Это обыкновенные, для всего года, и в будни, и в праздники, часы. Но часы накануне некоторых великих праздников, великопостные и в великой пяток, сохраняя общий состав, имеют свои особенности, а в пасху не имеют уже ничего общего, кроме названия, с обыкновенными часами. Почему теперь я ограничусь лишь рассмотрением этих последних. Час первый Час первый. Как было прежде сказано, богослужением этого часа верующие встречали наступающий день. Сообразно с этим избраны и псалмы: пятый, восемьдесят девятый и сотый. В первом – молитвенное обращение ко Господу в самое раннее утро, чтобы Он «руководил всех своей правдой, и охранял идущих путем правды от тех, которые идут путем лжи». «Внемля гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой. Ибо Тебе, Господи, молюся. Господи! Рано Ты слышал глас мой, рано предстою Тебе и ожидаю ( Пс. 5:3–4 ). По великой милости Твоей вхожу в дом Твой, поклоняюсь в святом храме Твоем с благоговением к Тебе ( Пс. 5:8 ). Господи! руководствуй меня в правде Твоей; вопреки врагам моим уравняй предо мною путь Твой: ибо нет в устах их истины» и т. д. ( Пс. 5:9–10 ). Во втором напоминается всем, что быстро, неуловимо, незаметно мчится наша жизнь и с каждым днем приближает к общему всех концу –могиле, и что, поэтому с чрезвычайным благоразумием и осторожностью нужно пользоваться временем. «Господи! Ты возвращаешь человека в тление, и говоришь: возвратитесь сыны человеческие! Ибо тысяча лет пред очами Твоими как день вчерашний, когда он минул, и как стража в ночи. Ты как наводнение уносишь их; они, как сновидение, как трава, рано увядающая. Утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и иссыхает ( Пс. 89:3–6 ). Дней лет наших всего до семидесяти лет, а при большей крепости до восьмидесяти лет; и самый цвет их – изнуренье и скорби, ибо протекают быстро, и мы улетаем ( Пс. 89:10 ). Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» ( Пс. 89:12 ). В третьем псалме напоминается о том жизненном пути правды, которым шел Давид и которым должен идти всякий. «Помышляю о пути непорочности, так воспевал себя Давид; когда ни придешь ко мне, хожу в непорочности сердца моего среди дома моего. Не полагаю пред глаза мои слова непотребного; дела законопреступные ненавижу, не прилепляюсь к ним. Сердце развращенное удалено от меня; злых не знаю» и т. д. ( Пс. 100:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

11. О святости и почитании храмов Божиих «Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». Сектант: 1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 , см. еще: 1Пет. 2:5 , Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

19: 39). Смирна – сильно благоухающая смола миррового дерева. Из алоэ вырабатывалась ароматическая мазь. В приведенном евангельском тексте речь идет о римской литре – единице веса, в которой 327,45 грамма. Следовательно, святой Никодим принес почти 33 кг. Видимо, не все принесенное благовоние пошло на помазание тела, часть его была положена в гроб, чтобы источался аромат. Снятое с Креста тело Иисуса было положено на то место, где сейчас находится камень Помазания. Ровная поверхность камня и правильная прямоугольная форма говорит о том, что он подвергся обработке. Плита эта имеет мраморное окаймление по всему периметру. Камень сильно благоухает. Греческие паломники привозят с собой жидкое благовоние и возливают на него. В этом благочестивом обычае проявляется любовь к Умершему за нас Спасителю, Чье пречистое тело было помазано на этом камне. В Великую пятницу здесь совершается православный чин Погребения Плащаницы. Камень Помазания – первая святыня, к которой прикладывается паломник, войдя в полутемный притвор храма Воскресения. Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме Когда совершилось миропомазание, обвитое льняной плащаницей тело было отнесено к выдолбленной в скале пещере, находившейся примерно в 40 метрах от Распятия. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19: 41). Обычно тела умерших такой позорной казнью, какой было распятие, воины снимали с крестов, относили в ближайшую пещеру и оставляли там. Положенные без каких-либо погребальных обрядов трупы вскоре поедали шакалы или другие дикие животные. Но по отношению к Иисусу исполнилось пророчество святого Исаии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Праведный Иосиф из Аримафеи был богат. Знатность этого ученика Спасителя дала ему возможность войти к римскому прокуратору и получить разрешение снять с Креста тело своего Учителя. Времени оставалось мало. Иисус умер в девятый час (около 3 часов дня по-нашему). С появлением на небе звезды начиналась суббота. Совершать погребение в день покоя закон запрещал. Омыв тело и помазав его благовониями, Иосиф с Никодимом внесли в гробницу и положили на высеченную в стене скамью. Отдав последнее целование, они вышли и закрыли вход большим камнем. Здесь, в этой пещере, Спаситель воскрес.

