Затем, как говорит Писание, Иисус молился: «…если возможно, да минует Меня чаша сия в час сей» (Мф 26. 39). Мы это понимаем так, что, если ум хочет взойти на крест, ему нужно много молиться и плакать много, и ежечасно повергаться пред лицом Божиим. Он должен просить помощи у Его благости, дабы она укрепляла и хранила его до тех пор, пока не восставит его в непобедимости и святости нового естества. Потому что велика бывает опасность в час распятия — и тому, кто молится, нужны Петр, Иаков и Иоанн, то есть здравая вера, стойкая надежда и совершенная любовь: ими он обретет благодать свыше и сможет взойти на крест. Все это происходило с нашим Владыкой Христом, дабы Он стал нам примером во всем, как сказал Апостол: «чтобы познать» нам Его, «и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3. 10–11). (Он вкусил ради нас желчь: это учит нас отвергать все) злые вожделения в себе, хранить свои уста и не давать этим помыслам исходить из тела и воплощаться на деле. Уксус принял он ради нас — надлежит и нам подавлять в себе всякое своенравие и суетное смущение. Он принял заплевания нас ради, дабы мы презирали всякое человекоугодие и славу мира сего. Терновый венец внушает нам переносить порицания во всякое время и без смущения претерпевать всякий укоризны. Ради нас ударяли Его по главе тростью: так и мы должны непрестанно носить шлем смирения, угашая вражескую гордыню. Прежде чем распять, Его бичевали — ни во что вменим оскорбления и людской позор. Делили одежды Его — он сохранял спокойствие: это учит нас отвергать мирское, прежде чем взойдем на крест. Был шестой час, когда его распинали: укрепимся и мы против нерадения и малодушия, пока не умрет грех. Ибо написано, что посредством креста Он «убил вражду на нем» (Еф 2.16). Когда же пришел девятый час, «возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани?» (Мф 27. 46). И это учит нас тому, что нужно терпеть скорбь от страстей, пока они не угаснут, а после смиренно и с дерзновением вопиять к Богу. А что Он предал дух после того, как солнце померкло, есть указание на то, что грех в человеке умер, когда ум избавился от всякой надежды на этот видимый мир. Тогда раздирается завеса — после того, как ум освободится, — то есть исчезает средостение, которое было между ним и Богом. И тогда раскалываются камни и отверзаются гробницы. И это значит, что когда грех в нас умрет, все, что отягощало, ослепляло и теснило душу, расторгается, а чувства, которые умерли и принесли в смерти плод, исцеляются и восстают непобедимыми. А то, что Он был обвит плащаницею чистой с ароматами, прообразует освящение ума. В святость облекается ум после такой смерти — и в бессмертие, которые даруют ему покой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Одежды обыкновенно снимали с распинаемых и их препоясывали полотном по бедрам, а одежды отдавались распинателям, а те их делили между собой, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем еванг. Марк и Матфей. Так он пишет ( Ин.19:23–24 ): воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) , и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда): хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так сказали они друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий. ( Пс.21:19 ). Предание говорит, что хитон куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношей Евреем из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там в г. Мцхете, впоследствии риза Христова была найдена в патриаршей ризнице и персидским шахом Аббасом, покорившем Грузию, прислана нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть Ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть животворящего древа креста, на котором быль распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском. Мк.15:25 . Был час третий, и распяли Его. Бе же (был) час третий, по нашему счислению, девятый утра. Известно, что у Евреев счет часов дня производился от 6-ти часов утра до 6-ти вечера, от восхода солнечного до заката; их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, 2-й – 8-му, 3-й – 9-му, и т. д. Вероятно, еванг. Марк так обозначает не самое время, когда Господь пригвожден ко кресту (временем сего полагается шестой, а по-нашему, 12-й час дня. Мф.27:45 ); но время приготовления к смертной казни, которое не могло быть кратко (Мих.). Мк.15:26 . И была надпись вины Его: Царь Иудейский. У еванг. Матфея об этой надписи сказано так: поставили над головою Его надпись, означающую вину Его ( Мф.27:37 .) