Болхов. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1792 и 1800. Адрес: Орловская обл., г. Болхов, ул. Тургенева, д. 20 Координаты: 53.431587, 36.014321 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующая каменная церковь была построена с 1792 по 1800 год стараниями купца Василия Ласнеева. Этот небольшой храм расположен на низком пологом берегу реки Нугрь. Церковь необычна по архитектуре - имеет план в виде греческого креста. С глубокой древности это был казачий приход. Здесь прибывают глубоко-чтимые верующими святыни: иконы Божией Матери взыскания погибших и троеручица, крест с частью ризы Господней, древний образ святителя Николая. Во время Великой отечественной войны в этой церкви укрывались жители Болхова при обстрелах города. Введенская церковь расположена на окраине Болхова; приход разбросан по обеим сторонам реки Нугря: по левой находится сама церковь и часть прихода, по правой – слобода Деевская и Молодеевская. Приход на первых порах состоял из служилых лиц (казаков), поселенных здесь для охраны города. После татарского погрома, разорившего казачий поселок, последнему отведено место на левом берегу Нугря, в черте города. При этом приходская церковь казаков, разграбленная, но не уничтоженная, была перенесена на левый берег реки. При окончательной распланировке казаки были выселены из города и поселены на правом берегу. Прихожане имеют землю и занимаются земледелием. Начало храма относится к глубокой древности. Народное предание говорит, что он первоначально был вне городской черты, в верстах в 6 от Болхова. Из описи церкви, сделанной по приказу Крутицкой консистории, в ведении которой город состоял, видно, что Введенский храм был деревянный и приделов не имел. В таком положении он находился до конца XVIII ст., когда в виду его ветхости, решено было перестроить его. В 1792 г. воздвигнут был храм каменный, в два яруса, с тремя приделами, причем он был удален от реки, которая заливала его. В 1800 г. состоялось освящение его. Главный алтарь в холодной церкви – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, вверху – в честь иконы Божией Матери Одигитрии. В трапезной теплой церкви: направо – придел во имя св. вмч. Варвары, налево – во имя св. Василия Парийского. Храм в таком виде находится и доселе. С западной, северной и отчасти восточной сторон он обнесен каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=03000

Болхов. Церковь Алексия, митрополита Московского, быв. Христорождественского монастыря. Церковь. Не действует.   Престолы: Алексия, митрополита Московского Год постройки:1701. Адрес: 303140 Орловская обл., г. Болхов, ул. Воровского д. 14 Координаты: 53.44804, 36.00814 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ансамбль церквей Рождества Христова и святителя Алексия Митрополита Московского расположен в северо-восточной части города Болхова на высоком берегу реки Нугрь. Изначально церковь Алексия Митрополита Московского была надвратной и принадлежала Христорождественскому монастырю. Первое каменное здание храма было построено в 1701 году. В годы начала советской власти здание Алексеевской церкви и другие церковные постройки были перестроены и до сих пор используются как жилые дома (ул. Воровского д. 14, 19). Расположена к западу от Христорождественской церкви, вместе с которой первоначально входила в ансамбль Рождественского монастыря. Надвратная церковь Св. Алексея Митрополита со Святыми воротами и венчавшей ее колокольней построена в 1701 г. при игуменье Анне. С западной стороны к ней примыкала часовая будка, стоявшая на четырех деревянных столбах, а изнутри монастыря – две деревянные паперти. В 1732 г. обветшавший храм, с которого упала глава, отремонтировали. В 1748 г. церковь Св. Алексея Митрополита сгорела вместе со всей церковной утварью, но вскоре была восстановлена. Возможно, тогда же вместо сгоревшего деревянного столпа для «русских железных часов» устроили кирпичный с внутренним ходом, сохранившийся до нашего времени (без часовой будки). Особым богатством и обилием богослужебная утварь и иконостас Алексеевской церкви никогда не отличались, так как служба велась в ней, в основном, в летнее время, когда все нужное приносили из соборной Христорождественской церкви. В конце XVIII в. Алексеевская церковь в очередной раз сгорела, а висевшие на ее колокольне колокола разбились или расплавились. Сильно пострадавший ярус звона разобрали и вместо него возвели более высокую колокольню в «классицистическом» стиле. Возможно, тогда же сбили и заштукатурили красивые оконные наличники в стиле «нарышкинского барокко», следы которых и сейчас отчетливо видны на плоскости стены. Около 1800 г. новая колокольня была закончена, и на нее начали поднимать колокола, отлитые «старанием строителя болховского купца Василия Козьмина Поспеева» на московском заводе купца Струговникова. Всего их отлили шесть, из них наибольший весил 151 пуд 28 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=09673

