Вскоре после праздника Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн шли в храм для молитвы в девятый, по-нашему – в третий час пополудни. При вратах храма сидел нищий, хромой от рождения, и, протянув к апостолам руку, просил у них милостыни. Апостол Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – и, взяв его за правую руку, поднял. И вдруг укрепились его ступни и колена, и, вскочив, он начал ходить и вошел вместе с ними в храм. Множество народа в изумлении от этого великого чуда сбежалось в притвор, называемый Соломоновым. Здесь апостол Петр произнес вторую проповедь о воскресшем Господе и приобрел ею еще пять тысяч человек. Так положено было начало Церкви христианской среди иудеев и прозелитов в Иерусалиме.    – Рассеяние евреев началось в VIII веке до Рождества Христова, по разрушении царства Израильского, когда большая часть евреев была отведена в ассирийский плен и оттуда уже в Палестину не возвратилась. Сему же рассеянию способствовали впоследствии плен вавилонский, завоевания первое, Александра Македонского, наследников его монархии – царей сирийских и египетских, завоевания римских полководцев. Пророк Амос говорит евреям от имени Бога: «Вот Я повелеваю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете» (Ам. 9:9). Рассеяние это послужило к распространению христианства, так как евреи всюду распространяли здравые понятия об проповеди в своих синагогах, и лучшие из евреев делались первыми их учениками. Если после некоторые из евреев и восставали против апостолов и изгоняли их из городов, то делали это уже тогда, когда семя евангельского учения было там посеяно, и самое гонение в этих случаях служило только к утверждению Церкви. Евреи, жившие в других странах, обыкновенно назывались евреями-эллинистами, или евреями рассеяния, в отличие от евреев палестинских.    – Язычники, перешедшие в иудейскую веру, назывались прозелитами (пришельцами) правды, или прозелитами врат. Первые обрезывались и принимали все обязанности, налагаемые законом иудейским. Вторые только отказывались от идолопоклонства и обращались к вере в единого Бога. Им дозволялось быть в преддверии Иерусалимского храма, в так называемом дворе язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

   Слава и ныне, «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды).    «Господи, помилуй» (трижды).     Слава: дневной тропарь. В четыредесятицу и когда поется «Аллилуйя», тропарь со стихами, гл. 8: «В девятый час ради нас плотию смерть Испытавший, умертви наши плотские помыслы, Христе Боже, и спаси нас».    Стих:    1. «Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня».    2. «Да придет моление мое пред лице Твое, по слову Твоему избавь меня» (Пс. 118:169-170).    Слава и ныне: Богородичен: «Ради нас Родившийся от Девы, претерпевший распятие, победивший смертью смерть, и, как Бог, явивший воскресение! Не презри, Благий, созданных Твоею рукою; яви Свое человеколюбие, Многомилостивый, прийми молящуюся за нас, родившую Тебя Богородицу и спаси, Спаситель наш, людей отверженных».     «Не предай нас навсегда ради имени Твоего и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля Святого Твоего» (Дан. 3:34-35).    «Святый Боже» по «Отче наш…».    Кондак праздника. Если нет праздника а также в четыредесятницу следующие, гл. 8: «Разбойник, видя Начальника жизни, пригвожденным на крест воскликнул: «Если бы Распятый с нами не был Бог во плоти, то солнце не скрыло бы, своих лучей, и земля в трепете не тряслась бы. О, Господи, все терпящий, вспомни меня в царстве Твоем».     Слава: «Посреди двух разбойников Твой крест послужил мерою правосудия, одного низводя в ад за жестокую хулу; другого же чрез познание богословия облегчая от прегрешений, Христе Боже, слава Тебе».     И ныне: «Тебя Агнца и Пастыря и Спасителя мира, видя на Кресте, Родившая Тебя со слезами восклицала: мир радуется, принимая избавление; сердце же мое горит, видя Твое распятие, которое Ты терпишь за весь мир, Сын и Бог мой».    «Господи, помилуй» (40 раз).    «Во всякое время...» стр. 387.    «Господи, помилуй» (трижды).    Слава и ныне.    «Честнейшую Херувимов».    «Именем Господним благослови, отче».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А иначе можно дойти до такого понимания религии , как у неудачливого купца Мельникова - Печерского из произведения « На горах ». Он выговаривал монахине : « Сто рублёв тебе , чернохвостнице , дал , честью просил , чтоб и на нынешний год побольше барыша вымолили ... А вы , раздуй вас горой , что сделали ? Целая баржа ведь у меня с судаком затонула !.. Разве так молятся ?.. А ?.. Даром деньги хотите брать ?..» Евгений Голубинский , историк Русской Церкви , в своём труде « О реформе быта Русской Церкви » ( М ., 1913) писал : « Если человек строит и благоукрашает храмы Божии от богатств , собранных н еправедным или — что то же — нечестным образом — обманами или притеснениями ближних и хищениями у них , вообще всякими неправдами , — то сколько бы он ни строил и ни благоукрашал храмов Божиих , какие бы он ни тратил на это огромные деньги , совершенно всуе надеется он купить у Господа Бога Царство Небесное : Господь не подкупается , и жертва неправедная , как бы она ни была велика , нисколько не угодна Богу и только привлекает на льстивого и коварного жертвователя , который думает обмануть Его как человека , Его тяжкий гнев : жертвы нечестивых мерзость Господеви » ( Притч . 