Вот стихотворение Бориса Алмазова «Социалисты», написанное в 1871 году: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В трескучих фразах утопая, Кричала Герцену ура! В те дни неведомая сила, Как аравийский ураган, Вдруг подняла и закрутила Умы тяжелых россиян; Все пробудилось, все восстало И все куда-то понеслось – Куда, зачем – само не знало, – Но все вперед, Во что б ни стало, Спросонок пер ленивый росс. Чиновники, семинаристы, Кадеты, дамы,гимназисты. Квартальные, профессора, Грудные дети, фельдшера. Просвирни, даже генералы – Всё поступило в либералы, Бывало, если гимназиста, Лет эдак в девять прогрессиста, Слегка начальство посечет, Уж он на власти гневом пышет, На суд журнальный их зовет И в «Колокол» доносы пишет, И благодушный Огарев На целый мир подъемлет рёв. Бывало, кто без уваженья Смел о разврате говорить, ему не жить – « Он враг прогресса, просвещенья», Все дружным хором закричат: Он враг младого поколенья!» Начальник не дерзал дышать И ощущал благоговенье, Неловкость и священный страх При либеральных писарях Из молодого поколенья, И штрафовать их не дерзал За упущенья, беспорядки, И по гуманности прощал Им пьянство, леность, даже взятки! Когда ж решался сдуру он, Отсталый вспомнивши закон И мнимый долг свой исполняя, Из службы выгнать негодяя, – То открывалось невзначай, Что удаленный негодяй Был не простой, обыкновенный Мерзавец добрых старых дней, Но жрец доктрины современной – Мерзавец – проводник идей; Что был он в Лондоне известен, И был хоть на руку нечист, Но был в душе глубоко честен, Как всякий истый коммунист, – Тогда «общественное мненье» Вдруг поднимало страшный вой: «Где ж наш прогресс, где просвещенье, Когда погиб за убежденья Наш гражданин передовой!» В ХХ веке Николай Лосский точно сказал о Бердяеве, что тот «был просто одержим мракобесием свободы» 19 . А в 1935 г. в Париже диспут по поводу софиологии закончился тем, что Борис Вышеславцев просто избил Максима Ковалевского, одного из единомышленников В. Лосского  и оппонента о. Сергия Булгакова 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Уверяю вас, что в золотой век могут попасть люди даже в генеральских чинах. Да попробуйте только, ваше превосходительство, хотя бы сейчас, — вы же старший по чину, вам инициатива, — и вот увидите сами, какое пироновское, так сказать, остроумие могли бы вы вдруг проявить, совсем для вас неожиданно. Вы смеетесь, вам невероятно? Рад, что вас рассмешил, и, однако же, всё, что я сейчас навосклицал, не парадокс, а совершенная правда… А беда ваша вся в том, что вам это невероятно. Глава вторая I. Мальчик с ручкой Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую елку перед Рождеством, я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников , из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол, …и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал… Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

В частности, стараниями Михайловского комитета, стремящегося удержать свою самостоятельность, открыт приют для дневного пребывания детей во время отлучек их матерей на заработки. 3) Общество для призрения младенцев и родильниц. Оно основано было в 1863 г. небольшим кружком лиц, пожелавших изыскать меры к облегчению участи подкидышей и родильниц беднейшего класса населения. Кружок задался, было мыслей учредить нечто в роде воспитательного дома, но правительство нашло нужным оставить за устроенным приютом, именуемым Павловским, значение лишь передаточной станции для младенцев. В силу этого, обществом принимаются подкидыши, доставляемые полицией, грудные младенцы, оставшиеся без родителей и, наконец, дети таких родителей, которые находятся в безвыходной нищете. Кормление грудных детей совершается обществом по преимуществу чрез пригородных кормилиц, что повсюду признается теперь более целесообразным. На этом благотворительном учреждении должны, по нашему мнению, сосредоточиться все симпатии общества. Не проценты с продаваемых в клубах карт, а прямые пожертвования каждого гражданина должны его обеспечивать. 