Спасение нашего дома мы относим к молитвенному ходатайству за нас о. Макария и его наставлению, которое мы приняли к сердцу и исполнили». «...За несколько дней до сорокадневного поминовения батюшки отца Макария приехали издалека в Болхов две монахини для сбора на какой-то беднейший монастырь. При них была послушница девица Феодосия, которая служила у них за кучера; остриглась по-мужскому, носила кучерское платье, сама подмазывала колеса, запрягала и правила. Несмотря на такое смирение бедной девицы, строгие монахини крепко обижали ее и строго взыскивали с нее за всякую ошибку, медленность и неисправность по кучерской должности. По приезде в Болхов монахини ходили в Оптин монастырь, были на могиле батюшки отца архимандрита и получили себе по книжечке из небольшой библиотеки, завещанной покойником на раздачу бедным. Одной дали Чтение из четырех Евангелистов, а другой – Краткую священную историю. Послушница видела эти книжки и, наслышавшись от жителей о святой жизни отца Макария, хотела сама помолиться на его могиле и получить себе на благословение какую-нибудь книжку. Между тем наступал праздник явления иконы Тихвинской Божией Матери – храмовый праздник в Болховском монастыре; а Господь привел, что в тот же день, 26 июня, был и сорокоуст по отцу Макарию. Накануне этого дня послушница Феодосия, испросив позволение монахинь, пошла в монастырь. Там помолилась прежде в соборном храме перед чудотворной иконой Богоматери и, поклонившись на могиле батюшки, вошла в молитвенницу, устроенную подле его кельи. В ней в то время никого не было. Среди глубокой тишины уединенной комнаты, сверху донизу увешанной картонными листами со множеством изречений Священного Писания, вспомнила она, что рассказывали ей жители Болхова о поучительных беседах покойника, и с чувством горькой своей участи и тяготы душевной стала подле стены и думает: бывало, здесь, говорят, раздавался голос великого учителя, и каждый из приходящих к нему, смотря по своим нуждам и желаниям сердца, получал от него либо наставление, либо совет, либо утешение; а теперь и рада бы я, грешница, поучиться от него терпению, почерпнуть из уст его душевное облегчение и успокоение в тяжелом моем труде и несвойственном мне бремени; но уже нет на земле благодатного учителя. Разве помолиться мне Господу Спасителю, не сподобит ли Он меня получить от батюшки из могилы хоть какую-нибудь книжечку, в которой бы научилась я христианскому терпению. С этими мыслями она стала перед находящейся там иконою Спасителя и слезно молилась Ему. Потом приложилась она к образу и взглянула на находившуюся под ним надпись: что ж читает в ней?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

И все изменилось. Нет, Болхов не стал больше, не осветилась неоновыми огнями его центральная улица, наступавшие сумерки не могли скрыть обшарпанности домов и заборов. Изменилось что-то в самом Кирееве. Он вдруг " увидел " этот город. Любящее сердце мудрее равнодушного. Теперь по городу шел не праздный турист, а возвратившийся к отчему порогу человек. И сразу же уютом и спокойствием, а не нищетой и угрюмостью повеяло от этих строений, деревьев и даже памятника. Раздался мелодичный перезвон. От неожиданности Киреев вздрогнул. - Что это? - спросил он проходившую мимо девчушку. - Куранты. - Куранты? - А что вы удивляетесь? - в голосе девочки послышалась гордость за свой город. - Наши мастера установили их на храме. Каждый вторник один из мастеров поднимается по лестнице на колокольню и заводит куранты... - Ты так здорово рассказываешь. Наверное, очень хорошо учишься? - Нормально учусь. Просто обидно. Все приезжие считают, что раз в Болхове всего десять тысяч жителей, то это - деревня и в нем нет ничего интересного. - Прости, тебя как зовут? - Маша. - Машенька, честное слово, я не считаю Болхов деревней. Скажи, а как же на церкви могут... находиться куранты? - А она не действующая. И рядом с ней еще одна - она тоже не работает. Жалко, красивая очень. В ней Иван Грозный венчался. - Не может быть! - искренне удивился Михаил Прокофьевич. - Правда, мы по истории проходили. А если хотите в церковь на службу попасть - вот как раз отсюда в тот проулок пройти, там церковь действующая. Тоже, между прочим, очень древняя. - Надо же, какой знатный ваш город, ежели сам Иоанн Васильевич здесь венчаться решил. - Это он раньше знатным был. Нам учитель рассказывал, что в середине XIX века в Болхове очень много купцов жило. Это были их дома, - и девочка сделала широкий жест рукой. - Спасибо тебе, Маша. Просветила меня. - Пожалуйста, - серьезно ответила сероглазая русоволосая девочка и пошла по своим делам, поминутно оглядываясь на странного незнакомца. А незнакомец направился к двум храмам, от которых некогда и начиналась центральная улица славного уездного города Болхова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2108...