Болхов. Собор Рождества Христова быв. Христорождественского монастыря. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:приблизительно 1680. Адрес: Орловская обл., г. Болхов, ул. Воровского, д. 14 Координаты: 53.447884, 36.008635 Изменить описание Добавить фотографии Рождественская церковь, среди прочего, является одним из двух храмов на территории современной Орловской области, который никогда не закрывался и использовавшийся за всю свою историю по назначению. Федорищев Дмитрий 27 июля 2008 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ансамбль церквей Рождества Христова и святителя Алексия митрополита Московского расположен в северо-восточной части города Болхова на высоком берегу реки Нугрь. Храм Рождества Христова принадлежал когда-то Христорождественскому монастырю, упраздненному в 1764 году. Рождественская церковь стала приходской. Каменное здание церкви было построено не позднее 1680 года. Здание храма представляет собой восьмерик на прямоугольном основании. Этот действующий сегодня и уцелевший в богоборческие годы храм стал хранителем многих святынь из церквей и обителей Болхова. Церковный приход церкви существовал даже в оккупированном Болхове с разрешения немецких властей. Ныне здесь прибывают особо чтимые Иерусалимский образ Божией Матери, мера с иконы Успенского собора Московского кремля, чудотворная Тихвинская икона Богородицы из Троицкого Оптина монастыря (этот образ был явлен в городе и стал Небесным Покровом Болхова), резной образ святой мученицы Проскевы Пятницы, редкий (времен Ивана Грозного) образ Спасителя. На сводах Рождественской церкви сохранились росписи XIX века. Этот храм является соборной городской церковью, одной из самых известных в Болхове. В настоящее время возродился в Болхове крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери от Христорождественской церкви к Троицкому Оптину монастырю. Христорождественская церковь до 1764 г. была женским монастырем «что в женском монастыре», а с 1784 г. из приписной стала приходской, по упразднению монастыря. Два купеческих дома, ходатайствовавшие об открытии ее в приходскую, да оставшиеся недоучки от 3-х штатного причта под фамилией Поповых (в числе 40 душ) составили первоначальное ядро прихода, названное по храму Христорождественским.

http://sobory.ru/article/?object=04692

(Читано в заседаниях Орловского Церковно-Археологического Комитета 3 и 10 февраля 1905 года). Содержание Составитель «Воспоминаний» Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов Келлии о. Макария Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа Сближение о. Иоасафа с о. Макарием Образ жизни и церковного служения о. Макария Внебогослужебные занятия о. Макария с народом Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова ». Руководственные книги Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве» Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг Содержание «Лепты» о. Макария Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва» Видение о. Иоасафом о. Макария во сне О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария  