4) Комитет Когановских учреждений. Так называется не большое, состоящее под председательством одесских архипастырей, общество для заведывания домами, пожертвованными почетным гражданином Овсеем Коганом, в которых находятся дешевые, а иногда и совершенно даровые квартиры для бедных. Одно из отделений таких квартир занимается самыми недостаточными студентами нашего Университета. Кроме того, там есть еще рукодельня, для доставления за скромную плату заработков бедным трудолюбцам. 5) Славянское благотворительное общество. Хотя главным назначением этого общества и служит поддержка прибывающих к нам для образования западно-южных славян, тем не менее оно принимает на себя и другие задачи в деле благотворения. Так в минувшую войну, оно принимало деятельное участие в облегчении участи страждущих и больных воинов. Оно же устраивает теперь популярные чтения для народа в Массовском ночлежном приюте. Оно имеет на попечении своем одно учреждение, именуемое Питомником славянских девиц, основанное в 1874 г., при участии некоторых проживающих здесь славян. Заведение это чрезвычайно полезное, а юные питомицы его, обучающиеся в Мариинской гимназии, представляют собою образец трудолюбия и благонравия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Устыдимся по крайней мере ночных стражей, если не стыдимся кого другого. Они в исполнение человеческого закона с громким криком ходят по ночам во время стужи и ходят по улицам часто обмокшие и иззябшие; ходят для тебя, для твоей безопасности и для сохранения твоих денег. Страж о твоих деньгах так печется, а ты не печешься о своей душе. Я не принуждаю тебя ходить на открытом воздухе, как он, ни кричать громко, ни надрываться; но дома, в самой спальне, преклони колени и призови Владыку своего. Для чего сам Христос проводил ночи на горе? Не для того ли, чтобы быть нам примером? Тогда, т.-е. ночью, оживают растения; тогда и душа, более чем они, принимает росу благодати. Что днем опалено солнцем, то ночью прохлаждается. Более всякой росы ночные слезы погашают запальчивость и разгорячение и не допускают до порочных страстей. Если же душа не получит сей росы, то днем она будет опалена. Да не будет кто-либо из нас опален сим огнем. Но да прохладит и усладит нас Бог человеколюбием своим, дабы все мы освободились от тяжести грехов благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа». Златоуст любил духовное пение и придавал ему высокое религиозно-нравственное значение. Чтобы утвердить в народе усердие к духовному пению, он ввел пение священных песней в домах, в мастерских, во время работ на полях. «Ничто, – говорил он, – не возбуждает так и не окрыляет душу, ничто не располагает так к любомудрию и не возвышает над житейским, как гармонический стих и священная песнь, сложенная по закону ритма. Наша природа так услаждается песнопением, что и грудные беспокойные дети засыпают под пение. Путешественники, в жаркий полдень едущие, пением облегчают тяжесть своего путешествия. Поют земледельцы, мореходцы, женщины, занятые своими домашними работами. Все эти люди поют для того, чтобы усладить труды свои, потому что душа при звуках песни легче выносить скуку и труды. Если так полезны песни обыкновенные, то тем более псалмы, доставляющие удовольствие и пользу. Эти псалмы – источник освящения, потому что Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И всё-таки и здесь не обходилось без крови. Кто хотел работать, вопреки их подговорам и приглашениям, того просто-напросто силой прогоняли с работы. Дошло до того, что машинистов и кондукторов, которые всё-таки продолжали работать, убивали и расстреливали на паровозах, в вагонах, на станциях. Кого хотят обмануть социал-демократы, называя эти свои действия «мирными»? Забастовка – то же самое насилие, насилие над теми, которые не