11) Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетически аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад, М.: Паломник, 2013. – 704 с. 12) Пикок А. Богословие в век науки. Модели бытия и становления в богословии и науке. М., ББИ, 2004. – 416 с. 13) Пикок А. Эволюция – тайный друг веры. М., ББИ, 2013. – 392 с. 14) Феофан Затворник, свт. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 31.05.2016). 15) Хот Дж. Бог после Дарвина. Богословие эволюции. М., ББИ, 2011. – 248 c.   Подборки святоотеческих цитат по данной теме см., напр., в публикациях протод. Андрея Кураева «Может ли православный быть эволюционистом?» и Н.М. Коровчинского «Творение, эволюция и креационизм» а также в комментариях к постингу по ссылке: . Со ссылкой на: Исаак Сирин, преп. Творения, II 3, 3, 2, syr. e. 7, fol. 59v. Со ссылкой на: Исаак Сирин, преп. Творения, I 26 (189, 8 Bejan). Комментарии ( 13): Даниил Сидоров, Королёв 28 мая 2020г. 11:26 К сожалению, автор совсем не рассматривает идею о том, что весь мир, изучаемый естествознанием, начиная с Большого взрыва, - это мир уже после грехопадения. А ведь это самая очевидная мысль! Григорян Артём, Санкт-Петербург Алексей Владимирович, в моём предыдущем комментарии речь идёт о различиях между последовательностью событий Шестоднева (Быт. 1), с одной стороны, и последовательностью событий в истории наблюдаемой Вселенной – с другой. Слова «И увидел Бог» и оценка «хорошо» в стихе (Быт. 1:31), так же как и в стихах (Быт. 1:4; 1:10; 1:12; 1:18; 1:21; 1:25), относятся к объектам, которые реально существуют в данный момент времени Шестоднева. В стихе «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31) категория объектов, существующих в конце шестого «дня», охватывает всё творение – «все, что Он создал», включая все «роды» животных, созданные в пятый «день» и позже. Поэтому следует полагать, что, согласно библейскому повествованию, все «роды» животных дожили до появления первых людей в шестой «день» творения и сосуществовали вместе с ними.