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Спасо-Преображенский собор (Болхов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — главный православный храм города Болхов в Орловской области. Расположен на вершине Красной горы, на территории бывшего кремля, является основным историческим и экскурсионным объектом города. Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский собор, пожалуй, главное достояние Болхова. Его исторический и духовный символ. Величественный храм венчает расную гору и виден практически из любой точки города. Первая деревянная церковь появилась здесь еще в XVI веке, вскоре после основания Болхова. А 100 лет спустя на средства воеводы Ржевского был возведен первый каменный собор. В 30-х годах XIX века рядом с храмом появилась высокая классическая колокольня, а чуть позже был перестроен и сам собор. В 1851 году он приобрел нынешний архитектурный облик. Шестипрестольный храм вмещал 5 тысяч человек. Главный колокол весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Болхова. Собор был закрыт в 1930 году. Тогда же бесследно исчезло его богатейшее убранство. Новая власть жестоко обошлась с болховскими святынями. Если до революции здесь было 30 храмов — кстати, столько же, сколько и в Орле, то до сегодняшнего дня сохранилось 1; 6 из них — действующие. Восстановление Спасо-Преображенского собора началось еще в середине 1970-х годов. Были возвращены на место купола. Несколько раз возводились строительные леса. Летом 2000 года настоятелем храма стал протоиерей Александр Афонин; он сразу же начал здесь служить. В храме появились прихожане, которые всем миром стали залечивать его раны, своими силами привели в достойный вид нижнюю церковь. После обретения, сюда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были перенесены мощи священноисповедника Георгия Коссова. В 2004 году началась реставрация внешнего облика храма, которая выполнялась сотрудниками ОАО «Орёлстрой» под руководством генерального директора В.В. Соболева. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Рака с мощами священноисповедника Георгия Коссова

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Истощенный трудами организм легко поддался недугу, болезнь быстро приняла острую форму и перешла в тиф. Девятого мая архимандрит Макарий потребовал духовника; после приобщения Святых Таин над ним было совершено таинство соборования. По свидетельству очевидцев, Преподобный с удивительным терпением переносил жестокие страдания. Хотя старец и искал помощи у врачей и даже отослал келейника в Москву к своим друзьям и к «какому-нибудь знаменитому доктору» С. 45] (надо заметить, что святитель Филарет сразу же послал в Болхов своего личного врача, который приехал туда, когда земная помощь была уже не нужна). Преподобный Макарий вполне понимал всю серьезность своего положения. Напутствуя келейника, он наказал так отвечать митрополиту Филарету: «Если он только сам об этом спросит, – что по случаю тяжкой болезни не намерен ли он отложить свою поездку в Иерусалим, – что я еду неотложно в Иерусалим, и если он спросит: а по возвращении из Иерусалима где он намерен остаться, то сказать, что я там намерен остаться, где будет угодно Богу: если угодно будет Богу остаться мне в Иерусалиме, я там останусь 67 ; если же угодно будет Богу, чтоб возвратился назад, – я назад возвращусь, и где угодно будет Богу – в Киеве ли мне быть на покое, – там буду, в Москве ли или в Сергиевской лавре, в ските ли лаврском, – мне и там очень нравится; или в Болхов возвратиться, – я и в Болхов возвращусь, – мне болховский народ полюбился и он меня полюбил и почитает; братия здешняя для меня хороша и послушлива, ею я доволен; врагов у меня давно нет, – я со всеми мирен; я умираю спокойно и душа моя полна мира, и ничто меня смертное не смущает» С. 45]. Во время болезни Преподобный отрешился от всего земного и устремился душой в мир горний. Его состояние выразилось в строках, написанных незадолго до смерти: «Мой Бог ! Мой Царь-Отец! Спаситель дорогой! Пришел желанный день! Паду перед Тобой! Еще я на земле! Но дух Тобой трепещет! Зрю! Светит горний луч! Заря бессмертья блещет...» С. 83; 233. С. 538] О бодрственной готовности преподобного Макария к смерти свидетельствуют и слова, сказанные им еще до болезни: «Придет время, когда и меня позовет к себе Господь: «Макарий!» – «Я, Господи!» – «Иди сюда!» – и стряхнет гнилую плоть мою» С. 128].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Георгиевский храм (Болхов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевская церковь была построена в 1740 году, когда Болхов был еще городом-крепостью, защищавшим южные рубежи Руси. 76-метровая колокольня Георгиевского храма — самая высокая в области. Содержание История [ править править код ] Георгиевская церковь находится на высоком холме против Красной горы, за рекой Болховкой. Приход существовал уже в 16 веке в Стрелецкой слободе, нынешняя церковь построена в 1740-1746 гг., в 1749-1750 гг. была возведена колокольня. 24 июля храм был освящён. При нём находилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Война(1747г.) В 1817 г. колокольня и трапезная церковь были разобраны, в 1825 г. выстроена новая трапезная со Знаменским и Иоановским приделами, декорированная колонными портиками, в 1852 г. - отдельно стоящая громадная пятиярусная колокольня (РГИА.Ф.218.Оп.4.Д.393.). Храм был " благолепно расписан " (1844-1846 гг.). В 1862 г. на средства купца Кузьмы Губарева к трапезной пристроена предполагавшаяся ещё в 1850 г. паперть; через 11 лет вокруг устроена каменная ограда с часовней на южной стороне. Трапезная была перестроена во второй половине 19 в. и в нынешнем виде вместе с часовней и колокольней, лишённой завершения, сочетает элементы древнерусской 16-17 вв. и классической архитектуры. В трапезной сохранился древний иконостас середины 18в. В приходе, включавшем Стрелецкую слободу, с 1886 г. существовала школа грамоты, преобразованная в 1990 г. в церковно-приходскую. Последним настоятелем до своего ареста и последующей кончины в 1929 г. был священник Николай Косов, сын св. Георгия Косова, живший церковном доме напротив. Из этого храма происходила икона Богоматери " Взыскание погибших " (празднование 5 февраля), чтимые иконы Покрова(1707г.), Сошествия во ад и св.Богослова(1749 г.). Церковь была закрыта в 1930 г., с колокольни сброшены колокола. Здание использовалось под склад торговой конторы, внутри перестроена. С 1986 г. формально велись реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