Кажется, только этим нужно объяснить высылку архим. Макария в Болхов. В Болхов архим. Макарий прибыл 15 ноября ночью и тотчас совершил вместе с братиею молебное пение («Письма», 452). «С того времени, писал он в апреле следующего года, нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» (502). Источник этого утешения лежал в той деятельности, которую развил о. Макарий на новом месте, – деятельности: религиозно-просветительной, или, что тоже, миссионерской. Собираясь оставить Алтай и отправиться на богомолье в Палестину, архим. Макарий писал Глебовой-Стрешневой: «умоляю вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образцами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских» (402). Очутившись вместо Палестины в орловской епархии, Макарий нашел, что и тут – широкая нива для миссионерства, ибо, по словам м. Филарета, «не излишне быть миссионером и среди православных». 154 В необходимости миссионерских действий среди болховитян архим. Макарий убедился при первом представлении ему служащих в ратуше, когда оказалось, что даже городской голова не знал символа веры , а знал только Вотчу («Отче наш»). Тогда же удивленный и возмущенный этим, о. архимандрит велел и им самим приходить в монастырь и детей присылать 155 . С детей он и начал просвещение религиозной темноты горожан. Он зазывал мальчиков и девочек в свои покои, учил их молитвам, символу веры , пел с ними краткие молитвенные воззвания, учил их грамоте. Опережая свое время, о. Макарий пользовался при этом наглядным методом. Стены комнаты, где он учил детей, увешаны были различной величины картонами с библейскими текстами и небольшими картинами с священными изображениями. Прилежных детей о. Макарий угощал и награждал книжками назидательного характера. Учил он детей, где ни встречал их 156 . И взрослых, приходивших к нему и по его зову, и по рассказам детей об его деятельности, архим. Макарий учил начаткам христианской веры. Затем дошли к нему и с другими нуждами: кто за советом, кто за утешением в скорбях, кто даже с телесными немощами. И никого он не отпускал от себя без наставления, без помощи в той или другой форме. Когда число ежедневных посетителей очень возросло, архим. Макарий организовал особый порядок для приема их. Одни из них оставались в зале, где послушник громко и ясно читал Евангелие на русском языке, преимущественно о страстях Христовых. Другие небольшими группами входили к нему в гостиную, где он беседовал с каждым из них в отдельности. После окончания беседы и наставления о. Макарий заставлял всех пропеть молитву Господню и символ веры и отпускал 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Болхов. Церковь Николая Чудотворца и Космы и Дамиана. Церковь Николо-Космодамианская /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца и Космы и Дамиана в Болхове. Находилась рядом со Спасо-Преображенским собором. Храм известен с 1749 г. В 1768-1774 гг. была пристроена новая каменная барочная церковь во имя св.Николая Чудотворца с двумя приделами: Космы и Дамиана и Московских святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Её стали именовать Николаевская или Николо-Космодамианская. В 1810 г. при ней устроена трапезная, в 1812 г. - каменная колокольня. Церковь закрыта в 1930-е гг. Разрушена до 1962 г. На её месте стоит памятник Ленину. Предположительно, деревянный храм стоял уже во второй половине XVI в. в Болховском кремле – в Рубленом городе на месте, где позднее была возведена кирпичная Николо-Козмодамианская церковь. Первое же упоминание о бывших здесь церквах содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «Церковь зачатия Акима и Анны, да придел Козмы и Дамиана деревян, а в них образы и книги, и ризы и колокола и всякое церковное строение Никольских попов: Тихона да Ивана». На чертеже