Игнатий (Брянчанинов), свт. Совещание души с умом//Творения. Т. 2. С. 116. По сути, это аллюзия к добродетелям, указанным заповедями блаженства, ср.: Мф. 5:3-5, 7-8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Совещание души с умом//Творения. Т. 2. С. 117. О «мёртвой жизни» и «живой смерти» говорил не только блж. Августин; даже обычное подвижническое обозначение бесстрастия как «животворного умертвия» выражает по сути ту же мысль, апеллирует к тому же образному ряду, ибо естественно предполагает, что противоположная этому живому, животворному «умертвию» жизнь, очевидно, мертвенна. Напр., иг. Пётр (Мещеринов), см. разбор его критики в: Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова): ВКР по специальности Теология. Белгород: НИУ «БелГУ», 2017. С. 41-42. URL: [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения: 26.08.2021). Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 10, 14. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 11-12. Особенно в падшем их состоянии. Точное описание апофатического опыта. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). «Господь говорит: научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене , т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей» ( Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 25: 4. С. 169). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. M.: Изд. Моск. Патриархии, 1996. 32. С. 297. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слава Богу!//Творения. Т. 1. С. 393. Напр., прп. Симеон говорит, что «для того и воплотился Сын Божий и соделался человеком, да приемлют, как душу, благодать Святого Духа души тех, кои веруют в Него, яко Бога и человека и да являются таким образом возрождёнными, воссозданными и обновлёнными чрез святое Крещение и соделываются тем, чем был первый человек прежде преступления, освящаясь благодатью Святого Духа в уме, совести и во всех чувствах» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 8: 3//Слова. Ч. 1. С. 112–113).

http://bogoslov.ru/article/6176871

205–213. 33 . Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Издательство Мысль, 1991. 34 . Лосев А. Ф. Жизнь (Повести, рассказы, письма). СПб.: АО Комплект, 1993. 35 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. 8. М., 1972. С. 9–128. 36 . Лосский В. Н. Спор о Софии//Он же. Боговидение/пер. с фр. В. А. Рещиковой, сост. и вст. ст. А. С. Филоненко. М.: Издательство АСТ, 2006. С. 11–110. 37 . Лосский Н. О. История русской философии. М.: Издательство Советский писатель, 1991. 38 . Максим Исповедник , преп. О различных недоумениях у св. Григория и Дионисия (Амбигвы)/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 39 . Малер А. М. Понятие «личности» в софиологии и неопатристике//Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. Сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ/Сост. К. М. Антонов, Н. А. Ваганова. М.: ПСТГУ, 2013. С. 212–234. URL: (дата обращения 03.11.2020). 40 . Мефодий (Зинковский) , иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация… доктора богословия. М., СПб., 2014. 41 . Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером. Интуиции богословия личности в творчестве о. Сергия Булгакова //Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. 2021. Т. 22. 1. С. 189–204. 42 . Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером., Баразенко К. В. Догматы веры и высшая нервная деятельность//Вестник психотерапии. 2017. 63 (68). С. 95–112. 43 . Михайлов П. Б. Богословие истории прот. Сергия Булгакова : о вечном и временном (к 150-летию русского богослова)//С. Н. Булгаков: Pro et contra. Антология в 2-х т. Т. 2. Сост., вступ. статья., комм. иером. Мефодия (Зинковского), иером. Кирилла (Зинковского), А. И. Резниченко, иером. Тихона (Васильева). СПб.: Издательство РХГА, 2021. В печати. 44 . Николай (Сахаров), иерод.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Однако нельзя думать, что обновленческое движение было целиком порождением ГПУ. Конечно, в нем было немало священников вроде Владимира Красницкого и Александра Введенского, недовольных своим положением и рвавшихся к руководству, которые осуществляли это с помощью государственных органов. Но были и такие, которые отвергали такие принципы: «Церковь ни при каких условиях не должна обезличиваться, ее контакт с марксистами может быть лишь временным, случайным, скоропреходящим. Христианство должно возглавлять социализм, а не приспосабливаться к нему», - считал один из лидеров движения священник Александр Боярский, с именем которого будет связано отдельное направление в Бабаян Георгий Вадимович Соловьев И. В. Краткая история т.н. «обновленческого раскола» в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов.//Обновленческий раскол. Общество любителей церковной истории. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 21. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 10. Дворжанский А. Н. Церковь после Октября//История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. - Пенза, 1999. - С. 281.//URL: http://pravoslavie58region.ru/histori-2-1.pdf (дата обращения: 01.08.2017 года). Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви. - Казанский университет, 1970. - С. 121. Троицкий С. В., проф. Что такое «Живая Церковь»?//Обновленческий раскол. Общество любителей церковной истории. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 99. Троицкий С. В., проф. Что такое «Живая Церковь»?//Обновленческий раскол. Общество любителей церковной истории. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 99-100. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 11. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 200. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 11.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/ob...