Болхов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения Посадской слободы Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1730 и 1740. Адрес: Орловская обл., г. Болхов. ул. Фрунзе, между д. 7 и д.9 Координаты: 53.446075, 36.002246 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В городе Болхове Орловской области в день престольного праздника прошел молебен на руинах. Здесь стоит полуразрушенный Благовещенский храм. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы священнослужители и миряне помолились о восстановлении святыни. Видеосюжет на телеканале СОЮЗ Храм был построен между 1730 и 1740 годом, разрушен в советское время. Проект реставрации Благовещенского (Никитского) храма Болхова , единственного в Орловской епархии, посвященного этому двунадесятому церковному празднику, разработан весной 2015 года в Болховском благочинии. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Антония в первую очередь предполагается восстановление утраченной храмовой колокольни. В настоящее время над её фундаментом проложена асфальтовая дорога, которой исторически не было. Реставрационные работы в Благовещенской церкви запланированы Министерством культуры Российской Федерации на 2016 год. В поруганном, но не до конца разрушенном храме возрождается церковная молитва — с недавнего времени духовенством Болхова здесь совершаются регулярные молебны. Источник: Впервые Благовещенская церковь в «Микитской (Никитской) улице» на посаде за рекой Болховкой упоминается в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «...церковь Благовещенье Пресвятые Богородицы, да придел мученика Христова Никиты деревян клечет, а в нем образы и книги и колокола и всякое церковное строение попа Степана...» При церкви было кладбище, дворы попов и 3 двора бобылей. 21 сентября 1661 г. «судом Божиим» Благовещенская церковь сгорела, но в том же году митрополитом Сарским и Подонским Питиримом была выдана благословенная грамота на сооружение нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=02985