http://bogoslov.ru/article/6028401

СПб., 1994. С. 430. Эти представления выглядят очень странными с точки зрения традиционного христианства, поэтому автор пытается объяснять их. Например, о восстановлении ветхозаветного богослужения ( Иез. 37:26–28; 40–46 ; Зах. 14:16  и далее): «Если же учесть, что жертвы могут совершаться в воспоминание и хранить прообразный характер, то мы не видим причин, почему это пророчество нельзя толковать буквально». О евангелизации ( Ис. 66:19 ; Зах. 8:13  и 20–23): «Несомненно, сказанное касается народов, которые родятся во время Тысячелетнего царства, потому что в конце Тысячелетнего царства люди будут только из обращенных». Правда, неясно, зачем надо евангелизировать людей, которые сами знают Христа – земного царя (ср. Иер. 31:34 : «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого»). К сожалению, автор не дает пояснений, почему обетование апостолам судить 12 колен Израилевых ( Мф. 19:28 ) он относит к земным еврейским судьям. 16 См.: Олизаревич Н. О прохождении церкви через скорбь [Электронный ресурс]//URL: http://eshatos-lib.ru/article/skorb (дата обращения: 14.03.2013). 18 Хендриксен В. Библия о жизни после смерти [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.09.2012). Со своей стороны заметим, что в Деян. 2:17  пророчество Иоиля об излиянии Духа в последние дни ап. Петр относит не к концу мира, но ко дню Пятидесятницы. 19 Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет . Bielefeld, 2009. С. 40 и др. Как совместить поиск прообразов (т.е. типологическое толкование) с заявленной концепцией исключительно буквального толкования Писания – остается неясным. 26 См., например: Стеняев О. , прот. Беседы на Апокалипсис. М., 2009. Впрочем, о. Олег склонен считать, что из евреев за все времена спасется ровно 144 тыс. человек, хотя здесь, очевидно, речь идет о некоем символе полноты. 28 Ср. слова прп. Ефрема Сирина : «Ужели праведники после тысячелетнего царствования со Христом снова предстанут на суд? Да не будет сего… Воскресшие праведники уже не умирают, чтобы имело место третье воскресение… Если Христос приидет царствовать с праведными, а потом возвратится и снова приидет, как Судия; то сотворит Он три пришествия. Почему ни в одном Писании сего не написано? Да сие и невозможно. Ибо если бы пришел прежде кончины, то мир, будучи еще тленным, и праведников подверг бы тлению, и они умерли бы снова, и Сам Он вкусил бы с ними тления. Но это неправда. Ибо апостол говорит: лежитвсем человеком единою умрети, потом же суд. Тако,– продолжает, – и Христос единою умре ( Евр. 9:27–28 ), смерть Им ктому не обладает( Рим. 6:9 ). Итак, одно есть воскресение праведных и неправедных, явственно заключенное в кратком мгновении ока». См.: Ефрем Сирин , прп.О покаянии//Творения. Т. 3. Б.м., 1994. С. 193, 197. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Не упоминается о письмах прп. Паисия и в вышедшем отдельным томом описании дел архива Коша Войска Запорожского. Здесь лишь отмечается, что дело, в котором подшиты письма прп. Паисия, содержит «письма, паспорта, полномочия, выданные монахам, приезжавшим из Македонии, Валахии, России, Афонской горы и Украины на Запорожье для сбора пожертвований на строительство храмов, содержание духовенства и т. д.» 12 Таким образом, ценные документы, проливающие свет на взаимоотношения прп. Паисия Величковского и Запорожской Сечи, до сих пор остаются малоисследованными и неизвестными широкому кругу читателей. В архиве Коша письма прп. Паисия не выделены в отдельное дело, будучи подшитыми сечевыми канцеляристами в общем деле за 1764–1774 гг. под названием «О приежаючихъ в Сечь Запорожскую с разныхъ мнстрей и приходскихъ церквей за испрошениемъ отъ доброхотдателей милостинны. Зъ 1768 году заведено. 283» 13 . В таком виде оно сохранилось до наших дней. Ил. 3. Печать Драгомирнского монастыря на письмах прп. Паисия к П. Калнышевскому, 1768 г. В материалах этого дела находится 6 писем прп. Паисия на Запорожскую Сечь. Написаны они им из буковинского Свято-Духова монастыря в Драгомирне (современная Румыния) в период с 1768 по 1772 год. В частности, два письма датированы июнем 1768 г., два письма – январём 1771 г. и два письма – мартом 1772 г. Все документы подписаны лично прп. Паисием, а два из них, за июнь 1768 г., скреплены оригинальной монастырской круглой печатью, на которой изображена сцена сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, и по кругу имеется надпись на славянском языке следующего содержания: «Печать общежительнаго монастыря Драгомирны Сошествия Святаго Духа» 14 . 9 ЖУРНАЛ 88. Журнали Священного Синоду Церкви 23 грудня 2014 року//Священний Синод УПЦ. сайт. Сетевой ресурс. URL: обращения: 25.12.2014); Лука (Коваленко), архиепископ. Зачем нам «святой казак»? О канонизации Петра Калнышевского//Православие в Украине. Информационный портал УПЦ. Сетевой ресурс. URL: http://orthodoxy. (дата обращения: 01.11.2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Организованная церковная жизнь в Монголии закончилась после мученической кончины прот. Феодора в 1921 году Священник Николай Корниенко, один из современных специалистов по истории Православия в Монголии, выдвигает другую точку зрения, по которой «минимум до 1928 года в Урге был православный священник» . В своих выводах он основывается на факте одного из последних крещений, совершенных в Улан-Баторе над Николаем Александровичем Брилевым, родившимся в указанный год. Хотя, по словам отца Николая, «нет информации о назначении на служение в Монголию других священнослужителей в последующее время» , т.е., исходя из контекста описываемых событий, после 1924 года. Как бы то ни было, завершение революционного кровопролития в монгольских степях и провозглашение Монгольской Народной Республики 26 ноября 1924 году выводит Православие и другие религии из общественной жизни в сферу семейной обрядности населения страны. Итак, после отдельных эпизодов знакомства монголов с Православием, относящихся преимущественно к XIII–XIV векам, основная история появления и распространения Православия в Монголии начинается в 1864 году, когда была отслужена первая Божественная литургия в консульском храме в честь Пресвятой Троицы. В дальнейшем богослужения совершали временно командированные священники из ПДМ. Первый постоянный настоятель назначается в Ургу в 1893 году, им стал священник Николай Шастин, прослуживший в Монголии два года. С гибелью последнего настоятеля ургинского храма отца Феодора Парнякова и постепенным прекращением богослужебной деятельности священника Николая Федотова, вероятно, не состоявшего в общении с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, православная жизнь в Монголии замирает до 1990-х гг. (Продолжение следует.)  Монгол Улсын ндсэн хууль. 1992 оны 1 дгээр сарын 13-ны др [Конституция Монголии. 13 января 1992 г.]//Эрх зйн мэдээллийн нэгдсэн систем. Улаанбаатар, 1992. URL:  http://www.legalinfo.mn/law/details/367  (дата обращения: 25.06.2021).   Брэн-лзий И.  Некоторые результаты исследования по религиозным вопросам, проведенного в Ховдском аймаке/И. Брэн-лзий, Н. Цэдэв, Г. Баяртунгалаг//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сб. ст. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. Вып. VI. С. 192–203.