сочувствуют забастовщиками. Разве больные, которые не могли получить лекарство из забастовавших аптек и умирали беспомощными, оставляя без средств семьи свои, сочувствовали социалистам? Разве пассажиры на железных дорогах, вынужденные неделями в голоде и холоде сидеть по станциям без известий о своих родных, без заработной платы, – разве они сочувствовали социалистам? А сколько страданий перенесли бедняки при этих забастовках, – это и перечислить и описать невозможно! Грудные дети умирали на руках у матерей в холодных станциях, без молока и пищи. Голодающие крестьяне неурожайных местностей не могли дождаться подвоза хлеба... Прибавим к этому одно: кому же помогли социалисты этими забастовками? Заводы закрылись; десятки тысяч рабочих остались без куска хлеба и без заработка. Заказы на сотни миллионов рублей ушли за границу и обогатили тамошних фабрикантов и рабочих, отлично понимающих, что бастовать – это значит рубить сук, на котором сидишь, т.е. готовить себе гибель. И действительно, самая неудачная война не могла принести России столько убытка, сколько забастовки за последней год. Довольно сказать, что война японская стоила 1–1½ млн. руб. в день, а одна только железнодорожная забастовка приносила в день 2 млн. руб. убытка, забастовка рабочих на фабриках 3–5 млн. руб. убытка каждый день и т.д. Результатом явилось закрытие заводов, а вследствие этого десятки тысяч рабочих остались без заработка. Забастовки и бунты создали нищету народа. Нищета же, как это всем известно и как об этом особенно твердят сами социалисты, только понижает плату за труд и усиливает капиталистов, предпринимателей, промышленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Условно-рефлекторная регуляция теплообмена лежит в основе закаливания. Систематическое применение холодовых процедур вырабатывает комплекс условных рефлексов, способствующих быстрому и адекватному реагированию организма на охлаждение. Грудные дети легко переносят понижение температуры на 3–5 ° и гораздо хуже ее повышение даже на 1–2°. Так, повышение у них температуры более чем на 2 ° создает угрозу для жизни. В подростковом возрасте наблюдается иногда хроническая гипертермия (повышенная температура), особенно свойственная тем, кто страдает вегетативным неврозом, аллергическими заболеваниями. Гипертермия может возникнуть при интенсивной мышечной работе или эмоциональном напряжении (переживание, публичное выступление и т. д.). Теплоотдача у детей и подростков происходит более интенсивно, поэтому охлаждение в воде у них наступает быстрее, вот почему обливания детей должны быть короче по времени. Все описанные в главе методы доступны каждому в домашних условиях и непременно должны войти в программу самостоятельных занятий физкультурой. Важно только, в совершенстве овладеть всеми приемами, правильно их выполнять и регулярно применять. Глава IV. Если хочешь быть здоров В предыдущей главе вы познакомились с приемами (и, надеюсь, начали их осваивать), регулярное, точное и умелое выполнение которых способствует физической реабилитации страдающих респираторными заболеваниями и профилактике ОРЗ. Теперь настало время научиться применять эти приемы на практике – в соответствии с возрастом, диагнозом, погодой и т. п. Необходимый методический материал изложен применительно к периодам болезни. Как вы увидите, труд предстоит весьма и весьма нелегкий (это доказывают и приведенные выше примеры). Но и цена ему велика – возвращение в дом радости здоровья! Период предвестников заболевания С момента появления первых признаков надвигающейся болезни (внезапная вялость, беспокойство, потеря аппетита, неспокойный сон, затрудненное дыхание, увеличение потливости, бледность и другие) физкультурный уход и за ребенком и за взрослым принимает свои характерные черты. Предстоит обеспечить организму использование всех его физиологических возможностей для успешной борьбы с респираторной инфекцией без лекарств.