21, 27) . Теперь о милостыне . О том , что благотворительность далеко не всегда равноценна простой раздаче денег , показывается на примере милостыни , которую подал хромому нищему апостол Пётр . Из книги « Деяния апостолов », глава 3, « Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый . И был человек , хромой от чрева матери его , которого носили и сажали каждый день при дверях храма , называемых Красными , просить милостыни у входящих в храм . Он , увидев Петра и Иоанна перед входом в храм , просил у них милостыни . Пётр с Иоанном , всмотревшись в него , сказали : взгляни на нас . И он пристально смотрел на них , надеясь получить от них что - нибудь . Но Пётр сказал : серебра и золота нет у меня ; а что имею , то даю тебе : во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи . И , взяв его за правую руку , поднял ; и вдруг укрепились его ступни и колени , и вскочив , стал , и начал ходить , и вошёл с ними в храм , ходя и скача , и хваля Бога » .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Аминь. БЕСЕДА 8 «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1).   Петр не искал славы. — Добродетель всегда полезна. — Грехи подобны терниям. — Твердость духа святителя. — Толпа, не исполняющая воли Божией, ничего не стоит.   1. Везде являются Петр и Иоанн в великом между собою согласии. Иоанну Петр подает знак (на вечери); вместе идут они ко гробу; об Иоанне (Петр) говорит Христу: « а он что? » (Ин. 21:21) Прочие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех поразило, говорит. И заметь опять, что (апостолы) шли собственно не для того, чтобы совершить это (чудо): так они были свободны от честолюбия и подражали своему Учителю. Зачем же они шли в храм? Разве они жили еще по–иудейски? Нет; однако, этот поступок их сопровождался пользою. Опять происходит чудо, которое и их утверждает, и остальных привлекает, — чудо, какого они еще не совершали. Болезнь (хромого) происходила от природы и превышала врачебное искусство. Уже более сорока лет он прожил в хромоте, как говорится далее, и во все это время никто не исцелил его. Ведь вы знаете, что те (болезни) особенно трудны, которые бывают от рождения. Болезнь была столь ужасная, что (хромой) не мог даже доставать себе необходимую пищу. И он был всем известен как по месту, так и по болезни. А как (совершилось чудо), — слушай. « И был человек », сказано, « хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм » (ст. 2). Следовательно, он желал получить милостыню и не знал, кто были — Петр и Иоанн. « Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас » (ст. 3, 4). Он слышит это, но и при этом не встает, а все еще продолжает просить. Такова бедность: когда и отказываются дать, она настаивает и понуждает. Устыдимся же мы, так поспешно удаляющиеся при просьбах! Смотри, какую кротость тотчас выказал Петр, сказав: « взгляни на нас ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Аминь». (Евангелие от Матфея 28, 18-20 ). Глава 13. Восхождение с учениками на гору Елеонскую и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов В сороковой день после воскресения Иисус Христос явился в один дом, где собрались ученики и учил их вере и спасению, а после этого сказал ученикам, что скоро пошлёт на них Духа Святого; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Беседуя, Он вёл их в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Гора Елеонская, или гора «Вознесения» есть самая высокая из гор, подступающих к Иерусалиму с востока. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». (Евангелие от Луки 24, 50-53 ). Прославляя Вознесение, святая Церковь представляет Богоматерь присутствующею на Елеонской горе: «Господи! Таинство, еже от веков сокровенное и от родов, исполнив, яко благ пришел еси со учениками Твоими на гору Елеонскую, имея рождшую Тя, Творца и всех Создателя; Той бо, в страсти Твоей матерински паче всех болезновавшей, подобаше и славою плоти Твоей премногия насладитися радости». Присутствуя на горе Елеонской и видя Вознесение Сына Своего, Пресвятая Дева радовалась совершающемуся спасению рода человеческого и тому, что Сама Она удостоилась послужить тайне домостроительства Божия. В десятый день по вознесении Иисуса Христа все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христа единодушно собрались в одной горнице Иерусалима. Шёл третий час дня (по-нашему девятый утра) и сделался сильный шум как от ветра, и наполнил весь дом, и явились огненные языки, и почили по одному на каждом присутствующем. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Просвещённые Духом Божиим апостолы долгое время не оставляли Иерусалим. Если же и отлучались, то ненадолго, и постоянно собирались для молитвенного пребывания в своей горнице, которая называлась Сионской горницей.