Земли Орловского края с 1-й пол. XII в. входили в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), кафедра которой после разорения монголами Чернигова была перенесена в Брянск (ок. 1246), после включения Верховских княжеств в состав Русского государства (1492, 1503) западные и юго-западные земли края (зап. часть Карачевского у., впосл. вошедшая в состав Болховского и Дмитровского уездов Орловской губ.) включены в состав Смоленской епархии (см. ст. Смоленская и Дорогобужская епархия ), после 1611 г. отнесены к Патриаршей области (с 1721 - Синодальная область ), в 1742 г. включены в состав Московской епархии . До 1764 г. основная часть региона (в т. ч. Болхов, Ливны, Мценск, Новосиль) относилась к Крутицкой кафедре . Кромы и Орёл с их уездами с момента основания относились к юрисдикции Коломенской епархии (до 1657, 1667-1764) и к юрисдикции Патриаршей области (1657-1667). Во 2-й пол. XVII в. предполагалось учредить самостоятельную епархию с центром в Болхове, к к-рой должен был быть причислен и Орёл; на Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако вслед. недостатка средств эти планы не осуществились. В 1764 г. западные и юго-западные земли региона, а также Орёл и Кромы с их уездами были включены в состав Севского викариатства Московской епархии, от Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами. В том же году Ливны с уездом из юрисдикции Крутицкой кафедры переданы в юрисдикцию Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ). В 1775 г. Болхов возвращен Крутицкой кафедре, Мценск передан в Севское вик-ство. В том же году Новосильский у. вошел в состав Воронежской епархии, в 1788 г. был отнесен к юрисдикции Коломенской епархии, в 1799 г. вошел в состав Тульской епархии (см. ст. Тульская и Ефремовская епархия ), где в 1920-1922 гг. существовало Новосильское викариатство , а после передачи Новосильского у. из Тульской губ. в Орловскую губ. в 1925 г. присоединен к Орловской епархии. Орловская епархия в кон. XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Шло время. В связи с ухудшающимся здоровьем архимандрит Макарий вынужден был покинуть Алтай. Он простился с сотрудниками и новокрещеными алтайцами в начале июля 1844 года, оставив преемника в лице протоиерея Стефана Ландышева. Последние годы своей земной жизни преподобный Макарий провел в Болховском Троицком Оптином монастыре Орловской епархии , где был назначен настоятелем. И здесь — казалось бы, в среде русских крещеных людей — он продолжал просветительскую работу, устроил катехизические курсы, учил основам веры и молитве. В начале 1847 года архимандрит Макарий получает разрешение на паломничество в Святую Землю. Но вместо земного Иерусалима его святая душа переселилась в Иерусалим Горний. Это произошло 18 мая 1847 года. Перед тем как отойти ко Господу, он сказал свои последние слова: «Свет Христов просвещает всех». В 1983 году архимандрит Макарий (Глухарев) был включен в Собор Сибирских местночтимых святых, а Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года за беспримерные миссионерские труды причислил архимандрита Макария к лику преподобных для общецерковного почитания. Современное почитание Почитание преподобного Макария началось еще в XIX веке, после его кончины. Воспитанники архимандрита Макария на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике — «незабвенном», как они его называли. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в год пятидесятилетнего юбилея Миссии (1880) в Макариевском миссионерском стане на названном в честь преподобного, инородец Софроний Чендеков, когда-то крещенный самим основателем Миссии, построил за свой счет новый храм. Ученики святого в день его именин (1 февраля н. ст.) всегда собирались в Улале на совместное богослужение. Кто-то даже ездил на его могилу в Троицкий Оптин монастырь в г. Болхов Орловской епархии. В 1912 году в Улалинском миссионерском стане построили Владимирский храм-часовню в память об основателе Алтайской миссии и его последователях. Даже в безбожные годы советской власти не удалось вытравить из народной памяти имя преподобного. Люди массово приезжали на его могилу в Болхов. В конце концов властям пришлось вскрыть ее и извлечь оттуда честные мощи. По информации журнала «Безбожник», это произошло в 1929 году. Где они находятся сейчас, неизвестно.

http://patriarchia.ru/db/text/5951231.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010