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20 Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 15–21. Начиная свою речь, апостол Петр себя самого ставит в положение стороннего свидетеля того, что видят и чему удивляются его слушатели; поэтому, не исключая из защиты ни себя, ни прочих апостолов Христовых, он, однако, говорит в третьем лице: они не пьяны. Апостол, таким образом, прежде всего отрицает это ложное мнение некоторых относительно чудного дара языков, – мнение, которым полагалась черная тень на участников этого дара. И в подтверждение этого свидетельства за верующих он указывает на время дня: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, – то есть девятый час по нашему счислению: первый молитвенный час и время утренней жертвы, до которого, особенно в праздничный день, израильтянин не дозволял себе принимать никакой пищи. После того как апостол опроверг ложный взгляд некоторых на явление дара языков, он теперь отвечает на вопрос: что же это значит? Ответ свой на этот вопрос он выражает словами ветхозаветного пророчества и таким образом одновременно и дает собственное свидетельство, и подтверждает его словом Божиим. Замечательно это пророчество Иоиля (2, 28–32). Пророк боговдохновенным взором созерцает время, когда не только отдельные люди и временно, для особенных целей спасающего людей Промысла Божия, будут удостаиваться наития Духа Божия, как это было в Ветхом Завете, но когда благодать Святого Духа, как обильный дождь на землю, изольется на всяку плоть, то есть на всех спасаемых людей, без различия пола, возраста и состояния, так что по отношению к спасению все будут равны, мужи и жены, взрослые и дети, свободные и рабы, все удостоятся благодати Божией (ст. 16–18). Апостол приводит здесь из многих ветхозаветных пророчеств об излиянии Духа Божия на верующих с пришествием Мессии (напр., Ис. 32, 15 ; Иез. 36, 25; 39, 29 ) именно это пророчество потому, что в нем, кроме общей мысли о сообщении людям благодати Духа Святого, обозначены различные формы откровения Духа Божия, какие были в Ветхом Завете и исчисление которых дает указание и на другие всевозможные, в каких только благоугодно будет сообщить откровение Духу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Во–первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во–вторых, при восходе солнца — благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, — что мы называем светильничным, — когда мы благодарим за окончание дня; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу. « Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна » (ст. 165). Кто пламенеет божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все люди ополчились на них, проводят приятную жизнь. Об этом свидетельствует божественный Павел, говоря: « мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем » (2 Кор. 4:8, 9). И Господь, послав святых апостолов по всей вселенной как овец среди волков (Мф. 10:16), сказал им: « мир оставляю вам, мир Мой даю вам » (Ин. 14:27). Они же и приняли евангельский закон, и проповедали его повсюду. На это именно намекает выражение: « велик ». « И нет им соблазна », потому что сатана повергнут под ноги их. « Чаял я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил » (ст. 166). Даже угнетаемый несчастьями, я не утратил благих надежд, но продолжал ожидать Твоего спасения и следовать Твоим заповедям, именно потому, что любящие заповеди Божии ищут воздаяния за соблюдение их и свою любовь и ожидают, что им уготовано наслаждение небесных благ. « Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи » (ст. 167, 168). Зная, что Ты все видишь, и живя как бы под Твоим наблюдением, я не только исполнил все Твои заповеди, но и сделал это с горячим усердием. Это пророк говорит в назидание и наставление нам, чтобы мы соблюдали все заповеди Божии и Его откровения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

День Святой Троицы. Пятидесятница И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать . Деян.2:4 Парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии, Понта, Каппадокии, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, Киринеи, Рима, Крита, Аравии и всех городов иудеи собрались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Настал час утренней молитвы – час третий по еврейскому исчислению, по-нашему – девятый час утра. Масса богомольцев, заполнив улицы города, кинулась ко храму, но вдруг все, пораженные каким–то необыкновенным небесным явлением, застыли на месте с поднятыми вверх глазами, на момент все остановились и быстро потом направились к Сионской горе. Что же произошло? Почему так резко и внезапно изменилось направление многочисленной толпы, шедшей в храм и оказавшейся у Сионской горницы? Неожиданно для всех послышался сильный шум как бы от очень бурного ветра. Шум этот несся с неба на землю и по мере приближения к земле все усиливался и, наконец, наполнив собою Сионскую горницу, затих. Все недоумевали, что бы это значило. А в Сионской горнице в это время находились святые апостолы Христовы и другие ученики числом до ста двадцати человек. Апостолов оставалось одиннадцать. Двенадцатый из них – сын погибельный, Иуда Искариотский – погиб, «предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Вместо