Храм выстроен из кирпича на средства купца Акулова. Колокольня относится к 20-30-м гг. XIX в. (на металлических конструкциях в основании ее шпиля сохранилась надпись об их изготовлении в 1833 г.). Крыльца пристроены в cep.XIX в. Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Она состоит из трех поставленных друг на друга четвериков» с арочными проемами в гранях. На флангах граней размещены пары коринфских колонн. Первый ярус завершен горизонтальным карнизом, второй -треугольными фронтонами, причем поля последних сливаются с плоскостью грани. Здесь у арочного закругления помещены рельефные изображения парящих ангелов, поддерживающих корону. Небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля. Основной объем представляет собою двухэтажную крестовокупольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма на высоких восьмигранных световых барабанах свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, в это время входившего в силу. С этим связаны: разбивка стен на прясла, их закомарные завершения, килевидные обрамления окон, форм крылец. Однако во многих формах и профилировках все еще сказывается влияние классицизма, об этом говорят стенки над закомарами, словно отголоски аттиковых композиций 1620-30 гг. Внутри эффектен просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство приближается к зальному, ибо все главы помещены примерно на одном уровне. Грани центральных столбов и противоположные им участки стен декорированы сдвоенными лопатками, между которыми перекинуты также сдвоенные арки. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами. В окнах сохранились узорные металлические решетки. Вдоль стены располагались хоры. Источник: http://www.art.oryol.ru/bolhov_spas_church.htm Приход соборной Спасо-Преображенской церкви не имеет точных границ, прихожане разбросаны по всем улицам. Как образовался приход – исторических сведений нет. Прежде бывший на этом месте храм построен воеводами Ржевскими (прихожанами церкви, погребенными в Николаевском приделе собора, судя по надписи на камне, в 1678 г.) и носил название Спаса-Преображенья.

http://sobory.ru/article/?object=04689

16 В последствии дорога от Москвы до Перекопи, называемая Муравским шляхом, лежала чрез Тулу и Ливны. Кни г. глаголемая Большая Чертёжная, изд. Г. Спасским, стр. 9. – Другая дорога именовалась Свиною. «А свиная дорога в Болхов от «Рыльска.» Стр. 111. «А свиною дорогою прихаживали... Татаровя.» Там же стр. 106. 19 «А по Боброку (речке) сечена лесом засека и надолбы по «реке Оке поставлены были, и острог, и ров копан, и в воде по речке по Боброку честик колье дубовое острое в «колоды ставлен.» «От Боброка до Белева 15 верст.» Книга глаголемая Больш. Чертёж, изд. Г. Спасским стр. 111, 112. 20 «А Белев от Мценска 60 верст.» Там же стр. 110. Следовательно, бывшая между Белевом и Мценском на речке Боброку засека находилась в 45 верстах от Мценска. 21 «А верх Руды с полверсты па правой стороне на Пахнутцовой дороге изо Мценска стоит сторожа, чтоб Пахнутцовою дорогою Татаровя не проходили.» Больш. Черт. стр. 106. Этот военный пост находился возле города Кром, слишком в 50 верстах от Мценска.» «А от Щижа кладязя и речки Олешны «на Новосильской и Пахнутцовой дорогах подле лесу стоит сторожа. Стрегут стражи изо Мценска.» А от Орла та сторона верст с 20; а от Мценска столько же, что от Орла.» Там же стр. 108. Была ли тогда нужна стража во Мценске, и было ли здесь укрепление, не показывается. 24 «И около всего города и посаду надолб и никаких крепостей нет.» Сдаточн. опись Мценска 7177 г. Смотр. прибавление сего описания. 25 Выражения: «С Польскою и Рускою сторону...» дают повод предполагать, что и засеки и крепости Мценская и около бывшие, устроены для предосторожности от вторжения Поляков и Литвы. Акт. Археогр. Комис, собран. в Библ. и Архив. том. III, акт 303. А слова: «до старого стоячего середняго до малого острогу...» Сдаточн. опис. Мценска 7177 г. И «да лесной завал на Столпицкой засеки, сечен возле старого завалу...» Акт. Археогр. Комис., собран. в Библ. и Архив. акт 304, том. III, – позволяют думать, что и крепости и засеки были и гораздо прежде известных, здесь описываемых.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