http://pravoslavie.ru/30087.html

1. О святых храмах С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь. Когда он вывел из Египта Евреев, то дал вождю их, Моисею, такое повеление: «Скажи сынам Израилевым:... и устроят они Мне Святилище, и буду обитать посреди их» . ( Исх.25:2, 8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию, или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему.» ( 2Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил величественный храм в Иерусалиме. Впоследствии этот храм был разрушен, а Иудеи – отведены в плен. Когда Иудеи возвратились из плена, «было слово Господне через Аггея пророка» к Иудеям: «так говорит Господь – Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм… и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Гожие и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш, Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердил важное значение его. Так, Он Сам посещал храм: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом,» повествует Евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий, и в нем невидимо присутствует Сам Господь–Бог. « Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется » ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). По вознесении Спасителя на Небо, Святые Апостолы также ходили для молитвы в храм. Они, по сказанию Евангелиста Луки, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ) « Петр и Иоанн , повествует книга Деяний, шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ). Как только общество христиан стало увеличиваться, у них начали появляться особые молитвенные дома или храмы. Указание на существование последних уже во времена апостолов можно видеть в послании апостола Павла к Коринфянам. Апостол отличает молитвенные дома от обычных и называет их церквями. «Жены ваши , пишет апостол Коринфским христианам в церквах да молчат... Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.» ( 1Кор.14:33–34 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1 Эти два сюжета взяты автором Корана из апокрифов. История о том, как Иисус заговорил в колыбели, встречается в “Арабском евангелии детства”, а упоминание о создании им глиняных птичек и оживление их взяты из апокрифического евангелия от Фомы. 5 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове Жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам — пишет святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:1–2). 10 Макдауэлл Дж. Указ. соч. С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который приводится здесь, считается подлинным. 24 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф 27:45). Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый — трём часам дня. Таким образом тьма произошла около полудня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

25 . Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На это говорит пророк Амос: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень ( Ам.8:9 ), ибо от часа шестого была тьма, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ). Какое это время, пророк, и какой день? И обращу праздники ваши в сетование ( Ам.8:10 ). А это происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову ( Ам.8:10 ). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся апостолы скорбели. Поистине дивно это пророчество! 26 . Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно этого события? Иисус распят; Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части; а нижняя не была разодрана, ибо, будучи разодрана, ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, об этой кидают жребий. Не написано ли и об этом? Знают это прилежные церковные псалмопевцы; подражая ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:19 ); а жребий этот был жребий воинов. 27 . Также, быв осужден перед Пилатом, Иисус облечен был в багряницу: ибо там надели на Него багряницу ( Мф.27:28 ). Не написано ли и об этом? Исаия говорит: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? ( Ис.63:1 ). Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто этому означает у евреев. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшегося в точиле? ( Ис.63:2 ). А он ответствует и говорит: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему... по своим помышлениям ( Ис.65:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