Болховского кремля конца XVII века на этом месте также показаны две деревянные церкви: Св. Козмы и Дамиана и Св. Николая Чудотворца. В 1768–1774 гг. вместо деревянных церквей купец Кобзев с прихожанами возвел кирпичный храм в стиле «барокко», ставший лучшим образцом этого стиля в Болхове. Его освятили во имя Св. Николая Чудотворца, а два придела – в память Св. Козмы и Дамиана и московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. С этого времени церковь стали называть Николо-Козмодамианскою, хотя прихожане по старой памяти именовали ее Козмодамианской. В 1810 г. к церкви в едином с ней стиле пристроили трапезную, а в 1812 г. возвели колокольню в стиле «классицизм». Из церковных древностей, хранившихся в храме, можно упомянуть Евангелие XVIII века, «обложенное зеленою китайкою». С 1891 г. при церкви существовала школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=34417

Всю предшествующую сражению зиму Шуйский, сидя со своим войском в Болхове, пассивно наблюдал, как в 50 верстах от него, в Орле, собирает подкрепления новый самозванец. И только весной, узнав, что тот уже двинулся на Болхов, Дмитрий Иванович решился наконец выступить ему навстречу. Сражение произошло примерно в 10 верстах южнее города 10—11 мая 1608 года. В конце первого дня битвы на помощь Шуйскому подошло войско воеводы Куракина, и Лжедимитрий был близок к поражению. Но нерешительный и трусливый Шуйский, сам не веря в свое превосходство, приказал на следующий день отправить «на всякий случай» большие пушки под прикрытие стен Болхова. Узнав об этом, войска дрогнули, началась паника. Бегство Шуйского, по сути, открыло Лжедимитрию дорогу на Москву. Несколько лет спустя Болхов чуть было не разрушил польский полковник Лисовский, но город устоял, хотя сильно пострадали посад и находящийся поблизости Оптин монастырь. Семнадцатый век не принес Болхову мира и спокойствия. Сложные события на Украине представляли особую опасность для южных русских городов. Правительство предупреждает: нужно быть готовым к возможному нападению врага. Крепость же болховская к тому времени сильно обветшала, и в 1660 году воевода Беклемишев доносит царю: «...лес ставлен тонок, редок и низок, и острожная осыпь низка, за рекою болховкою гора выше острогу,— и с той горы воинские люди из их мелкого ружья, из мушкетов в остроге и на обломах людей побьют... Да подле, государь, острогу старое городище выкинуто, бывал на нем прежде сего рубленый город, а ныне на том городище города и острогу нет, и в приход, государь, воинских людей от того городища — в остроге в осаде сидеть страшно, потому: воинские люди сядут за осыпью, а на осыпи и шанец копать ненадобно, и тайник с того городища отымут, а очищать, государь, не мочно и нечем, пушек мало» 34 . Два раза, в 1662 и 1664 годах, обновляли болховские крепостные стены. Но, как оказалось, нужды в них особой уже не было. На этом и кончилась военная история Болхова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Выступил и детский хор " Васильки " , участники которого - дети духовных чад батюшки Василия. Мальчики и девочки исполнили музыкальную композицию " Девчата на новый лад " . Почтили память батюшки выступлением исполнитель романсов Олег Погудин, артисты балета Натэла Ториашвили и Юрий Андреев, солист легендарной группы " Поющие гитары " Валерий Ступаченко (он рассказал о встречах с батюшкой) и его музыканты. Народный артист России Александр Панкратов-Черный прочитал свои стихи. Воспоминанием о войне - детство и отрочество отца Василия пришлись на военные годы - прозвучало исполнение заслуженным артистом России Александром Завьяловым главы из поэмы Александра Твардовского " Василий Теркин " .  