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

Опасности чрезмерно высокого подъема температуры, судорог легко избежать – надо только правильно пользоваться приемами закаливания водой. Так, обливания следуют через час-полтора, после каждой процедуры температура понижается на 0,5–2°, остается такой некоторое время, а потом снова повышается (до 38,5° и больше). Если отметить точками на температурном графике все колебания температуры с момента возникновения болезни и до выздоровления и соединить эти точки сплошной линией, получится синусоида. Подчеркну еще раз: если вы точно выполняете все методические указания и советы, соблюдаете необходимый режим, не пугайтесь холодной воды, а вместе с ней и дополнительных простуд, смело приступайте к закаливанию водой. Вот как оно проводится с учетом возраста. Грудные дети. Комфортная вода нужна им лишь в гигиенических целях, для закаливания подходит только холодная. Знайте, что ни низкая температура воды, ни длительность купания не способствуют простуде, ибо организм ребенка на холодовой раздражитель немедленно отвечает таким бурным обменом веществ, что впору думать о том, чтобы потом в пеленках он не перегрелся! Об окончании купания малыш сам даст знать дрожанием подбородка. Одной простынкой промокните его тело и уложите затем на стол для массажа, при этом дайте ему полежать раздетым (прекрасная воздушная ванна), а уж пеленать будете потом. Как часто следует купать? Делайте это сразу после сна, после прогулки (боязнь, что он от холодной воды перевозбудится и не уснет – заблуждение), после «компресса» в пеленках купание – лучшее удовольствие для ребенка. В результате научных исследований и огромной реабилитационной практики было установлено, что нет противопоказаний в применении холодной воды в физическом воспитании младенцев, страдающих респираторными заболеваниями и аллергозом. Тем не менее далекие от физкультуры родители едва ли не в ужас приходят от одной мысли, что им предстоит с целебными целями купать в холодной воде ребенка, подверженного, например, экссудативному диатезу или нейродермиту, против которых и самые мощные лекарственные препараты оказываются бессильными. Опасения их напрасны.

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

В самом деле, вот сонм апостолов, три года бывший вместе с Христом и наученный многому относительно бессмертия и прочих тайн; они творили дивные и необычайные знамения и видели Его столько времени творившим чудеса, получили участие в трапезе с Ним, в беседе и таких речах, и наставлены были во всяком роде учения; эти апостолы, постоянно удерживавшие Христа, привязанные к Нему, как грудные дети, и беспрестанно спрашивавшие Его: «Куда идешь?» («камо идеши?»), когда услышали слова, наводившие на них уныние, так были подавлены силой этого уныния и до такой степени исполнились печали, что уже не расспрашивали Его об этом. И укоряя их за это, Христос говорил: «Вы слышали, что Я «иду к Пославшему Меня», и иду к вам, «и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печаль... наполнила ваше сердце» ( Иоан. 16:5–6 ). Видишь, как сила уныния затемнила любовь, как она сделала их своими пленниками и подчинила себе? А опять тот славный Илия (не отстану от него даже и теперь), после бегства и удаления из Палестины, не вынося тягости уныния (и действительно, он очень унывал; на это указал и писавший историю, говоря, что «пошел, чтобы спасти жизнь свою» («отиде души ради своея») ( 3Цар.19:3 ), – послушай, что говорит в своей молитве: «довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» («довлеет ныне... Господи, возми... душу мою от мене, яко несм аз лучший отец моих») ( 3Цар.19:4 ). Так (смерть) – это страшилище, эту высшую степень наказания, эту главу зол, это возмездие за всякий грех , он просит как желанного и хочет получить в качестве милости. До такой степени уныние ужаснее смерти: чтобы избежать первого, он прибегает к последней. 5 . Здесь я хочу разрешить тебе один вопрос. Я ведь знаю твою любовь к решениям подобных вопросов. Итак, что же это за вопрос? Если он думал, что смерть легче, то зачем он убежал, оставивши и отечество, и народ, чтобы не подвергнуться смерти? Почему он тогда избегал ее, а теперь ищет ее? Чтобы тебе знать и отсюда в особенности, насколько уныние тягостнее смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010