание, говорит: жажду! Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ; Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:35 ). Предсказания об этом свв. Отцы Церкви находят у Псалмопевца, который в словах, от лица Христа сказанных, изображает как жажду Его на кресте, когда говорит: «изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему» ( Пс.21:16 ) 1369 , так и последую­щее за возгласом действие воинов, которые поднесли Ему уксуса, когда говорит: «в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1370 . Таким образом, по замечанию св. Златоуста, «Спаситель претерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения (запрещенного плода) до суда (именно) от шестого до девятого, (ибо) в шестой час он вкусил и сокрылся от Бога, а вечером пришел к нему Бог» 1371 . Теперь то, – говорит св. Киприан Карф., – и «сдела­лось явно, что шестой и девятый часы, посвящавшиеся пра­ведниками (Даниилом и тремя отроками) молитве, заключали в себе (именно те) таинства, (что) в шестом часу Господь распят, а в девятом – Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием Своим совершил победу» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Они были как бы два глаза 809 . Св. Дееписатель о многом не повествует из первых дней жизни и деятельности этих двух великих св. Апостолов; не говорит об их проповеди по домам, о совершении ими вечери любви, о знамениях, какие они несомненно совершали 810 . Их благовестнические труды он начинает подробным описанием знамения, которое произвело великий ужас и всех поразило 811 . Нужно полагать, что это совершено довольно долгое время спустя после Пятидесятницы. Однажды Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Они подходили к так называемым красным ( ρααν) воротам храма 812 . У этих ворот храма Апостолы встретили человека, который был хром от чрева матери. Эта болезнь хромого происходила от природы и была выше врачебного искусства. И действительно, уже сорок лет он провел в храме, и все это время никто не исцелил его. Болезнь была столь ужасная, что больной не мог даже доставать себе необходимую пищу. Каждый день его приносили и сажали у ворот храма. Этот несчастный был известен всем. Бросив взгляд на подошедших к нему Апостолов, хромой почувствовал, что может получить от них что нибудь. „Так самый внешний вид обнаруживал их душевное свойство“. Их внутренняя, великая нравственная сила отображалась и вовне. Это чувствовалось всеми. И вот он просит милостыни. „Взгляни на нас“, сказали Апостолы. Они хотели узнать степень его духовной восприимчивости, подготовленности к чудесному благотворению 813 . Но он не понял надлежаще слов Апостолов и по прежнему просил от них милостыни. Во взоре его Апостолы усмотрели, что он достоин того дара, какой они хотели ему дать. И дают его 814 . „Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи“, сказал ему Ап. Петр. При этом он взял его за руку, поднял, и вдруг укрепились его ступни и колена. Вскочив, он встал и начал ходить, вошел с ними в храм, ходя, скача и хваля Бога. Его радость была безгранична. Велика была и радость Апостолов. „Они шли в храм собственно не для того, чтобы совершить это чудо“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

падение лицом на землю: «И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним» ( Быт.17:3 ) – «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» ( Чис.16:22 ). «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица своя» ( 1Пар.21:16 ). – «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли» ( Неем.8:6 ). – «И, ото шед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). 9. Примеры, объясняющие ту мысль, что кто с усердием молится, с тем молится Ангел Хранитель Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-либо изречении своей молитвы почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном: ибо тогда Ангел Хранитель вкупе с нами молится». («Леств.»). I. Известно из житий святых, что Ангел Хранитель молился, например, с пр. Маркеллом, как это видел Сергий – игумен, с ним в монастыре живший. (Ч.-М. 29 декабря). II. В юношеских летах благочестивый Григорий, впоследствии епископ Аграгантийский, ходил к разным старцам, чтобы научиться их примером благочестивой жизни и иноческим подвигам. Однажды приближается он к келье одного великого старца и слышит приятное пение многих лиц. Подойдя ближе, он услышал голоса только трех поющих. Когда же подошел к дверям кельи, то услышал, что поет один старец и оканчивает девятый час. Не смея постучаться в двери, чтобы не нарушить спокойствия молящегося, он стоял, объятый страхом. По окончании молитвы, святой тот старец увидел стоящего юношу и тотчас узнал духом, кто стоит перед ним, и сказал: «Чадо Григорие, войди сюда». В больший пришел страх богобоязненный Григорий, когда услышал, что незнакомый старец называет его по имени. Войдя в келью, он увидел одного старца, никого другого он не мог увидеть, и удивлялся, что пел один старец, а слышался голос многих поющих, и уразумел, что Ангелы Божии пели с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010