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Апостол Павел разрешает, своим посланием, таинственное недоумение обоих Пророков; он примиряет между собою славу и бесславие Господа – словом крестным: «ибо слово о кресте, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых – сила Божия; ибо написано: уничтожу му­дрость мудрецов и разум разумных ниспровергну. Где мудрец, где книжник, где искусный в состязаниях века сего? не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ибо когда мир, своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, тогда благо­угодно было Богу спасти верующих – невежеством проповеди. Иудеи требуют чудес, а Еллины ищут мудрости: но мы проповедуем Христа распятого, – для иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев ли или Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие крепче человеков». Между тем, во время чтения сих возвышенных писаний и Евангелия, протекли для нас, в благоговейном созерцании, самые часы страдания Господня и наступил девятый час погребения. Тогда, в лице Иосифа Аримафейского, Епископ, окруженный священным Собором, сперва наполняет благовонием кадила святой алтарь, в па­мять тех ароматов, коими обвил погребатель бо­жественное тело; потом подымает его подобие, плащаницу, с престола, на коем, как на Голгофе, совершается всегда таинственная жертва Агнца; он несет на главе плащаницу, из зимней церкви в летнюю, и храм сей обращается в святой гроб, до радостного дня Пасхи: верные же сопутствуют Святителю, как некогда благочестивые жены Иосифу, зревшие где полагали Господа; а, в ожидании сего знаменательного шествия, лики поют погре­бальную песнь: «Тебя, одевающегося светом как ризою, Иосиф, сняв с древа, с Никодимом, и видя мертвым, нагим, непогребенным, милосер­дый плач подъял и рыдая восклицал: увы мне, сладчайший Иисусе, которого еще недавно солнце, узрев на кресте висяща, обложилось мраком и земля поколебалася страхом, и раздиралась церков­ная завеса! – се ныне вижу тебя, ради нас приявшего смерть. Как погребу тебя, Боже мой, или какою плащаницею обовью? какими руками прикоснуся нетленному твоему телу, или какие песни воспою исходу твоему всещедрый? – величаю страдания твои, песнословлю и погребение твое с воскресением, взывая: Господи слава тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (по–гречески– лампад) ( Деян. 20:7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд : «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанные» ( 2Тим. 4:13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? 7) Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14:40 ) не только на земле, но и на небе (Мф. 18:18; Иоан. 20:23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковью обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). О святости и почитании храмов Божьих «Святилище Мое чтите: Я Господь» ( Лев. 19:30 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мр. 11:17 ).                         «Храмом Божьим», или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божьей в святых таинствах Церкви. Будучи освящен через епископа или уполномоченных через него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божьем». 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божьих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божьими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, ( 1Кор. 7:40 ) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В то время, вместе Петр же и Иоанн поднимались в храм в час молитвы — девятый. И был некий человек, хромой от чрева матери его, которого приносили и сажали ежедневно у ворот храма, называемых Красными, просить милостыню у входящих в храм. Увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в храм, он стал просить милостыню. Петр же вместе с Иоанном, устремив на него взгляд, сказал: «Посмотри на нас». И тот стал пристально глядеть на них, ожидая что-нибудь от них получить. И оказал Петр: «Серебра и золота нет у меня. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, ходи». И взяв его за правую руку, поднял его. И тотчас укрепились ступни его и суставы, и, вскочив, он стал на ноги и начал ходить и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Аллилуиа, глас 7: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Стих: Пою и разумею в пути непорочне: Аллилуиа, глас 7: Твою милость и суд воспою, Господи. Стих: Пою и размышляю о пути непорочном. Когда посетишь Ты меня? От Иоанна святаго Евангелиа чтение От Иоанна святого Евангелия чтение зачало 14 (глава 5:1–9): Во время оно, взыде Иисус во Иерусалим. Есть же во Иерусалимех на Овчей купели, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель и возмущаше воду. И иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше. Бе же ту некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель; егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит. Глагола ему Иисус: востани, возми одр твой и ходи. И абие здрав бысть человек, и взем одр свой, и хождаше. В то время, пришел Иисус в Иерусалим. Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: «Хочешь ли стать здоровым?» Ответил Ему больной: «Господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается». Говорит ему Иисус: «Встань, возьми постель твою и ходи». И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить.