Композитор и певец Александр Шевченко спел несколько своих песен - " Будет все, как ты захочешь " , " Зимний сон " , " Два сердца " . Выступление хора духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова тоже было отнюдь не случайным: среди поющих батюшек есть несколько клириков Серафимовского храма. Прозвучали  произведения " С нами Бог " Павла Чеснокова, " Вечерний звон " Александра Алябьева, русский военный марш " Взвейтесь, соколы, орлами " (солировали протоиереи Богдан и Андрей Жуки). Вечер завершился выступлением актрисы и певицы из Орла Александры Семеновой, тоже духовного чада батюшки. Она исполнила песни " Спас на любви " на стихи поэта из Карелии Марата Тарасова и " Крымская весна " на слова болховского поэта Владимира Быкова (Болхов Орловской губернии - родина батюшки Василия). Гостья рассказала, что песню " Спас на любви " впервые исполняет в этом зале, а при жизни батюшки спела ее ему в Болхове. Ее пение фоном звучит в фильме о батюшке " Небо на земле " . Марш " Прощание славянки " Александра Семенова спела с хором духовных чад отца Василия. Припев " Встань за веру, Русская земля! " подхватил весь зал. В фойе была развернута выставка фотографа Серафимовского храма Александра Сетракова, запечатлевшего батюшку во время богослужений и в жизни. Протоиерей Василий Ермаков (20 декабря 1927, Болхов, Орловская губерния - 3 февраля 2007, Санкт-Петербург) - один из самых авторитетных петербургских священнослужителей конца ХХ - начала XXI века, с 1981 года - настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. С прощальной проповедью отец Василий обратился к пастве 15 января 2007 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Однако другой сын вместе с мужем лишь подтрунивали над нами: мол, вместо того, чтобы в выходной отоспаться, мы в такую рань и в любую погоду ходим в церковь — вот чудики! Прошло еще какое-то время, и второй сын вдруг заявил, что тоже пойдет с нами. И вот мы, как и прежде, втроем стоим в очереди к Святой Чаше, а я вдруг вспоминаю, что прошло еще полгода. Причащается первый сын, второй, а следом и я. Тут же, на солее, стоит отец Василий (он часто наблюдал за причастниками, изредка отсеивая тех, кто норовил причаститься без исповеди). И вдруг неожиданно для себя от переполнившей меня материнской радости, что дети вернулись в храм, я бросаюсь к отцу Василию на шею. Он лишь понимающе улыбается…» «Не ищите старцев и чудес» Фото с сайта serafimovskiy.ru      Прозорливость батюшки проявлялась и в самых что ни на есть житейских ситуациях. Композитор Вячеслав Римша, регент любительского хора Серафимовского храма, вспоминает, что в середине 1980-х батюшка благословил его съездить в Оптину пустынь — монастырь тогда только возрождался, — а на обратном пути заехать и в Болхов, на его родину. Через год Вячеслав Римша решил повторить поездку: «На второй год, когда я собирался в Оптину, батюшка стал мне объяснять, где в Болхове гостиница. Я говорю: «Батюшка, да мне гостиница не нужна, я утром приеду, вечером уеду!» Приезжаю в Болхов и иду сразу брать обратный билет на автобус до Белева. А в кассе говорят: «Не будет сегодня автобуса, сломался он!» Тут-то я вспомнил, что батюшка мне подробно рассказал, как гостиницу найти. В этой гостинице тогда и переночевал». Но батюшка Василий очень не любил, когда его называли старцем, и всегда говорил: «Я не старец, я просто опытный священник». Кстати, и нередко повторял, что поиски чудес и духоносных старцев — тупиковый путь для духовной жизни. Школа практического общения Фото с сайта ricolor.org      У отца Василия были и верные духовные чада, и единомышленники, и восторженные почитатели — но было немало недоброжелателей. Он был в полном смысле «не червонец, чтобы всем нравиться» — да и никому понравиться не старался: если батюшку что-то возмущало в поведении человека — он сразу об этом говорил, и иногда в весьма резких выражениях.