— Ну, прежде всего, мы с ним почти земляки. Он из города Ливны Орловской губернии, а мой отец из города Болхов тоже Орловской губернии. «Моя родина, носящая священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, — кажется я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его (…) То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей, — некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, все это мне было дано в восприятии родины (…) Она не насилует и не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шепотом нашептывает свои небесные сны. Она робко напоминает лишь о потерянном рае, о той надмирной обители, откуда мы пришли сюда». Протоиерей Сергий Булгаков Вообще фамилия Булгаков происходит от тюркского слова «булга», которое в русских говорах превратилось в самые разные слова, по смыслу близкие к значению «тревожный, беспокойный» и даже «скандалист и спорщик». И сам Булгаков не «новгородский русак». И характер его не такой нежный, лирический, восточнославянский. Розанов, который был преподавателем истории и географии в Елецкой гимназии, куда Булгаков, потеряв веру, сбежал из семинарии, писал в «Апокалипсисе нашего времени», узнав о принятии Булгаковым священного сана в 1918 году: «суровый, угрюмый, никогда не улыбался, не шалил». И для меня его образ — это образ такого немножко тяжелого, погруженного в себя, в свои мысли человека. Но честного. Честность — вот его основная черта… Сам Булгаков рассказывает, например, о своем «хождении» в политику. После того, как он побыл депутатом от Орловской губернии 2-й Государственной Думы в качестве беспартийного «христианского социалиста» и даже попробовал создать партию христианскую социал-демократическую партию, он испытал величайшее отвращение от того, что увидел: весь этот сброд, каких-то случайно попавших туда людей и откровенных жуликов – «уличная рвань, которая клички позорной не заслуживает». И честно рассказал об этом в своих дневниках и «Автографических заметках», книге совершенно упоительной именно в силу ее честности.

http://foma.ru/protoierej-sergij-bulgako...

Насколько все это было нужно и полезно для новокрещеных, и как они сами ценили деятельность Софии Вальмон, видно из того, что они скоро стали называть ее «матушкой». Но ей недолго пришлось работать здесь. Утомленный и трудами, и болезнями, архим. Макарий 25 дек. 1842 г. отправил в Св. Синод свое прошение об отставке, и тогда же отослал написанное Софией Вальмон прошение к настоятельнице Алексеевской женской общины Нижегородской Епархии о принятии ее туда в качестве сестры общины. Туда она уехала в средине мая 1843 г. Чрез год Вальмон по нездоровью и недоразумениям с сестрами, оставила общину и хотела опять ехать на Алтай. Но этого ее решения не одобрили ни м. Филарет, ни архим. Макарий. Тогда она поселилась в Москве у своих знакомых, Изьединовых. Здесь осенью 1844 г. по пути к новому месту своего служения в Болхове, навещал ее больную архим· Макарий. Чрез два года он звал ее в Болхов, чтобы она открыла там женскую школу, но расстроенное здоровье Вальмон помешало ей принять это предложение. В 1861 г. она была принята в доме призрения бедных девиц благородного звания С-Петербурге. София Вальмон до конца жизни интересовалась делами Алтайской миссии, служившими в ней и новокрещеными, и по мере сил оказывала ей содействие. Подробнее см. в Правосл. Благовестнике 1904 г., 1, «София де Вальмон», и 2, где помещен отрывок из миссионерских ее записок, под заглавием: «Некоторые сведения о крайней бедности Алтайских новокрещеных». Из писем и записок архим. Макария к Софии Вальмон, доселе напечатано 33 (Письма 1860 г., II, стр. 77−142). В библиотеке Казанской дух. семинарии сохранились оригиналы 25 из них, и сверх того подлинники 14 ненапечатанных писем. Часть их содержит совет! и наставления архим. Макария по предметам службы Софии Вальмон, часть относится к устроению ее жизни, и часть является ответами на ее нравственные запросы. 196 594 Достопочтенная Сестра о Господе! Вот вас Господь опять благословляет ученицею. Принимайте только благословения Его, и соответствуйте им вашим усердием и трудолюбием, и послушанием, и упованием, и терпением, и постоянством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