36 Жнущий получить награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеящий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, другой жмет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он побыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос. Ст. 6. Что за время, около шестого часа, когда Иисус Христос сидел возле колодезя, в ожидании учеников, ушедших за пищей? У евреев время считалось не так, как у нас теперь считается. Счет часов дня начинался с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй -восьмому, третий – девятому и так далее, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни. Ст.8 Почему евреи избегали общения с самарянами? Самаряне были полу-еврейской и полу-языческой веры, потому евреи и презирали их, считали их нечистыми, как язычников, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянами назывались язычники, которые поселены были на место евреев, переселенных из Палестины в Ассирию, и принявших еврейскую веру, не оставив совсем своей языческой. Название их Самарянами произошло от г. Самарии, в Палестине, где поселены были они. Самарянам желалось вместе с евреями строить иерусалимский храм, но евреи не приняли их в свое общество, потому что они были другого происхождения и не вполне приняли еврейскую веру. Впоследствии самаряне построили было свой храм, но иудеи разрушили его. Ст.10–15 Что такое живая вода, о которой Иисус Христос говорит Самарянке? Самарянка думала, что это свежая ключевая вода. Но Иисус Христос живой водой называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

(5) Был же полдень, и нашла тьма на всю Иудею, и они обеспокоились и боялись, как бы не зашло солнце, пока Он еще жив, ибо писано у них: солнце да не зайдет над казненным. И один из них сказал: «Дайте Ему испить желчь с уксусом», – и, смешав, напоили Его. И [так] исполнили они все, и беззакония их превзошли главу их. Многие же выходили со светильниками, думая, что наступила ночь... И Господь возгласил: «Сила Моя, сила, ты Меня покинула! » И когда изрек это, был взят. (6) И в этот миг разодралась надвое завеса храма Иерусалимского. И вынули они гвозди из рук Господних и положили Его на землю, земля же сотряслась, и был великий страх. И воссияло вновь солнце, и оказалось, что уже девятый час. Иудеи же радовались и отдали тело Его Иосифу для погребения... Он же взял [тело] Господа, обмыл и обвил полотняным покровом и положил в гробницу, называемую садом Иосифовым. (7) Тогда уразумели иудеи, и старейшины, и священники сотворенное ими зло, и стали бить себя в грудь и говорить: «Горе грехам нашим! Близок суд и конец Иерусалима!» Я же [Петр] и спутники мои были в тоске, и с болью в сердце скрывались мы, ибо нас искали, как преступников, намеревавшихся поджечь храм. Мы пребывали в посте и в скорби, и в слезах день и ночь до субботы. (8) Собрались же книжники и фарисеи, и старейшины и услышали, что весь народ ропщет и бьет себя в грудь, и говорит: «Если из-за смерти Его столь неслыханные знамения явились, то воистину великий был Он праведник». И убоялись старейшины и пришли к Пилату, прося его: «Дай нам воинов, дабы мы три дня стерегли гроб Его, чтобы не могли прийти ученики Его и украсть [тело Его], и народ не поверил бы, что Он восстал из мертвых, и не озлобился бы на нас». Пилат же дал им сотника Петрония 249 с воинами для охраны гроба, и с ними пришли ко гробу старейшины и книжники к гробнице, и вместе с сотником и воинами привалили большой камень к двери гроба и запечатали семью печатями, и приставили стражу. Утром же, на заре дня субботнего, много пришло народа из Иерусалима и окрестностей, чтобы видеть запечатанный гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