http://pravoslavie.ru/159468.html

См.: Климент Алексендрийский. II Стром., VI, 25, 3; Ориген . Против Цельса, III, 52; IV, 18; Августин. Об обучении оглашаемых, 7.4, 12.1. Августин. Там же. 12.1–5, 13.8, 14.1, 15.4. Там же. 15.4. Ориген. Против Цельса, III, 59. Каноны или Книга правил… С. 146. Там же. С. 315. Допускается крещение бесноватого перед смертью, однако основания для такого исключения не объясняются. Чин христианского посвящения взрослых. – М., 2002. См.: http://ekaterina.org.ua/pages/hist_kateh.html (дата обращения: 22.01.2013) Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику. – М., 1998. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. – М., 2002. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни//Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник. – 3е изд., испр. – М., 2003. Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим//Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – 4; Воскресенский Б. А. Расстройства личности: духовное или душевное?//Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции. – М., 2003. – С. 134–140. Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику. – С. 87. Там же. С. 91, 181; Чин христианского посвящения взрослых. П. 279, 285. Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику. – С. 143. Там же. С. 140–141. Чин христианского посвящения взрослых. П. 61. Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику. – С. 86. Примерный план тематических встреч см.: Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – М., 2007. С. 443–446. О керигматическом научении на 2 этапе оглашения см. Там же. С. 14. В католической церкви на этапе просвещения акцент делается уже не на катехизации, а на покаянных усилиях человека и благодатной помощи церкви в этом, для чего по воскресеньям проводятся так называемые исследования, очищающие сердце катехумена от всего греховного и злого и завершающиеся экзорцизмами. Также в период просвещения вручается молитва Господня и Символ веры, произносятся соответствующие проповеди. Но вручение молитвы Господней и Символа веры может совершаться уже на первом этапе. См.: Чин христианского посвящения взрослых. П. 25, 184, 189.