- Мне эти деревни сниться будут. Наизусть выучил, - пожаловался Шурик. - Слышь, Юль, проверяй по карте: Глазуново, Карандаково, Тулянский, Тельчье, Белый Колодец, Лыкова. - Вознесенский пропустил. - Вознесенский, Лыкова, Однолуки. - Молодец. - А сейчас проезжаем Васькова, - обернулся к ним Гнилой. - А почему не Васьково? - полюбопытствовал Бугай. - Так вроде правильнее. Может, ошибка? - А почему Лыкова, а не Лыково? Ладно, выходим. - С этими словами Шурик открыл дверцу. Но и в этой деревеньке о Кирееве никто ничего не слыхал. Впереди уже виднелись пригородные слободы Болхова. После небольшого совещания было решено, проскочив этот городишко, километров 20-25 проехать по белевской дороге. Больше, резонно решили охотники за иконой, Кирееву за день не одолеть. Так они и сделали, даже перевыполнив план, и доехали до Белева. Будто в воду канул бородач. В Болхов " Сааб " вернулся, когда уже стемнело. - Хорошо, что хоть гостиница в этом паршивом городишке есть, - заметила Селиванова. - Повезло, - процедил сквозь зубы Бугай. Но оказалось, что им действительно повезло. Завтра должен был открыться рынок, а потому гостиница работала, в отличие от будних дней недели. Когда же дежурная, которую Юльке удалось разговорить, сказала, что в городе видели бородатого незнакомца с рюкзаком, настроение у компании сменилось на противоположное. Юлька даже узнала, что приезжий ночевал у местного священника, отца Владимира. - Шурик, - позвала Селиванова напарника. - У меня плитка шоколада лежит, тащи ее сюда. Я тетку до конца раскалывать буду, а вы устраивайтесь. - Молодец, - похвалил Шурик, - работай. А то, может, рванем к священнику? Вдруг этот еще у попа? - Это паршивый, маленький, но все же город. Если они приезд одного человека заметили, то наш тем более. - Понял, - хмыкнул одобрительно Шурик. - Брать в поле будем. Особенно обрадовался известию о том, что Киреев был, а возможно, еще находится в Болхове, Гнилой. - Это же настоящая охота, сафари. Когда добыча тебе сама в руки лезет - неинтересно. А я азарт люблю. Чтоб добыча хитрая была, сильная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2108...

В том же году, осенью, он совершил путешествие в Москву 172 . Неизвестно точно, зачем он ездил туда. Быть может для справок и поправок в своем переводе Библии, может быть для издания «Лепты» – сборника религиозно-нравственных стихотворений, может быть для приобретения книг, нужных для перевода и для раздачи богомольцам, а может быть в виду вновь предположенной им поездки в Иерусалим 173 . Но замечательно, что и в этом вопросе о. Макарий обошел молчанием м. Филарета. «Вы, кажется, кроете от меня, что проситесь в Иерусалим, писал ему митрополит 9 авг. 1846 г., но я много раз о сем слышу, и хотя однажды скажу, что, кажется, подвиг ваш совершен прежде, когда вы просили о сем начальство, и при его молчании на просьбу, хорошо было бы воспользоваться случаем к упражнению в отречении от своей воли». Неоткровенность архим. Макария так сильно подействовала на митрополита, что он сам в этот раз отказал ему в гостеприимстве: «Хозяин Троицкого подворья очень рад, как всегда вашему посещению и вашей беседе; но подворье не очень желает послужить вашему жительству, потому что хочет более прежнего беречь немощь своего хозяина, при расположении комнат, не удобном для разделения жительства» 174 . Поселился о. Макарий у одного из своих знакомых, Д. И. Попова . По возвращении в Болхов, о. Макарий, уже с разрешением на поездку в Иерусалим, усиленно стал ликвидировать свои литературные дела. Означенному Попову он отослал для представления в цензурный комитет свой перевод Бесед св. Григория Двоеслова . Ему же поручил заботу о втором издании своей Лепты. Особенно торопил он переписчиков русских переводов библейских книг. Вот что писал он о. Лаврову в начале 1847 г.: «Сделайте милость побольше времени употребляйте на соглашение списков библейских книг, и помните, что как только откроется летний путь и просохнут дороги, мне непременно, если Господь благословит, надобно будет приступить к исполнению путешествия; и посему вам также должно непременно к маю месяцу возвратить ко мне книгу прор. Иеремии с Плачем его и книгу Иезекииля; что касается до исторических книг, я постараюсь прислать в Москву один экземпляр их, исправленный, а если не успею, то не прогневайтесь, не трудно будет исправить ошибки писца даже по латинскому переводу Шмида, а притом исторические книги и в славянском переводе понятны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Весьма желательно присутствие уважаемого Н. И. Троицкого в нашем Орле именно 18 мая 1897 г., когда здесь, совместными усилиями Орловской ученой Архивной Комиссии и Орловской Духовной Семинарии, а вероятно и Орловского Петропавловского Братства, имеет быть справляем предстоящий юбилей о. Макария, когда утром после литургии (тем более, что 18-е мая приходится в воскресенье) несомненно будет торжественное юбилейное собрание в Семинарии, перед вечером вероятно Братство устроит народное юбилейное чтение об о. Макарии в образцовой двухклассной Троице-Васильевской