http://pravoslavie.ru/108224.html

Весной 1742 г., во время коронационных торжеств в Москве в связи с восшествием на престол имп. Елизаветы Петровны, на заседании Синода в Москве было принято решение об открытии 2 епархий - Московской и Владимирской, С.-Петербургской и Шлиссельбургской. Московско-Владимирская епархия была учреждена указом имп. Елисаветы Петровны 1 сент. 1742 г. и включала города и уезды, составлявшие Синодальную область: Москву и при ней десятины, ближайшие к ней города - Дмитров, Рузу, Волоколамск, Верею, Можайск, Серпухов, более отдаленные города с прилегающими территориями - Боровск, Малоярославец, Калугу, Тамбов, Пензу, Владимир, Кострому, Гжатск, Тарусу, Алексин, Карачев, Трубчевск, Рыльск, Путивль, Белополье, Козлов, Темников, Борисоглебск, Керенск, Краснослободск, Петровск, Переславль-Залесский, Юрьевец-Повольский, Балахну, Арзамас, Корсунь и др. Впосл. значительная часть территории М. е. по мере образования (восстановления) епархий в Центр. России отошла др. кафедрам: Костромской (1745), Владимирской (1748), Тамбовской (1758) и т. д. К нач. 1771 г. территория М. е. включала Москву с 6 десятинами, Калугу, Звенигород, Болхов, Новосиль, Мценск, Чернь и Одоев с уездами. В 1775 г. по желанию Московского архиеп. Платона (Левшина) наиболее отдаленные части М. е. были переданы в др. епархии: Болхов и Одоев - в Крутицкую, Чернь - в Коломенскую, Новосиль - в Воронежскую, Мценск - в Севскую. Т. о., территорию М. е. в 1775 г. составили: Москва с десятинами, Калуга и Звенигород с уездами. В епархии действовали 835 церквей. При этом были очевидны территориально-адм. проблемы, возникавшие из-за чересполосицы в епархиальных границах. Так, Крутицкая кафедра находилась в Москве на Крутицах, к ней относились в Москве училищный Покровский мон-рь и Данилов мон-рь, а также Можайск, большая часть церквей Звенигородского у. и нек-рые церкви в др. местах Подмосковья. Серпухов состоял в Коломенской епархии. Города Дмитров, Клин, Волоколамск и Руза принадлежали к Переславль-Залесской епархии . Одновременно московский Успенский собор с церковью Двенадцати апостолов и ставропигиальные мон-ри в Москве (Новоспасский, Симонов, Донской) и в уезде (Новоиерусалимский) оставались в ведении Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Планета " Василий Ермаков " Прот. Леонид Полетаев. О Болхове. Ведущая Елена Смирнова 25.12.2018 20:01 Елена Александровна Смирнова Петербургский старец Василий Ермаков был родом из города Болхова под Орлом. Слово «родина» для него не было пустым и потому, служа в Петербурге и создав громадный молитвенный приход на Серафимовском кладбище, он постоянно ездил в Болхов и возил туда духовных чад и уникальный хор своего храма. Именно это, как утверждают сами болховчане, послужило духовному возрождению города, в котором, как и везде, коммунисты разгромили церкви, уничтожили духовенство и веру русских людей. Ныне в Болхове восстановлено уже семь храмов и действует мемориальный родовой дом отца Василия Ермакова с его кельей. О батюшке и поездках в Болхов рассказывает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной в Санкт-Петербурге протоиерей Леонид Полетаев. Ведущая Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/12/25/20-0...

Болхов, полный список и карта храмов и монастырей // Болхов 2024-04-04 2023-02-21 2022-10-31 2022-10-31 2023-12-28 2022-11-01 2023-02-21 2023-12-28 2023-05-12 2024-01-19 2023-06-01 2023-04-06 2023-04-06 Утраченные объекты  2024-03-27  2022-10-31  2023-09-12  2017-03-26  2022-11-01  2022-10-31  2022-11-01  2022-11-01  2024-04-04  2022-11-02  2022-11-02  2018-09-23  2017-04-25  2017-03-26  2019-04-12  2021-11-02 Несфотографированные объекты (1) Название и расположеие Год постройки Показать только действующие Болхов - карта храмов Самые популярные объекты    1    Болхов. Церковь Троицы Живоначальной    2    Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Собор Троицы Живоначальной    3    Болхов. Собор Спаса Преображения --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/locat/1671

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010