5. Верующие во Христа составили, таким образом, особое религиозное общество, но при этом они не порывали связи и с ветхозаветной церковью. Они продолжали посещать Иерусалимский храм, совершали там молитву в положенные часы и соблюдали ветхозаветные обряды. Разсказывая о том, как сложилась жизнь первых христиан после сошествия Святого Духа, книга Деяний упоминает между прочим, что они «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян.2:46 ). Вслед за этим она повествует о том, как Петр и Иоанн однажды «шли вместе в храм в час молитвы», а именно в девятый ( Деян.3:1 ) 21 . О том, какое значение христиане того времени придавали исполнению обрядового закона Моисеева, свидетельствует возгоревшийся впоследствии спор об обязательности для христиан из язычников этого закона. Большинство христиан из удеев крепко держалось отеческих преданий и горячо стояло за их строгое соблюдение. Известно, что когда ап. Павел в последний раз прибыл в Иерусалим, то Иаков и пресвитеры Иерусалимской церкви, убеждая его дать Иерусалимскому народу несомненное доказательство, что он сам соблюдает закон и не учит иудеев отступать от его предписаний, между прочим сказали ему: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» ( Деян.21:20 ). 6. Тем не менее, Церковь Христова с самого начала выделилась из иудейства и составляла особое религиозное общество. Правда, члены ее не носили в то время еще никакого определенного имени; посторонние называли их галилеянами 22 , сами же себя они называли просто братьями, верующими, учениками 23 . Но это новое, еще не получившее наименования религиозное общество объединялось и обособлялось от иудейства прежде всего своей верой. Вместе с иудеями веруя в Бога Авраама, Исаака и Иакова 24 и в обетованного Богом через пророков Мессию 25 , последователи нового учения объявляли, что этот Мессия уже пришел; что это был тот самый Иисус Назарянин, которого иудеи распяли, но которого Бог воскресил из мертвых 26 . Сделавшись, таким образом, начальником нашей жизни и нашим Спасителем 27 , Христос призывает всех к покаянию и на всех обращающихся к нему изливает благодатные дары Святого Духа 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

5 . Один брат пришел к авве Силуану в гору Синайскую. Увидев, что братия работают, он сказал старцу: «Старайтесь не о пище тленной ( Ин.6:27 ): Мария же избрала благую часть ( Лк.10:42 )». Старец сказал своему ученику: «Захария! Подай брату книгу и отведи его в пустую келью». Когда наступил девятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли звать его к трапезе. Но как никто его не звал, он сам, встав, пошел к старцу и говорит ему: «Авва! Неужели братия сегодня не ели?» – «Ели», – отвечал старец. «Почему же не позвали меня?» – опять спросил брат. «Потому, – отвечал старец, – что ты человек духовный и не имеешь нужды в такой пище; а мы, как плотские, хотим есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь вкушать плотской пищи». Брат, выслушав это, поклонился старцу и сказал: «Прости меня, авва!» Тогда старец говорит ему: «Так и Мария имеет нужду в Марфе; ибо и Мария похваляется из-за Марфы». 6 . Однажды спросили авву Силуана: «Какую ты, отец, проводил жизнь, что достиг такого благоразумия?» Авва отвечал: «Никогда не впускал я в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога». 7 . Рассказывали об авве Силуане: жил он в келье своей затворником, и имея у себя немного чечевицы, сделал для нее сто решет. Вот однажды пришел к нему кто-то из Египта; с ним был осел, навьюченный хлебом. Египтянин, постучавшись в дверь старца, сложил хлебы у кельи. Старец взял решета, наложил их на осла и отпустил египтянина. 8 . Однажды ученик аввы Силуана, Захария, без согласия аввы вышел из кельи и, взяв с собой братию, разломал ограду сада и распространил его. Старец, узнавши об этом, взял свою милоть, вышел из кельи и говорит: «Братия, помолитесь обо мне!» Братия, увидев его, пали к ногам его и говорили: «Скажи нам, отец, что с тобой сделалось?» Старец отвечал им: «Я не пойду в келью свою и не скину с себя милоти, пока не переставите ограды на прежнее место». Братия снова разломали ограду и поставили ее на прежнем месте. Тогда старец возвратился в свою келью. 9 . Авва Силуан говорил: «Я раб и господин мой сказал мне: «Работай у меня, я буду кормить тебя; а как буду кормить, – об этом не спрашивай. Сам ли что я имею, или буду воровать, или брать в займы, – ты об этом не спрашивай; ты только работай, а я буду кормить тебя». Итак, если я работаю, то кормлюсь от платы за мои труды; если не работаю, то питаюсь милостынею».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010