него по предложению апостола Петра был избран по жребию и причислен к апостольскому служению апостол Матфей. Все они после Вознесения Христова возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и оставались здесь, как и повелел им вознесшийся Христос. В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда раздался сильный шум с неба, сошел на них Дух Святой в виде огненных языков. «И исполнились все Духа Святаго, – повествуется об этом величайшем событии в Деяниях апостольских, – и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Вот первое для всех очевидное и поразительное действие благодати Святого Духа, сошедшего на апостолов: они стали славить Бога и проповедовать воскресшего из мертвых Христа на разных языках. Парфяне, мидяне, еламитяне, критяне, фригиане и многие другие, к великому своему удивлению, впервые услышали проповедь апостолов о Христе на своих родных языках и недоумевали, каким образом простые необразованные галилеяне, едва владевшие своим галилейским наречием, вдруг заговорили на иностранных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И отвели Его на место Голгофа, что переводится как место черепов. И давали Ему пить вино, смешанное со смирной, и Он не принял. И распинавшие Его разделили одежды Его, бросая жребий о них, кому что взять. Был же третий час, и распяли Его. И было написано указание вины Его: «Царь Иудейский». И с Ним распяли двух разбойников, одного одесную Его, другого ошую. И исполнилось Писание, гласящее: «И к злодеям причислен». И проходящие мимо хулили Его, качая головами и говоря: «Ха, уничтожающий храм Божий и в три дня восстанавливающий! Спаси Сам Себя, сойди с креста». Подобно и первосвященники, насмехаясь, говорили с книжниками друг другу: «Других спасал, а Себя спасти не может. Христос, царь Израиля, да сойдет ныне с креста, чтобы мы увидели и поверили». И распятые с Ним поносили Его. И настал час шестой, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И в девятый час возгласил Иисус громким голосом, говоря: «Элои, Элои, ламма сабактани?» Сие переводится: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» И некоторые из стоящих вокруг, услышав, говорили: «Се, Он зовет Илию». Один же, подбежав и напитав губку уксусом, и наколов ее на тростину, дал Ему пить, говоря: «Подождите, посмотрим, придет ли Илия снять Его». Иисус же, громким голосом возопив, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, от верха до низа. Центурион же, стоявший напротив, увидев, что, так воскликнув, Он испустил дух, рек: «Воистину Сей человек был Сыном Божьим». Были же там и женщины, смотревшие издалека. Среди них были Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Иосифа, и Саломея, кои еще в Галилее следовали за Ним и служили Ему, и многие другие, кто вместе с Ним взошел в Иерусалим. И поскольку уже настал вечер (а была пятница, канун субботы), пришел Иосиф из Аримафеи, благородный декурион 1 , коий и сам ожидал царства Божьего, и вошел отважно к Пилату и просил тела Иисуса. Пилат же удивлялся, что Он уже умер. И, вызвав центуриона, расспросил его, правда ли Он уже умер. И, узнав от центуриона, подарил тело Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Потому что велика бывает опасность в час распятия — и тому, кто молится, нужны Петр, Иаков и Иоанн, то есть здравая вера, стойкая надежда и совершенная любовь: ими он обретет благодать свыше и сможет взойти на крест. Все это происходило с нашим Владыкой Христом, дабы Он стал нам примером во всем, как сказал Апостол: «чтобы познать» нам Его, «и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3. 10-11).    (Он вкусил ради нас желчь: это учит нас отвергать все) злые вожделения в себе, хранить свои уста и не давать этим помыслам исходить из тела и воплощаться на деле. Уксус принял он ради нас — надлежит и нам подавлять в себе всякое своенравие и суетное смущение. Он принял заплевания нас ради, дабы мы презирали всякое человекоугодие и славу мира сего. Терновый венец внушает нам переносить порицания во всякое время и без смущения претерпевать всякий укоризны. Ради нас ударяли Его по главе тростью: так и мы должны непрестанно носить шлем смирения, угашая вражескую гордыню. Прежде чем распять, Его бичевали — ни во что вменим оскорбления и людской позор. Делили одежды Его — он сохранял спокойствие: это учит нас отвергать мирское, прежде чем взойдем на крест. Был шестой час, когда его распинали: укрепимся и мы против нерадения и малодушия, пока не умрет грех. Ибо написано, что посредством креста Он «убил вражду на нем» (Еф 2.16).    Когда же пришел девятый час, «возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани?» (Мф 27. 46). И это учит нас тому, что нужно терпеть скорбь от страстей, пока они не угаснут, а после смиренно и с дерзновением вопиять к Богу. А что Он предал дух после того, как солнце померкло, есть указание на то, что грех в человеке умер, когда ум избавился от всякой надежды на этот видимый мир. Тогда раздирается завеса — после того, как ум освободится, — то есть исчезает средостение, которое было между ним и Богом. И тогда раскалываются камни и отверзаются гробницы. И это значит, что когда грех в нас умрет, все, что отягощало, ослепляло и теснило душу, расторгается, а чувства, которые умерли и принесли в смерти плод, исцеляются и восстают непобедимыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