школе, а вечером, также по всей вероятности, наша Архивная Комиссия соберется достойно почтить память о. Макария. – Приезд Н. И. Троицкого в Орел весьма желателен и в том отношении, что в Орле, по инициативе г. Начальника губернии и вместе Председателя нашей Архивной Комиссии А. Н. Трубникова, предполагается в скором времени открытие местного губернская музея; а Н. И., как учредитель замечательного Тульского древлехранилища и вместе член нашей Архивной Комиссии, несомненно мог бы поделиться с членами Комиссии своими практическими советами и указаниями, тем более, что в Орле, кроме предполагаемого к открытию музея, его может много интересовать, как вообще самый город Орел, между прочим, и как соседний с Тульскою губерниею, так и существующие в нем археологические учреждения, можно сказать, уже стоящие на твердой серьезной почве – архивная комиссия и семинарское древлехранилище, из коих последнее особенно много обязано своею солидной постановкой почтенному и деятельному члену нашей же Архивной Комиссии, Препод. Семинарии, Ив. Ал. Богданову. Что касается Белевского уезда, куда также намерен отправиться Н. И. Троицкий , нужно полагать, прямо же из Орла – и в таком случае всего вероятнее через Болхов, в котором почивает о. Макарий, то эту поездку г. Троицкого желательно бы видеть поставленной в связь со всем тем, о чем уже так многократно говорилось и в моих сообщениях в Орловскую Архивную Комиссию – относительно граничных местностей Орловской и Тульской губерний, и именно в пределах Болховского и Белевского уездов по Оке и ее притокам, столь изобилующим интересными остатками глубокой, даже доисторической, старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Шведская война, коснувшаяся пределов Белогородской епархии, несомненно отразилась на судьбе небольших городов и отдельных мест. Так, например, село Грайворон, принадлежавшее Белогородскому архиерейскому дому (ныне уездный город Курской губ.), значительно опустело после 1708 года «за шведским разорением»; некоторые грайворонские вольные люди заходили в другие слободы, «за безлесием»; в 1718 – 1720 г. моровое поветрие погубило много грайворонцев. 68 С 1714 года началось принудительное выселение из пределов Крутицкой и Белогородской епархий в донские степи. Указанные общие причины, отозвавшись несколько на густоте населения и судьбе отдельных пунктов Белогородской епархии в начале XVIII века, слишком мало отразились на общем составе её епархиальных городов. В состав Белогородской епархии, как в конце XVII в., так и в начале XVIII в. входили старые города: – 1) Белгород (кафедральный), – 2) Обоянь (входивший в титул) и епархиальные: – 3) Курск, – 4) Старый Оскол, – 5) Болхов, – 6) Карпов, – 7) Хотмыжск, – 8) Вольный, – 9) Алешня, – 10) Короча, – 11) Яблонов, – 12) Новый Оскол, – 13) Верхососенск, – 14) Усерд, – 15) Ольшанск, –16) Недригайлов,– 17) Валуйки, – 18) Чугуев, – 19) Каменный,– 20) Харьков, – 21) Колонтаев, – 22) Городня – 23) Краснокутск, – 24) Валки, – 25) Нежин, – (?) 26) Двуречный, – 27) Салтанов, – 28) Змиев, – 29) Маяцкий, – 30) Тарбулыслей (Булыклей), – 31) Царево-Борисов, – 32) Боровной, – 33) Изюм, – 34) Бишкин, – 35) Тор. Из перечисленных городов мы почему-то не встречаем в числе городов, вошедших в состав губерний 1708 г., Недригайлов и Городни. С другой стороны, на территории Белогородской епархии среди старых городов возникло значительное число так называемых полковых и сотенных городов, расписанных в 1708 году по двум губерниям: Киевской и Азовской. В Киевской губернии такими городами были Богодухов, Мурахва, Сенное, Сумы, Краснополье, Золочев, Рублевка, Городное, Суджа; в Азовской – Лиман, Купчинка, Савинский и Сенковский. 69 В 1730 году в ведомости о лазаретных деньгах в составе Белогородской епархии значатся только: Белгород, Обоянь, Курск, Харьков, Змиев, Ахтырка, Боромолка (Боромля), Изюм, Чугуев, Салтов, Печенега, Вольный, Лебедин, Красный Кут, Богодухов, Мижириц, Старый Оскол, Новый Оскол, Краснополье, Короча, Сумы, Волунка (Валуйка), Суджа, Мирополье, Хотмыжск и Карпов. 