1 Βδιζε διαπαντς ες βασιλικν δν (Ephraem Syrus. De paenitentia [Sp.] (K. G. Phrantzoles. Thessalonica, 1992. Vol. 4. Σ. 305:4)). 2 Одно из трех речений Хилона наряду с «познай себя» (γνθι σεαυτν) и «поручись – и беда тут как тут» (γγα, πρα δ τα) (Diodorus Siculus. Bibliotheca historica (lib. 1–20) 9, 10, 1 (K. T. Fischer (post I. Bekker, L. Dindorf), F. Vogel. Leipzig, 1890. Vol. 2. P. 173–174). 3 В латинской христианской литературе выражение «царский путь» (via regia) трактовалось сходным образом, но только у более поздних авторов, очевидно, под влиянием уже сложившейся греческой традиции. Ср. одно из упоминаний у свт. Льва Великого : «Последователям Христа не следует сходить с царского пути, но им подобает не заниматься временными вещами, устремляясь к вечным» (Sectatores Christi discedere a regia non licet via, sed dignum est temporalibus non occupari, ad aeterna tendentes (Leo I. Sermo 53//PL 54, 318:35–37)) и у прп. Иоанна Кассиана : «Монах должен всегда двигаться царским путем…» (via regia docet monachum semper incedere (Joannes Casnsianus. Collationes 2, 2//PL 49, 526:31–32)). 5 Выражение «царский путь» применяется к 300-летней истории династии Романовых и к трагической судьбе последнего русского императора. См.: Константин (Горянов), архиеп. 2013; Царский путь 2006. 8 Michael Psellus. Orationes funebres 1, 19:7 (J. Polemis. B. – Boston, 2014. Vol. 1 (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana)). 11 В начале IX в. Смарагд, аббат монастыря Святого Михаила, один из богословов Каролингского возрождения, составил трактат «Царский путь», посвященный Людовику Благочестивому, королю Аквитании (Smaragdus. Via regia//PL 102, 933–970). 12 Самое подробное описание приводится у свт. Евстафия Фесалоникийского, см. ниже Примеч. 125 о свт. Евстафии см. ниже публикацию М. Судакова. С. 511–558, особо 511–527. Научных исследований по данному вопросу найти не удалось, ср.: URL: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Carskii_putmz (дата обращения 12.09.2017). Старообрядцы-беспоповцы пытались обосновать свое вероучение исходя из принципа царского пути. Характерно название книги: «Книга, глаголемая царский путь, понеже повелевает идти по Божественному Писанию и не уклонятися от него ни на десно, ни на шуие» (Павел (Леднев), архим. 1870).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

518 Мень Александр, прот. История религии в семи томах. В поисках пути, истины и жизни. Т. 1… С. 102. 520 Триодь постная. Ч. 1. М.: ИМП, 1992. Среда 1-й седмицы Великого поста, великое повечерие, песнь 2, канон 2, тропарь 4. 523 Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. С. 294. 536 В русском языке для передачи греческого корня слова «земля» обычно используется написание не «гайа», а «гея» – как в словах геология, геометрия и т.п. Такая же традиция принята во многих других языках: английском, немецком, французском и пр. 545 Цит. по: Панагопулос Иоаннис. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. М.: Перервинская Православная Духовная Семинария, 2013. С, 35. 556 Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. С. 1. 567 Панагопулос Иоаннис. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. М.: Перервинская Православная Духовная Семинария, 2013. С. 32. 577 Исидор (Минаев), архим. Интервью о Благодатном Огне. URL: http://www.religare. ru/285400.html (дата обращения: 09.11.2017). 580 Копейкин Кирилл, прот. Наука и религия на рубеже III тысячелетия: противостояние или синергия//Журнал Московской Патриархии. 2010. 4. С. 77–78. 581 Гоманьков А.В. Как описать историю Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение. ЖМП. 9. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. 592 Кураев Андрей, диак. Может ли православный быть эволюционистом? Клин.: «Христианская жизнь», 2006. С. 28–29. 595 Гоманьков В.И. Старая и новая метафизика, или мировоззрение и откровение. ЖМП. 7. М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. С. 75. 622 Буфеев Константин, прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции… С. 232–239, 400–410. 624 Минея. Сентябрь. М.: Московский Сретенский монастырь. Издательство «Правило веры», 1997. Светилен Индикта, и ныне. 627 Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Структура исследования Работа состоит из введения, обзора основных источников, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. Публикации автора по теме диссертации: Статьи, опубликованные в изданиях, включенных ВАК при Министерстве образования и науки РФ в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук: 1 . Изотова О. Н. Игнатий Диакон о священных изображениях: богословие агиографа//Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2015. 1 (57). C. 9–24. 2 . Изотова О. Н. Рец. на кн.: Tsakiridou C. A. Icons in Time, Persons in Eternity: Orthodox Theology and the Aesthetics of the Christian Image. Farnham, 2013//Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2015. 5 (61). С. 147–150. 3 . Изотова О. Н. Идеологическое противостояние Церкви и императорской власти в Византии в начале IX в. по данным агиографии//Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2015. 4 (65). С. 27–36. 4 . Изотова О. Н. Агиограф монах Савва как участник иконоборческого спора//Религиоведение. 2016. 3. С. 3–13. 5 . Изотова О. Н. Дидактическая функция священных изображений в византийском богословии иконоборческой эпохи//Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. 6. С. 82–89. Иные публикации: 1 . Изотова О. Н. Образ свт. Германа Константинопольского как защитника иконопочитания в представлении трех хронистов VIII-IX вв.//Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. М., 2010. С. 64–71. 2 . Изотова О. Н. Представления византийских хронистов Феофана Исповедника и Никифора Константинопольского об иконоборчестве//Точки-Рипста. Журнал института св. Фомы. 2010. 1–2 (9). С. 85–87. 3 . Изотова О. Н. Хроника Симеона Логофета и предполагаемое житие Феофана кувикулария//Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета. Выпуск III, 2011 год. (URL: дата обращения 7.12.11).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