«Семикратно... днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:164 ). Некоторые – «семикратно» – перевели: многократно. Но и то и другое одинаково обозначает горячую любовь пророка. Он не знал меры прославлению Бога. Так и нам непрерывно нужно восхвалять Бога за Его праведные суды. Более ревностные и благоче­стивые семь раз предстоят Богу ночью и в течение дня. Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным, – когда мы благодарим за окончание дня; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу. «Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна» ( Пс.118:165 ). Кто пламенеет божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все люди ополчились на них, проводят приятную жизнь. Об этом сви­детельствует божественный Павел, говоря: «мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). И Господь, послав святых апостолов по всей вселенной как овец среди волков ( Мф.10:16 ), сказал им: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ). Они же и приняли евангельский закон, и проповедали его повсюду. На это именно намекает выражение: «велик». " И нет им соблазна», потому что сатана повергнут под ноги их. «Чаял я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил» ( Пс.118:166 ). Даже угнетаемый несчастьями, я не утратил благих надежд, но продолжал ожидать Твоего спасения и следовать Твоим заповедям, именно потому, что любящие заповеди Божии ищут воздаяния за соблюдение их и свою любовь и ожидают, что им уготовано наслаждение небесных благ. »Хранила душа моя откровения Твои и сильно воз любила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи» ( Пс.118:167–168 ). Зная, что Ты все видишь, и живя как бы под Тво­им наблюдением, я не только исполнил все Твои заповеди, но и сделал это с горячим усердием. Это пророк говорит в назида­ние и наставление нам, чтобы мы соблюдали все заповеди Божии и Его откровения. Итак, кто не по расчету и из корысти, и не для того, чтобы видели и похвалили люди, делает добро, те говорят: «все пути мои пред Тобою Господи». «Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня» ( Пс.118:169 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Хотите, отпущу вам вашего «Царя Иудейского»?» 10Ведь он знал, что первосвященники выдали Его из зависти. 11Но первосвященники стали наущать народ, чтобы просили лучше отпустить Варавву. 12A Пилат снова к ним обратился: «Что же вы хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы зовете «Царем Иудейским»?» 13А они закричали: «Распни Его!» 14A Пилат спросил их: «Что же дурного Он сделал?» А они еще пуще закричали: «Распни Его!» 15Тогда Пилат, чтобы успокоить народ, отпустил им Варавву, а Иисуса отдал после бичевания распять на кресте. 16Воины же отвели его во двор присутственного места, называемого Преторией, и созывают всю когорту, 17и накидывают на Него пурпурный плащ; и сплетя венок из терния, надевают на Него. 18И принялись кричать Ему: «Привет Тебе, о Царь Иудейский!» 19И били Его по голове тростником, и плевали в Него, и, преклоняя перед Ним колени, простирались перед Ним ниц. 20А когда натешились над Ним, сняли с Него пурпурный плащ и надели на Него Его одежды. И выводят Его на распятие; 21и заставляют некоего Симона из Кирены, отца Александра и Руфа, проходившего мимо с поля, нести Его крест. 22И приводят его на место, Голгофа, а в переводе Лобное Место. 23И давали Ему смесь вина со смирной; но Он не стал пить. 24И распинают Его, и делят одежды Его, бросая о них жребий, кому что выпадет. 25А когда распяли Его, был час третий. 26И в надписи была обозначена вина: «Царь Иудейский». 27И вместе с Ним распинают двоих разбойников, одного по правую руку от Него, другого по левую. сбылось слово Писания: «И к злодеям А кто проходили мимо, хулили Его, качая своими головами и приговаривая: «И Ты берешься разрушить Храм и в три дня вновь воздвигнуть его? 30Спаси Самого Себя, сойди с креста!» 31Подобным же образом и первосвященники, глумливо переговариваясь с книжниками, говорили друг другу: «Других спасал, Себя Самого спасти не может! 32Пусть Христос, Царь Израиля, сойдет ныне с креста, чтобы мы увидели и уверовали!» Также и распятые вместе с Ним поносили Его. 33А когда настал час шестой, сделалась тьма по всей земле до часа девятого. 34И в час девятый возопил Иисус громким голосом:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010