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14). При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой. Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству. за темою Члени Священного Синоду обговорили питання щодо проведення Собору Церкви Члени Священного Синоду обговорили проведення Собору Церкви Митрополит Волоколамський Церкви беруть участь у допомоги з [Ihmepb " ю] Митрополит Волоколамський коли може бути визначена дата Собору Коментар Правового до закону «Про та (або) використанням персональних даних» [Документи] В.Р. Легойда: Церква за фундаментальне право громадян Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину : та звернення] Кирил: Люди обмеженням звичних прав та можливостей з ключовими словами Собор –   документи митрополита Саранського Мордовського про проект внесення та доповнень до Статуту Церкви митрополита Саранського Мордовського про проект «Положення про обрання Московського на Церкви Постанови Освященного Собору Церкви Послання Освященного Собору чернецтву та мирянам Церкви Про прийняття Статуту Церкви Положення про склад Собору Церкви Положення про обрання Московського по четвертому дню роботи Собору Церкви Положення про нагороди Церкви (2013 р.) голови з святих, на Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2775109...

свт. Феофана Затворника (СПб., храм во имя Петра, митр. Московского, 2014); XVI International Patristic Conference (Oxford, 2011); The Eighmh International Maynooth Patristic Conference on The Beauty of the Presence of God in the Fathers of the Church (Maynooth, 2012); Spiritual Guidance on Mount Athos (Cambridge, Madingley Hall, 2013). Объем и структура работы Объем диссертации составляет 721 страницу текста, она состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы и подпункты, заключения, основных выводов и списка использованной литературы, включающего 1235 наименований. 2 Harrison N. V. God’s Many-Splendored Image: Theological Anthropology for Christian Formation. Baker Publishing Group, 2010. P. 3. 3 Резник М. И. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX в. Диссертация... кандидата психологических наук. М., 2005. С. 4. 5 Коман К., протопр. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции//XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2008. Т. 1. С. 73–81, здесь: с. 76. 6 Гильдебранд Д., фон. Новая Вавилонская башня. Избранные философские работы/Пер. с англ. и нем. А. И. Смирнова. СПб., 1998. С. 7–64, здесь с. 9. 7 Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие/Пер. с новогреч. Г. В. Вдовиной под ред. А. И. Кырлежева. М., 1992. С. 16. 8 Например, немецкий богослов К. Барт. См. также: Шичалин Ю. А. О понятии «личности» применительно к Триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии//Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. М., 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72. 9 Малер А. Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий. URL: (дата обращения 23.04. 2014). 12 Papanikolau A. Being with God, Trinity. Apophaticism and Divine-Human Communion. University of Notre Dame Press, 2008. Р. 159–160. 13 Малков П. Ю. Ипостась: личность или индивидуум?//Он же. По Образу Слова. М., 2007. С. 7–25, здесь: с. 24. 14 Симеон (Брюшвайлер), архим. Тайна и измерение личности//Альфа и Омега. 2004. 1 (39). C. 155–169, здесь: с. 156. 16 Разработанное христианством новое значение термина «πστασις», «конечно же, было укоренено в библейской традиции, но оно в то же время было не знакомо философской мысли», Мейендорф И. , протопр. Человечество Христа. Пасхальная тайна//Богословский сборник. М., 2005. Вып. 5. С. 5–50, здесь: с. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы вернуться к началу. Действительно, для современного читателя, требующего от повествования динамики, захватывающего сюжета, одним словом – «эффекта блокбастера», чтение библейских генеалогий (и не только генеалогий) – превыше всяких сил. Выросшие на доступной, «разжеванной» информации, мы привыкли, что книга сама должна нас увлечь, подхватить и понести, а нам останется только проглотить. Однако вся мировая традиция мысли и в частности традиция библейская и святоотеческая призывает нас к обратному. Читатель сам должен оживить повествование, привести его в движение целенаправленной и упорной работой своей мысли. Лишь в этом случае нам станет интересен и приоткроет свои тайны и Ветхий Завет, и даже Кант. Опубликовано в Сборнике трудов кафедры библеистики Московской Православной Духовной Академии   См.: 2 Цар. 7:12–16. Евангелист Матфей употребляет титул «Сын Давида» 9 раз (1:1, 20; 9:27; 12:23; 15:22; 20:30, 31; 21:9, 15). Больше, чем все остальные евангелисты вместе взятые. См. Библейские комментарии отцов Церкви I–VIII веков. Новый Завет. Том Ia: Евангелие от Матфея 1–13/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под редакцией Манлио Симонэтти/Русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина. – Тверь: Герменевтика, 2007. – 432 с. – С. 5–6. См.: Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. На Мф. 1:1//Православная энциклопедия «Азбука веры»: [сайт]. URL: (Дата обращения: 27.11.2013); Иларий Пиктавийский, свт. Комментарий на Евангелие от Матфея 1.17. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви I – VIII веков. Новый Завет. Евангелие от Матфея 1–13. С. 4–5. См. Муретов М. Д. Родословие Христа//Избранные труды. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2002. – 568 с. – С. 264–267. Мысль о том, что в рамках земной истории сменяют друг друга различные эпохи, которые подобны целым мирам, находит свое выражение и в святоотеческой мысли. См., например, у свт. Иринея Лионского в трактате «Против ересей» (см. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses. 5.28:3); также у свт. Григория Нисского (см. Gregorius Nyssenus.In sextum Psalmum). Довольно подробно об этом говорит прп. Симеон Новый Богослов во втором нравственном слове ( Symeon Neotheologus.Orationes ethicae. 1:1966, 2:1967), где, подобно своим предшественникам, проводит параллель между семью днями, упоминаемыми в книге Бытия, и эпохами (мирами) человеческой истории.