11/24 июня 1918 г. в Соборной палате Епархиального дома состоялось торжественное открытие Союза православных женщин как отдела Совета объединенных приходов. Забота о братском посещении арестованных/Вступительная статья, публикация, примечания Н. А. Кривошеевой//Вестник ПСТГУ. Серия II, 2011. С.72-79. В полном соответствии с решениями Всероссийского Поместного Собора постановил: «Признать крайнюю необходимость скорейшего осуществления в жизнь мер, начертанных Приходским уставом, к подъему церковно-общественной деятельности приходских советов как в смысле усиления благотворительной ипросветительской их деятельности, так и в смысле развития учреждений взаимопомощи, способствующих материальному благополучию прихожан, для чего установить: Образование приходских отделов при Высшем Временном Церковном Управлении и Епархиальных Советах и организацию приходских инструкторов; снабжение приходов уставами; открытие повсюду церковно-приходских советов и соединение их в союзы. Предпринять издание популярных брошюр о приходе с извлечением из приходского устава и практическими указаниями приходской работы».ГА РФ. Ф. 3696. Оп. 1. Д.1. Лл. 72−72 об. Приняв во внимание мощь пролетарского фронта, героические победы рабочих и крестьян над мировой буржуазией и амнистию ВЦИК от 5 ноября 1919г. Самарину и Кузнецову расстрел заменить заключением в концлагерь до окончательной победы пролетариата над мировым капитализмом " . Вскоре этот период конкретизировали — присудили заключение на 25 лет. По постановлению Ревтрибунала Александр Дмитриевич был освобожден в марте 1922г. Осипова И.И. " Сквозь огнь мучений и воды слез... " : Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.221–227. ЦГАМО. Ф.5062. Оп.3. Д.6,7. Устаав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы. http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html . ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года. Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о разработке в профильной комиссии Межсоборного Присутствия темы границ приходов. http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943 . Дата обращения 19.07.2017 г.

http://bogoslov.ru/article/5467078

5 . Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) /Сост. Н. В. Сечина. URL: (дата обращения 07.03.23). 6 . Иустин (Попович), преп. Внутренняя миссия нашей Церкви//Он же. Собрание творений/Пер. с серб. С. Фонова. В 5-ти т. М.: Издательство Паломник, 2004–2007. Т. 1. С. 211–217. 7 . Мефодий (Зинковский) , иером. Личностное свойство «лицетворения» или «лице-деяния»//Материалы Международной научно-практической конференции Шестые Пюхтицкие чтения «Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника», Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 10–12 декабря 2017 года. Пюхтицы, 2018. С. 65–72. 8 . Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. 9 . Лосский В. Н. Искупление и обожение//Он же. Богословие и Боговидение. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2000. С. 273–288. 10 . Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога, как Он есть. М., Эссекс: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. 11 . Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице//Он же. Боговидение/Пер. с фр. В.А. Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. С. 607–632. 12 . Мефодий (Зинковский) , иером. Кенотичность как ипостасное или личностное свойство//Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб.: Издательство СПбПДА, 2019. 2: Материалы Х международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». СПб., 25–26 сентября 2018 года. 2019. С. 218–227. 13 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия//Богословские труды. 8. М., 1972. С. 5–128. 14 . Димитрий Ростовский , свт. Житие и страдание святого апостола Фомы. 6 октября//Он же. Жития святых. В 4-х т. Киево-Печерская Лавра, 1764. Кн. 1. Л. 153–158. 15 . Симеон Новый Богослов , преп. Деятельные и богословские главы//Добротолюбие: в русском переводе: в 5 т. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. Т. 5. С. 9–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