http://azbyka.ru/molitvoslov/chin-blagos...

Гл. II, ст. 8. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Ст. 9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Ст. 10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему благое, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Видите – и опять: во-первых, Иудею. Кто больше и дольше оказывал верности и преданности единому истинному Богу, кто усерднее других последовал за явившимся Спасителем мира, тому больше и утешения, и награды. Но Господь справедлив ко всем; Он не лишает Своих милостей пришедших к Нему на подвиги в девятый и даже в одиннадцатый час, т. е. в конце земной своей жизни или уже позже многих тружеников. Поэтому от Него подается слава, честь и мир тоже после иудея и эллину, т. е. всякому язычнику, делающему доброе. Потому что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу ( Деян. Х, 35 ), т. е. достоин быть принят в Церковь христианскую, а чрез нее – в Царство Божие. Ст. 11. Ибо нет лицеприятия у Бога. Ст. 12. Поэтому те, т. е. язычники, которые, не имевши закона писанного, богооткровенного, согрешали, вне этого закона и погибнут, т. е. будут судиться не по богооткровенному, писанному для евреев закону, а будут судимы и осуждены по обличениям их собственной совести; и конечно, осуждение их будет гораздо легче, чем осуждение и наказание евреям, имевшим писанный закон, богослужение, постоянных руководителей и, кроме того, ряд чрезвычайных вестников и действий воли Божественной – т. е. пророков, чудеса и т. п. С неведующего меньше взыскивается или должно взыскиваться, чем с знающего, ученого и поставленного в лучшие, более благоприятные для жизни условия и, однако, делающего преступления. Так и св. апостол говорит: а те, которые под законом, т. е. законом Моисеевым, согрешили, по закону и осудятся. В законе Моисеевом еврею были подробно уяснены все его обязанности, распределен почти каждый шаг, каждая минута его жизни. Следовательно, на суде пред Богом еврей, имевший руководителем закон, безответен. Раб же тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много, наказан будет строго ( Лk. XII, 47 ). Тяжко положение еврея, жившего под законом. Строже с него потребуется ответственность. За то и досточтимо было его звание до Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Гонение со стороны иудеев Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а «новая ересь» исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было настроение неправедного священства спустя пятьдесят дней после воскресения Христа, но скорее всего власть имущие града Иерусалима находились в неведении относительно деятельности апостолов. Они, очевидно, даже не подозревали, что ученики распятого Иисуса пребывают в единодушном собрании. Неизвестными, возможно, остались и происшедшие на глазах у не одной тысячи человек события Пятидесятницы. Лишь совершение апостолом Петром чуда при дверях храма пробуждает дремавшую до сих пор злобу иудеев. Петр и Иоанн шли в храм, в девятый час молитвы. У дверей храма им повстречался хромой от рождения человек, жалостно протягивавший к ним руку. Всмотревшись в хромого, Петр сказал: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» -- и, взяв его за правую руку, повелел во имя Иисуса Христа Назорея встать и ходить. И здесь, прилюдно, на глазах у иудейских священников произошло невиданное со времен распятия Христа чудо: хромой, «вскочив, встал, и начал ходить и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3, 1-10). Исполнившись ужаса и изумления, пораженный чудесным исцелением всем хорошо известного сорокалетнего хромого, народ собрался вокруг апостолов, предоставляя Петру возможность произнести вторую, еще более горячую проповедь. Заявив, что чудо совершилось силой имени Сына Божия Иисуса Христа, апостол напоминает людям горькую правду, что они распяли Начальника жизни и призывает народ к покаянию, подтверждая свои слова пророческими предсказаниями. Множество людей в тот день обратилось в христианство, увеличив, согласно евангелисту Луке, иерусалимскую общину на пять тысяч человек. Это событие и стало поводом для начала открытого гонения на христиан со стороны иудеев. Еще апостолы не успели закончить своей речи, как «к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» (Деян. 4,1-2). Апостолов бросили в темницу, а на следующий день был созван синедрион, недавно осудивший на крестную смерть Христа. Не имея возможности наказать апостолов, по причине народа, старейшины с угрозами прогоняют апостолов, вообще запретив им говорить об имени Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010