http://bogoslov.ru/article/3707711

Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда 12 января 2013 г. 13:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда. Участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и боголюбивые иноки, возлюбленные о Господе братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со 100-летием Первого Всероссийского единоверческого съезда. Знаменательно, что эта дата молитвенно отмечена совершением в Успенском соборе Московского Кремля Божественной литургии и особым молением святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси. После перерыва в три с половиной столетия ныне вновь в этих древних стенах, помнящих и святителя Макария, и Стоглавый Собор, была совершена Божественная литургия древним чином. Раскол XVII века нанес болезненную рану телу нашей Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования. События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания. Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I.

http://patriarchia.ru/db/text/2705590.ht...

36 . Диадох Фотики йский . Творения блаж. Диадоха : греч. текст, ред. по др. греч. рукописям, в рус. пер.// Попов К.Д. Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. – Киев: Тип. И.И. Горбунова, 1903. – XXXIV, 620 с. 37 . Симеон Новый Богослов , преп. Творения. Т. 2: Слова 53–92. – Сергиев Посад: ТСЛ, 1993. – 593 с. 38 . Сократ Схоластик . Церковная история: издание 1850 года, точная перепечатка с оригинала 1850 года. – Саратов: [б. и.], 1911. – 464 с. 39 . Феодорит, блж. епископ Кирский. Творения. Ч. 7: Письма. – Сергиев Посад: [б. и.], 1907. – 517 с. 40 . Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. Книга IV. – [Электронный ресурс]. ЦЕГ: http://pagez.ru/lsn/0255 4.р1тр (дата обращения 13.02.2013). 41 . Эрмий Саламинский (Созомен). Церковная история. – СПб. Тип. Фишера, 1851. – 636, XXXIV с. Исследования и прочие работы на русском языке: 1 . Алексеев А. И. Жидовствующие//Православная энциклопедия. Т. 19. – М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. – С. 185–194. 2 . Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди . Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке (Окончание)//Вера и разум. – 1889. – 11. – С. 735–753. 3 . Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет . Т. 6: Послание к Римлянам/Пер. с англ., греч., лат. Ред. тома Дж. Брей. Русское издание под ред. К.К. Гаврилкина и С.С. Козина. – Тверь: Герменевтика, 2003. – 632 с. 4 . Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина В. – СПб. Типография М. Меркушева, 1910. – 474 с. 5 . Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. – Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. – 615 с. 6 . Воронцов Е. А. Господь Иисус Христос и Мелхиседек, царь Салима//Христианское чтение. – 1906. – 1. – С. 3–26. 7 . Глубоковский Н. Блаженный Феодорит , епископ Киррский. Жизнь и литературная деятельность. Т. 1. – М. [б. и.], 1890. – 349 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010