61 Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1.//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 11. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 4–33. 62 В первой части статьи конечно же невозможно было рассмотреть мнение всех православных экзегетов по данному вопросу. Например, не было рассмотрено толкование на Мк. 13:32 архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (†2017), который рассматривал этот отрывок вне контекста споров о «неведении», т.к. считал, что речь в этом месте Евангелия «идет не о конце света как таковом, но речь в нём идет о последователях Иисуса, т. е. о христианах, о том, в каком состоянии они должны и могут встретить те скорби, которые неминуемо станут и их уделом тоже!» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ivliev/beseda.shtml (дата обращения: 19.05.2018). Загл. с экрана. 63 См.: Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1. С. 29–31. 64 См.: “Ошибочен и далек от истины тот богословский минимализм, который тщится выбрать и выделить “наиболее важное, наиболее верное и обязательное” из всего опыта и учения Церкви. Путь этот ложен, как ложна сама постановка вопроса. … Методы внешней исторической критики неадекватны и недостаточны. Лишь изнутри Церкви можем мы отличить священное от исторического. Изнутри видим мы, что кафолично и принадлежит всем временам, а что лишь “богословское мнение” или даже историческая случайность». (Флоровский Г., прот. Кафоличность Церкви//Избранные богословские статьи. М., 2000. С.152–153.). 65 См.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Дух восточного христианства В 5т. М., 2009. Т.2. С.8–34. 66 См.: Флоровский Г., прот. Авторитет древних Соборов и предание Отцов//Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 303. 69 Цит. по: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Дух восточного христианства В 5т. Т.2. С. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

(ed.), Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα 1 (Θεσσαλονκη2, 1988), P. 104.34–105.24. 88 Georg. Асгор. De Spiritus Sancmi... Р. 49.27–28; cf. Ibid. P. 52.11–18; 60.14–16. 20–21; 62.8–12. 89 Ibid. P. 52.31–32. О фотиевских истоках термина см.: Alexopoulos Th. Der Ausgang... S. 111. Ср. у Николая Мефонского : Nic. Steth. [Nic. Methon.]Antidialexis..., 30//Michel A. Humbert und Kerularios... Bd. II. S. 409.8–9.Речь идет, таким образом, о достаточно устойчивом выражении. 93 Ibid. P. 260. Об опровержении этой идеи Каматиром см.: Ibid. P. 291–293, а также ссылки далее. 96 Petri Damiani De picturis principum Apostolorum, IV//PL 145. Col. 594D. Отмечено в: Spiteris J. La Critica... P. 264, n. 202. Оценить эту мысль можно в перспективе следующего рассуждения Варлаама Калабрийского. Если судить о достоинстве кафедры по ее древности, то подобало бы, чтобы Иерусалимский патриарх настолько превосходил по достоинству Римского, насколько Христос превосходит Петра по естеству (21-е антилатинское слово: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 101.6.124–125). 101 Мейендорф И., прот. Апостол (дата обращения: 15.08.2017). 102 См. из наиболее характерных мест в их сочинениях: Nili archiepiscopi Thessalonicensis Libri duo de causis dissensionum in Ecclesia, et de papae primatu. Liber II [De primatu papae]//PG 149. Col. 700C, cf. 705С: «Видишь, что тот, чья совесть нездорова, может оказаться слабым (σθενσαι) и в вопросах веры?.. А само это согрешение совестью – разве не вид безбожия?» Ср.: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 56; AL 7: P. 87.17.192–195; ср. в AL 12: P. 89.4.47–48; 87.1.3–8; ср. P. 89.4.49–54; 89.5.55–56; в AL 21: P. 97.3.63–65; 111.18.293–298; 111.19.304–306; 113.20.312–313; 115.21.363–368; Paparozzi M. Un opuscolo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con I Latini//La Chiesa Greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 Apr. – 4 Magg. 1969). Padova, 1973. Vol. III. P. 1331–1359, P. 1349.12–13; 1353.23–26; 1356.27–1357.5; 1358.17–25; Palaiologos K.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010