70 Тут не названо очень многих даже старинных городов, таковы: Ольшанск, Усерд, Верхососенск, 71 вероятно, потому, что небольшие города вошли в уезды значительных городов, в качестве сел, а другие не внесены в ведомость. Ведомость о лазаретных деньгах со списком городов Белогородской епархии за 1730 г. нужно назвать неполной. Как увидим, почти все города Белогородской епархии, бывшие в ней в конце XVII в., остаются в ней даже в половине XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Во имя веры и спасения родины от власти иноземцев вставала и собиралась Земля. По всей стране собирались воинские люди под предводительством городских воевод или избранных вождей, и направлялись к Москве для освобождения ее от поляков. С севера шли городские ополчения, такие же, какие незадолго до того сражались против тушинцев с князем Скопиным. Из центральных областей поднимались дворянские отряды. С юга и из Калуги приближались казачьи отряды, служившие Тушинскому Вору и теперь желавшие послужить Москве против общего врага – поляков. Главный двигатель этого восстания в безгосударное время был патриарх Гермоген. Салтыков пришел к нему с боярами и говорил: «Ты писал, чтоб ратные люди шли к Москве, теперь напиши им, чтобы вернулись назад». «Напишу», – отвечал Гермоген, – если ты, изменник, вместе с литовскими людьми, выйдешь вон из Москвы; если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру; вижу ей поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле пение латинское, и не могу терпеть». Патриарха отдали под стражу, приказав не пускать к нему никого. Но «бесстрашные люди» из Нижнего Новгорода и других городов находили возможность проникать к патриарху, чтобы просить указаний, что делать. И Гермоген продолжал воодушевлять население на защиту православной веры и независимости родины. XXVI. Притеснения москвичей поляками. Поляки, осажденные в Кремле Пока Сигизмунд, считая необходимым взять Смоленск, тратил время в бесплодных, унизительных для своего достоинства переговорах, восстание в Московском государстве росло, а поляки своим поведением подливали масло в огонь. Украинские города, бывшие за Вором: Орел, Болхов, Белев, Карачев и др., по смерти Вора присягнули королевичу, но королевские люди, не смотря на это, выжгли их, а жителей – кого побили, а других взяли в плен. После отъезда Жолкевского, жители Москвы стали все более подвергаться насилиям со стороны поляков. По вечерам побивали людей, проходивших по улицам. Русским воспрещено было носить не только какое либо оружие, как например, сабли, топоры, но даже ножи. Воспрещалось привозить на продажу, мелкие дрова и колья, которыми могли бы при возмущении воспользоваться жители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лев Гудков: Ленин был категорически против «заигрываний с Боженькой», как он выражался, в своей собственной среде. С другой стороны, мало кому известно, что в рядах всех революционных партий больше всего в процентном отношении было выходцев из духовного сословия. Не забывайте о том, что «Азбуку коммунизма» сочинил Евгений Преображенский, выходец из священнической среды, город Болхов Орловской губернии. Что такое революции, в смысле религиозном? Это смена одной веры на другую, только и всего. Да, большевики были верующими людьми, а то, что за ними шли ленинские подонки, как сказали, это естественно, потому что в хвост всегда пристраиваются люди такого склада – тоже ничего необычного нет. Ленин это прекрасно знал, но разводил руками: знаете ли, без этого нельзя. «В чистых белых перчатках нельзя делать революцию. Да, за нами идут вот такие. Впереди нас идут еще более отвязанные – это революция». Анна Данилова: У нас возникает очень спокойная картина такого чисто теоретического антагонизма, полемики, в которую немножко не укладываются тысячи новомучеников. Алексей Юдин: Но это же уже другая протяженность исторически? Анна Данилова: Ну, почему? Митрополит Киевский Владимир и так далее. Алексей Юдин:  Белый процесс, безусловно. Где здесь роль Ленина, тоже вопрос. Владимир Булдаков: Ленин таких приказов не издавал и не мог издать. Допустим, январь 1918 года – одна из первых жертв, священник Скипетров у Александро-Невской лавры. Понимаете, там никто не собирался его убивать, но головы были горячие в то время, ну, так и случилось, что погиб. Он новомученик, но говорить о том, что его сознательно убили, не приходится. Были жертвы. Я могу привести истории жесточайших расправ с епископами, с рядовыми священниками, их масса. Но имейте в виду, что в революцию в низах творятся совершенно жуткие вещи. Из этого вовсе не следует, что Ленин отдавал приказ. Если Ленин сказал: «Хорошо, вы повесите десять тысяч кулаков или кого-то еще», – это не значит, что он готов был подписаться под этим. Это в пылу было сказано. Ему казалось, что его соратники недостаточно решительно действуют, только и всего.

http://pravmir.ru/nastoyashhiy-lenin-bez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010